демократическая процедура характеризуется тем что граждане осужденные
Демократическая процедура характеризуется тем что граждане осужденные
Как определяется место отбывания наказания в виде лишения свободы?
Отвечает Тольяттинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Игорь Сядуков.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены (часть 1 статьи 73 УИК РФ).
Возможен ли перевод осужденного в другое исправительное учреждение того же вида?
Осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении. Вместе с тем, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
В каких случаях осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в другой субъект Российской Федерации?
Осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации в исключительных случаях по состоянию здоровья или для обеспечения личной безопасности либо с их согласия, а также при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях. Место отбывания наказания лицами, осужденными за совершение отдельных преступлений, представляющих особую общественную опасность, в том числе связанных с похищением и торговлей людьми, экстремизмом и терроризмом, против государственной власти, мира и безопасности человечества, осужденными при особо опасном рецидиве преступлений, к пожизненному лишению свободы, к отбыванию лишения свободы в тюрьме, а также, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, определяется федеральным органом уголовно-исполнительной системы (часть 4 статьи 73 УИК РФ).
К чьей компетенции относятся вопросы перевода осужденных в другие исправительные учреждения того же вида?
Кем может быть инициирован вопрос о переводе осужденного в другое исправительное учреждение того же вида?
Основанием для рассмотрения вопроса о переводе осужденных является заявление самих осужденных и (или) их родственников, обращение начальника исправительного учреждения, ликвидация или реорганизация исправительного учреждения, иные исключительные обстоятельства, препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, а также решение о реадмиссии или депортации в отношении осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства.
Демократическая процедура характеризуется тем что граждане осужденные
КОНВЕНЦИЯ
о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для
отбывания наказания в государстве, гражданами
которого они являются*
руководствуясь желанием развивать сложившиеся отношения взаимного доверия и сотрудничества,
учитывая, что отбывание осужденными наказания в государстве, гражданами которого они являются, способствовало бы более эффективному достижению целей исправления и перевоспитания правонарушителей,
исходя из принципа гуманности,
договорились о нижеследующем:
Граждане каждого из Договаривающихся Государств, осужденные к лишению свободы в другом Договаривающемся Государстве, будут по взаимному согласию этих Государств передаваться для отбывания наказания в то Государство, гражданами которого они являются.
Передача осужденного для отбывания наказания в Государство, гражданином которого он является, может иметь место после вступления приговора в законную силу.
Осужденный, переданный для отбывания наказания в Государство, гражданином которого он является, не может быть вновь привлечен к уголовной ответственности за то же деяние, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15 настоящей Конвенции.
Передача осужденного в порядке, предусмотренном настоящей Конвенцией, не производится, если:
а) по законодательству Государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступлением;
б) в Государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан, либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства;
в) наказание не может быть исполнено в Государстве, гражданином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;
г) осужденный имеет постоянное место жительства на территории Государства, судом которого вынесен приговор;
д) не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией.
Передача осужденного для отбывания наказания осуществляется по предложению Государства, судом которого вынесен приговор, если Государство, гражданином которого является осужденный, согласно принять его для исполнения приговора с соблюдением условий настоящей Конвенции.
Государство, гражданином которого является осужденный, может обратиться к Государству, судом которого вынесен приговор, с просьбой рассмотреть вопрос о возможности передачи осужденного.
Осужденный и его родственники могут обращаться к компетентным органам Государства, судом которого лицо осуждено, или Государства, гражданином которого оно является, с ходатайством о передаче осужденного. О возможности такого обращения разъясняется осужденному.
По вопросам настоящей Конвенции компетентные органы Договаривающихся Государств сносятся друг с другом непосредственно. Каждое Договаривающееся Государство сообщит депозитарию наименование своего компетентного органа.
В целях передачи осужденного для отбывания наказания компетентный орган Государства, судом которого вынесен приговор, обращается к компетентному органу Государства, гражданином которого является осужденный.
