даю закят что это значит
Закят: кто и кому должен его выплачивать
Выплата закята возлагается на человека, если он входит в одну из нижеследующих категорий.
А) Мусульмане. Шариат не требует от неверующих выплаты закята, но на том свете за невыплату закята человек будет сурово наказан, будь это мусульманин или неверующий.
Есть разногласия между учёными в том, что касается обязательности выплаты закята вероотступником (муртад), если на него обязанность выплаты закята наступила после того, как он стал неверным. По мнению некоторых учёных, всё имущество вероотступника следует изъять, и в таком случае закят на него не возлагается. Есть учёные, которые говорят, что его имущество пока не трогают с надеждой на его раскаяние. Если он, покаявшись, вернётся в Ислам, он обязан с этого имущества выплатить закят. Если же умрёт в неверии, то закят не вменяется в обязанность.
Что же касается закята, который он был обязан выплатить до его вероотступничества, – это с него не отпадает.
Б) Свободные. Раб не обязан выплачивать закят, даже в том случае, когда хозяин дал ему имущество, которое достигает нисаба.
В) Взрослые. Несовершеннолетний не обязан выплачивать закят. Если несовершеннолетний обладает имуществом, то вместо него из его имущества выплачивает опекун.
Г) Разумные. Слабоумный не обязан выплачивать закят. Если слабоумный обладает имуществом, то вместо него из его имущества выплачивает опекун.
Д) Дееспособные. Выплата закята вменяется в обязанность, только когда имущество достигает определённого количества и находится во владении хозяина.
Категории людей, получающих закят.
Священный Коран определил тех, кому распределяется закят:
إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَريضَةً مِنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
1. Нищий – это тот, у которого нет подходящей работы, не владеющий состоянием для содержания себя и тех, кто находится на его попечении. В эту категорию входит тот, который, к примеру, на один месяц для содержания себя и семьи нуждается в десяти рублях, но зарабатывает лишь три-четыре рубля. Наличие дома, книг (шариатских), транспорта не исключает его из этой категории людей.
2. Бедняк – это тот, кто нуждается в десяти рублях, а зарабатывает лишь семь-восемь рублей.
3. Работник по сбору и раздаче закята.
4. Новообращённые мусульмане.
5. Рабы, которые заключили договор с хозяином об освобождении за определённую сумму.
6. Те, кто обременены долгами и не имеют возможность для их возвращения. При условии, что долг не был взят для содействия греху.
8. Путник, вышедший в путь ради разрешённой Шариатом цели (халяль-сафар). Такой путник получает закят, будь он житель данной местности или прибыл из другого места, если он нуждается в средствах. Нельзя давать закят тому, кто отправляется в путь ради цели, запрещённой Шариатом. Также не даётся закят тому, кто направляется неизвестно куда.
Не разрешается выплачивать закят следующим категориям: имеющим достаточное количество имущества или достаточный заработок; рабам; потомкам рода Хашима и Мутталиба; неверующим.
Распределять закят необходимо восьми категориям поровну. Если какая-то категория получателей закята отсутствует, то доля этой категории распределяется среди остальных.
Закят должен быть распределён среди жителей того населённого пункта, где находится облагаемое закятом имущество. Направлять средства закята в другие населённые пункты можно только после того, как в данном населённом пункте не останется нуждающихся в закяте.
Большой учёный Ахмад ибн Муса сказал, что согласно мазхабу имама Абу Ханифа допускается:
1. Направление закята в другие населённые пункты.
2. Вручение закята исключительно одной категории.
3. Вручение закята только одному человеку.
Ибн Хаджар сказал: «Если бы имам Шафии был жив – он бы дал такую же фетву».
Если долг был взят для расходования на разрешённое Шариатом.
Сафар должен быть халяль, т. е. не для совершения греховного, а также с определённой целью и местом прибытия. Если человек вышел без определённой цели и не имея намерения прибыть в определённое место – ему закят не дают.
Ибн Хаджар аль-Хайтами, годы жизни: 909–974 гг. по Хиджре, 1504–1567 гг. по Григорианскому летоисчислению.
Значение и польза закята
Закят является одним из пяти столпов Ислама. Это право бедных и неимущих на получение своей доли из имущества богатых и состоятельных людей, достигших определенного уровня.
Всевышний, говоря в Коране о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама, что говорит о значении, которое придается закяту в Исламе. Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность – это обязанность.
Нам необходимо осознать, что когда мы достигаем определенного достатка, то часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не отдаем им положенное, т.е. не выплачиваем закят, то получается, что мы насильно отобрали у бедного средства к существованию. Это недостойный мусульман поступок.
В тоже время Всевышний в Коране говорит о поощрении тех, кто жертвует богатством ради Аллаха и увеличении блага для тех, кто расходует на закят из того, чем Аллах их наделил.
Размер и сроки выплаты закята.
Закят отличается от других выплачиваемых налогов размером и сроком выплаты.
Закят выплачивается один раз в год. Если бы закят выплачивался каждый день или каждую неделю или месяц, то выплачивающий его не платил бы с великодушием и удовольствием. А если бы закят выплачивался один раз в жизни, то это не приносило бы ощутимой пользы нуждающимся.
Размер закята совсем незначителен для состоятельного человека. В большинстве случаев он не превышает 1/40 часть, т.е. 2,5% из имущества, и это только один раз в год. Однако это не означает, что более этого давать нельзя. Необходимо подчеркнуть, чем больше та часть имущества, которая выделяется в качестве закята, тем лучше как для самого дающего, так и для общества в целом. Воистину нет ничего справедливее предписаний Всевышнего.
Из чего же состоит закят?
Он делится на две основные части:
1. Закят разговения (закят уль-фитр)
2. Закят с имущества (закят уль-мал)
Первая часть закята – закят уль-фитр связана с соблюдением поста в месяц Рамазан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т.п., недопустимые для постящегося, так же, как пища и питье.
Вторая часть закята – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.
Закят с имущества обязателен по истечении определенного срока, равного одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.
Как распределяется закят?
Всевышний в Коране четко определил людей, которым предназначен закят. Милостыня предназначена для бедных, нуждающихся, работающих в связи со сбором и выплатой закята, тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обремененных долгами, для тех, кто на пути Аллаха и для путников. Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня. Вторая категория – нуждающиеся (факир) это нищие, которые отличаются от бедных еще худшим положением. Это те, которые не владеют ни чем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать. Третья категория – люди связанные с закятом (амиль) – это те, которых назначил имам для сбора и распределения закята. Четвертая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муалафату кулубихим) – это люди, которые ранее исповедовали другую религию, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке. Пятая категория, получающих закят (рикаб), – это рабы, освобожденные с условием выкупа. Шестая категория (харим) – это обремененные долгами, которые разрешены Шариатом. Седьмая категория (ахлу сабилиллах) – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу. Восьмая категория – путники (ибн сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить Шариату.
Дача закята кому-либо из этих восьми категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Муталиба, он должен быть совершеннолетним и не предающимся постоянно большим грехам.
Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране. Средства, собранные для закята, служат также в качестве фонда помощи верующим. К примеру, если случится какая-либо беда, например, пожар и т.п., то из этого фонда выделяются деньги для восстановления дома и других нужд. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что не уменьшается имущество того, кто дает милостыню.
Да поможет Всевышний верующим идти по пути Истины! Амин.
Основы Ислама
Закят и Милостыня (аль-Фитр)
ЗАКЯТ
ЧТО ТАКОЕ ЗАКЯТ. ПОЛЬЗА ЗАКЯТА
Четвертым столпом Ислама является закят. Выплата его была вменена мусульманам в обязанность во втором году хиджры, до того как пост в месяц Рамадан стал обязательным. Закят – это поклонение Создателю имуществом.
Закят заключается в ежегодном отчислении состоятельным мусульманином 1/40 части своего имущества в пользу бедных.
Закят вместе с намазом упоминаются в Коране 27 раз. Этот факт подтверждает его важную роль в Исламе.
Закят – это поклонение (‘ибада), которая избавляет сердце от скупости, очищает имущество и пробуждает в душах людей милосердие. Благодаря закяту зависть покидает сердца бедных и неимущих, укрепляется единство общества.
Закят не только очищает душу, но и способствует её освобождению от унижения привязанности к богатству и подчинения его власти, а также от бедствия рабской зависимости от денег. Ислам стремится к тому, чтобы мусульманин был рабом одного только Аллаха и освобождался от подчинения всему иному, являясь господином всего того, что есть в этом мире.
Закят увеличивает состояние верующего и сохраняет его благоденствие (баракят). Имущество, с которого был выплачен закят, оберегается Аллахом. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Оберегайте ваше имущество выплатой закята» [1] .
Закят служит мерилом искренности верующего. Отчисляя закят, человек вверяет себя Аллаху, благодарит Его за дарованные блага и милости. Он приносит пользу обществу и заслуживает любовь окружающих.
Благодаря выплате закята бедный человек получает возможность жить полноценной жизнью и исполнять свои обязанности, имеющие отношение к проявлению повиновения Аллаху. Также благодаря закяту бедный человек ощущает на себе заботу и внимание других членов общества, он ощущает, что находится в достойном человеческом обществе, которое не забывает его и протягивает ему руку помощи, не попрекая и не обижая его. Нуждающийся человек принимает помощь из рук богатых, не чувствуя себя униженными, держа голову высоко поднятой и не теряя чувства собственного достоинства, так как он берёт ту долю, которая принадлежит ему по праву.
Кто должен выплачивать закят
Выплачивать закят обязан тот, кто является:
НИСАБ. УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ВЫПЛАТА ЗАКЯТА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Нисаб – это мера богатства, установленная религией, обладая которым человек обязан выплачивать закят. Нисаб составляет сумму денежных единиц (валют), золота и серебра, которая в совокупности равна стоимости примерно 80 граммов золота или 561 грамма серебра.
Владея данным имуществом в течении одного полного лунного года, обязательно (фард) выплатить 2,5% от общей стоимости имущества на конец года, если оно равно или превышает нисаб.
Выплата милостыня «аль-фитр» в месяц Рамадан и совершение жертвоприношение (курбан) в дни праздника Курбан-байрам является необходимым (ваджиб) для обладающих нисабом имущества или денег, но при этом не требуется владение имуществом полный год и не требуется, чтобы имущество было увеличивающимся.
Также условием правильной выплаты закята является намерение, которое должен сделать выплачивающий при передаче закята. Произносить его вслух необязательно.
ИМУЩЕСТВО, КОТОРОЕ НЕ ВХОДИТ В ИСЧИСЛЕНИЕ НИСАБА
При исчислении нисаба в него не включаются предметы первой необходимости, такие как дома и квартиры, в которых живут, предметы домашнего обихода, одежда и обувь, средства передвижения, книги, не предназначенные для торговли, инструменты ремесленника, необходимая пища, украшения из алмазов, изумрудов и т.д. (кроме золота и серебра), которые не предназначаются для продажи.
НИСАБ И РАЗМЕР ЗАКЯТА С РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА
Вид имущества
Нисаб
Размер закята
≥ стоимости 80,18 г золота
≥ стоимости 80,18 г золота
1 годовалый теленок
С увеличением поголовья скота формула исчисления закята меняется. За вышеперечисленное имущество можно платить закят как самим имуществом, так и деньгами.
КОМУ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗАКЯТ
В Священном Коране говорится:
Таким образом, выделяют следующие направления выплаты закята:
При выплате закята предпочтение отдается в следующей последовательности:
Следует стараться, чтобы средства закята дошли именно до нуждающихся, а не стали причиной греха или расточительства.
Закят не выплачивается:
ПОЛОЖЕНИЕ ТОГО, КТО НЕ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЗАКЯТ
Те, кто обязаны выплачивать закят, но не выполняют данное предписание религии, будут наказаны Всевышним Аллахом.
В Священном Коране говорится:
«Горе язычникам (многобожникам), которые не выплачивают закят и отрицают жизнь вечную» [4] .
В Судный День обитатели Рая спросят у грешников:
Человек, не выплачивающий закят, но не отрицающий его обязательности (фард), является грешником, но остается верующим мусульманином. Отрицающий обязательность выплаты закята выходит из Ислама.
Выплата милостыни «аль-фитр» является необходимым (ваджиб) для мусульманина, который не имеет долгов и обладает нисабом на день праздника Ураза-байрам. При этом не обязательно владеть имуществом в течении года и его увеличение.
Милостыню «аль-фитр» раздают во время месяца Рамадан. Лучшее время для ее выплаты – это день праздника Ураза-байрам до праздничного намаза. Можно также отдать его в течение всего месяца Рамадан и в день праздника.
Для обладающего нисабом мусульманина необходимым (ваджиб) является выплата милостыни «аль-фитр» за себя и за своих детей, которые не достигли совершеннолетия.
Обычно в качестве милостыни «аль-фитр» дается определенное количество одного из следующих продуктов:
Однако, милостыню «аль-фитр» можно выплатить и в денежном эквиваленте. Лучше дать то, что принесет большую пользу нуждающемуся.
Одна милостыня «аль-фитр» не делится, ее отдают только одному человеку. Можно дать одному бедняку больше одной милостыни «аль-фитр». При ее передаче делается намерение, что это милостыня «аль-фитр», но говорить об этом бедняку вслух не обязательно.
Милостыня «аль-фитр» выплачивают тем же, кому выплачивают закят.
Тот, кто обладает нисабом и не соблюдал пост в месяц Рамадан, также должен выплатить «аль-фитр».
Раздавая милостыню «аль-фитр» в день праздника, состоятельные мусульмане радуют бедняков. Выплата этой милостыни способствует принятию поста верующего и спасению от мучительной смерти и наказания в могиле.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
[1] Ат-таргыб ват-тархиб, том I, стр. 520.
Кто платит закят
Условия, при которых выплата закята обязательна
Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в совокупности равно стоимости 84,8 г золота[1] (нисаб) и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с общей суммы выплачивается 2,5% закята[2].
К примеру, по состоянию на 7 ноября 2017 года, по данным Центрального банка РФ, учетная стоимость одного грамма аффинированного[3] золота составила 2 395,72 рубля.
84,8 г золота = 203 157 рублей (на 7 ноября 2017 г).
Кто платит закят, а кто нет
В случае, когда человек является должником, что не позволяет ему иметь упомянутую сумму, или не имеет минимальных условий для нормальной жизнедеятельности (собственного жилья, минимального количества мебели, самой необходимой одежды и т.д.) и откладывает деньги для их приобретения, то он не обязан выплачивать закят.
Закят не выплачивается с личного имущества (с квартиры, машины, дачи, оргтехники и т. п.), а также с драгоценных камней и металлов (кроме золота и серебра)[4].
Что касается золотых и серебряных украшений, то мнения о выплате закята с них следующие:
— ханафитские богословы утверждают, что закят выплачивается ежегодно со всех форм золота и серебра, независимо от того, лом это (бесформенное золото, слитки) или драгоценности, используется это или хранится без использования;
— богословы ханбалитского и шафиитского мазхабов считают, что если хозяева пользуются золотом или серебром, то закят с них не выплачивается. Если же хранят без применения или ношения, то раз в год выплата с них закята обязательна[5];
— богословы маликитского мазхаба утверждают, что если украшения используются хозяевами, то закят с них не выплачивается. Если же золотые или серебряные украшения хранятся в качестве материальных ценностей для использования в случае необходимости (в трудных финансовых ситуациях) или есть намерение использовать их в последующем (например, в качестве приданого дочерям или подарка невесте), то закят с них выплачивается ежегодно.
Закят не выплачивается близким родственникам: отцу и матери, деду и бабушке, прадеду и прабабушке, сыну и дочке, внуку и внучке, правнукам и правнучкам[6]. Также нельзя выплачивать закят жене. Всем остальным родственникам можно и даже предпочтительно выплачивать закят, если они относятся к вышеупомянутым в аяте категориям людей. При выплате закята родственникам лучше придерживаться следующей последовательности: братьям, сестрам, племянникам, дядям по матери, тетям по матери, затем их детям (двоюродным братьям, сестрам) и т. д.[7]
Важно помнить, что люди, которые (1) располагают минимальными средствами для существования (собственным жильем, самыми необходимыми предметами быта и т. д.) и, (2) не включая ежемесячные расходы, обладают нисабом (то, что составляет стоимость 84,8 г золота), не имеют права получать закятные деньги, относя себя к первым двум вышеперечисленным категориям, а, наоборот, сами должны выплачивать закят.
Закят и бизнес
Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята 1 раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды — офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается[8].
Те, кто имеет собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых и драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада — пятая часть»[9]. «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», — прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда.
Закят с урожая
«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а также для выплаты закята, а вот уже после полного созревания] передавайте[10] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось участвовать в поливке, орошении угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) оговорил: «Не выплачивается закят с золота, пока вес его не будет равен двадцати мискалям». См., например: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 410.
Один мискаль, применительно к золоту, равен 4,24 г, что дает в результате 84,8 г. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 404.
[2] Пример: с того момента, как в бюджете человека или семьи накопилась сумма, эквивалентная 84,8 г золота, начинается отсчет года. Например, 1 ноября 2015 года была отложена такая сумма (эквивалент 84,8 г золота). Это фиксируется и на год забывается. Через год (1 ноября 2016 года) подсчитывается итог отложенных сбережений. Предположим, сумма возросла до 10 000 евро, тогда с нее платится закят, то есть 250 евро. Еще через год накопилось 100 000 евро (да пожелает Всевышний и большего), значит, размер выплат составит 2 500 евро. И так далее.
[3] Аффинаж, аффинирование [фр. affinage — очистка] — разновидность рафинирования металлов — получение благородных металлов (серебра, золота, платины и др.) высокой чистоты.
[4] Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 541.
[6] См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 283.
[7] Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 563.
[8] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 603.
[9] Хадис от Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Абу Са‘ляба, а также от Джабира и Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 271, хадис № 2509 и 2510, оба «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 367, хадис № 5926, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фикх аз-закя. Т. 1. С. 434.
[10] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай.
Закят: обязательность и особенности выплаты
Закят выступает в качестве одного из 5 столпов ислама, в связи с чем он входит в число наиболее важных к исполнению обязанностей верующих. В Шариате под закятом понимается обязательный налог, выплачиваемый имеющими достаток мусульманами в пользу тех, кто нуждается в материальной поддержке.
Об обязательном характере выплаты закята в Священной Книге ислама говорится следующее:
«Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (2:43)
Однако, в отличие от молитвы, пятикратное ежедневное совершение которой вменена в обязанность всех верующих, жертвовать из своего имущества на закят должны отнюдь не все.
Условия обязательности закята
Виды закята
Закят с урожая
Размер этого закята (его еще называют ушр, гушр либо гошер) зависит от участия человека в орошении сельскохозяйственных культур и равняется от 5 до 10% с собранного урожая. Нисаб в данном случае равняется 5 васкам, размер которого разнится в различных правовых школах и составляет от 650 до 720 кг.
Закят со скота
Размер такого закята и размер нисаба в данном случае зависит от вида скотины (конкретно о каждом мы написали в специальной статье), а также от количества голов. При этом следует отметить, что не выплачивается закят в том случае, если скот большую часть времени не находится на пастбищах, а также если скот используется для работы или для торговли. Так, нисабом признаётся 5 верблюдов, либо 30 голов крупного рогатого скота, либо 40 овец (баранов) или коз.
Закят с товаров
Его величина равняется 2,5% от имущества и иных доходов, заработанных посредством торговой деятельности. Нисаб при этом приравнивается к цене 85 граммов золота (более подробно об этом виде пожертвования в исламе описано здесь).
Закят с ценностей
Размер закята с любого вида ценностей аналогичен закяту с товаров и рассчитывается как 1/40 от обладаемого мусульманином более года имущества. Нисаб в этом случае так же равен сложившейся к моменту выплаты цене 85 граммов золота.
Кто получает закят
Выплата закята направлена на поддержку ряда категорий людей, о чем упоминается в Священном Коране:
«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников» (9:60)
Особый вид закята – закят уль-фитр (или фитр-садака), который выплачивается в конце Священного месяца Рамазан. В отличие от традиционного закята, являющегося столпом ислама и прямой обязанностью мусульман (фард), закят уль-фитр не относится к обязательным для исполнения действиям. Одни ученые относят данную выплату к категории необходимых (ваджиб), другие – к желательным деяниям (суннат).
В хадисах Пророка (с.г.в.) можно встретить следующее указание для верующих: «Посланник Аллаха (с.г.в.) возложил выплату одного са`а фиников или одного са`а ячменя в качестве закят уль-фитр на каждого мусульманина» (приводится Бухари).
Достоинства выплаты закята
1) Закят – один из путей в Рай. Как и все остальные столпы исламской веры, закят способен принести немало благ в мире земном и мире вечном всем тем, кто регулярно и добросовестно осуществляет его выплату.
В сборнике хадисов Бухари можно встретить следующую историю: Один человек обратился к Заключительному Пророку человечества (с.г.в.) с просьбой назвать такое дело, благодаря которому он сможет оказаться в Раю. На что услышал в ответ: «Поклоняйся нашему Создателю и ничему более, совершай намаз, выплачивай закят и поддерживай родственные связи».
То есть выплата закята названа в числе условий попадания в Рай, что, в свою очередь, говорит о важности данного деяния.
«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (9:34-35)
4) Закят является выгодным инвестированием. Соблюдение данного столпа ислама способно принести мусульманам немало благ в земной жизни, ведь Господь приумножает те средства, которые верующий расходует на Его пути. В 18-м аяте суры 57 Священного Корана Творец напоминает:
«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен» (57:18)
Отсюда, каждая монета, потраченная ради Божьего довольства в мире земном, непременно вернется к вам в увеличенном многократно объеме, о чем свидетельствует Писание.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Мне давно интересно было узнать этот вопрос с позиции разных религий. Вот даже ислам признает, что нужно делиться. В ведах, например, говорится о том, что тот, ктоне отдает, тот теряет. А в современной ведической психологии говорится, что если бизнесмен не щедрый, то бизнес придет в упадок. Так что эта теория с закятом спасение для человека с разных точек зрения. Интересно, сами мусульмане это понимают?
Стас, не понимают, поверьте, сама сейчас стала задумываться над этим только, к своему стыду
Стас, Стас, абсолютно и прекрасно понимают. Ислам есть Прямой путь к Всевышнему, но не единственным путем в мирах. Не единственный, но именно ПРЯМОЙ, т.е. приведенный в стройность и лишенный каких-либо недостатков для тех, кто увидел, благодаря Милостивому, смысл положений вероучения и привел свою жизнь в соответствие с ними. Иман (вера), конечно же, была и есть не только у мусульман. Например, японским самураям быть такими воинами, какими они были, позволял именно иман. Но этот иман был сугубо их, японский, и путь к нему (и путь ЕГО, «буси-до», путь воина) был доступен только определенной категории людей. Указанные тобой веды написаны многобожниками, у которых также есть иман. Но иман этот лишен прямоты, следование ему доставит множество неприятностей по причине огромного множества противоречивых тенденций внутри системы (и отсутствие единого стандарта (образца) Веры, как Сунна, например). Иудеи следуют единобожию, но поинтересуйся, какое огромное множество запретов имеет верующий иудей и если обратится к прежним писаниям, там мы увидим, что эти положения добавлялись им, образно говоря, как штрафные санкции за их ослушание. Так вот, я веду к тому, что сходство некоторых законоположений в разных (даже очень) вероучениях очень слабое как доказательство несостоятельности Ислама. Во-первых, Коран был ниспослан, чтобы подтвердить истинность всех прежних пророчеств, писаний и тех, кто их нес от Господа их. Во-вторых, какими бы люди не были разными, но никто не уйдет от сходства нашего чисто биологического. Мы все вынужденны дышать, есть, пить и т.д., чтобы жить. Это интегральные (всеобщий) признаки. Такие же интегральные признаки лежат у истоков всех религий в том, что каждая религия говорит о поисках кого-то высшего, чем мы, Того, Кто нас сотворил и Кто сотворил мир вокруг. Поэтому подобные совпадения не только не ведут к сомнениям у меня и у искренне уверовавших, но только служат нам знамением и подтверждением истины от Господа. Стройность мироздания указывает на то, что Творец-Один, ибо будь их много и обладай они таким скверным нравом, как люди-поверь мне, никто из нас не захотел бы жить в таком мире. В таких странах, где у каждого свои интересы никто не хочет жить, а представь, если бы в мироздании существовало бы такое! В Исламе ни в одном положении веры нет брошенных ради забавы слов и нет ничего, чему бы не было причин. И даже, если многих причин ты не можешь знать и увидеть, Господь от щедрости своей позволяет тебе получить знание в той плоскости, которую ты можешь увидеть. А это дает основания полагать, что и в остальном все правда. А из этого основания и рождается то, что позволяет совершать невероятные для неверующих вещи и то, что они никогда не смогут понять и осознать-Иман (Вера). Некое состояние мироощущения, с которого невежды посмели и смеют насмехаться, но дай им почувствовать Иман хоть на пару минут-и они не смогут оправится от скорби, что не обладают таким. Истинность моих слов подтвердит каждый истинно уверовавший в своего Господа.