дебиторская задолженность что это такое простыми словами
Что такое дебиторская задолженность
Привычные для бухгалтеров термины плавно вливаются в жизнь обычных россиян и предпринимателей. Для того чтобы понимать о чем говорят в новостях, либо что подразумевают контрагенты, когда оперируют словами «дебиторка» или «кредиторка» следует разобраться в терминологии. Бробанк разъяснит, что такое дебиторская задолженность, и в чем ее отличие от кредиторской.
Описание «дебиторской задолженности» простыми словами
Дебиторская задолженность, она же дебиторка — это все суммы, которые контрагенты, граждане, компании или другие должники обязаны заплатить предприятию или индивидуальному предпринимателю. Если описать дебиторку простыми словами, то это все неоплаченные долги, которые находятся в балансе по дебетовому счету. Это может быть долг подрядчика, неоплаченный счет за товар или услугу со стороны покупателя или расчет с другими подотчетными лицами.
Дебиторская задолженность относится к имущественным активам, поэтому подлежит обязательной инвентаризации, которую проводят независимо от срока погашения. В состав дебиторки входят не только денежные долги, но и другие неисполненные обязательства. Чтобы понимать, когда речь идет о дебиторской задолженности, приведем несколько примеров:
Кроме того к появлению дебиторки могут привести:
Каждая из таких операций приводит к формированию дебиторской задолженности по счетам предприятия или ИП.
Что хорошего и плохого в дебиторке
Без дебиторской задолженность никакой бизнес в принципе невозможен, разве что все контрагенты будут рассчитываться только по предоплате. Но большинство партнеров предпочитают схему постоплаты, когда вначале поступает товар или оказывается услуга, а потом происходит расчет. Поэтому при завоевании новых рынков сбыта и расширении клиентской базы дебиторка неизбежна.
С другой стороны отсрочка платежа выгодна для обеих сторон: покупатель получает «чужие» оборотные средства, а продавец новый рынок сбыта. Главное в этом случае не накапливать много долгов.
Большая дебиторская задолженность негативно сказывается на финансовом состоянии компании. Оборотные средства не поступают на счета, и наступает стагнация. Чем больше объем задолженности, тем выше риск ее невозврата. Это может пагубно сказаться на устойчивости бизнеса.
У предприятия или предпринимателя постепенно иссякает источник средств для ведения дел. Приходится для удержания на плаву ожидать возврата дебиторки или открывать собственную кредиторскую задолженность. В этом случае уже свой долг требует затрат на возврат и комиссию, которые устанавливают кредиторы.
Различия между кредиторской и дебиторской задолженностью
Начинающие предприниматели иногда могут считать, что хорошо, когда есть дебиторская задолженность и плохо, когда есть кредиторская. В обывательском понимании дебиторка — всё что должны вам, кредиторка — всё что должны вы.
Отсутствие долгов в пользу ИП со стороны контрагентов говорит об осторожной стратегии. Из-за боязни рискнуть предприниматель работает только по предоплате либо расчетами в день поставки. Но такой подход в длительной перспективе невозможен. Тем более, что он лишает бизнес части прибыли, которую могут приносить добросовестные плательщики.
Кредиторская задолженность более показательный параметр. Многие компании могут обходиться почти полностью без нее. Но с расширением клиентских связей, все равно возникают договорные отношения с частичными предоплатами, либо клиент берет взаймы у других кредиторов.
Даже сформированный фонд заработной платы, сумма для выплаты дивидендов акционерам или объем начисленных налогов относятся к кредиторской задолженности. Поэтому правильнее оценивать не наличие дебиторки и кредиторки как таковых в балансе предприятия, а обращать внимание на их соотношение.
Если не использовать бухгалтерские формулы, то вкратце можно сформулировать такие тезисы:
Важно помнить, что существенный перекос ни в одну, ни у другую сторону невыгоден для стабильного бизнеса.
Виды дебиторки
Классифицируют дебиторскую задолженность по нескольким признакам. С точки зрения бухгалтерии, обращают внимание период, за который долги будут погашены. По этому критерию выделяют:
По типу оплаты дебиторские задолженности бывают:
Сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность
Сомнительной задолженность со стороны дебитора не может стать до тех пор, пока не истечет срок оплаты. Если конкретной даты в договоре с контрагентом нет, то ее определяют субъективно исходя из характера и содержания аналогичных сделок. Кроме того сомнительным долг может быть признан не только исходя из даты, но когда в СМИ или других источниках опубликовали информацию о финансовых трудностях контрагента. Как только появляются подозрения, что дебиторка может стать сомнительной бухгалтерия начинает формировать резервы под нее.
Безнадежным долг дебитора становится тогда, когда у компании нет шансов его вернуть. Это происходит в двух случаях:
Очень редко дебиторка сразу становится безнадежной. Обычно процесс начинается с сомнительной. Какой формировать резерв под сомнительную задолженность компания решает после проведения инвентаризации.
Способы снижения сомнительной и безнадежной дебиторки
Каждый предприниматель сталкивается с дилеммой: затормозить средства в дебиторке или упустить выгоду, отказывая потенциальным клиентам. Поэтому важно заранее определить максимальный размер дебиторской задолженности с учетом стоимости заемных средств, которые понадобится взять до момента расчета должников. Кроме того не упустить момент, что не все контрагенты могут быть финансово дисциплинированными. А также включить вероятность форс-мажоров и других непредвиденных просрочек при зачислении средств.
Чтобы минимизировать риски возникновения сомнительных и невозвратных долгов можно использовать такие инструменты:
Наименование | Описание |
Авансовые расчеты | Если все договора будут предусматривать 100% предоплату, то большая часть дебиторки не сформируется. Минус — не все клиенты готовы работать по такой схеме, а это напрямую отразится на прибыли и упущенных выгодах. Вариант подходит только для монополистов или сфер, где очень низкая конкуренция. |
Обеспечение сделки | В качестве обеспечения может выступать залог, поручительство или банковская гарантия. При нарушении договорных обязательств гарант берет на себя обязательства по исполнению расчетов. Либо в распоряжение предприятия переходит залог-обеспечение поставщика. |
Аккредитив | При таком варианте расчетов в сделке принимает участие банк, который оформляет аккредитив. Деньги поступают не напрямую продавцу, а на спецсчет в банке. После этого банк информирует поставщика о зачислении средств, а тот отгружает товар или оказывает услугу. Когда поставщик предоставляет в банк документы об исполнении обязательств, то получает расчет. Аккредитивная форма расчетов защищает интересы и продавца и покупателя, но за услугу понадобится платить третьей стороне — банку. |
Для снижения рисков до заключения договора следует провести экспертизу контрагента:
Кроме того важно уделить внимание тем представителям контрагента, которые подписывают договора. Проверить их полномочия и права на такие действия, чтобы сделка была законной.
Что делать с проблемной дебиторкой
Когда долг уже отнесен к сомнительной дебиторке, для компании, которой должны, еще не все потеряно. В-первую очередь следует запустить процесс планомерной работы по взысканию долга. Законные методы состоят из таких этапов:
Еще один способ минимизировать риски невозврата дебиторской задолженности — застраховать ее. В страховом договоре прописывают условия страхового случая, правила оценки платежеспособности поставщика и другие пункты, которые помогут отрегулировать действия сторон.
Комментарии: 0
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Что такое дебиторская и кредиторская задолженность
«Подбить дебет с кредитом» — эту фразу все мы слышали не раз. Очевидно, что пришла она в разговорную лексику из сферы финансов, точнее из бухучета. Разберемся, что означают эти термины, и каково их значение для бизнеса.
Представим ситуацию. Максим — студент финансового факультета государственного вуза. На экзамене по бухучету ему попадается билет с вопросом «Что такое дебиторская и кредиторская задолженность». Максим уверенно, но нудно излагает зазубренную главу учебника.
Профессор, которому наскучило слушать теоретическую «воду», задает студенту прямой вопрос: «А что хуже для предприятия на практике – дебиторская задолженность или кредиторская?» Максим чувствует подвох в словах экзаменатора – ответ вроде лежит на поверхности.
Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе.
Кто такие дебитор и кредитор
Любой бизнес предполагает взаимоотношения с государством, другими организациями и обычными людьми. Большинство из этих участников рынка по отношению к вашему предприятию считаются контрагентами, то есть внешними партнерами. Они покупают у вас товар или услугу, или наоборот продают их вам.
Помимо контрагентов у большинства организаций есть штат работников, которые в обмен на денежную плату предоставляют профессиональные услуги. Сотрудники и подотчетные лица организации – ее внутренние партнеры.
Если рассматривать обе категории через призму финансовой деятельности, то по отношению к вам, как предпринимателю, они могут выступать в роли кредитора или дебитора. Это полярные и неотрывные друг от друга понятия.
Дебитор не может существовать без кредитора и наоборот. При этом одно и то же юридическое или физическое лицо может одновременно быть как в одной роли, так и в обеих сразу.
Дебитор – это должник, то есть предприниматель или организация, имеющие перед кредитором дебиторскую задолженность. Образоваться она может по разным причинам.
Дебиторами по отношению к организации, к примеру, будут считаться:
Кредитор – юридическое или физическое лицо, которому дебитор задолжал деньги или другие активы. В этом случае говорят о кредиторской задолженности.
В чем выгода этих взаимоотношений
Отношения кредитора и дебитора возникают в том случае, если одна из сторон не может выполнить обязательства на момент заключения сделки, однако для обоих партнеров она выгодна. Чтобы не упустить возможность, они договариваются растянуть исполнение договора «во временном масштабе».
Причины, по которым партнеры не могут провести сделку одномоментно, могут быть разными:
Такого рода финансовые взаимоотношения позволяют экономике государства быстрее развиваться. Для предпринимателя возможность взять в долг денежные средства, сырье или готовый продукт – катализатор роста, допинг, благодаря которому бизнес набирает силы для борьбы за «место под солнцем».
Почему возникает дебиторская и кредиторская задолженность
Вникать в нюансы бухгалтерского учета проще на реальных примерах. Давайте рассмотрим каждый случай в отдельности.
Дебиторская задолженность
Рассмотрим, как формируется дебиторская задолженность предприятия, сквозь призму различных жизненных ситуаций.
Кредиторская задолженность
Теперь перейдем к кредиторской задолженности. Для обывателя она, как правило, более очевидна.
Такая задолженность формируется в следующих ситуациях:
Все эти случаи бухгалтер отражает в графе «кредиторская задолженность» бухучета организации.
Виды дебиторской задолженности
Текущая (краткосрочная)
Срок погашения – менее 1 года.
Просроченная (неоправданная)
Как учитываются дебиторская и кредиторская задолженности
Чаще всего в «дебиторку» компании попадают покупатели либо контрагенты, берущие займы, в том числе физические лица.
Оба вида задолженности фиксируются при бухучете на отдельных счетах:
Как работать с дебиторами
Очевидно, что перед заключением сделки для кредитора важно тщательно проверить способность потенциального дебитора исполнить условия договора в назначенный срок.
Анализ следующих факторов позволит составить картину платежеспособности партнера и принять верное решение:
Причины просрочки дебиторской задолженности
Страхование рисков – надежный способ предотвратить финансовый ущерб при отказе партнера (его физической невозможности) от выполнения обязательств по договору.
Если страховка не оформлялась или не покрывает убытки, предприниматель может обратиться в Бюро по работе с дебиторами. Это учреждение взыщет ущерб с неплательщика, в том числе через суд.
Меры воздействия на недобросовестного контрагента могут быть разные, в том числе:
В любом случае обманутый бизнесмен вряд ли продолжит вести дела с недобросовестным партнером.
Вернемся к нашему студенту и каверзному вопросу профессора: Какая же задолженность лучше для бизнесмена? Казалось бы, очевидно, что дебиторская задолженность предпочтительнее, чем кредиторская, поскольку говорит о том, что должны ВАМ, а не ВЫ.
Однако, «дебиторка» – это «мертвые» деньги, которые предприниматель не может направить на расширение и развитие бизнеса, пока контрагент не вернет их. В то же время кредиторскую задолженность грамотный бизнесмен всегда сможет использовать с выгодой.
Как контролировать дебиторскую задолженность: методы и инструменты
Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся предприятию со стороны юридических и физических лиц, которые являются его должниками. По сути, она является активом предприятия, поэтому очень важно держать ее под контролем. В противном случае компания неизбежно столкнется с постоянным и неуправляемым ростом задолженности.
Дебиторская задолженность классифицируется:
В зависимости от масштабов деятельности компании могут устанавливать свои собственные классификации дебиторской задолженности.
Как не допустить появления сомнительных и безнадежных долгов
Существует несколько способов предотвращения появления плохих долгов или их минимизации.
1. Предоплата
Если есть риск возникновения проблем с покупателем, лучше заключить с ним договор на условиях предоплаты. Причем предоплата в этом случае должна быть 100 %. Тогда у вас, как у поставщика, не возникнет проблем с долгами.
2. Обеспечение в виде залога, поручительства, банковской гарантии
3. Встречная задолженность (кредиторская)
Когда есть встречная задолженность, можно относительно спокойно отгружать продукцию без предоплаты, без обеспечения и прочих подстраховочных вариантов. Если есть кредиторская задолженность и возникает дебиторская задолженность, всегда возможно перекрыть их путем взаимозачета.
4. Аккредитив
Это довольно экзотический вариант, хотя и незаслуженно забытый. Аккредитив — одна из форм безналичных расчетов, смысл которой заключается в следующем: когда обе стороны договора (допустим, на осуществление поставок) не доверяют друг другу (то есть поставщик не доверяет покупателю, так как боится, что он его не оплатит, а покупатель боится делать предоплату, потому что не уверен, что поставщик отгрузит товар), проблему может решить третья независимая сторона в лице банка (банк-эмитент).
В этом случае банк открывает аккредитив: часть денежных средств расчетного счета покупателя переводятся на специальный счет в этом банке, и покупатель в течение определенного срока не имеет права распоряжаться этими деньгами. Затем банк сообщает поставщику о том, что деньги для него «зарезервированы» на отдельном счете и эти деньги ему будут перечислены, как только он представит документы, подтверждающие отгрузку.
К сожалению, эта услуга не пользуется особой популярностью. Вероятно, потому, что она недешевая. Но с точки зрения финансовой и гражданско-правовой это хороший вариант для предотвращения накопления долгов.
6 методов внутреннего контроля дебиторской задолженности
Сразу нужно сказать, что универсальных методов контроля дебиторской задолженности не существует. Все очень специфично, и многое зависит от деятельности предприятия, его масштаба, сумм, которые проходят, клиентов, рынка, на котором предприятие работает. Приходится учитывать слишком много факторов. Тем не менее можно ориентироваться на несколько важных критериев.
1. Плановый уровень дебиторской задолженности
Максимально допустимый размер дебиторской задолженности определяется расчетным путем. Он выражается в абсолютных величинах и / или в процентах по отношению к выручке.
Речь идет о сумме долгов, которую предприятие может себе позволить без серьезного ущерба для финансово-хозяйственной деятельности. Размер этот лучше устанавливать в твердой сумме, то есть в рублях. Дополнительно можно установить и в проценте от выручки.
2. Условия предоставления отсрочки платежа (кредита) клиентам
У компании может быть принят какой-то конкретный срок — 15 или 30 дней, например. Но один срок не может быть универсальным для всех, с кем она работает.
Если речь идет о ключевом или постоянном клиенте, то для него срок может быть длиннее. Ведь он, как правило, делает большие заказы и регулярно выполняет свои обязательства.
Если появляется новый клиент, в котором компания пока еще не уверена, то срок имеет смысл пересмотреть в сторону уменьшения. Проблемному клиенту срок нужно устанавливать либо минимальный, либо вообще настаивать на предоплате.
3. Мотивация сотрудников
Желательно разработать систему, при которой заработная плата сотрудника будет зависеть от срока дебиторской задолженности.
4. Процедура предоставления отсрочки платежа клиентам
Большую роль в принятии решения о предоставлении клиенту кредита играет собранная о нем информация.
Можно начать с анализа информации из открытых источников и той информации, которая запрашивается у покупателей. Как давно они работают на рынке? С кем из их контрагентов можно связаться, чтобы получить отзывы? Насколько аккуратно они рассчитываются? Много ценной для анализа информации можно извлечь из сайта компании.
Лучше всего лично посетить офис покупателя. Это позволит сформировать представление о том, насколько рискованно будет работать с ним.
5. Определение параметров оценки предоставленной клиентом информации
В данном случае важно учитывать наличие имущества, за счет которого возможно погашение задолженности, размер и динамику кредиторской задолженности, потенциальные финансовые трудности и проблемы с платежеспособностью.
6. Распределение ответственности за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами
Все зависит от масштабов предприятия, но даже на малом предприятии имеет смысл определить, кто и за что отвечает в работе с дебиторской задолженностью, как распределяется ответственность.
С точки зрения логики коммерческий отдел должен отвечать за предоставление отсрочки платежа, осуществлять контроль над текущей дебиторской задолженностью. Участок работы юридического отдела — сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность (личные встречи, переговоры, переписка, претензии, исковое заявление). К бухгалтерии относятся учет, контроль над оформлением и списание дебиторской задолженности.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что такое кредиторская задолженность и дебиторская задолженность
Существует всего два вида задолженности. Должны могут быть вам (вашей компании), либо у вас существует задолженность перед третьим лицом (организацией).
В первом случае, для обозначения задолженности используется понятие дебиторская, во втором, кредиторская. Соответственно лица, которые должны вам, это дебиторы. А те, которым должны вы, кредиторы.
Причины возникновения дебиторской задолженности
Задолженность, относящаяся к дебиторской, фиксируется в бухучёте в тех случаях, когда ваша организация вносит на счета поставщика авансовый платёж. Либо в ситуациях, когда товар в адрес покупателя отгружен, а средства за него ещё предстоит получить.
Отношения с персоналом также могут привести к возникновению дебиторки. Например, сотруднику выдана сумма, превышающая начисленную ему заработную плату. Излишки требуется вернуть в кассу, либо отработать.
Иными словами, дебиторская задолженность (далее по тексту, ДЗ) – это сумма, которая должна быть выплачена вашей компании. Чаще всего в число дебиторов попадают компании, берущие займы, либо покупатели. Аналогичный статус получает и заёмщик, являющийся физическим лицом. Например, владелец определённой доли в уставном капитале или сотрудник.
ДЗ в обязательном порядке включается в бухгалтерские отчётные документы, и подлежит учёту на двух счетах:
Этот вид задолженности является весьма динамичным показателем, прямо зависящим от текущего взаимодействия организации с деловыми партнёрами и клиентами.
Фактически именно данная задолженность является основным фактором. Формирующим прибыль организации. Кроме того, ДЗ это основной источник, формирующий собственный капитал компании.
Причины появления кредиторской задолженности
Задолженность, именуемая кредиторской, возникает в бухгалтерском учёте в момент приобретения компанией у третьего лица каких-либо товаров (услуг, работ). При этом данные организации приобретают статус поставщиков.
Ещё одной причиной возникновения кредиторки является перечисление аванса будущим покупателем.
