демон во плоти ангела что это означает
ПАДШИЕ АНГЕЛЫ — кто они. Самые могущественные и известные
Падшие ангелы. Одними из первых существ, которых создал бог были — Верховные ангелы. Эти существа имели физическое тело и чистые помыслы. В отличие от ангелов второй ступени божественной иерархии, они могли делать свой осознанный выбор. Самым старшим среди них был ангел-денница — Люцифер, он обладал практически той же силой, что и бог. Осознавая свое величие, денница возгордился и противопоставил воле бога свою. За это он был низвергнут с неба в преисподнюю.
Как появились падшие
Самый сильный падший ангел — Люцифер. В переводе с греческого значение его имени — несущий свет бога. Это был старший среди сыновей бога. Он обладал невероятной красотой и острым умом. Был первым из тех, кто вошел в контакт с людьми. Многие думают, что это его и погубило.
Сравнивая свои силы с бессилием людей, денница начал понимать, что он невероятно могущественный. Это послужило причиной того, что он возразил создателю и пошел поперек его воли. Бог прощал своего любимца, но чем больше дарил ему свою любовь и прощение, тем больше росла гордыня денницы. Другие Верховные ангелы, видя это, усомнились в могуществе создателя и его правоте.
Обладая сознанием, ангелы имели свои желания, стремления и амбиции. Находясь под началом Люцифера, целые полчища небесных существ выполняли его указания. Денница ревновал бога к людям, а потому он дал своим воинам слишком много воли. И когда Господь увидел это, он призвал своего сына к ответу. Тогда Люцифер поднял бунт, целью которого было свержение бога с небесного престола. В момент принятия решения о войне в душе самого чистого ангела зародилась тьма.
Великая битва
Архангел Михаил — защитник небесного престола и его войны вступили в бой с денницей и его приспешниками. Семь дней и семь ночей длилась Великая битва. За это время тьма и злоба в душе Люцифера стала отражаться на его облике. Его кожа потемнела, волосы окрасились в черный цвет, глаза покраснели от вырывающегося из них огня. Вместе с ним изменялась и его армия.
Денница больше не имел божьей поддержки и защиты, поэтому Михаил победил его. Люцифер был сброшен в преисподнюю и вместе с ним поднебесье покинули восставшие Верховные ангелы.
Библия, отвечая на то, кто такие падшие ангелы, определяет их как сынов божьих, которые посчитали себя равными богу, за что и были свергнуты с неба в преисподнюю.
Имена сильнейших
Падших ангелов было много, но Библия называет только самых сильных и могущественных из них.
Каждый из ангелов, попавших в этот список, после падения стал верховным демоном. И каждый играет свою роль в вечном противостоянии Люцифера и Господа. Книга «Демонология» рассказывает о том, что падшие находятся к людям намного ближе, чем Господь, и потому они легко поддаются искушениям.
Левиафан
Входил в число приближенных к богу Верховных ангелов. Левиафан был одним из тех, кто встал во главе восстания. После низвержения в преисподнюю стал олицетворением алчности. Этот падший ангел искушает людей богатством и властью. В Царствии Божьем его противником и защитником человечества от его деяний выступает Святой Петр.
Вельзевул
Азазель
В некоторых легендах Азазель (Азазелло) — это женщина-демон, которую зовут сестрой Сатаны. Однако в Библии это падший, который в свое время занимал пост Ангела-наблюдателя, но однажды почувствовал в себе вожделение к земным женщинам. С позволения денницы он стал принимать человеческий облик и вступать в половые связи с дочерями Евы.
Асмодей
Этот падший ангел известен тем, что искушает род человеческий вожделением. Изначально люди не имели похоти и совершали половой акт только для продолжения своего рода. Мужчина не желал женщин, и было спокойствие между парами. Но Асмодей дал людям чувственность, что привело к появлению грехов: мужчина, один из первых сыновей Адама, возжелал жену ближнего своего, и девушка ему не отказала. Тогда появилась ревность, из которой породилась месть, ненависть к ближнему, разрушение и убийство. В некоторых источниках его имя вписано как Дорама — искушение и осквернение плоти.
Сатана
По преданиям, Сатана, который также называется Дьяволом, тоже был одним из первых сынов Бога. Он занимал место по правую руку от Господа. Этот ангел создал человеческое тело: сначала — Адама, как олицетворение Бога, и принес его в дар отцу. Бог вдохнул в Адама жизнь и поселил в его тело бессмертную душу.
Этот демон стал первым среди ангелов, который вкусил грех вожделения. Позже, уже низвергнутый в преисподнюю, он выпускал своих приспешников, и они также вступали в плотские отношения с земными женщинами. Плодом таких связей стало появление великанов.
Самаэль
Этот падший по-своему силен. Он олицетворяет само Зло. Это один из двухсот ангелов смерти в исламе. Самаэль в некоторых источниках назван отцом Каина. Будучи соратником Сатаны и одновременно его вечным конкурентом, Самаэль, желая доказать свое превосходство, также вступил в связь с Евой, и она родила ему сына.
Этот падший также обвиняется в том, что жаждет обрушить на Землю апокалипсис. В его планах уничтожение рода человеческого и создание новой расы — полулюдей-полубогов. Но этот демон слабее денницы, и, боясь его гнева, не решается предать гибели человечество. Он ждет следующего Великого сражения в надежде на то, что Создатель уничтожит Люцифера и Сатану. Тогда Самаэль обрушит на землю великий огонь, убивая все живое.
Лилит
Имена падших ангелов женщин практически не встречаются в легендах и преданиях, т.к. изначально Ангелы были бесполыми.
Лилит — это единственный из падших, кому мифология присвоила женское начало.
В некоторых источниках Лилит — это первая жена Адама, она родила ему сыновей и дочерей и дала им возможность жить не на земле, а в воде. В других источниках Лилит — бесплотный и бесполый дух. Однажды, узнав о сношениях ангелов с людьми, дух решился также вступить в половую связь с человеком. Но его не привлекали дочери Евы, его притягивали сыновья Адама. И тогда Лилит принял облик самой красивой женщины, которая соблазнила мужчину во сне.
Когда на небе поднялся бунт, Лилит покинула его и сошла на землю как девушка, отказавшись от участия в Великой битве. Приняв решение больше не возвращаться к богу, Лилит взяла на себя роль суккуба — демона похоти, вожделения и искушения. Позднее те из падших, кто успел познать грех плотской связи с человеком, присоединились к ней, приняв на себя роли инкубов и суккубов.
Гадриель
Этот падший самая скромная и неизвестная сущность в иерархии демонов. В одних источниках Гадриель не был отступником Бога изначально. Но после низвержения восставших в преисподнюю Гадриэль стал посланником божьим. Он нес обитателям Ада божью волю.
Долгое время вера этого Верховного ангела была твердой, но с каждым посещением Ада он все больше узнавал подробности Великого бунта. Старшие среди падших — Азазель, Сатана и Асмодей завлекали Гадриеля, искушали его властью и наслаждениями. Но он не поддавался. И тогда денница ввел его в состояние сна и показал все то, что Гадриель получит, присоединившись к Темному Царству.
Когда Ангел пробудился, он счел себя оскверненным и больше не возвратился к богу. Но и к приспешникам Люцифера не присоединился. Он стал демоном Смерти, забирающим и сопровождающим души человеческие к вратам Рая или Ада.
Видео: ПАДШИЕ АНГЕЛЫ: Азазель, Дьявол, Суккуб, Белиал, Люцифер
Легенды о падших ангелах
Во многих культурах люди смотрят на падших ангелов не как на врагов, а как на тех, кто дал им выбор. Вместе с падшими к людям пришли многие ремесла и умения. Демоны дали людям способность сомневается и принимать решения. И в христианстве, и в иудаизме существует немало легенд о падших ангелах. Особого внимания заслуживают всего две.
Об истине
В иудейской легенде об истине говорится о том, что любовь денницы к своему отцу была настолько большой и всепоглощающей, что его единственным желание было стать частью своего создателя, стать с ним одним целым. Он долго обдумывал, почему Господь поставил своих детей, т. е. ангелов, ниже себя и обратился к отцу с этим вопросом.
Архангел Михаил, присутствующий при разговоре, подумал о том, что денница обманом хочет занять престол. Он поднял на Люцифера свое копье и оттеснил его от Бога. И тогда денница воспылал гневом и сказал, что Господь сам не придерживается своей главной заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Другие Ангелы, ставшие свидетелями этого, также решили, что у Бога нет к ним истинной любви, и впустили в свои сердца гнев и обиду. Так начался Великий бунт ангелов, закончившийся их низвержением в Ад.
О грехопадении
Эта легенда рассказывает о том, что Сатана, создавший из белой глины тело человеческое и подаривший его богу, настолько полюбил свое творение, что не сумел отказаться от него. Видя, как Адам возлюбил всей душой не его, своего создателя, а Господа, вложившего в его тело жизнь, испытывал страшную ревность.
Желая отвлечь Адама от Господа, Сатана создал девушку Еву. Но жизнь в нее так же вдохнул бог, и она тоже возлюбила его всей душой. Тогда ангел, съедаемый завистью и злостью, искусил Еву плотским грехом, а она принесла этот грех Адаму.
Впустив в свои души вожделение, люди воззрились на Сатану с благодарностью и ожиданием. Тогда Сатана втайне от Создателя наградил Еву способностью рожать детей. Но взял за это благо плату — рождение было с кровью и болью.
За осквернение человеческого тела, сосуда, хранящего дыхание Бога и его душу, Сатана попал в немилость Создателя. Поэтому в Великом бунте ангелов он встал по правую руку Денницы, а не Бога, за что был низвергнут вместе со всеми падшими.
Видео: ПАДШИЕ АНГЕЛЫ СРЕДИ НАС. Драма. Мистика. Страшные рассказы.
Почему нельзя произносить имена падших ангелов
Библия говорит о том, что произносить имена падших вслух нельзя. Каждый из этих престолоотреченных ангелов после падения несет в себе грех — алчность, вожделение, смертоубийство и т. д.
Когда звучит в мире имя падшего, человеческие души становятся уязвимыми. Это означает, что они могут попасть во власть демона.
Метка дьявола на теле человека – что это и как выглядит
С древности считалось, что темные силы ставят печать на человека, продавшего душу. Знак называется «метка дьявола». Существовала целая наука, разъясняющая, как она выгляди, где искать, что означает. Пометить сатана имеет право в нескольких ситуациях:
Внимание: описанные ниже отметины далеко не всегда означают связь с бесовским племенем. Это потенциал приобщиться к сатанизму через зависимости либо магическую практику.
Что такое дьявольская метка
В средние века прелаты церкви вели непримиримую войну с деревенскими ведуньями — целителями тела и врачевателями души. Религиозные руководители бились за почитание народа. А «ведьмы» препятствовали установлению всеобщего подчинения церкви.
Ученые мужи от религии создали теорию, которая отделяла обычных людей от прислужников дьявола. Последние, по их представлениям, имели на коже знаки. Отметину ставил владыка ада, чтобы его слуги не перепутали продавшегося с верующими.
Чаще клеймили женщин-целительниц. Им приписывали сотрудничество с темными. Никаким иным образом считалось невозможным объяснить умение вылечить болеющего, успокоить страждущего.
Важно понять, что наличие метки не делает из личности отверженного обществом индивида. Это всего лишь устаревшее верование, внедренное в умы политиками от религии.
Сейчас бытует мнение, то знаками помечают граждан планеты путем вакцинации. Сегодня происходит тот самый апокалипсис, описанный в Библии. Повсеместная чипизация переподчинит население сатане. Это спорное представление о современной действительности. Никто его не доказал, но и не опроверг.
Описание отметины дьявола
Прелаты объясняли людям, что печать ада появляется не просто так. Механизмы разнообразны. Но без физического контакта с кожей дело не обойдется. Варианты:
Бытовали и более изощренные описания. Девушки якобы вступали в интимную связь с духами, отчего изменялась их внешность.
Подозреваемую в колдовстве обнажали и публично осматривали каждый сантиметр тела. Выискивали родинки, шрамы, пятна, веснушки, порезы, омертвевший покров.
По поверьям князь тьмы расставлял по своему слуге семь печатей. В Библии указано время восхождения Люцифера на престол. После апокалипсиса он соберет приближенных, отделив их от не подчинившихся особым образом. Прислужник получит 7 меток, за что станет обладателем всевозможных земных благ.
Признаки слуги Люцифера
Чтобы понять, что у тебя сатанинская отметина, надо пристально рассмотреть кожу. Печать отличается от обычного покрова. Вот точные, 100% верные признаки:
Появляются печатки из ада двумя распространенными способами:
Где искать знак Сатаны
Изначально считалось, что помечает слуг владыка в потаенных местах. Это части тела, которые сразу не бросаются в глаза.
Список секретных мест:
Иногда отметина выставляется напоказ. Тогда сатанинские посланники хорошо ее маскируют под естественное образование. Распознается с большим трудом.
Родимое пятно
Кожный нарост появляется по неизвестной науке причине. Выполняет функцию балансира энергетики, по мнению эзотерики. Ученые по этому поводу отмалчиваются.
Родинки, подпадающие под колдовские признаки, имеют характерные особенности:
Врожденные пятнышки выдают бессовестного предка. Кровник из далекого прошлого передал право на отработку собственных грехов по родовой линии.
Дополнительный сосок
Колдунья получает в услужение помощников — фамильяров. Это энергетические формы зла, способные воплощаться в телесную форму. Например, козла, волка, кошку. Фамильяра надо подкармливать. Для этого появляется еще один сосок в районе грудины.
Ведьминым соском признавалась любой странный отросток: большой волдырь, бородавка, шишка.
Деформация органов
Исследуя подозреваемого, церковники выискивали все ненормальное. Перечень вероятных примет:
Любой калека мог навлечь на себя проклятие и кару. Особо подозрительно посматривали на одноглазых, хромых, умственно отсталых. Считалось, что из способности соображать посвящены служению диаволу.
Этот дефект точно указывает на сатанизм. Горбуна хватали и бросали в костер. Причем искривление позвоночника, приводящее к появлению нароста на спине, часто происходило по естественным причинам. Но объяснений никто не слушал. Сжигали и мужчин, и женщины карлиц с горбом.
Рыжие волосы
Странное поверье. Но рыжие локоны, по верованиям средневековья, указывали на инкуба или суккуба. Уточняла дьявольский диагноз красивая, яркая внешность носителя огненной шевелюры. Таких Господь на свет не производит. Их явно опечатал и одарил соблазнительным обликом услужник темных.
Чревоугодие, зависимости
Чрезмерные увлечения мирскими удовольствиями греховны. Сатанисты отвергают аскезу. Не соблюдают пост. Потому их вычисляли по пристрастиям к яствам, напиткам, позже курению и сексу.
Человека с необъятным брюхом считали чревоугодником. Значит, он уже поступил в услужение темноте. Хотя теперь понятно, что это примета энергетического вампира.
Третий глаз
Находится между надбровных дуг и внешне не заметен. Но любой чародей обладает дополнительным оком, которое помогает видеть энергетику окружающих. Способность неправильная, опасная, греховная.
Внимание: наличие люцеферовых пометок не связано со знаком Зодиака, иными астрологическими характеристиками. Они образуются сами после продажи бессмертной частицы — души.
Современные тенденции сатанинской «лаборатории»
В наши дни дьяволопоклонников никак не меньше, чем прежде. Некоторые индивиды ищут способов поторговать душой, заручиться поддержкой ада для реализации собственных корыстных устремлений. Не станем давать инструкцию, как получить контракт. Это не так сложно, как кажется интересующимся.
Перечислим методы, применяемые в современных условиях:
Помните, что правитель тьмы не так наивен. Он принимает услуги любого оступившегося. Но проверяет кровью, заставляя совершить немыслимое по убеждениям верующего. Практикуйте жадность, привороты, наводите порчи, проклинайте, обманывайте, мошенничайте, предавайте, и он сам придет зачислить вас в свои ряды. Никакая тату не потребуется. Заполучите самую настоящую жуткую метку.
Тема XXI. Учение о падщих ангелах
§55 Бытие демонов
В Священном Писании Ветхого и Нового Завета неоднократно упоминается о существовании бесов. Традиционно под змием, искусившим в раю первых людей, подразумевается нечистый дух. Во Второзаконии и Псалтири говорится о жертвоприношении бесам: «Приносили жертвы бесам, а не Богу» ( Втор. 32:17 );
«и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» ( Пс. 105:37 ), злой дух влияет на царя Саула ( 1Цар. 16:14–16, 23 ), сатана наводит на Иова беды ( Иов. 1:6–12 ). Упоминаются нечистые духи и в неканонических книгах ( Тов. 3:8, 17; 6:8 ). В Новом Завете о бесах говорится многократно: Мф. 8:31 ; Мк. 5:12 ; Лк. 4:41; 10:17 и т.д. К нечистым духам вообще и в особенности к их главе в Писании прикладывается много наименований: «нечистые духи» ( Мк. 3:11; 5:13 ; Деян. 8:7 ), «злые духи» ( Деян. 19:12 ), «бесовские духи» ( Откр. 16:14 ), «духи злобы» ( Еф. 6:12 ), их глава называется драконом, змием древним, диаволом, сатаной ( Откр. 20:2 ), «врагом» ( Мф. 13:25, 28 ), «отцом лжи» ( Ин. 8:44 ), «искусителем» ( Мф. 4:3 ), «человекоубийцей» ( Ин. 8:44 ), «князем мира сего» ( Ин. 12:31; 14:30; 16:11 ) и «богом века сего» ( 2Кор. 4:4 ).
§56 Бесы – падшие ангелы. Причина падения
В Послании святого апостола Петра говорится о согрешивших ангелах, которые были наказаны «узами адского мрака» ( 2Пет. 2:4 ). Из приведенных текстов видно, что некогда часть ангелов во главе с Люцифером согрешила 346 перед Богом, следствием чего стало их падение и наказание. Что же стало причиной этого бунта? Блаженный Феодорит в следующих словах апостола Павла: «Чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» ( 1Тим. 3:6 ), видит указание на то, что гордость и есть грех, совершённый диаволом. Ведь одинаковость наказания предполагает одинаковость преступления, и если апостол в качестве кары за гордыню указывает осуждение с диаволом, то, соответственно, диавол согрешил именно гордыней.
§57 Иерархия падших ангелов
После низвержения Люцифера и последовавших за ним ангелов падшие духи образовали некое свое царство. Сам Господь Иисус Христос называет обитель темных сил царством ( Мф. 12:26 ). По–видимому, это темное царство сохраняет некое подобие устройства ангельской иерархии, на что указывают слова апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6:12 ). Из этих слов видно, что речь идет о бесах, но при этом к ним применяются такие же наименования, какие и к ангельской иерархии. Схожий текст есть и в другом Послании апостола Павла, где он, говоря о победе Спасителя над духами злобы, пишет: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору» ( Кол. 2:15 ). Таким образом, бесы сохраняют не только подобие структуры ангельской иерархии, но и наименования составляющих этой лже–иерархии.
§58 Место обитания демонов
Люцифер и те, кто последовал за ним, были низвержены: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10:18 ), – говорит Спаситель; в других местах Писания также указывается на падение нечистых духов с небес (см.: Откр. 12:7–9 ; Ис. 14:12 ). Однако где сейчас их местонахождение? У апостола Павла есть выражения, которые указывают местом обитания падших духов поднебесье, воздушное пространство: «. князя, господствующего в воздухе» ( Еф. 2:2 ); «наша брань. против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6:12 ).
§59 Действие злых духов в мире
Падшие ангелы, движимые ненавистью и завистью к человеческому роду, всеми способами пытаются навредить человеку и сделать так, чтобы он свернул с правого пути. Апостол Петр, предостерегая христиан, пишет: «Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ). Диавол, враг рода человеческого, сеет в сердцах людей злые помыслы ( Мф. 13:25 ), подталкивает на преступления ( Ин. 13:2 ) и даже пытается искушать Богочеловека. Сатана как дух лукавый использует всевозможные средства для обольщения человека. Апостол Павел говорит, что «сатана принимает вид Ангела света» ( 2Кор. 11:14 ), то есть может надевать маску, личину, выдавать себя и свои действия за доброе. Собственно, так он поступил уже в раю и на протяжении истории не раз успешно использует этот метод искушения. Жития святых изобилуют рассказами о том, как нечистый дух являлся подвижникам не только в виде ангелов, но и даже Самого Господа Иисуса Христа, использовал Священное Писание, творил чудеса и т.д. Кроме того, бесы всячески искушают людей, вызывая в них страстные желания и греховные помыслы.
Определенный, если так можно выразиться, успех в соблазнении людей диавол всё же имеет. В Писании говорится, что «весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 ), а диавол, как уже указывалось, назван «князем мира» ( Ин. 12:31 ), «богом века сего» ( 2Кор. 4:4 ), демоны именуются мироправителями тьмы века сего ( Еф. 6:12 ).
§60 Беснование и одержимость
Нечистые силы направляют свой ум и волю, свою деятельность на то, чтобы разрушать доброе, и особенно – вредить людям. Частным примером деструктивного воздействия бесов на человека является беснование и одержимость. В Св. Писании есть целый ряд примеров, когда говорится о злострадании людей и указывается беснование как причина этих бед (см.: Мф. 9:33; 17:18 ; Мк. 7:29 ; Лк. 4:35; 9:42 ).
Как рассматривать это состояние? Как одержимость злым духом или как психическое заболевание? Нередко предпринимаются попытки объяснить всё с научной позиции, считая, что речь идет просто о психических заболеваниях, которые древние, по незнанию и суеверию, считали одержимостью. Принять такое мнение нельзя, так как в Евангелии нет никаких оснований для подобного понимания. Господь Иисус Христос изгонял бесов, и апостолы оставили описание этого. Если гипотетически и можно предположить, что народ неправильно понимал суть происходящего, то такое невозможно по отношению к близкому кругу – апостолам; а именно они и зафиксировали эти случаи. И уж они точно в случае непонимания чего–либо могли осведомиться у Божественного Учителя о сути происшедшего, как нередко и бывало, когда апостолы после каких–то событий вопрошали Господа. Соответственно, сам евангельский текст не дает ни малейших оснований для такой интерпретации.
Оригинальны рассуждения святителя об этой самой оболочке души, которой (оболочкой) является нервная система человека. И бес как бы вклинивается между духом и телом, вселяясь и контролируя через нервную систему (архиеп. Иннокентий называет ее еще цепью, кольцом, сетью) всего человека. Именно такое состояние и называется беснованием.
§61 Каким знанием обладают ангелы и демоны?
Таким образом, можно констатировать, что, по православному вероучению, ангелы, хотя и являются существами, обладающими совершенствами, всё же познают только то, что им открыто Богом, а кое–что является и желанным предметом познания, но остается для них тайной.
Где в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов говорится о существовании нечистых духов?
Какие именно тексты Священного Писания свидетельствуют, что бесы – это падшие ангелы?
Какие наименования применяются в Писании к нечистым духам?
Какие наименования применяются в Писании к начальнику бесов?
В чём был грех Люцифера и последовавших за ним ангелов? Какие мнения существуют по этому поводу?
Где находятся сейчас падшие ангелы? Какие места Священного Писания говорят об этом?
Почему Люцифер и ангелы решили бунтовать против Бога?
Что изменилось в падших ангелах после их грехопадения?
Почему падшие ангелы не могут покаяться?
Есть ли иерархия у бесов?
Какие действия производят бесы в мире?
Как они могут влиять на людей?
Что такое беснование? Как свт. Иннокентий Херсонский объясняет этот феномен?
Как правильно понимать тексты Писания, где диавол назван «князем», «богом» и т. п.?
Знают ли бесы будущее?
Знали ли бесы, что Иисус Христос Бог? Обоснуйте свой ответ.
Перечислите несколько наименований из списка литературы.
Обязательно к прочтению:
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах // Источник знания. СПб., 2006. С. 140–141.
Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни. СПб., 2002. 47 с.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах // Источник знания. СПб., 2006. С. 140–141.
Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к авве Фалассию. Вопрос XI // Творения. М., 1994. Кн. 2. С. 52–53.
Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни. СПб., 2002. 47 с.
Ларше Ж.–К. Безумие соматического происхождения. Безумие бесовского происхождения // Исцеление психических болезней. Опыт христианского Востока первых веков. М., 2007. С. 53–116.
Марк, игум. Злые духи и их влияние на людей. М.: «Паломник», 1994. 191 с.
Подлеснюк И., свящ. Сокрыл ли Господь от диавола Свое Божество под покровом телесности? // Академический летописец. К., 2014. № 15. С. 44–49.
Феодорит Кирский, блж. О диаволе и о демонах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 81– 86.
Флоринский Ф. Рассуждение об участии злых духов в грехопадениях человеческих. М., 1838.
Феодорит Кирский, блж. О диаволе и о демонах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 82.
Свт. Иннокентий (Борисов) пишет : «Явно, что им вверено было что–то для хранения и какое–то место для жительства; но они не соблюли ни того, ни другого» (Иннокентий (Борисов), архиеп. О существах, высших человека, или о духах // Сочинения. Святая Успенская Киево–Печерская Лавра, 2000. Т. 2. С. 174–175).
«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:8 ).
Святитель Иннокентий этого мнения не разделяет – а. С.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах // Источник знания. СПб., 2006.
Следует сказать, что подобные мысли встречаются и у других богословов. Ср., например, высказывание В.Н. Лосского: «Творить – значит вызывать новое; творение, если можно так выразиться, – это риск нового. Когда Бог вызывает не из Самого Себя новый «сюжет», сюжет свободный, – это апогей Его творческого действия; Божественная свобода свершается в сотворении этого высочайшего риска – в сотворении другой свободы». Лосский В. Н. Творение // Догматическое богословие. М., 1991. С. 224–225.
Иннокентий (Борисов), архиеп. О существах, высших человека, или о духах // Сочинения. Т. 2. Святая Успенская Киево–Печерская Лавра, 2000. С. 176.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах // Источник знания. СПб., 2006.
Феодорит Кирский, блж. О диаволе и о демонах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 85.
Интересным является сравнение аргументации восточных отцов о причинах невозможности покаяться демонам и мнения авторитетного латинского схоласта Ансельма Кентерберийского, рассматривающего этот вопрос в юридической плоскости: «Как человек мог быть примирен с Богом лишь благодаря способному умереть Богочеловеку, праведностью Которого возвращено Богу то, что Он утратил из–за греха человека, так же и падшие ангелы могут спастись только Богоангелом, если бы тот был способен умереть и своей праведностью вернул бы Богу то, что похитила у Него греховность остальных [ангелов]» (Ансельм Кентерберийский. Почему Бог стал человеком. Кн. 2. Гл. 21 // Искупление. Материалы Второго Международного симпозиума христианских философов. СПб., 1999. С. 132).
Обращение диавола невозможно. Правда, Ансельм указывает и другой аргумент : «И из ангелов ни один не должен быть спасен другим ангелом, – ведь они, в отличие от людей, не принадлежат к одному роду. Ибо ангелы не происходят все от одного ангела, как все люди произошли от одного человека. Это и устраняет [возможность] их восстановления, ибо как пали они без злого воздействия извне, так и подняться с чьей–либо чужой помощью не смогут, – это для них невозможно» (Ансельм Кентерберийский. Почему Бог стал человеком. Указ. соч. С. 132).
Интересным представляется суждение блж. Феодорита, полагающего, что эти слова указывают на то, что Люциферу когда–то было вверено охранение видимого нами мира, космоса: «Диаволу, прежде нежели обратился он в худшее, вверено было смотрение над воздухом. Ибо говорит : «по князю власти воздушныя: духа, иже ныне действует в сынех противления»» (Феодорит Кирский, блж.
О диаволе и о демонах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 83–84).
Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Ефесянам. Гл. 6. Ст. 12. М., 2004. С. 595.
Также святитель пишет: «С неба низвергнуты, на земле не имеют твердой опоры и витают бездомовно и рассеянно в воздухе, откуда чинят всякие беспорядочные нападения на людей и поддающихся увлекают на зло» (Феофан Затворник, свт. Указ. соч.
Цит. по: Демонология // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14. С. 386.
Цит. по: Демонология // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14. С. 386.
«И хотя им позволено искушать человека, но они не могут никого принудить» (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах // Источник знания. СПб., 2006. С. 141).
Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни. СПб., 2002. С. 36. Архиеп. Василий, подводя итог рассуждениям св. Диадоха, пишет : «После крещения сатана извержен из нашего сердца и ума и отныне искушает нас извне посредством нашей плоти, мыслей и памяти» (Василий (Кривошеин), ар хиеп. Указ. соч. С. 38).
Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 8. С. 149.
См. также: Григорий Палама, свт. Омилия XXXIII. О добродетелях и противоположных им страстях, и о том, что «мир», «миродержителем» которого является диавол, это не Божия тварь, а это те, которые, вследствие злоупотребления тварью, покорились ему // Беседы. М., 1994. С. 75–82.
В связи с этим представляется интересным выражение прп. Исаака Сирина: «Мир – это совокупность человеческих страстей».
Подробнее см.: Ларше Ж.–К. Исцеление психических болезней. Опыт христианского Востока первых веков. М., 2007. 224 с.
«Итак; то, что ниже человека и что выше его, составляют две противоположные крайности. Следовательно, для злого духа, ниспадшего в противоположный мир, каждая сфера мучительна, неестественна. Но по мере приближения существ к средоточию сих двух противоположных миров мучение сие уменьшается, так что в человеке, как цепи или средоточии сих миров, отраднее пребывать злому духу, нежели в каком–либо другом существе всего мира видимого, или чувственного» (Иннокентий (Борисов), архиеп. Указ. соч. С. 185).
Эта идея присутствует у многих отцов и в богослужебных текстах. См., напри мер: «Враг попирает мя, и озлобляет, и поучает всегда творити своя хотения». Ка нон Ангелу Хранителю. 3–я песнь.
См. подробнее: Иннокентий (Борисов), архиеп. Указ. соч. С. 182–184.
Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 141.
Блж. Феодорит объясняет, что евангельские слова: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:10 ), нужно понимать не в смысле познания ангелами Божественной сущности, но как созерцание ангелами Божественной славы.
Несмелов В. И. Указ. соч. С. 316.
Подобное учение нашло также отражение в богослужебных текстах. Ср.: «Еже от века утаенное и ангелом несведомое таинство: Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог, в неслитном соединении воплощаемь, и Крест волею нас ради восприим, имже воскресив первозданнаго, спасе от смерти души наша» (Богородичен воскресный, глас 4).
Подлеснюк И., свящ. Сокрыл ли Господь от диавола Свое Божество под покровом телесности? // Академический летописец.
Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»