датчик гбо что показывает
Мультикланан ГБО. Датчик уровня WPGH. Практическая настройка.
Пару дней назад внезапно перестал отображаться примерный уровень газа в баллоне. На борту у меня стоит STAG 300 QMAX Plus и индикатор LED-400 с кнопкой управления.
Пару раз у меня слетали некоторые настройки газомозга по не понятным причинам. Ну вот я и подумал, что и сейчас не исключение. Быстренько спаял USB шнур для подключения к мозгам. Далее считал показания программой STAG. В разделе конфигурирования датчика уровня газа выбрал свой датчик WPGH. Этот датчик с эффектом Холла и на выходе у него идёт сигнал амплитудой от 0,4 до 4,8 вольта, при питании 12 вольт.
Показания датчика в программе были на уровне 2,04 вольта и не менялись. Далее я сделал замер мультиметром, непосредственно, на контактах датчика и напряжение тоже было в пределах показаний программы. Сделал замер питания и немного удивился, но питание было на уровне 9 вольт. Но учитывая что на борту датчика стоят линейный стабилизатор и питает датчики Холла от 5 вольт, я всё таки решил что это тоже норма. Кстати, касание магнита возле датчика уровня WPGH не меняло амплитуду выходного сигнала, всё те же 2,04 вольта. Датчик снял и проверил дома, он исправно работал и выдавал напряжения в пределах 0,4 до 4,6 вольта.
Поменял закрутил. Но увы кроме профилактики, результат с измерением был без изменений.
И тут я решил отдельно подать +12 вольт с бортовой сети машины и вуаля… Датчик уровня WPGH стал работать и выдавать показания. Оказалось что напряжение, что подаётся на него с блока STAG, оказалось малым. И датчик не работал нормально. Показания он выдаёт только при 12 вольт. Странно, что линейный стабилизатор 78L05, не играет никакую роль. Либо питание микросхем Холла всё таки выше либо равно 9 вольт, после стабилизатора.
Теперь расскажу как настроить самому уровень топлива, не обращаясь в сервис, с помощью мультиметра.
ВСЕ НАСТРОЙКИ ДЕЛАЕМ ПРИ ЗАВЕДЁННОМ ДВИГАТЕЛЕ! ЧТОБЫ БОРТОВАЯ СЕТЬ ПИТАЛАСЬ ОТ ГЕНЕРАТОРА!
1. Выкатываем весь бак, пока не запищит звуковой сигнал.
2. Выставляем условный ноль, вращая датчик WPGH, относительно положения магнита, который управляется поплавком мультиклапана. Это может быть любое напряжение 0,7 ; 0,9 ; 1,5 вольта и т.д! Так как поплавок по разному ложиться на дно, особенно торра, то главное чтобы бак был пуст!
3. Делаем замер мультиметром. Один провод на массу, другой провод на сигнальный выход с датчика WPGH (сигнальный провод обычно белого цвета). Записываем значение напряжения ПУСТОГО БАКА.
4. Заправляемся на 10 литров. И снова делаем замер.
5. Снова 10 литров и замер. И так повторяем 4 раза. В моём случае баллон с заправочной возможностью 42 литра.
Далее заходим в в любую конфигурационную программу газомозга и вбиваем эти параметры, но с ОДНОЙ ПОПРАВКОЙ.
Так как существует резерв в баллоне то к первому замеру прибавляем около 0,25 вольт. Тогда опускаясь ниже этой отметки у Вас загорится красная полоска РЕЗЕРВА. И Вы будете знать что в баке осталось около 6 литров.
А от остальных необходимо отнять эти самые 0,25 вольт ( эти значения можно посчитать по ступенчатости между замерами, всё индивидуально ). Это сделано потому что индикация уровня СТУПЕНЧАТАЯ, а не линейная и вписывая максимальные значения снятые с замеров, а также учитывая инерционность сжиженного газа, будет казаться что вы проехали 5 км, а у Вас уже погасла полоска уровня. Таким образов Вы впишите усреднённые показания этих ступенек.
Всё очень просто и занимает не много времени с замерами, с настройкой и калькулятором.
Как узнать уровень (остаток) топлива в газовом баллоне автомобиля
Если указатель уровня бензина – обязательный атрибут на панели приборов в салоне любого авто, то следить за наличием топлива в машине с газовым оборудованием не всегда имеется возможность. К примеру, электромеханический датчик уровня газа ГБО 4 поколения, предусмотрен стандартной комплектацией пропанового оборудования. 2-е поколение комплектуется только механическим стрелочным указателем на мультиклапане баллона, однако он не отличается большой точностью. Да и контролировать уровень газа удобней, глядя на индикатор в салоне машины, а не в багажнике. Проверять остаток метана, ввиду его газообразного состояния, возможно лишь по давлению, которое показывает штатный манометр.
Как проверить, сколько газа осталось в баке
Без специальных приборов, приблизительный остаток газа (метан или пропан-бутан), можно узнать только опытным путём (по пробегу). После полной заправки баллона счётчик спидометра (одометр) сбрасывается на ноль, а авто эксплуатируется исключительно на газовом топливе до его полной выработки. После этого засекается пройденное расстояние и определяется удельный расход газа, который будет служить индикатором при дальнейших поездках.
Очевидно, что точность и удобство применения приведённого выше способа оставляет желать лучшего, по нескольким причинам:
Поэтому, чтобы узнать, сколько газа осталось в баллоне, разумней воспользоваться плодами технического прогресса.
Виды датчиков
Классифицировать датчики уровня газа четвёртого поколения пропановых газовых систем (их ещё называют датчиками уровня топлива – ДУТ) можно по двум основным параметрам:
ДУТ ГБО 4 поколения снабжён стрелкой и устанавливается на мультиклапан газового баллона. Этот прибор является самостоятельным указателем, также он передаёт показания на переключатель (кнопку) газ/бензин со светодиодной индикацией. На кнопке расположены 4 (реже 3) зелёные и одна красная лампочка, которая загорается при снижении уровня газа до 5-10% от объёма, при этом пищит тройной звуковой сигнал и система переходит на бензин. Шаг отображения составляет порядка 10 л. Не то чтобы очень информативно, но ведь и бензиновый датчик далеко не идеален в этом отношении.
Самым «продвинутым считается » решение, вывести индикацию уровня газа на штатном топливном указателе, когда бензиновый индикатор, расположенный на приборной доске, работает в двух режимах. То есть, если двигатель работает на бензине, прибор показывает остаток именно бензина, а при переключении на газовую смесь датчик соответственно «переориентируется». Такой метод возможен только при вмешательстве в приборную панель автомобиля и переделке ДУТ ГБО. К тому же осуществить данную затею можно не на всех машинах.
Видео материал о внедрении датчика уровня газа ГБО 4 поколения на панель приборов:
Также, не так давно в продаже появились электронно цифровые (сенсорные) указатели количества газа. Такой датчик работает автономно, не имея связи с элементами газового оборудования. Специальный излучатель подсоединяется снизу баллона, где он, выполняя расчёт уровня топлива, проецирует показания на индикатор в салоне авто.
Для метанового газобаллонного оборудования также существует манометр с выводом индикации давления газа в салон авто.
Устройство и принцип работы газовых датчиков
Уровень находящейся в баллоне жидкой фракции пропанобутановой смеси фиксирует поплавок, такой же как и в бензиновом баке. Однако газовый баллон, в отличие от бензобака, герметичен и находится под высоким давлением, поэтому связка «поплавок-датчик» работает с учётом этой особенности. А именно, перемещение поплавка вызывает вращение подвижного магнита, расположенного в корпусе мультиклапана, который передаёт вращение на магниты стрелочного указателя.
Механическая часть у датчиков идентична, но ДУТ четвёртого поколения, ещё передаёт сигнал на кнопку ГБО с помощью встроенных последовательно соединённых резисторов или микросхемы. Где дорожка из светодиодов показывает остаток топлива.
Как вывести индикацию уровня газа в салон авто с ГБО 2 поколения
Владельцы 2-го поколения ГБО могут самостоятельно присоединить датчик уровня газа и вывести его показания на кнопку в салоне авто. Для того чтобы осуществить возможность контроля остатка топлива в машине с газовым оборудованием второго поколения, достаточно всего лишь подобрать нужную клавишу выбора топлива с индикацией и датчик/указатель к ней. При этом важно помнить о соблюдении как минимум двух условий:
Подбор клавиши с индикацией и датчика к ГБО 2 поколения:
Подключение и настройка датчика ГБО 4 поколения
Для оборудования четвёртого поколения самостоятельно докупать ничего не нужно: как уже отмечалось выше, электронный указатель (чаще всего это WPG, WPGH (HALLA), WPGH-1 или Stag WPG-4) и кнопка-индикатор включены в комплект поставки. А вот настройка и калибровка датчика уровня газа ГБО 4 поколения потребуется.
В первую очередь, для того чтобы корректно откалибровать датчик, нужно убедиться, что установка/настройка мультиклапана и поплавка выполнена правильно.
Затем установить указатель и произвести его первичные настройки (позиционирование). Для этого в корпусе многофункционального клапана имеются по три отверстия с каждой стороны ушка датчика. Далее согласно схеме по подключению ДУТ (идёт в комплекте), соединить разъёмы на ЭБУ оборудования с датчиком.
Начальная тарировка датчика производится по ходу установки ГБО и в процессе первой заправки (то есть при пустом баллоне). После чего можно применить несколько методов регулировки. Но в любом случае понадобятся:
Первый метод заключается в подгонке, т.е. заправить 10 литров пропан-бутана на заправке. Установить данное значение в программе, затем израсходовать топливо. Потом опят заправиться, но уже 20 л., выставить параметры и т.д.
Следующие способы – это ручная калибровка и автонастройка.
Опыт настройки и эксплуатации датчиков уровня газа говорит о том, что, несмотря на все усилия, точной калибровки всё равно не получается. Связывают это с овальной формой газового баллона, несовершенством конструкции поплавка и специфическими свойствами жидкой газовой фракции. Так что дорога для дальнейшей модернизации ГБО остаётся открытой.
Более подробно о том, как выполняется автоматическая настройка и ручная калибровка датчика уровня газа ГБО 4 поколения можно узнать из видео:
Настройка ГБО-4 инструкция для чайников
Купив б/у машину «на газу» и я был счастлив, что буду экономить на топливе. В действительности я огреб кучу проблем с газовым оборудованием, которые удалось решить спустя год копания в инете, чтения форумов и посещения разных СТО по ГБО. Изложенные рекомендации, основаны на моем личном опыте самоучки, и адресованы новичкам и чайникам, кто хочет разобраться и настраивать свою машину сам.
Машина Geely CK2. Оборудование:
— Редуктор Tomasetto Alaska AT-09;
— Форсунки REG FAST Light (синие);
— ЭБУ (электронный блок управления) Stag 4 plus.
Шаг первый – заглядываем под капот машины.
1 – газовый клапан; 2 – редуктор; 3 – рейка с газовыми форсунками; 4 — MAP sensor; 5 – фильтр газообразного пропана.
Назначение:
1) Газовый клапан:
— клапан устанавливается в подкапотном отсеке между баллоном и редуктором
— клапан перекрывают или открывают газовую магистраль по команде переключателя/ коммутатора/ блока управления
— когда электропитание отключается, он должен находиться в закрытом положении
2) Редуктор:
— испарение жидкой пропанобутановой смеси (нефтяного газа), осуществляется за счет снижения давления и теплообмена между частями редуктора, подогреваемыми жидкостью системы охлаждения
— автоматическое снижение давления до рабочего уровня
3) Газовые форсунки (инжекторы):
— блок газовых инжекторов устанавливается в непосредственной близости от впускного коллектора и подключается шлангами к форсункам, врезанным в коллектор максимально близко к впускному клапану
— основной параметр инжекторов – минимальное время открытия. Чем меньше время открытия, тем быстрее работает инжектор и точнее может быть осуществлена подача газа
4) MAP sensor (датчик давления и температуры газа):
датчик, измеряющий температуру газа непосредственно в потоке газа. Он объединен с датчиком давления газа, что дай возможность ЭБУ газа делать правильные расчеты и коррекции
5) Фильтр паровой фазы газа тонкой очистки:
— устанавливается между редуктором и газовыми инжекторами
— обеспечивает тонкую фильтрацию испаренного газа (70-80 микрон)
На что следует обратить внимание:
1. Шланги с ОЖ идущие к редуктору должны быть толстые и врезаны параллельно печке. Если у вас на штуцер редуктора одет кусок толстого шланга, а в него вставлен шланг с мизинец толщиной будут проблемы с прогревом редуктора см. статью.
2. Не поленитесь, подтяните все хомутики. Со временем шланги обжимаются и газ начинает травить.
3. Проверьте провода идущие от мозгов ГБО к аккумулятору. Они хлипкие. В инете описано много случаев, когда проблемы с ГБО были связаны с отвалившимися контактами.
4. Рекомендованное положение форсунок – вертикальное. Добивается притягиванием их пластиковыми хомутами к «чему удобнее». Проводя ТО, мастера эти хомуты обрезают, а затем часто ленятся всё восстановить, как положено, и форсунки болтаются «как есть» на своих шлангах.
Шаг второй – приобретаем кабель, устанавливаем ПО.
С кабелем два варианта или покупаем или делаем самостоятельно – инет в помощь. Я купил. ПО скачиваем на официальном сайте (www.ac.com.pl), оно бесплатное (точнее входит в стоимость вашего газового ЭБУ). Для мобильности устанавливаем ПО на ноутбук. Тут есть пару моментов:
— батарея ноута должна выдерживать минимум 10-15 минут работы, иначе рискуете его выключением посередине калибровки;
— желательно доступ к инету:
а) для обновления прошивки газового ЭБУ;
б) если у вас стоит Windows 7.
Дело в том, что подлая Windows 7 ставит драйвера только на тот порт USB куда вы воткнули кабель. Если он у вас вдруг разболтался и вы решили кабель воткнуть в другой USB, то Windows 7 начнет качать с инета драйвера по новой и по новой их устанавливать именно для этого порта USB.
Подключаем кабель к разъему газового ЭБУ и ноуту. Запускаем ПО.
Шаг третий – настройка ГБО.
Прежде, чем лезть в настройки, рекомендую прочитать статью, автор толково изложил принципы работы газового ЭБУ.
Ниже приведен текст взятый от сюда. Добавлены комментарии ( К: ) по выбору некоторых параметров, исходя из собственного опыта.
После установки программы, подключаем кабель интерфейса к блоку управления, заводим автомобиль и запускаем программу. В открывшемся окошке мы увидим разные вкладки, параметры настройки и т.д.
Первое окно.
Все, на что нужно обратить внимание в первом окне это несколько пунктов.
1. Кол-во цилиндров ⇒ Выставляем кол-во цилиндров вашего автомобиля.
2. Кол-во цилиндров на катушку ⇒ Правильно выставляем кол-во цилиндров на катушку. В зависимости от типа вашего двигателя и количества цилиндров, это значение может быть от 1 до 4. Если вы правильно его выставили, то значение сигнала RPM (в окошке по середине справа), будет примерно соответствовать оборотам вашего двигателя.
Второе окно.
Двигаемся далее и переходим во вкладку «Установки ГАЗ контроллера»
Здесь нам необходимо обратить внимание на следующие показатели.
1. Температура включения ⇒ Для нормальной работы редуктора, он должен быть хорошо прогрет. Но здесь мы указываем минимальную температуру переключения автомобиля на газ. Летом это не менее 35°, зимой не менее 40°. Следует отметить, что чем лучше прогрет редуктор, тем стабильнее его работа и мягче переход с бензина на газ. Поэтому мы выставляем 45°, чего вполне достаточно для нормальной работы в любое время года.
К: Лучше выставлять 45°. Во первых, у многих машин до 40° ОЖ активен режим прогрева двигателя. Во вторых, устанавливая температуру ниже 45°, большой экономии от более быстрого переключения на газ вы не получите: летом ОЖ >40° нагревается очень быстро, в зимние морозы переход на газ при температуре редуктора
К: Автокалибровку рекомендую производить на хорошо прогретом двигателе: когда температура редуктора, газа (шлангов ведущих к форсункам) и подкапотного пространства установиться на постоянном, рабочем значении. После автокалибровки стоит сохранить настройки (вкладка Параметры автомобиля — Сохранить). Пригодиться. Желание вручню подредактировать карту очень навязчиво, а результат не очевиден.
Система начнет автоматическую настройку, как только автомобиль будет прогрет до 50°. Посте старта, необходимо подождать некоторое время пока калибровка не будет завершена. Как правило это занимает до 2 минут. В случае если настройка длится более двух минут, скорее всего, это говорит о том, что есть какие-то неполадки в системе зажигания, либо неправильно подобранно или установлено оборудование. Стоит отметить, что для корректной работы гбо, такие элементы системы зажигания автомобиля как свечи, провода, катушки, должны быть в идеальном состоянии. Если эти узлы «прошли» более 70% своего ресурса, их рекомендовано заменить.
После того как автонастройка будет закончена переходим во вкладку «Карта»
Четвертое окно
Графическая карта будет выглядеть примерно следующим образом.
Важно чтобы, график располагался в диапазоне коэффициента между 1.1 – 1.6.
Такой график говорит о том, что при подборе оборудования и его монтаже, не было допущено никаких ошибок. Ведь форсунки и редуктор подбираются исходя из мощности вашего двигателя. Скажем у вас KIA Ceed, с объемом двигателя 1.6 см3 и мощностью 122 лошадиных силы. Следовательно, выбирать редуктор и форсунки стоит, опираясь на эти параметры. На такой автомобиль вполне подойдет редуктор Tomasetto Alaska AT09 мощностью до 136 л.с. и форсунки Hana 2000 red – работают в диапазоне от 26 до 39 л.с. на один цилиндр. Так же можно устанавливать универсальные форсунки типа Valtek type 30. В комплекте с ними поставляют жиклеры с заводским диаметром дюз 1.5 мм. Мастер при монтаже рассверливает их до необходимого размера.
По аналогии, подбирается оборудование на любой другой автомобиль.
Но что делать, если график находится за пределами этих значений? Причин может быть несколько. Но мы рассмотрим три основных.
1. Неправильно выставлено рабочее давление редуктора.
2. Неправильно подобраны форсунки либо неправильно были рассверлены жиклеры.
3. Первый и второй варианты одновременно.
Как исправить?
Настраиваем рабочее давление редуктора.
В качестве примера, за основу возьмем все тот же редуктор Tomasetto Alaska AT09. Рабочее давление редуктора, рекомендовано выставлять на уровне от 1 до 1,35 атмосфер. Регулируется оно с помощью винта, который находится прямо по центру редуктора. Впрочем, практически во всех редукторах регулировка давления происходит таким же образом.
Если графическая карта находится выше коэффициента 1,6, то давление в редукторе нужно увеличить. При помощи шестигранника проворачиваете винт в сторону увеличения давления. Изменение значения давления, можно наблюдать в реальном времени, в окне программы автонастроки, во вкладке «карта»
Соответственно, если графическая карта ниже коэффициента 1,1, то давление в редукторе нужно уменьшить.
Правильно выбираем форсунки:
Как уже было сказано выше, форсунки подбираются исходя из мощности вашего двигателя. Если регулировки давления редуктора, недостаточно для того, чтобы график оказался в нужном нам диапазоне, то необходимо увеличить либо уменьшить диаметр дюз форсунок. В нашем случае мы рассматривали форсунки Hana 2000 Red. Заводом изготовителем, предусмотрено всего четыре варианта, и подбираются они по специальной таблице. Поэтому ошибиться с выбором сложно.
Что касается форсунок, жиклеры которых, при монтаже рассверливаются, то тут, нет стандартных правил. Каждый мастер делает это по-своему, основываясь на своем опыте. Но в любом случае, сразу, лучше сильно не рассверливать. При необходимости диаметр можно всегда увеличить, а вот уменьшить не так-то просто.
Итак, если наш график находится выше коэффициента 1,6 и путем увеличения давления в редукторе мы не можем добиться желаемого результата, то необходимо заменить форсунки на более мощные либо увеличить диаметр жиклера. Если ниже коэффициента 1,1, то наоборот.
Как работает и как подключить датчик уровня газа ГБО?
Применение газа как автомобильного топлива дает рад преимуществ, среди которых:
Недостатки газовых двигателей (сложность запуска, снижение мощности, риски взрыва, сокращение объема багажника из-за установки баллона для хранения запаса сжиженного газа) при современном уровне техники не имеют существенного значения. При таких условиях быстро увеличивается количество сторонников установки газобаллонного оборудования, которое по принципу дозировки газовой смеси делят на шесть поколений. Наибольшее распространение имеет техника 2 — 4 поколений, применение эффективных электронных датчиков 5-го и 6-го поколений пока сдерживает их стоимость.
Одна из проблем при оснащении автомобиля газовым оборудованием — контроль уровня топлива в баллоне. Баллоны комплектуют штатными манометрами датчика давления газа. Однако удобство эксплуатации транспортного средства диктует необходимость переноса индикатора в салон автомобиля.
Устройство и принцип работы
Конструктивные особенности датчика
При применении газобаллонного оборудования необходимо подобрать датчик.
В основу устройства контроля количества газового топлива положен датчик уровня газа. Чувствительный элемент этого устройства монтируют на мультиклапане газового баллона, а показания воспроизводит обычный или многоцветный светодиодный индикатор. Ряд старших моделей этих устройств обеспечивают более точную стрелочную индикацию или используют цифровой индикатор уровня.
Схожесть принципов функционирования этих устройств с обычным указателем уровня топлива позволяет скомбинировать их, а вид показаний выбирают переключателем.
Особенности газового индикатора и выбор места установки
Бензиновый и газовый индикаторы демонстрируют значимые различия:
При совмещении показаний уровня газа и бензина топливных баков возможную путаницу с одновременным усилением наглядности показаний устраняют модернизацией комбинации приборов. Для этого шкалу топливного указателя штатного прибора дополняют голубым сектором так, чтобы он закрывал только половину ее диапазона. Пример доработки показан на рисунке 1.
Рис. 1. Комбинированный индикатор уровня бензина/газа на аналоговой приборной панели легкового автомобиля
Во втором случае за показания уровня газа выводят отвечает отдельное устройство, которое врезают в переднюю панель в любом удобном месте.
Электрическую схему соединения отдельных блоков подобного комбинированного прибора показывает рисунок 2.
Рис. 2. Схема подключения датчиков бензина и газа на общий стрелочный индикатор указания уровня топлива
Различия датчиков уровня газа
В основу устройства резистивного или электромеханического типа положен магнит, который жестко зафиксирован на оси поплавка мультиклапана и поворачивается вместе с ним. Применение такой схемы разрывает прямую механическую связь с газовой смесью, что положительно сказывается на эксплуатационной надежности устройства. Поворотный магнит взаимодействует с секторным реостатом, т.е. по мере изменения уровня газа происходит изменение сопротивления цепи.
Резистивные приборы, которые устанавливают на мультиклапан, конструктивно выполняют по двух- и трехконтактной схемам, что меняет организацию соединительной проводки.
Кроме резистивных датчиков доступны устройства, реализующие иные принципы работы. Так бесконтактный ультразвуковой датчик уровня функционирует по принципу звуковой локации. Фактически он замеряет линейную величину, которую затем пересчитывают в объемные единицы. Увеличение точности работы устройства достигнуто тем, что:
Принцип ультразвуковой локации реализует популярный датчик gaslevel.
Производитель обычно рекомендует датчики для работы с конкретным типом газобаллонного оборудования. Для удобства монтажа комплект поставки, как правило, дополнен крепежом.
Разновидности салонных индикаторов
Используется несколько вариантов индикаторов датчиков измерения уровня газа, исполнение которых демонстрирует рисунок 3.
Рис. 3. Столбчатый и стрелочный индикаторы уровня газа
Они делятся на:
Простейшие столбчатые устройства содержат несколько светодиодов. Как минимум их четыре: три зеленых и один красный. Зеленые индикаторы отмечают высокий, средний и низкий уровень газа. Включение красного диода происходит, если остаток газа составляет 10 %.
Стрелочные и цифровые устройства отличаются только видом исполнения шкалы. Так называемые метановые манометры содержат встроенную микросхему, отдающую цифровой сигнал в нужном формате.
Установка и подключение датчика
Установка устройства не представляет больших проблем, так как производитель предлагает его комплект. Заводская комплектация включает по меньшей мере:
Комплект поставки дополняют инструкцией, которая позволяет выполнить монтаж самостоятельно без специальных знаний при наличии минимальных слесарных навыков.
На ГБО 2 поколения
Устройства для газобаллонного оборудования второго поколения ГБО-2 оптимизированы под пропан-бутановые смеси. Наибольшее практическое распространение получили WPG-4, Apache, АЕВ.
Для измерения уровня популярным датчиком WPG-4 его чувствительный элемент устанавливают на мультиклапан. Исполнение этого датчика показывает рисунок 4. Монтаж выполняют строго по инструкции, обязательно контролируют герметичность соединений. Далее соединяют провода с индикатором в салоне автомобиля.
Датчик WPG-4 в заводской комплектации
Резистивные устройства второго поколения допускают модернизацию, цель которой — расширить диапазон изменения тока так, чтобы полное перемещение стрелки индикатора при измерениях уровня топлива и газа совпадало. Эта процедура сводится к изменению сопротивления штатных резисторов, требует разборки и некоторой модернизации печатной платы. Корректно выполнить ее можно только тогда, когда автолюбитель имеет навыки монтажа электронных схем.
НА ГБО 3 поколения
Оборудование ГБО третьего поколения отличаются от второго тем, что часть управляющих функций выполняет электроника. По части механических подключений эти устройства идентичны. Данная особенность отражена в Европе: техника, относимая в России к третьему поколению, считается там одной из разновидностей второго.
Наиболее серьезные отличия заключаются в применении шагового электродвигателя, управляющего дозатором рабочей смеси.
При установке оборудования 3-го поколения необходимо внести определенные изменения электрической схемы подключения. Их суть состоит в вводе в контроллер ряда сигналов, снимаемого с работающего двигателя. Для этого:
Всю собранные сигналы обрабатывает контроллер, который при дозировании рабочей смеси учитывает также настройку мультиклапана.
Электроника позволяет выполнить аварийный запуск двигателя только газом. Этот режим задают вручную.
Выполнение необходимых подключений зависит от модели датчика, их следует осуществлять по инструкции.
На ГБО 4 поколения
Система ГБО 4 и ее вариант ГБО 4+ отличается увеличением точности работы за счет изменения управляющих алгоритмов и более полного сбора данных о текущем режиме работы.
Для монтажа этой системы необходимо установить датчик на баллонный мультиклапан. Конструкция датчика такова, что его подключение не вызывает серьезных проблем. Пример ее реализации демонстрирует рисунок 5.
Рисунок 5. Датчик ГБО 4-го поколения типа Torelli T3 Pro
Устройство могут комплектовать штатным стрелочным индикатором, который представляет собой самостоятельный прибор.
Для увеличения удобства эксплуатации сигналы, снимаемые с датчика системы гбо, по проводам штатного контрольного кабеля выводят на салонный индикатор.
Подключение выполняют строго по инструкции производителя. Существенные особенности от предыдущих случаев отсутствуют.
Калибровка
Калибровку датчиков с электронной схемой управления осуществляют подключением их контроллера к управляющему компьютеру с последующим занесением необходимых констант во внутреннюю память последнего (программирование). При калибровке настраивают показания индикатора так, чтобы их максимум соответствовал полному баку.
Калибровку устройств столбчатого типа часто дополняют настройкой уровня включения красного светодиода. Контроллер программируют так, чтобы его срабатывание сопровождалось автоматическим переходом на питание двигателя бензином. Последнее сделано из соображений обеспечения его устойчивой работы и защиты от внезапных «провалов».
Настройка датчика резистивного типа при его модернизации дополняется подбором сопротивлений для «растягивания» показаний по всей штатной шкале.