дельфинирует катер что делать
Почему лодка ПВХ дельфинирует и как это устранить?
Каждый рыбак и просто любитель порассекать по водным просторам хочет чувствовать себя уверенно при движении на лодке или катере. Но вот беда — судно колеблется вверх и вниз, нарушая всё спокойствие. Какое уж тут глиссирование! У такого явления есть отдельное название — дельфинирование. Слово красивое, а вот значение не очень. Плавсредство начинает просто прыгать по воде. Почему лодка дельфинирует и как это устранить — рассказываем в статье.
Что такое дельфинирование?
Дельфинирование также называется продольной неустойчивостью. Такое нарушение устойчивости движения связано с возникновением угловых колебаний корпуса плавсредства в вертикальной плоскости, когда угол атаки днища и его смоченная поверхность постоянно меняются. Научные термины, конечно, хорошо, но проще посмотреть это на видео:
У этого явления серьёзные минусы:
В чём же кроется корень проблемы? В том, что положение центра тяжести плавсредства не соответствует точке приложения подъемного гидродинамического действия по продольной части дна.
Длина участка днища, который контактирует с водой, изменяется в ходе движения и зависит от той самой буквы V (скорость), в ходе набора этой самой V и может нарушаться важное соответствие. Так на дно лодки оказывается давление большой силы, что вкупе с гидродинамическими воздействиями приводит к тому, что корпус плавсредства резко опускается на воду всем своим днищем.
Если объяснение кажется вам слишком замудрённым, расслабьтесь и посмотрите видео:
Не думайте, что дельфинирование свойственно только большим плавсредствам, катерам. На самом деле оно наблюдается и у коротких прогулочных лодок, у которых стоят очень мощные моторы.
Как избавиться от дельфинирования?
Если ваша прогулка на катере стала омрачаться дельфинированием, попробуйте:
Полезно помнить и о влиянии следующих факторов:
Если хотите избавиться от дельфинирования, дерзайте! У вас всё получится! Немаловажное значение в этом деле имеет и качественное плавсредство с подходящим мотором. Подходящий вариант вы найдёте в нашем магазине.
Рыбачьте с удовольствием!
Вопрос — ответ
Вопрос: Почему лодка ПВХ при плавании дельфинирует и как это устранить?
Имя: Ильдар
Ответ: Дельфинирование связано с угловыми колебаниями корпуса судна в вертикальной плоскости. Избавиться от такого эффекта можно, изменив расположение пассажирских мест, снаряжения, чтобы переместить центр тяжести. Ещё можно утяжелить катер, если мотор слишком мощный для этой лодки.
Вопрос: Лодка ПВХ дельфинирует: что с этим нужно делать?
Имя: Владимир
Ответ: От этого нужно избавляться, потому что из-за дельфинирования страдает скорость и маневрирование лодки. Есть несколько способов бороться с этим, например, можно отогнуть днище вниз у транца. Но это приводит к снижению скорости.
Вопрос: Что такое эффект дельфинирования на моторной лодке?
Имя: Рамиль
Ответ: Это продольная неустойчивость, когда лодка колеблется вниз и вверх. Если лодка часто дельфинирует, то быстро изнашивается, так как увеличивается нагрузка на движок.
Вопрос: Почему на полном ходу обычная лодка неприятно дельфинирует?
Имя: Иван
Ответ: Центр тяжести лодки не соответствует точке приложения подъемного гидродинамического воздействия по продольной части днища. Некоторые факторы, влияющие на дельфинирование — мощный встречный ветер и сильный развал надводного носового борта.
Дельфинирование
Рулевой 1-го класса
Я это дело прокачивал особо и очень долго на моделях, это единственный способ, и то, если знаешь что к чему.
А вот ни в популярных журналах, ни в науке никаких удовлетворительных рецептов решения этой проблемы не найдешь. Она даже никак не сформулирована.
На моделях это конечно трудно воспроизводимо, если только они не достаточно масштабные.
Рулевой 1-го класса
Рулевой 1-го класса
Вот хорошая статейка из старенького Professional Boatbuilder, без формул, но с соображениями.
Прикрепленные файлы
Рулевой 1-го класса
Вот хорошая статейка из старенького Professional Boatbuilder, без формул, но с соображениями.
Рулевой 1-го класса
А чё они спрашивают какой-то «User Name», «Password»? Как на КПП в действующей армии! Где демократия?
А вот ни в популярных журналах, ни в науке никаких удовлетворительных рецептов решения этой проблемы не найдешь. Она даже никак не сформулирована.
Тут проблема не в степени исследованности явления неустойчивости движения. Есть труды ЦАГИ, с формулами, границами применимости, выводами, соотношениями. Но всё это плохо работает на практике. На нашем малом судне подсадка еще одного пассажира либо подвеска следующего в модельном ряду мотора портит всю расчётную малину. Остается только выяснять причину проблемы и стараться ослабить ее последствия. Вот в статейке Кодеги хорошо показаны именно причины, а способы борьбы с последствиями судовладелец найдет свои.
Я понимаю, за что бьётся Михаил Gepard629, он проектант, и стремится всемерно линеаризировать задачу. В некоторых границах это возможно. Многое в теории поектирования судов выглядит совершенно нефизично, зато работает на практике. Идём этим путём?
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей
Дельфинирует катер что делать
15 сообщений в этой теме
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Войти
Есть аккаунт? Войти.
Недавно просматривали 0 пользователей
Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
Автор: Филимон
Создана 16 Марта 2020
Автор: Hitchens
Создана 3 Июня 2016
Автор: paramuch
Создана Tuesday в 19:58
Автор: Runner
Создана 2 Октября 2015
Автор: Mister Z
Создана 6 часов назад
Автор: Mister Z
Создана 12 Ноября
Автор: Виктор_DV
Создана 26 Декабря 2020
Автор: Савва
Создана 23 Декабря 2006
Автор: Савва
Создана 8 Января 2007
Автор: Kreator
Создана 20 часов назад
Дельфинирование
В этой статье описаны такие темы:
Управление глиссирующим катером имеет ряд своих нюансов. Многое зависит не только от мастерства капитана и технических параметров. Огромное значение имеют и законы физики. Во время движение катера на него действует ряд сил: сила притяжения, сила трения, сила сопротивления и многие другие.
В идеальном случае они помогают обеспечить устойчивое движение, стабильную скорость и легкое глиссирование. Однако иногда возникает такая проблема, как нарушение устойчивости движений катера. В такой ситуации судно может совершать рывки — колебания судна вверх и вниз. Уровень погружения катера постоянно меняется, и говорить о стабильном глиссировании в такой ситуации невозможно.
Почему это происходит?
Это явление называется дельфинированием или продольной неустойчивостью. При дельфинировании вы не можете развить максимальную скорость движения катера или включить двигатель на полную мощность. Заметно возрастает сопротивление воды, что способствует снижению общей можности плавательного средства.
Еще один минус дельфинирования — значительное ухудшение маневрирования. Катер может буксовать на поворотах, сложно входить в виражи. Да и в целом управлением катером становится затрудненным. Дельфинирование — крайне нежелательный процесс для глиссирующего катера. Благодаря повышенной нагрузке на двигатели, судно быстрее изнашивается.
Если вы хотите купить катер в Украине, но опасаетесь проблем с дельфинированием — обращайтесь в магазин VIPKATER. Мы поможем подобрать судно с хорошим балансом и удачной проектировкой.
Как избежать дельфинирования?
Чаще всего этотпроцесс возникает из-за несоответствия положения общего центра тяжести судна точке подъемной гидродинамической силе по продольной части днища судна. Так как длина контактирующей с водой поверхности днища меняется во время движения и зависит от скорости, соответствие может нарушаться в процессе набора скорости.
В результате возникает давление на днище корпуса судна. Под влиянием этого процесса и гидродинамических сил, корпус катера может резко опуститься на воду на всю площадь днища. Избежать этого поможет хорошая балансировка качества, а также разумное применение реданов и транцевых плит.
Еще одна причина возникновения дельфинирования — слишком мощный мотор для легкого судна. Урегулировать балансировку катера в этом случае можно при помощи утяжеления катера.
Дельфинирование 2.
Прикрепленные изображения
Прототип вроде не дельфинировал. Какие-то отступления от прототипа были? Или они вообще все дельфинируют?
Мотор max. поджать к транцу пробовали?
Да, так с поджатым и ходить. Или менять угол транца.
Прототип вроде не дельфинировал. Какие-то отступления от прототипа были?
Рулевой 1-го класса
Фото днища у меня к сожалению нет. Но отступлений от проекта там нет.
По поводу компоновки: положение водителя приблизительно на миделе. В такой компоновке лодка менее склонна к дельфину.
Кроме того: четко видно, что практически 3/5 лодки в воздухе. Фото приблизительно показывает, как лодка идет на полном ходу.
Прикрепленные изображения
Гидролыжу надо раза в два заузить по ширине. Тогда может и поедет.
Dobermann’у:
Дельфинирование по картинкам лечится с трудом. Никто на форуме никогда не даст никому гарантии лечения, и не обязан давать. Есть некоторые принципы борьбы с «дельфином», основы изложены например в «Катерах лодках и моторах в вопросах и ответах» Новака, с формулками и графиками.
Рулевой 1-го класса
Уважаемый Knyazev! Я нисколько не сомневаюсь в ваших знаниях и опыте, раз Вы берете на себя смелость давать такой совет.
Так «поедет», или «может поедет»? Может все же обоснуете Ваши рекомендации?
Рулевой 1-го класса
Прикрепленные изображения
Dobermann’у:
Дельфинирование по картинкам лечится с трудом. Никто на форуме никогда не даст никому гарантии лечения, и не обязан давать. Есть некоторые принципы борьбы с «дельфином», основы изложены например в «Катерах лодках и моторах в вопросах и ответах» Новака, с формулками и графиками.
Вот, сравни. Угол атаки при глиссировании должен быть 3-5 гр. А у тебя? Так что моторчик надо поджимать. Да и вообще эту регулировку сделали не зря же. Посадил двоих в нос, мотор откинул. Идёшь один, мотор поджал.
Кстати, глянь, сколько моей лодки в воздухе. И это ещё не полный газ, а разгон.
Фото днища у меня к сожалению нет. Но отступлений от проекта там нет.
По поводу компоновки: положение водителя приблизительно на миделе. В такой компоновке лодка менее склонна к дельфину.
Кроме того: четко видно, что практически 3/5 лодки в воздухе. Фото приблизительно показывает, как лодка идет на полном ходу.
Судя по левому фото двигатель не только не поджат, но явно откинут, т.е. угол атаки корпуса лодки (судя по углу килевой линии к поверхности воды) явно бОльше чем угол двигателя (винта).
Утверждение о том, что антикавитационная плита двигателя параллельна днищу крайне сомнительно. По крайней мере по этому снимку.