Обращение составляется в письменной форме. К обращению прилагаются:
а) удостоверенные копии приговора и имеющихся по делу решений вышестоящих судебных инстанций, документы о вступлении приговора в законную силу;
б) документ о части наказания, отбытой осужденным, и той части наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию в соответствии с законодательством Государства, судом которого вынесен приговор;
в) документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было назначено;
г) текст статей уголовного закона, на основании которого лицо осуждено;
д) документ, свидетельствующий о гражданстве осужденного;
е) другие документы, если это сочтут необходимым органы Государства, судом которого вынесен приговор;
ж) заверенный перевод обращения и прилагаемых к нему документов.
В случае необходимости органы Государства, гражданином которого является осужденный, могут запросить дополнительные документы или сведения.
Компетентный орган Государства, гражданином которого является осужденный, в возможно короткий срок уведомляет компетентный орган Государства, судом которого вынесен приговор, о согласии либо об отказе принять осужденного на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией.
Место, время и порядок передачи осужденного определяются путем договоренности между компетентными органами заинтересованных Государств.
Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда того Государства, в котором он был осужден.
Суд Государства, гражданином которого является осужденный, исходя из вынесенного приговора, принимает решение о его исполнении, определяя по закону своего Государства такой же срок лишения свободы, как и назначенный по приговору.
Если по законодательству Государства, гражданином которого является осужденный, за данное деяние предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору, суд определяет максимальный срок лишения свободы, предусмотренный законодательством этого Государства за совершение данного деяния.
В случаях, когда по законодательству Государства, гражданином которого является осужденный, за совершение данного деяния в качестве наказания не предусмотрено лишение свободы, суд определяет по законодательству своего Государства наказание, наиболее соответствующее назначенному по приговору.
Часть наказания, отбытия осужденным в Государстве, судом которого вынесен приговор, засчитывается в срок наказания, а при определении наказания, не связанного с лишением свободы, отбывая часть наказания принимается во внимание.
Назначенное по приговору дополнительное наказание, если оно не было исполнено, определяется судом Государства, гражданином которого является осужденный, если такое наказание за совершение данного деяния предусмотрено законодательством этого Государства. Дополнительное наказание определяется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В отношении лица, переданного для отбывания наказания в Государство, гражданином которого оно является, наступают такие же правовые последствия осуждения, как и в отношении лиц, осужденных в этом Государстве за совершение такого деяния.
Компетентный орган Договаривающегося Государства, которому передан осужденный для отбывания наказания, уведомляет компетентный орган Государства, в котором был вынесен приговор, о решении суда об исполнении приговора, принятом в соответствии со статьей 10 настоящей Конвенции.
Исполнение неотбытого до передачи осужденного наказания, а также полное или частичное освобождение от наказания после принятия решения об исполнении приговора осуществляются в соответствии с законодательством Государства, которому передан осужденный.
Помилование осужденного осуществляется тем Государством, которому он передан для отбывания наказания.
Амнистия после передачи осужденного осуществляется в соответствии с актами об амнистии, изданными в Государстве, судом которого вынесен приговор, и Государстве, гражданином которого является осужденный.
Пересмотр приговора в отношении осужденного, переданному Государству, гражданином которого он является, может быть осуществлен только судом Государства, в котором вынесен приговор.
Если после передачи осужденного для отбывания наказания приговор изменен в Государстве, где он был вынесен, копия решения об этом и другие необходимые документы направляются компетентному органу Государства, которому передан осужденный. Суд этого государства разрешает вопрос об исполнении такого решения в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящей Конвенции.
Если после передачи осужденного для отбывания наказания приговор отменен с прекращением уголовного дела в Государстве, где он был вынесен, копия решения об этом и заверенный его перевод немедленно направляются для исполнения компетентному органу Государства, которому передан осужденный.
Если после передачи осужденного для отбывания наказания приговор в Государстве, где он был вынесен, отменен и предусмотрено новое расследование или судебное разбирательство, копия решения об этом и другие материалов, необходимые для нового рассмотрения дела, направляются компетентному органу Государства, которому передан осужденный, для решения вопроса о привлечении его к ответственности по законодательству этого государства.
Каждое Договаривающееся Государство разрешает транзитную перевозку по своей территории осужденных, передаваемых в соответствии с настоящей Конвенцией третьему Договаривающему Государству. Такая перевозка разрешается по просьбе Государства. гражданином которого является осужденный.
Связанный с передачей осужденного расходы, возникшие до его передачи, несут Договаривающиеся Государства, у которых они возникли. Другие расходы, связанные с передачей осужденного, в том числе по его транзитной перевозке, несет Государство, гражданином которого является осужденный.
Вопросы, возникающие при применении настоящей Конвенции, решаются по согласованию между компетентными органами Договаривающихся Государств.
Настоящая Конвенция не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются Договаривающиеся Государства.
Настоящая Конвенция подлежит ратификации подписавшими ее Государствами. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Правительству Германской Демократической Республики, которое выполняет функции депозитария этой Конвенции.
Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день, считая со дня сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты. Для Государства, ратификационная грамота которого будет сдана на хранение депозитарию после вступления в силу настоящей Конвенции, она вступит в силу на девяностый день, считая со дня сдачи на хранение депозитарию его ратификационной грамоты.
Настоящая Конвенция будет действовать в течение пяти лет со дня вступления ее в силу. По истечении этого срока Конвенция автоматически продлевается каждый раз на новый пятилетний период.
Каждое Договаривающееся Государство может выйти из настоящей Конвенции, направив за 12 месяцев до истечения текущего пятилетнего срока ее действия письменное уведомление об этом депозитарию.
К настоящей Конвенции после вступления ее в силу могут присоединиться с согласия всех Договаривающихся Государств другие Государства путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Присоединение считается вступившим в силу по истечении девяноста дней со дня получения депозитарием последнего сообщения о согласии на такое присоединение.
Депозитарий будет незамедлительно извещать все подписавшие настоящую Конвенцию и присоединившиеся к ней Государства о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении, дате вступления Конвенции в силу, а также о получении других уведомлений, вытекающих из настоящей Конвенции.
Депозитарий настоящей Конвенции примет соответствующие меры с целью регистрации этой Конвенции в Организации Объединенных Наций в соответствии с ее Уставом.
Настоящая Конвенция сдается на хранение депозитарию, который разошлет надлежащим образом заверенные копии Конвенции Государствам, подписавшим Конвенцию и присоединившимся к ней.
Совершено в Берлине 19 мая 1978 года в одном экземпляре на русском языке.
Ратификационная грамота СССР сдана на хранение Правительству Германской Демократической Республики 28 мая 1979 года.
В соответствии со статьей 20 Конвенции она вступила в силу 26 августа 1979 года.
Текст документа сверен по:
«Сборник международных договоров
по оказанию правовой помощи»,
Москва, 1996 год
Права и свободы человека и гражданина
На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.
Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.
Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.
Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).
К основным обязанностям человека Конституция относит:
Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.
Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.
Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.
Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.
Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.
Методические советы учителям
При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин». Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.
Избирательный процесс. Политическое участие. Политическая культура
Выберите верные суждения о политическом участии граждан и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Возможности политического участия зависят только от желания гражданина.
2) Основной формой политического участия большинства граждан демократического государства являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, референдумы.
3) Граждане недемократических государств участвуют в политике только в качестве членов политических партий.
4) Политическое участие позволяет гражданам реализовать свои способности или заинтересованность в управлении государством.
5) К формам политического участия относят обращение в органы государственной власти.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Политическое участие”.
1) нет, возможности политического участия зависят не только от желания гражданина, но и от существующих в стране законов, от политического режима, сложившегося в конкретной стране
2) верно
3) нет,граждане недемократических государств могут также участвовать в различных митингах, демонстрациях и т.д.
4) верно
5) нет, обращение в органы государственной власти не относится к формам политического участия.
Формы политического участия:
— участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах
— участие в деятельности политических партий и общественно-политических организаций
— участие в политических акциях — митингах, пикетах, демонстрациях
Абсентеизм — уклонение от участия в выборах.
Выберите верные суждения о политическом участии граждан и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Возможности политического участия зависят только от желания гражданина.
2) Основной формой политического участия большинства граждан демократического государства являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, референдумы.
3) Граждане недемократических государств участвуют в политике только в качестве членов политических партий.
4) Политическое участие позволяет гражданам реализовать свои способности или заинтересованность в управлении государством.
5) К формам политического участия относят обращение в органы государственной власти.
Выберите верные суждения о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Запишите пифры. под которыми они указаны.
1) Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, может быть избран депутатом Государственной Думы.
2) В соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу РФ избирается 450 депутатов.
3) Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ, осуждённый к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление.
4) Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно.
5) Все депутаты Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам
Выберите верные суждения об избирательных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Избирательные системы в демократических государствах обязательно предполагают проведение парламентских выборов в два тура.
2) Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что выборы являются всеобщими и равными.
3) При пропорциональной избирательной системе избиратель голосует за списки избирательных объединений или политических партий.
4) Подсчёт голосов избирательной комиссией происходит на выборах по любой избирательной системе.
5) При пропорциональной избирательной системе создаётся общенациональный избирательный округ.
Выберите верные суждения о выборах Президента Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2) Подготовка и проведение выборов Президента РФ, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции.
3) Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
4) Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты только политическими партиями.
5) Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 25 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 5 лет.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Избирательный процесс”.
1) верно.
2) верно.
3) верно.
4) неверно, на должность Президента РФ может быть выдвинут и независимый кандидат.
5) неверно, президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.
Выберите верные суждения о выборах Президента РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет.
2) Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ.
3) Президент РФ избирается сроком на пять лет.
4) В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента РФ назначает Государственная Дума Федерального Собрания РФ.
5) Президент Российской Федерации избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Избирательный процесс”.
1) верно.
2) верно.
3) неверно, президент РФ избирается сроком на четыре года.
4) неверно, выборы президента назначаются Федеральным Собранием.
5) верно, это признаки демократического избирательного права, действующего в РФ.
Выберите верные суждения о выборах и избирательных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Пропорциональная избирательная система применяется на выборах в представительные органы власти.
2) Выборы в демократическом обществе предполагают равенство прав политических партий и кандидатов.
3) Достоинством любой избирательной системы является примерно равное представительство политических сил в парламенте.
4) При проведении выборов по мажоритарной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов в соответствии с голосами, поданными за эти списки.
5) Мажоритарная система предполагает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей общенационального избирательного округа.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Избирательный процесс”.
1) верно.
2) верно.
3) неверно, примерно равное представительство политических сил в парламенте характерно для пропорциональной системы, но не для мажоритарной.
4) неверно, при мажоритарной системе победившим считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
5) неверно, при мажоритарной системе нет общенационального избирательного округа, государства делится на множество избирательных округов.
Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов, способом проведения голосования и определения его результатов.
Типы избирательных систем:
1. Мажоритарная система — победившим считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
Особенности мажоритарной избирательной системы:
— государство делится на избирательные округа
— возможно самовыдвижение кандидатов
— избиратели голосуют за личность кандидата
— победившим считается кандидат, набравший большинство голосов
— могут участвовать независимые кандидаты
— личная связь кандидата с избирателями и прямая ответственность избранного лидера перед своими избирателями, населением
— многие социальные группы оказываются непредставленными в органах власти
— практически исключается возможность избрания мелких партий
2. Пропорциональная система — голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями пропорционально числу поданных голосов.
Особенности пропорциональной избирательной системы:
— единый избирательный округ
— избиратели голосуют за политическую партию
— избирательный барьер
— представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства
—является гарантом представительства в органах власти большинства социальных групп
— избиратель голосует в большей степени за программу партий, а конкретные кандидаты ему неизвестны
— в парламенте оказывается множество мелких партий, которые могут препятствовать принятие важных решений
— отсутствует личная ответственность кандидата перед избирателем
3. Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система) — половина мест парламента выбирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе.