демотиваторы что это значит
Что такое демотивация и зачем она нужна?
Иностранные слова с приставкой «де» означают отрицание чего-то. Не сложно догадаться, что демотивация подразумевает воздействие, обратное мотивации. На первый взгляд, можно предположить, что это негативное явление. Но все ли так однозначно? Могут ли демотиваторы быть полезными? Какие факторы стоит учитывать, чтобы ответить на этот вопрос? Стоит ли применять демотивацию в своей семье, на работе, общаясь с друзьями? Чего можно добиться таким способом? Возможно, есть смысл полностью отказаться от этой методики? Можно ли ее чем-то заменить? Ответы на эти вопросы – хороший мотив прочитать статью полностью.
Что такое демотивация?
Демотивация — это снижение желания что-то делать. К ней относится все то, что уменьшает вдохновение человека, снижает интерес к определенным поступкам или манере поведения. С чем это связано? В первую очередь – с физиологической реакцией организма. Дело в том, что эмоции вызваны целым набором различных гормонов, которые выделяются в кровь. Бывают гормоны, вызывающие ощущение счастья и радости, но есть и противоположные им – «гормоны стресса». В случае мотивации – вырабатываются первые, в случае демотивации – вторые.
Допустим, сотрудника мотивировали к продуктивной работе обещаниями выплатить премию. Он воодушевился, поскольку его организм наполнился «гормонами счастья». Работник уже предвкушает, как он держит эти деньги в руках, куда их потратит, какое удовольствие от этого получит. В определенный момент этот человек узнает, что его собираются «кинуть», ничего не заплатив. Вдохновение резко сменяется апатией, по кровеносным сосудам стремительно распространяются «гормоны стресса», и желание работать пропадает. Этот процесс называется демотивацией. Такой случай демонстрирует негативную сторону этого явления. Но бывает ли оно полезным? Разберемся и в этом вопросе.
Зачем нужна демотивация?
В большинстве статей, в которых рассматривается вопрос демотивации, делается акцент именно на негативную сторону этого явления. Чаще всего, оно рассматривается в разрезе трудовой дисциплины и неправильного отношения к сотрудникам. Но все ли так однозначно? Дело в том, что демотивация помогает отбить охоту к чему угодно, включая и вредные привычки, например, алкоголь, никотин, наркотики. В этом плане она полезна и необходима.
Например, борьбу с алкоголизмом можно вести двумя взаимно дополняемыми способами. В первом случае – показывать преимущества здорового образа жизни, включая мотивационные постеры, изображающие красивых, успешных и счастливых людей. Во втором варианте – демонстрировать последствия алкоголизма: разрушенные семьи, неопрятный внешний вид, социальное дно. Поскольку страх бывает эффективнее желаний, то демотиваторы зачастую справляются со своей задачей лучше, чем демонстрация преимуществ. Часто они не лишены иронии и тонкого юмора, вроде изображения пьющей и курящей женщины, дополненного фразой «Отмажь сына от армии еще до рождения».
Тандем мотивации и демотивации известен с древности, найдя свое отображение в известном афоризме «кнута и пряника». Поощрение – это мотиватор. Наказание – это демотиватор. Эффективно и то, и другое, а еще лучше – их сочетание. Когда сотрудники стремятся получить премию и не хотят быть оштрафованными, они работают продуктивнее.
Виды демотиваторов.
Принцип работы демотивации идентичен мотивации, только с приставкой «минус». Она также опирается на построение логических взаимосвязей по принципу «если делать так, результат будет таким». Только, в отличие от мотивирующих фраз или видеороликов, ее цель заключается в том, чтобы «отбить» желание что-то делать, например, пить или курить. Это касается конструктивной демотивации, которая борется с вредными привычками и асоциальным поведением. В ход идут мудрые фразы, ироничные изображения или видеоматериалы.
Если говорить о практике демотивации в построении рабочего процесса, то здесь мнения расходятся. Часть авторов считает, что этот метод способен разрушить коллектив и организацию в целом. Другие же уверены, что «метод кнута» важен для поддержания трудовой дисциплины. Во всяком случае, он срабатывает быстрее и надежнее. Поэтому многие руководители, пытаясь получить эффект раньше, начинают именно с этого подхода. Итак, разберем основные способы демотивации:
Первый способ подразумевает штрафы, лишения премий и других материальных благ. В меркантильном обществе финансовые взыскания оказывают самое ощутимое воздействие. Наказание «рублем» эффективно для любых сотрудников, но чаще всего применяется для наименее престижных должностей, когда нет возможности повлиять чем-то другим.
Дисциплинарные наказания могут принимать вид замечаний, выговоров (устных и письменных), лишения определенных привилегий. Они начинают работать с теми сотрудниками, для которых важен престиж их должности, например, высших руководителей, менеджеров среднего звена, либо специалистов.
Третий вид демотивации срабатывает в коллективе, который объединен конкретной идеей и желанием ее реализовать. Яркий пример – советские пионеры, которые сами готовыми были «растерзать» любого товарища, если он своим поведением накладывал негативный отпечаток на остальных. Руководству даже не приходилось вмешиваться в «расправу», активисты сами «линчевали» любого нарушителя.
Безусловно, демократия не приветствует применение таких методов, но сущность отдельных людей не подразумевает альтернативы. Иначе, не было бы тюремных заведений даже в самых развитых и демократичных странах. Полностью исключить демотиваторы вряд ли когда-нибудь удастся, просто следует научиться их правильно применять, чтобы они оказывали исключительно педагогическое воздействие и способствовали развитию человека.
Мир многогранен, поэтому в нем не все однозначно. Демотивация тому подтверждение. С одной стороны, она оказывает негативное воздействие на психику человека. С другой же – может приносить ему благо, отучивая от вредных привычек и неправильного поведения. Все зависит от целей, для которых она используется, и способностей того, кто ее применяет.
Демотивация – это система методов воздействия на персонал. Демотивация – определение, особенности и примеры
Каждый человек работает ровно настолько, насколько у него хватает личной мотивации. Иногда приходят ситуации извне, они могут по-разному восприниматься людьми. Если сотрудника раскритиковал начальник, то он может плюнуть на все и больше не проявлять инициативу в делах. Другой, наоборот, из штанов выпрыгнет, чтобы доказать, что он все равно самый лучший, несмотря на то, что о нем думают.
Реакция на одну и ту же ситуацию зависит во многом от того, что человек сам о себе думает, и от того, как развивалась его личность на протяжении многих лет, начиная с самого детства. Грани здесь тонкие, и хороший начальник должен понимать, в каких ситуациях и как вести себя с подчиненными. В хороших руководителях нынче большой дефицит. Они сами с комплексами и рады реализовать себя за счет других. Осознанно или подсознательно руководители используют на своих подчиненных разные методы воздействия. Попробуем разобраться в этом.
Мотивация сотрудников в работе
Мотивация и демотивация – это две стороны медали, которые встречаются в работе. Два этих воздействия приходят как изнутри, так извне. Сегодня мы не будем говорить о том, как человек может сам себя мотивировать на какие-то действия и достижения результатов или, наоборот, загнать себя в депрессию и состояние апатии.
Мы разберемся во внешних условиях, которые влияют на продуктивность работы человека. Мотивация является системой внешних условий, которые позволяют запустить активность в работе и внутреннюю энергию. Мотивировать человека на работе можно наградами, повышениями, похвалой, материальными выплатами. Мотивированный сотрудник всегда с горящими глазами, от рабочего процесса он получает удовольствие. Рвение в работе у него присутствует всегда, и он готов показывать высокие результаты.
Что такое демотивация
Есть и обратный механизм воздействия, который, между прочим, может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Демотивация – это снижение побуждения к достижению цели на рабочем месте. Это может быть связано с тем, что обстоятельства, которые побуждали человека к работе, или пропали, или ослабли. И по этой причине работник не желает тратить определенные усилия на то, чтобы проявлять в рабочих процессах настойчивость, добросовестность и надлежащие старания. Начальник может применить к сотруднику разные демотиваторы. Демотивация по-русски приводит к ряду последствий, происходящих в психике того, на кого она направлена.
Что происходит в результате демотивации
У многих людей в голове прочно засела мысль о том, что воздействие «кнутом и пряником» дает положительный эффект. Это применимо далеко не во всех случаях. Эта демотивация приводит к тому, что у человека уровень удовлетворенности снижается.
Реакция сразу проявляется в раздражительности, опозданиях. Склонность к конфликтам увеличивается, и человек чувствует себя уставшим. В таком случае можно не рассчитывать на работу с высокой отдачей. Демотивация по-русски не приносит того результата, которого бы желал начальник. В таком случае можно заметить частые уходы на больничный, проявление саботажа в скрытых и явных формах, нарушение исполнительной дисциплины и проявление деятельности, которая может принести ущерб организации. К ряду негативных проявлений еще можно добавить снижение интереса к выполнению работы, пререкание с руководством и даже желание уйти на другое место работы. В данном случае не стоит говорить о готовности к совместным проектам с руководством и коллегами. Вот к таким последствиям приводит демотивация по-русски.
Формы демотивации
Лучшие демотиваторы – это:
С какой целью администрация применяет меры против сотрудников
Часто такие способы применяются в большей мере неразумно, не с тем, чтобы помочь развиться специалисту, а с тем, чтобы поставить его на место и не взращивать конкурента.
Демотивация и закон
Любые меры взыскания должны проводиться в рамках закона, который дает руководителю много инструментов для эффективной работы.
Любые санкции должны фиксироваться письменно, это могут быть служебные записки или объяснительные. Документы должны храниться в личном деле.
Все меры, которые были применимы к сотрудникам, в дальнейшем могут использоваться при аттестации, выплате премий, изменении должностных окладов или перемещении сотрудника по служебной лестнице. Взыскания могут быть учтены при принятии таких решений, и на их основании действия могут быть обоснованными и взвешенными, что должно дать хороший результат.
Как строится система демотивации
Система предполагает, что должна быть разработана программа наказаний должностного лица. Учитывается вид проступка, с какой периодичностью он совершается, и в соответствии с имеющимися данными подбирается наказание.
Есть две формы наказания: моральная и материальная.
К материальному взысканию относится строгий выговор, выговор или замечание. Все это должно быть оформлено в письменном виде. Крик в кабинете у начальника и унижения подчиненного не имеют никакого отношения к моральному наказанию с точки зрения закона.
Материальная демотивация может быть в виде лишения премии, уменьшения оклада или даже увольнения.
Руководитель сам принимает решение об отдельном или комплексном взыскании с учетом ущерба, который был нанесен компании действиями или бездействием специалиста.
Благодаря законному основанию все сотрудники находятся в одних рамках и понимают процедуры, которые принимаются в компании. В руках руководителя – это хороший инструмент для воздействия и контроля персонала.
Демотиватор
Демотива́тор (демотивационный постер) — изображение, состоящее из картинки в чёрной рамке и комментирующей её надписи-слогана, составленное по определённому формату. Вскоре после появления демотиваторы стали интернет-мемом.
Содержание
История и распространение
Изначально демотивационные постеры появились как пародия на мотивационные постеры (плакаты) или мотиваторы — вид наглядной агитации, предназначенный создать подходящее настроение в школах, университетах и на рабочих местах.
Мотивационные постеры очень часто бывали скучны, поэтому широко распространилась практика их пародирования, обычно заключавшаяся в составлении постеров по такому же стандарту, но вызывающих вместо положительных эмоций отчаяние, уныние и грусть. Подобные пародии и получили название демотивационных постеров.
Примеры демотиваторов можно найти на многочисленных ресурсах Интернета. Тем не менее, всё больше и больше картинок, называемых «демотиваторами» и распространяемых в интернете, не соответствуют самому понятию «Демотиватор», а являются просто юмористическими картинками.
Нередко для усиления эпатирующего эффекта в демотиваторах используются тексты или изображения нецензурного или оскорбительного характера.
Формат постеров
В обоих вариантах постер строится по достаточно жёсткому формату. Практически всегда он представляет собой плакат чёрного цвета, на котором размещены следующие элементы:
Типы демотиваторов
К. соц. н. Голиков выделяет 6 типов демотиваторов [1] :
Что такое демотиваторы, мотиваторы, мемы, эдвайсы
Еще пару десятилетий назад никто бы не подумал, что можно уделять много времени интернету, практически жить в нем. Но сейчас большинство людей используют его для работы, чтобы пообщаться с друзьями, узнать последние новости. Именно из интернета можно быстрее всего узнать актуальные вещи.
А что же актуально на сегодняшний день? Что вызывает интерес у посетителей интернета? Сейчас большую популярность набрали такие явления как демотиваторы, мемы, мотиваторы, эдвайсы, и нет ни одного пользователя интернета, который хоть раз не видел их. Эти понятия распространились очень быстро, да и заняли свою нишу во всемирной паутине довольно прочно. Если судить на первый взгляд – они все являются картинками или фотографиями и особой разницы между ними нет. Но это не совсем так. Сейчас мы разберем, что между ними общего и чем они отличаются.
Первыми появились мотиваторы. Стандартно они выглядят как картинки или фотографии в светлой, чаще всего в голубой, рамке. Под картинкой, на голубом фоне, написан какой-либо мотивирующий (вдохновляющий, побуждающий) лозунг и его пояснение. Например, большинство религиозных лозунгов, лозунгов против курения, алкоголя или абортов делают именно в виде мотиваторов. Мотиватор имеет философский подход и смысловую нагрузку, предназначен для наглядной агитации.
Как антипод мотиватора появился демотиватор, который преследует абсолютно другую цель. В оформлении демотиватор практически ничем не отличается от мотиватора, за исключением рамки черного цвета. По смыслу демотиватор отличается безысходностью и безнадежностью, имеет негативный смысл или содержит черный юмор.
Мемы – это картинки, фотографии, высказывания, слова, звукоряд, видео которые спонтанно и быстро набирают популярность в интернете. Они передаются от одного пользователя к другому через почту, сайты или блоги и при этом вызывают огромный интерес. В большинстве случаев мем не имеет особого смысла или несет в себе нездоровые ассоциации, бредовый смысл или плоское чувство юмора. Несмотря на то, что понятие «мем» появилось сравнительно недавно, сейчас это обширное понятие и включает в себя и демотиваторы, и мотиваторы, и эдвайсы.
Эдвайсы – это мемы-картинки с надписями. Соответственно, во всемирной паутине эдвайсы появились порядком позже, чем те же мемы, мотиваторы и демотиваторы. Эдвайс создается не спонтанно, а имеет обязательного персонажа. Этот персонаж обычно обозначен в каком-либо мимическом выражении и находится на ярком фоне. Сверху и снизу относительно картинки находятся фразы. В этих фразах и заключается основное отличие эдвайса от мема, ведь в переводе с английского «advice» означает «консультация» либо «совет».
Несмотря на то, что грани между демотиваторами, мотиваторами, эдвайсами и мемами практически не видно, она на самом деле есть. Все четыре понятия достаточно близки, но каждое имеет особенности, свойственные только ему.
Что такое мотиваторы и демотиваторы?
Слово «мотиватор» первоначально появилось в английском языке в начале прошлого века. Обозначало оно любую причину, подталкивающую к каким-то действиям и стало научным термином у психологов для описания поведения.
Особую популярность термин приобрёл после работ американского психолога Фредерика Герцберга. В 1960 году он детально выяснял, от чего зависит удовлетворение от работы. По его мнению, есть две группы факторов: «здоровые» (зарплата, отпуск, условия работы, льготы и т.п.) и «мотиваторы» (интерес к работе, её перспективность, признание своих достижений и другие).
Хозяева бизнеса и менеджеры основное внимание уделяли первой группе, забывая подчас о второй. Практические психологи обратили на это внимание и стали разрабатывать конкретные инструменты усиления мотиваторов. Одной из таких форм стали особые плакаты (постеры). Комбинация изображения и краткого текста «цепляет» – она неожиданна, привлекает, вызывает нужные ассоциации, подталкивает к желательным мыслям и действиям.
Вот, например, картинка: ладонь с зернами, над вспаханной землёй. Текст: «Мы находим в жизни только то, что сами вкладываем в неё».
Дизайнеры и полиграфисты, быстро уловили новую потребность. Появились фирмы – производители «вдохновляющих» настенных картинок для офисов, школ, общественного транспорта и т. д. С развитием цифровых технологий создавать подобные постеры получили возможность миллионы владельцев «Фотошопа» и пользователей интернета.
В качестве текстов часто стали использовать цитаты известных людей. Картинки такого рода появились на кру́жках, одежде, сумках, «обоях» для монитора. Родился журнал «The Motivator».
Сложились и стандарты нового жанра:
– рисунок, окружённый белой рамкой и довольно широкими полями;
– слоган – главная тема, идея, написанные крупно, контрастным к фону цветом;
– ключевая фраза (теглайн) – шрифтом помельче и тем же цветом.
В России неуклюжее «мотивационный постер» быстро превратилось в «мотиватор». Психологи робко пытались спорить: мол, это научный термин, он касается не только картинок. Но живая речь развивается по своим законам. Наберите «мотиваторы» в любом поисковике, и вы обнаружите тысячи коллекций картинок – «Мотиваторы для похудения», «Мотиваторы-приколы» и т. п.
Исследования показывают, что мотиваторы, и вправду, влияют на поведение людей. Например, когда в метро города Глазго (Великобритания) повесили такой плакат, который призывал пользоваться не эскалатором, а лестницей, поток людей на ней увеличился вдвое.
Что такое демотиваторы?
Демотиваторами назвали пародии на настоящие, позитивные мотиваторы. Их оформляют похожим образом, но обычно используют чёрный фон, а слоганом часто служит лишь одно слово – название темы. Первая часть ключевой фразы строится как подобие «позитивного» мотиватора, а её вторая половина иронична и напоминает о теневых сторонах жизни.
Демотиваторы по-своему тоже полезны – предупреждают о возможных неудачах, дают «вредные советы», которые заставляют улыбнуться. Например, картинка: школьник пишет мелом на доске на доске: 2 + 2 = 5. Подпись: «ЗНАНИЕ. Я верю, что дети – наше будущее. Это-то меня и пугает».
Нередко демотиваторы – лишь форма саморекламы или просто забавные картинки без особого глубокого смысла.
Многие демотиваторы становятся интернет-мемами, то есть, быстро расселяются по Всемирной паутине, подобно слову «превед» или фотожабам. В США основным производителем демотиваторной продукции стала компания Despair Inc., одна из страничек её сайта позволяет каждому попробовать свои силы в этом жанре.