давить гуся что значит
давил гуся
В этом рассказе наиболее точно описана действительность, представленная в рассказе «дядя-Коля».
Где я давил гуся? Гуся я давил в деревне. Как я давил гуся? На велосипеде. Еду я на «Салюте», — это велосипед такой советский, чуть больше «Stels»-а и чуть ниже и длиннее «Орлёнка», а тут, на тропе, — гусь! Шею вытянул, крыльями машет, шипит чего-то, и норовит голову во вращающиеся спицы переднего колеса сунуть. Я на тормоз нажал, в сторону свернул, объехал это чудовище, и слышу смех: сидят на завалинке два мужика, курят. Один говорит: «Как тебя мой гусь?! Боишься-то?!» Я взял чуть в сторону, объехал стаю, обернулся: серый гусь продолжал наступать. Голову пригибает, крылья расправил, и идёт в мою сторону зигзагом. «Ты ему хлеба кинь. Он любит! Хлеб-то.» — донеслось с завалинки.
Я, когда в деревню приехал, первый раз, фактически, долго привыкал: сначала — к петухам, затем — к щёлканью кнута, когда гнали стадо и, наконец, к местной разновидности разговорной речи. Начал понимать. Оттенки смыслов. Если ты приехал куда-либо, неважно на чём, и, при этом, известно, что ты приехал из Москвы, то всё: враг навеки. В деревне москвичей не любили. Как и везде, где я бывал. Ну, да, я в деревню из Москвы приехал. А в Москву я приехал. Впрочем, какая разница?! Положение вещей изменить нельзя. По прошествии времени тебя признают, даже начинают верить, но доверия нет и не будет: москвич.
В деревне жили разные, очень разные. Окромя русского языка и сопутствующего ему мата, в деревне, на равных правах, присутствовал украинский язык. На нём говорила четверть жителей. Их все понимали! А они понимали русский без перевода. Я тогда услышал фразу про себя, адресованную тем, у кого я жил на каникулах: «Шо вин робить?» Тому человеку что-то ответили, последовал вердикт: «Це дило!»
А «шо я робил»? Крапиву выкашивал.
Пообщавшись немного с украинцами, я начал понимать слова. На украинцев «клейма» не ставили, дескать, он — украинец. Только на «москвичей». На «Запоре» — прокурор, на «Москвичах» — москвичи. Украинец «каких-то баб нанимал», чтобы ему грядки пропололи. И ведь никто дурного слова не сказал.
По прошествии времени, годы спустя, я специально общался с москвичами, чтобы узнать, что это за звери такие страшные. Вспомнился детский анекдот: «Винни! За что?!»
В деревне был старшой (с ударением на «о»), и была местная власть: формальная. Власти, в виде милиционера, подчинялись, но главным был старшой. Средством коммуникации, диалога, то есть, был мат, который почему-то принято называть русским. Мат — это не ругательства. Мат — это разговорная речь. Быть может, я — из города, быть может, — из столицы. Высоко духовный, типа. Мне тогда 13 лет было, но меня «застопорило», когда я, вырубая топором сорняки в палисаднике, услышал эссэ о супружеской паре коней, которые предавались любви в чистом поле из уст трёхлетней девочки, что шла мимо. И долго я смотрел ей вслед. Вникал.
Как таковых, кузнецов в деревне не было, но «ковали» все. И мне предлагали. Когда шла речь об умении ковать, согласно народной мудрости «хочешь — жни, а хочешь — куй», местные деревенские, должно быть, имели ввиду: «с нами — куй!» Вроде как, духовный лидер. Разговаривал на обычном русском, без мата, только деревенский дурачок. Деревенский дурачок — он один там такой, родился таким, что с него взять. Его все знают, от «святых» до отъявленных, и уступают дорогу в любой ситуации. Этот дурачок, — его звали, кажется, Ванечкой, — действовал на окружающих, как Олимпийские игры на римлян, которые вели ту или иную ожесточённую войну.
