дельфин весна про что песня
Вместе с Дельфином вспомнили клип «Весна». Там великие кадры Олимпиады-80: слезы на трибунах, прощание с мишкой, факелоносец в трусах
5 минут ностальгии.
40 лет назад, 19 июля 1980-го открылась Олимпиада в Москве.
В рамках ностальгического сериала Sports.ru – яркая и редкая для российской культуры отсылка к Играм-1980: клип Дельфина на пронзительный трек «Весна».
5-минутный ролик, полностью состоящий из кадров открытия и закрытия Олимпиады, вышел в 2004-м, опубликован на официальном канале Дельфина в 2008-м – сейчас у него 5,7 млн просмотров. Не так много по современным меркам, но если вы хоть немного следили за русской музыкой середины нулевых, то точно узнаете «Весну».
Мы связались с Дельфином (Андреем Лысиковым) – не только исполнителем, но и автором идеи и режиссером клипа; ребенком он даже сходил на соревнования на Играх-1980.
– Вы рассказывали, что клип и трек подошли друг другу эмоционально. Под какую идею искали/планировали видео?
– Идеи к клипу как таковой не было. Может, есть авторы, которые больше работают от идеи – я в основном работаю от ощущений. Мне показалось, что кадры с олимпийским огнем, с мишкой и сама песня – звенья одной цепи. Сложился паззл – и это сработало.
– Кадры с открытия и закрытия попались в ходе поиска?
– Совершенно случайно – то ли я увидел на ТВ советскую кинохронику, то ли еще как-то обнаружил, но точно не искал специально.
Мы вообще предполагали снять постановочное видео, вкладывали деньги. А потом мне попался на глаза советский фильм, который я смотрел когда-то в юности. Это документальный срез про Олимпиаду, про то, что происходило в Москве: не только открытие и закрытие Олимпиады, но и кадры из города, приезд спортсменов. Но апогей – конечно, церемония прощания.
И я понял: вот оно, надо только чуть-чуть доработать специально для песни. К счастью, конкуренции идей не было. Если есть конкуренция, то есть и сомнения, а это придает неуверенности в себе. Хорошо, что мы не нашли ничего другого, так или иначе подходящего к этой песне.
– Вы указаны режиссером клипа – монтировали самостоятельно?
– Скорее, принимал активное участие при помощи обученных людей. Это не первый мой опыт, я вообще увлекаюсь домашними видеозарисовками и монтажом.
– В комментариях к ролику на ютубе популярна версия, что клип символизирует вашу тоску по СССР. Хотя бы отчасти это так?
– Что угодно, но только не это. Для меня паззл видео и песни – в трогательности, в эмоциональности происходящего. Мой любимый эпизод: когда женщина роняет слезу, прощаясь с мишкой – как в песне, так и в клипе сильно ощущение потери, чего-то абсолютно невозвратимого.
Если честно, я не смотрел «Весну» сто лет, но когда вспоминаю про нее, то первое что возникает перед глазами – почему-то человек в трусах, бегущий с факелом.
– Ребенок, уснувший на плече у матери на трибуне, – это какой-то важный символ? На нем сделан фокус почти на полминуты.
– Просто красивый кадр, здесь нет никакого подтекста. На мой взгляд, в этом и интересность происходящего в художественных произведениях: когда все хорошо складывается, произведения начинают играть. И, казалось бы, простые вещи сразу обретают смыслы – хотя изначально их, может, и не было. Люди, интерпретируя произведения, сами оживляют эти смыслы.
Вы обратили внимание на ребенка, что-то можно прочитать в рецензиях на клип – все это интерпретации и догадки. Я недавно смотрел фильм про художников на канале «Культура» – критики рассказывали, объясняли, почему у Моне картина написана именно таким образом. Они нашли тысячу смыслов, почему все так и сяк. Хотя, думаю, когда Моне писал картину – вообще об этом не задумывался. И так везде – в музыке, литературе, живописи.
– Более-менее любой клип из 2004-го сейчас выглядит устаревшим – снят не современно, по-другому. Кадрам «Весны» вообще 40 лет, но почему-то нет ощущения старины.
– Это магия хорошего документального кино: заслуга не моя, а человека, который снимал. Он оказался в нужное время в нужном месте, сделал достойные кадры, в которых точно запечатлено время. Эти кадры не могут стать лучше, хуже или устареть – в каком-то смысле они вечные.
– Как вы получили права на использование этого видео?
– В то время у меня был контракт с Universal – они сделали запрос в Госфильмфонд, и мы просто выкупили все нужные для клипа кадры.
– На момент Олимпиады вам было почти 9 лет – помните что-то из Москвы-80?
– Мы с мамой остались в Москве и даже сходили на соревнования – кажется, на спортивную гимнастику, и меня это так поразило…
Уличная обыденность была настолько серой, абсолютно никчемной по сравнению с этим спортивным праздником. Внутри очень много света, яркие цвета спортивного покрытия, которые я раньше не встречал, сами гимнасты… Я вышел из спорткомплекса с ощущением большого праздника – и снова оказался в советской действительности.
Странные ощущения: я ребенок, толком не осознаю, что вообще происходит, но мне не по себе от контраста. Я просто не представлял, что может быть вот так – как только что увидел на соревнованиях.
– Было понимание, что страна принимает нечто грандиозное – не просто соревнования?
– Я этого не осознавал, даже не пытался. Конечно, я знал, что такое Олимпиада, что приедут спортсмены из разных стран, но не проникся этой историей. Запомнилась именно красочность на соревнованиях – это одно из сильнейших впечатлений моего детства.
«Там, куда я ухожу – весна». Тайна песен Дельфина
«Там, куда я ухожу – весна». Эта строчка написана на надгробии музыканта Александра Петрунина. Он написал Дельфину лучшие песни, в том числе “Весну”, которую знает вся страна. Только вот страна не знает, кто такой Александр Петрунин. Его псевдоним Mewark никому ни о чем не говорит. Эта история человека, который умер в нищете 4 года назад. Это самая трагическая судьба в новейшей российской музыке.
Телеграм канал Русский Шаффл опубликовал историю человека, музыку которого знает вся страна.
Посмотрите очередное выступление Дельфина на “Вечернем Урганте”, исполнение песни “Серебро”. Хороший певец, хорошо поет, но нигде не написано, кто автор музыки.
Я сам чудом нашел эту историю. Надо сказать спасибо Дельфину — он 13 лет подряд держится как партизан и старается лишний раз не вспоминать человека, который обеспечил его суперхитами. Никто не знает о том, что автор песни «Скажите ей, что я вернусь / Скажите ей, что я останусь» умер в нищете, а вместе с ним умерли почти все его родные.
А все почему? Потому что Mewark относился к популярности довольно просто.
Популярность в народе не помогла Петрунину. Он не учел, что люди делятся на два типа — первые создают гениальную музыку, а вторые торгуют лицом и получают за это деньги.
Я считаю, что лучший альбом Дельфина — “Звезда”. В нем, в отличие от остальных — боль и кровь, звенящие гитары и космический эпос о человеческой душе.
До “Звезды” у Дельфина выходили одинаковые “Ткани” и “Плавники”. Было понятно, что музыкант после бодрого начала скатывается в творческий кризис. Вот как вспоминает тот период Александр Петрунин.
Дельфин, Mewark и Найк Борзов
Писали три месяца, все лето 2003 года. Альбом “Звезда” должен был стать самым надрывным и ярким. На грани исступления. Дельфин вдруг отошел от своего фирменного монотонного бурчания и начал петь.
«Мы обязательно встретимся»
Что такое «Весна»? Это четыре строчки, которые написал поэт Андрей Лысиков, он же Дельфин.
И симфония, которую написал Александр Петрунин, он же Mewark.
Это музыка для церемонии открытия Олимпиады в Городе детства.
Под нее выходят на гигантский стадион все мои пластмассовые крокодилы, ушастые собаки с глазами-пуговицами и деревянный буратино, у которого отломана рука.
Я смотрю на них и рыдаю. Потому что не могу вернуться обратно. На моем лице появляются морщины.
Это одна из лучших песен современной России.
Александр Петрунин написал всю музыку на альбоме «Звезда» и получил за это 5 тыс. долларов единоразово. Он был раздолбаем и творческим человеком и не особо следил за тем, что подписывает. Менеджера у него не было. На заработанные деньги он съездил отдохнуть в Таиланд, приехал домой, докупил, скажем, аппаратуру и все закончилось.
Альбом тем временем торжественно въехал в чарты, песни «Серебро» и «Романс» зазвучали из каждого утюга, но этот успех уже никак не сказался на материальном благополучии композитора.
Пожинал плоды только Дельфин.
Александр Петрунин какое-то время работал штатным звукорежиссером ВГТРК и написал десятки тем к телепередачам. Его музыку слышали миллионы россиян каждый день.
Заставка к программе «Вести плюс»
Есть что-то общее с «Весной”, да? Или, возможно, “Весна” похожа на расширенную заставку к программе “Вести”. Не суть.
Главное — слышен почерк.
Все последние годы он жил очень скромно.
Все любимые женщины Александра Петрунина умерли.
С гражданской женой Анной он прожил около 10 лет. Их сыну сейчас 15.
Потом Александр встретил свою музу — Оксению. Молодые люди хотели вместе заниматься музыкой. Были даже какие-то наработки, где она пела, а он играл, но Оксения скоропостижно скончалась в январе 2012 года. Родные не хотят уточнять подробности трагедии. Одни говорят — отравилась угарным газом, вторые — выпила много таблеток.
Страница Александра Петрунина. На фото — он и Оксения.
Александр весь год был в глубочайшей депрессии и пил. 8 декабря 2012 года он справил свой 33-й день рождения. Через три недели музыканта не стало. Родные говорят “сердце”, но мы все понимаем.
Еще через полгода после тяжелой болезни умерла Анна. Сын Стас остался сиротой.
Какая мораль у этой истории?
Если вашу музыку знает вся страна — не факт, что вы не умрете под забором, всеми забытый и нищий.
Вот группа Александра Петрунина Вконтакте. Заходите и слушайте его музыку. Там сейчас 600 человек — это несправедливо. У Дельфина вот 400 тысяч.
Дельфин: «От своих песен я никогда не плачу»
Андрей Лысиков, один из самых загадочных музыкантов, больше известный широкой публике под псевдонимом Дельфин, сегодня отмечает свое 45-летие. Певец поколения, родившегося на сломе эпох, экс-участник скандального трио «Мальчишник», альтернативной рок-группы «Дубовый Гаайъ» и экспериментального проекта «Мишины дельфины» поговорил с корреспондентом «Известий» Евгенией Коробковой.
— Андрей, вы чувствуете, что вам 45?
— Чувствую. И в физических моментах, и в том, что я стал понимать вещи, которые вообще не хотел бы осознавать и вспоминать. С возрастом само пришло. Понимание про людей, про друзей, про любовь. И вообще про всё это странное место.
— А вы сейчас где находитесь?
— В аэропорту. Улетаю на концерт в Пензу. Но под странным местом я жизнь имел в виду, а не аэропорт.
— Помните, Ходасевич, перешагнув определенный рубеж, написал: «Я, я, я. Что за дикое слово! / Неужели вон тот — это я? / Разве мама любила такого, /Желто-серого, полуседого / И всезнающего, как змея?»
— Меня такие мысли не покидают. Не то чтобы они приходили только в дни рождения. Я непрерывно об этом думаю.
— Поэтому вы в постоянной депрессии?
— Это не так. Просто мне повезло чуть больше, чем другим. Я могу решать свои проблемы путем переосмысления и переживания. Так я освобождаюсь.
— Сегодня выходит ваш новый альбом «Она». В нем тоже позитива не будет?
— Нет, я хотел бы поправить. Сегодня вышел мой трек «Помни»» из альбома, а целиком альбом можно будет послушать только 20 октября. А что касается позитива — смотря что вкладывать в понятие «позитив». Это слово у всех совершенно разное, насколько я понял. Для меня позитив — это хорошо сделанное дело.
— «Она» — это хорошо сделанное дело?
— Не знаю. Иногда мне кажется, что не очень, а иногда — ничего (смеется).
— В прежних хитах вы говорили, что держите дверь закрытой для любви, и называли любовь «той, что в белой фате со злобным оскалом по свету рыщет». Образ любви в новом альбоме изменился?
— В этом альбоме нет таких сложных проблем, мне кажется. «Она» задумывался как максимально доходчивый материал для слушателя. Своего рода эксперимент. Если предыдущий альбом был очень нагружен смыслами — и музыкальными, и литературными, то этот материал — абсолютно прост, доступен и понятен при прослушивания.
— Вы создали жанр эмоционального хита. Расскажите, что это?
— Это термин родился из объяснений журналистам. В прошлом альбоме я сконцентрировался исключительно на текстах и поставил их во главу угла. Но в новом альбоме такого нет. Это скорее как дворовая песня. Два притопа, три прихлопа.
— А нет ли у вас желания исполнить великую поэтическую классику в жанре эмоционального хита?
— Нет такого желания. У меня и любимого поэта нет. Вернее, так: у всех признанных поэтов я нахожу стихи, которые мне очень нравятся. Но у меня нет одного любимого. И современных поэтов я читаю мало. Почему-то так бывает, что после прочтения современной поэзии всегда хочется читать классику.
— Что вы думаете по поводу Шнура и Басты? Недавно режиссер Сергей Соловьев назвал Басту величайшим поэтом современности.
— Нет, ну это далеко от поэзии, я так думаю. Баста — это гопническая история. Шнур — это классный коммерческий проект, который хорошо работает и основан на той пошлости, которая в нас всех так или иначе присутствует, какими бы снобами мы ни были.
— Вам не кажется, что Шнур напоминает ваш «Мальчишник»?
— Да, я согласен, напоминает. Своим эпатажем напоминает. Но. все-таки это не то.
— Писатель Александр Снегирев спрашивает: «В чем секрет вашего творческого долголетия, дорогой Дельфин?»
— Скорее всего, во внутренней борьбе с собой, результатом которой являются стихи, пластинки. Пока борьба продолжится — я буду.
Смысл песни «Весна» исполнителя Дельфин?
Весна — это удивительное время года, приносящее с собой расцвет всего, что только можно. Конечно же, появляются первые цветы, распускаются листья, это все понятно. Но ведь подобное происходит и с человеком! После долгой и нудной зимы он впервые чувствует себя хорошо. Настроение (особенно в солнечный день) держится на максимально высоком уровне. Наступление именно этого времени года и описал в своей песне под названием «Весна» исполнитель с псевдонимом Дельфин. Что же он хотел сказать слушателям? В чем заключается смысл его песни? Давайте разбираться!
Смысл песни «Весна» исполнителя Дельфин № 1
Это наиболее классическое понимание смысла песни. Молодой человек расцветает, поэтому отправляется в лучшее место для жизни. Там всегда жарко, рядом море — ему там будет просто отлично! Именно поэтому он прощается с девушкой. Он верит, что они еще встретятся, ведь весна закончится, но он просит девушку не быть одной. Видимо, он надеется, что после этого «путешествия» она сможет простить его.
Также, возможно, под весной нужно поднимать период психологического подъема человека. Мужчина отправляется не в физическое место, где всегда весна, а в психологическое. То есть он чувствует прилив настроения, поэтому временно покидает свою девушку. Он обещает вернуться, но только после того, как «весна» в его душе успокоится или снизойдет на нет.
Правильно он поступает или нет — судить не нам. Однако стоит отметить, что, скорее всего, с таким подходом к отношениям он их разрушит при первой же возможности. Но его это не беспокоит, ведь наступила та самая весна, которую он ждал даже слишком долго!
Смысл песни «Весна» исполнителя Дельфин № 2
Существует и менее веселый вариант объяснения смысла песни. Главный герой умирает, причем очень стремительно. Он пытается убедить свою возлюбленную, что там, после смерти, есть жизнь. Там для него всегда будет весна. Они еще обязательно увидятся, но позже. Сейчас же он просит свою девушку не замыкаться в себе, а также найти себе новую пару.
Мужчина осознает всю тяжесть ситуации, но все равно пытается подбодрить свою любимую. Теплыми и нежными словами он успокаивает ее и приводит к мысли о том, что они обязательно встретятся. А пока — его ждет та самая весна.
В загробном мире ему будет поистине хорошо. Весна всегда будет радовать его хорошей погодой, люди рядом будут отличные, а также он сможет наблюдать за своей любимой. А большего ему и не нужно, ведь герою не требуется громадное счастье. Его идеал — легкая и приятная весна, которая и так наступает в момент, когда он только попал на тот свет.
Что же можно сказать в самом конце? Выбор между смыслами и правда тяжелый. Каждый обладает какой-то уникальной чертой, которая вводит в заблуждение при анализе текста. Но, наверное, второй вариант наиболее предпочтительнее. Песни Дельфина и раньше обращались к подобной теме, что опять же только подтверждает данную теорию.
Что же ждет героя там, в том мире? Весна и любовь к своей жизни (если ее можно так назвать). Он искренне надеется, что именно так и будет!
Я буду жить: 10 главных песен Дельфина
Иван Юрченко
Знаменитый альтернативщик и «вдохновитель молодежи 90-х» родился в Москве. После окончания школы с углубленным изучением математики Лысиков поступил в радиомеханический техникум, где проучился три года. Параллельно Андрей подрабатывал в торговле (продавал на Арбате сувениры) и занимался брейк-дансом, по которому в середине 80-х сходили с ума едва ли не все подростки. Лысиков участвовал в различных танцевальных фестивалях, получал там призы и грамоты, в общем, подошел к делу профессионально.
Именно из среды брейк-дансеров появились в СССР первые рэперы. В их числе был и Лысиков. В 1989 году Дельфин вместе с Олегом Башкатовым (Олень) и Павлом Галкиным (Мутабор) создал группу «Дубовый Гаайъ». Зимой 1991 года «Дубовый Гаайъ» выступил на рэп-фестивале в Риге – этот концерт стал для группы первым и единственным.
В том же году Дельфин попал в хип-хоп коллектив «Мальчишник». Туда его пригласили Мутабор и приятель Лысикова, с которым Андрей танцевал брейк-данс. Олень занял место бэк-вокалиста.
С лета 1992-го по осень 1993-го Дельфин вновь в составе «Дубового Гаая». За этот период команда выпустила три альбома, пелось там в основном о наркотиках и суициде.
«Мальчишник» в это время гремел по всей стране. После того, как по Первому каналу был показан клип «Секс без перерыва», разразился грандиозный скандал. Телевизионное начальство уволило выпускающего редактора программы «50/50», а у группы начались проблемы с прессой.
Дальше скандальный имидж «Мальчишника» только укрепился: в 1994 году вышел альбом «Кегли», где обильно использовался мат. В 1996-м Лысиков ушел из группы и организовал дуэт «Мишины дельфины».
Годом позже был запущен существующий по сей день проект Dolphin. Летом 1997 года вышла пластинка «Не в фокусе», на одну из песен, «Дилер», был снят нашумевший клип. Прорыв случился в 1999 году с выходом альбома «Глубина резкости». Песни «Дверь», «Любовь», «Я буду жить» до сих пор крутятся по радио, а тогда клипы на эти композиции еще и вовсю показывались на MTV.
А самым продаваемым диском Дельфина стал альбом «Звезда» 2004 года. Главные хиты с него – «Весна», «Серебро» и «Романс».
Все это время Дельфин исправно продолжал выдерживать линию на эпатаж. Например, на церемонии MTV RMA 2006 года, в знак протеста против выступлений под фонограмму, Лысиков не стал исполнять песню «Романс». Три минуты он колотил в барабаны, потом достал дрель разломал все «фанерные» инструменты и покинул сцену.
Как и любая многогранная личность, Дельфин не ограничивается музицированием. Он сыграл роль второго плана в фильмах «Даже не думай» и «Даже не думай-2», а также снялся в эпизоде в картине «Божья и тварь» и в нескольких короткометражках.
За свое творчество Лысиков в 2000 году получил премию «Триумф», а в 2008-м победил в номинации «Поэзия на музыку» музыкальной премии «Степной волк».
«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию десятку главных хитов Дельфина:
1. Любовь (из альбома «Глубина резкости», 1999)
В песне никакой романтики, чувство любви описывается как бесконечное страдание, поиск, потери. Любовь постоянно ищет новые жертвы, рыщет по свету «в белой фате со злобным оскалом». Несмотря на все ужасы, вывод однозначен: никогда никого не любить еще ужаснее.
2. Весна (из альбома «Звезда», 2004)
В этой композиции четыре раза повторяется одно пятистишие. Весна – не время года, а некий образ, другой мир, в который уходит герой песни. Первая ассоциация – мир загробный, где две любящие души встретятся, когда придет время.
3. Война (из альбома «Не в фокусе», 1997)
Песня о сегодняшнем дне, о войне, с которой человек встречается каждый день. Это и война, о которой рассказывают в новостях, и война с самим собой, и война с любимыми. Суть в том, что война преследует человека на протяжении всей жизни. Кстати, официального клипа на эту песню снято не было, а это концертное видео – единственное. Все остальное – самодельные клипы
4. Романс (из альбома «Звезда», 2004)
В отличие от песни «Любовь», тут никакого надрыва нет. Не в силах ждать, когда ему ответят взаимностью, герой уходит в небытие и зажигает «октября костер, чтобы хоть как-то попрощаться».
5. Серебро (из альбома «Звезда», 2004)
Первое, что бросается в глаза при прослушивании этой композиции, – метафоричность. Мужчина и женщина, о которых поется, уподоблены каплям воды, «слезам облака». Их бесконечное стремление вниз вознаграждается взглядом Солнца.
6. Дверь (из альбома «Глубина резкости», 1999)
Лейтмотив песни – осень, которую несет с собой герой. Осень везде – в бледном и холодном небе, в грязных лужах, в усталых деревьях…
7. Дилер (из альбома «Не в фокусе», 1997)
Без нотаций, без морализаторства Дельфин поет страшную и жесткую песню об употреблении наркотиков. В отношениях с дилером раскрывается вся страшная суть жизни наркомана:
И ты мне деньги отдашь с готовностью
И будешь смотреть на меня как на гада
О да, я мерзкий тип,
И я могу себе это позволить
И если мы видимся, значит ты влип.
8. Я буду жить (из альбома «Глубина резкости», 1999)
Герой этой песни намерен жить вопреки всему: вопреки загнивающему миру, людям, похожим на тлю… Первые в этом мире те, кто ненавидят. Дорога ненависти прямая, но это – дорога в ад. Собирая волю в кулак, герой движется по нелегкой дороге любви и повторяет, как мантру, одни и те же слова: «Я буду жить!»
9. Радиоволна (из альбома «Плавники», 2000)
Здесь поется о любимой девушке, которая далеко, с которой не поговорить… Герою тоскливо и одиноко, и его печаль «через стены и даль» доносит лишь радиоволна.
10. Глаза (из альбома «Звезда», 2004)
Дуэт с американской певицей Стеллой Катсудас. Дельфин поет по-русски, Стела – по-английски. Если в куплетах два языка по смыслу никак не пересекаются, то в припеве Стелла на английском повторяет то, о чем Дельфин поет на русском.