даунсайзинг что это такое

Что такое даунсайзинг двигателей, нужен ли он

Даунсайзинг переводится как уменьшение. Современная мировая автопромышленность идет прямой дорогой к уменьшению силовых агрегатов, но с сохранением достаточной мощности. Тенденция создания малых моторов, то есть даунсайзинг двигателей, состоит в удешевлении производства, уменьшении веса и, разумеется, объема, а также получения максимально высокого КПД, насколько это возможно с маленького силового агрегата.

даунсайзинг что это такое. Смотреть фото даунсайзинг что это такое. Смотреть картинку даунсайзинг что это такое. Картинка про даунсайзинг что это такое. Фото даунсайзинг что это такое

Уменьшение двигателя означает, что все детали, включая высоконагруженные, уменьшаются, а значит, снижается прочность и ресурс.

О форсировании

Максимальное форсирование мотора – ключевая задача автопроизводителя. Лет 20 назад средняя мощность, получаемая с каждых 1000 кубических сантиметров, равнялась 35-65 лошадиным силам. Теперь автопроизводители с помощью турбины снимают с одного литра объема 100 л.с.

Чем выше степень форсировки – тем выше давление в цилиндре. Прямо пропорционально возрастает механическая нагрузка на детали КШМ, ЦПГ и ГРМ. Прочность двигателя определяется объемом и весом деталей, а значит, с надежностью у даунсайзинговых моторов не все в порядке.

даунсайзинг что это такое. Смотреть фото даунсайзинг что это такое. Смотреть картинку даунсайзинг что это такое. Картинка про даунсайзинг что это такое. Фото даунсайзинг что это такое

Согласно законам физики, уменьшение отдельных деталей, а тем более даунсайзинг двигателей в целом, приводит к снижению их надежности. Другой стороной медали является то, что сопротивление на трение и инерцию также снижается. Помимо прочего, на двигатель возрастает термическая и механическая нагрузка.

Термическая нагрузка возрастает по причине большего количества сжигаемого топлива. Механическая нагрузка возрастает в двух случаях: при повышении максимальных оборотов и при наличии турбокомпрессора. Оба фактора непосредственно влияют на ресурс и надежность силового агрегата.

Сколько сбросил мотор в ходе даунсайзинга

Для примера взяты агрегаты автомобиля Volkswagen:

Первый, атмосферник, являет собой пример надежного неубиваемого агрегата, а его степень форсировки явно ниже, чем у остальных. Все ДВС имеют практически равный диаметр цилиндров.

даунсайзинг что это такое. Смотреть фото даунсайзинг что это такое. Смотреть картинку даунсайзинг что это такое. Картинка про даунсайзинг что это такое. Фото даунсайзинг что это такое

Диаметр коренных шеек коленчатого вала у первого 24 мм, у остальных чуть меньше – отличие не существенно. Если у рядных агрегатов шатунные шейки одинаковы (22 мм), то у V-образного диаметр составляет 17 мм, при том, что на одну шейку приходится два шатуна.

Вместе с увеличением мощности возросли нагрузки на шейки коленчатого вала. Относительно атмосферного двигателя, у второго 2-х литрового вместе с мощностью увеличилась нагрузка на коленчатый вал на 30%, а у V6 — на 50%.

Нагрузка непосредственно влияет на ресурс подшипников скольжения коленчатого вала. То есть, при заводском ресурсе 250 000 км, у 2-х литрового мотора он составит 175 000 км, а у V6 – 137000 км.

На современных моторах увеличенные нагрузки пагубно повлияли на целостность масляной пленки, защищающей от преждевременного износа трущиеся детали. Если добавить сюда рекомендации в виде заправки мотора маловязким маслом, то вышеприведенные цифры по ресурсу – крайне оптимистичны.

Конец эпохи миллионников

Неужели нельзя применить современные технологии, компенсирующие повышенные нагрузки?

В теории такое возможно, на практике – нереально. С начала нулевых мировые автопроизводители стали массово снижать себестоимость автомобилей, уводя в тень эпоху долгожителей.

Даунсайзинг двигателей, по сути, направлен не только на выжим максимального КПД с маленького мотора, но и на экономию. Низкая себестоимость – одновременно и причина, и следствие плохого качества и низкого ресурса.

Если раньше одно поколение автомобиля могло выпускаться порядка 10 лет, то сейчас обновление поколений происходит каждые 3-5 лет. Это значит, что долгожители экономически невыгодны автопроизводителю, а политика производства направлена на одноразовую эксплуатацию автомобиля с последующей заменой на машину очередного поколения.

Простыми словами – реальный ресурс автомобиля 100 000 км, или 5 лет, после – под списание.

Источник

Даунсайзинг как тренд, или почему мы платим больше за меньшее

В условиях кризиса каждый рубль на счету, и многие из нас, выбирая продукты в магазинах, стали внимательнее смотреть на цены. Инфляция за 2015 год, по данным Росстата, составила 12,9%. Больше всего подорожали яйца, подсолнечное масло, рис, конфеты, говядина, сыры и гречневая крупа. В 2016 году — еще 5,38%. «Лидерами» по росту цен стали сливочное масло и молочные продукты, рыба и морепродукты, крупы, хлеб, макароны и подсолнечное масло. Всего за последние пять лет — с 2012 по 2016 гг. — уровень инфляции составил 50,32%.

даунсайзинг что это такое. Смотреть фото даунсайзинг что это такое. Смотреть картинку даунсайзинг что это такое. Картинка про даунсайзинг что это такое. Фото даунсайзинг что это такое

Правительство и Федеральная антимонопольная служба еще в начале 2015 года дали установку производителям и торговым сетям «умерить аппетиты» и следить за тем, чтобы потребительские цены не росли высокими темпами. Однако ни продавцы, ни изготовители, разумеется, не желают расставаться с привычным уровнем дохода. На какие уловки они идут, чтобы получать прибыль, не повышая цен?
Союз потребителей «Росконтроль» провел очередной рейд по сетевым магазинам. Выяснилось: в привычных упаковках теперь содержится меньше продуктов.

Что такое даунсайзинг?

Возьмем, к примеру, молоко популярных и всем известных торговых марок. В упаковке «Лианозовского» молока (ОАО «Вимм-Билль-Данн») вместо 1 литра — 950 мл. Такой же объем молока — в коробке «Милава». В бутылках «Веселый молочник», «Домик в деревне» (тоже производства ОАО «Вимм-Билль-Данн») и «Простоквашино» (ОАО «Компания ЮНИМИЛК») молока еще меньше — 930 мл. Самым экономным оказался «Останкинский молочный комбинат» — в пачке «36 копеек» молока всего 873 мл.

Похожая ситуация и с другими молочными продуктами. Привычную упаковку сметаны весом 250 г придется поискать. Сметана «Домик в деревне» упакована в широкую и, на вид, объемную баночку, однако, если присмотреться, оказывается, что сметаны в ней всего 180 г. Производитель сгущенного молока «Любимая классика» (ООО «Промконсервы») выпускает продукт в упаковках массой 880 г. Творог «Останкинское», «Ростагроэкспорт», «Милава» выпускают в пачках по 180 г, «Брест-Литовск» и «Домик в деревне» — по 170 г, и только творог «Благода» расфасован в пачки по 200 г. Питьевой йогурт «Чудо» раньше выпускался в пол-литровых бутылочках, после ребрендинга в упаковки стали разливать по 420 г продукта, и вот теперь йогурт «похудел» аж до 290 г. Возможно, производитель заботится о фигуре покупателей?

Мы обратились за комментарием к производителю «Рузское молоко» с вопросом, почему компания продолжает выпускать молоко и кефир в упаковках по 1 л и 1 кг, а вот творог и сливочное масло по 230 и 175 граммов соответственно? Заместитель генерального директора ОАО «Рузское молоко» по связям с общественностью Анна Бойко-Великая ответила: «Мы стремимся быть честными с потребителями и не идем по пути удешевления производства. Что же касается масла и творога, то данный вес связан с технологическими особенностями — оборудование настроено таким образом, чтобы максимально соблюдать точность фасовки».

Сколько вешать в граммах?

Даунсайзинг коснулся и других категорий продуктов. Производители кондитерских изделий явно не любят округлять цифры. Например, крекеры «Любятово» весят 128 граммов, а печенье «Юбилейное» — 134 грамма. Слоганы производителей — «Из самого сердца русских полей» и «Лучшее от природы» — вполне можно поменять на девиз «хоть копейку, да сэкономлю».
Торты весом 1 кг уже практически не встречаются на полках. Шоколадные плитки теперь тоже не весят, как мы привыкли, ровно 100 граммов. Шоколад «Воздушный» полегчал до 95 г, а «Alpen Gold» и «Milka» — до 90 г. Да что там, обычный нарезной батон, который раньше, по ГОСТу, весил 400 граммов, теперь, зачастую, тянет всего на 380 г.

Производители пива массово не доливают напиток в бутылки. «Пивоваренная компания Балтика» еще в 2014 году уменьшила объем тары для некоторых торговых марок, и сейчас Holsten, «Балтика кулер», «Большая кружка» и другие бренды этого производителя фасуются по 0,47 л. Представители компании утверждают, что это было сделано с целью заботы о здоровье потребителей и борьбы с алкоголизмом. Но и пиво других изготовителей уже не «полноразмерное». В бутылках «Zlatý Bažant» и «Охота» (компания Heineken) — по 0,48 л. Уменьшила количество напитка в таре и компания «Сан Инбев» (бренд «Толстяк»). Вместо 0,5 л осталось 0,45 л в банках с пивом Tuborg Green, Carlsberg, Holsten premium. Уровень 0,5 сохраняется в банках пива Wolpertinger, Lowenbrau, «Золотая Бочка».

Однако и менее вредные напитки подвержены модному веянию даунсайзинга. В упаковках сока «Любимый», «Фруктовый сад», «Дары Кубани» уже давно не 1 литр, а 0,95 л, в пачке «Тонуса» — 0,9 л. В пачке соков «Я» и J7 — 0,97 л.

Держат «литровый» уровень соки Rich, «Сады Придонья», «4 сезона».

Давняя традиция

В отделе бакалеи, на первый взгляд, та же история. Рис, пшено, гречка и другие крупы торговых марок «Мистраль», «Националь», «Шебекинский», «Увелка», «Чистая крупа», «Агро-Альянс», в большинстве своем, упакованы в пачки весом 900 граммов и менее. Мы обратились за комментариями к производителям. Бренд-менеджер ООО «Мистраль Трейдинг» Елена Липкина рассказала, что компания ни разу не проводила даунсайзинг, и все крупы, которые сейчас продаются по 900 г, изначально так и паковались. Представитель компании ООО «Ресурс» (торговая марка «Увелка») объяснил, что такая практика существует практически у всех производителей и связана с удобством транспортировки. Крупы упаковываются по-разному в зависимости от объема. Например, рис и гречка чаще всего фасуются по 900 граммов, а более легкая пшеничная крупа — по 700 граммов.

Не только продукты

Многие изготовители средств бытовой химии, как оказалось, тоже не любят круглые цифры. В каждой упаковке чистящего порошка «Пемолюкс» не 500 граммов, как было несколько лет назад, когда средство еще фасовали в железные банки, а на 20 граммов меньше. В бутылке средства для мытья пола «Аистенок» — 950 мл, а жидкого средства для стирки этой же торговой марки еще меньше — 900 мл.

Средство для стирки Persil Power Gel на деле не 1,5, а 1,46 л.

Кондиционер для белья Lenor «похудел» до 1,8 л вместо 2 л.

Средство Fairy для мытья посуды — вместо литра — 900 мл.

Стиральный порошок, как правило, фасуют в коробки по 400 граммов. Упаковки «Пемос» и «Пемос детский», похоже, выпускаются в «облегченном» варианте — порошка в них по 350 г.

Сколько мы переплачиваем?

Попробуем подсчитать, во сколько обычному покупателю обходится такая экономия производителей. В потребительской корзине обычного россиянина есть и молочные продукты, и крупы, и хлеб, и соки, и средства бытовой химии. Если взять только эти категории и посчитать, что, например, за один раз в магазине вы купите:
— бутылку молока
— пачку творога
— упаковку сметаны
— батон
— пакет риса и пакет гречневой крупы
— сок
— чистящее средство,
то получится, что в сравнении с покупкой товаров большего веса или объема по такой же цене, вы переплатите, в среднем, 17,5%. В денежном выражении за данный набор условной (хотя и неполной) потребительской корзины переплата получается около 70 рублей.

даунсайзинг что это такое. Смотреть фото даунсайзинг что это такое. Смотреть картинку даунсайзинг что это такое. Картинка про даунсайзинг что это такое. Фото даунсайзинг что это такое

Комментирует Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль»:
«Формально изготовители ничего не нарушают — если фактическая масса или объем продукта соответствуют заявленному значению на упаковке. Тем не менее производитель пользуется силой привычки к определенному объему упаковки, Покупатель «знает», что в пачке молока — литр, в пачке масла — 200 гр. Мы ни разу не слышали рекламу «Упаковка меньше — а цены те же». Очевидно, что уменьшение объема — это добавочная стоимость, а равно добавочная прибыль для производителя. Потребителям можно посоветовать обращать внимание на вес или объем продукта и сравнивать его со стоящими рядом товарами. Часто по цене они будут одинаковы, и выгоднее будет купить продукт, которого больше».

Источник

«Даунсайзинг». Для общего развития.

даунсайзинг что это такое. Смотреть фото даунсайзинг что это такое. Смотреть картинку даунсайзинг что это такое. Картинка про даунсайзинг что это такое. Фото даунсайзинг что это такое

(downsizing) в дословном переводе – уменьшение размера. О плюсах и минусах современной тенденции моторостроения рассказывает автор. Александр Шабанов
Оригинал статьи здесь www.zr.ru/content/article…_koren_daunsajzing/print/

даунсайзинг что это такое. Смотреть фото даунсайзинг что это такое. Смотреть картинку даунсайзинг что это такое. Картинка про даунсайзинг что это такое. Фото даунсайзинг что это такое

Слева – коленчатый вал форсированной «шестерки», справа – старенького мотора. Литровая мощность увеличилась очень заметно, а ширина шеек вала у «дайнсайзингового» мотора меньше! Это – плата за снижение длины мотора!

Время моторов, переходивших по наследству от деда к внуку, практически прошло. Как и эпоха громадных мастодонтов, тоннами пожиравших топливо… Очевидно, что одно тесно связано с другим.
Основная современная тенденция в моторостроении – запихать максимальное «поголовье лошадей» в как можно меньший объем подкапотного пространства. И это понятно: подобная миниатюризация силовых агрегатов имеет множество плюсов. Компактная повозка обретает недостижимую ранее энергонасыщенность и влезает по экологии в самые современные требования.
А чем для этого приходится жертвовать?

КОБЫЛЫ В ЛИТРЕ
Степень форсирования (именно так: «форсировка» считается сленгом!) мотора – один из важнейших параметров его совершенства. При этом его абсолютная мощность ни о чем, в общем-то, не говорит, поскольку двигатель грузовика в 450 л.с. может быть куда менее форсирован, чем двухсотсильный мотор современной «легковушки».
Для характеристики степени форсирования в классической теории ДВС вводят две величины. Одна – довольно сложная для понимания – называется «среднее эффективное давление»: это отношение полезной работы к рабочему объему двигателя. Лет тридцать тому назад для автомобильных двигателей эта цифра колебалась на уровне 0,6…0,8 МПа. А сейчас современные высокооборотные моторы с турбонаддувом залезают на уровень 1,4…1,6 МПа. К слову, некоторые дизельные моторы уже проектируют на среднее эффективное давление 2,5…3,0 МПа. Но это сложный параметр, который используется только в среде специалистов. В описаниях моторов на «сайтах» и в «буквариках» его не найдешь.
Более наглядна «литровая мощность», получаемая простым делением номинальной мощности мотора на его рабочий объем. И тут прогресс четко виден. Моторы эпохи Московской Олимпиады выдавали 40…50 «лошадей» с литра рабочего объема. Сейчас добрались до заветных 100 л.с./л. Такие цифры в былые времена были только у «очень спортивных» движков.

ТЕНДЕНЦИИ И КОМПРОМИССЫ

даунсайзинг что это такое. Смотреть фото даунсайзинг что это такое. Смотреть картинку даунсайзинг что это такое. Картинка про даунсайзинг что это такое. Фото даунсайзинг что это такое

Форсирование – увеличение мощности. А с ним – и увеличение давлений в цилиндре. Следовательно, и все механические нагрузки растут пропорционально. А прочности, уменьшая размер, убираем…
Итак, две тенденции. С одной стороны, уменьшаем размер двигателя и его деталей. При этом понимаем, что с уменьшением размера снижается прочность – чудес не бывает! С другой стороны, повышаем степень форсирования, тем самым увеличивая нагрузки на детали! Причем нагрузки как тепловые, так и механические. Первые вырастут примерно так же, насколько увеличится количество топлива, подаваемое в цилиндры… А с механическими вообще все сложно: ведь форсировать мотор можно по-разному: и наддувом, и оборотами. В первом случае растут давления газовых сил, во втором – инерционные нагрузки. И то и другое по-разному влияет на прочность конструкции и ее ресурс.
Кстати, уменьшение размера некоторых деталей, в частности, поршней и шатунов, в большей степени связано не с уменьшением общего размера двигателя, а со стремлением уменьшить их массы, тем самым снижая инерционные нагрузки на подшипники коленчатого вала и остов двигателя. Это делается для снижения потерь трения в моторе и в итоге прямо влияет как на его экономичность, так и на выбросы СО2.
Итак – две взаимоисключающие тенденции, гарантирующие одновременное снижение прочности и увеличение нагрузок. Следовательно, надо искать компромисс. Но уже очевидно, что его поиск приводит к тому, с чего начали – снижению срока службы мотора. И это неизбежно.

даунсайзинг что это такое. Смотреть фото даунсайзинг что это такое. Смотреть картинку даунсайзинг что это такое. Картинка про даунсайзинг что это такое. Фото даунсайзинг что это такое

С форсированием и миниатюризацией деталей растут нагрузки на шейки вала, а следовательно падают ресурс и надежность…

ЦЕНА ПОХУДАНИЯ
Пора прикинуть, насколько растет нагруженность «дайнсайзингового» мотора. Может, все и нет так страшно?
Сделать это на реальном стенде тяжеловато: слишком дорого, долго и сложно. Для теоретических расчетов также требуются исходные данные, которые ни одна фирма не предоставит: интеллектуальная, знаете ли, собственность! Поэтому поступим проще: сравним три варианта моторов одной уважаемой фирмы. Первый – относительно старенький, простенький, рабочим объемом 1,6 л и мощностью около 100 л.с., то есть с литровой мощностью 63 л.с./л. Мотор этот заслужил репутацию практически неубиваемого, поскольку служит дольше самого автомобиля. Его и возьмем за базу для сравнения. Два других мотора – современные, форсированные. Один – рядная 2-литровая «четверка», выдающая 200 л.с. Другой – V-образная 3-литровая «шестерка», 280 л.с. Вот тут уже литровая мощность очень существенная – под сотню сил с литра при очень скромных габаритах. Моторы, естественно, с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива.
Обмеры деталей сразу заставили задуматься. При практически одинаковом диаметре цилиндров и близком диаметре шеек коленчатого вала длины коренных шеек и старенького, и новеньких моторов практически одинаковы, около 24 мм. Шатунные шейки рядных «четверок» тоже близкие – 22 мм, а вот у 3-литровой «шестерки» они более узкие – всего 17 мм. В принципе, по компоновке это ясно: на одну шейку надо разместить два шатуна. Но что же с нагрузками?
Тут пришлось обратиться к современным методам моделирования процессов в двигателе. Результаты – на графиках!
Естественно, наддув дал не только рост мощности, но и существенное увеличение давления в цилиндре. Да, недаром для моторов с турбонаддувом просят 98-го бензина! Дорого, но что делать – любишь кататься, люби и саночки (с деньгами) возить! Но главное – это то, что нагрузки на шейки вала резко выросли! По сравнению с базовым мотором, нагрузки на шатунные шейки для 2-литрового мотора увеличились практически пропорционально увеличению форсирования – на 30…35%. А вот для 3-литрового мотора рост нагрузок на шатунные шейки был еще сильнее выражен, даже несмотря на меньший уровень литровой мощности – практически на 45%! Сказалось уменьшение ширины шейки – иначе и быть не могло!
Нагрузки – это скорость износа подшипников коленчатого вала. Оценим и это. Масло взяли одно и то же, хорошую «синтетику» 5W-40. Режим тоже только один – номинальный, для которого делали предыдущие оценки. Так вот, интенсивность изнашивания подшипников, по нашим расчетам, при одинаковых установочных зазорах возросла по сравнению с базовым двигателем на 50…60%! Повышенные нагрузки и увеличенные температуры привели к росту протяженности зон нарушения целостности масляной пленки, где износ и живет. По цилиндрам и кольцам картина более гуманная, но рост износа заметен и здесь – те же нагрузки и температуры делают свое дело. А ведь модно нынче моторы совсем алюминиевыми делать, и маловязкие масла применять – так что полученные цифры снижения ресурса можно еще как оптимистичные рассматривать.

даунсайзинг что это такое. Смотреть фото даунсайзинг что это такое. Смотреть картинку даунсайзинг что это такое. Картинка про даунсайзинг что это такое. Фото даунсайзинг что это такое

Где поршень и шатун форсированного мотора? Правильно – внизу! А ведь по жизни изящество – это достоинство слабости и беззащитности.

ДУРАКОУСТОЙЧИВОСТЬ
Нагрузки, износ… Но и это еще не все! Помните о компромиссе между прочностью и размером? Обычно при проектировании мотора надежность обеспечивают тем, что в конструкцию деталей закладывают большие коэффициенты запаса – по коленчатому валу и шатуну не меньше полуторных. Они обеспечивают «дуракоустойчивость» конструкции, то есть ее неразрушение при кратковременной перегрузке сверх номинала или другой аварийной ситуации. А снижение прочности, связанное с уменьшением размера деталей, одновременно с ростом нагрузок уменьшает эти запасы прочности практически до минимальных значений… Наши оценки это вполне подтвердили – для форсированных моторов по коленчатому валу и шатуну запасы прочности не превысили 5…10%. О чем говорят такие цифры? Только о том, что надежность конструкции как возможность сохранения ее работоспособности в критических ситуациях пала жертвой «даунсайзинга». О ресурсе мотора мы уже и не говорим.

ДОЛОЙ ДОЛГОЖИТЕЛЕЙ!
А как же новые материалы? Новые технологии? Они же компенсируют увеличение нагрузок!
Теоретически – да. Но, во-первых, частично. Во-вторых, как показывает наш опыт работы с автозаводами, мало кто стремится к применению в массовом производстве более дорогостоящих материалов – на практике рулит себестоимость… А низкая себестоимость – главный враг качества: это закон. Поэтому разговоры о планомерном ограничении срока службы автомобилей в целом и двигателей в частности вполне обоснованы. И вечный автомобиль больше не нужен производителю.
Точку в размышлениях поставил кулуарный разговор с механиками дилера того самого мегаконцерна. На вопрос, сколько реально может ходить современный мотор до списания, они честно сказали: тысяч 150…200 – максимум. 250 тысяч ходят вообще единицы.
Прощайте, «миллионники»!

Так, что, берегите своих коней. Таких машин больше не будет. тут я прослезился

Источник

Даунсайзинг как тренд, или почему мы платим больше за меньшее

В условиях кризиса каждый рубль на счету, и многие из нас, выбирая продукты в магазинах, стали внимательнее смотреть на цены. Инфляция за 2015 год, по данным Росстата, составила 12,9%. Больше всего подорожали яйца, подсолнечное масло, рис, конфеты, говядина, сыры и гречневая крупа. В 2016 году — еще 5,38%. «Лидерами» по росту цен стали сливочное масло и молочные продукты, рыба и морепродукты, крупы, хлеб, макароны и подсолнечное масло. Всего за последние пять лет — с 2012 по 2016 гг. — уровень инфляции составил 50,32%.

даунсайзинг что это такое. Смотреть фото даунсайзинг что это такое. Смотреть картинку даунсайзинг что это такое. Картинка про даунсайзинг что это такое. Фото даунсайзинг что это такое

Правительство и Федеральная антимонопольная служба еще в начале 2015 года дали установку производителям и торговым сетям «умерить аппетиты» и следить за тем, чтобы потребительские цены не росли высокими темпами. Однако ни продавцы, ни изготовители, разумеется, не желают расставаться с привычным уровнем дохода. На какие уловки они идут, чтобы получать прибыль, не повышая цен?
Союз потребителей «Росконтроль» провел очередной рейд по сетевым магазинам. Выяснилось: в привычных упаковках теперь содержится меньше продуктов.

Что такое даунсайзинг?

Возьмем, к примеру, молоко популярных и всем известных торговых марок. В упаковке «Лианозовского» молока (ОАО «Вимм-Билль-Данн») вместо 1 литра — 950 мл. Такой же объем молока — в коробке «Милава». В бутылках «Веселый молочник», «Домик в деревне» (тоже производства ОАО «Вимм-Билль-Данн») и «Простоквашино» (ОАО «Компания ЮНИМИЛК») молока еще меньше — 930 мл. Самым экономным оказался «Останкинский молочный комбинат» — в пачке «36 копеек» молока всего 873 мл.

Похожая ситуация и с другими молочными продуктами. Привычную упаковку сметаны весом 250 г придется поискать. Сметана «Домик в деревне» упакована в широкую и, на вид, объемную баночку, однако, если присмотреться, оказывается, что сметаны в ней всего 180 г. Производитель сгущенного молока «Любимая классика» (ООО «Промконсервы») выпускает продукт в упаковках массой 880 г. Творог «Останкинское», «Ростагроэкспорт», «Милава» выпускают в пачках по 180 г, «Брест-Литовск» и «Домик в деревне» — по 170 г, и только творог «Благода» расфасован в пачки по 200 г. Питьевой йогурт «Чудо» раньше выпускался в пол-литровых бутылочках, после ребрендинга в упаковки стали разливать по 420 г продукта, и вот теперь йогурт «похудел» аж до 290 г. Возможно, производитель заботится о фигуре покупателей?

Мы обратились за комментарием к производителю «Рузское молоко» с вопросом, почему компания продолжает выпускать молоко и кефир в упаковках по 1 л и 1 кг, а вот творог и сливочное масло по 230 и 175 граммов соответственно? Заместитель генерального директора ОАО «Рузское молоко» по связям с общественностью Анна Бойко-Великая ответила: «Мы стремимся быть честными с потребителями и не идем по пути удешевления производства. Что же касается масла и творога, то данный вес связан с технологическими особенностями — оборудование настроено таким образом, чтобы максимально соблюдать точность фасовки».

Сколько вешать в граммах?

Даунсайзинг коснулся и других категорий продуктов. Производители кондитерских изделий явно не любят округлять цифры. Например, крекеры «Любятово» весят 128 граммов, а печенье «Юбилейное» — 134 грамма. Слоганы производителей — «Из самого сердца русских полей» и «Лучшее от природы» — вполне можно поменять на девиз «хоть копейку, да сэкономлю».
Торты весом 1 кг уже практически не встречаются на полках. Шоколадные плитки теперь тоже не весят, как мы привыкли, ровно 100 граммов. Шоколад «Воздушный» полегчал до 95 г, а «Alpen Gold» и «Milka» — до 90 г. Да что там, обычный нарезной батон, который раньше, по ГОСТу, весил 400 граммов, теперь, зачастую, тянет всего на 380 г.

Производители пива массово не доливают напиток в бутылки. «Пивоваренная компания Балтика» еще в 2014 году уменьшила объем тары для некоторых торговых марок, и сейчас Holsten, «Балтика кулер», «Большая кружка» и другие бренды этого производителя фасуются по 0,47 л. Представители компании утверждают, что это было сделано с целью заботы о здоровье потребителей и борьбы с алкоголизмом. Но и пиво других изготовителей уже не «полноразмерное». В бутылках «Zlatý Bažant» и «Охота» (компания Heineken) — по 0,48 л. Уменьшила количество напитка в таре и компания «Сан Инбев» (бренд «Толстяк»). Вместо 0,5 л осталось 0,45 л в банках с пивом Tuborg Green, Carlsberg, Holsten premium. Уровень 0,5 сохраняется в банках пива Wolpertinger, Lowenbrau, «Золотая Бочка».

Однако и менее вредные напитки подвержены модному веянию даунсайзинга. В упаковках сока «Любимый», «Фруктовый сад», «Дары Кубани» уже давно не 1 литр, а 0,95 л, в пачке «Тонуса» — 0,9 л. В пачке соков «Я» и J7 — 0,97 л.

Держат «литровый» уровень соки Rich, «Сады Придонья», «4 сезона».

Давняя традиция

В отделе бакалеи, на первый взгляд, та же история. Рис, пшено, гречка и другие крупы торговых марок «Мистраль», «Националь», «Шебекинский», «Увелка», «Чистая крупа», «Агро-Альянс», в большинстве своем, упакованы в пачки весом 900 граммов и менее. Мы обратились за комментариями к производителям. Бренд-менеджер ООО «Мистраль Трейдинг» Елена Липкина рассказала, что компания ни разу не проводила даунсайзинг, и все крупы, которые сейчас продаются по 900 г, изначально так и паковались. Представитель компании ООО «Ресурс» (торговая марка «Увелка») объяснил, что такая практика существует практически у всех производителей и связана с удобством транспортировки. Крупы упаковываются по-разному в зависимости от объема. Например, рис и гречка чаще всего фасуются по 900 граммов, а более легкая пшеничная крупа — по 700 граммов.

Не только продукты

Многие изготовители средств бытовой химии, как оказалось, тоже не любят круглые цифры. В каждой упаковке чистящего порошка «Пемолюкс» не 500 граммов, как было несколько лет назад, когда средство еще фасовали в железные банки, а на 20 граммов меньше. В бутылке средства для мытья пола «Аистенок» — 950 мл, а жидкого средства для стирки этой же торговой марки еще меньше — 900 мл.

Средство для стирки Persil Power Gel на деле не 1,5, а 1,46 л.

Кондиционер для белья Lenor «похудел» до 1,8 л вместо 2 л.

Средство Fairy для мытья посуды — вместо литра — 900 мл.

Стиральный порошок, как правило, фасуют в коробки по 400 граммов. Упаковки «Пемос» и «Пемос детский», похоже, выпускаются в «облегченном» варианте — порошка в них по 350 г.

Сколько мы переплачиваем?

Попробуем подсчитать, во сколько обычному покупателю обходится такая экономия производителей. В потребительской корзине обычного россиянина есть и молочные продукты, и крупы, и хлеб, и соки, и средства бытовой химии. Если взять только эти категории и посчитать, что, например, за один раз в магазине вы купите:
— бутылку молока
— пачку творога
— упаковку сметаны
— батон
— пакет риса и пакет гречневой крупы
— сок
— чистящее средство,
то получится, что в сравнении с покупкой товаров большего веса или объема по такой же цене, вы переплатите, в среднем, 17,5%. В денежном выражении за данный набор условной (хотя и неполной) потребительской корзины переплата получается около 70 рублей.

даунсайзинг что это такое. Смотреть фото даунсайзинг что это такое. Смотреть картинку даунсайзинг что это такое. Картинка про даунсайзинг что это такое. Фото даунсайзинг что это такое

Комментирует Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль»:
«Формально изготовители ничего не нарушают — если фактическая масса или объем продукта соответствуют заявленному значению на упаковке. Тем не менее производитель пользуется силой привычки к определенному объему упаковки, Покупатель «знает», что в пачке молока — литр, в пачке масла — 200 гр. Мы ни разу не слышали рекламу «Упаковка меньше — а цены те же». Очевидно, что уменьшение объема — это добавочная стоимость, а равно добавочная прибыль для производителя. Потребителям можно посоветовать обращать внимание на вес или объем продукта и сравнивать его со стоящими рядом товарами. Часто по цене они будут одинаковы, и выгоднее будет купить продукт, которого больше».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *