дефляция что это значит
Дефляция: что это такое простыми словами, влияние на экономику
Дефляция – это общее снижение цен на товары и услуги в экономике. Она возникает, когда уровень инфляции становится отрицательным. Дефляция отличается от дезинфляции, которая представляет собой только замедление темпов инфляции (и отмечает скорость этого изменения). Дефляция приводит к увеличению покупательной способности валюты. Другими словами, у вас может быть такая же сумма денег, но поскольку цены ниже, ваши деньги позволят вам купить больше товаров.
Узнайте больше о дефляции, о том, как она возникает, и о том, как она может повлиять на различные рыночные показатели.
Определение дефляции
Дефляция – это когда потребительские цены и цены на активы со временем снижаются, а покупательная способность возрастает. По сути, вы можете купить больше товаров или услуг завтра за ту же сумму денег. Сравните это с инфляцией, то есть постепенным ростом цен в экономике.
Хотя дефляция может показаться хорошей вещью, она может сигнализировать о надвигающейся рецессии и трудных экономических временах. Когда люди чувствуют, что цены падают, они откладывают покупки в надежде, что позже смогут купить вещи дешевле. Но более низкие расходы приводят к меньшему доходу производителей, что может привести к безработице и более высоким процентным ставкам.
Эта отрицательная обратная связь порождает более высокий уровень безработицы, даже более низкие цены и даже меньшие расходы. Короче говоря, дефляция ведет к еще большей дефляции. На протяжении большей части истории периоды дефляции обычно сопровождались серьезными экономическими спадами.
Как измеряется дефляция?
Дефляция измеряется с помощью экономических показателей, таких как индекс потребительских цен (ИПЦ). ИПЦ отслеживает цены на группу часто покупаемых товаров и услуг и ежемесячно публикует изменения.
Когда цены, измеренные в совокупности с помощью ИПЦ, за один период ниже, чем они были за предыдущий период, экономика испытывает дефляцию. И наоборот, когда цены все вместе растут, экономика переживает инфляцию.
Дефляция и дезинфляция: в чем разница?
Дефляцию не следует путать с дезинфляцией. Хотя оба названия звучат так, как будто указывают на снижение цен, дезинфляция на самом деле означает, что цены все еще растут, только медленнее, чем раньше. Это может быть изменение с 4% годовой инфляции на 2% годовой инфляции, что означает, что товар, который раньше стоил 10 долларов, теперь продается по 10,02 доллара вместо прогнозируемых 10,04 доллара.
С другой стороны, дефляция описывает фактическое снижение цен, а не снижение темпов роста инфляции. При 2% дефляции товар, который раньше стоил 10 долларов, теперь стоит 9,98 доллара.
Каковы причины дефляции?
Есть две основные причины дефляции: снижение спроса или рост предложения. Каждая из них связана с фундаментальной экономической взаимосвязью между спросом и предложением. Снижение совокупного спроса приводит к падению цен на товары и услуги, если предложение не меняется.
Падение совокупного спроса может быть вызвано:
Более высокое совокупное предложение означает, что производителям, возможно, придется снизить свои цены из-за усиления конкуренции. Такое увеличение совокупного предложения может быть связано с падением производственных затрат: если производство товаров обходится дешевле, компании могут производить их больше по той же цене. Это может привести к увеличению предложения, а не спроса, и снижению цен.
Последствия дефляции
Хотя снижение цен на товары и услуги может показаться полезным, это может иметь очень негативные последствия для экономики.
Почему дефляция более вредна, чем инфляция
Когда цены растут, а ценность валюты падает, экономика переживает инфляцию. Хотя инфляция означает, что ваш рубль не растягивается так сильно, она также снижает стоимость долга, поэтому заемщики продолжают брать займы, а должники продолжают оплачивать свои счета. Умеренная инфляция является нормальным явлением для экономического цикла: в экономике обычно наблюдается инфляция от 1% до 3% в год, а небольшая инфляция обычно рассматривается как признак здорового экономического роста.
Инфляция – это также то, от чего потребители могут в определенной степени защитить себя. Например, вложение денег может помочь вашим доходам расти быстрее, чем инфляция, помогая вам сохранить и увеличить вашу покупательную способность.
Хотя может показаться, что рост цен хуже, чем их падение, дефляция, как правило, менее благоприятна и связана с экономическими спадами и рецессиями. Дефляционная спираль может превратить тяжелые экономические времена в спад, а затем в депрессию.
Защититься от дефляции также немного сложнее, чем от инфляции. В отличие от инфляции, при дефляции долг становится более дорогим, что заставляет людей и предприятия избегать брать его, поскольку они пытаются выплатить все более дорогостоящие долги, которые они уже имеют.
В периоды дефляции лучшее место для людей, где можно хранить деньги – это, как правило, денежные вложения, которые не приносят большой прибыли или вообще не приносят никакой прибыли. Другие типы инвестиций, такие как вложения в акции, корпоративные облигации и недвижимость, более рискованны в условиях дефляции, поскольку предприятия могут столкнуться с очень трудными временами или полностью обанкротиться.
Контроль дефляции
У правительств есть несколько стратегий обуздания дефляции.
Какую роль сыграла дефляция в истории: примеры
Рассмотрим примеры того, какую роль сыграла дефляция в разных странах.
Великая депрессия
Дефляция ускорила один из самых тяжелых экономических периодов США – Великую депрессию. Хотя это началось как рецессия в 1929 году, быстро снижающийся спрос на товары и услуги привел к значительному падению цен, что привело к краху многих компаний и росту безработицы. В период с лета 1929 года по начало 1933 года индекс оптовых цен упал на 33%, а уровень безработицы превысил 20%.
Дефляция цен из-за Великой депрессии произошла практически во всех промышленно развитых странах мира. В США объем производства не возвращался к прежнему долгосрочному тренду до 1942 года.
Дефляция в Японии
С середины 1990-х годов Япония переживает состояние умеренной дефляции. Фактически, индекс потребительских цен в Японии почти всегда был слегка отрицательным с 1998 года, за исключением короткого периода перед мировым финансовым кризисом 2007–2008 гг. Некоторые эксперты связывают эту проблему с недостатком объема производства в Японии – разницей между фактическим и потенциальным объемом производства в японской экономике. Другие полагают, что проблема заключается в недостаточном смягчении денежно-кредитной политики.
В любом случае Банк Японии в настоящее время проводит политику отрицательных процентных ставок, денежно-кредитную политику, которая слегка наказывает людей за то, что они держат деньги, и прогнозирует, что ИПЦ снизится как минимум до отрицательных 50 базисных пунктов до марта 2021 года.
Великая рецессия
Во время рецессии в США с конца 2007 года по середину 2009 года было много опасений по поводу дефляции. Цены на сырье упали, и должникам стало труднее возвращать ссуды. Фондовый рынок упал, безработица выросла, а цены на жилье стремительно снизились.
Экономисты были обеспокоены тем, что дефляция приведет к глубокому спаду экономической спирали, но этого не произошло. Одно исследование, опубликованное в American Economic Journal, предполагает, что финансовый кризис в начале периода сумел поддержать инфляцию. Поскольку процентные ставки были настолько высокими в начале рецессии, некоторые компании не могли позволить себе снижать цены, что, возможно, помогло экономике избежать широкомасштабной дефляции.
Подведем итог
Дефляция – это общее снижение стоимости товаров и услуг в экономике. В то время как небольшое снижение цен может стимулировать потребительские расходы, широкая дефляция может препятствовать расходам и привести к еще большей дефляции и экономическим спадам.
К счастью, дефляция случается нечасто, и когда она возникает, у правительств и центральных банков есть инструменты, позволяющие минимизировать ее влияние на экономику.
Экономист, финансовый аналитик, трейдер, инвестор. Личные интересы – финансы, трейдинг, криптовалюты и инвестирование.
Что такое дефляция простыми словами: как и почему появляется и чем опасна для экономики
Добрый день, уважаемые читатели!
