датчик vss что это
VSS — датчик скорости. Неожиданная поломка.
Как-то ехал я домой, никого не трогал, и в какой-то момент упала стрелка спидометра. Через несколько минут начала моргать лампа D4, еще через пару минут отключилась 4WS, и через некоторое время загорелся Чек. Остановился, заглушил, снова завёл, лампочки потухли, 4WS заработала, но через несколько минут после начала движения все повторилось снова. Спидометр по мере движения периодически оживал, но спонтанно и эпизодически. Или датчик скорости или проводка. Приехав домой сделал диагностику:
Видим три ошибки по датчику скорости: система впрыска, автомат и 4WS. На ошибку ABS внимания не обращаем-она у меня в принципе не работает и никак не связана с датчиком скорости.
Что и требовалось ожидать — диагностика показала датчик скорости, для успокоения души прозвонил проводку, никаких проблем с проводкой не выявил, а это значит, что датчик своё отбегал.
Был ещё неприятный симптом: когда стоял на светофоре, иногда стрелка спидометра начинала прыгать и машина пыталась ехать, не смотря на тормоз. Очень неприятные ощущения, поэтому отключил разъем от датчика, чтоб не было никаких ложных срабатываний, и начал искать замену.
Оригинал ждать долго. На разборках или нет таких, или в сборе с коробкой, да и не сторонник я брать такие запчасти с разборок. Нашел в местном магазине под заказ заменитель производителя VEMO за 52 евро и сроком поставки 7-10 дней. Немного надавив на продавца, получил я этот датчик через два дня и за 36 евро.
Замена VSS( датчика скорости автомобиля)
Для корректной работы акпп и четкого включения передач во время движения очень важно, чтобы у ЭБУ была правильная информация о скорости. Это позволит продлить ресурс акпп и исключит поломку различных агрегатов.
Мой датчик скорости свой ресурс отбегал и стал чудить.
В купе с неисправным TPS машина трогалась сразу с блокировкой гидротрансформатора. А это приводило к неприятным последствиям. Пришло время их менять.
Новый VSS был куплен фирмы AIRTEX/WELLS. Детали у них неплохого качества и часто стоят на машинах с конвейера.
Датчик располагается с левой стороны акпп если стоять к капоту лицом сразу под выпускным коллектором и крепится одним болтом на 10.
Шестерёнку на новый датчик ставим с родного, держится она скобкой и перекидывается очень легко.
Перед установкой датчика на место лучше сразу запихнуть в него тросик спидометра.
После установки наслаждаемся мягкими и чёткими переключениями передач.
Номер детали: AIRTEX/WELLS 5S4716
Ford Taurus 1994, двигатель бензиновый 3.0 л., 140 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — запчасти
Машины в продаже
Комментарии 10
Блин! А я 2 дня этот датчик на коробке ищу!))
Спасибо за информацию!
Спасибо за инфу как менять
Спасибо за инфу как менять
Просто так, увидеть оочень проблематично:)
Чисто теоретический вопрос — зачем перебрасывал шестеренку и как диагностировать глючит датчик или нет?) Вот был бы у нас OBDII протокол… Эхъ)
На новых датчиках шестерёнок нет, даже на оригинальных. Проверял старый датчик очень субъективно: снял с него фишку и поехал. Толчки при включении передач пропали. Одел обратно-появились. Сняв сам датчик увидел на нем выработку под шестерней и неслабый люфт вала.
На новых датчиках шестерёнок нет, даже на оригинальных. Проверял старый датчик очень субъективно: снял с него фишку и поехал. Толчки при включении передач пропали. Одел обратно-появились. Сняв сам датчик увидел на нем выработку под шестерней и неслабый люфт вала.
Извиняюсь за возможно тупой вопрос…У меня тоже есть подозрение на некорректную работу этого датчика.Хотел с брата тауруса перекинуть себе но увидел на драйве что человек менял датчик с какой то пробкой жёлтой, которая как то должна помочь в установке.Так вот я и не понял, можно ли просто взять и воткнуть один датчик вместо другого без всяких вмт и тому подобное?
Датчик скорости автомобиля (VSS) Клапан-регулятор холостого хода (IAC)
Рис. 13.1,а. Датчик скорости автомобиля (USS) (показан стрелкой) находится в верхней части КПП – модели до 2000 года выпуска
Рис. 13.1,б. Датчик скорости автомобиля (VSS) (показан стрелкой) находится в верхней части КПП – модели выпуска с 2001 года
Датчик представляет собой электронное устройство, вьрабатывающее импульсы напряжения при вращении вала датчика. Импульсные сигналы поступают в модуль ЕСМ, который использует эту информацию для управления топливной системой и системой зажигания, а также для переключения передач в АКПП.
2. Отсоедините разъем проводки от датчика скорости.
3. Выверните датчик из корпуса КПП. Удалите уплотнительное кольцо и выбросьте его.
4. Установка датчика скорости автомобиля производится в порядке, обратном его снятию; не забудьте, однако, установить новое уплотнительное кольцо.
Клапан-регулятор холостого хода (IAC) – снятие и установка
Примечание. Минимальное число оборотов холостого хода предварительно устанавливается на заводе-изготовителе и не требует регулировки при нормальных условиях эксплуатации. Однако, если корпус дросселя заменялся или у вас есть подозрения, что величина минимального числа оборотов сбилась (например, из-за того, что винт регулировки оборотов холостого хода при замене корпуса дросселя был вывернут), обратитесь в дилерский автосервис.
1. Числом оборотов холостого хода двигателя управляет клапан-регулятор холостого хода. (см. рис. 14.1,а,б).
Рис. 14.1,а. Местонахождение клапана – регулятора холостого хода CIAC) (показан стрелкой) в моделях до 2000 года выпуска
Рис. 14.1,б. Местонахождение клапана – регулятора холостого хода (IAC) (показан стрелкой) в моделях выпуска с 2001 года
Клапан-регулятор управляет количеством воздуха, которое подается во впускной коллектор в обход дроссельной заслонки. Сам клапан управляется модулем ЕСМ в соответствии с нагрузкой двигателя (кондиционер, рулевое управление) и условиями эксплуатации (холодный или прогретый двигатель).
2. Снимите корпус дросселя (см. главу 4А).
3. Отверните винты крепления и снимите клапан-регулятор и прокладку.
4. Установка клапана-регулятора холостого хода производится в порядке, обратном его снятию; не забудьте, однако, установить новую прокладку.
Высокий расход и неровные обороты: что будет, если сломается датчик скорости, и как его чинить?
Есть в машине один датчик, поломка которого в одних случаях опасна мелочью типа отказавшего спидометра, а в других приводит к действительно неприятным последствиям. Речь идёт о датчике скорости. Не о том, который стоит на ступице и обеспечивает работу ABS (его часто так и называют – датчик ABS), а о том, который стоит где-нибудь на коробке передач, раздатке или редукторе. Почему в некоторых случаях его поломка не слишком опасна, а в других обеспечивает серьёзную головную боль владельцу автомобиля? Тут всё зависит от того, какой тип ДСА (датчика скорости автомобиля) используется и для для чего он нужен в конкретной машине.
Есть контакт, нет контакта
Все датчики скорости можно условно разделить на две большие группы. В первую группу входят довольно примитивные механические устройства, которые сейчас свой век практически отживают. Такие датчики – это просто набор шестерёнок, который обычно стоит где-нибудь на коробке передач. К нему присоединяется одна единственная деталь – тросик привода спидометра. Тросик идёт непосредственно к спидометру. В этом случае ДСА всего лишь крутился валом коробки, тросик соединяется с механизмом спидометра, который показывает скорость автомобиля в зависимости от скорости вращения вала коробки передач. Всё очень просто и не слишком точно. Зато вполне надёжно.
Ломался такой датчик редко. Чаще выходил из строя тросик привода спидометра, а не сам датчик, но результат при обеих поломках всегда был одинаковым: стрелка спидометра беспомощно ложилась на ноль и никак не реагировала на скорость автомобиля. Грустно, печально, не очень удобно, но на параметры работы всех остальных систем автомобиля эта поломка никак не влияла. Как он ехал с датчиком, так ехал и без него. Только непонятно, с какой скоростью.
На новых автомобилях такое устройство не встретишь. Сейчас стали популярными датчики второй группы – электронные. В большинстве случаев они передают не механическое вращение из коробки передач или редуктора, а сигнал об их скорости вращения электронному блоку управления (ЭБУ). А уж тот по своему алгоритму считает скорость, передаёт её спидометру, а он в свою очередь показывает её стрелочкой водителю. Говорю «в большинстве случаев», потому что иногда сигнал может идти прямо к контроллеру спидометра, который передаёт данные ЭБУ. Но сути дела это не меняет. Главное, что электронный датчик способен менять параметры работы двигателя. И вот поэтому выход из строя такого ДСА обязательно скажется не только на работе спидометра, но и на работе мотора. Чуть подробнее на этом остановимся ниже, а пока посмотрим, как устроены современные электронные датчики скорости.
Их тоже можно поделить на две группы: контактные и бесконтактные. Первые по принципу работы похожи на простые механические ДСА. В них есть механическая связь коробки передач (или раздаточной коробки, или редуктора) с непосредственно датчиком. Связь обычно реализуется таким же простым тросиком или валом. Но на этом всё сходство заканчивается, потому что дальше начинает работать не столько механика, сколько электричество. Точнее, эффект Холла (напомню: это такое физическое явление, основанное на том, что во время размещения проводника с постоянным током в магнитном поле возникает электрическое напряжение). В итоге формируется сигнал, который далее может идти либо сразу на спидометр, либо сначала в ЭБУ. Датчики такого типа так и называются – контактные датчики на основе эффекта Холла. И это наиболее популярная конструкция.
Помимо контактных датчиков на основе эффекта Холла существуют и бесконтактные датчики Холла. В этом случае реперный (задающий) диск может стоять на любом валу, скорость вращения которого прямо пропорциональна скорости движения автомобиля (например, на том же вторичном валу КПП).
Вместе с этим, помимо эффекта Холла датчики могут использовать и другие эффекты. Существуют ДСА, основанные на магниторезистивном эффекте или на оптоэлектронном. В первом случае в датчике есть магниторезистивный элемент, который способен менять своё сопротивление в магнитном поле. Тут есть некоторые общие черты с датчиком Холла, но эффект использован всё же другой. Ну а оптоэлектронные датчики – одни из самых простых. В них сигнал образуется с помощью пары – светодиода и фототранзистора. Между ними на валу (или с помощью связанного с ним привода) вращается диск с прорезями, фототранзистор «считает» вспышки от светодиодов и генерирует сигнал с данными о скорости вращения вала для своего контроллера.
Наверное, многие уже заметили, что с технической точки зрения датчики скорости очень похожи, например, на датчики положения коленвала. Они используют те же эффекты и по сути решают похожую задачу: фиксировать вращение и передавать данные о его скорости блоку управления. Только ДПКВ «наблюдают» за мотором, а ДСА – за трансмиссией.
Что, если сломается?
Теперь поговорим о том, для чего используется датчик скорости. Первая его функция очевидна: без него не может работать спидометр. Но, как я уже говорил, современные датчики намного умнее старых железяк с тросиком. Поэтому и задач у них намного больше.
Используя сигнал с ДСА, блок управления может корректировать состав топливной смеси и угол опережения зажигания. Причём он это делает не только исходя из данных скорости, но и учитывая ускорение и замедление автомобиля. За один только километр пути ДСА может передать ЭБУ до 25 тысяч сигналов (хотя обычно всё-таки количество импульсов скромнее – шесть тысяч), так что этот датчик отлично замечает все изменения скорости, а не только скорость в отдельно взятый момент. И эти данные ЭБУ постоянно использует и для коррекции смеси, и для коррекции зажигания. Это нужно не столько для обеспечения динамики, сколько для топливной экономии (хотя и для динамики тоже). Поэтому если сигнал от ДСА пропадёт, машина иногда на это может отреагировать только ростом расхода топлива. Но возможны и другие проявления смерти датчика: неровные холостые обороты или внезапные рывки или провалы при наборе скорости. Ну и никто не отменял лампу Check Engine, которая может загореться из-за ошибки ДСА.
Другая функция этого датчика – обеспечение работы некоторых систем, связанных с активной безопасностью и комфортом. Некоторые системы динамической стабилизации используют данные о скорости для адекватной работы, поэтому их ошибки могут быть тоже вызваны некорректными или отсутствующими данными от ДСА. Ну и немного реже встречаются неисправности в рулевом управлении. В этом случае датчик скорости помогает изменять усилие на руле в зависимости от скорости движения автомобиля (на высокой скорости усилие на руле должно расти, а на месте руль должен крутиться проще, например, для парковки). Так что забарахливший датчик скорости может обеспечить целый букет неизвестно откуда взявшихся «глюков».
Само собой, возникает вопрос: а как проверить датчик скорости?
Немного диагностики и грусти
Очень хорошо, если есть ошибка, которую можно считать сканером. Вроде бы, виновника «тупизны» машины можно обнаружить сразу. Но не стоит тут же бросаться менять этот датчик. Он выходит из строя редко, а вот его проводка может подвести в любой момент. Поэтому сначала надо всё же проверить именно её, особенно внимательно проверив все разъёмы (они окисляются первыми).
К сожалению, своими силами, без опыта и осциллографа, более-менее точно можно проверить только один датчик – тот, работа которого построена на эффекте Холла. Принцип проверки довольно простой: один щуп вольтметра нужно прижать к «массе» автомобиля, второй – к клемме импульсного сигнала. И при включенном зажигании заставить датчик крутиться. Это можно сделать по-разному. Кому-то удобнее снять датчик и крутить его чем-то подходящим, кто-то предпочитает поддомкратить колесо и крутить его. Тут всё по своему желанию, как хочется. Главное – найти нужные контакты. Если датчик рабочий, при его вращении будут заметны скачки напряжения. Если вольтметр на вращение не реагирует, датчик мёртв. Или вы его неправильно подсоединили к мультиметру, что тоже возможно.
Все остальные датчики, к сожалению, таким способом проверить нельзя. А как их проверять осциллографом, рассказывать не буду. У кого осциллограф есть, он и так это знает, у кого его нет, тот не станет его покупать только ради проверки ДСА. И это правильно. Так что придётся смириться и проверять его в сервисе.
Советов по замене датчика скорости давать не буду. Они очень разные, и тут всё зависит от машины. Где-то его снять легко, а где-то придётся помучиться. Так что в любом случае надо изучать мануал по собственной машине. И совет тут будет только один: не надо пытаться подбирать похожие датчики. Ставить нужно именно тот, который стоит с завода. Даже если датчик встал на место родного как положено, а машина не возражает против «колхозного» ДСА, из-за немного других характеристик он может показывать совсем не то, что должен показывать заводской датчик. И вряд ли после такой замены машина поедет лучше. Конечно, подобрать хороший аналог от известного производителя – дело святое, но ставить что попало не надо. Выйдет себе дороже.
Датчик скорости автомобиля (VSS)
Как правило, в автоматической коробке передач устанавливаются два датчика скорости. Один фиксирует частоту вращения входного (первичного) вала, второй измеряет частоту вращения выходного вала (для переднеприводной коробки передач — это скорость вращения шестерни дифференциала). ЭБУ АКПП использует показания первого датчика для определения текущей нагрузки на двигатель и подбора оптимальной передачи. Данные же со второго датчика применяются для контроля работы коробки передач: насколько правильно были выполнены команды блока управления и была включена именно та передача, которая была необходима.
Устройство датчика Холла и форма его сигнала
Конструктивно датчик скорости представляет собой магнитный бесконтактный датчик, основанный на эффекте Холла. Датчик состоит из постоянного магнита и интегральной микросхемы Холла, расположенных в герметичном корпусе. Он фиксирует частоту вращения валов и генерирует сигналы в форме импульсов переменного тока. Для обеспечения работы датчика на валу устанавливается так называемое «импульсное колесо», имеющее фиксированное число чередующихся выступов и впадин (довольно часто эту роль исполняет обычная шестерня). Принцип работы датчика заключается в следующем: при прохождении зуба шестерни или выступа колеса через датчик изменяется создаваемое им магнитное поле и, согласно эффекту Холла, вырабатывается электрический сигнал. Далее он преобразуется и направляется в блок управления. Низкий сигнал соответствует впадине, а высокий — выступу.
Основными неисправностями такого датчика являются разгерметизация корпуса и окисление контактов. Характерной особенностью является то, что данный датчик нельзя «прозвонить» при помощи мультиметра.
Реже в качестве датчиков скорости могут использоваться индуктивные датчики частоты вращения. Принцип их работы заключается в следующем: при прохождении через магнитное поле датчика зуба шестерни коробки передач в катушке датчика возникает напряжение, которое в форме сигнала передается блоку управления. Последний с учетом числа зубьев шестерни рассчитывает текущую скорость. Визуально индуктивный датчик внешне очень похож на датчик Холла, но имеет существенные отличия по форме сигнала (аналоговый) и условиям работы — он не использует опорное напряжение, а вырабатывает его самостоятельно за счет свойств магнитной индукции. Данный датчик можно «прозвонить».