дедушка о чем это произведение
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
04.08.2019
Некрасов Н. «Дедушка»
Главные герои поэмы «Дедушка» и их характеристика
Чему учит поэма «Дедушка»
Поэма учит справедливости, честности, добру. Учит любить свою Родину и радеть о ее счастье. Учит заботиться о простом народе. Учит ненавидеть угнетателей, воров, продажных чиновников.
Отзыв на поэму «Дедушка»
Мне очень понравилась эта замечательная поэма. В ней Некрасов вновь поднимает тему рабства и угнетения народа. Мне очень понравилась мысль писателя о том, что рабы не могут защищать страну, а значит она окажется беззащитной в случае внешней угрозы. Это очень актуальное наблюдение для настоящего времени.
Средства художественной выразительности в поэме «Дедушка»
Эпитеты: таинственный дед, древен годами, кулик вороватый, тысячелетнюю муку, улыбка святая, страшная глушь, беда роковая.
Сравнения: как серебро борода, слезы как град, как на ладони, толще купчих,.
Метафоры: радостью дышит, радостью расцветет, вырос посад.
Олицетворения: радостью дышит дом, красавица Волга.
Гипербола: конь хоть сейчас на завод, сотню пудов увезет.
Пословицы к поэме «Дедушка»
Справедливость и угнетение вместе не уживаются.
Бедность не порок, а несчастье.
Лучше быть бедняком, чем разбогатеть со грехом.
Обиженный народ хуже ос жжет.
Где власть народа, там победа и свобода.
Краткое содержание Некрасов Дедушка
Работа над поэмой автора была очень кропотливой и до глубины содержательной. Поэт еще раз обратился к историческим временам восстания декабристов, и хотел показать нам, как в России были героические люди, которые хотели улучшить жизнь народа, но поплатились за свои мысли и поступки жизнями.
Наш главный персонаж стал лучшим другом для Саши. Все свободное время они проводили вместе. На мальчика он произвел огромное впечатление. В разговорах ощущалось, что это был умный и опытный пожилой человек. Вся его внешность, а именно статная походка, вьющиеся, но поседевшие волосы, говорили о том, что он остался настоящим аристократом, хотя и пробыл долгие годы на каторге.
Во время прогулок с внуком, он много поведал о селе Тарбагатай, о быте и нравах жителей. Мальчик много не понимал, но думал, что когда он вырастет, он узнает подробнее, где же находится эта деревня.
Без дела дед не сидел, кроме светских разговоров, он много работал, то в огороде, то на поле. Постоянно что-то ремонтировал. И никогда не унывал, каждая его работа сопровождалась песнями и историями, которые захватывали Сашу. Бывало, старый генерал сидел подолгу у окна в печали, думая о чем – то. Когда мальчик расспрашивал его, почему он так много тоскует, то дедушка говорил ему, что тяжелые времена для народа прошли, и сейчас стало легко.
Генерал постоянно просвещал мальчика на любые темы. Он рассказывал о разных странах. И Саше захотелось учиться. Он с большим интересом стал увлекаться историей и географией. Но, пребывание на каторге, и ранения дали о себе знать. Дедушка стал больше болеть. Ходить он стал на костылях. И он понимал, что внук уже многое понимает, и вскоре сам узнает о восстании декабристов.
Главная мысль
Поэма учит нас, как нужно любить свою Отчизну и до последних дней своих оставаться ее защитником
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Некрасов Н. А.. Все произведения
Дедушка. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Правление Анны Иоанновны. Зима 1739-1740 годов. Императрица больна и слаба. Страна фактически управляется Бироном, охваченным желанием безграничной власти и Артемием Волынским, всей душой преданным отчизне.
Рассказ Константина Паустовского «Похождения жука-носорога» — одно из лучших произведений о войне. На примере взаимоотношений главных героев — Петра, его сына Степы и жука, автору удалось показать, что и на войне есть место для человеческого тепла
События романа происходят в 60-е годы девятнадцатого века, время роста революционных настроений в среде интеллигенции и студенческой молодежи, зарождения тайных кружков и обществ, поставивших целью организацию в России крестьянской революции.
В семье царит голод, поэтому новая жена уговаривает прогнать двух детей (мальчика и девочку), чтобы можно было выжить хоть как-то. Две попытки делает жена, в первый раз водит детей в темный лес, но дети знали о ее злобных планах, поэтому пошли на хитрость
По жанровой направленности произведение является коротким рассказом. Главными героями рассказа являются собственно автор
Дедушка — Кратко содержание для читательского дневника
Краткое содержание — Дедушка — Николай Алексеевич Некрасов
Автор, жанр, год издания, главные герои
Автор: Николай Алексеевич Некрасов
Год написания: 1870
Жанр произведения: поэма
Главные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист
Очень коротко основную мысль стихотворения Некрасова поможет понять краткое содержание поэмы «Дедушка» для читательского дневника.
Краткое содержание
Мальчик Саша находит в кабинете отца портрет юного генерала и пытается допытаться у родителей кто он такой. Но они говорят, что он пока мал, чтобы это понять. Спустя время в доме случается большой переполох — все ждут прибытия деда. С его возвращением в семье поселяется радость.
Саша привязывается к дедушке. Он оказывается удивительным человеком, который буквально всё умеет и всё знает. Дед рассказывает внуку много историй о нелёгкой жизни народа, о восстании и лишь мельком о своём в нём участии.
Понять значимость противоборства декабристов, вес принесённых в жертву судеб, карьер и жизней Саша сможет лишь когда подрастёт. Дед надеется, что привьёт мальчишке желание учиться и понимать цену и причины происходящего в его родной стране.
Главная мысль (вывод, мнение)
Нужно помнить и уважать прошлое, учить историю своей Родины.
Краткое содержание поэмы «Дедушка» Н. Некрасова
Поэма «Дедушка» Н. Некрасова, написанная в 1870 году, является одним из самых первых произведений про декабристов. Основную мысль поэмы поможет понять краткое содержание «Дедушки» для читательского дневника. Это произведение учит тому, как стать достойным гражданином своей страны. А также чести, долгу и безграничной доблести.
О чем поэма Некрасова «Дедушка»?
Поэма «Дедушка» Некрасов краткое содержание для читательского дневника:
Мальчик Саша находит в кабинете отца портрет юного генерала и пытается допытаться у родителей кто он такой. Но они говорят, что он пока мал, чтобы это понять. Спустя время в доме случается большой переполох — все ждут прибытия деда. С его возвращением в семье поселяется радость.
Саша привязывается к дедушке. Он оказывается удивительным человеком, который буквально всё умеет и всё знает. Дед рассказывает внуку много историй о нелёгкой жизни народа, о восстании и лишь мельком о своём в нём участии.
Понять значимость противоборства декабристов, вес принесённых в жертву судеб, карьер и жизней Саша сможет лишь когда подрастёт. Дед надеется, что привьёт мальчишке желание учиться и понимать цену и причины происходящего в его родной стране.
Пересказ «Дедушки» Некрасова
Н. Некрасов «Дедушка» краткое содержание:
Маленький мальчик Саша является главным героем этого произведения. Однажды он в кабинете находит старый портрет молодого человека в военной форме. Саша понимает, что никогда не видел своего дедушку. И начинает спрашивать у родителей, когда же он придёт. Но ничего кроме вырастешь сам поймёшь родители ему не отвечают.
Однако, в скором времени Сашу ждёт радостное известие о том, что он скоро увидит своего деда. Мальчик весь в предвкушении встречи, но дедушке предстоит ещё очень долгий путь. И вот настал долгожданный час. Все очень радостные встречают дедушку. Маленький внук тоже безгранично рад, но он сразу накидывается на старика с расспросами, где же тот находился всё это время. Но дедушка также, как и родители ничего не отвечает Сашке.
Дедушка и внук проводят огромное количество времени вместе и в результате очень сильно сближаются друг с другом. Дедушка очень много рассказывает внуку о прошлой жизни и о деревне, в которую раньше ссылали неугодных власти людей.
Несмотря на то, что дедушка очень много видел в своей жизни, и имеет генеральское настоящее звание, он совершенно не боится простой работы. А людей, которые ей занимаются, очень уважает. Однажды он даже при внуке оказывал помощь крестьянину. А именно предложил, чтобы тот отдохнул и сам в это время за него работал, пахал землю плугом.
Простая работа даётся дедушке очень легко, и делает он её очень качественно. Внука охватывает искреннее удивление и гордость за собственного дедушку. Дедушка делиться с внуком своими переживаниями. Он говорит, что раньше простому народу жилось очень-очень тяжело. И сейчас дедушка очень за них переживает. Но искренне верит и надеется, что в скором времени простые люди смогут жить ещё лучше, чем даже сейчас.
Смотря на дедушку Сашка стал интересоваться учебой и простой работой. Он начал мастерски управляться с рабочим инструментом. А также делал огромные успехи в учебе. Больше всего Сашке давалась и была интересна география и история.
Дедушка очень гордился своим внуком и всячески поддерживал его и оказывал ему помощь. Но прошлое дедушки давало о себе знать. Дедушка начал очень сильно болеть, и с каждым днём чувствовал себя всё хуже и хуже. И именно в эти моменты дедушка понимал, что Сашка уже подрастает.
И совсем скоро ему придётся узнать о печальных и страшных событиях прошлого. А конкретнее о кровавом восстании декабристов. И о всех тех страданиях, которые ещё не так давно происходили в стране, о тех событиях которые погубили множество человеческих судеб и унесли огромное количество жизней ни в чем неповинных людей.
Поэма Некрасова «Саша» – трогательное произведение, написанное в 1855 году, о юношеских чувствах, первой девичьей влюбленности, переживаниях и душевном смятении. Это история становления личности – справедливой, щедрой, прекрасной.
Сюжет поэмы «Дедушка» с цитатами
Краткое содержание «Дедушка» Некрасов:
Маленький мальчик никогда не видел своего дедушку, но вот происходит долгожданная встреча. То, что дед является декабристом, приехавшим из ссылки, ему предстоит узнать только когда он вырастет.
Мальчик Саша смотрит на портрет молодого генерала — это его дедушка, которого он никогда не видел. На все расспросы о том, почему дедушка не приходит, родители отвечают, что Саша сам это поймёт, когда вырастет.
Через некоторое время отец сообщает сыну, что тот скоро увидит деда. Мальчику не терпится посмотреть на старика, но тому предстоит очень длинный путь.
Дедушкой только и бредит
Саша, — не может уснуть:
«Что же он долго не едет. »
— Друг мой! Далёк ему путь!
Дедушка приезжает, его встречают радостные родственники. Саша спрашивает у него, где он так долго пропадал, на что дедушка отвечает, что мальчик сам это узнает, когда вырастет.
Дедушка и внук сближаются, проводят время вместе, гуляют. Дед рассказывает Саше о деревне Тарбагатай, расположенной в глуши, куда ссылали неугодных людей.
Страшная глушь, за Байкалом…
Так-то, голубчик ты мой,
Ты ещё в возрасте малом,
Вспомнишь, как будешь большой…
Дедушка, когда-то бывший генералом, не чурается работы. Однажды он просит перепуганного крестьянина отдохнуть, и сам берётся за плуг, с которым мастерски управляется. Этим он очень удивляет внука.
Дед переживает за простой народ, которому сейчас уже немного полегче, а будет ещё лучше — в этом дед уверен.
Бывший генерал пробуждает в мальчике интерес к учёбе. Саша начинает учится и делает первые успехи. Дедушка, который чувствует себя всё хуже, примечает, что внуку пора узнать печальную быль о его прошлом и прошлом России.
«Железная дорога» – драматическая поэма, повествующая о том, какой ценой достался технический прогресс не только в России, но и во всем мире. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Железной дороги» Некрасова для читательского дневника. Произведение посвящено подвигу простых тружеников, руками которых создавалось величие страны.
Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.
Краткое содержание поэмы «Дедушка» Н. Некрасова
Сюжет поэмы
Главный герой поэмы Некрасова «Дедушка» – это мальчик, которого зовут Саша. В первых строфах произведения он внимательно изучает портрет своего прародителя. На картине он в форме генерала, причем очень молодого человека. Но за всю свою жизнь Саша так ни разу его не видел.
При этом главного героя интересует судьба его родственника. Он регулярно спрашивает у родителей, почему нельзя увидеться с дедушкой. Ответ на это только один. Узнаешь и поймешь, когда вырастешь.
Спустя какое-то время в жизни Саши происходит радостное событие. Отец ему наконец сообщает, что совсем скоро они смогут увидеть дедушку. Мальчик весь в нетерпении, ему хочется увидеть старика, поговорить с ним. Но нужно подождать, дедушке предстоит проделать долгий путь, прежде чем они встретятся.
В поэме Некрасова «Дедушка» автор даже описывает, как Саша ночами бредит этой встречей, потеряв абсолютно покой и сон.
Образ главного героя
Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала (очевидно, войны 1812 года). Затем узнаёт от родителей, что дедушка окружён какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый и несчастный. Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живёт мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды. Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчёсывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.
Портрет описан с помощью эпитетов: «Древен годами, но ещё бодр и красив». У дедушки целые зубы, твёрдые поступь и осанка, белые кудри, серебряная борода, святая улыбка.
Библейскую природу образа дедушки подчёркивают перепевы героем библейских фраз: «Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит».
На родине дедушка гуляет с внуком, восхищается природой, сравнивая её с глухой, унылой, безлюдной природой места ссылки, «гладит крестьянских ребят», толкует с мужиками. Он не может сидеть без работы: пашет, копает гряды, переплетает, тачает.
Дедушку приближает к народу песня. Он поёт о декабристах, об их ссылке. Некрасов тоже пел «о Трубецкой и Волконской»: его поэма «Дедушка» открывала цикл поэм о декабристах.
Сокровенные мысли Некрасов доверил дедушке: успешна та страна, в которой населению присуща не тупая покорность, а сила, единодушье и разум. Некрасов словами дедушки взывает к читателю: «Горе стране разорённой, горе стране отсталой».
Встреча с родственником
Долгожданная встреча в поэме Некрасова «Дедушка» наконец происходит. Приехавшего издалека генерала в отставке встречают с радостью все родные. Саша сразу же интересуется, где он так долго пропадал.
Но, как ни удивительно, тот отвечает в точности так же, как и родители мальчика. Мол, узнаешь и поймешь, только когда вырастешь. Со временем они сильно сближаются. Оказывается, несмотря на большую разницу в возрасте, у дедушки и внука много общих тем и интересов. Они часто проводят время вместе, много гуляют и общаются.
История деда
В поэме Некрасова «Дедушка», краткое содержание которой вы сейчас читаете, рассказывается, что пожилой генерал много лет провел в деревне под названием Тарбагатай. Она была расположена в глуши, вдали от столиц и крупных городов. Туда власти массово ссылали всех неугодных им граждан.
По рассказам самого старика, это местность, расположенная за Байкалом, о которой мало кто знает или когда-нибудь слышал.
Жить в таком поселении любому человеку непросто. Но старому генералу помогло то, что он, невзирая на свое высокое звание, никогда не чурался самой обычной работы. В кратком содержании поэмы «Дедушка» Некрасова обязательно нужно описать, как он однажды поразил испуганного крестьянина: попросил у него плуг, мастерски продемонстрировав, как он с ним управляется. Эти истории очень удивляют теперь и его внука.
Дедушка в стихотворении Некрасова Н. А. сильно переживает за простой народ. Отмечая, правда, что сейчас ему стало немного полегче, а в будущем его участь должна стать еще краше. Вот в этом он нисколько не сомневается.
В результате бывший генерал пробуждает в своем юном и пытливом внуке настоящую тягу к науке и знаниям, мальчик начинает с интересом учиться. Вскоре приходят и первые успехи.
В самом конце поэмы Н. Некрасова «Дедушка» старый генерал признает, что теперь мальчик готов узнать его печальную историю, напрямую связанную с прошлым страны. Так все читатели поэмы «Дедушка» Некрасова Н. А. понимают, в чем был секрет генерала. Он выступил на стороне декабристов. После этого был отправлен в ссылку на много лет.
Краткое содержание
Пересказ поэмы “Дедушка” Н. Некрасова.
Рассказ начинается с того, что мальчик находит дома неизвестное ему изображение молодого офицера. Расспрашивает родителей, чей это портрет. Отец объясняет, что это Сашин дедушка.
Мальчик спрашивает, почему он никогда его не видел и что произошло. Но мама и папа не отвечают прямо, а говорят, что он все поймет позже. Мама считает, что генерал на картине добрый и смелый, но очень несчастный. Вскоре дедушка должен вернуться домой. Отец и мать Саши ждут его возвращения и рады этому событию.
Мальчик обнаруживает незнакомый портрет
Возвращение По возвращении дедушка ведет скромный образ жизни, на вопросы внука, как и родители, отвечает, что нужно подождать. Пожилой генерал описывается как статный седовласый мужчина. Дед и Саша много общаются, гуляют по окрестностям.
Во время общих прогулок мальчик замечает, что дедушка очень рад видеть родные края. Он учит ребенка любить землю, природу вокруг. Рассказывает о тяжелой жизни простого народа и о том, как живут за Байкалом. Описывает быт города, который отстроили с нуля, вырастили скотину и организовали процветающее хозяйство на пустом месте. Люди туда попали за то, что хотели дать свободу крестьянам. Селение называется Тарбагатай.
Дедушка пашет землю плугом
Новая жизнь дедушки Дедушка беседует с простым пахарем. Обращает внимание, что народ вокруг беден и голоден. Просит у крестьянина уступить ему плуг и управляется с ним отменно. Рассказывает о том, как тяжело живется крестьянам, как им приходится исполнять даже самые жестокие прихоти хозяев:
“Кто же имеющий душу Мог это вынести. Кто. ”
Однако по прошествии лет пожилой мужчина видит, как постепенно жизнь простого народа становится лучше. Многое изменилось, что не может не радовать, и он чувствует гордость и некоторую причастность к этому. Учит внука дорожить честью. Кроме того, мужчина проявляет хозяйственные умения, несвойственные генеральском чину (шьет, поет народные песни).
Проходит время, Саша идет в школу и там узнает истинную историю дедушки и его сослуживцев.
Считается, что прототипами дедушки были генералы Волконский и Бестужев
Как создавалась поэма
В 1870 году впервые увидела свет поэма Николая Некрасова «Дедушка». Начало действия этого поэтического произведения отсылает нас в 1856 год, когда был издан манифест, согласно которому декабристы получили право возвращаться в родные города и поселения из продолжительной ссылки.
В такой же ситуации оказывается и пожилой герой. Стоит отметить, что это собирательный образ. Хотя, по мнению исследователей, у него есть конкретный прототип. Это Сергей Волконский, который приехал из ссылки в 68 лет, будучи глубоким стариком. Но при этом, как признавали окружающие, оставался статным и красивым.
Экс-генерал Волконский, вернувшийся, естественно, разжалованным, очень любил разговаривать с мужиками, что отмечали многие окружающие. Интересно, что крестьянские дети его так и называли – дедушка.
Еще одним прототипом персонажа поэмы Некрасова «Дедушка», анализ которой приведен в этой поэме, является Михаил Бестужев. Он также вернулся из продолжительной ссылки. В 1869 году Некрасов какое-то время близко с ним общался.
Примечательно, что у поэмы есть посвящение Зинаиде Николаевне Некрасовой. В то время она была гражданской женой поэта.
Прообраз дедушки
Сюжетной основой произведения является рассказ о том, как старик-декабрист приехал в усадьбу к своему сыну. Он освободился из Сибири в 1856 году по изданному в то время манифесту.
Кому посвящена поэма «Дедушка» Некрасова? Прототипом главного героя считают Сергея Григорьевича Волконского (годы жизни — 1788-1865) — князя, бывшего генерал-майора, известного декабриста. С. Г. Волконский летом 1857 г. приехал в Костромскую губернию.
Губернатор Москвы в августе 1857 г. направил Андрею Федоровичу Войцеху, своему коллеге в Костроме, особое распоряжение об учреждении надзора за этим человеком, который выехал в Буйский уезд, в имение своей дочери. К этому времени она уже овдовела, так как Дмитрий Васильевич Молчанов, ее муж, служивший при Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском (генерал-губернаторе всей Восточной Сибири) чиновником особых поручений, умер в 1856 г. У Елены Сергеевны, дочери Волконского, в 1854 году родился сын, которого назвали Сережей в честь деда. Таким образом, поэма «Дедушка» (Некрасов) в качестве главной сюжетной линии имеет основу, взятую Николаем Алексеевичем из жизни (из поездки Сергея Григорьевича Волконского в Костромскую губернию).
Анализ поэмы «Дедушка» Некрасова
Произведение, которому посвящена эта статья, исследователи относят к реалистичным поэмам. При этом из соображений цензуры, которые существовали в то время в России, автор не указывает прямо, что пожилой герой является декабристом. Формально их деятельность и в то время была под запретом, ведь они обвинялись в попытке свержения государственного строя.
Однако все читатели понимают, о чем идет речь. В качестве подсказок читателю служит то, что дедушка постоянно мечтает о свободе и о том, чтобы богатым был русский народ. При этом обещает, что и солдатам, и крестьянам вскоре заживется намного легче. В этой части поэмы содержится прямой намек на грядущие реформы Александра II, которых в то время ожидали многие представители прогрессивной общественности.
История создания поэмы «Дедушка»
Некрасов об этой поездке мог узнать от своего старого приятеля — князя М. С. Волконского (годы жизни — 1832-1902), с которым он часто отправлялся на зимнюю охоту из Петербурга. Этот человек был сыном С. Г. Волконского.
Одним из главных источников при создании данной поэмы послужила, по справедливому замечанию Ю. В. Лебедева, книга «Сибирь и каторга» С. В. Максимова, опубликованная в журнале «Отечественные записки» (который издавал Некрасов) в 1868-1869 годах.
Самыми достоверными источниками, которыми располагал поэт при работе над двумя этими поэмами, были сведения, взятые им из третьей части данной книги — «Государственные преступники». Она содержала подробные описания сибирской жизни и ссылки декабристов. Автор не только посетил все эти места, но и побывал в известном Тарбагатае. Некрасовский рассказ о нем послужил идейным зерном поэмы.
Характеристика главного героя
Некрасов в своей поэме применяет интересный литературный прием. Читатель видит дедушку-декабриста глазами его внука. Причем перед мальчиком проходит вся жизнь доблестного военного.
Сначала он – один из героев освободительной Отечественной войны 1812 году, когда русской армии удалось победить французов. В их доме висит портрет молодого дедушки, на котором он уже стоит в генеральской форме.
Со временем главному герою становится известно, что его дедушка окружен некой печальной и неизвестной тайной. Так глазами главного героя, юного мальчика, узнаем еще одного главного персонажа – его дедушку. Можем понять и догадаться, кем он был в действительности.
Со временем мама Саши начинает ему подробно рассказывать о том, какими качествами обладает его дедушка. Это смелость, доброта, но при этом глубокая внутренняя трагедия.
Когда он, наконец, приезжает откуда-то издалека, всем становится поначалу ясно, что он со всем примирился. Но все дальнейшие события, которые происходят в этом произведении, приводят к мысли, что это совсем не так.
Дедушка
Раз у отца, в кабинете, Саша портрет увидал, Изображён на портрете Был молодой генерал. «Кто это? — спрашивал Саша. — Кто. » — «Это дедушка твой». — И отвернулся папаша, Низко поник головой. «Что же не вижу его я?» Папа ни слова в ответ. Внук, перед дедушкой стоя, Зорко глядит на портрет: «Папа, чего ты вздыхаешь? Умер он… жив? говори!» — «Вырастешь, Саша, узнаешь». — «То-то… ты скажешь, смотри. »
«Дедушку знаешь, мамаша?» — Матери сын говорит. «Знаю», — и за руку Саша Маму к портрету тащит, Мама идёт против воли. «Ты мне скажи про него, Мама! недобрый он, что ли, Что я не вижу его? Ну, дорогая! ну, сделай Милость, скажи что-нибудь!» — «Нет, он и добрый и смелый, Только несчастный». — На грудь Голову скрыла мамаша, Тяжко вздыхает, дрожит — И зарыдала… А Саша Зорко на деда глядит: «Что же ты, мама, рыдаешь, Слова не хочешь сказать!» — «Вырастешь, Саша, узнаешь. Лучше пойдём-ка гулять…»
В доме тревога большая. Счастливы, светлы лицом, Заново дом убирая, Шепчутся мама с отцом. Как весела их беседа! Сын подмечает, молчит. «Скоро увидишь ты деда!» — Саше отец говорит… Дедушкой только и бредит Саша, — не может уснуть: «Что же он долго не едет. » — «Друг мой! Далёк ему путь!» Саша тоскливо вздыхает, Думает: «Что за ответ!» Вот наконец приезжает Этот таинственный дед.
Все, уж давно поджидая, Встретили старого вдруг… Благословил он, рыдая, Дом, и семейство, и слуг, Пыль отряхнул у порога, С шеи торжественно снял Образ распятого бога И, покрестившись, сказал: «Днесь я со всем примирился, Что потерпел на веку. » Сын пред отцом преклонился, Ноги омыл старику; Белые кудри чесала Дедушке Сашина мать, Гладила их, целовала, Сашу звала целовать. Правой рукою мамашу Дед обхватил, а другой Гладил румяного Сашу: «Экой красавчик какой!» Дедушку пристальным взглядом Саша рассматривал, — вдруг Слёзы у мальчика градом Хлынули, к дедушке внук Кинулся: «Дедушка! где ты Жил-пропадал столько лет? Где же твои эполеты, Что не в мундир ты одет? Что на ноге ты скрываешь? Ранена, что ли, рука. » — «Вырастешь, Саша, узнаешь. Ну, поцелуй старика. »
Повеселел, оживился, Радостью дышит весь дом. С дедушкой Саша сдружился, Вечно гуляют вдвоём. Ходят лугами, лесами, Рвут васильки среди нив; Дедушка древен годами, Но ещё бодр и красив, Зубы у дедушки целы, Поступь, осанка тверда, Кудри пушисты и белы, Как серебро борода; Строен, высокого роста, Но как младенец глядит, Как-то апостольски просто, Ровно всегда говорит…
Выйдут на берег покатый К русской великой реке — Свищет кулик вороватый, Тысячи лап на песке; Барку ведут бечевою, Чу, бурлаков голоса! Ровная гладь за рекою — Нивы, покосы, леса. Лёгкой прохладою дует С медленных, дремлющих вод… Дедушка землю целует, Плачет — и тихо поёт… «Дедушка! что ты роняешь Крупные слёзы, как град. » — «Вырастешь, Саша, узнаешь! Ты не печалься — я рад…»
Рад я, что вижу картину Милую с детства глазам. Глянь-ка на эту равнину — И полюби её сам! Две-три усадьбы дворянских, Двадцать господних церквей, Сто деревенек крестьянских Как на ладони на ней! У лесу стадо пасётся — Жаль, что скотинка мелка; Песенка где-то поётся — Жаль — неисходно горька! Ропот: «Подайте же руку Бедным крестьянам скорей!» Тысячелетнюю муку, Саша, ты слышишь ли в ней. «Надо, чтоб были здоровы Овцы и лошади их, Надо, чтоб были коровы Толще московских купчих, — Будет и в песне отрада, Вместо унынья и мук. Надо ли?» — «Дедушка, надо!» — «То-то! попомни же, внук. »
Озими пышному всходу, Каждому цветику рад, Дедушка хвалит природу, Гладит крестьянских ребят. Первое дело у деда Потолковать с мужиком, Тянется долго беседа, Дедушка скажет потом: «Скоро вам будет не трудно, Будете вольный народ!» И улыбнётся так чудно, Радостью весь расцветёт. Радость его разделяя, Прыгало сердце у всех. То-то улыбка святая! То-то пленительный смех!
«Скоро дадут им свободу, — Внуку старик замечал: — Только и нужно народу. Чудо я, Саша, видал: Горсточку русских сослали В страшную глушь, за раскол, Волю да землю им дали; Год незаметно прошёл — Едут туда комиссары, Глядь — уж деревня стоит, Риги, сараи, амбары! В кузнице молот стучит, Мельницу выстроят скоро. Уж запаслись мужики Зверем из тёмного бора, Рыбой из вольной реки. Вновь через год побывали, Новое чудо нашли: Жители хлеб собирали С прежде бесплодной земли. Дома одни лишь ребята Да здоровенные псы; Гуси кричат, поросята Тычут в корыто носы…»
Так постепенно в полвека Вырос огромный посад — Воля и труд человека Дивные дивы творят! Всё принялось, раздобрело! Сколько там, Саша, свиней, Перед селением бело На полверсты от гусей; Как там возделаны нивы, Как там обильны стада! Высокорослы, красивы Жители, бодры всегда, Видно — ведётся копейка! Бабу там холит мужик: В праздник на ней душегрейка — Из соболей воротник!
«Дети до возраста в неге, Конь — хоть сейчас на завод — В кованой, прочной телеге Сотню пудов увезёт… Сыты там кони-то, сыты, Каждый там сыто живёт, Тёсом там избы-то крыты, Ну уж зато и народ! Взросшие в нравах суровых, Сами творят они суд, Рекрутов ставят здоровых, Трезво и честно живут, Подати платят до срока, Только ты им не мешай». — «Где ж та деревня?» — «Далёко, Имя ей: Тарбагатай, Страшная глушь, за Байкалом… Так-то, голубчик ты мой, Ты ещё в возрасте малом, Вспомнишь, как будешь большой…»
«Ну… а покуда подумай, То ли ты видишь кругом: Вот он, наш пахарь угрюмый, С тёмным, убитым лицом: Лапти, лохмотья, шапчонка, Рваная сбруя; едва Тянет косулю клячонка, С голоду еле жива! Голоден труженик вечный, Голоден тоже, божусь! Эй! отдохни-ка, сердечный! Я за тебя потружусь!» Глянул крестьянин с испугом, Барину плуг уступил, Дедушка долго за плугом, Пот отирая, ходил; Саша за ним торопился, Не успевал догонять: «Дедушка! где научился Ты так отлично пахать? Точно мужик, управляешь Плугом, а был генерал!» — «Вырастешь, Саша, узнаешь, Как я работником стал!»
Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг, Счастье умов благородных Видеть довольство вокруг. Нынче полегче народу: Стих, притаился в тени Барин, прослышав свободу… Ну, а как в наши-то дни! * * * Словно как омут, усадьбу Каждый мужик объезжал. Помню ужасную свадьбу, Поп уже кольца менял, Да на беду помолиться В церковь помещик зашёл: «Кто им позволил жениться? Стой!» — и к попу подошёл… Остановилось венчанье! С барином шутка плоха — Отдал наглец приказанье В рекруты сдать жениха, В девичью — бедную Грушу! И не перечил никто. Кто же имеющий душу Мог это вынести. кто?
Впрочем, не то ещё было! И не одни господа, Сок из народа давила Подлых подьячих орда. Что ни чиновник — стяжатель, С целью добычи в поход Вышел… а кто неприятель? Войско, казна и народ! Всем доставалось исправно. Стачка, порука кругом: Смелые грабили явно, Трусы тащили тайком. Непроницаемой ночи Мрак над страною висел… Видел — имеющий очи И за отчизну болел. Стоны рабов заглушая Лестью да свистом бичей, Хищников алчная стая Гибель готовила ей…
Солнце не вечно сияет, Счастье не вечно везёт: Каждой стране наступает Рано иль поздно черёд, Где не покорность тупая — Дружная сила нужна; Грянет беда роковая — Скажется мигом страна. Единодушье и разум Всюду дадут торжество, Да не придут они разом, Вдруг не создашь ничего, — Красноречивым воззваньем Не разогреешь рабов, Не озаришь пониманьем Тёмных и грубых умов. Поздно! Народ угнетённый Глух перед общей бедой. Горе стране разорённой! Горе стране отсталой. Войско одно — не защита. Да ведь и войско, дитя, Было в то время забито, Лямку тянуло кряхтя…
Дедушка кстати солдата Встретил, вином угостил, Поцеловавши как брата, Ласково с ним говорил: «Нынче вам служба не бремя — Кротко начальство теперь… Ну, а как в наше-то время! Что ни начальник, то зверь! Душу вколачивать в пятки Правилом было тогда. Как ни трудись, недостатки Сыщет начальник всегда: „Есть в маршировке старанье, Стойка исправна совсем, Только заметно дыханье…“ Слышишь ли. дышат зачем!»
«А не доволен парадом, Ругань польётся рекой, Зубы посыплются градом, Порет, гоняет сквозь строй! С пеною у рта обрыщет Весь перепуганный полк, Жертв покрупнее поищет Остервенившийся волк: „Франтики! подлые души! Под караулом сгною!“ Слушал — имеющий уши, Думушку думал свою. Брань пострашней караула, Пуль и картечи страшней… Кто же, в ком честь не уснула, Кто примирился бы с ней. » — «Дедушка! ты вспоминаешь Страшное что-то. скажи!» — «Вырастешь, Саша, узнаешь, Честью всегда дорожи… Взрослые люди — не дети, Трус — кто сторицей не мстит! Помни, что нету на свете Неотразимых обид».
Дед замолчал и уныло Голову свесил на грудь. «Мало ли, друг мой, что было. Лучше пойдём отдохнуть». Отдых недолог у деда — Жить он не мог без труда: Гряды копал до обеда, Переплетал иногда; Вечером шилом, иголкой Что-нибудь бойко тачал, Песней печальной и долгой Дедушка труд сокращал. Внук не проронит ни звука, Не отойдёт от стола: Новой загадкой для внука Дедова песня была…
Пел он о славном походе И о великой борьбе; Пел о свободном народе И о народе-рабе; Пел о пустынях безлюдных И о железных цепях; Пел о красавицах чудных С ангельской лаской в очах; Пел он об их увяданьи В дикой, далёкой глуши И о чудесном влияньи Любящей женской души… О Трубецкой и Волконской Дедушка пел — и вздыхал, Пел — и тоской вавилонской Келью свою оглашал… «Дедушка, дальше. А где ты Песенку вызнал свою? Ты повтори мне куплеты — Я их мамаше спою. Те имена поминаешь Ты иногда по ночам…» — «Вырастешь, Саша, узнаешь — Всё расскажу тебе сам: Где научился я пенью, С кем и когда я певал…» — «Ну! приучусь я к терпенью!» — Саша уныло сказал…
Часто каталися летом Наши друзья в челноке, С громким, весёлым приветом Дед приближался к реке: «Здравствуй, красавица Волга! С детства тебя я любил». — «Где ж пропадал ты так долго?» — Саша несмело спросил. «Был я далёко, далёко…» — «Где же. » Задумался дед. Мальчик вздыхает глубоко, Вечный предвидя ответ. «Что ж, хорошо ли там было?» Дед на ребёнка глядит: «Лучше не спрашивай, милый! (Голос у деда дрожит.) Глухо, пустынно, безлюдно, Степь полумёртвая сплошь. Трудно, голубчик мой, трудно! По году весточки ждёшь, Видишь, как тратятся силы — Лучшие божьи дары, Близким копаешь могилы, Ждёшь и своей до поры… Медленно-медленно таешь…» — «Что ж ты там, дедушка, жил. » — «Вырастешь, Саша, узнаешь!» Саша слезу уронил…
«Господи! слушать наскучит! „Вырастешь!“ — мать говорит, Папочка любит, а мучит: „Вырастешь“, — тоже твердит! То же и дедушка… Полно! Я уже выроc — смотри. (Стал на скамеечку чёлна.) Лучше теперь говори. » Деда целует и гладит: «Или вы все заодно. » Дедушка с сердцем не сладит, Бьётся как голубь оно. «Дедушка, слышишь? хочу я Всё непременно узнать!» Дедушка, внука целуя, Шепчет: «Тебе не понять. Надо учиться, мой милый! Всё расскажу, погоди! Пособерись-ка ты с силой, Зорче кругом погляди. Умник ты, Саша, а всё же Надо историю знать И географию тоже». — «Долго ли, дедушка, ждать?» — «Годик, другой, как случится». Саша к мамаше бежит: «Мама! хочу я учиться!» — Издали громко кричит.
Время проходит. Исправно Учится мальчик всему — Знает историю славно (Лет уже десять ему), Бойко на карте покажет И Петербург, и Читу, Лучше большого расскажет Многое в русском быту. Глупых и злых ненавидит, Бедным желает добра, Помнит, что слышит, что видит… Дед примечает: пора! Сам же он часто хворает, Стал ему нужен костыль… Скоро уж, скоро узнает Саша печальную быль…
Декабристы
Благодаря исторической основе поэмы Некрасова «Дедушка», которая нам хорошо известна из школьного курса истории, мы знаем, кто такие были декабристы. Одно из их главных отличий от других революционеров и противников режима состоит в том, что практически все было построено исключительно на идеологических и идеализированных соображениях.
Поэтому, даже спустя много лет, дедушку не отпускает мысль о мести и такой необходимой всеобщей народной свободе. Поэтому он даже как-то призывает самого Сашу беречь свою честь и отомстить за обиды, нанесенные ему много лет назад. Некоторым исследователям творчества Некрасова он напоминает библейского героя, который страдает за свой народ. Подобострастно к нему относятся и все родные в реальности. Родной сын падает в ноги, мать Саши начинает бережно и аккуратно расчесывать седые кудри. Саша с интересом и благоговением расспрашивает о ранах, которые есть у дедушки на руке и ноге.
Описывая портрет пожилого героя, поэт не жалеет ярких эпитетов. Он упоминает, что дедушка был древним по возрасту, но при этом все еще оставался красивым и бодрым. У него были целы практически все зубы, а осанка и поступь нисколько не потеряли своей твердости за годы ссылки. Седые кудри и борода, искренняя улыбка придавали его образу особый шарм.
Есть, кстати, в поэме и некоторые черты в описании героя, которые также совпадают с внешностью библейского персонажа. В частности, встречаются перепевы с библейскими фразами о том, что имеющий уши обязательно услышит, а имеющий глаза обязательно увидит.
Дедушка. Стихи Некрасова для детей читать
I Раз у отца, в кабинете, Саша портрет увидал, Изображён на портрете Был молодой генерал. «Кто это? — спрашивал Саша. — Кто. » — «Это дедушка твой». — И отвернулся папаша, Низко поник головой. «Что же не вижу его я?» Папа ни слова в ответ. Внук, перед дедушкой стоя, Зорко глядит на портрет: «Папа, чего ты вздыхаешь? Умер он… жив? говори!» — «Вырастешь, Саша, узнаешь». — «То-то… ты скажешь, смотри. »
II «Дедушку знаешь, мамаша?» — Матери сын говорит. «Знаю», — и за руку Саша Маму к портрету тащит, Мама идёт против воли. «Ты мне скажи про него, Мама! недобрый он, что ли, Что я не вижу его? Ну, дорогая! ну, сделай Милость, скажи что-нибудь!» — «Нет, он и добрый и смелый, Только несчастный». — На грудь Голову скрыла мамаша, Тяжко вздыхает, дрожит — И зарыдала… А Саша Зорко на деда глядит: «Что же ты, мама, рыдаешь, Слова не хочешь сказать!» — «Вырастешь, Саша, узнаешь. Лучше пойдём-ка гулять…»
III В доме тревога большая. Счастливы, светлы лицом, Заново дом убирая, Шепчутся мама с отцом. Как весела их беседа! Сын подмечает, молчит. «Скоро увидишь ты деда!» — Саше отец говорит… Дедушкой только и бредит Саша, — не может уснуть: «Что же он долго не едет. » — «Друг мой! Далёк ему путь!» Саша тоскливо вздыхает, Думает: «Что за ответ!» Вот наконец приезжает Этот таинственный дед.
IV Все, уж давно поджидая, Встретили старого вдруг… Благословил он, рыдая, Дом, и семейство, и слуг, Пыль отряхнул у порога, С шеи торжественно снял Образ распятого бога И, покрестившись, сказал: «Днесь я со всем примирился, Что потерпел на веку. » Сын пред отцом преклонился, Ноги омыл старику; Белые кудри чесала Дедушке Сашина мать, Гладила их, целовала, Сашу звала целовать. Правой рукою мамашу Дед обхватил, а другой Гладил румяного Сашу: «Экой красавчик какой!» Дедушку пристальным взглядом Саша рассматривал, — вдруг Слёзы у мальчика градом Хлынули, к дедушке внук Кинулся: «Дедушка! где ты Жил-пропадал столько лет? Где же твои эполеты, Что не в мундир ты одет? Что на ноге ты скрываешь? Ранена, что ли, рука. » — «Вырастешь, Саша, узнаешь. Ну, поцелуй старика. »
V Повеселел, оживился, Радостью дышит весь дом. С дедушкой Саша сдружился, Вечно гуляют вдвоём. Ходят лугами, лесами, Рвут васильки среди нив; Дедушка древен годами, Но ещё бодр и красив, Зубы у дедушки целы, Поступь, осанка тверда, Кудри пушисты и белы, Как серебро борода; Строен, высокого роста, Но как младенец глядит, Как-то апостольски просто, Ровно всегда говорит…
VI Выйдут на берег покатый К русской великой реке — Свищет кулик вороватый, Тысячи лап на песке; Барку ведут бечевою, Чу, бурлаков голоса! Ровная гладь за рекою — Нивы, покосы, леса. Лёгкой прохладою дует С медленных, дремлющих вод… Дедушка землю целует, Плачет — и тихо поёт… «Дедушка! что ты роняешь Крупные слёзы, как град. » — «Вырастешь, Саша, узнаешь! Ты не печалься — я рад…»
VII Рад я, что вижу картину Милую с детства глазам. Глянь-ка на эту равнину — И полюби её сам! Две-три усадьбы дворянских, Двадцать господних церквей, Сто деревенек крестьянских Как на ладони на ней! У лесу стадо пасётся — Жаль, что скотинка мелка; Песенка где-то поётся — Жаль — неисходно горька! Ропот: «Подайте же руку Бедным крестьянам скорей!» Тысячелетнюю муку, Саша, ты слышишь ли в ней. «Надо, чтоб были здоровы Овцы и лошади их, Надо, чтоб были коровы Толще московских купчих, — Будет и в песне отрада, Вместо унынья и мук. Надо ли?» — «Дедушка, надо!» — «То-то! попомни же, внук. »
VIII Озими пышному всходу, Каждому цветику рад, Дедушка хвалит природу, Гладит крестьянских ребят. Первое дело у деда Потолковать с мужиком, Тянется долго беседа, Дедушка скажет потом: «Скоро вам будет не трудно, Будете вольный народ!» И улыбнётся так чудно, Радостью весь расцветёт. Радость его разделяя, Прыгало сердце у всех. То-то улыбка святая! То-то пленительный смех!
IX «Скоро дадут им свободу, — Внуку старик замечал: — Только и нужно народу. Чудо я, Саша, видал: Горсточку русских сослали В страшную глушь, за раскол, Волю да землю им дали; Год незаметно прошёл — Едут туда комиссары, Глядь — уж деревня стоит, Риги, сараи, амбары! В кузнице молот стучит, Мельницу выстроят скоро. Уж запаслись мужики Зверем из тёмного бора, Рыбой из вольной реки. Вновь через год побывали, Новое чудо нашли: Жители хлеб собирали С прежде бесплодной земли. Дома одни лишь ребята Да здоровенные псы; Гуси кричат, поросята Тычут в корыто носы…»
X Так постепенно в полвека Вырос огромный посад — Воля и труд человека Дивные дивы творят! Всё принялось, раздобрело! Сколько там, Саша, свиней, Перед селением бело На полверсты от гусей; Как там возделаны нивы, Как там обильны стада! Высокорослы, красивы Жители, бодры всегда, Видно — ведётся копейка! Бабу там холит мужик: В праздник на ней душегрейка — Из соболей воротник!
XI «Дети до возраста в неге, Конь — хоть сейчас на завод — В кованой, прочной телеге Сотню пудов увезёт… Сыты там кони-то, сыты, Каждый там сыто живёт, Тёсом там избы-то крыты, Ну уж зато и народ! Взросшие в нравах суровых, Сами творят они суд, Рекрутов ставят здоровых, Трезво и честно живут, Подати платят до срока, Только ты им не мешай». — «Где ж та деревня?» — «Далёко, Имя ей: Тарбагатай, Страшная глушь, за Байкалом… Так-то, голубчик ты мой, Ты ещё в возрасте малом, Вспомнишь, как будешь большой…»
XII «Ну… а покуда подумай, То ли ты видишь кругом: Вот он, наш пахарь угрюмый, С тёмным, убитым лицом: Лапти, лохмотья, шапчонка, Рваная сбруя; едва Тянет косулю клячонка, С голоду еле жива! Голоден труженик вечный, Голоден тоже, божусь! Эй! отдохни-ка, сердечный! Я за тебя потружусь!» Глянул крестьянин с испугом, Барину плуг уступил, Дедушка долго за плугом, Пот отирая, ходил; Саша за ним торопился, Не успевал догонять: «Дедушка! где научился Ты так отлично пахать? Точно мужик, управляешь Плугом, а был генерал!» — «Вырастешь, Саша, узнаешь, Как я работником стал!»
XIII Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг, Счастье умов благородных Видеть довольство вокруг. Нынче полегче народу: Стих, притаился в тени Барин, прослышав свободу… Ну, а как в наши-то дни!
* * * Словно как омут, усадьбу Каждый мужик объезжал. Помню ужасную свадьбу, Поп уже кольца менял, Да на беду помолиться В церковь помещик зашёл: «Кто им позволил жениться? Стой!» — и к попу подошёл… Остановилось венчанье! С барином шутка плоха — Отдал наглец приказанье В рекруты сдать жениха, В девичью — бедную Грушу! И не перечил никто. Кто же имеющий душу Мог это вынести. кто?
XIV Впрочем, не то ещё было! И не одни господа, Сок из народа давила Подлых подьячих орда. Что ни чиновник — стяжатель, С целью добычи в поход Вышел… а кто неприятель? Войско, казна и народ! Всем доставалось исправно. Стачка, порука кругом: Смелые грабили явно, Трусы тащили тайком. Непроницаемой ночи Мрак над страною висел… Видел — имеющий очи И за отчизну болел. Стоны рабов заглушая Лестью да свистом бичей, Хищников алчная стая Гибель готовила ей…
XV Солнце не вечно сияет, Счастье не вечно везёт: Каждой стране наступает Рано иль поздно черёд, Где не покорность тупая — Дружная сила нужна; Грянет беда роковая — Скажется мигом страна. Единодушье и разум Всюду дадут торжество, Да не придут они разом, Вдруг не создашь ничего, — Красноречивым воззваньем Не разогреешь рабов, Не озаришь пониманьем Тёмных и грубых умов. Поздно! Народ угнетённый Глух перед общей бедой. Горе стране разорённой! Горе стране отсталой. Войско одно — не защита. Да ведь и войско, дитя, Было в то время забито, Лямку тянуло кряхтя…
XVI Дедушка кстати солдата Встретил, вином угостил, Поцеловавши как брата, Ласково с ним говорил: «Нынче вам служба не бремя — Кротко начальство теперь… Ну, а как в наше-то время! Что ни начальник, то зверь! Душу вколачивать в пятки Правилом было тогда. Как ни трудись, недостатки Сыщет начальник всегда: „Есть в маршировке старанье, Стойка исправна совсем, Только заметно дыханье…“ Слышишь ли. дышат зачем!»
XVII «А не доволен парадом, Ругань польётся рекой, Зубы посыплются градом, Порет, гоняет сквозь строй! С пеною у рта обрыщет Весь перепуганный полк, Жертв покрупнее поищет Остервенившийся волк: „Франтики! подлые души! Под караулом сгною!“ Слушал — имеющий уши, Думушку думал свою. Брань пострашней караула, Пуль и картечи страшней… Кто же, в ком честь не уснула, Кто примирился бы с ней. » — «Дедушка! ты вспоминаешь Страшное что-то. скажи!» — «Вырастешь, Саша, узнаешь, Честью всегда дорожи… Взрослые люди — не дети, Трус — кто сторицей не мстит! Помни, что нету на свете Неотразимых обид».
XVIII Дед замолчал и уныло Голову свесил на грудь. «Мало ли, друг мой, что было. Лучше пойдём отдохнуть». Отдых недолог у деда — Жить он не мог без труда: Гряды копал до обеда, Переплетал иногда; Вечером шилом, иголкой Что-нибудь бойко тачал, Песней печальной и долгой Дедушка труд сокращал. Внук не проронит ни звука, Не отойдёт от стола: Новой загадкой для внука Дедова песня была…
XIX Пел он о славном походе И о великой борьбе; Пел о свободном народе И о народе-рабе; Пел о пустынях безлюдных И о железных цепях; Пел о красавицах чудных С ангельской лаской в очах; Пел он об их увяданьи В дикой, далёкой глуши И о чудесном влияньи Любящей женской души… О Трубецкой и Волконской Дедушка пел — и вздыхал, Пел — и тоской вавилонской Келью свою оглашал… «Дедушка, дальше. А где ты Песенку вызнал свою? Ты повтори мне куплеты — Я их мамаше спою. Те имена поминаешь Ты иногда по ночам…» — «Вырастешь, Саша, узнаешь — Всё расскажу тебе сам: Где научился я пенью, С кем и когда я певал…» — «Ну! приучусь я к терпенью!» — Саша уныло сказал…
XX Часто каталися летом Наши друзья в челноке, С громким, весёлым приветом Дед приближался к реке: «Здравствуй, красавица Волга! С детства тебя я любил». — «Где ж пропадал ты так долго?» — Саша несмело спросил. «Был я далёко, далёко…» — «Где же. » Задумался дед. Мальчик вздыхает глубоко, Вечный предвидя ответ. «Что ж, хорошо ли там было?» Дед на ребёнка глядит: «Лучше не спрашивай, милый! (Голос у деда дрожит.) Глухо, пустынно, безлюдно, Степь полумёртвая сплошь. Трудно, голубчик мой, трудно! По году весточки ждёшь, Видишь, как тратятся силы — Лучшие божьи дары, Близким копаешь могилы, Ждёшь и своей до поры… Медленно-медленно таешь…» — «Что ж ты там, дедушка, жил. » — «Вырастешь, Саша, узнаешь!» Саша слезу уронил…
XXI «Господи! слушать наскучит! „Вырастешь!“ — мать говорит, Папочка любит, а мучит: „Вырастешь“, — тоже твердит! То же и дедушка… Полно! Я уже выроc — смотри. (Стал на скамеечку чёлна.) Лучше теперь говори. » Деда целует и гладит: «Или вы все заодно. » Дедушка с сердцем не сладит, Бьётся как голубь оно. «Дедушка, слышишь? хочу я Всё непременно узнать!» Дедушка, внука целуя, Шепчет: «Тебе не понять. Надо учиться, мой милый! Всё расскажу, погоди! Пособерись-ка ты с силой, Зорче кругом погляди. Умник ты, Саша, а всё же Надо историю знать И географию тоже». — «Долго ли, дедушка, ждать?» — «Годик, другой, как случится». Саша к мамаше бежит: «Мама! хочу я учиться!» — Издали громко кричит.
XXII Время проходит. Исправно Учится мальчик всему — Знает историю славно (Лет уже десять ему), Бойко на карте покажет И Петербург, и Читу, Лучше большого расскажет Многое в русском быту. Глупых и злых ненавидит, Бедным желает добра, Помнит, что слышит, что видит… Дед примечает: пора! Сам же он часто хворает, Стал ему нужен костыль… Скоро уж, скоро узнает Саша печальную быль…
Природа в поэме
Пристальное внимание в поэме Некрасова уделено окружающей природе. Дедушка подолгу гуляет с внуком, сравнивая ту красоту, которая их окружает, с глухой и безлюдной природой в местах, в которых он отбывал свою ссылку. При этом бывший генерал, несмотря на свой высокий в прошлом статус, ведет себя очень просто. Охотно общается с мужиками. При этом практически ни минуты не может оставаться без дела. Он постоянно что-то чинит, ремонтирует, пашет, копает грядки, тачает, плетет. Всегда быть чем-то занятым он привык за все время, которое провел в ссылке.
К народу его тянет еще и благодаря проникновенному песенному творчеству. Временами он затягивает песни про декабристов и их ссылку. Стоит отметить, что и сам Некрасов посвятил не одно свое поэтическое произведение Волконской или Трубецкой, а сама поэма «Дедушка» открывает целый цикл его поэм, посвященных декабристам.
Некрасов вкладывает свои самые сокровенные мысли в уста дедушки. Так, старик рассуждает, что успешна только та страна, в которой население не ведает, что такое тупая покорность. А верит только в добрую и истинную силу, разум и единодушие. С помощью своего престарелого героя Некрасов сам взывает к читателю, отмечая, что горе и несчастье ждут отсталую и разоренную страну.
Главная мысль произведения
Некрасов не говорит напрямую о причинах долгого отсутствия дедушки из соображений цензуры. Однако из текста становится понятно, что речь о декабристах и их возвращении после ссылки. Автор подчеркивает: несмотря на то, что цвет аристократии оказался в ссылке, они не изменили своей любви к родине. Смогли выжить и создали процветающее поселение на пустом месте. А после возвращения продолжают быть верными своим идеалам и стране. Отставной генерал прививает любовь к России своему внуку, учит сострадать угнетенным.
Основная идея произведения: передача молодому поколению принципов в вопросах чести и совести, гордости за страну и любви ко всему, что в ней есть. Некрасов напоминает о печальных исторических событиях и показывает, что жертва была не напрасной.
Художественные средства
Описывая подьячих и других власть имущих, он их сравнивает с алчной стаей хищников, которые отправляются в неправедный поход против народа, приближая собственную отчизну к неминуемой гибели.
Достается от Некрасова в этом произведении и военным начальникам. Они, по его словам, зазря зверствуют, вгоняя в пятки души солдат так, что после этого зубы их подчиненных сыплются градом. А в строю они даже не позволяют им дышать. В данном случае Некрасов применяет такой распространенный стихотворный прием, как гипербола.
Основная мысль поэмы
Понять основную мысль этого произведения помогает описание исторической поэмы Некрасова «Дедушка». Ее ключевая тема – это необходимость передать новым поколениям ценности, которые истинны с точки зрения автора и главных героев, в первую очередь – самого отставного генерала. А это счастье и абсолютная народная свобода, богатство и процветание государства.
Некрасов пытается донести до читателя свою главную мысль – дело декабристов не погибло. Оно по-прежнему живо и имеет большое количество последователей. Его продолжают вести новые не менее образованные и патриотичные представители молодежи.