Деревенское стадо гнали каждое утро: была организована «зелёная улица» для всех голов. Всем «прижаться вправо!» А ещё лучше — забежать в любой двор, если Тузик не кусачий и переждать «зелёную улицу». Иначе — забодают. Однажды я встретился со стадом «в лоб» в поле. Это коровы — с понятием, а вот быки. Это был он самый: песец, белый и пушистый, и он бежал впереди стада, информируя. Поэтому в другой раз, увидев стадо, я, на всякий случай, залез на крышу, к кошкам, и увидел, как резвился молодой бычок, бегая туда-сюда. Ворота дрожали от ударов копыт его. Когда бычок убежал, мимо прошла большая, жирная, и очень грязная свинья. Она потёрлась бочком о хлипкий и шаткий заборчик нашего палисадника, радостно хрюкнула, и плюхнулась в лужу неподалёку. Брызги летели далеко. Штакетник палисадника чуть завалился. Я слез с крыши и пошёл его поправлять. По-хорошему, его бы надо было бы поставить заново, но это надо брёвна вкапывать. Водка нужна, чтобы брёвна были.
В деревне была собственная валюта — литр водки. Человек расценивался по умению «поставить», независимо от количества имевшихся у него денег бумажных. К примеру, человек с двумя высшими образованиями. Живёт за околицей, формально-административно — не в деревне. Если он не поставил ящик, то воспринимается, как чужой. Может «нарваться», как минимум, на неотпуск любого товара в деревенском сельмаге. Другой магазин — за десять вёрст. По размытой вчерашним дождём дороге. «Мы его не обязаны кормить! — говорит деревня. — У нас только одна лошадь-водовоз.»
Хлеба — много. Ешь — не хочу. Хлеб вкусный. Не дадут. Если водки не купишь или живёшь территориально не в пределах деревни. Доставка, при советском строе, с его «электрификацией всей страны», осуществлялась гужевым транспортом: одна кобыла много не потянет. Там, за деревней, одна горка была, по ней, во время дождя, «УАЗ» сползал боком. Он, видимо, хотел въехать, а горка не давала. Это место — не захолустье какое-нибудь! От Москвы — два дня пути на малых скоростях.
Транспортное средство в деревне — два «Москвича» 1961 года выпуска. Один — у милиционера. Есть ещё «Волга», но у неё тормоза не работают, и её хозяин её в подвале избы-пятистенки «прячет», за каменным фундаментом. Однажды приезжал «Урал»: деревенским есть что вспомнить. «Москвич» милиционера я видел: он — точно такой же, как тот, на котором меня привезли в деревню на каникулы отдохнуть. Только цвета красного.
Раз дядя-Коля обратился за срочной медицинской помощью. Я видел много окровавленных бинтов и учуял запах спирта. Медпомощь требовалась его лошади, задние ноги которой он передком телеги зацепил. Дядя-Коля потом долго лежал на траве и просил прощения у животного. Лошадь прядала ушами и смирно стояла, пока её лечили.
Через два дня, по приезде, я познакомился с его «собаком». Его зверь мои команды пока не исполнял, но на кличку отзывался. Иду я раз один, без собаки, изучаю красоты возле деревни, и вижу, как навстречу мне идут местные, человек пять, в сопровождении лохматой собаки. Это милое животное оказалось южнорусской овчаркой. Местные меня спросили, «чо я тута хожу» и пообещали, что, если «всякие московские» будут ходить по «их деревне», они скажут своей собаке «фас». Милое животное услышало знакомую команду, дёрнулось и приоткрыло пасть, но ему тут же сказали «сидеть» и погладили по голове. Глаза-бусинки.
С деревенскими я разошёлся миром.
Как познакомиться с милиционером? С формальной властью в деревне? Чтобы потом «карасей ловить разрешил» взрывчатыми веществами? Или сетью. Браконьерить. Только представьте: бескрайние поля до горизонта. Нива желтеет, и все дела. Ветерок. Рожь волнами идёт. Очень широкая, по городским меркам, деревенская дорога. Ухабы. Вдали, чёрной лентой, вьётся река. Не голубой, и не синей. И без белых голубей, розовых от утренней зари. Едут два «Москвича» навстречу друг другу. Дорога широка настолько, что поперёк можно поставить бортовой «Камаз» и ещё место останется. Водители легковых машин понимают, что другого шанса не будет, так как местные деревенские истолкуют превратно, если два незнакомых ранее человека просто поприветствуют друг друга, особенно, когда один из них — милиционер. Ещё раз: бескрайние поля, широкая дорога, каждый «Москвич» держится правой стороны тракта. Другого шанса не будет. Они пошли на таран. Столкнулись и помяли крылья. Вот и познакомились.
Видел я возле деревни и прокурора. Он к дяде-Коле приезжал, примерно, через неделю после стрельбы в воздух и лечения ног лошади. Иду я по полю, овчарка «треклятых фашистов» рядом бегает, как назвала этого кобеля завалинка бабушек в платочках у колодца: «Зубищи-от у неё вон какие!»
Бабушки воду охраняли: колодец был «частный», только для «северной» части деревни. «Это же — москвич, хотя и школьник, «вась-вась» с убивцем.» Взрослая собака внушительных размеров. Без поводка и без ошейника, понимает каждое слово. Неправильной породы. Ну, прикормил я восточноевропейскую овчарку, ну, ходил с ней за поле до соседней деревни совершенно один в незнакомой местности. Все видели какого-то хлопца, видели овчарку. Задумывались, и гуся «не давили».
Иду я по полю, слышу треск. Он приближается. Дорога проезжая, ухабистая, где-то на полметра ниже поля ложбиной тянется, извиваясь. То есть, с поля видно хорошо. Длинными и высокими скачками прыгает заяц. Следом быстро едет «ушастый» «Запорожец», прыгая на ухабах. За рулём сидит мужик, хохочет, меня увидел, показывает рукой на зайца. Это действо полминуты длилось. Прокурор гнал зайца. Дорога поворачивала, а заяц — не стал.
«Хочешь — жни, а хочешь — куй. » Будешь передовиком производства. Однако, чтобы ковать, молот нужен, а у меня — топор. Коса только у дяди-Коли. Он, однажды, посмотрел на меня внимательно, и сказал: «Ты будешь королём ходить.» Я тогда подумал, что это он шахматы имел ввиду. А что обозначало это выражение на самом деле, мне было неизвестно. Из школьного предмета «история» я знал, что царский режим — это плохо. «Теперь я — Че. » Теперь, особенно, после филфака, я могу объяснить значение разных сочетаний слов; выражение «королём ходить» имеет образцово-позитивную окраску, подразумевающую ответственность. Пока — не произошло. Видимо, время ещё не пришло.
В деревне, это. Ну, это. Свинья. Петух. Бычок. Гусь. Толстая крыса, размером с кошку. Все они обладают достоинством и скрытой внутренней силой. Каждый из них, каждый. Местный авторитет.
13 сентября 2017 года — 7 ноября 2017 года.
Зачем дразнить гусей? О происхождении крылатых выражений
Гуси умудрились глубоко внедриться в наш язык. Идиомы, в которых упоминается эта птица, очень часто позволяют нам украсить свою речь. Да и как обойтись без таких выражений, как «дразнить гусей», «как с гуся вода», «гусь свинье не товарищ», и других? Интересно стало, как и когда они образовались, что обозначают, когда применяются и все такое прочее.
Начнем с самого, пожалуй, распространенного, который стоит в заголовке этой статьи: зачем дразнить гусей? И действительно, зачем? Ведь если раздразнишь, то можно целым и не убежать. Гуси — птицы стайные, раздразнишь одного — они всей стаей нападут на обидчика. Так что прямое значение этого выражения очевидно, и скрывать его бессмысленно. А вот с иносказательным, тем самым идиоматическим значением несколько сложнее.
Во-первых, следует учесть, что появилось оно в нашей лексике относительно недавно, всего лишь двести с небольшим лет назад, и его автор хорошо всем известен — это Иван Андреевич Крылов. Именно он в 1811 году написал басню «Гуси», которая заканчивается, как и положено, моралью, а там такие строки:
Баснь эту можно было бы и боле пояснить,
Да чтоб гусей не раздразнить.
Ну, а теперь представьте себе, насколько был популярен в России великий баснописец Крылов, что из его басен вышли десятки, если не сотни пословиц и поговорок, и та, в которой говорится про дразнение гусей, всего лишь одна из них.
Итак, вот в каком смысле употребляется этот фразеологизм: человек намеренно кого-то раздражает, пытается вывести из себя, довести до крайности. Или, говоря другими словами, задевает, злит без нужды завистников или врагов.
В Интернете нашлось несколько форумов на тему: «Что такое дразнить гусей?» Любопытно их содержание. Мнений много, но часть пользователей сходятся вот в каком: «Следует быть самим собой и с миром в ладу, другими словами, жить по совести, не как все, а гусей не дразнить, откармливать к Рождеству!» Лично мне такой подход нравится.
Однако имеется и другое мнение: «Конечно, дразнить гусей. А жить, как все — неинтересно».
Здесь можно только сказать известную фразу, написанную Цицероном: каждому свое.
Завершая обсуждение этой идиомы, хочется отметить еще одну любопытную примету, связанную с дразнением гусей: оказывается, если вам приснится, что вы этим занимаетесь, ждите в реалии проблем с окружающими.
А теперь обратимся к другой весьма популярной и часто используемой в обиходе идиоме — «как с гуся вода». Происходит она с древних времен и была когда-то частью заговора от болезни ребенка. Знахарка, обливая заболевшее дитя «наговорной» водой, или родители, купая его в бане, приговаривали: «С гуся вода, а с дитяти худоба», именно так в те времена называли болезни. При этом верилось, что болезнь сбежит с ребенка, как вода с оперения здорового гуся.
Откуда бралась такая уверенность? Да дело в том, что оперение любых водоплавающих птиц покрыто специальным жиром, что дает им возможность выйти сухим из воды. Это еще одно иносказательное выражение, но к нему мы обратимся когда-нибудь в другой раз. Интересно сравнение водоплавающих птиц, например, с курами. Тут сразу же всплывает еще одна идиома — «мокрая курица».
Ну, что иносказательно означает выражение «как с гуся вода», очевидно — что-то происходит, а человеку все абсолютно безразлично, все нипочем. Или другая трактовка: на кого-то ничто не действует, он ни на что не обращает внимания.
Чрезвычайно любопытна пословица «Гусь свинье не товарищ». Хоть это и не идиома, но все равно она хорошо вписывается в гусиную тему. Очевидно, что прямой ее трактовки быть не может, ну действительно, не пара, они, не пара, что между ними общего, кроме того, что в одном дворе, но естественно в разных помещениях, жить могут?
О переносном же смысле этого выражения все знают: у людей, разных по характеру, интересам, образу жизни, роду занятий, общественному положению, не может быть ничего общего. Тут стоит привести цитату из повести «Драма на охоте» Антона Павловича Чехова: «Гусь свинье не товарищ, пьяный трезвому не родня». Лучше не скажешь, тему эту можно закрыть.
Теперь о происхождении этого выражения. Специалисты сходятся вот в каком мнении. Гусь — птица чрезвычайно гордая, ходит, высоко подняв голову, свинья же — полная противоположность, она все время своим рылом в земле роется. Возможно, именно из этих наблюдений родилась эта пословица, хотя мне очень понравились и два других предположения.
Первое: у разных народов на рождественском столе должно обязательно присутствовать главное блюдо, у одних это рождественский гусь, а у других — поросенок, но вместе они никогда на одном столе встретиться не могут — жирно будет.
И второе, когда мужик домой пьяным приходит, ему говорят, что он напился как свинья, а когда он сплутовал где-то, ему заявляют: «Ну, ты и Гусь!» Какая же здесь дружба может быть?
Аналогичные пословицы имеются во всех славянских языках, и сравнению подвергаются именно те же свиньи и гуси, да и у большинства других европейских народов они тоже весьма популярны.
К чему снятся гуси для женщин, девушек, мужчин
Домашняя птица символизирует достаток, взаимность чувств и чаяний, надежные перспективы. А к чему снятся гуси, зачем появляются в пространстве Морфея? Для замужней вести отличные. Живая особь означает подарок, мертвая — потерю. Девушке надо вспомнить цвет перьев. Белый гусак — ухажер, серый — соблазнитель. Мужчине дается иной прогноз. Охотиться на диких — отлично заработать, резать своих — бездарно вложиться.
Приснились гуси: общее толкование
Важная дворовая птица указывает на наличие определенной проблематики. По ее виду можно распознать надвигающуюся опасность. Не всегда речь идет о чем-то катастрофическом. Зачастую живой, красивый, здоровый гусак обещает обогащение, внезапную прибыль, выигрыш.
Если белоснежные гусыни сидят на яйцах, то впереди светлая жизненная полоса. Благоденствие само не придет. Нужно добиваться. Однако перспективы однозначно шикарные.
Сон про белых гусей
Картинка обещает исполнение заветного желания. Снежное оперение прогнозирует всяческие радости. А по сюжету определяют, какие именно:
Шипящий селезень — знамение противостояние с мощной группой. Сумели его прогнать — одержите победу. Убежали от агрессора — потерпите поражение.
Серые
Сюжет пророчит скуку, незначительность событий. Планировали нечто экстраординарное, а получите пшик. Серые прогуливаются вокруг — доля ваша незавидна. Погрязните в суете.
Серенькая гуска в доме — к охлаждению в паре. Если возлюбленного нет, то и не появится. Злая особь — обещание неприятности из-за сплетен.
Черные
Недоброжелательно настроенный человек завидует до такой степени, что вредит вашей удачливости. Ущипнул — подставит; гонится — ославит; улетает — затаится.
Желтые
Столкнетесь с ярым обманщиком и хитрецом. Товарищ манипуляциями заставит поверить в то, чего на деле не существует.
Мертвые
Дохлые крупные птицы — потери. Убитые собственноручно — неверное решение о трате накоплений. Заколотые или застреленные другим — знак не прислушиваться к советам. Действуйте своим умом.
Несколько колотых гусаков на подворье — к дорогостоящему приобретению. Ощипанные — подсказка отказаться от кредитов. Не сумеете отдать занятое своевременно.
Почему снится много гусаков
Стая обозначает общество. Чем она больше, тем серьезнее предстоящее мероприятие. Шипящее стадо — злонамеренная группа. Лучше отказаться от запланированных встреч.
Точная прогностика связана с приснившейся картиной:
Большое птичье хозяйство означает суету, приятные и не очень хлопоты. Утки с гусками — к организации семейного торжества. Еще куры рядом — погрязнете в домашних заботах. А если в стае есть лебеди, то ощутите небывалую гармонию в душе.
Гусыня с гусятами
Птичье семейство знаменует переход на более высокий социальный уровень. Птенчики — намек на деток во снах молодой. Вероятна скорая беременность.
Говорящая гусыня — мудрая женщина. Если попадете в неприятность, то спросите совета. Это знакомая, способная разъяснить ситуацию.
В воде
Знак поездки, путешествия. Разбирается по качеству воды:
Две разнополых особи на воде — любовная идиллия.
Кусают
Агрессивный персонаж — явное указание на осложнения в общении. Больно щипает — расстроитесь из-за чужих слов, поступков. А именно:
Дохлый кусающийся экземпляр — месть за давний проступок. Спящий уже позабыл о том, что кого-то обидел. А пострадавший помнит и жаждет отмщения.
Значение для замужней женщины
Красивый — верность супруга. Гусиное перо — милый подарок. А гуска без головы — неприятное пророчество. Муж наворотит таких дел, что долго придется разбираться.
Целая тушка означает прибыль. Резать, разделывать сырое мясо — заболеть. Ощипывать — выяснять отношения с родней мужа.
Для незамужней девушки
Гусак — жених. Дружелюбный — пойдете под венец по взаимной любви. Обозленный — засватает мужчина, намного старше по возрасту. Шипит — влюбитесь в парня, который теперь не вызывает интереса.
Готовить гусятину — руководить собственной судьбой. Никто не столкнет с выбранной тропки. Угощать любимого жареным — к подарку; запеченным — к слезам.
Для беременной
Не самый хороший сигнал. Общипанная тушка — предвестие болезни. При проявлении симптомов сразу бегите к врачу.
Сонник Миллера
Психолог обещает скорое счастье. Не важно, сколько было гусей, и как они выглядели. Дарят пернатого — окружат вниманием и заботой.
Громкий гусиный гогот — предвестие несчастья.
Исламский сонник
Выпасать стаю — к карьерному росту. Лакомиться гусятиной — к спорам с коллегами. Гогот обещает неприятности и проблемы.
По Ванге
Благополучие и процветание на долгие времена. Атакует беленький — к жениху. Серый или черный — к встрече с соблазнителем. Девушке надо осторожнее доверяться парням.
По Фрейду
Повстречаетесь со старинными приятелями. Весело проведете время. Но надо проверять поступившую информацию. Друзья поведают о том, чего в реальности не происходило.
По Цветкову
Видеть — к прибыли. Щипает — награда за труды. Продавать — убытки. Жарить — идти в гости.
Летающие в небе — предречение оправдания. Человека полностью очистят от напрасных обвинений.
Таролог с 30-летним стажем. Самоучка. Дипломов не имею. Считайте меня «деревенской ведуньей». Умею распознавать знаки судьбы, гадать, расшифровывать сны.
В Татарстане 10 человек и бульдозер целый день уничтожали трех санкционных гусей
Сотрудники Россельхознадзора по Республике Татарстан нашли три тушки замороженных гусей венгерского производства в магазине «Алсу», расположенном в поселке Апастово. Операция по изъятию санкционной продукции проводилась 12 августа.
Полиция Татарстана:
Полицейские сняли длинный ролик, на котором подробно показано, как они в присутствии понятых изымают гусей из магазина и отвозят на полигон ТБО, где с попавшими под эмбарго птицами расправляется бульдозер. На этом видео мы насчитали как минимум десять человек (с учетом понятых и водителя спецтехники), принимавших участие в борьбе с западной едой. Публикуем избранные фрагменты:
В начале августа правительство утвердило правила уничтожения санкционных продуктов. Оно может проводиться любым способом, предусмотренным законодательством, при этом ликвидировать изъятые продукты будут вне зависимости от того, установлено или нет, кому они принадлежат и кто организовал их провоз.
Первые партии запрещенной продукции уничтожили 6 августа. С тех пор жесткие способы борьбы с санкционными товарами активно обсуждают в интернете.
Более 250 тыс. россиян подписали петицию за отмену указа и передачу продуктов нуждающимся. Вчера депутаты фракции КПРФ во главе со своим лидером Геннадием Зюгановым внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, в котором предлагается не уничтожать ввезенные в Россию и находящиеся под эмбарго продукты, а направлять их малообеспеченным гражданам и для оказания гуманитарной помощи пострадавшим от военных конфликтов, в том числе жителям ДНР и ЛНР.
Краткая гусиная энциклопедия
От Древнего Египта до борьбы с «санкционкой»: образ гордой птицы в мировой культуре
Гусь в мифологии
Миграции гусей в целом совпадают с солнечным циклом: после осеннего равноденствия они улетают на юг, после весеннего — возвращаются на север. Во многих древних мифологиях это сделало дикого гуся важным солярным символом. У южных народов (египтян, греков, римлян) прилет гусей символизировал наступление зимы. В дельте Нила птицы появлялись аккурат к зимнему солнцестоянию, когда день начинает прибывать. Так что для египтян прилет гусей означал возрождение Солнца. В их мифологии Солнце родилось из яйца, снесенного Великим Гоготуном.
Соответственно, у северян (кельтов, германцев, славян) отлет гусей означал конец лета, а их возвращение было предвестием весны: они как бы носят с собой тепло. Перелетная стая гусей в северном фольклоре — враждебная сила: достаточно вспомнить русских гусей-лебедей, которые служат Бабе-яге и похищают маленького Иванушку. Кстати, «гуси-лебеди» — это не сборище разных птиц, а однородная стая: лебедь — ближайший родственник дикого гуся, их часто смешивали, так что выражение «гуси-лебеди» — это примерно как «травушка-муравушка».
Согласно мифологической трактовке «Гусей-лебедей», братец Иванушка — это юноша, проходящий обряд инициации, а сестрица Аленушка — помогающая ему жрица. Гуси-лебеди выступают в роли психофоров, то есть переносчиков душ между мирами. Подобными функциями диких гусей наделяли многие северные мифологии, в том числе сибирские.
Медумские гуси
Гробница в Медуме (Мейдуме) сооружена в первой половине III тысячелетия до нашей эры, еще до того, как египтяне начали строить пирамиды. В 1871 году, исследуя эту гробницу, француз Огюст Мариет и итальянец Луиджи Вассали обнаружили в одном из помещений великолепную роспись, ныне известную как «Медумские гуси». Вассали снял роспись со стены по кускам и заново собрал в музее в Булаке (Мариет был его основателем, а Вассали — куратором). Ныне роспись хранится в Каирском музее и считается одним из главных шедевров древнеегипетского искусства. Впрочем, в 2015 году директор итальянской археологической миссии в Египте Франческо Тирадритти заявил, что считает «Гусей» подделкой. Известно, что Вассали был отличным художником. Стиль «Гусей», в том числе реалистичность изображения, уникален для Древнего Египта. Трещины, по мнению Тирадритти, не похожи на те, которые появились бы при снятии росписи со стены. И это не говоря о том, что такого разнообразия гусей (на росписи представлены три вида птиц) в Древнем Египте не водилось. Сомнения Тирадритти остаются предметом ожесточенной дискуссии среди египтологов.
Гусь как сексуальный символ
Греки и римляне чаще имели дело с домашними гусями, чем с дикими. Тут на первый план выступает сексуальная символика. Во-первых, домашние гуси моногамны. Во-вторых, сексуально возбужденный гусь ведет себя очень характерно: вытягивает шею и покачивает ею, так что в ней видится что-то фаллическое. Наконец, в-третьих, гусыня откладывает и высиживает яйца непрерывно, что делает ее идеальной матерью. Именно поэтому в Риме гуси жили при храме Юноны, богини брака и материнства.
По поведению таких священных птиц (не только Юнониных гусей) особая жреческая коллегия — авгуры — проводила ауспиции, официальные гадания, по которым определяли распорядок народных собраний.
Сократ клянется гусем
Ученики Сократа, сохранившие немало его изречений, сообщали, в частности, что он довольно часто клялся собакой, бараном или гусем. В том, что это означает, современные исследователи не вполне уверены. Возможно, Сократ тем самым демонстрировал пренебрежение к суетным клятвам. Возможно, имеются в виду животные, которых, по идее, надо принести в жертву при произнесении клятвы; Сократ же бросает: «клянусь гусем» — так мы говорим «ей-богу» или «бог свидетель», не подразумевая при этом серьезной апелляции к божественному авторитету. Наконец, это может быть проявлением благочестия: Сократ говорил «клянусь гусем» вместо, например, «клянусь Зевсом», чтобы не поминать бога всуе.
Гуси Рим спасли
Эту историю мы знаем от Тита Ливия — римского историка рубежа нашей эры («История Рима от основания города», книга V, глава 47). Она произошла в начале IV века до нашей эры, когда Римская республика была молода и еще не выступила за пределы Италии. С севера пришли сеноны — кельтское племя во главе с Бренном. Римляне называли их, как и всех кельтов, галлами. Они разгромили римское войско и разграбили город. Последним оплотом римлян был Капитолийский холм — укрепленный сакральный центр города, где стояли главные храмы. От голода стражу сморил сон, уснули даже собаки. А вот гуси, посвященные Юноне (и лишь поэтому до сих пор не съеденные), не спали. И когда враги под покровом ночи попытались прорваться на Капитолий, они подняли гогот и перебудили римлян. Атака была отбита. Римлянам все равно пришлось откупаться от Бренна, но заслуга гусей, спасших остатки римской чести, не забыта по сей день.
Лучшая в мире подтирка
В 13-й главе «Повести о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля» Франсуа Рабле вкладывает в уста своего героя, совсем еще юного, легендарное рассуждение о подтирке. Гаргантюа перечисляет множество вещей, которые он использовал для этой операции, как то: разнообразные предметы дамского гардероба и домашнего обихода, головные уборы, растения, животные… В конце концов он пришел к выводу, что лучшая в мире подтирка — это пушистый гусенок, который, во-первых, мягонький, а во-вторых, тепленький. «И напрасно вы думаете, — заключает Гаргантюа свое рассуждение, — будто всем своим блаженством в Елисейских полях герои и полубоги обязаны асфоделям, амброзии и нектару, как тут у нас болтают старухи. По-моему, все дело в том, что они подтираются гусятами…» Вкладывал ли Рабле какой-то особый символизм в столь непочтительное обращение с гусенком, остается только догадываться.
Матушка Гусыня
Матушка Гусыня, рассказывающая детишкам сказки и поющая песенки, — образ европейского фольклора, популяризованный в конце XVII века французским писателем Шарлем Перро. Большинство сказок из сборника Перро основаны на фольклорных мотивах, но переработаны в духе классицистической басни. Английские «Песенки матушки Гусыни» появились в XVIII веке.
По-видимому, матушка Гусыня — это просто стереотипный образ деревенской женщины, но существует множество легенд о ее реальном прототипе. По одной из версий, это Берта Бургундская, супруга французского короля Роберта II Благочестивого (972–1031), которая была известна как Берта Гусеногая (видимо, из-за косолапости) и славилась как прекрасная рассказчица. По другой версии, матушка Гусыня — это одна из жен Айзека Гуза (англ. goose — «гусь»), жившего в Бостоне во второй половине XVII века. Первую жену мистера Гуза звали Элизабет, вторую — Мэри.
Гусь в русской литературе
Гусь — символ провинциальности и убожества. Особенно если он появляется в описании города: тогда он — верный признак неизжитой деревенской сущности. У Гоголя в начале «Ревизора» Городничий выговаривает судье Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяпкину: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично…» В «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» весь сыр-бор разгорается из-за того, что один назвал другого гусаком.
В том же сатирическом ключе образ гуся обыгрывается в «Золотом теленке», где Паниковский крадет птицу в Арбатове, а Бендер потом его непрестанно этим третирует. В конце концов Паниковский разражается страстным монологом: «Бендер, вы знаете, как я вас уважаю, но вы ничего не понимаете! Вы не знаете, что такое гусь! Ах, как я люблю эту птицу! Это дивная жирная птица, честное, благородное слово. Гусь! Бендер! Крылышко! Шейка! Ножка! Вы знаете, Бендер, как я ловлю гуся? Я убиваю его, как тореадор, — одним ударом. Это опера, когда я иду на гуся! „Кармен“. »
В стихотворении Николая Заболоцкого «Городок» к издевке примешивается нешуточная тоска:
Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!
Гусь в гастрономии
Обычай запекать гуся на Рождество, по-видимому, укоренен в символическом значении этой птицы как вестника смены времен года. Рождество приурочено к зимнему солнцестоянию, которое так или иначе отмечали едва ли не во всех языческих культурах. А гусь — птица солнечная (см. выше, «Гусь в мифологии»). К этой трапезе гуся откармливали весь год.
Особая история — фуа-гра. Это очень древний деликатес, он описан еще в поваренной книге Апиция (IV век) под названием iecur ficatum — «инжирная печень», поскольку для увеличения печени гусей рекомендовали откармливать инжиром. Это венец кулинарных извращений: во-первых, чудовищно дорого и потому страшно престижно; во-вторых, для получения фуа-гра гусей (или уток) принудительно перекармливают, буквально пихая еду им в глотку при помощи специальной трубки (эта процедура называется «гаваж»).
Говорят, гуси и сами по себе склонны к перееданию и не испытывают чувства насыщения. Как бы там ни было, во многих странах мира гаваж либо запрещен особым законом, либо подпадает под законы о жестоком обращении с животными.
Помимо всего прочего фуа-гра — блюдо французское, а значит, претенциозное. Это делает его символом снобизма, в отличие от «купеческой» икры.
Смесь
— «Жили у бабуси два веселых гуся» — то ли украинская, то ли русская народная песенка, по которой детей в музыкальной школе учат одноголосой мелодии.
— В фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» 1962 года Алексей Баталов играет физика-ядерщика по фамилии Гусев. Совершив открытие, герой сетует: «Фамилия у меня подгуляла. Вольт! Ампер! Кюри! 500 вольт — звучит, 1000 ампер — звучит, 850 рентген — тоже звучит, хотя не очень весело. А тут Гусев. Ну что ж, единицу интенсивности излучения придется назвать „гусь“. Наша установка мощностью 50 гусей. Глупо».
Экспонаты Музея хрусталя в городе Гусь-Хрустальный © Wikimedia Commons
— Через Владимирскую и Рязанскую области протекает река Гусь. На ней стоят города Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный. В первом находится знаменитый стекольный завод, во втором некогда был чугунолитейный.
P. S. «Дави гусей — спасай Россию»
12 августа 2015 года в райцентре Апастове в Татарстане представители Россельхознадзора, Роспотребнадзора и прокуратуры обнаружили в магазине три тушки гусей. Их привезли из Венгрии, но сопроводительных документов то ли не было вовсе, то ли с ними было что-то не так. На основании указа президента России «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 29 июля 2015 года, гуси подлежали уничтожению. Что и было исполнено: трех мертвых птиц вывезли в поле и переехали бульдозером.
Это душераздирающее видео стало главным мемом кампании по борьбе с «санкционкой», развернувшейся в России в конце лета 2015 года. Поговорка «Дави гусей — спасай Россию» родилась тогда сразу во многих умах. Предоставим читателю судить, символом чего являются в этом контексте гуси.