дека магнитофон что это

История советских кассетников: стационарные деки «Вильма» — творческий плагиат, инновации и дьявол в мелочах

Итак, очередной пост о яркой и неоднозначной истории советских кассетных магнитофонов. На сей раз рассмотрим стационарные модели от литовского завода “Вильма”. Отмечу сразу, что коснемся далеко не всех, но наиболее показательных и интересных экземпляров, которые ознаменовали переход от одного поколения к другому, оставили значимый след, являются коллекционной редкостью или представляют оригинальную техническую идею.

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

Известно, что как и на западе, в СССР портативные модели опередили стационарные, что не удивительно. На заре своего появления компакт-кассеты, как следует из названия, разрабатывались, позиционировались и воспринимались в качестве носителя для портативных устройств. Неожиданно для создателей формата его плюсы оценили не только репортеры и представители спецслужб, но и меломаны. Под катом о том, какими были советские стационарные магнитофоны.

Пионер — глубокая модернизация и плагиат

Пальма первенства по разработке первых стационарных кассетных магнитофонов в СССР принадлежит литовскому приборостроительному заводу “Вильма”. Как и в прочих случаях с советскими новинками им предшествовало появление аналогов в капиталистических странах. Так в 1970-м транснациональная корпорация голландского происхождения Philips — разработчик и пионер компакт-кассетного магнитофоностроения выпускает Philips N 2400 — стационарную кассетную деку со встроенным усилителем и колонками.

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

По прошествии двух лет, упростив и слегка изменив конструкцию (убрали “лишние” детали лентопротяга, выбросили счетчик ленты, отзеркалили расположение функциональных элементов), появляется и советский стационарный первенец под названием “Вильма-Стерео”. В дальнейшем магнитофон получит другое наименование, а именно «Вильма-302-стерео». Переработке также подвергся усилитель, мощность которого упала в полтора раза (RMS Филипса составлял 10 Вт, номинальная мощность советского изделия 2 Вт — т.е. RMS ок.7 Вт).

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

Philips N 2400 образца 1971-го года, открытой АС в комплекте

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это
«Вильма-302-стерео» образца 1972-го года, открытой АС в комплекте

Главной инновацией продукта является даже не стационарный форм-фактор и усиление, основной провыв в другом — это первый серийный стереофонический кассетный магнитофон. Для 1972-го года в СССР — сегодня это равносильно выпуску аналога iPhone X в России.

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

Несмотря на стереофоничность, стационарность, наличие АС и прочие особенности, магнитофон заимствует ряд особенностей у дизайна портативных моделей, впрочем как и его зеркальный прототип из Голландии. Совершенно естественно, что устройство сделано на рассыпухе, для уменьшения габаритов использованы распространенные в то время германиевые транзисторы. Лентопротяг бесхитростный однодвигательный, надежный, но основательно жующий плёнку, уже после первых 10 месяцев работы.

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

Отдельного внимания заслуживает АС, которой оснащался стационарный первенец Это вполне себе годные для того времени двухполосные полочники с открытым акустическим оформлением, оснащенные двумя динамическими громкоговорителями: 4ГД-8Е и 1ГД-28. Они также были заимствованы у оригинального Philips и также несколько видоизменены.

Стереофонический пионер обладал следующими техническими характеристиками:

Один из вариантов магнитофона выпускался в урезанном моно-варианте и назывался «Вильма-303». Выпуск этого устройства начался в 1973-м году. Обрезанная версия появилась в связи с необходимостью в недорогом стационарном магнитофоне, решили пожертвовать стереофонией. Был использован приём удешевления, который сегодня часто применяют при разработке смартфонов. Выпускают устройство в корпусе, внешне неотличимым от флагмана, но с катастрофически урезанным функционалом.

Несмотря на относительный успех первого стационарного магнитофона, потребительские запросы продолжали расти. Это стало причиной управленческих решений, благодаря которым в СССР началось массовое производство стандартных магнитофонов.

«Вильма 001» — магнитофон не для всех

Время шло, и к началу восьмидесятых в очередной раз возникла потребительская необходимость в современной кассетной деке высшего класса сложности. Традиционно первыми в разработке такого рода устройства стал завод «Вильма» в Вильнюсе. В 1982-м году появились первые серийные образцы флагманской деки. По ряду сведений, устройства не попали в крупную серию, но оставили неизгладимое впечатление у всех, кто имел с ними дело.

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

Считается, что конструкция и схемотехника этой разработки была оригинальной. Несмотря на это распространённое суждение, хочу отметить, что компоновочная схема, лентопротяг, а также реализация управления на интегральной микросхеме в 1982-м не были принципиально новыми решениями. Дизайн устройства также не представляет из себя чего-то инновационного для 1982-го года, кассетные деки того времени от именитых компаний AKAI, SONY, Matsushita Electric были очень похожи на советский флагман.

Интересно, что был использован лентопротяжный механизм производства и сборки Grundig, который оснащался двигателями компании SONY с кварцевой стабилизацией частоты, а также закрытым трактом. Характерной чертой механизма также стали два ведущих тонвала и целых 3 двигателя. Тракт магнитофона оснащался сразу тремя магнитными головками, что также не было характерно для прочих советских магнитофонов.

Юзабельность девайса серьезно улучшили квазисенсорные кнопки. Лентопротяг в свою очередь получил цифровое программное управление. Также функциональным новшеством в советском кассетном магнитофоностроении стала автоматизация калибровки тока записи и подмагничивания, которые отображались на специальном люминесцентном индикаторе.

Также принципиально новым и почти незнакомым советским пользователям стало оснащение устройства беспроводным пультом дистанционного управления. Для подключения других устройств в деке предусмотрели две дополнительные сетевые розетки, которые в свою очередь оснащались встроенным таймером.

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

Помимо минимально необходимых воспроизведения, записи, паузы и перемотки в «Вильму 001» были включены функции, которые даже на Западе станут обыденностью лишь спустя десятилетие, а именно: обзор треков, поиск по паузам. Для отображения уровня сигнала, программ и текущего времени были использованы газоразрядные индикаторы.

По некоторым данным, в 1982-м году чудо-магнитофон продавался в московском магазине «Орбита» на Смоленской площади и стоил 1900 руб, при средней месячной зарплате по СССР около 150 рублей. Один из пользователей vegalab оценил стоимость магнитофона в 2 мотоцикла “Ява” с объемом двигателя 360 кубических см.

Ввиду редкости модели достоверных данных о спецификации нам обнаружить не удалось. Учитывая класс сложности, могу предположить, что советские инженеры добивались максимально возможных на тот момент характеристик. Возможно, это первый советский магнитофон, сделанный не на рассыпухе, а на базе нескольких чипов, что, пожалуй, добавляет культовости его статусу. Сегодня эта модель востребована у коллекционеров, как сравнительно редкая.

Говорим Вильнюс, подразумеваем Львов

1982-й год порадовал советских меломанов ещё одной стационарной декой, которая относилась к высшему классу сложности, а именно «Вильма-010-стерео». Это также опытно-экспериментальное устройство, которое также первоначально выпускалось Вильнюсским приборостроительным. Но в отличие от “001” она выпускалась более крупной серией, а потому сведений о ней значительно больше.

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

Предшественником 010-й деки и её почти полным конструктивным аналогом был магнитофон первого класса сложности «Вильма-102-стерео», выпуск которого был начат за год, в 1981-м. Эта дека была одним из первых советских магнитофонов, где применили двухдвигательный лентопротяг с закрытым трактом и квазисенсорным управлением. Оные стали визитной карточкой премиальных моделей советских кассетных дек.

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

В этой модели основательно отказались от рассыпухи и построили электронику на базе специально разработанных кремниевых интегральных микросхем. Комбинированная магнитная головка записи-воспроизведения, предположительно, была японского производства. Как и ультрапремиальная модель 001, «Вильма-102-стерео» оснащалась индикаторами среднего и квазипикового уровня сигнала, которые работают как при записи, так и воспроизведении.

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

Известно, что в этой и аналогичных моделях изначально использовался немецкий (ФРГ) лентопротяг от компании Ernst Plank. Позже, по слухам, была разработана советская копия, что, опять же по слухам, окончательно добило легендарную фирму Ernst Plank, которая бесславно прекратила свое существование в 1985-м году. Существенным достижением можно считать собственную систему устранения помех при переключении режимов и применение компандерного шумодава »Dolby-B’”. Среди редких в советской технике функций также значились автостоп, устройство выборки ленты и счетчик расхода.

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

В «Вильма-010-стерео» конструктивно ничего не меняли, но существенной модернизации подверглась электронная часть устройства. Так, после установки более совершенной элементной базы, характеристики устройства существенно улучшились.
В частности, был расширен частотный диапазон рабочих частот — 1,5. 18000 Гц (в версии 102 верхняя граница не превышала 14000), коэффициент детонации составил 0,15% против 0,17% у 102-й модели. Также были отличия в конструкции прижимного ролика заднего вала.

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

Несмотря на все эти почти уникальные для советской техники и редкие для западной особенности, в бочке меда оказалось густая и большая ложка дегтя. Каи большинство магнитофонов Вильнюсского завода, 010-я и 102-я модели страдали качеством сборки и отдельных комплектующих. В связи с этим у пользователей, заплативших несколько среднестатистических месячных окладов за звуковоспроизводящие устройства, возникал гнев и недоумение, когда недавно купленную вещь приходилось долго и муторно ремонтировать.

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

Народные флагманы требовали замену пассиков уже через год работы, в лентопротяге разваливались и деформировались ролики, которые производились из недостаточного стойкого к механической нагрузке полимера. Через непродолжительное время флагман начинал пережевывать плёнку и далеко не всегда от этого спасала стандартная процедура очистки.

Через два года после Вильнюса производство перспективной модели освоили на львовском ПО им. 50-летия Октября. Что интересно, инженеры украинского предприятия быстро выявили проблемы литовской разработки и устранили ряд существенных недостатков.

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

Так, по отзывам меломанов советской эпохи, у львовских дек, названных «Феникс-010-стерео» (так как планировалось использовать последнюю в стереокомплексах “Феникс”), в отличие от литовских аналогов были очень надежные пассики. Ролики, выполненные из резины, также практически не подвергались износу и деформации. Да и в целом все литовские детские болезни с успехом решили во Львове.

Несмотря на наполеоновские планы, ни “Вильмы”, ни”Фениксы” не пошли в большую серию, были малочисленны, а в связи с высокой стоимостью ещё более не доступны. Со временем от них отказались, к 1986-му году и украинское и литовское производства были свернуты. Модель послужила основой для множества аналогов от «Вильмы» и других советских предприятий.

Отзывы тех, кто использовал “Вильмы” в те годы, оставляют желать лучшего. Несмотря на это, анализ моделей, которые создавались этим заводом в 70-е — 80-е годы, говорит о том, что инженеры предприятия хорошо разбирались в актуальных технических тенденциях и шли, что называется “в правильную сторону”. Литовские конструкторы стремились создавать оригинальные модели, внедрять смелые и передовые идеи и даже при копировании вносили авторские изменения.

Проблемой “Вильмы” стали не ошибки в проектировании и не плохая комплектация. Убийственно влияли на качество мелочи, такие как материал роликов, свойства пассиков, а также проблемы с контролем качества сборки. При этом надо отдать должное разработчикам “Вильмы”, а также Львовским инженерам, доводившим до ума некоторые их разработки. «Вильма — Феникс-010-стерео», если не превзошел зарубежные аналоги, то смог дотянуться до их уровня, при общем отставании СССР в такого рода разработках.

Использован фото контент:
retrotexnika.ru
www.rw6ase.narod.r
www.radiomuseum.org
А также фото техники из коллекции Валерия Еремина

Джинса
Мы торгуем электроникой. В нашем каталоге представлен широкий ассортимент аудио и видео аппаратуры, аксессуаров, коммутации.

Источник

КАССЕТНЫЕ ДЕКИ – КАКУЮ КУПИТЬ, ЗАЧЕМ И КАК ВЫБРАТЬ?

дека магнитофон что это. Смотреть фото дека магнитофон что это. Смотреть картинку дека магнитофон что это. Картинка про дека магнитофон что это. Фото дека магнитофон что это

В погоне за пленительным, завораживающим звуком домашней системы нет смысла тратить время и деньги перебирая «волшебные кабели», если ваша система ограничена воспроизведением компакт-дисков. С этого формата вы не получите волшебного звука никогда в силу его технологической ограниченности.

— А вот я был в гостях у Пети/Васи/Валеры, у него была система за миллион/триллион/квадриллион долларов и она играла CD офигительно! – возразите вы.

Лучшим аналоговым источником был и остается катушечный магнитофон, воспроизводящий копию с мастер-ленты – той записи, с которой в свое время писалась виниловая пластинка. Сегодня можно достать в этом формате почти любой альбом, и хотя это дорого, результат того стоит. Высокая цена и возня с установкой ленты – главные недостатки катушечного формата, обойти которые, правда, с потерей в качестве звука, можно, используя кассетную деку. И здесь, как не раз говорилось, на страницах этого сайта, вне конкуренции находится единственный бренд, который имеет смысл приобрести – Nakamichi.

Я пользовался декой Nakamichi LX5 три года, и звучание кассет, записанных с мастер-катушек, нравилось мне настолько, что «искать от добра добра» я не видел смысла. Конструкция Nakamichi LX5 намеренно избавлена от «наворотов», усложняющих устройство в ущерб музыкальности, и все подчинено одной цели – звуку. Кроме того, это весьма надежный аппарат, и за три года эксплуатации понадобились всего две профилактики. Казалось бы, слушать и получать удовольствие, но волей случая у меня в гостях оказался Nakamichi 700-II, и звук LX5 померк, как в свое время померкло звучание компакт-дисков на фоне винила.

Конечно, запись на ленте с копии мастер-ленты 38/2 звучит еще лучше, но это совершенно другой порядок цен. Оставим за скобками стоимость катушечной деки, поддерживающей 38/2, которая может варьироваться от 1500 до 8000 тысяч долларов. Рассмотрим только сами записи. Катушка с лентой, на которую поместится один альбом, стоит около 120 долларов. Запись одного альбома – от 50 до 350 долларов, в зависимости от того, где и какую копию вы будете писать (без стоимости ленты и пересылки).

Хорошая кассета стоит 1000 рублей. На нее можно записать два альбома и стоимость записи с катушки не превысит 1000 рублей за альбом.

Разница более чем в пять раз, при том, что по качеству звучания, катушечник превосходит Nakamichi 1000/700 отнюдь не впятеро. Сравнивая впоследствии звучание кассеты, записанной с катушечного Штудера, с оригиналом, я сказал бы, что Nakamichi 1000 Tri Tracer уступает исходной катушке процентов на 10, а Nakamichi 700-II на 15%. Достойная альтернатива для тех, кто не готов к сверхтратам ради того, чтобы иметь абсолютный топ.

Еще несколько слов о моделях более поздней серии – Nakamichi 1000 ZXL и Nakamichi 700 ZXL/ZXE. «Тысячник» ZXL – кассетная дека вне конкуренции. Nakamichi 1000 Tri Tracer хорошо пишет только на хромовые кассеты, и не на каждую модель. В зависимости от настройки токов подмагничивания, которые выставляются один раз и не калибруются, дека может идеально писать на какой-то один тип хромовой ленты, и допускать те или иные незначительные потери/искажения на лентах других типов. Лента I типа дает существенные потери по сравнению с исходником, а на ленты IV типа дека не может писать совсем. Существуют специальные «полуметаллические» кассеты metal particle с позицией II High – Denon HD8, That’s CD MH, Triad EM-X, Triad CD-II. Использование таких кассет в деках Nakamichi 1000 Tri Tracer и Nakamichi 700 дает самый лучший результат, но есть одна тонкость – запись, сделанную на такой ленте, стереть на «Три Трейсере» уже не получится – придется или использовать кассеты один раз или стирать их на другом кассетнике.

Воспроизводят 1000 Tri Tracer и 1000 ZXL примерно одинаково (при условии, что мы берем одну и ту же кассету, идеально записанную, скажем, на 1000 ZXL или 700 ZXL). Деки Nakamichi 700 Tri Tracer и Nakamichi 700 ZXL звучат чуть менее масштабно, а звучание Nakamichi 700 ZXE показалось мне несколько «размазанным». Утверждать этого не буду – возможно, мне довелось тестировать не вполне отлаженный аппарат, но в свое время менять LX5 на 700 ZXE мне не захотелось, а вот, послушав Nakamichi 700-II, я немедленно отправился искать себе 1000 Tri Tracer. Почему именно его, а не 1000 ZXL? Разница в цене отличается вдвое, а кассеты я все равно пишу с катушек не у себя, и дека мне нужна большей частью для воспроизведения, а не для записи. Впрочем, при записи винила на кассеты типа metal particle 1000 Tri Tracer тоже дает превосходный результат. Получить примерное представление о качестве записи этого аппарата можно, скачав, тестовый трек:

Теперь подробно о том, как приобрести деку.

Существуют несколько вариантов. Один из них – купить через интернет на eBay или в одном из европейских магазинов, торгующих винтажом, например здесь. Риск – вы совершаете покупку вслепую, и вынуждены всецело доверять продавцу. При покупке недорогого аппарата это может быть допустимо, но выкладывать 1500-3000 долларов вслепую, я бы не рисковал. Лучше иметь возможность проверить все самому, а это значит, что нужно или ориентироваться на Avito в России или лететь в Европу.

Единичные дефекты на верхней крышке или на деревянном кабинете простительны. Главное, чтобы в полном порядке была «морда». Нерасшатанные кнопки, четко фиксирующиеся переключатели, работающие лампочки и светодиоды – само собой.

Отправляясь смотреть деку обязательно возьмите с собой:

Поставьте кассету и проверьте в полной тишине воспроизведение, стоп, паузу, перемотку вперед и назад. Механизмы должны работать четко, без посторонних звуков. Небольшие призвуки и слабая перемотка допустимы, если вы покупаете аппарат, который не проходил обслуживание и долго лежал без дела. У деки просто деградировали пассики. Это не страшно, так как ЛПМ придется перебирать в любом случае, но лучше брать аппарат полностью исправный или сбивать цену минимум вдвое.

Теперь самое главное – СОСТОЯНИЕ ГОЛОВОК. Подключите наушники, подсоедините к входам деки CD-плеер, установите хромовую кассету и включите запись. (О том, что селектор ленты должен быть в положении SX, думаю, говорить не нужно.) Переключая селектор сквозного канала (у двухголовых дек нет этой функции, но зачем их вообще покупать?) внимательно слушайте, есть ли разница между записью и источником, особенно в спектре ВЧ. У дек Nakamichi при записи с компакт диска такой разницы быть не должно абсолютно! Больше того, запись должна звучать чуть сочнее оригинала. Если запись хотя бы немного глуше, то это может указывать на износ головок, но вероятны и другие причины. Давайте сразу их отметем.

Снимите декоративную накладку кассетоприемника, аккуратно потянув ее вверх в открытом состоянии лотка. Закройте кассетоприемник без накладки, включите деку на воспроизведение и поставьте паузу. Протрите смоченным спиртовым тампоном головки записи, воспроизведения, стирания и оба ведущих тонвала. Теперь уберите паузу и протрите оба прижимных ролика, прижимая ватный тампон к той стороне, которая более доступна. Подробная инструкция находится здесь. Для Nakamichi 1000 Tri Tracer c верхним расположением головок это задача не из простых. Если в комплекте нет специальной зеркальной кассеты, которая в 80% случаев теряется, придется сесть на пол и извернуться.

Кроме вероятного загрязнения головок причина глуховатой по сравнению с исходником записи может быть более каверзной, но не критичной. Это рассогласование азимутов головки воспроизведения и головки записи. Эти головы регулируются у Nakamichi разными винтами, и оба азимута должны быть выставлены одинаково. У Nakamichi 1000/700 первой серии это делается очень просто – азимут головки записи регулируется винтом на передней панели под крышкой по тестовым лампочкам. Нужно поставить кассету на запись и включить тумблер генератора сигнала. Вы увидите, как одна из сигнальных лампочек загорится. Если горит левая лампочка (у Nakamichi 1000) или верхняя (у Nakamichi 700), то нужно медленно вращать винт по часовой стрелке до тех пор, пока обе лампочки не замигают. Если горит правая или нижняя лампочка, то вращать винт нужно против часовой стрелки. После того, как мигание обеих лампочек достигнуто, нужно выключить генератор сигнала и попробовать сделать запись еще раз. После протирки головок и синхронизации азимутов запись и исходник через сквозной канал ОБЯЗАНЫ звучать идентично. Если это не так – лучше поискать деку в другом месте.

У дек LX5 и многих других моделей с похожим устройством ЛПМ азимуты записи и воспроизведения регулируются сложнее. Если вы сможете это сделать, то, скорее всего, знаете о деках столько, что эта инструкция вам не нужна. А если вы – новичок, то предлагать вам выполнить эту манипуляцию рискованно. Вы можете перекрутить винт, серьезно расстроить ЛПМ и нарваться на требование «ты все мне тут поломал, давай покупай». Если запись звучит глуше исходника, вы можете с видом знатока сказать: «Не пойму, или головы запилены, или азимуты рассогласованы… Можете настроить?» Строго говоря, если продавец не тупой барыга, то дека к приходу покупателя должна быть настроена. Но бывают ведь случаи, что у тупых барыг оказываются достойные, но расстроенные аппараты – что делать? Редактируя эту статью, специалист по настройке дек КАТЕГОРИЧЕСКИ не советовал новичкам пытаться настроить азимут записи. Эти манипуляции должен выполнять опытный человек, хорошо знакомый с кассетной техникой. Только на случай, если риск окончательно расстроить ЛПМ кажется вам меньше, чем риск упустить хорошую, но расстроенную, деку, здесь в отдельном окне дается инструкция по регулировке азимута головки записи для дек с ЛПМ типа Nakamichi LX5.

Если вы убедились, что запись звучит идентично исходнику через сквозной канал, а еще лучше – чуть сочнее и звонче него, переходите к следующему этапу проверки.

Перемотайте записанную хромовую кассету в начало записи, включите запись и слушайте в наушниках в положении TAPE.Кроме тихого шипения кассеты вы не должны слышать ни-че-го – никаких остатков старой записи. Nakamichi 1000 и 700 Tri Tracer могут не до конца стирать некоторые типы хромовых лент. Например, на Maxell XIIL-S допустимы едва слышимые остатки старой записи. TDK SA абсолютно все деки должны стирать начисто! Это важный индикатор состояния головок, и именно поэтому нужно брать с собой такую кассету! Если дека стирает старую запись не до конца, с ней лучше не связываться. Причина может быть не в головках, а в недостаточном прижиме ленты, но определить это сможет только специалист. Не стоит покупать такой аппарат самостоятельно, даже если вас очень привлекает косметическое состояние и цена! Договоритесь с продавцом, что возьмете деку только после диагностики у специалиста и его вердикта.

Для дек других моделей имеет смысл повторить тест с кассетами типа металл. Запись также должна быть идентичной исходнику, но чуть более резкой, с завышением ВЧ. Это нормально. Кассеты типа металл не очень хорошо подходят для записи компакт дисков, хотя на них часто пишут IDEAL FOR CD. Берегите их для записи с винила и катушек.

Аналогично тесту с хромовой кассетой попробуйте стереть старую запись с металла. Она должна удаляться полностью без остатка. Хотя, если кассеты хром стираются хорошо, а на металле остается едва слышимая старая запись – это может быть не критично, и дело скорее в недостатке прижима, а не в износе головки. Теоретически, такую деку можно брать, но без предварительной профилактики у специалиста я бы не рисковал.

Для тестирования дек с автоматическими калибраторами типа Nakamichi 1000 ZXL и Nakamichi 700 ZXL/ZXE имеет смысл взять несколько разных моделей кассет I, II и IV типа и погонять калибровку для разных лент. Запись должна быть абсолютно идентичной исходнику на всех типах ленты.

Последний тест – состояние регуляторов. Включите кассету на запись, не включая CD, и слушая чистый кассетный фон в наушниках в режиме TAPE, подвигайте регуляторы уровня записи. Включите записанную кассету и подвигайте регулятор уровня выхода. Тресков и шороха при этом тесте быть не должно. Допустимы отдельные единичные шорохи, но лучше бы их не было.

Если все проверки показали удовлетворительный результат и вы решаетесь на покупку, попробуйте сбить цену сразу на 20-25% и посмотрите на реакцию продавца. Если он согласится, это может сигнализировать о том, что дека на самом деле не очень хороша, и продавец не чает от нее избавится. Если получите резкую отповедь – хорошо. Продавец знает цену товару, и дека, вероятнее всего, приличная. Покупайте, но учитывайте, что вы В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ берете кота в мешке и сломаться может в что угодно. Хорошая новость в том, что любая поломка, кроме изношенной головки или убитого электронного блока у 1000/700 ZXL так или иначе ремонтируется.

Не ждите сразу услышать от своего Nakamichi волшебный звук. Кассетная дека – сложное прецизионное устройство, и даже если вам посчастливилось купить аппарат в идеальном состоянии, будьте готовы потратиться на профилактику после покупки. За исключением случаев, когда вы берете деку у надежного специалиста, который профессионально занимается обслуживанием, и предлагает вам восстановленный аппарат, стоимость наладочных работ может составлять от 20% до 60% стоимости купленной деки. Полное профилактическое обслуживание включает в себя:

Полную замену всех пассиков

Чистку контактов и регуляторов

Замену прижимных роликов

Полную разборку, чистку и переборку ЛПМ

Тонкую настройку ЛПМ по ЛИМ лентам, шаблонам и приборам

Надеюсь, изложенные советы помогут вам стать владельцем хорошего Nakamichi и оставляю два полезных контакта, которыми сам пользуюсь уже несколько лет:

box234@yandex.ru Артем – ремонт и наладка любых кассетных дек любой сложности.

apo7@mail.ru Андрей – записи на кассеты с катушечных мастер лент.

И напоследок, как говорится, лучше один раз услышать, чем десять раз прочитать.

Оба трека оцифрованы с кассетной записи и воспроизводится Nakamichi 1000 Tri Tracer.

На странице ТЕСТОВЫХ ОЦИФРОВОК можно послушать эти же треки в формате DSDIFF 5.6 mHz и получить более масштабное впечатление.

Возможно, вам также будут полезны статьи:

Послушать, как звучит отлаженная дека Nakamichi 1000 Tri Tracer, можно в видеоролике о моей системе, который выложен на странице ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *