дауншифтинг что это в психологии
Взгляд психолога на дауншифтинг: благо или самообман?
Дауншифтинг – «жизнь на сниженных скоростях». Люди отказываются от престижной работы и карьеры, чтобы все время посвящать тому, чего душа просит.
Видов дауншифтинга много: кто-то уезжает на Бали, кто-то в деревню, кто-то идет в волонтеры…
Получите консультацию от наших психологов!
Афанасьева Юлия Дмитриевна
Психолог Ухта Был на сайте: 4 дня назад
Ответов на сайте: 52 Проводит тренингов: 3 Публикаций: 3
О дауншифтинге впервые заговорили в последнее десятилетие прошлого века. Тогда некоторые успешные, состоявшиеся и много достигшие люди решили отказываться от карьеры, от дальнейшего движения вверх, от стрессов и многочасовых рабочих дней в пользу поиска новой жизни. Жизни, в которой главный упор делался на личностный рост, саморазвитие, поиск себя в творчестве.
За пару десятилетий это движение разрослось и несколько изменилось. На сегодняшний день дауншифтинг часто связан с отказом от борьбы, от мечты, от достижений.
Современное общество потребления иногда оказывает непомерное давление на человека. Предъявляя высочайшие требования к личности, общество подталкивает человека к отказу от борьбы и к поиску своего собственного, свободного от избыточного потребления, пути.
Если рассматривать дауншифтинг как возврат к некой точке бифуркации, к развилке, где можно изменить свой путь, то для определенного типа людей это будет наиболее верным решением. Тем более, что 21 век дает достаточно возможностей для многих людей не только валяться под пальмой в любом уголке мира, где растут эти пальмы, но и работать из любой точки нашей планеты удаленно. Совмещать работу и путешествия, наполняясь новыми яркими впечатлениями. Знакомиться с новыми людьми и странами.
Или как альтернативный вариант привычному образу жизни. Не сидеть в душном офисе с девяти до пяти, не видя результата своей работы, и не получать зарплату два раза в месяц на карточку. Отказаться от материальных благ, которые дает бизнес и жизнь в крупном городе, ради спокойной жизни на берегу океана.
К сожалению, дауншифтерами иногда становятся люди, которые просто сбегают от трудностей. Люди, которые не готовы к жизни в социуме по разным причинам. Не стоит забывать, что первые дауншифтеры были многого достигшие взрослые люди, а не двадцатилетние студенты, которым просто нравится легкий, ни к чему не принуждающий уровень жизни. Это, скорее всего, говорит о незрелости и безответственности личности. Мотивом дауншифтера часто бывает собственная нереализованность, неумение найти свое место под солнцем.
Привлекает ли меня дауншифтинг?
Да, привлекает. Но только как свобода от стереотипов и навязанных нам современным обществом потребления ценностей.
Были ли у меня клиенты с запросом, связанным с дауншифтингом?
Нет. Но очень часто я слышу от состоявшихся людей, чаще мужчин, о желании бросить все и уехать в деревню или на берег океана. В некоторых случаях в качестве терапии рекомендую сменить обстановку на несколько дней, уехать в новое место, подумать о том, что можно изменить в своей жизни, чтобы обрести спокойствие и жить в гармонии.
И для этого совсем не обязательно ехать на другой континент или к морю. Главное, изменить свое мировоззрение, вектор своего развития. И ни в коем случае не отказываться от работы, это деструктивно для личности в целом. Получать удовольствие от жизни можно, и не становясь дауншифтером. Человек творческий, внутренне свободный, человек целеустремленный и наполненный любовью, всегда сможет реализовать себя в любом месте.
Ширман Любовь Анатольевна
Важно отдавать себе отчёт, зачем вам дауншифтинг.
Иногда его представляют как вид эскапизма, мол, не выдержал человек ответственности и гонки. Странно, например, называть дауншифтером взрослого человека, которого содержат родители или супруга/супруг. В таком случае это, безусловно, самообман, побег от трудностей социальной жизни, поиск лёгких путей и красивого оправдания.
Дауншифтинг как благо чаще можно встретить среди людей самостоятельных, способных заработать себе на жизнь, обеспечить семью. Порой ближе к 40 многие замечают, что не на то потратили время, мало делали для себя и много для других, чтобы заслужить родительскую любовь или общественное одобрение. К этому моменту они что-то уже доказали себе и другим. Наступает вторая половина жизни, и человек задумывается о том, как можно найти свою траекторию, что можно сделать для реализации именно своих потребностей. В этот момент они часто и оказываются в клиентском кресле, чтобы наконец услышать себя.
В самом начале для этого пришлось смириться с меньшим уровнем доходов, чем при корпоративной карьере. Спустя пару лет уровень сравнялся.
В моей практике время от времени бывают запросы, связанные с дауншифтингом. Иногда это люди, которым нужно справиться со страхом перемен, но в целом они уже решили, куда будут двигаться. Бывают те, кто впервые задумался о смене жизненного курса, поэтому приходят подумать о том, насколько возможно менять профессию после 30, как можно совместить потребности души и необходимость платить за квартиру.
Несвитский Антон Михайлович
Ответов на сайте: 5140 Проводит тренингов: 4 Публикаций: 132
Люди отказываются от престижной работы и карьеры, чтобы все время посвящать тому, чего душа просит.
Этот путь отчасти неизбежен, особенно в раннем возрасте, когда ты действительно в социальном смысле мало что из себя представляешь, и там, конечно, необходимо набрать социальный опыт, выучиться, посравнивать себя с другими и осознать те рамки, в которых могла бы проявляться твоя собственная реальная ценность, осознать пути, которыми хотелось бы дальше развиваться.
Так и возникает потребность в более осмысленной деятельности, в более спокойной жизни, в более углубленном изучении выбранного сегмента реальности, происходит выстраивание баланса взрослой жизни.
Что же такое дауншифтинг с точки зрения психолога?
Получается, что-то вроде способа перейти к зрелому образу жизни и сознания, выстраивая свою подлинную иерархию ценностей, осознавая свои реальные таланты и склонности, потребности и цели, в котором уже более значительную роль играет самореализация, а не только социальные доказательства и самоутверждение.
Но бывает и так, что человек, толком не выстроив никакую свою социальную жизнь, не найдя себе место, то есть не пройдя достаточный для себя этап самоутверждения, попросту сбегает от этих «проблем» в кажущийся более легким вариант существования. Обычно это сопровождается иллюзией, что где-то там не нужно будет вообще никак искать свое место под солнцем и можно будет никуда не стремиться. Часто такие истории заканчиваются печально (разных сценариев я видел много, потому что живу в среде, где много дауншифтеров, причем не только с родины).
Привлекателен ли дауншифтинг лично для Вас?
Были ли в Вашей практике запросы клиентов, связанные с дауншифтингом?
Да, были, и немало. И делились они на две категории:
Дауншифтинг что это в психологии
English version: Prikhidko A.I. Downshifting as social-psychologic phenomenon
Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
Рассматривается проблема дауншифтинга. Приводятся данные зарубежных исследований этого феномена. Анализируются возможные направления изучения дауншифтинга в России.
Ключевые слова: дауншифтинг, социальная психология, направления исследований дауншифтинга
Сегодня уже традиционным стало использование в научном дискурсе словосочетаний «социальные изменения», «информационное общество», «общество потребления», «постиндустриальная эпоха» при описании актуального состояния социума. Все эти характеристики, будучи отнесенными к наблюдаемой реальности, охватывают ее на макроуровне и являются в большей степени теоретическими концептуализациями. В то же время на микроуровне социального взаимодействия обобщению подлежат некоторые явления, получившие свое практическое развитие в условиях современного общества, например, феномен дауншифтинга.
Слово дауншифтинг представляет собой кальку английского глагола to downshift, буквальный перевод которого звучит так: «добровольно отказаться от работы, связанной со стрессом, ответственностью, отнимающей все свободное время, ради спокойной жизни» (вторым переводом глагола является снижение передачи при автомобильной езде) Соответственно, людей, осуществляющих отказ от карьеры во имя психологического благополучия, называют дауншифтерами. Для них пишут книги, создают интернет-сайты [см., напр.: Дрейк, 2007; Дауншифтинг в России]. С определенной долей вероятности можно говорить о том, что дауншифтинг постепенно начинает представлять собой социальное движение, а дауншифтеры – большую группу, образующую новую социальную страту [Лисова, 2008].
Следует отметить, что дауншифтинг – явление, в большей степени характерное для Европы, США и Австралии. В России такая страта общества – дауншифтеры – еще не сформировалась [там же], несмотря на возрастающее количество обсуждений феномена в СМИ и появление в продаже бестселлера Дж. Дрейка под одноименным названием [Дрейк, 2007]. Более того, научных исследований этого феномена и за рубежом крайне мало, в основном они проводятся в рамках социологии и экономики. На наш взгляд, психологическая составляющая дауншифтинга велика и требует обсуждения с позиций, в первую очередь, социальной психологии и психологии развития. Однако прежде чем обсудить возможные стратегии социально-психологического изучения добровольного отказа от работы, остановимся на данных уже проведенных исследований.
Дауншифтинг в Великобритании
Результаты изучения дауншифтинга в Великобритании показали, что 87% британцев считают свое общество слишком материалистичным, «уделяющим большое внимание деньгам вместо тех вещей, которые действительно имеют значение» [Hamilton, 2003]. В то же время все большее число жителей Великобритании начинают отказываться от норм консьюмеризма в стремлении обрести контроль над собственными жизнями. В исследовании Британского бюро маркетинговых исследований дауншифтерами считались респонденты, положительно ответившие на вопрос: «В последние 10 лет Вы осуществляли добровольные долговременные изменения в своем образе жизни, не связанные с плановым уходом на пенсию, в результате которых Вы стали зарабатывать меньше?». Согласно результатам опроса, 25% британцев в возрасте от 30 до 59 лет осуществляли дауншифтинг в течение 10 лет. Выяснилось, что женщины чаще «снижают передачу», чем мужчины, а 30-летние чаще становятся дауншифтерами, чем люди, которым исполнилось 40 и 50 лет. Исследование показало, что дауншифтерами становятся не только богатые люди среднего возраста, могущие себя обеспечить: дауншифтерами могут стать представители различных социальных групп.
Ученые выделяют три основных способа дауншифтинга: снижение рабочих часов, прекращение работы или изменения в карьере, с сопутствующим снижением дохода и возвращение на «школьную скамью» – продолжение учебы.
Наиболее частой причиной для дауншифтинга в данном исследовании являлось желание проводить больше времени с семьей. На втором месте стоит желание самостоятельно осуществлять контроль над своей жизнью и самореализация, мотив более важный для белых воротничков. Люди старшего возраста отмечают желание вести здоровый образ жизни. Некоторые респонденты мотивированы главным образом пост-материалистическими ценностями.
Оценивая изменения в жизни, более 90% дауншифтеров говорят, что они счастливы, два человека из пяти говорят, что они нисколько не сожалеют о сокращении уровня дохода. Другие два человека из пяти говорят, что они сожалеют об уменьшении заработка и 15% отмечают, что изменениям очень рады, но по поводу снижения уровня дохода сильно переживают. Только 6% дауншифтеров сообщили о том, что несчастливы.
Исследование, проведенное в Великобритании, придало гласности факту существования достаточно большого количества людей, которые отвергают материальные ценности. Все респонденты сходятся во мнении о том, что чрезмерная погоня за материальными благами дается им и их близким слишком большой ценой.
Степень выраженности феномена дауншифтинга в определенном смысле призывает широкие социальные массы к переосмыслению содержательной стороны ценности достижения, так как эта группа определяет успешную жизнь по-новому, пока еще находясь в меньшинстве.
Изучение австралийских дауншифтеров
Еще одно исследование феномена дауншифтинга было проведено в Австралии [Breakspear, Hamilton, 2004]. Обратимся к полученным данным. Данное исследование проводилось методом интервью и фокус-групп. В отличие от предыдущего исследования, ни один из опрошенных австралийцев не сожалел о своем выборе. Единственное сожаление касалось того, что они не поменяли работу раньше.
Согласно данным этого исследования, люди становятся дауншифтерами по 4 основным причинам. Первая связана с желанием иметь более сбалансированную жизнь, уменьшить количество стрессогенных факторов. Вторая причина связана с тем, что дауншифтинг становится реакцией на противоречие между личностными ценностями и верованиями и ценностями, проповедуемыми в организации. Третья причина дауншифтинга в Австралии связана с поиском более удовлетворяющей человека жизни. В то время как карьера и заработки должны доставлять удовлетворение и вести к самореализации, многие дауншифтеры не уверены в том, что хотят посвятить свою жизнь выполнению заданий, которые они рассматривают как банальные. Наконец, четвертая причина связана со здоровьем.
Однако, в то время как сами дауншифтеры в Астралии довольны своей новой жизнью, реакции их родственников и знакомых не так радужны. Как говорила одна из респондентов: «Они думают, что я просто убегаю от проблем…их установка такова: «Ты не должна быть счастлива. Работа – это работа, она приносит деньги. У тебя все есть, что тебе еще нужно?».
Исследование привнесло в научный дискурс новое понятие – «Синдром отсроченного счастья». Речь идет о людях, которые упорно продолжают годами работать в состоянии стресса, постоянно твердя себе, что они готовятся к будущему, когда смогут найти способ жизни, который сделает их жизнь насыщенной.
Таковы основные результаты исследований дауншитифнга, проведенных в Великобритании и Австралии. Следует отметить, что в США дауншифтинг чаще называют «добровольной простотой», однако название не меняет сути явления. С нашей точки зрения, дауншифтинг представляет собой один из феноменов, возникших в новейшей истории Западного общества наряду с так называемым движением чайлдфри, кидалтами и скаппи[1]. При этом сама идея дауншфитинга (равно как и идеи движения «скаппи») не нова, она берет начало в 60–70-х гг. 20 века, уже тогда американец Д. Элджин ввел термин «добровольная простота». Под ней подразумевался стабильный образ жизни, построенный на балансе духовных и жизненных потребностей человека. Однако потребовалось время для того, чтобы члены постиндустриального общества ощутили потребность в изменениях[2]. В некотором смысле можно говорить о том, что дауншифтинг – один из механизмов перехода к обществу третьей волны в терминологии Э. Тоффлера, закономерный этап преодоления кризисного этапа развития цивилизации.
Возможные направления психологического исследования дауншифтинга
Дауншифтинг как социально-психологический феномен представляет собой вариант профессиональной ресоциализации, это явление связано с изменением места работы и ее содержания. Соответственно, изучение этого явления может вестись с позиций социальной психологии личности, и тогда на первое место выходят такие диспозиции, как ценности и установки. Действительно, одна из причин дауншифтинга – расхождение между индивидуальными ценностями и теми, которые навязывает человеку социум, в частности, то место, где он осуществляет свою трудовую деятельность. В то же время, для осуществления столь сильных изменений в карьере (являющейся по-прежнему важной социальной ценностью) необходимы определенные установки, например, на то, чтобы проводить больше времени со своими близкими, семьей, на здоровый образ жизни, на самореализацию. Интерес представляет тот факт, почему среди людей, обладающих сходными ценностными ориентациями и социальными установками, связанными с потенциальным «дауншифтерством», одни меняют образ жизни, а другие не делают этого.
Немаловажная составляющая возможных исследований может быть связана с изучением мотивации дауншифтеров с научной точки зрения. Дело в том, что для людей, осуществляющих отказ от карьеры, характерна внутренняя мотивация в большей степени, чем внешняя. Проведенное нами исследование, объектом которого стали российские ученые в период кризиса науки, показало, что наиболее благополучными чувствуют себя те ученые с высокой внутренней мотивацией к научной деятельности. Обращаясь к явлению дауншифтинга, можно предположить, что внутренняя мотивация в принципе связана с психологическим благополучием, которое может стать еще одной личностной диспозицией при изучении дауншифтеров.
Следующая область социальной психологии, напрямую связанная с обсуждаемым явлением – влияние меньшинства. На сегодняшний день, дауншифтеры (особенно в нашей стране) представляют несомненное меньшинство, однако, их количество может увеличиваться постепенно в ходе трансформации общественного устройства. Интерес представляет тот факт, каковы механизмы, лежащие в основе влияния этой социальной группы.
Представляется, что исследование дауншифтинга должно быть связано и с изучением эмоциональной сферы. В названиях книг и статей, посвященных дауншифтингу, часто можно увидеть такие слова, как: счастье, радость, отсутствие стресса, снижение тревожности. Дауншифтеры говорят о том, что чувствуют себя лучше в целом, становятся более спокойными, испытывают больше позитивных и меньше негативных эмоций, а также ощущают собственную независимость от социального давления. Таким образом, интерес представляет тот факт, какова эмоциональная составляющая процесса отказа от карьеры, действительно ли большинство дауншифтеров чувствуют себя более счастливыми, чем те люди, которые не делали подобного выбора. Следует отметить, что на сегодняшний день исследования счастья и подобных ему позитивных эмоций становятся все более популярными. В частности, изучается то, какова структура счастья, можно ли стать более счастливым человеком, какие личностные и факторы влияют на счастье человека, как оно связано с самоуважением и многое другое (Luybomirsky, Sheldon, Schkade, 2005; Lucas, 2007; Otake, Shimai, Tanaka-Matsumi, Otsui, Fredrickson, 2006; Sheldon, Luybomirsky 2007). Счастье изучается в рамках широкого направления Позитивной психологии наряду с другими положительными эмоциями. Пафос подобных исследований в признании положительных эмоций важными факторами психологического благополучия человека. В этой связи, представляется перспективным изучение связи дауншифтинга и позитивных эмоций.
Немаловажным является рассмотрение дауншифтинга как части более широкой палитры изменений в ходе социализации, которые условно можно назвать инфантилизацией общества. В данном случае, слово инфантилизация не несет негативной коннотации, оно лишь обозначает изменения, происходящие с людьми на различных этапах взросления. В частности, дауншифтинг может рассматриваться как стремление уделять больше внимания видам деятельности, доставляющим удовольствие (что характерно для ребенка, часто не желающего делать то, что нужно, но не хочется).
Изучение дауншифтинга может вестись и с точки зрения возрастных кризисных этапов. Возможно, существует определенная возрастная закономерность в ресоциализации такого рода, связанная с кризисами развития. Такое исследование, несомненно, должно проводиться в рамках психологии развития.
Возвращаясь к ситуации с дауншифтингом в России, следует отметить важность социальной идентификации. Дело в том, что в нашей стране, на сегодняшний день, дауншифтеров значительно меньше, чем в странах Запада. Это связано, в первую очередь, с социально-экономическими причинами. В этой связи, можно предположить, что отечественные дауншифтеры принадлежат к категории людей, имеющих высокий уровень идентификации с жителями других стран. Таким образом, изучение группы дауншфитеров требует измерения социальной идентичности.
В данной статье мы рассмотрели некоторые исследования феномена дауншифтинга и привели возможные варианты дальнейшего изучения этого явления в рамках психологии. На наш взгляд, современная социальная психология может и должна обращать внимание на наиболее выпуклые социальные явления, выявляя причины их возникновения и механизмы существования.
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 08-06-00252а «Содержание социализации в современной России: константы и трансформации».
Литература
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.
Дрейк Дж. Дауншифтинг. М.: Добрая книга, 2007.
Лисова Е.В. Дауншифтинг: стратификационные эффекты [Электронный ресурс] // Экономическая социология: электрон. журн. 2008. Т. 9, N 2. С. 56–65. URL: http://ecsoc.msses.ru (дата обращения (13.10.2008).
Breakspear C., Hamilton C. Getting a life: understanding the downshifting phenomenon in Australia. Discussion papers. Canberra, 2004.
Hamilton C. Downshifting in Britain: a sea-change in the pursuit of happiness. Discussion papers. Cambridge, 2003.
Luybomirsky S., Sheldon K.M., Schkade D. Pursuing happiness: the architecture of sustainable change // Review of General Psychology. 2005. Vol. 9, N 2. P. 111–131.
Lucas R. Personality and the pursuit of happiness // Social and Personality Psychology Compass. 2007. N 1. P. 168–182.
Happy people become happier through kindness: a counting kindness intervention / Otake K. et al. // J. of Happiness Studies. 2006. N 7. P. 361–375.
Sheldon K.M., Luybomirsky S. Is it possible to become happier (and if so, how?) // Social and Personality Psychology Compass. 2007. N 1. P. 129–145.
Toffler A. Third wave. L.: Pan: Collins, 1981.
Дауншифтинг в России: сообщество дауншифтеров: сайт. URL: http://www.downshifting.ru (дата обращения 13.10.2008).
___________________________________________
[1] Чайлдфри – так называют себя люди, добровольно отказывающиеся иметь детей. Кидалты – это так называемые «новые взрослые», люди, достигшие взрослого возраста в традиционном понимании числовых границ взросления, но ведущие себя в некоторых областях жизни как дети и/или подростки. Скаппи – молодые люди, являющиеся сторонниками сохранения природных ресурсов. Например, они обеспокоены проблемой глобального потепления.
[2] Э.Тоффлер описал общества второй и третьей волны. Цивилизация второй волны обеспечивает машинообразное существование человека: множество людей живут в одинаковом ритме вне зависимости от их индивидуальных биологических ритмов. Общество третьей волны, напротив, делает человека хозяином своего времени, трудовой день становится более индивидуальным [Toffler,1981].
Дата публикации: 14 октября 2008 г.
Прихидько Алена Игоревна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993, Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Медицинские интернет-конференции
Языки
Дауншифтинг как социальное явление
Аникина А.С., Чебан А.Г.
Резюме
Ключевые слова
Статья
Дауншифтинг как социальное явление
Научный руководитель: ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Чебан А.Г.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Дауншифтинг как социальное явление
Научный руководитель: ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Чебан А.Г.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Дауншифтинг как социальное явление
Научный руководитель: ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Чебан А.Г.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
С раннего детства все мы знаем историю Эдуарда Успенского про Дядю Фёдора, который не смог решить подростковые проблемы с родителями и переехал в деревню Простоквашино со своими друзьями – котом и псом. Детская на первый взгляд история, описывает нам очень популярный в XXI веке феномен дауншифтинга.
Рассмотрев тенденции развития дауншифтинга по всему миру, можно выделить два вида типа дауншифтеров. Первый тип, дауншифтеры – крестьяне. Люди, которым неважен материальный достаток, уважение других и будущая карьера. Им куда важнее жить в экологически чистом месте, дышать свежим воздухом и питаться правильной пищей, лишенной антибиотиков, пестицидов и прочих современных химикатов. Однако эти люди понимают, что нельзя выжить, сидя на месте, но можно работать во благо своей семьи, что куда важнее и приятнее, чем работать на кого-то. Дауншифтеры – крестьяне занимаются сельским хозяйством: заводят домашнюю скотину, выращивают огородные культуры. Когда домашнее производство в избытке, то продукты перепродают, тем самым зарабатывая любимым делом.
По результатам проведённого исследования можно сделать вывод, что среди опрошенных студентов, большинство не хотели бы стать дауншифтерами. Что непременно хорошо, так как обучаясь в университете, очень важно понимать, что это та профессия, которая тебе нравится. Но результаты опроса можно объяснить небольшим жизненным опытом студентов, необремененным каждодневной работой. Молодые люди обращают внимание на внешнюю среду, в которой они ищут развлечения, а внутренняя среда, «самокопание» им неинтересны в силу возраста.
В заключение хочется сказать, что дауншифтинг это очень интересное социальное явление. В нем есть как плюсы, так и минусы. Как показал опрос, даже среди людей одной социальной группы, мнения расходятся. Каждый человек хотя бы на небольшой промежуток жизни становится своеобразным дауншифтером, ищущем себя и свое предназначение, а без этого нельзя самореализоваться.