дамба что это значит
Значение слова дамба
Словарь Ушакова
д а мба, дамбы, жен. (нем. Damm) (спец.). Насыпь или вал на берегах для предохранения от затопления или размывания или для удержания воды в водохранилище.
Архитектурный словарь
Земляная насыпь с дорогой поверху, защищающая местность от разлива воды либо разделяющая водоемы.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Словарь терминов МЧС
1) гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от наводнений, для ограждения искусственных водоемов и водотоков, для направленного отклонения потока воды;
2) гидротехническое сооружение из намывного грунта (речного аллювия), земли, камня, бетона, предназначенное для защиты территории, инженерного объекта от затопления, разрушения водным потоком, занесения наносами (защитная Д.), для изменения направления течения воды в реке или стеснения потока при выправительных и регуляционных работах (струенаправляющая Д.), а также для образования подпора на водохранилищах. Д. могут перегораживать все русло и пойму (плотины водохранилищ), пойму (подходы к мостовым переходам), рукава реки, часть русла (полузапруды), быть вытянутыми вдоль русла (продольные Д.), представлять собой искусственные валы, возвышающиеся над максимальным уровнем половодья (Д. обвалования, возведенные для противопаводковой защиты). Высота струенаправляющих Д. (полузапруд, продольных Д.) зависит от регулирования русла в межень или половодье (Д, меженного или весеннего регулирования).
Геоморфологический словарь-справочник
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Насыпь, вал для предохранения местности от затопления, для ограждения водохранилищ и т.п.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: плотина, запруда, перемычка, мол
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ДАМБА, ы, ж. Гидротехническое сооружение вал для предохранения от затопления водой низких мест, для ограждения водохранилища. Оградительная д.
| прил. дамбовый, ая, ое.
Словарь Ефремовой
ж.
Гидротехническое сооружение, вал для предохранения низких мест от затопления,
для ограждения водохранилища, регулирования речного русла и т.п.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— искусственное возвышение в виде вала, большею частью из земли, иногда же из фашин, камня или соединения этих материалов. Д. строятся в низких местах долин, в болотах и руслах рек, а также вдоль морских берегов, для проведения полотна дорог над водою или же для целей гидротехнических (см. Внешние портовые сооружения, Плотины). Высота Д., назначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокою водою (см. Горизонт воды в реках), причем полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м (для русских железных дорог установлено 0,6 саж.). Ширина Д. поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских Д. — условием устойчивости. Ширина основания Д. зависит от ширины ее гребня, высоты Д. и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных Д. предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна. Откосам земляных Д. придают уклон одиночный или полуторный, т. е. ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких Д. устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так наз. бермы, шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость Д. и затрудняют размыв откоса водою. Д. насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причем каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку Д., неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же Д. часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы Д., подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы Д. к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов Д. употребляются также фашины, колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если Д. строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием Д. и способствовать ее разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести Д. При постройке наших железных дорог в Полесье, искусственные основания для Д. в болотах устраивались из деревянных ростверков. При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение Д. значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками (см.). В недавнее время для увеличения устойчивости речных Д. стали делать ядро насыпи из камня или бетона (Д. нового Кротонского водопровода близ Нью-Йорка).
Значение слова «дамба»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДА’МБА, ы, ж. [нем. Damm] (спец.). Насыпь или вал на берегах для предохранения от затопления или размывания или для удержания воды в водохранилище.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
да́мба
1. спец. насыпь или вал на берегах для предохранения от затопления или размывания или для удержания воды в водохранилище ◆ Мурманск, город мой широкоплечий, // Грудью дамб улёгся на залив. А. В. Подстаницкий, «Мурманск вечером», 1940 г. // «Полярная правда»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: единичность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «дамба»
Синонимы к слову «дамба»
Предложения со словом «дамба»
Цитаты из русской классики со словом «дамба»
Сочетаемость слова «дамба»
Какой бывает «дамба»
Понятия со словом «дамба»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «дамба»
Если на реке построить дамбу, она заблокирует поток воды и образуется озеро.
Но случались минуты, когда грохот ливня прорывал дамбу отчуждения и тогда оглушал – под его напором отступали любые чувства.
Строительство дамбы завершилось на два года раньше планируемого срока и длилось с 1931 г. по 1936 г. включительно.
Синонимы к слову «дамба»
Ассоциации к слову «дамба»
Сочетаемость слова «дамба»
Какой бывает «дамба»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Дамба
Да́мба – гидротехническое сооружение для временного удержания воды, разделения акваторий на функционально различные части, защиты частей акваторий от волнения, защиты территорий от затопления, направления потоков и др. целей.
Дамбы схожи с плотинами, однако в отличие от плотин могут и не быть подпорным сооружением (например, разделительные или оградительные дамбы в акваториях водохранилищ), могут воспринимать напор лишь время от времени (оградительные дамбы), и располагаться часто не поперёк, а вдоль потока (противопаводковые дамбы).
Дамбы, как и плотины, и каналы, появились ещё до нашей эры у древних цивилизаций Месопотамии и Египта. Особое значение они получили при строительстве системы каналов древних египтян, начатом еще в додинастическую эпоху (5000–3000 лет до н.э.), а законченном уже в эпоху Среднего царства (середина XXII – начало XVIII вв. до н.э.). В отличие от месопотамской системы каналов, имевшей прежде всего дренажное назначение, древнеегипетская система представляла собой бассейновую ирригационную систему, призванную как можно дольше сохранять воду на полях. Использовать такой тип ирригационной системы древних египтян побудил рельеф долины Нила. С помощью продольных и поперечных дамб и плотин долина была перегорожена на квадраты бóльших и мéньших размеров, так что по Египту, по словам Геродота, стало возможным передвигаться только по каналам.
По срокам эксплуатации дамбы делятся на постоянные и временные, сооружаемые в определённых обстоятельствах (например, из мешков с песком во время наводнений), а потом разбираемые.
Современные дамбы могут быть сооружены из различных материалов.
По основному материалу различают дамбы грунтовые (чаще всего), бетонные, деревянные (ряжевые, шпунтовые), фашинные (из пригруженных камнем связок прутьев), габионные (из загруженных камнем корзин определенной формы – раньше из ивовых прутьев, теперь из стальной оцинкованной проволоки).
По характеру взаимодействия с водной средой дамбы делятся на напорные и безнапорные.
Напорные дамбы возводятся для защиты от воды территорий, расположенных вдоль рек, морских берегов, каналов. Земляные напорные дамбы, наряду с плотинами и каналами, – древнейшие гидротехнические сооружения. При низких уровнях воды они воду не подпирают и напора воды не воспринимают. Тем не менее, они должны отвечать тем же требованиям водонепроницаемости, прочности и устойчивости, что и плотины.
Грунтовые напорные дамбы, ограждающие акваторию от суши (например, рисовые чеки) или, наоборот, территорию от воды (от затопления), называют дамбами обвалования.
Дамбы обвалования могут быть незатопляемыми (перелив воды через гребень недопустим в любых эксплуатационных условиях) и затопляемыми, обеспечивающими защиту обвалованной территории лишь в определённое время, при невысоких уровнях воды. Устройство затопляемых дамб сопряжено с необходимостью укрепления их откосов и гребня для предотвращения размыва и устройства в теле дамб водопропускных отверстий.
Если дамбы обвалования служат для защиты территорий от затопления паводковыми водами, их называют противопаводковыми. Противопаводковые дамбы в мире очень распространены; на реках Китая, исключительно опасных в смысле генерации наводнений, такие дамбы обычно устроены в три фронта, причем дамбы первого фронта – бетонные.
Вместе с тем защита от наводнений дамбами иногда приводит к прямо противоположному результату, что особенно ярко иллюстрирует наводнение на Кубани в июне 2002 г. Защитная дамба была прорвана в верхней (по течению) части и со своей обратной стороны стала играть роль подпорного сооружения: «защищаемая» ею территория была затоплена до отметки, на 2,5 м превышающей уровень воды в Краснодарском водохранилище, от которого дамба должна была бы защищать. Вода стала уходить с затопленной территории только тогда, когда в дамбе был сделан соответствующий проран.
Особый случай дамб обвалования – противонагонные дамбы. Их задача – защита прибрежных территорий от затопления при повышении уровня воды под действием ветра (ветрового нагона). Они могут располагаться на суше или же отчленять часть нагонного водоёма.
В наши дни одним из самых известных сооружений России, именуемых дамбой, является Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Следует, однако, указать, что называть его дамбой не совсем верно. Действительно, весьма протяжённые грунтовые дамбы входят в состав комплекса, но кроме них имеются ещё многочисленные и сложные водопропускные и судопропускные сооружения, автомобильные дороги, проходящие под судопропускными сооружениями в туннелях и многое другое. При значительных нагонах водо- и судопропускные сооружения закрыты, и дамбы комплекса, обычно безнапорные, становятся напорными.
Безнапорные дамбы возводят для разных целей:
ДАМБА
Смотреть что такое ДАМБА в других словарях:
ДАМБА
искусственное возвышение в виде вала, большею частью из земли, иногда же из фашин, камня или соединения этих материалов. Д. строятся в низких местах до. смотреть
ДАМБА
(от голл. dam) гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине (См. Земляная плотина). Различают Д. напорные и безнапорн. смотреть
ДАМБА
ДАМБА
дамба ж. Гидротехническое сооружение, вал для предохранения низких мест от затопления, для ограждения водохранилища, регулирования речного русла и т.п.
ДАМБА
дамба ж.(водохранилища) dam; (предохранение от затопления) dike, dyke
ДАМБА
ДАМБА
Дамба — искусственное возвышение в виде вала, большею частью из земли, иногда же из фашин, камня или соединения этих материалов. Д. строятся в низких местах долин, в болотах и руслах рек, а также вдоль морских берегов, для проведения полотна дорог над водою или же для целей гидротехнических (см. Внешние портовые сооружения, Плотины). Высота Д., назначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокою водою (см. Горизонт воды в реках), причем полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м (для русских железных дорог установлено 0,6 саж.). Ширина Д. поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских Д. — условием устойчивости. Ширина основания Д. зависит от ширины ее гребня, высоты Д. и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных Д. предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна. Откосам земляных Д. придают уклон одиночный или полуторный, т. е. ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких Д. устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так наз. бермы, шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость Д. и затрудняют размыв откоса водою. Д. насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причем каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку Д., неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же Д. часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы Д., подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы Д. к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов Д. употребляются также фашины, колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если Д. строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием Д. и способствовать ее разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести Д. При постройке наших железных дорог в Полесье, искусственные основания для Д. в болотах устраивались из деревянных ростверков. При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение Д. значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками (см.). В недавнее время для увеличения устойчивости речных Д. стали делать ядро насыпи из камня или бетона (Д. нового Кротонского водопровода близ Нью-Йорка). А. Таненбаум.
ДАМБА
ДАМБА
[галл. dam] — 1. Береговой естественный высокий прирусловый вал, преимущественно в нижней части крупных рек, текущих по аккумулятивной равнине, приу. смотреть
ДАМБА
ДАМБА
гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от затопления, ограждения искусственных водоёмов и водотоков, направленного отклонения потока воды и других целей
(Болгарский язык; Български) — дига
(Чешский язык; Čeština) — hráz; ochranná hráz
(Немецкий язык; Deutsch) — Deich; Damm
(Венгерский язык; Magyar) — töltés; gát
(Монгольский язык) — далан
(Польский язык; Polska) — obwałowanie; wal
(Румынский язык; Român) — dig
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — nasip
(Испанский язык; Español) — dique
(Английский язык; English) — dike; embankment; dam
(Французский язык; Français) — digue; jetée; mole
ДАМБА
1) гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от наводнений, для ограждения искусственных водоемов и водотоков, для направленного. смотреть
ДАМБА
да́мба гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные оградительные (ограждающие валы или защитн. смотреть
ДАМБА
сооружение в виде насыпи, служащее для выправления (регулирования) течения реки. В зависимости от назначения различают Д. струенаправляюшие, струеотвод. смотреть
ДАМБА
3.2.23 дамба: Гидротехническое сооружение для защиты территории от затопления, ограждения искусственных водоемов и водотоков, направленного отклонени. смотреть
ДАМБА
ДАМБА
ДАМБА
(земляной мост) Земляная насыпь с дорогой поверху, защищающая местность от разлива воды либо разделяющая водоемы. (Термины российского архитектурно. смотреть
ДАМБА
bank, banking, bund, dike dam, dam, dike, embankment, water stop, stop* * *да́мба ж.embankment, dike, leveeда́мба обвалова́ния — (river) embankmentогр. смотреть
ДАМБА
ДАМБА (Dam, sea-wall, dike) — гидротехническое сооружение в виде вала, служащее для ограждения местности от затопления, для проведения полотна дорог и. смотреть
ДАМБА
ДАМБА
1) Орфографическая запись слова: дамба2) Ударение в слове: д`амба3) Деление слова на слоги (перенос слова): дамба4) Фонетическая транскрипция слова дам. смотреть
ДАМБА
Заимств. в Петровскую эпоху из голл. яз., где dam — того же корня, что и деть, греч. themein «закрывать», готск. faúr-dammjan «затыкать, перегораживать. смотреть
ДАМБА
ДАМБА
ДАМБА
ДАМБА
ДАМБА
bent,set* * *жbent (-di), set (-ddi)Синонимы: банкет, бун, буна, гать, гребля, забойка, запруда, плотина, полузапруда, траверс
ДАМБА
-ы, ж. Гидротехническое сооружение, искусственная насыпь для предохранения местности от затопления, для ограждения водохранилищ и т. п.[От голл. dam]С. смотреть
ДАМБА
ДАМБА
дамба סֶכֶר ז’ [ר’ סכָרִים, סִכרֵי-]* * *בהרהבלםדיקחולדסוללהסכרשביל מוגבה בשטח בוציאשותגל אפרחילСинонимы: банкет, бун, буна, гать, гребля, забойка, за. смотреть
ДАМБА
ДАМБА
ДАМБА
1) dam2) dike3) embankment4) jetty– дамба обвалования– оградительная дамбадамба с проездом по гребню — causewayСинонимы: банкет, бун, буна, гать, гребл. смотреть
ДАМБА
Rzeczownik дамба f grobla f tama f wał m
ДАМБА
ДАМБА
ДАМБА
жDamm m (умл.)Синонимы: банкет, бун, буна, гать, гребля, забойка, запруда, плотина, полузапруда, траверс
ДАМБА
ДАМБА
(1 ж); мн. да/мбы, Р. дамбСинонимы: банкет, бун, буна, гать, гребля, забойка, запруда, плотина, полузапруда, траверс
ДАМБА
ДАМБА
ж.digue f; jetée f; môle m (мол)Синонимы: банкет, бун, буна, гать, гребля, забойка, запруда, плотина, полузапруда, траверс
ДАМБА
• запруда gát• töltés Синонимы: банкет, бун, буна, гать, гребля, забойка, запруда, плотина, полузапруда, траверс
ДАМБА
-и, ж. Гідротехнічна або дорожня споруда у вигляді валу для зберігання води у водоймищах, захисту низин від затоплення і т. ін.
ДАМБА
ДАМБА
• hráz• hráze• inundační hráz• molo• násep ochranný• násyp• ochranný násep• přehrada
ДАМБА
ж. digue f; jetée f; môle m (мол)
ДАМБА
жdique m, represa fСинонимы: банкет, бун, буна, гать, гребля, забойка, запруда, плотина, полузапруда, траверс
ДАМБА
Гідротехнічна споруда у вигляді земляного насипу, збудована поруч з водоймищем або між кількома водосховищами для регулювання рівня води і захисту від повені. По верху насипу влаштовується дорога (порівн. гребля). смотреть
ДАМБА
ДА́МБА (гідротехнічна споруда), ПЕРЕМИ́ЧКА. З’єднувалась (стіна) з темно-сірими валами кілометрових дамб, чи, як їх тут називали, перемичок (С. Журахов. смотреть
ДАМБА
Это название насыпи на берегу заимствовано из голландского или немецкого в эпоху петровских преобразований. Голландское dam (немецкое Damm) впоследствии было переоформлено под влиянием слов шпарумба, пломба. смотреть
ДАМБА
Водяна споруда, яка перегороджує долину ріки, викликаючи підвищення рівня води, внаслідок чого найчастіше утворюється водосховище (акумулююче); д. можу. смотреть
ДАМБА
ДАМБА
да́мбаСинонимы: банкет, бун, буна, гать, гребля, забойка, запруда, плотина, полузапруда, траверс
ДАМБА
дамба да́мбастар. дам, у Петра I; см. Смирнов 99. Из голл. dam или нж.-нем. damm. Относительно б ср. Лаш, Mnd. Gr. 145 и сл. и лтш. dam̃bis – то же; см. смотреть
ДАМБА
ДАМБА
ДАМБА
dam, demning, moloСинонимы: банкет, бун, буна, гать, гребля, забойка, запруда, плотина, полузапруда, траверс
ДАМБА
[damba]ж.zapora, tama, wał (гребля)
ДАМБА
водяна споруда, яка перегороджує долину ріки, викликаючи підвищення рівня води, внаслідок чого найчастіше утворюється водосховище (акумулююче); д. можуть бути земляні й бетонні. смотреть
ДАМБА
ДАМБА
ж.dique m, espolón m
ДАМБА
ДАМБА дамбы, ж. (нем. Damm) (спец.). Насыпь или вал на берегах для предохранения от затопления или размывания или для удержания воды в водохранилище.
ДАМБА
дамба; ж. (гол.) гідротехнічна споруда (вал переважно з кам’яного накиду) для захисту низин від затоплення, а також регулювання течії річок тощо; гать, гребля. смотреть
ДАМБА
дамба ж Damm m 1a*Синонимы: банкет, бун, буна, гать, гребля, забойка, запруда, плотина, полузапруда, траверс
ДАМБА
стар. дам, у Петра I; см. Смирнов 99. Из голл. dam или нж.-нем. damm. Относительно б ср. Лаш, Mnd. Gr. 145 и сл. и лтш. dambis – то же; см. М. – Э. 1, 436. смотреть
ДАМБА
Ударение в слове: д`амбаУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: д`амба
ДАМБА
да́мба (голл. dam) гідротехнічна споруда (вал переважно з кам’яного накиду) для захисту низин від затоплення, а також регулювання течії річок тощо.
ДАМБА
ж. diga, argine m Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: банкет, бун, буна, гать, гребля, забойка, запруда, плотина, полузапруда, траверс
ДАМБА
-и, ж. Гідротехнічна або дорожня споруда у вигляді валу для зберігання води у водоймищах, захисту низин від затоплення і т. ін.
ДАМБА
ДАМБА ж. немецк. насыпь валом, от воды или для запруды; гать, гребля, запруда, оплот, плотина. Дамбовый, плотинный.
Петербургская дамба простыми словами
Предисловие: В свете последнего необычно сильного шторма на Балтике, грозившего затопить вторую столицу, публикую статью о защитных сооружениях Санкт-Петербурга, очень интересно.
Эта статья ответит на вопросы: Зачем нужна дамба Санкт-Петербургу? В чем главная причина наводнений в Питере? Как устроен комплекс защитных сооружений от наводнений.
Чтобы ответить на первый вопрос, начнем с истории наводнений в Санкт-Петербурге.
История нашего города непрерывно связана с историей наводнений. То что дельта Невы подвергается затоплениям, было известно еще шведам, которым принадлежала территория до основания Санкт-Петербурга. И первое наводнение случилось спустя 3 месяца после основания города.
С этого момента и началась история борьбы с наводнениями в Санкт-Петербурге. Первым делом было решено поднять уровень грунта на островах города, именно для этого всем прибывающим в город было предписано привозить с собой крупные камни. Великолепные высокие гранитные набережные нашего города не что иное, как дамбы. Но эта мера была не достаточной для решения проблемы затопления.
Во времена правления Екатерины II, было построено два канала – Обводный и Екатерининский (сейчас канал Грибоедова), которые должны были вместить лишние воды Невы и помочь решить проблему наводнений. В те времена полагали, что наводнения происходят из-за ветра, который дует со стороны Финского залива в сторону дельты Невы и не дает водам реки вытекать в залив, признаться честно, и я так думала.
Оказывается это только одна из причин, не самая главная. Самые мощные и разрушительные наводнения бывают из-за нагонной волны, рождаемой циклонами в районе Исландии, там где теплое течение Гольстрим встречается холодными водами Арктики. Океан вспучивается, а сильный ветер начинает гнать эту волну в сторону Балтийского моря.
Подобным наводнениям подвержены многие прибрежные города Европы – Амстердам, Роттердам, Лондон, Гамбург и Санкт-Петербург и Венеция. Взглянуть на одно из голландских чудес света, возведенные в рамках проекта “Дельта” можно на сайте elligo.ru – все самое интересное о Нидерландах.
Механизм развития наводнения был впервые понят после крупнейшего наводнения 1824 года (420 см выше уровня Кронштадского футштока). По официальным данным утонуло 500 человек, но по неофициальным больше, многих утопленников вынесло в Финский залив и их тела не были найдены. Это было самое большое наводнение за всю историю наблюдений. Характерной чертой таких наводнений является быстрый подъем воды – максимальный уровень воды достигается в течение 2 часов.
После этой катастрофы был разработан проект строительства дамбы инженером Базеном, однако проект был признан не осуществимым. Базен хотел построить приблизительно такую дамбу, какую мы видим сейчас. Дамба пересекает Финский залив через остров Котлин, на котором находится Кронштадт.
Далее схема расположения сооружений дамбы.
Строительство дамбы было начато только в 1979 году, решение о проектировании защитных сооружений было принято после очередного катастрофического наводнения в 1955 году (293 см выше уровня Крондштадского футштока). Большевики замалчивали количество жертв. Официально погибло всего 7 человек. Наводнения происходят обычно в сентябре-декабре и сопровождаются штормовым ветром и дождем, вода в это время ледяная и если кого-то смоет в реку, то вероятность утопления в холодных водах Невы близка к 100%.
Для проектирования был построен гигантский макет дельты Невы и Финского залива в здании, которое сейчас известно, как магазин “Максидом” на Гражданском проспекте. Там при помощи насосов и вентиляторов моделировали течения и ветра, чтобы понять параметры строительства будущей дамбы. Этот уникальный макет был разрушен во время Перестройки, а можно было бы сделать музей и водить экскурсии.
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, так именуется дамба официальным языком, имеет длину 25,4 км. На дамбе построено 6 водопропускных сооружений и 2 судопропускных сооружения. Финский залив в этом месте порядка 5 м в глубину. Строительных материалов затраченных на возведение дамбы хватило бы на 10 пирамид Хеопса.
Водопропускное сооружения Петербургской дамбы
Все водопропускные сооружения одинаковы, поэтому рассмотрим только одно из 6 существующих. Все помещения находятся под постоянным видеонаблюдением, поскольку объект имеет важное стратегическое значение, по дамбе проходят кабели связи и подачи электричества в Кронштадт, там же находится пульт управления затворами дамбы.
Водопропускные сооружения необходимы, чтобы выпускать воды Невы в Финский залив, позволять рыбе совершать привычную миграцию и сохранить, таким образом экологию района. Рыбалка на водопропускных сооружениях хороша, но запрещена. Рядом на дамбе рыбачить можно, нельзя только на водопропускных сооружениях.
Сверху каждого водопропускного сооружения построен автомобильный мост. Опускание затворов в водопропускных сооружениях происходит при помощи гидравлики, управление полностью компьютеризировано. Давление в гидравлических шлангах достигает 16 атмосфер, в домашнем водопроводе только 4 атмосферы.
Сам затвор – просто огромен и очень тяжел. Фиксация угрозы наводнения происходит на линии Хельсинки – Таллинн, для этих городов волна не опасна, при входе в узкий и мелкий Финский залив волна имеет тенденцию усиливаться. Петербург находится как бы в морском тупике о который нагонная волна и должна разбиться. С момента фиксации волны есть еще около 10 часов для принятия решения о закрытии дамбы.
Удовольствие это не дешевое, агрегаты потребляют 19 МВт электроэнергии и к этому нужно прибавить ущерб от остановки судоходства, поэтому решение принимается специальной комиссией на самом высоком уровне, однако с другой стороны ущерб от затопления пятимиллионного мегаполиса может превысить затраты на закрытие дамбы в тысячи раз.
Судопропускное сооружение С2
Судопропускное сооружение С2 предназначено для прохода средних судов с осадкой до 5, 5 метров. Сооружение включает в себя разводной мост и затвор. Затвор находится на дне. Мост поднимается горизонтально на 9 метров вверх.
Мост не поднимали уже давно, поскольку в этом нет необходимости. Этот проход сделан на всякий случай, как запасной, все большие суда сейчас следуют через судопропускное сооружение С1.
Вокруг дамбы много искусственных островов, на многих из них расположены форты Кронштадта, дальность стрельбы во времена строительства фортов была около 800 м, поэтому форты были построены через короткие промежутки и они с успехом выполнили свою роль, поскольку неприятель видя всю серьезность обороны, отменял свои планы по взятию Санкт-Петербурга.
Кроме фортов, много заболоченных территорий. В камышах подрастает молодь рыб и садятся на отдых стаи перелетных птиц. Несмотря на близкое соседство с кольцевой автодорогой, птицы выбирают эти территории для промежуточной посадки, там не бывает охотников и браконьеров, поскольку им негде спрятаться, вся кольцевая автодорога находится под постоянным видеонаблюдением.
Судопропускное сооружение С1
Самый главный и технически-навороченный затвор у судопропуского сооружения С1. Кольцевая автодорога в этом месте ныряет под дно Финского залива, максимальная глубина автомобильного туннеля 28 метров, длина 1961 м.
За дорожной ситуацией в автомобильном туннеле следит целая бригада диспетчеров в очень современном пульте управления. На все внештатные ситуации разработано 26 сценариев возможных действий.
Автомобильный туннель облицован жаропрочными керамическими плитами, они способны выдержать даже горящий бензовоз внутри, но очень хрупкие и не устойчивы к удару. В случае аварии, повлекшей за собой порчу одной или нескольких керамических плит, виновник аварии обязан возместить ущерб, а жаропрочные плиты стоят очень дорого.
По сторонам от судового прохода лежат батопорты – плавучие гидротехнические затворы. На то, чтобы закрыть их нужно целых 45 минут.
Закрытие и открытие осуществляется при помощи специальной железной дороги, затворы выталкивают в судовой проход, там они наполняются водой и тонут. В таком состоянии, морские ворота Санкт-Петербурга на прочном замке и готовы к встрече со стихией. А морские суда, в это время, отдыхают по обе стороны дамбы.
Для открытия, воду из батопортов откачивают, потом задвигают ворота обратно в сухой док, а рыба достается в качестве бонуса работникам дамбы. Все это устройство способно пробить ледяной покров высотой до 50 см.
Суда следуют через судовой проход С1 очень часто, просто одно за другим, некоторые суда ожидают своей очереди в отдалении.