деметра богиня чего в греческой мифологии 5 класс
Деметра | 10 самых известных мифов о греческой богине
Деметра в Античной Греции — богиня урожая и сельского хозяйства, руководительница зерна и плодородия земли. Согласно греческой мифологии, Деметра была дочерью Кронуса и Реи, ее отец проглотил ее при рождении, чтобы предотвратить пророчество. Её брат Зевс обманул Кроноса, чтобы изгнать его детей, включая Деметру. Зевс, ставший царем богов, имел любовную связь с Деметрой, что привело к рождению Персефоны. Есть множество мифов о Деметре, самым известным из которых является похищение, поиски и выздоровление ее дочери Персефоны. Другие важные мифы о Деметре включают ее обучение Триптолемусу об искусстве сельского хозяйства; проклятый ею Эризихтон с ненасытным голодом и ее любовная связь с Ясионом. Вот 10 самых известных мифов с участием греческой богини Деметры.
Рождение Деметры
Согласно греческой мифологии, Кронос сверг своего отца Урана и правил миром вместе со своей женой Реей. Однако ему сказали, что один из его детей свергнет его, как он сверг своего отца. У Кронуса было несколько детей с Реей, но они проглотили их всех при рождении. Деметра была одной из этих детей. Однако, когда родился шестой ребенок Зевс, Рея спрятала его в пещере и вместо этого дала Кроносу камень, завернутый в одежду Зевса, который он проглотил. Когда Зевс достиг совершеннолетия, то замаскировал себя как олимпийский обладатель кубка; дал отравленное вино отцу, которое обманом заставил выпить. Это привело к тому, что Кронос изверг братьев и сестер Зевса: его сестер Гестию, Деметру и Геру; и его братьев Аида и Посейдона. Позже Деметра втянулась в роман с ее братом Зевсом, и их союз породил богиню Персефону, которая позже стала царицей мира подземного.
Кронос извергает своих детей
Деметра и Персефона
Возвращение Персефоны (1891) — Картина Фредерика Лейтона
Деметра и Сирены
В греческой мифологии сирены были уникальными существами, которых обычно изображали как птицу и с женским бюстом. Они волшебно пели и своим пением заманивали моряков на острова, где они погибали. Если какой-нибудь моряк слышал их песню, а потом ему удавалось сбежать от них, то ему все равно было суждено умереть. Сирены фигурируют в эпической «Одиссее» Гомера. Согласно мифу, сирены изначально были друзьями богини Персефоны и использовались для ее охраны. Однако они не смогли защитить ее от похищения Аидом. Услышав об их неспособности остановить Аида от похищения ее дочери, Деметра была в ярости от гнева. Наконец, в качестве наказания,она превратила сирен в птичьих монстров.
Статуя сирены — найдена в Афинах
Деметра и Триптолем
В греческой мифологии, Триптолем был смертный принц, старший сын короля Келея в Элевсине. Деметра под видом пожилой женщины по имени Досо искала по всей Греции свою дочь Персефону, похищенную Аидом. В то же время она получила гостеприимный прием от Келея. Келей попросил Деметру заняться воспитанием его сыновей Демофона и Триптолема. Когда Деметра заметила, что Триптолем болен, она накормила его своим грудным молоком. В результате он не только восстановил свои силы, но и сразу стал взрослым. Деметра также решила научить Триптолема искусству земледелия. Получив обильные знания от Деметры, он полетел через Грецию на крылатой колеснице, чтобы завершить свою миссию просвещения всей Греции и всего мира об искусстве сельского хозяйства. Триптолем упоминается в Элевсинских мистериях как один из первых священников Деметры, один из первых, кто изучил тайные обряды и тайны богини Деметры.
Триптолем на римском саркофаге 2-го века, Лувр
Деметра и Аскалабус
Аскалабус был сыном крестьянки по имени Мисме. Пока Деметра блуждала в поисках своей дочери Персефоны, она прибыла в Аттику. В Аттике она посетила дом Мисме, которая тепло приветствовала ее. Силы Деметры были исчерпаны и она хотела пить. Мисме предложила богине древнегреческий напиток кикеон, состоящий в основном из воды, ячменя и природных веществ. Деметра опустошила бокал одним движением. Из-за того, что она жадно пила кикеон, Аскалабус рассмеялся над ней и заказал целую бочку. Деметра была раздражена поведением мальчика. В гневе она окропила на него несколько оставшихся капель из своего сосуда и превратила Аскалабуса в ящерицу.
Деметра и Линкус
Деметра и Посейдон
Посейдон был древнегреческим морским богом землетрясений и лошадей. Посейдон однажды попытался вступить в любовную связь с Деметрой, но она отвергла его любовь и попыталась скрыться от него, превратившись в кобылу. Затем она присоединилась к стаду лошадей короля Онкиоса, чтобы затеряться среди табуна. Однако она не могла скрыть свою божественность даже в форме кобылы. Посейдон понял это и обманул Деметру, превратившись в жеребца и присоединившись к стаду. Затем он заставил ее спариться с ним. Деметра была в ярости из-за нападения, и она отступила в пещеру, чтобы очиститься. Ее отсутствие привело к гибели сельскохозяйственных культур и домашнего скота и далее к всеобщему голоду. В конце концов, она смыла свой гнев в реке Ладон. В результате общения с Посейдоном Деметра родила дочь по имени Деспония и Ариона, лошадь, способную говорить на человеческом языке.
Деметра и Эризихтон
Эризихтон был королем Фессалии. Его иногда называют Этоном. Согласно мифу, Эризихтон приказал вырубить все деревья, принадлежащие священной роще Деметры. Среди всех деревьев был огромный дуб, который был посвящен исключительно Деметре и был покрыт обетными венками, символами каждой молитвы, которую Деметра даровала. Люди Эризихтона отказались вырубить его из уважения к богине. Тем не менее, Эризихтон схватил топор и вырубил его сам, убивая нимфу в процессе. Деметра была очень зла из-за этого инцидента. Она наказала короля, призвав Лимосу, богиню голода. Она призвала духа безжалостного и ненасытного голода, ввела его в живот Эризихтона и сделала его вечно голодным. В результате, чем больше король ел, тем голоднее он становился. Изнывая от голода, Эризихтон продал все свое имущество, чтобы купить еду, но так и не смог насытить свой голод. Он даже продал свою собственную дочь, Местру в рабство, пытаясь заработать больше денег, чтобы прокормить себя, но еды не хватало. В конце концов Эризихтон начал есть свою плоть и продолжал есть себя до самой смерти.
Эризихтон пытается срубить священное дерево Деметры
Деметра и Ясион
Деметра в Троянской войне
Троянская война велась против города Трои со стороны ахейцев (греки). Началась после того, как Парис похитил Елену у её мужа Менелая, царя Спарты. Хотя Зевс приказал богам и богиням оставаться нейтральными в Троянской войне, многие из них поддержали либо греков, либо троянцев. У Деметры была романтическая связь с Ясионом, как упомянуто выше. Троянцы были потомками брата Ясиона, Дардана; и таким образом Деметра хотела, чтобы Троя выиграла войну. Тем не менее, она оставалась относительно нейтральной в войне. Троянская война освещена во многих произведениях греческой литературы, особенно в «Илиаде Гомера». Поскольку Деметра играла незначительную роль в войне из-за ее нейтралитета, она упоминается лишь в Илиаде.
Деметра
Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле, уходит корнями ещё в доиндоевропейскую эпоху. У индоевропейских народов её называли Матерью-Землей (гр. Demeter, слав. Мать-Сыра Земля, инд. Prthivi-Matar). Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра: она считалась покровительницей чародеев, в чём она отождествлялась с великой богиней Гекатой, являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него. Также её называли Эринией («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной»); её дочь — Персефона — была царицей подземного царства мертвых. Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию. Помощница в крестьянских трудах, наполняет амбары земледельца запасами.
По одной из версий, Деметра какое-то время была замужем за критским богом земледелия Иасионом. От их союза, заключенного на трижды вспаханном поле, родился Плутос [4] и Филомел. По Диодору была матерью Эвбулея.
Получила от Аида как брачный дар Сицилию [9] (её могут также называть родившейся на Сицилии [10] ).
Содержание
Похищение Персефоны
Наиболее известен миф о том, как Аид похитил Персефону, и Деметра блуждала по всей земле в её поисках. Через девять дней, поняв, что её поиски тщетны, Деметра обратилась за помощью к Гелиосу. Тот назвал ей имя похитителя, и Деметра поняла, что Зевс сам уступил брату свою дочь, она бессильна что-либо изменить. Изменив внешность, богиня отправилась скитаться по свету.
Царица доверила чужестранке уход за своим сыном Демофонтом (по Гигину — Триптолемом). В течение нескольких ночей младенец повзрослел на год. Деметра, желая сделать ребенка бессмертным, заворачивала его в пеленки и клала в пылающую печь. Метанира однажды увидела это, подняла крик, велела отдать ребенка. По одной из версий ребенок погиб. Тогда Деметра предстала перед жителями дома в своем божественном обличие и повелела построить ей храм в Элевсине, а у родника (колодца) Анфион за городской стеной — алтарь, взамен пообещав научить их секретам земледелия.
Увидев Персефону, Деметра вышла из оцепенения, скинула траурное одеяние и украсила свою голову венком из васильков.
В благодарность за гостеприимство Деметра научила элевсинцев земледелию. Она дала Триптолему семена пшеницы, и он первый вспахал и засеял поле. Затем, по повелению Деметры Триптолем облетел все страны мира на запряжённой крылатыми змеями колеснице и всюду научил людей земледелию.
Эпитеты Деметры
Культ и праздники Деметры
Наиболее известные празднества, связанные с культом Деметры — это Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, утратившей дочь, и её странствия в поисках Персефоны, тайную связь между миром живых и миром мертвых, физическое и духовное очищение. Участники обрядов постились, пили кикеон — напиток из ячменя и мяты, который, по легенде, Деметра испила в доме Келея, — и затем входили в храм, посвященный богине, где им показывали некие священные предметы. Прошедшие ритуал считались посвященными в тайны жизни и смерти; принимать в нём участие позволяли даже рабам.
О Мистериях известно немного, так как посвященным запрещалось рассказывать об увиденном и пережитом во время ритуалов под страхом смерти. Существует предположение, что в состав кикеона входили психотропные вещества, благодаря которым участники обрядов достигали состояния измененного сознания.
В литературе и искусстве
Ей посвящены V и XIII гимны Гомера, VI гимн Каллимаха, XL орфический гимн. Упомянута в «Одиссее» (V 125). Была пьеса Аристия «Деметра». Деметра прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы.
В астрономии
В честь Деметры назван астероид (402) Хлоя, открытый в 1895 году.
См. также
Примечания
География · Хронология · Флора · Фауна · Лошади · Катастеризм | |||||||||||||
Первоначальные божества |
| ||||||||||||
Титаны |
| ||||||||||||
Олимпийские боги |
| ||||||||||||
Посейдон · Амфитрита · Тритон · Океан · Тефида · Понт/Таласса · Нерей · Главк Морской · Протей · Форкий · Кето · Фетида | |||||||||||||
Океаниды | Асия · Гесиона · Дорида · Евринома · Метида · Немесида · Стикс · Электра · Филира · Перса · Плейона · Климена · Каллироя | ||||||||||||
Нереиды | Амфитрита · Фетида · Галатея · Немертея · Галена · Сао |
божества
Основные | Аид · Персефона · Гея · Деметра · Геката · Танатос |
Эринии | Тисифона · Алекто · Мегера |
Рожденные на земле | Гекатонхейры · Киклопы · Гиганты · Корибанты · Мелии · Тельхины · Тифон · Судьи: Минос · Эак · Радамант |
Группы | Амазонки · Ветры · Кентавры · Драконы · Гарпии · Сатиры · Нимфы · Сирены |
Нимфы | Ореады · Дриады и Гамадриады · Наяды · Нереиды · Напеи · Лимониады · Плеяды |
Герои | Геракл · Ахилл, Гектор и Троянская война · Одиссей и Одиссея · Ясон и Аргонавты · Персей и Горгона Медуза · Эдип против Фив · Тесей и Минотавр · Триптолем |
Портал
Полезное
Смотреть что такое «Деметра» в других словарях:
Деметра — (Δημήτηρ, Ceres). Богиня земледелия, главным образом покровительница хлебных плодов. Она была дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса и Аида. От Зевса она имела дочь Персефону, которую Аид увез в свое подземное царство. Узнав о похищении своей дочери,… … Энциклопедия мифологии
Деметра — >). Статуя круга Бриаксиса. Мрамор. 340 330 до н.э. Британский музей. Лондон. /> Деметра (). Статуя круга Бриаксиса. Мрамор. 340 330 до н.э. Британский музей. Лондон. Деметра (). Статуя круга Бриаксиса. Мрамор. 340 330 до н.э. Британский музей.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
ДЕМЕТРА — (греч. Demeter, от de вместо, ge земля, и meter мать). Греческое имя Цереры, богини земледелия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕМЕТРА греческая богиня, олицетворявшая производительн. силы земли.… … Словарь иностранных слов русского языка
Деметра — ( Деметра Книдская ). Статуя круга Бриаксиса. Мрамор. 340 330 до н.э. Британский музей. Лондон. ДЕМЕТРА, в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, мать Персефоны. Деметре были посвящены… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Деметра — в мифах древних греков богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Её изображали античные авторы как благостную к людям богиню, прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы … Исторический словарь
деметра — Церера, богиня земледелия Словарь русских синонимов. деметра сущ., кол во синонимов: 5 • богиня (346) • … Словарь синонимов
ДЕМЕТРА — ДЕМЕТРА, в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, мать Персефоны. Деметре были посвящены Элевсинские мистерии (в городе Элевсин). Ей соответствует римская Церера … Современная энциклопедия
ДЕМЕТРА — в греческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. Ей соответствует римская Церера … Большой Энциклопедический словарь
Деметра — (Dhmhthr) дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, занимала, какбогиня земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греч.мифологии. Миф о ней и о дочери ее Персефоне подробно изложен в одном изтак назыв. гомеровских гимнов. Аид, с… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Деметра — ы, ж. В греческой мифологии: богиня плодородия, покровительница земледелия, кормилица людей. Этимология: Греческое имя Dēmētēr ‘Деметра’. Энциклопедический комментарий: У Деметры и громовержца Зевса была юная дочь Персефона. Мрачный Аид, бог… … Популярный словарь русского языка
Богиня Деметра
Деметра – одна из влиятельных богинь небесного пантеона. В древнегреческой мифологии ее образ олицетворяет женщина – истинная мать, покровительница земледелия и плодородия.
Первое упоминание о ней можно найти в индоевропейских источниках, где благодетельница крестьянских трудов символизировала первобытный материализм, и почтительно именовалась «великой матерью, порождающей и поглощающей энергию».
Цитаты классической древнегреческой литературы
Гомеровские гимны. 2. К Деметре. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 149, 155) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
Заколоситься, густые колосья с зерном полновесным
К самой земле преклонить и снопами обильно покрыться.
Гимны Каллимаха. 6. К Деметре. (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 149-155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
О том промолчим, как Део[Деметра] горевала.
Лучше припомним, как градам она даровала законы,
Лучше припомним, как жатву она совершала впервые
Свято, и как подложила быкам под ноги колосья
Рождение и судьба Деметры
Каменная богиня Деметра в Сочи – визуальное представление древних (Воронцовская пещера, Краснодарский край Россия)
Изображение Деметры (Древний Рим V век до н.є.)
Из древнегреческих легенд известно, что у пары было несколько потомков, которых в младенческом возрасте заживо пожирал отец. Кровожадность Кроноса объяснялась нежеланием уступать наследникам трон Олимпа. Согласно мифа, та же печальная участь постигла и Деметру.
Дочь богини земледелия Деметры была настолько великолепна собою, что в племянницу без памяти влюбился дядя – бог мертвых Аид. По согласию Зевса Аид похитил и увез в подземное царство Персефону, чтобы сделать ее своей женой. Поступок мужа сильно оскорбил материнские чувства Деметры. Великая мать приняла решение уйти из Олимпа, чтобы странствовать по земле в поисках дочери. Трагический момент похищения и дальнейшие мытарства удрученной горем потери ребенка женщины в подробностях описывается древнегреческой мифологией как переломная грань в борьбе между добром и злом.
Богиня чего в греческой мифологии Деметра?
Согласно древним рукописям греческого жреца Гесиода, существует легенда, дающая начало верований о Деметре как о покровительнице земледелия. У женщины были дети, рожденные от смертного – сыновья Плутос и Феломел. Людские предания наделили Плутоса божественным даром богатства. В записках Гесиода полубог характеризуется добрыми поступками – «где он не появляется и кого не встречает, везде несет он денежное изобилие и добро».
Феломелу наоборот, предписывалась «нести бедность и разруху». В источниках есть упоминание – желая спасти сына от голода, мать дала ему колосок пшеницы. Юноша отдал злак людям и научил их земледелию.
С тех пор, Деметру нарекли богиней урожайного изобилия и хлебородного достатка.
Чему покровительствовала древнегреческая богиня Деметра?
В гимнах слепого поэта Гомера, момент похищения Персефоны богом Аидом детально воспроизведен. Здесь же находим упоминание о безутешной материнской скорби женщины по своему ребенку. Узнав правду о похищении дочери, Деметра настолько сильно разгневалась на Зевса, что решила спуститься на землю в качестве простой смертной. Согласно мифа, она превратилась в старушку и странствовала по свету, пребывая в постоянной скорби. Оплакивая разлуку, богиня не следила за посевами, на землю пришла засуха, а затем и голод.
По древнему верованию, именно с тех пор каждый год Персефона возвращается к матери и Деметра радуется встрече – наступает веста, зеленеют деревья, леток колосится жнива и осенью плодоносят сады. Когда дочь уходит в подземелье к мужу, великая мать тоскует – опадают листья, наступают холода и замерзает земля. По этой причине, древнегреческие источники интерпретируют образ богини плодородия Деметры как покровительницу смены времен года.
Чем владеет богиня Деметра?
Древние мифы, как источники познания божественного бытия великой Деметры ограничиваются саркальным значением – похищение дочери богини Аидом, безутешное горе матери, снисхождение к простым смертным, появление засухи, голодомора и возвращение Персефоны как возрождение божественного покровительства.
Богиня смены времен года Деметра покровительствует урожаю и сельскому земледелию. Истинная мать, она не представляет своей жизни без ребенка. Милая и кроткая по характеру женщина владеет разрушительной силой уничтожения всего живого. Именно эта безграничная материнская любовь делает богиню плодородия Деметру особенно почитаемой в древней Греции.
Богиня земледелия Деметра – развитие культа
Истории неизвестны достоверные факты зарождения культа матери плодородия и урожайности земель Деметры. Первоисточником массового культа богини считается древний город Элевсин (около 1500 год до н.э. микенская эпоха), который упоминается древними рукописями о странствиях и душевных мытарствах несчастной матери как «земное пристанище снизошедшей с небес»
Согласно преданию богиня земли Деметра, в знак протеста из-за вынужденной разлуки с любимой дочерью, решила стать смертной. Спустившись на землю, она приняла облик старушки и дошла до города Элевсин, где поступила в услужение к супруге царя Келея – царице Метанире.
Гостье из небес доверили уход за царевичем. Проникнув к маленькому Демофонту материнскими чувствами, великая мать возжелала подарить ему бессмертие. Обряд был прерван, и «покровительница разгневалась, показала себя во всем божественном величии, преобразившись в прекрасную женщину с золотыми волосами и сияющими одеждами».
Далее легенда повествует о постройке храма царем Келеем, где «Деметра будет оплакивать разлуку с дочерью в одиночестве». Когда храм был готов, «взошла великая мать на ступеньки, одела она траурную одежду и предалась безутешной печали. В городе наступил страшный год засухи, пашни стали бесплодными, деревья засохли и вода исчезла».
Чтобы предотвратить голод смертных, Зевс возвращает дочь богини Деметры на землю. Он приказывает Аиду отпустить жену к матери. Не посмев ослушаться брата, бог мертвых принимает условия – две трети года Персефона живет на поверхности земли, на одну треть времени спускается к мужу в подземное царство.
По народным сказаниям, именно так объясняется смена времен года. Каждую весну Персефона приходит от мужа к матери – расцветает природа, плодоносят деревья и на землю возвращается жизнь. Осенью она уходит в подземелье, и великое материнское сердце сжимает тоска по ребенку – усыхают листья и трава, наступают холода. Отсюда и пошло массовое величие богини древней Греции Деметры как управительницы смен времен года.
Культовые регалии богини
Изначально древние греки почитали ее как покровительницу урожая и сельскую помощницу в крестьянских трудах. Ей посвящались дневные гимны, которые со временем переросли в пятидневные мистерии. Богиню смены времен года Деметру чтили как родоначальницу всего живого и основоположницу женской плодовитости. Со временем, в сознании смертных, великая мать стала олицетворять законодательницу – под ее ликом вершились браки и клялись в вечной любви.
Дошедшие до нас рукописи, освещающие аспекты культовых мистерий, передают смысл понимания ее покровительства как обращения к богине тождественными именами:
Одновременно с восхваляющими одами в честь хлебодарной богини те же
древние источники фиксируют другие эпитеты, символизирующие скорбь великой матери о ребенке.
В память о скорбящей матери древние греки проводили ежегодные аттические праздники – тесмофории, состоящие из обрядов, посвященных культу плодородия и изобилия. В торжествах участвовали только женщины, которые должны были прославлять богиню и ее дочь как устроительниц земледелия, путем жертвоприношений, песнопений, танцев и шествий.
К таинственным священнодействиям, символизирующим богослужение, допускались только избранные. Обряды инициации культа Деметры получили название Элевсинских мистерий. Это были условные церемонии, моделирующие незримую связь между матерью и дочерью, как замкнутый переход между живым и мертвым.
За что отвечала греческая богиня Деметра (Церера)
Греки поклонялись ей как истинной родительнице. Прослеживая культурное наследие других древних цивилизаций можно найти ее тождественность с главным женским божеством – Великой Матерью. В понятии смертных тело богини ассоциировалось с человеческим, а она сама символизировала нашу планету в целом. А значит на плечи по сути хрупкой, но духовно сильной женщины возлагали ответственность за жизненный путь любого существа.
По этому поводу у греков существовал интересный обычай – перед началом земляных работ они молились покровительнице-богине земли Деметре, прося защитить всходы от непогоды и обезопасить посевы от вредителей. После сбора урожая земледельцы благодарили свою угодницу щедрыми жертвенными дарами и песнопениями.
Богиня Деметра в римской мифологии
Благодаря Элевсинским мистериям культ греческой богини земледелия и плодородия получил возможность широкого распространения среди древних земледельцев разного вероисповедания. Древние цивилизации охотно подхватили эстафету сознательного поклонения Деметре как «обучившей простых смертных выращивать урожай, пахать и сеять землю».
В древнеримской мифологии образу великой матери соответствовала богиня Церера – богиня покровительствующая урожаю, злакам и материнству. Ее эллинизировали с Деметрой. Атрибутика Цереры практически не отличалась от символики Деметры – пшеничные венки, сноп злаковых колосьев, факелы в руках, маки, вплетенные в волосы.
Ближе к эпохе средневековья, Церера стала олицетворением церковного светоча обоих заветов как наставница ищущих истинный путь. Здесь четко прослеживается аналогия с древнегреческим аспектом – перерождение всего живого как истинный путь мирового благополучия.
Атрибуты богини Деметры
Изначальный образ великой древнегреческой покровительницы земледелия в древнегреческой живописи олицетворяет прекрасная молодая женщина с мягкими чертами лица, пышным телом, золотистыми волосами, облаченная в ниспадающую свободную тунику. Божественный лик дополняет импровизированный нимб в виде колосков пшеницы.
В характере великой матери акцентируется кротость и уравновешенность. Ранние древнегреческие произведения представляют нам основную символику Деметры:
Золотые колосья в осознании греческих мистерий – это не только пища, но и дающие семя магический и позитивный символ любви. Отсюда и восприятие богини Деметры как брачной законодательницы. Ведь зерно – это эмблема богини как обозначение надежды людей и растений на новую жизнь.
Позднее иконная живопись представляет нам другую богиню плодородия – постаревшая и изможденная женщина-мать, в черном одеянии с грустным и тоскующим взглядом. На изображениях присутствуют другие символы:
Орфические гимны, посвященные Деметре
Орфизм как мистическое учение эзотерического характера тождественно с Элевсинскими мистериями. В древней Греции основой вероисповедания являлся культ преклонения душевному бессмертию и двойственному понятию природы как добра и зла.
Особенность противостояния орфиков олимпийским мистериям четко прослеживается в философских мировоззрениях о первоначале. В понимании мистического орфизма Деметра отождествлялась с Реей-Кибелой, фригийской матерью богов (римский культ начало 204 года до н.э.) Однако в орфических гимнах она выступает как «предоставляющая счастье и дарящая жизнь», что отличает ее от аллегорической римской Кибелы, требующей самопожертвования через боль и страдания во имя изобилия и достатка.
Самым первым из древних свидетельств основания элевсинского культа великойматери Деметры являются V и XII гомеровские гимны, созданные после
присоединения к Афинам легендарного земного пристанища богини (V-VI век до н.э.).
След описания обрядов в ее честь можно найти в наследии Каллимаха – VI гимн к Деметре (258-248 гг. до н. э.). Рукопись известного поэта привезена в Константинополь Д. Авриспоем (Венеция 1423 год). Ученик школьного учителя Элевсина Каллимах (около 310- 240 гг. до н.э.) был ярким представителем александрийской поэзии. Современный анализ его произведений обнаруживает двойственный стиль ироничного и справедливого хронографа. Сохраняя гомеровскую традицию повествования, поэт скрупулезно документировал актуальность событий древней политики, акцентируя внимание читателя исключительно на проблемах общественного быта.
Статуи Деметры
Римская копия греческой статуи Деметры (музей имени А.С. Пушкина)
Знаменитая работа скульптора Джана Леренцо Бернини « Похищение богом Аидом Персефоны» (Рим 1600 год)
Фреска «Мать и дочь – Деметра и Персефона» (древняя Греция)
«Встреча матери и дочери после разлуки» картина Фредерика Лейтона (1891 год)
Значение Деметры, как богини плодородия, особенно подчеркнуто в поздних памятниках искусства. Например, под влиянием аттической школы скульптора Праксителя изображение великой Деметры олицетворяет символ исконной возродительницы. Здесь она представлена как стареющая женщина с прикрытой покрывалом головой.
Богиня древней Греции Деметра в астрономии
Воплощение образа богини в эпохе Возрождения
В европейском искусстве XVI—XVII веков образ великой матери плодородия и земледелия Деметры ассоциируется с поклонением силам природы и прославлением ее даров в картинах итальянского художника Джорджа Вазави (1511-1574гг.), гравюрах нидерландского маньериста Хендрика Гольциуса (1558-1617гг.), и нидерландского живописца в стиле барокко Питера Пауля Рубенса (1577-1640 гг.).
Оригинальные произведения Д. Вазави можно найти в парижском Лувре, музеях Ватикана и итальянском Палаццо Питти.