Дефляция — это длительное снижение среднего уровня цен в экономике, что выражается в увеличении покупательской способности денег. Кажется, что процесс как противоположность инфляции для потребителей несет только позитивные характеристики, однако это далеко не так.
В рамках данной статьи представлена характеристика и особенности данного процесса, рассмотрены его причины и отличия от инфляции.
Что такое дефляция простыми словами
Чем отличается от инфляции
И инфляция, и дефляция относятся к изменениям цен на потребительские товары и услуги.
Феномен инфляции определяется как ситуация, в которой сохраняется рост цен в отечественной экономике, что вызывает падение стоимости денег.
Другими словами, в случае инфляции за ту же сумму денег можно купить меньше товаров и услуг, чем, скажем, месяц назад. С инфляцией покупательная способность явно уменьшается.
С другой стороны, дефляция — явление, противоположное инфляции. Его следует понимать как увеличение стоимости денег в экономике, что также увеличивает их покупательскую способность. За ту же сумму денег, что и в прошлом месяце, потребитель может купить большее количество таких же товаров.
Почему она хуже инфляции
Самый благоприятный процент инфляции для экономики — 1-3%. Именно данное значение обеспечивает плавный и безболезненный отток финансов населения в бизнес.
Высокая инфляция означает, что потребители могут позволить себе всего меньше за одинаковую сумму. Цены на основные товары растут, чтобы удовлетворить потребности, нужно влезть в долги.
С другой стороны, при дефляции цены падают, но это только на первый взгляд благоприятная ситуация для национальной экономики.
Постоянная дефляция, сохраняющаяся в течение нескольких лет, приводит к тому, что центральный банк вынужден поддерживать очень низкие процентные ставки, благодаря чему депозиты становятся убыточными, идут потери банковской системы, у которой нет капитала, необходимого для выдачи кредитов.
Примеры из истории
Очень важным событием для США 30-х гг. XX века стало принятие правительством политики Франклина Рузвельта. В том момент произошли огромные изменения в денежно-кредитной политике.
Расширение денежной базы привело к увеличению денежного ресурса как в номинальном, так и в реальном выражении. Введенные реформы значительно повлияли на развитие производства в экономике.
После того как Рузвельт вступил в должность и сменил президента ФРС, началось снижение процентной ставки. Он также ликвидировал доллар, что привело к его обесценению более чем на 30% по отношению к другим валютам. Все эти изменения, вероятно, повлияли на фактический уровень инфляции.
Проблемы в экономике Японии начали постепенно появляться в начале 1990-х годов. В ноябре 1989 года центробанк ужесточил свою денежно-кредитную политику в связи с ростом цен на недвижимость и финансовые активы.
Повышение учетной ставки с 2,5до 6% в течение 15 месяцев привело к взрыву спекулятивного пузыря и спровоцировало экономический кризис. Темпы роста производства в экономике снижались, в 1992—2002 годах они были даже ниже 1% в год.
Эти годы приняты как период «застоя японской экономики». Темпы роста производства, которые были очень низкими в сочетании с высоким уровнем безработицы, привели в конечном итоге к дефляции в 1995 году.
Признаки
Среди наиболее значимых признаков дефляции отметим:
Чем выше уровень дефляции, тем более очевидными становятся ее признаки, что ставить под угрозу банковский сектор страны.
Основные виды дефляции:
Причины и последствия
Среди причин дефляции можно упомянуть:
Последствиями дефляции могут быть:
Из-за чего дефляция так опасна для экономики
Несмотря на временное увеличение покупательной способности населения, долгосрочная дефляция оказывает негативное влияние на экономику. Падение цен при сохранении прежних высоких издержек производства перестает быть прибыльным.
А потребители, надеясь на еще большее снижение цен, откладывают покупку, что, в свою очередь, ведет к растущему спаду. Дефляция также вызывает рост цен на кредиты, это означает, что развитие компаний, использующих банковскую поддержку, также замедляется и даже останавливается.
Существует ли неопасная дефляция
Неопасной считается дефляция, которая сопровождается ростом покупательской способности одновременно с ростом экономики, повышением активности бизнес-единиц в рыночных условиях, ростом конкурентоспособности предприятий и прочими позитивными факторами в экономике. В такой ситуации заметен рост благосостояния населения.
Ожидать ли дефляцию в РФ: мнение экспертов
Еще несколько лет назад при ответе на этот вопрос эксперты однозначно утверждали нет.
Против возможности проявления дефляции в РФ говорит отсутствие биржевого «пузыря». Стоимость активов компаний в большинстве случаев соответствует их реальной цене, поэтому резких падений ожидать не приходится.
На данный момент полагать в России дефляцию нет оснований.
Способы борьбы
Способы борьбы с дефляцией:
Заключение
Таким образом, дефляция простым языком относится к категории, которая противоположна инфляции, то есть подразумевает повышение реальной стоимости денег и снижение спроса на продукцию. Она несет в себе ряд отрицательных последствий.
Процесс требует применения ряда комплексных мер по устранению на уровне правительства страны, при отсутствии которых возможно разрушение промышленности в государстве.
Всего доброго! Подписывайтесь на новые статьи моего сайта. И делитесь новостями в соцсетях.
Что такое дефляция: причины и последствия, как снижать цены и не проиграть
Дефляция – процесс не менее опасный, чем инфляция, однако он имеет положительные и отрицательные стороны. Предпринимателю важно уметь разбираться в видах дефляции, особенностях ее течения, чтобы понять, когда нужно оптимизировать бизнес путем снижения стоимости товаров.
Что такое дефляция
Дефляция – это процесс, в ходе которого происходит снижение стоимости товаров или услуг. За одну и ту же сумму можно приобрести продукцию большего объема, чем раньше, так как увеличивается покупательская способность денег.
Чем отличается от инфляции
Оба процесса связаны с изменением стоимости товаров, однако инфляция характерна для ситуаций, в которых происходит рост цен, из-за чего деньги обесцениваются. Покупательская способность при инфляции снижается. Дефляция увеличивает стоимость денег и возможность приобретения товаров, которые, становятся доступнее.
Что хуже
Несмотря на то, что падение цен при дефляции кажется благоприятной ситуацией, на деле это оказывается более опасным процессом для экономики. Сохраняющаяся на протяжении длительного времени дефляция замедляет развитие бизнеса из-за постоянного падения цены готовых продуктов. Это приводит к закрытию предприятий, которые становятся нерентабельными.
Признаки дефляции
Характерными признаками наступления дефляции считаются:
Примеры дефляции в истории: «Великая депрессия» в США, возникшая из-за стремительного роста экономики, «Потерянное десятилетие» в Японии, когда в 90-е годы 20 века резко повысился уровень доходов населения. Дефляция влияет на стоимость ценных бумаг, кредитные ставки, индексацию пенсий и пособий, зарплаты и т.д.
Причины
Причины дефляции связаны с несколькими факторами, сочетание которых приводит к снижению стоимости продукции:
Дефляция делится на две разновидности, отличающиеся экономическими последствиями.
Опасная дефляция
Дефляция, характерная для экономического спада, отличается следующими чертами:
В первую очередь дефляция влияет на банковскую деятельность и при отсутствии государственного регулирования распространяется на остальные сферы.
Хорошая дефляция
Хорошей ситуацией считается устойчивое повышение эффективности предприятий, последовательное уменьшение себестоимости и увеличение конкуренции. В этой ситуации для привлечения покупателей в период дефляции происходит снижение цен без сокращения рабочих мест и заработных плат.
Последствия дефляции
Последствия дефляции сводятся к:
Меры борьбы
Борьба с дефляцией требует много времени и состоит из поддерживающих и долгосрочных мер:
Дефляцию нужно решать комплексными мерами на государственном уровне, потому что такая ситуация не проходит самостоятельно.
Как бизнесу снизить цену и не проиграть
Во время дефляции бизнес может позаботиться о своих интересах через снижение цены, что привлечет клиентов. Однако рост спроса нужно тщательно контролировать, следуя определенным алгоритмам.
Анализ
Снижение стоимости позволяет увеличить объемы производства, поэтому необходимо понять, хватит ли для этого ресурсов. Важно учитывать технологические мощности, размеры складов, численность рабочих. Предварительный анализ покажет, насколько можно увеличить производство для обеспечения потребностей новых клиентов.
Временная реклама
Чтобы клиенты узнали о снижении стоимости, нужно провести кратковременную рекламную кампанию для привлечения внимания. Она не потребует столько же средств, как обычная маркетинговая работа, и приведет заинтересованную аудиторию.
Оптом дешевле
При заказе одной единицы товара, клиент оплачивает ее по прейскуранту. При больших объемах условия обговариваются индивидуально, что приводит к взаимовыгодному сотрудничеству. Компания получает большой заказ на оптовую поставку и обеспечивается работой, клиенту полагается скидка, располагающая его к сотрудничеству.
Взаимовыгодный обмен
Важно не забывать подстраховываться, если компания идет навстречу клиенту. Например, при снижении цены просить полную предоплату, написание рекомендаций и т.д. Если сложилась ситуация, в которой уменьшение цены неизбежно, нужно извлечь из этого максимум пользы.
Будьте хитрее
Для этого можно, например, разделить товар на несколько единиц для увеличения доходов. Основу продавать отдельно, а комплектующие создадут дополнительные продажи. Также можно делать скидки при покупке нескольких товаров.
Скидки для постоянных клиентов
Такой вариант увеличит объем продаваемой продукции и усилит лояльность покупателей. Это хороший способ удержания клиентов, которые не пойдут к конкурентам, имея персональную скидку или бонусы, накопленные за время сотрудничества с вашим брендом.
Не позволяйте покупателям привыкать к распродажам
Скидки не должны быть основой взаимодействия с клиентами. В противном случае сниженные цены будут восприниматься как норма, а возвращение к привычным ценникам вызовет недовольство и отказ от покупок.
Убедитесь, что выгоду получают ваши клиенты
Посмотрите, не оседает ли разница между постоянной ценой и скидочной в кошельках посредников. Важно, чтобы акционные предложения доходили напрямую до покупателя, иначе не будет отдачи со стороны клиентов, а соответственно и увеличения прибыли компании.
Помните о прибыли
Снижение цен за счет расширения предложения
Снижение стоимости продукции должно сопровождаться расширением ассортимента для компенсации затрат компании. Продукты на время должны упрощаться для уменьшения издержек. Кроме того, если снижаются цены на стандартные предложения, из них должны исключаться дополнительные услуги. Например, в сфере фитнеса это может выражаться продажей абонемента по доступной цене и предложением дополнительного пакета услуг по более высокой цене: массаж, СПА и пр.
Почему конкурент снижает цены
Для снижения цены со стороны конкурентов может быть несколько причин:
Заключение
Отрицательная дефляция сказывается на всем секторе бизнеса, так как изменяет покупательскую способность и спрос на товары. Предприниматели могут локально вводить меры по защите своего бизнеса, однако окончательное решение проблемы происходит только на масштабном уровне с участием государственного регулирования.
Дефляция
Дефляция – это повышение реальной стоимости денег и снижение общего уровня цен на товары, работы и услуги.
Дефляция является процессом противоположным инфляции. Последствия дефляции сказываются сначала на предприятиях и банках, а уже потом дефляцию ощущает на себе население страны.
Причины возникновения дефляции
К причинам возникновения дефляционных процессов в экономике можно отнести следующие обстоятельства:
1. Рост спроса на денежные средства, как в наличной форме, так и в безналичной.
Такая ситуация возникает, когда население стремится увеличить свои сбережения. В этом случае граждане страны инвестируют свои сбережения в банковские вклады и депозиты или предпочитают хранить деньги дома. И в том, и в другом случае происходит «вымывание» денежной массы из экономики, за счет чего возрастает ценность денег и снижается спрос на товары, работы, услуги (покупки откладываются на будущее). В результате цены на товары, работы и услуги падают из-за того, что производители снижают цены на свои товары, работы и услуги, чтобы повысить покупательскую активность и спрос.
2. Сокращение кредитования. Снижение объема денежных средств, которые выдаются банками в виде кредитов, также сокращает денежную массу в обороте.
3. Рост производства, который не обеспечен спросом.
Например, при кризисе перепроизводства товаров, работ и услуг выпускается все больше, но население страны их не покупает, так как придерживается стратегии сбережения. В результате этого денежная масса не растет. Если при этом происходит сокращение объемов банковского кредитования, то ситуация усугубляется еще больше. Цены начинают падать, инфляция сменяется на дефляцию.
4. Излишнее государственное регулирование денежной массы в экономике.
Чрезмерное регулирование денежной массы, слишком резкое снижение или повышение ключевой ставки могут стать причиной начала дефляционных процессов.
Отметим, что приведенные причины дефляции могут встречаться вместе, а могут проявляться по отдельности, в зависимости от экономической ситуации в конкретной стране.
Негативные последствия дефляции
К отрицательным последствиям дефляционных процессов можно отнести такие проблемы:
1. Эффект «Дефляционная спираль» в сфере товарного обращения. При снижении цен на товары, работы и услуги в условиях сберегательной модели поведения населения в отношении своих накоплений роста спроса не происходит. При этом происходит значительное сокращение прибыли предприятий, что, в свою очередь, приводит к сворачиванию программ развития производства и к сокращению персонала компании, а также к снижению доходов оставшихся работников предприятия.
Как следствие, происходит дальнейшее сокращение спроса, дефляция продолжает расти. И так происходит по спирали, с каждым новым витком которой ситуация всё усугубляется.
2. Эффект «Дефляционная спираль» в сфере денежного обращения.
При дефляционных процессах происходит массовое прекращение работы банков и растет недоверие населения к оставшимся кредитным учреждениям. В этом случае население страны предпочитает хранить свои сбережения дома, дефляционный процесс нарастает, лишая экономику страны денежных средств, необходимых для ее роста.
2.Снижение объемов кредитования. При дефляции, которая сопровождается снижением доходов населения страны и предприятий, происходит резкое снижение объемов кредитования.
3. Прекращение развития производства. При значительном уменьшении прибыли предприятий в результате понижения цен и уменьшения спроса на товары, работы и услуги возникают убытки. В такой ситуации приходится замораживать (сворачивать) программы развития компании, уменьшать размер заработной платы сотрудникам предприятия, сокращать персонал организации, что приводит к росту безработицы и в ряде случаев к закрытию предприятий.
Какая дефляция не опасна для экономики
Если повышение покупательной способности вызвано общим ростом экономики, повышением эффективности бизнес-процессов на предприятиях и их конкурентоспособности, это является позитивным фактором.
Благосостояние населения растет, люди покупают больше товаров за те же деньги.
Существующие способы уменьшения негативных последствий от дефляции
К способам, которые могут уменьшить негативные последствия от дефляции, можно отнести следующие меры:
1. Стимулирование кредитования.
Если государство и кредитные учреждения (банки) принимают меры по:
снижению процентной ставки по кредиту для конечных потребителей банковского продукта (населения страны и предприятий);
по снижению требований к заемщикам; и
улучшению условий получения займов и кредитов;
то экономика страны получает необходимые для роста «живые» денежные средства, и происходит увеличение спроса на определенные группы товаров, работы и услуги.
2. Снижение налоговой нагрузки.
Сокращение налогового бремени обычно оживляет инвестиционную деятельность предприятия и дает ему определенный запас прочности даже в кризис перепроизводства.
3. Налоговые преференции для крупных инвесторов.
Если государство готово предоставлять льготы для крупных компаний в обмен на участие в инфраструктурных и крупных инвестиционных проектах, то процесс преодоления последствий дефляции пойдет еще быстрее.
4. Стимулирование развития инфраструктуры.
Обычно этим занимается государство. Если в экономике застой, запускаются крупные инфраструктурные проекты по строительству дорог, мостов, газопроводов и так далее. Для возведения этих объектов нужно большое количество строительных материалов, соответственно, оживает сфера их производства.
Растущие доходы работников на задействованных предприятиях увеличивают спрос на товары, активизируются и другие сегменты рынка.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.