даунсайзинг что это такое
Что такое даунсайзинг двигателей, нужен ли он
Даунсайзинг переводится как уменьшение. Современная мировая автопромышленность идет прямой дорогой к уменьшению силовых агрегатов, но с сохранением достаточной мощности. Тенденция создания малых моторов, то есть даунсайзинг двигателей, состоит в удешевлении производства, уменьшении веса и, разумеется, объема, а также получения максимально высокого КПД, насколько это возможно с маленького силового агрегата.
Уменьшение двигателя означает, что все детали, включая высоконагруженные, уменьшаются, а значит, снижается прочность и ресурс.
О форсировании
Максимальное форсирование мотора – ключевая задача автопроизводителя. Лет 20 назад средняя мощность, получаемая с каждых 1000 кубических сантиметров, равнялась 35-65 лошадиным силам. Теперь автопроизводители с помощью турбины снимают с одного литра объема 100 л.с.
Чем выше степень форсировки – тем выше давление в цилиндре. Прямо пропорционально возрастает механическая нагрузка на детали КШМ, ЦПГ и ГРМ. Прочность двигателя определяется объемом и весом деталей, а значит, с надежностью у даунсайзинговых моторов не все в порядке.
Согласно законам физики, уменьшение отдельных деталей, а тем более даунсайзинг двигателей в целом, приводит к снижению их надежности. Другой стороной медали является то, что сопротивление на трение и инерцию также снижается. Помимо прочего, на двигатель возрастает термическая и механическая нагрузка.
Термическая нагрузка возрастает по причине большего количества сжигаемого топлива. Механическая нагрузка возрастает в двух случаях: при повышении максимальных оборотов и при наличии турбокомпрессора. Оба фактора непосредственно влияют на ресурс и надежность силового агрегата.
Сколько сбросил мотор в ходе даунсайзинга
Для примера взяты агрегаты автомобиля Volkswagen:
Первый, атмосферник, являет собой пример надежного неубиваемого агрегата, а его степень форсировки явно ниже, чем у остальных. Все ДВС имеют практически равный диаметр цилиндров.
Диаметр коренных шеек коленчатого вала у первого 24 мм, у остальных чуть меньше – отличие не существенно. Если у рядных агрегатов шатунные шейки одинаковы (22 мм), то у V-образного диаметр составляет 17 мм, при том, что на одну шейку приходится два шатуна.
Вместе с увеличением мощности возросли нагрузки на шейки коленчатого вала. Относительно атмосферного двигателя, у второго 2-х литрового вместе с мощностью увеличилась нагрузка на коленчатый вал на 30%, а у V6 — на 50%.
Нагрузка непосредственно влияет на ресурс подшипников скольжения коленчатого вала. То есть, при заводском ресурсе 250 000 км, у 2-х литрового мотора он составит 175 000 км, а у V6 – 137000 км.
На современных моторах увеличенные нагрузки пагубно повлияли на целостность масляной пленки, защищающей от преждевременного износа трущиеся детали. Если добавить сюда рекомендации в виде заправки мотора маловязким маслом, то вышеприведенные цифры по ресурсу – крайне оптимистичны.
Конец эпохи миллионников
Неужели нельзя применить современные технологии, компенсирующие повышенные нагрузки?
В теории такое возможно, на практике – нереально. С начала нулевых мировые автопроизводители стали массово снижать себестоимость автомобилей, уводя в тень эпоху долгожителей.
Даунсайзинг двигателей, по сути, направлен не только на выжим максимального КПД с маленького мотора, но и на экономию. Низкая себестоимость – одновременно и причина, и следствие плохого качества и низкого ресурса.
Если раньше одно поколение автомобиля могло выпускаться порядка 10 лет, то сейчас обновление поколений происходит каждые 3-5 лет. Это значит, что долгожители экономически невыгодны автопроизводителю, а политика производства направлена на одноразовую эксплуатацию автомобиля с последующей заменой на машину очередного поколения.
Простыми словами – реальный ресурс автомобиля 100 000 км, или 5 лет, после – под списание.
Даунсайзинг как тренд, или почему мы платим больше за меньшее
В условиях кризиса каждый рубль на счету, и многие из нас, выбирая продукты в магазинах, стали внимательнее смотреть на цены. Инфляция за 2015 год, по данным Росстата, составила 12,9%. Больше всего подорожали яйца, подсолнечное масло, рис, конфеты, говядина, сыры и гречневая крупа. В 2016 году — еще 5,38%. «Лидерами» по росту цен стали сливочное масло и молочные продукты, рыба и морепродукты, крупы, хлеб, макароны и подсолнечное масло. Всего за последние пять лет — с 2012 по 2016 гг. — уровень инфляции составил 50,32%.
Правительство и Федеральная антимонопольная служба еще в начале 2015 года дали установку производителям и торговым сетям «умерить аппетиты» и следить за тем, чтобы потребительские цены не росли высокими темпами. Однако ни продавцы, ни изготовители, разумеется, не желают расставаться с привычным уровнем дохода. На какие уловки они идут, чтобы получать прибыль, не повышая цен?
Союз потребителей «Росконтроль» провел очередной рейд по сетевым магазинам. Выяснилось: в привычных упаковках теперь содержится меньше продуктов.
Что такое даунсайзинг?
Возьмем, к примеру, молоко популярных и всем известных торговых марок. В упаковке «Лианозовского» молока (ОАО «Вимм-Билль-Данн») вместо 1 литра — 950 мл. Такой же объем молока — в коробке «Милава». В бутылках «Веселый молочник», «Домик в деревне» (тоже производства ОАО «Вимм-Билль-Данн») и «Простоквашино» (ОАО «Компания ЮНИМИЛК») молока еще меньше — 930 мл. Самым экономным оказался «Останкинский молочный комбинат» — в пачке «36 копеек» молока всего 873 мл.
Похожая ситуация и с другими молочными продуктами. Привычную упаковку сметаны весом 250 г придется поискать. Сметана «Домик в деревне» упакована в широкую и, на вид, объемную баночку, однако, если присмотреться, оказывается, что сметаны в ней всего 180 г. Производитель сгущенного молока «Любимая классика» (ООО «Промконсервы») выпускает продукт в упаковках массой 880 г. Творог «Останкинское», «Ростагроэкспорт», «Милава» выпускают в пачках по 180 г, «Брест-Литовск» и «Домик в деревне» — по 170 г, и только творог «Благода» расфасован в пачки по 200 г. Питьевой йогурт «Чудо» раньше выпускался в пол-литровых бутылочках, после ребрендинга в упаковки стали разливать по 420 г продукта, и вот теперь йогурт «похудел» аж до 290 г. Возможно, производитель заботится о фигуре покупателей?
Мы обратились за комментарием к производителю «Рузское молоко» с вопросом, почему компания продолжает выпускать молоко и кефир в упаковках по 1 л и 1 кг, а вот творог и сливочное масло по 230 и 175 граммов соответственно? Заместитель генерального директора ОАО «Рузское молоко» по связям с общественностью Анна Бойко-Великая ответила: «Мы стремимся быть честными с потребителями и не идем по пути удешевления производства. Что же касается масла и творога, то данный вес связан с технологическими особенностями — оборудование настроено таким образом, чтобы максимально соблюдать точность фасовки».
Сколько вешать в граммах?
Даунсайзинг коснулся и других категорий продуктов. Производители кондитерских изделий явно не любят округлять цифры. Например, крекеры «Любятово» весят 128 граммов, а печенье «Юбилейное» — 134 грамма. Слоганы производителей — «Из самого сердца русских полей» и «Лучшее от природы» — вполне можно поменять на девиз «хоть копейку, да сэкономлю».
Торты весом 1 кг уже практически не встречаются на полках. Шоколадные плитки теперь тоже не весят, как мы привыкли, ровно 100 граммов. Шоколад «Воздушный» полегчал до 95 г, а «Alpen Gold» и «Milka» — до 90 г. Да что там, обычный нарезной батон, который раньше, по ГОСТу, весил 400 граммов, теперь, зачастую, тянет всего на 380 г.
Производители пива массово не доливают напиток в бутылки. «Пивоваренная компания Балтика» еще в 2014 году уменьшила объем тары для некоторых торговых марок, и сейчас Holsten, «Балтика кулер», «Большая кружка» и другие бренды этого производителя фасуются по 0,47 л. Представители компании утверждают, что это было сделано с целью заботы о здоровье потребителей и борьбы с алкоголизмом. Но и пиво других изготовителей уже не «полноразмерное». В бутылках «Zlatý Bažant» и «Охота» (компания Heineken) — по 0,48 л. Уменьшила количество напитка в таре и компания «Сан Инбев» (бренд «Толстяк»). Вместо 0,5 л осталось 0,45 л в банках с пивом Tuborg Green, Carlsberg, Holsten premium. Уровень 0,5 сохраняется в банках пива Wolpertinger, Lowenbrau, «Золотая Бочка».
Однако и менее вредные напитки подвержены модному веянию даунсайзинга. В упаковках сока «Любимый», «Фруктовый сад», «Дары Кубани» уже давно не 1 литр, а 0,95 л, в пачке «Тонуса» — 0,9 л. В пачке соков «Я» и J7 — 0,97 л.
Держат «литровый» уровень соки Rich, «Сады Придонья», «4 сезона».
Давняя традиция
В отделе бакалеи, на первый взгляд, та же история. Рис, пшено, гречка и другие крупы торговых марок «Мистраль», «Националь», «Шебекинский», «Увелка», «Чистая крупа», «Агро-Альянс», в большинстве своем, упакованы в пачки весом 900 граммов и менее. Мы обратились за комментариями к производителям. Бренд-менеджер ООО «Мистраль Трейдинг» Елена Липкина рассказала, что компания ни разу не проводила даунсайзинг, и все крупы, которые сейчас продаются по 900 г, изначально так и паковались. Представитель компании ООО «Ресурс» (торговая марка «Увелка») объяснил, что такая практика существует практически у всех производителей и связана с удобством транспортировки. Крупы упаковываются по-разному в зависимости от объема. Например, рис и гречка чаще всего фасуются по 900 граммов, а более легкая пшеничная крупа — по 700 граммов.
Не только продукты
Многие изготовители средств бытовой химии, как оказалось, тоже не любят круглые цифры. В каждой упаковке чистящего порошка «Пемолюкс» не 500 граммов, как было несколько лет назад, когда средство еще фасовали в железные банки, а на 20 граммов меньше. В бутылке средства для мытья пола «Аистенок» — 950 мл, а жидкого средства для стирки этой же торговой марки еще меньше — 900 мл.
Средство для стирки Persil Power Gel на деле не 1,5, а 1,46 л.
Кондиционер для белья Lenor «похудел» до 1,8 л вместо 2 л.
Средство Fairy для мытья посуды — вместо литра — 900 мл.
Стиральный порошок, как правило, фасуют в коробки по 400 граммов. Упаковки «Пемос» и «Пемос детский», похоже, выпускаются в «облегченном» варианте — порошка в них по 350 г.
Сколько мы переплачиваем?
Попробуем подсчитать, во сколько обычному покупателю обходится такая экономия производителей. В потребительской корзине обычного россиянина есть и молочные продукты, и крупы, и хлеб, и соки, и средства бытовой химии. Если взять только эти категории и посчитать, что, например, за один раз в магазине вы купите:
— бутылку молока
— пачку творога
— упаковку сметаны
— батон
— пакет риса и пакет гречневой крупы
— сок
— чистящее средство,
то получится, что в сравнении с покупкой товаров большего веса или объема по такой же цене, вы переплатите, в среднем, 17,5%. В денежном выражении за данный набор условной (хотя и неполной) потребительской корзины переплата получается около 70 рублей.
Комментирует Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль»:
«Формально изготовители ничего не нарушают — если фактическая масса или объем продукта соответствуют заявленному значению на упаковке. Тем не менее производитель пользуется силой привычки к определенному объему упаковки, Покупатель «знает», что в пачке молока — литр, в пачке масла — 200 гр. Мы ни разу не слышали рекламу «Упаковка меньше — а цены те же». Очевидно, что уменьшение объема — это добавочная стоимость, а равно добавочная прибыль для производителя. Потребителям можно посоветовать обращать внимание на вес или объем продукта и сравнивать его со стоящими рядом товарами. Часто по цене они будут одинаковы, и выгоднее будет купить продукт, которого больше».
«Даунсайзинг». Для общего развития.
(downsizing) в дословном переводе – уменьшение размера. О плюсах и минусах современной тенденции моторостроения рассказывает автор. Александр Шабанов
Оригинал статьи здесь www.zr.ru/content/article…_koren_daunsajzing/print/
Слева – коленчатый вал форсированной «шестерки», справа – старенького мотора. Литровая мощность увеличилась очень заметно, а ширина шеек вала у «дайнсайзингового» мотора меньше! Это – плата за снижение длины мотора!
Время моторов, переходивших по наследству от деда к внуку, практически прошло. Как и эпоха громадных мастодонтов, тоннами пожиравших топливо… Очевидно, что одно тесно связано с другим.
Основная современная тенденция в моторостроении – запихать максимальное «поголовье лошадей» в как можно меньший объем подкапотного пространства. И это понятно: подобная миниатюризация силовых агрегатов имеет множество плюсов. Компактная повозка обретает недостижимую ранее энергонасыщенность и влезает по экологии в самые современные требования.
А чем для этого приходится жертвовать?
КОБЫЛЫ В ЛИТРЕ
Степень форсирования (именно так: «форсировка» считается сленгом!) мотора – один из важнейших параметров его совершенства. При этом его абсолютная мощность ни о чем, в общем-то, не говорит, поскольку двигатель грузовика в 450 л.с. может быть куда менее форсирован, чем двухсотсильный мотор современной «легковушки».
Для характеристики степени форсирования в классической теории ДВС вводят две величины. Одна – довольно сложная для понимания – называется «среднее эффективное давление»: это отношение полезной работы к рабочему объему двигателя. Лет тридцать тому назад для автомобильных двигателей эта цифра колебалась на уровне 0,6…0,8 МПа. А сейчас современные высокооборотные моторы с турбонаддувом залезают на уровень 1,4…1,6 МПа. К слову, некоторые дизельные моторы уже проектируют на среднее эффективное давление 2,5…3,0 МПа. Но это сложный параметр, который используется только в среде специалистов. В описаниях моторов на «сайтах» и в «буквариках» его не найдешь.
Более наглядна «литровая мощность», получаемая простым делением номинальной мощности мотора на его рабочий объем. И тут прогресс четко виден. Моторы эпохи Московской Олимпиады выдавали 40…50 «лошадей» с литра рабочего объема. Сейчас добрались до заветных 100 л.с./л. Такие цифры в былые времена были только у «очень спортивных» движков.
ТЕНДЕНЦИИ И КОМПРОМИССЫ
Форсирование – увеличение мощности. А с ним – и увеличение давлений в цилиндре. Следовательно, и все механические нагрузки растут пропорционально. А прочности, уменьшая размер, убираем…
Итак, две тенденции. С одной стороны, уменьшаем размер двигателя и его деталей. При этом понимаем, что с уменьшением размера снижается прочность – чудес не бывает! С другой стороны, повышаем степень форсирования, тем самым увеличивая нагрузки на детали! Причем нагрузки как тепловые, так и механические. Первые вырастут примерно так же, насколько увеличится количество топлива, подаваемое в цилиндры… А с механическими вообще все сложно: ведь форсировать мотор можно по-разному: и наддувом, и оборотами. В первом случае растут давления газовых сил, во втором – инерционные нагрузки. И то и другое по-разному влияет на прочность конструкции и ее ресурс.
Кстати, уменьшение размера некоторых деталей, в частности, поршней и шатунов, в большей степени связано не с уменьшением общего размера двигателя, а со стремлением уменьшить их массы, тем самым снижая инерционные нагрузки на подшипники коленчатого вала и остов двигателя. Это делается для снижения потерь трения в моторе и в итоге прямо влияет как на его экономичность, так и на выбросы СО2.
Итак – две взаимоисключающие тенденции, гарантирующие одновременное снижение прочности и увеличение нагрузок. Следовательно, надо искать компромисс. Но уже очевидно, что его поиск приводит к тому, с чего начали – снижению срока службы мотора. И это неизбежно.
С форсированием и миниатюризацией деталей растут нагрузки на шейки вала, а следовательно падают ресурс и надежность…
ЦЕНА ПОХУДАНИЯ
Пора прикинуть, насколько растет нагруженность «дайнсайзингового» мотора. Может, все и нет так страшно?
Сделать это на реальном стенде тяжеловато: слишком дорого, долго и сложно. Для теоретических расчетов также требуются исходные данные, которые ни одна фирма не предоставит: интеллектуальная, знаете ли, собственность! Поэтому поступим проще: сравним три варианта моторов одной уважаемой фирмы. Первый – относительно старенький, простенький, рабочим объемом 1,6 л и мощностью около 100 л.с., то есть с литровой мощностью 63 л.с./л. Мотор этот заслужил репутацию практически неубиваемого, поскольку служит дольше самого автомобиля. Его и возьмем за базу для сравнения. Два других мотора – современные, форсированные. Один – рядная 2-литровая «четверка», выдающая 200 л.с. Другой – V-образная 3-литровая «шестерка», 280 л.с. Вот тут уже литровая мощность очень существенная – под сотню сил с литра при очень скромных габаритах. Моторы, естественно, с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива.
Обмеры деталей сразу заставили задуматься. При практически одинаковом диаметре цилиндров и близком диаметре шеек коленчатого вала длины коренных шеек и старенького, и новеньких моторов практически одинаковы, около 24 мм. Шатунные шейки рядных «четверок» тоже близкие – 22 мм, а вот у 3-литровой «шестерки» они более узкие – всего 17 мм. В принципе, по компоновке это ясно: на одну шейку надо разместить два шатуна. Но что же с нагрузками?
Тут пришлось обратиться к современным методам моделирования процессов в двигателе. Результаты – на графиках!
Естественно, наддув дал не только рост мощности, но и существенное увеличение давления в цилиндре. Да, недаром для моторов с турбонаддувом просят 98-го бензина! Дорого, но что делать – любишь кататься, люби и саночки (с деньгами) возить! Но главное – это то, что нагрузки на шейки вала резко выросли! По сравнению с базовым мотором, нагрузки на шатунные шейки для 2-литрового мотора увеличились практически пропорционально увеличению форсирования – на 30…35%. А вот для 3-литрового мотора рост нагрузок на шатунные шейки был еще сильнее выражен, даже несмотря на меньший уровень литровой мощности – практически на 45%! Сказалось уменьшение ширины шейки – иначе и быть не могло!
Нагрузки – это скорость износа подшипников коленчатого вала. Оценим и это. Масло взяли одно и то же, хорошую «синтетику» 5W-40. Режим тоже только один – номинальный, для которого делали предыдущие оценки. Так вот, интенсивность изнашивания подшипников, по нашим расчетам, при одинаковых установочных зазорах возросла по сравнению с базовым двигателем на 50…60%! Повышенные нагрузки и увеличенные температуры привели к росту протяженности зон нарушения целостности масляной пленки, где износ и живет. По цилиндрам и кольцам картина более гуманная, но рост износа заметен и здесь – те же нагрузки и температуры делают свое дело. А ведь модно нынче моторы совсем алюминиевыми делать, и маловязкие масла применять – так что полученные цифры снижения ресурса можно еще как оптимистичные рассматривать.
Где поршень и шатун форсированного мотора? Правильно – внизу! А ведь по жизни изящество – это достоинство слабости и беззащитности.
ДУРАКОУСТОЙЧИВОСТЬ
Нагрузки, износ… Но и это еще не все! Помните о компромиссе между прочностью и размером? Обычно при проектировании мотора надежность обеспечивают тем, что в конструкцию деталей закладывают большие коэффициенты запаса – по коленчатому валу и шатуну не меньше полуторных. Они обеспечивают «дуракоустойчивость» конструкции, то есть ее неразрушение при кратковременной перегрузке сверх номинала или другой аварийной ситуации. А снижение прочности, связанное с уменьшением размера деталей, одновременно с ростом нагрузок уменьшает эти запасы прочности практически до минимальных значений… Наши оценки это вполне подтвердили – для форсированных моторов по коленчатому валу и шатуну запасы прочности не превысили 5…10%. О чем говорят такие цифры? Только о том, что надежность конструкции как возможность сохранения ее работоспособности в критических ситуациях пала жертвой «даунсайзинга». О ресурсе мотора мы уже и не говорим.
ДОЛОЙ ДОЛГОЖИТЕЛЕЙ!
А как же новые материалы? Новые технологии? Они же компенсируют увеличение нагрузок!
Теоретически – да. Но, во-первых, частично. Во-вторых, как показывает наш опыт работы с автозаводами, мало кто стремится к применению в массовом производстве более дорогостоящих материалов – на практике рулит себестоимость… А низкая себестоимость – главный враг качества: это закон. Поэтому разговоры о планомерном ограничении срока службы автомобилей в целом и двигателей в частности вполне обоснованы. И вечный автомобиль больше не нужен производителю.
Точку в размышлениях поставил кулуарный разговор с механиками дилера того самого мегаконцерна. На вопрос, сколько реально может ходить современный мотор до списания, они честно сказали: тысяч 150…200 – максимум. 250 тысяч ходят вообще единицы.
Прощайте, «миллионники»!
Так, что, берегите своих коней. Таких машин больше не будет. тут я прослезился
Даунсайзинг как тренд, или почему мы платим больше за меньшее
В условиях кризиса каждый рубль на счету, и многие из нас, выбирая продукты в магазинах, стали внимательнее смотреть на цены. Инфляция за 2015 год, по данным Росстата, составила 12,9%. Больше всего подорожали яйца, подсолнечное масло, рис, конфеты, говядина, сыры и гречневая крупа. В 2016 году — еще 5,38%. «Лидерами» по росту цен стали сливочное масло и молочные продукты, рыба и морепродукты, крупы, хлеб, макароны и подсолнечное масло. Всего за последние пять лет — с 2012 по 2016 гг. — уровень инфляции составил 50,32%.
Правительство и Федеральная антимонопольная служба еще в начале 2015 года дали установку производителям и торговым сетям «умерить аппетиты» и следить за тем, чтобы потребительские цены не росли высокими темпами. Однако ни продавцы, ни изготовители, разумеется, не желают расставаться с привычным уровнем дохода. На какие уловки они идут, чтобы получать прибыль, не повышая цен?
Союз потребителей «Росконтроль» провел очередной рейд по сетевым магазинам. Выяснилось: в привычных упаковках теперь содержится меньше продуктов.
Что такое даунсайзинг?
Возьмем, к примеру, молоко популярных и всем известных торговых марок. В упаковке «Лианозовского» молока (ОАО «Вимм-Билль-Данн») вместо 1 литра — 950 мл. Такой же объем молока — в коробке «Милава». В бутылках «Веселый молочник», «Домик в деревне» (тоже производства ОАО «Вимм-Билль-Данн») и «Простоквашино» (ОАО «Компания ЮНИМИЛК») молока еще меньше — 930 мл. Самым экономным оказался «Останкинский молочный комбинат» — в пачке «36 копеек» молока всего 873 мл.
Похожая ситуация и с другими молочными продуктами. Привычную упаковку сметаны весом 250 г придется поискать. Сметана «Домик в деревне» упакована в широкую и, на вид, объемную баночку, однако, если присмотреться, оказывается, что сметаны в ней всего 180 г. Производитель сгущенного молока «Любимая классика» (ООО «Промконсервы») выпускает продукт в упаковках массой 880 г. Творог «Останкинское», «Ростагроэкспорт», «Милава» выпускают в пачках по 180 г, «Брест-Литовск» и «Домик в деревне» — по 170 г, и только творог «Благода» расфасован в пачки по 200 г. Питьевой йогурт «Чудо» раньше выпускался в пол-литровых бутылочках, после ребрендинга в упаковки стали разливать по 420 г продукта, и вот теперь йогурт «похудел» аж до 290 г. Возможно, производитель заботится о фигуре покупателей?
Мы обратились за комментарием к производителю «Рузское молоко» с вопросом, почему компания продолжает выпускать молоко и кефир в упаковках по 1 л и 1 кг, а вот творог и сливочное масло по 230 и 175 граммов соответственно? Заместитель генерального директора ОАО «Рузское молоко» по связям с общественностью Анна Бойко-Великая ответила: «Мы стремимся быть честными с потребителями и не идем по пути удешевления производства. Что же касается масла и творога, то данный вес связан с технологическими особенностями — оборудование настроено таким образом, чтобы максимально соблюдать точность фасовки».
Сколько вешать в граммах?
Даунсайзинг коснулся и других категорий продуктов. Производители кондитерских изделий явно не любят округлять цифры. Например, крекеры «Любятово» весят 128 граммов, а печенье «Юбилейное» — 134 грамма. Слоганы производителей — «Из самого сердца русских полей» и «Лучшее от природы» — вполне можно поменять на девиз «хоть копейку, да сэкономлю».
Торты весом 1 кг уже практически не встречаются на полках. Шоколадные плитки теперь тоже не весят, как мы привыкли, ровно 100 граммов. Шоколад «Воздушный» полегчал до 95 г, а «Alpen Gold» и «Milka» — до 90 г. Да что там, обычный нарезной батон, который раньше, по ГОСТу, весил 400 граммов, теперь, зачастую, тянет всего на 380 г.
Производители пива массово не доливают напиток в бутылки. «Пивоваренная компания Балтика» еще в 2014 году уменьшила объем тары для некоторых торговых марок, и сейчас Holsten, «Балтика кулер», «Большая кружка» и другие бренды этого производителя фасуются по 0,47 л. Представители компании утверждают, что это было сделано с целью заботы о здоровье потребителей и борьбы с алкоголизмом. Но и пиво других изготовителей уже не «полноразмерное». В бутылках «Zlatý Bažant» и «Охота» (компания Heineken) — по 0,48 л. Уменьшила количество напитка в таре и компания «Сан Инбев» (бренд «Толстяк»). Вместо 0,5 л осталось 0,45 л в банках с пивом Tuborg Green, Carlsberg, Holsten premium. Уровень 0,5 сохраняется в банках пива Wolpertinger, Lowenbrau, «Золотая Бочка».
Однако и менее вредные напитки подвержены модному веянию даунсайзинга. В упаковках сока «Любимый», «Фруктовый сад», «Дары Кубани» уже давно не 1 литр, а 0,95 л, в пачке «Тонуса» — 0,9 л. В пачке соков «Я» и J7 — 0,97 л.
Держат «литровый» уровень соки Rich, «Сады Придонья», «4 сезона».
Давняя традиция
В отделе бакалеи, на первый взгляд, та же история. Рис, пшено, гречка и другие крупы торговых марок «Мистраль», «Националь», «Шебекинский», «Увелка», «Чистая крупа», «Агро-Альянс», в большинстве своем, упакованы в пачки весом 900 граммов и менее. Мы обратились за комментариями к производителям. Бренд-менеджер ООО «Мистраль Трейдинг» Елена Липкина рассказала, что компания ни разу не проводила даунсайзинг, и все крупы, которые сейчас продаются по 900 г, изначально так и паковались. Представитель компании ООО «Ресурс» (торговая марка «Увелка») объяснил, что такая практика существует практически у всех производителей и связана с удобством транспортировки. Крупы упаковываются по-разному в зависимости от объема. Например, рис и гречка чаще всего фасуются по 900 граммов, а более легкая пшеничная крупа — по 700 граммов.
Не только продукты
Многие изготовители средств бытовой химии, как оказалось, тоже не любят круглые цифры. В каждой упаковке чистящего порошка «Пемолюкс» не 500 граммов, как было несколько лет назад, когда средство еще фасовали в железные банки, а на 20 граммов меньше. В бутылке средства для мытья пола «Аистенок» — 950 мл, а жидкого средства для стирки этой же торговой марки еще меньше — 900 мл.
Средство для стирки Persil Power Gel на деле не 1,5, а 1,46 л.
Кондиционер для белья Lenor «похудел» до 1,8 л вместо 2 л.
Средство Fairy для мытья посуды — вместо литра — 900 мл.
Стиральный порошок, как правило, фасуют в коробки по 400 граммов. Упаковки «Пемос» и «Пемос детский», похоже, выпускаются в «облегченном» варианте — порошка в них по 350 г.
Сколько мы переплачиваем?
Попробуем подсчитать, во сколько обычному покупателю обходится такая экономия производителей. В потребительской корзине обычного россиянина есть и молочные продукты, и крупы, и хлеб, и соки, и средства бытовой химии. Если взять только эти категории и посчитать, что, например, за один раз в магазине вы купите:
— бутылку молока
— пачку творога
— упаковку сметаны
— батон
— пакет риса и пакет гречневой крупы
— сок
— чистящее средство,
то получится, что в сравнении с покупкой товаров большего веса или объема по такой же цене, вы переплатите, в среднем, 17,5%. В денежном выражении за данный набор условной (хотя и неполной) потребительской корзины переплата получается около 70 рублей.
Комментирует Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль»:
«Формально изготовители ничего не нарушают — если фактическая масса или объем продукта соответствуют заявленному значению на упаковке. Тем не менее производитель пользуется силой привычки к определенному объему упаковки, Покупатель «знает», что в пачке молока — литр, в пачке масла — 200 гр. Мы ни разу не слышали рекламу «Упаковка меньше — а цены те же». Очевидно, что уменьшение объема — это добавочная стоимость, а равно добавочная прибыль для производителя. Потребителям можно посоветовать обращать внимание на вес или объем продукта и сравнивать его со стоящими рядом товарами. Часто по цене они будут одинаковы, и выгоднее будет купить продукт, которого больше».