датчик положения распредвала для чего он нужен

Датчик положения распредвала

Датчик положения распредвала (другое название — датчик фаз, английская аббревиатура — CMP) предназначен для определения углового положения распределительного вала в определенный промежуток времени. Информация, которую формирует датчик, нужна для управления системой впрыска и зажигания. В частности, чтобы впрыск происходил только в один цилиндр, который находится в верхней “мертвой” точке.

1 — Зубчатый диск импульсного датчика распределительного вала, 2 — Датчик Холла

Датчик Холла распределительного вала передаёт сведения по распознаванию цилиндра и/или числу оборотов распределительного вала на блок управления. Он используется также для систем впрыска с режимом последовательного впрыска и/или для систем зажигания без распределителя с одноискровыми катушками зажигания.

Датчик зондирует штифты, зубы, зубчатые диски импульсного датчика или диски датчика, укреплённые на распределительном валу или на приводе распределительного вала.

Где находится датчик положения распредвала

На большинстве машин ДПРВ находится в районе головки блока цилиндров. Чтобы найти его, необходимо ориентироваться на положение распределительного вала. Он может находиться с левой или правой части двигателя. Место расположения датчика распредвала варьируется в зависимости от марки и модели. Обычно его можно найти возле верхней части местоположения ремня или в защищенных частях проводки, расположенной в передней части двигателя. Также иногда ДПРВ устанавливают в задней части ГБЦ. А некоторые автопроизводители ставят в специальном отсеке под капотом (примером служат автомобили марки General Motors).

Ниже приводим несколько примеров расположения ДПРВ на разных машинах.

ДПРВ на Опель Астра

Принцип работы датчика положения распредвала

Существует три типа ДПРВ:

Наиболее распространены ДПРВ первого двух типов. Оптические используют лишь в некоторых марках автомобилей (например, машины на базе платформы Mazda GE). В некоторых моделях автомобилей может быть установлено два и более датчиков. Причем, возможно, разных типов.

Датчик на эффекте Холла

Схема оптического датчика

Вместе с распределительным валом вращается ротор из ферромагнитного материала. ИС Холла находится между ротором и постоянным магнитом, который создаёт магнитное поле вертикально по отношению к элементу Холла. Когда зуб проходит мимо чувствительного элемента датчика, напряжённость магнитного поля изменяется. За счёт этого индуцируется напряжение и в ИС Холла возникает цифровой сигнал. Таким образом вращение зубчатого диска импульсного датчика распределительного вала изменяет напряжение Холла в ИС Холла в головке датчика. Изменяющееся напряжение передаётся в блок управления и анализируется.

Рабочие диаграммы различных датчиков

Датчик является интегральным, то есть, включает в себя чувствительный элемент и вторичный преобразователь сигнала. Основная функция датчика состоит в фиксации цилиндрических фаз впуска и выпуска. Именно поэтому он имеет второе название — датчик фаз.

Признаки неисправности

При выходе из строя ДПРВ каждая форсунка срабатывает в два раза чаще (один раз каждый оборот коленвала). При этом возникают следующие симптомы неисправности датчика положения распредвала:

Появившиеся признаки закрепятся желтой лампочкой двигателя на приборной панели. Поскольку, когда блок управления обнаруживает некорректную работу датчика СМР, он записывает в память код ошибки. Для расшифровки необходимо воспользоваться специальным оборудованием. Самыми частыми кодами ошибок являются:

Возможные причины неисправности

Причин неисправности ДПРВ может быть очень много. При этом необязательно это указывает на то, что вышел из строя именно датчик. Зачастую проблемы возникают с проводкой и другими элементами схемы. Причинами выхода датчика из строя или проблем в его работе могут быть следующие факторы:

Мусор и стружка на корпусе датчика

Как проверить датчик положения распредвала

Проверка индуктивного ДПРВ и датчика, основанного на эффекте Холла, схожи между собой. В процессе происходит замер значения напряжения между их выводами. Для этого вам понадобится мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. Проверку работы датчика нужно начать со следующих процедур:

ДПРВ с тремя выводами

Схема для проверки ДПРВ

Проверить работу датчика, основанном на эффекте Холла, можно следующим способом. Для этого собирают схему, изображенную на рисунке. На схеме: 1 — корпус датчика, 2 — штекерная колодка, 3 — резистор со значением сопротивления 0,5. 0,6 кОм, 4 — светодиод марки АЛ307, 5 — металлический предмет (например, отвертка). В качестве источника питания берут автомобильный аккумулятор. Для проверки необходимо перемещать металлический предмет вблизи датчика. Если он исправен, то светодиод должен кратковременно светиться. Если этого не происходит — значит, датчик неисправен.

Существует еще один способ для проверки датчика, основанного на эффекте Холла. Отсоединяем датчик от разъема, а к его выводам подсоединяем мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения. Включаем зажигание. Значение напряжения между “массой” датчика и общей “массой” должно быть 0 В. А напряжение между общей “массой” и контактом питания датчика должно находиться в пределах 10. 12 В. Возле корпуса необходимо перемещать металлический предмет. Если при этом значения на мультиметре будут меняться — датчик исправен. В противном случае — нет.

Проверка двухпроводного (индуктивного) датчика

Если на вашей машине установлен двухпроводный ДПРВ (индуктивного типа), то его проверку необходимо проводить в такой последовательности:

Другой способ заключается в следующем:

Проверка трехпроводного ДПРВ

Проверка датчика, основанного на эффекте Холла, проводится по следующему алгоритму:

Как правило, датчик положения распредвала не поддается ремонту. Поэтому в случае его выхода из строя необходимо купить новый. Его цена составляет около 4. 10$ в зависимости от марки датчика и автомобиля.

Замена датчика распредвала

Датчик прикреплен к корпусу с помощью одного болта. Обычно он имеет головку на 10. Чтобы его открутить нужен торцевой ключ. Предварительно с ДПРВ необходимо снять фишку. После того, как вы открутили болт, аккуратно потяните датчик вверх, чтобы вытащить его из посадочного места.

Сборка происходит в обратном порядке. Посадочное место датчика уплотняется резиновым кольцом. Также учтите, что монтажный зазор между его торцом и верхней кромкой штифта-отметчика, должен быть в пределах 0,5…1,2 мм. Датчик устанавливают на место, закрепляют болтом и подсоединяют фишку.

датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен

Процесс замены ДПРВ на автомобиле «Лада»

Специалисты рекомендуют проводить замену датчика через каждые 100 тысяч километров пробега или раз в 5 лет (в зависимости от того, что наступит быстрее). Такая рекомендация вызвана тем фактом, что датчик работает в постоянном изменении температурного режима. В связи с этим происходит температурный перепад полупроводниковой начинки датчика, которая очень “не любит” этого.

Источник

Устройство и принцип работы датчика положения распредвала

Современные двигатели имеют довольно сложное устройство и управляются электронным блоком управления на основе сигналов датчиков. Каждый сенсор отслеживает определенные параметры, характеризующие работу мотора в текущий момент времени, и передает информацию в ЭБУ. В данной статье рассмотрим один из важнейших элементов системы управления двигателем – датчик положения распределительного вала (ДПРВ).

Что такое ДПРВ

Аббревиатура ДПРВ расшифровывается как датчик положения распределительного вала. Другие названия: датчик Холла, фаз или CMP (английская аббревиатура). Из названия понятно, что он участвует в работе газораспределительного механизма. Точнее сказать, на основе его данных система рассчитывает идеальный момент впрыска топлива и зажигания.

Данный датчик использует опорное напряжение (питание) 5 вольт, а его главный компонент – чувствительный элемент Холла. Сам он не определяет момент впрыска или зажигания, а лишь передает информацию о моменте достижения поршня в первом цилиндре ВМТ. На основе этих данных и рассчитывается время и длительность впрыска.

В своей работе ДПРВ функционально связан с датчиком положения коленвала (ДПКВ), который также отвечает за правильную работу системы зажигания. Если по какой-то причине выйдет из строя датчик распредвала, то будут учитываться основные данные с датчика коленвала. Сигнал с ДПКВ более важен в работе системы зажигания и впрыска, без него двигатель работать просто не будет.

ДПРВ применяется на всех современных двигателях, в том числе на ДВС с системой изменения фаз газораспределения. Устанавливается он в ГБЦ в зависимости от конструкции мотора.

Устройство датчика положения распредвала

Как уже говорилось, датчик работает на основе эффекта Холла. Этот эффект был открыт еще в XIX веке одноименным ученым. Он заметил, что если через тонкую пластину, пропустить постоянный ток, и поместить ее в поле действия постоянного магнита, то на других ее концах образуется разность потенциалов. То есть, под действием магнитной индукции часть электронов отклоняется и образует на других гранях пластины небольшое напряжение (напряжение Холла). Оно и используется в качестве сигнала.

Точно так же и устроен ДПРВ, но только в более усовершенствованном виде. В нем находится постоянный магнит и полупроводник, к которому подсоединены четыре контакта. Сигнальное напряжение направляется к небольшой интегральной микросхеме, где оно обрабатывается, а из самого корпуса сенсора уже выходят обычные контакты (два или три). Корпус выполнен из пластика.

Принцип работы

На распределительном вале напротив ДПРВ устанавливается задающий диск (импульсное колесо). В свою очередь, на задающем диске распредвала выполнены специальные зубья или выступы. В момент прохождения этих выступов через датчик, ДПРВ формирует цифровой сигнал особой формы, который показывает текущий такт в цилиндрах.

Работу датчика распредвала правильнее рассматривать вместе с работой ДПКВ. На два оборота коленвала приходится один оборот распределительного. В этом и заключается секрет синхронизации системы впрыска и зажигания. Другими словами, ДПРВ и ДПКВ показывают момент такта сжатия в первом цилиндре.

Задающий диск коленвала имеет 58 зубьев (60-2), то есть, когда участок с пропуском в два зуба проходит мимо датчика коленвала, то система сверяет сигнал с ДПРВ и ДПКВ и определяет, момент впрыска в первый цилиндр. Через 30 зубцов происходит впрыск, например, в третий цилиндр, а затем в четвертый и второй. Так происходит синхронизация. Все эти сигналы представляют собой импульсы, которые считываются блоком управления. Их можно увидеть только на осциллограмме.

Признаки неисправности

Стоит сразу сказать, что при неисправном датчике распредвала двигатель будет продолжать работать и заводиться, но с некоторой задержкой.