Внутренние взаимоотношения также формируют кредиторскую задолженность организации. Это, например, невыплаченная персоналу зарплата.
Резюмируем. Кредиторская задолженность (далее по тексту, КЗ), определённый вид задолженности, возникающей на договорных основаниях. Пример. Ваша организация приобретает комплектующие у третьей стороны для выпуска собственных товаров. Их стоимость будет формировать кредиторскую задолженность.
Важно. При учёте данной задолженности не будут учитываться расходы на упаковку закупленной продукции и её доставку.
Законодательно определены следующие виды подобной задолженности:
Имеющаяся КЗ учитывается согласно действующим положениям, на конкретных счетах, каждый из которых предназначен для определённых видов подобной задолженности для последующего отражения в бух. отчётности.
Следовательно, определение «КЗ» включает не только те платежи, сроки выполнения которых уже прошли, но и текущие обязательства компании перед кредиторами.
Компаниям предоставлено право списания КЗ в двух случаях: после её фактического погашения, либо тогда, когда кредитор не посчитал необходимым взыскать её в установленные для этого сроки.
Согласно российскому законодательству сроки давности по кредитам составляют 3 года (для контрагентов, являющихся субъектами российского права).
Кредиторская задолженность, это имеющиеся обязательства организации, которые она обязана погасить в полном объёме в указанные сроки. Эта графа в отчётности задаёт (по сути) основные расходы компании на текущую деятельность.
Виды дебиторской задолженности
Указанную задолженность принято подразделять на пару основных видов:
ДЗ, именуемая стандартной, включает предоставление третьему лицу займа, оформленного кредитным договором, в котором указывается предоставленная сумма и срок её возврата. Подобная задолженность является плановой и требует погашения в должные (согласованные) сроки. В противном случае, она автоматически переносится в категорию просроченной. Организация-дебитор, нарушившая договорные сроки, обязана будет дополнительно выплатить пени и штраф.
Чтобы минимизировать риски возникновения подобных задолженностей кредитор обязан:
Для чего проводятся реструктуризации, выполняется автоматизация процессов, осуществляется сотрудничество исключительно с надёжными и рекомендованными контрагентами.
Независимо от видов имеющейся ДЗ работу в этом направлении со всеми контрагентами необходимо проводить постоянно. Подобные виды задолженности, это потенциальный доход любой компании.
Варианты списания дебиторской задолженности
Действующее законодательство предусматривает право организации на списание просроченной ДЗ в ряде конкретных случаев:
Согласно Налоговому Кодексу ДЗ можно списать по статье вне реализационных расходов, с обязательным созданием специального резерва по имеющимся сомнительным долгам. Но только в случаях признания её безнадёжной.
При списании долга в убыток, закон допускает анулирование подобной задолженности без уменьшения на данную сумму налогооблагаемой базы (раздел, налог на прибыль). Это прямые убытки для организации.
Чтобы списать ДЗ требуется предварительно составить акт о её инвентаризации, приложив к нему обоснование и приказ директора организации.
Можно списать ДЗ до момента ликвидации дебитора. Так как любой ликвидации предшествует длительная по времени процедура, именуемая банкротством.
В это время назначенные конкурсные управляющие собирают собрания всех кредиторов, в ходе которых озвучиваются финансовые требования к организации-дебитору.
По завершению конфискации имущества должника и его реализации вырученные средства передаются кредиторам в порядке очерёдности. Установленной действующими законами.
Российское законодательство предоставляет возможность компаниям-кредиторам в этот период полностью списать имеющуюся по данному заёмщику ДЗ.
Непросроченная задолженность списывается после погашения должником имеющихся по счетам задолженностей.
Выводы
Постоянная продуманная и целенаправленная работа организации с имеющимися у неё ДЗ и КЗ очень важна для финансового благополучия фирмы. В этих целях требуется организовать в компании постоянно ведущийся финансовый мониторинг и с особой тщательностью подходить к вопросу выбора возможных контрагентов для последующей совместной работы.