На неисправность ДПРВ могут указывать следующие признаки:

Эти симптомы могут указывать на неисправность ДПРВ, но также могут говорить и о других проблемах. Необходимо пройти диагностику в сервисе или воспользоваться специальным диагностическим сканером. Например, универсальным устройством Rokodil ScanX.

О неисправности или обрыве проводки ДПРВ свидетельствуют ошибки P0340 — P0344, P0365.

Среди причин неисправности ДПРВ можно назвать следующие:

Само по себе это небольшое устройство редко выходит из строя.

Способы проверки

Как и любой другой датчик на основе эффекта Холла, ДПРВ не получится проверить путем измерения напряжения на контактах мультиметром (“прозвонки”). Полную картину о его работе может дать только проверка осциллографом. Осциллограмма покажет импульсы и фронты провалов. Чтобы считать данные с осциллограммы, нужно также обладать определенными знаниями и опытом. Это может сделать грамотный специалист на СТО или в сервисном центре.

При обнаружении неисправности датчик меняют на новый, ремонт не предусмотрен.

ДПРВ играет важную роль в системе зажигания и впрыска. Его неисправность приводит к проблемам в работе двигателя. При обнаружении симптомов лучше пройти диагностику у грамотных специалистов.

Источник

Как влияет неисправность датчика распредвала на работу двигателя

Проверка датчика распредвала (ДПРВ) позволяет не только удостовериться в его работоспособности, но и удостовериться, что в двигателях с фазированным (последовательным) впрыском топливо подается именно в необходимой последовательности. Другое название устройства — датчик фаз (его часто используют владельцы отечественных ВАЗов). Проверку можно выполнить с помощью мультиметра, включенного в режим вольтметра, и/или осциллографа. Проверка датчика положения распредвала несложна по своей сути, и с ней может справиться даже начинающий автолюбитель.

Что такое датчик распределительного вала

Перед тем как перейти к вопросу о проверке датчика положения распредвала, необходимо выяснить, что это за устройство, для чего оно нужно и по какому принципу работает. Это поможет уяснить детали проверки в будущем.

Датчик распределительного вала — это устройство, которое фиксирует угловое положения указанного вала в конкретный момент времени. Полученная с его помощью информация передается на электронный блок управления двигателем (ЭБУ), и на ее основе этот орган управления отдает команды на впрыск топлива и зажигание топливовоздушной смеси в каждом цилиндре в конкретный момент времени.

Работа датчика положения распределительного вала основана на эффекте Холла. Так, непосредственно на распредвалу находится металлический зуб, который во время вращения вала изменяет магнитное поле в расположенном рядом датчике. Этот зуб имеет название рэпер. В датчике фиксируется изменение магнитного поля, которое преобразуется в электрический сигнал небольшого напряжения. Этот сигнал и подается на электронный блок управления.

На самом деле датчик положения распределительного вала фиксируется лишь одно его положение, соответствующее положению поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке. Далее фазированный впрыск топлива выполняется в последовательности работы цилиндров. Обычно это система 1-3-4-2.

В случае, если датчик распредвала выходит из строя (электронный блок управления получает от него некорректную информацию или вовсе не получает ее), то программно заложен переход в аварийный режим. Он подразумевает использование попарно-параллельную (групповую) подачу топлива в двигатель. Это приводит к двум негативным последствиям:

Что касается дизельных двигателей, то датчики положения распределительного вала устроены аналогично, но есть одно отличие. Оно заключается в том, что датчик фиксирует положение не только первого цилиндра, а всех. Это сделано за счет того, что на задающем диске имеется отдельный зуб для каждого цилиндра.

Таким образом, при выходе датчика из строя имеет смысл как можно быстрее выполнить его диагностику и при необходимости замену.

Что такое и для чего предназначен датчик распредвала

Необходимо вовремя реагировать на изменения в процессе эксплуатации. А они обязательно будут. Настройка распредвала, для достижения нужных вам параметров, будет происходить и в процессе эксплуатации двигателя. И в помощь нам существует такое устройство, как датчик Холла (датчик положения распредвала или датчик фаз газораспределения).

Конструктивные особенности разных типов двигателей, могут предполагать разные места размещения датчика распредвала на двигателе. Но, принцип его действия неизменен. Кроме того, датчик распредвала функционально, имеет связь с датчиком частоты частоты вращения коленвала.

Принцип действия датчика распредвала устроен на эффекте Холла – изменение напряжения в полупроводнике, в момент изменения пересекающего его магнитного поля. В самом датчике расположен магнит.

Металлическиё зуб (репер) производит замыкание магнитного зазора и меняет магнитное поле. Сам репер располагается на зубчатом колесе распредвала (как вариант, на задающем диске расположенном на распредвале).

Установка датчика распредвала предполагает его связь с системой управления двигателя. Основываясь на сигналах датчика Холла, ЭБУ двигателя считывает расположение поршня первого цилиндра в ВМТ такта и обеспечивает впрыск и зажигание смеси.

Признаки поломки ДПРВ

Существует несколько типовых признаков, по которым можно утверждать, что датчик положения распределительного вала вышел из строя. Сразу же нужно уточнить, что перечисленные ниже симптомы могут свидетельствовать совсем о других неисправностях. Поэтому имеет смысл выполнить дополнительную диагностику. Итак, признаки поломки ДПРВ:

На самом деле датчик положения распределительного вала — достаточно простое и надежное устройство, поэтому из строя он выходит редко. Чаще повреждается его проводка — перетираются провода, повреждается изоляция на них, выходит из строя так называемая «фишка», место подключения датчика к автомобильной цепи.

Однако для машин, ездящих на бензине, описанные выше проблемы выражены не так четко. Но вышедший из строя датчик положения распределительного вала доставит много проблем для владельцев автомобилей, оборудованных газобаллонным оборудованием, в частности, четвертого поколения. Описанные выше неисправности и проблемы могут проявиться на таких машинах «во всей красе». Поэтому владельцам машин, оборудованных ГБО, настоятельно рекомендуется как можно быстрее выполнить диагностику и замену датчика при подозрениях на его неисправность.

Симптомы неисправности датчика распредвала

Пожалуй, самым ярким симптомом и одновременно последствием выхода из строя датчика распредвала, является самопроизвольная остановка двигателя.

Помимо остановки двигателя, признаками неисправности датчика распредвала могут являться рывки в работе двигателя, существенное падение мощности, а также увеличение расхода топлива. При этом на приборной панели загорается значок Check Engine. Окончательная диагностика датчика положения распредвала, как и большинства электронных компонентов системы автомобиля, производится при помощи специального сканера, опытным специалистом.

Расположение ДПРВ на двигателе

Для выполнения проверки датчика положения распределительного вала необходимо знать, где он находится. Как правило, на восьмиклапанных двигателях обычно ДПРВ монтируется в торце головки блока цилиндров. На шестнадцатиклапанных моторах он также монтируется на головке блока цилиндров, обычно в непосредственной близости с первым цилиндром.

Что касается популярных отечественных автомобилей ВАЗ, то их владельцы называют такие узлы датчиками фаз. Их расположение в этих моторах аналогично. Так, на восьмиклапанных двигателях датчик расположен на левой части головки блока цилиндров (если смотреть по ходу движения автомобиля). На шестнадцатиклапанных — на правой передней части двигателя. В последнем случае непосредственно датчика визуально не видно, его расположение можно оценить лишь по подходящим к нему сигнальным и питающим проводам. Датчик фаз ВАЗ 2114 закреплен в непосредственной близости к воздушному фильтру, около головки блока цилиндров.

Способы проверки датчика распредвала

Перед выполнением проверки датчика с помощью мультиметра или других электронных приборов необходимо проверить его механическую целостность. В частности, он устанавливается в корпус с уплотнительным кольцом, обеспечивающим его надежное крепление. Нужно проверить его состояние. Также будет нелишним проверить целостность корпуса датчика, наличие на нем трещин или других повреждений. Желательно проверить и задающий диск, не повреждены ли зубья, нет ли на корпусе датчика или поблизости от него металлической стружки.

В интернете можно найти информацию о том, что якобы ДПРВ можно выявить его работоспособность, просто проверив его магнитные свойства. В частности, к его торцу (рабочей чувствительной части) поднести маленькую металлическую деталь, которая должна «прилипнуть» к датчику. На самом деле это не так, и нерабочий ДПРВ может как обладать магнитными свойствами, так и не обладать ими. Соответственно, проверку необходимо выполнять другими методами.

Существует два основных способа проверки датчика положения распределительного вала — с помощью электронного мультиметра и с помощью осциллографа. Первый метод проще и быстрее, однако второй — более точный и дает больше диагностической информации.

Проверка датчика распредвала мультиметром

Для проверки ДПРВ необходим демонтаж. Сделать это несложно, нужно лишь отсоединить от него контактную группу проводов, и отвинтить крепежный болт. Также для проверки вам понадобится небольшой металлический предмет (из черного металла, чтобы он магнитился).

Схема подключения для проверки датчика фаз 21110-3706040

Схема подключения для проверки датчика фаз 21120-3706040

Алгоритм выполнения проверки датчика мультиметром следующий:

Замена датчика положения РВ

Если в процессе проверки выяснилось, что непосредственно датчик положения распредвала вышел из строя — значит, он подлежит замене. Как правило, эти узлы являются неремонтопригодными, поскольку их корпус запаян, и разобрать его невозможно. Стоит датчик недорого, а процедура замены несложная, и с ней может справиться даже начинающий автолюбитель.

Алгоритм замены датчика следующий:

При покупке нового датчика положения распределительного вала необходимо обращать внимание на состояние его уплотнительного кольца. Обычно оно продается отдельно. Желательно при смене датчика менять и уплотнительное кольцо, поскольку со временем оно изнашивается и теряет эластичность. Использовать старое кольцо можно лишь в случае крайней необходимости, когда нет возможности купить новое.

Заключение

Датчик положения распределительного вала — несложное, но важное устройство в двигателе, и от его работы зависит нормальное функционирование двигателя. Поэтому при выявлении признаков выхода его из строя желательно как можно быстрее выполнить соответствующие диагностические процедуры. Они несложные, и с ними справится даже начинающий, не имеющий опыта, автовладелец. Аналогично и с его заменой. Цена датчика фаз для автомобилей ВАЗ по состоянию на зиму 2019 года составляет порядка 400 рублей.

Решил поделиться опытом на счет этих двух замечательных датчиков! Мой опыт

Опыт у меня есть, т.к. я с ними игрался целую неделю, перечитал все возможные и невозможные статьи, перепроверил несколько датчиков и т.д.
Информация для двигателей с мозгами Siemens MS 40-40.1
Итак, в дальнейшем:
ДПКВ
— датчик положения
коленвалаДПРВ
— датчик положения
распредвала
Немного теории:
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) (СКР) (Датчик импульсов, Датчик Холла, Датчик импульсов распределителя зажигания).
Симптомы неисправности: — неустойчивые обороты двигателя на холостом ходу — самопроизвольное повышение или снижение оборотов двигателя — остановка работы двигателя — невозможность запуска двигателя/затруднение запуска двигателя — снижение мощности двигателя — возникновение детонации при динамических нагрузках — пропуски искрообразования При его неисправности не будет ни включение бензонасоса, ни открывания форсунок, ни искры. Если хоть что то из этого есть, то скорее всего причина не в нём.

Примечание: Если на автомобиле BMW E34 стоят DME (мозги) фирмы Siemens, то в случае неисправности ДПКВ автомобиль заведётся и будет работать (возможно не совсем устойчиво), брав показания с ДПРВ. Проверить тестером (замерив сопротивление) датчик не получиться.

Если дпкв неисправен, не факт, что не будет искры, подачи топлива и т.д. Он может работать, но не очень хорошо (оголились провода). Искра будет и топливо будет, но это всё дело будет плохо синхронизироваться.

Датчик положения распределительного вала (фаз) (ДПРВ, Импульсный датчик распредвала).

Симптомы неисправности: — расход топлива — сбои в работе системы самодиагностики — выхлоп грязнее

Теперь мои наблюдения:

Эти датчики впринципе надёжные…НО со временем обмотка провода дубеет и начинает рассыпаться…даже если провода не соприкасаются, у них уже нет «экрана», который держит сигнал в самом проводе, не давая ему теряться. Основной для работы двигателя, конечно, ДПКВ! Без него машина если и будет работать, то очень нестабильно, возможны хлопки. Зажигание будет чуток неправильным. Этот датчик синхронизирует подачу топлива и искру, чтоб они подавались одновременно.

ДПРВ определяет, в какой цилиндр и искру и топливо нужно подавать.

На мозги Siemens MS40 и MS40.1 подходят датчики БЕЗ выпирающего магнита. ДПКВ — 12 14 1 730 027 ДПРВ — 12 14 1 703 221

Как проверить датчики?

На мозгах
Siemens
просто так мультиметром ты их не проверишь! Нужен осцилограф, который меряет сдвиги фаз в частотах…вот есть
статейка
про это, а также про реанимацию датчика… Но можно хоть приблизительно проверить сопротивление, чтоб понять, замкнуты провода где-то по пути или нет… Между 1-й и 2-й ножкой на «папе» датчика должно быть около 13 Ом, между 2-й и 3-й — около 3 Ом. (на некоторых датчиках пишут номера ножек, на других нет) Так вы будете знать, что сам датчик не замкнутый.

Как проверить провод от датчика к мозгам?

Замеряли сопротивление датчика между 1-й и 2-й ножкой, там 13 Ом. Ура. Подключаем его к «маме» этого датчика под впускным коллектором. Идём к мозгам (думаю все знают, где мозги у их машинки). Вскрываем защитную пластмассовую накладку на длинном «папе», который вставляется в мозги. Там видим кучу впроводов в 3 ряда. Если нужна полная распиновка — смотрите
здесь
. На схеме находим ДПКВ и ДПРВ

Мой совет тем, кто не сталкивался с этими датчиками:

Если даже машина работает типа нормально…всё равно советую проверить эти два датчика. неисправность ДПРВ вообще сложно заметить, а ДПКВ может попортить вам нервы как всегда в неподходящее время.

Каждый современный автомобиль имеет датчик положения распредвала. Он является очень важной частью любого транспортного средства, поскольку помогает обеспечить работу двигателя должным образом. Датчик положения распределительного вала встроен рядом с двигателем прямо под капотом. Как правило, у разных производителей автомобилей и брендов для установки датчика есть собственное уникальное место рядом с двигателем. Вы можете найти его либо в задней части головки блока цилиндров, либо рядом с двигателем.

Что такое датчик положения распределительного вала

Датчик положения распредвала также называют датчиком цилиндра или датчиком фаз. В последовательных системах впрыска топлива электронный блок управления должен определить, в какой цилиндр следует делать впрыск дальше. Эта информация влияет на работу двигателя и поступает от ДПРВ. Во время вращения двигателя ДПРВ посылает сигнал на бортовой компьютер всякий раз, когда определённый цилиндр находится в верхней «мёртвой» точке (ВМТ). Таким образом, оценивается продолжительность импульсного впрыска, за что и отвечает датчик распредвала.

В системах одновременного впрыска топлива бортовой компьютер не служит для определения цилиндра и порядка впрыска, так для работы системы как это не обязательно. Когда появляется сигнал от коленчатого вала или распределителя, точный цилиндр определяется путём распознавания механических положений коленчатого вала, распределительного вала и клапанов.

Используемые типы датчиков

Самыми популярными являются 2 типа ДПРВ, которые выглядят практически одинаково и незначительно отличаются друг от друга конструкцией:

Индуктивный датчик нужен для регистрации цилиндра и может быть расположен внутри распредвала. Поэтому вблизи него монтируется устройство с магнитом. Каждый раз, когда магнит проходит через ДПРВ, его магнитное поле изменяется, и полученный импульс посылается на бортовой компьютер для последующей обработки.

Датчик Холла может быть расположен внутри распределительного вала. На валу устанавливается экран с гнездом и магнитом. Когда экран проходит между магнитом и датчиком холла, ДПРВ включается и выключается. Пока гнездо находится перед ДПРВ, напряжение возвращается к усилителю через третий сигнальный кабель. Пока перед датчиком находится сплошной сектор экрана, напряжение обратной связи прерывается, поскольку магнитное поле исчезает.

Принцип работы датчика

датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен

Общий вид датчика распределительного вала

Датчик распределительного вала или датчик фаз – деталь основного силового агрегата автомобиля, которая отвечает за считывания информации о местоположении распределительного вала, а также участвует в регулировке угла зажигания.

Считывание происходит при помощи специальной шестерни распределительного вала, на которой отсутствуют зубья. Отсутствующие элементы расположены таким образом, что когда данный промежуток попадает на датчик, то первый поршень находится в мёртвой точке, в верхней или нижней.

датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен

Схема работы датчика фаз

Сигнал срабатывает и передается на электронный блок управления двигателя, когда датчик попадает на отсутствующие зубья. В свою очередь, в зависимости от пришедшего показателя, ЭБУ проводит регулировку угла зажигания. Благодаря установке такой системы, двигатели «Самара-2» стали эффективнее и популярнее.

Месторасположение датчика под капотом ВАЗ-2114

Датчик распределительного вала на ВАЗ-2114 расположен возле воздушного фильтра, на очень близком расстоянии от головки блока цилиндров. Это местоположение измерителя почти всегда стандартно для остальных автомобилей инжекторной группы.

датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен

Месторасположение датчика распредвала

Основные причины поломки датчика

Прежде чем приступить непосредственно к процессу диагностики, необходимо выяснить причины неисправности датчика фаз ВАЗ-2114.

Итак, перейдем непосредственно к самым прямым и косвенным показателям:

датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен

Электрическая схема датчика

Совокупность данных причин может послужить косвенным показателем неисправности датчика распределительного вала.

Где находится датчик

Расположение ДПРВ меняется в зависимости от марки автомобиля. В большинстве случаев найти его можно в следующих местах:

Прежде всего обратитесь к руководству по ремонту вашего авто от производителя. Здесь содержится вся необходимая информация.

Как снять датчик распредвала

датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен

На автомобилях с поперечно расположенным 16-ти клапанным двигателем доступ к ДПРВ происходит двумя способами. Через отверстие в кузове, расположенное под пластиковым подкрылком или через капот. В первом случае необходимо приподнять тут сторону передней части машины, с которой расположен датчик. Когда колесо опустится, выкрутите саморезы крепления подкрылка и извлеките защиту, после чего снимайте датчик. Если вы решили снимать его через капот, необходимо демонтировать защиту с шестеренок распредвалов, это откроет доступ к датчику.

Принцип работы датчика положения распредвала

Задачей ДПРВ является работа с датчиком коленчатого вала для определения точного положения его привода. Благодаря сочетанию обоих сигналов датчиков блок управления двигателем знает, когда первый цилиндр находится в верхней «мёртвой» точке.

Эта информация необходима для 3 целей:

датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен

ДПРВ работает в соответствии с принципом Холла. Он сканирует кольцевую шестерню на распределительном валу. Вращение кольцевой шестерни изменяет напряжение Холла IC в корпусе ДПРВ. Это изменение напряжения передаётся на блок управления и оценивается там, чтобы установить требуемые данные.

Тестирование датчика мультиметром

Рассмотрим последовательность действий:

датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен

Аналогичную проверку можно провести с помощью осциллографа. На экране вы увидите картинку импульсов и сможете оценить качество сигнала: отсутствие «дребезга», посторонние пики паразитных импульсов.

Проблемы, которые может создать неисправный датчик распредвала

Работа распределительного вала заключается в управлении потреблением бензина и выбросом паров из выхлопной системы. На распределительном валу установлены компенсационные лопасти, которые управляют выпускными и впускными клапанами. Ремень привода газораспределительного механизма и цепь соединяют распределительный вал с коленчатым. Блок управления двигателем транспортного средства контролирует вращающееся положение распределительного вала с помощью компонента, называемого «датчиком положения распределительного вала». На основании информации, которую передаёт ДПРВ, блок управления двигателем определит, сколько топлива следует вводить в камеру сгорания. В вашем автомобиле есть много симптомов неисправного датчика распредвала.

Проблемы с зажиганием – смесь воздуха и топлива в двигателе внутреннего сгорания для зажигания требует искры. В некоторых транспортных средствах, если ДПРВ вышел из строя, искры не будет, что и является первым признаком неисправности ДПРВ. Если вы не можете создать искру, тогда вы не сможете завести двигатель. К сожалению, определить источник неисправности, тем более, если это ДПРВ, довольно сложно. Но не удивляйтесь, что это может оказаться именно он.

Уменьшение мощности – если в автомобиле с автоматической трансмиссией выйдет из строя ДПРВ, вы можете столкнуться с неисправностью блокировки коробки передач. Единственное, что вы сможете сделать, это заглушить двигатель, подождать несколько секунд и снова завести его. Это всего лишь временное решение, позволяющее быстро доставить свой автомобиль до ближайшего автомагазина. Если вы не замените ДПРВ, проблема с переключением передач вернётся обязательно.

Плохая работа двигателя – неисправный ДПРВ приведёт к неправильному впрыску топлива в камеру цилиндра. Поскольку двигатель зависит от правильной смеси воздуха и топлива, сразу возникнут неполадки в его работе. При нажатии на педаль газа ускорение авто будет значительно меньше. Вероятно, вы не сможете ехать быстрее, чем 50-70 км. в час. Более того – автомобиль может начать двигаться с рывками.

Низкая топливная эффективность – топливные форсунки будут направлять в камеру сгорания слишком много бензина, если у вас плохой ДПРВ. При этом значительно увеличивается расход топлива, что можно заметить уже после первых 50-ти км. Поломка устраняется заменой ДПРВ.

Возможные причины неисправности

ДПРВ – это генератор импульсов, который создаёт очень слабый сигнал. Есть небольшая вероятность того, что ток постепенно ослабит целостность его обмотки. Однако вибрации, вызванные магнетизмом, проходят по зубьям редуктора. Когда распредвал поворачивается, сила меняется точно так же, как генерируемый сигнал. Эти вибрации вызывают микроскопические движения внутри ДПРВ, создавая слабые места в существенных частях, особенно обмотку в случае ДПРВ индуктивного типа.

С датчиком типа Холла совсем другая история. Этот тип ДПРВ представляет собой твердотельное устройство, то есть его электронный компонент, как диод или транзистор. Напряжение может повредить чувствительные части ДПРВ. Короткие замыкания и неправильные соединения могут также повредить его. И помните, что вам нужен источник питания, чувствительный к полярности.

Как проверить датчик положения распредвала

При устранении неисправности, связанной с подозрением на неисправность ДПРВ, вы должны следовать диагностическим рекомендациям в литературе по эксплуатации транспортного средства от производителя, чтобы изолировать неисправный компонент при наличии кода неисправности. Другого способа узнать, что является причиной проблемы (искра, плохой модуль зажигания, катушка, компьютер, неисправность проводки или выключатель зажигания) нет.

Магнитные ДПРВ можно проверить, отсоединив электрический разъём и проверив сопротивление между клеммами. Например, на GM 2.3L Quad 4 датчик должен показывать напряжение от 500 до 900 Ом. При тестировании ДПРВ всегда учитывайте технические характеристики производителей автомобилей. Очевидно, что если вы увидите нулевое сопротивление (короткое замыкание) или бесконечное (открытое) сопротивление, то это значит, что ДПРВ не работает и нуждается в замене.

Как определить неисправность ДПРВ

Неожиданное увеличение расхода топлива, падение мощности мотора, нестабильная работа двигателя – показания для проверки ДПРВ. Не обязательно эти симптомы появляются из-за неисправности датчика, но проверку необходимо начинать с него. Если на панели приборов загорелся сигнал неисправности двигателя (Check), определите значение кода ошибки с помощью инструкции по эксплуатации автомобиля. Если код ошибки указывает на неисправность ДПРВ, необходимо проверить не только сам датчик, но и электрические провода, которые подходят к нему. Ведь нередко причиной неисправности датчика оказываются окисленные контакты клеммной колодки. После их чистки двигатель начинает работать нормально. Также на работу датчика влияет состояние шестерни распредвала или репера. Поэтому во время замены или обслуживания датчика желательно проверить состояние репера и сигнального диска. Если диск погнут, его необходимо заменить.

Чтобы проверить исправность ДПРВ вам понадобятся:

датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен

В первую очередь снимите клеммную колодку с датчика и осмотрите контакты. Если они грязные, необходимо почистить их, или установить новую колодку. Вставьте иголку в клеммную колодку таким образом, чтобы она соприкасалась со средним контактом. Защелкните колодку на место, присоедините к нему щуп тестера и поднесите к рабочей плоскости (она расположена параллельно диску или шестерне распредвала) датчика тонкую отвертку. Показания вольтметра должны измениться от нуля 5 вольт или больше. Если показания не изменились, протрите рабочую плоскость датчика тряпкой – возможно к ней прилипло много металлической пыли, и повторите проверку. Если снова не помогло, датчик неисправен. Если провести проверку установленного на двигателе ДПРВ сложно, выкрутите болт крепления и снимите датчик. Затем проведите проверку.

Проверка двухпроводного индуктивного датчика

Существует ряд общих признаков неисправного ДПРВ. Если у вас возникли такие проблемы, вам может потребоваться его заменить. Эти же симптомы могут быть вызваны проблемами с системами зажигания или впрыска топлива. Таким образом, перед заменой ДПРВ стоит провести тесты на определение настоящего источника неисправности.

датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен

Если загорается индикатор проверки, ваш ECU записывает код неисправности. Вы можете проверить ошибки с помощью специального диагностического прибора. Коды между P0335 и P0338 соответствуют проблемам ДПРВ.

Это, вероятно, самый простой и наиболее точный способ проверки и определения проблемы ДПРВ. К сожалению, ДПРВ, как правило, выходит из строя намного раньше, чем загорается соответствующий индикатор. Чтобы быть постоянно в курсе проблем автомобиля, стоит проводить и другие виды тестирования.

RPM – этот следующий метод проверки ДПРВ, где также потребуется диагностический прибор. Одна из настроек сканера позволяет считывать скорость вращения двигателя в оборотах в минуту (об/мин). Настройте сканер для считывания оборотов двигателя и заведите его. Сканирующий прибор должен считывать от 100 до 500 об/мин. Низкое значение указывает на то, что ДПРВ работает неправильно. «0» означает, что ДПРВ полностью вышел из строя.

Проверка трёхпроводного ДПРВ

Шаги по тестированию трёхпроводного ДПРВ:

ВАЖНО! Перед началом любого испытания напряжение аккумулятора должно быть минимум 11,5 вольт.

ВАЖНО! Перед началом любого испытания напряжение аккумулятора должно быть минимум 11,5 вольт.

Функциональный тест датчика CMP:

Замена датчика распредвала

Начните ремонт с парковки автомобиля на ровной поверхности с выключенным двигателем и на ручном тормозе. Хотя внешний вид и конструкция двигателей различных авто отличается, процесс практически идентичен.

Необходимые инструменты и расходные материалы:

Шаг 1: Снимаем датчик распредвала

Найдите датчик, осмотрев переднюю, заднюю и верхнюю части двигателя. Устройства обычно находятся сбоку и имеют двух- или трёхпроводной разъём.

Чтобы отсоединить разъём от датчика, используйте плоскую отвёртку. Аккуратно вытащите разъём из датчика. Он может немного застревать из-за уплотнения внутри, которое предназначено для предотвращения попадания влаги.

Используя ключ 8 мм или 10 мм (в большинстве случаев), снимите болт крепления датчика положения распределительного вала, повернув его против часовой стрелки. Обычно есть только один болт.

Осмотрите резьбу на предмет повреждений и при необходимости замените болт. Возьмитесь за датчик и с помощью крутящего движения вытащите его из корпуса. Он также может немного застревать из-за уплотнительного кольца, которое предназначено для управления моторным маслом.

Как только датчик будет извлечён из своего корпуса, проверьте электрические клеммы на предмет повреждений и коррозии, которые будут препятствовать работе нового датчика.

датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен

Шаг 2: Устанавливаем новый датчик распредвала

После того, как старый датчик будет удалён, протрите гнездо и другие компоненты, чтобы обеспечить надлежащую установку. Убедитесь, что датчик имеет новое уплотнительное кольцо, чтобы избежать утечки масла после его установки.

Чтобы избежать утечки масла и при необходимости очистить поверхность или компоненты системы, используйте бумажное полотенце. Затем на уплотнительное кольцо нанесите небольшое количество моторного масла или WD40, и осторожно поместите датчик на место. Масло поможет избежать повреждения уплотнителя во время установки.

Вставьте и закрутите монтажный болт вручную, чтобы избежать повреждения резьбы. Используйте небольшую отвёртку или ключ и затяните болт крепления датчика. Проверьте разъем электропроводки, чтобы убедиться, что он не содержит смазки, грязи и коррозии. При необходимости очистите его до установки нового датчика. Проверьте проводку разъёма, потому что обычно она нуждается в замене.

Плотно установите электрический разъём. Когда он будет полностью установлен, вы услышите характерный щелчок. После установки нового датчика дважды проверьте монтажный болт и соединение. По завершении ремонта подключите программатор, чтобы очистить коды и запустить двигатель. Сообщение «PASS» будет означать успешное завершение установки.

датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть фото датчик положения распредвала для чего он нужен. Смотреть картинку датчик положения распредвала для чего он нужен. Картинка про датчик положения распредвала для чего он нужен. Фото датчик положения распредвала для чего он нужен

Процесс замены датчика

Снятие крышкиСнимаем масляный фильтрВыкручиваем винтДостаем датчик распредвалаИзвлекаем разъемДатчик распредвала снят
Не требуется глубоких познаний в технике для того, чтобы разобраться, как заменить датчик распредвала. Во время приобретения нового управляющего устройства особое внимание надо уделить параметрам, которые обозначены в инструкции производителя. Процедура замены датчика напрямую зависит от типа двигателя транспортного средства. В большинстве случаев инструкция изготовителя подробно описывает данный процесс, существенно его облегчая.

Демонтировать датчик нужно следующим образом:

Отключить провод, который ведет к «минусовой» клемме аккумулятора;

Отсоединить провода от разъема датчика коленвала;

Вывернуть крепежный болт и удалить его;

Демонтировать прибор с головки блока цилиндров.

Установка происходит в обратном порядке с той лишь разницей, что перед монтажом нового датчика необходимо проверить состояние уплотнительного кольца, и в случае обнаружения дефектов – заменить его.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *