депонированная сумма это что такое
Депонирование зарплаты, стипендий и иных выплат
Автор: Ершов Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В настоящее время депонирование зарплаты, стипендий и других выплат не предусмотрено положениями Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У. Требование о проставлении в расчетно-платежной (платежной) ведомости отметки о депонировании не выданных в срок наличных денег утратило силу еще 30.11.2020 (см. абз. 3 пп. 6.5 п. 6 Указания ЦБ РФ № 3210-У в прежней редакции). Что теперь делать с деньгами, которые не получены в срок? Надо ли вести учет депонентской задолженности на счете 0 304 02 000? Подробности читайте далее.
Депонирование никто не отменял!
Ранее при наличии в кассе не полученных в срок выплат заработной платы, стипендий и других сумм кассиру в последний день их выдачи следовало совершить следующие действия:
в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) проставить оттиск печати (штампа) или сделать запись «Депонировано» напротив фамилий и инициалов работников, которым не выданы наличные деньги;
подсчитать и записать в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию;
сверить указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости);
проставить свою подпись на расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) и передать ее для подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии – руководителю).
Такие требования содержались в абз. 3 пп. 6.5 п. 6 Указания ЦБ РФ № 3210-У до внесения в него изменений, предусмотренных Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У, которое вступило в силу 30.11.2020.
После этого многие бухгалтеры стали задаваться вопросом: надо ли вообще депонировать не полученные в срок выплаты, а также вести их учет на счете расчетов с депонентами? Давайте разбираться.
Депонирование выплат предполагает отражение их как неполученных в учетных документах и бухгалтерском (бюджетном) учете. Причем это касается только выплат, которые выдаются из кассы наличными.
Действующие положения инструкций по организации и ведению учета в образовательных учреждениях предусматривают использование счета 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами» для отражения сумм оплаты труда, стипендий, пособий, пенсий, компенсаций, не полученных в установленный срок (п. 270 Инструкции № 157н, п. 107 Инструкции № 162н, п. 137 Инструкции № 174н, п. 165 Инструкции № 183н).
Продолжительность срока выдачи наличных денег на указанные выплаты определяется руководителем учреждения и не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег со счета) (пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У).
Бухгалтерские записи по отражению в учете операций по депонированию выплат формируются на основании расчетно-платежной (ф. 0504401) или платежной (ф. 0504403) ведомости, а также реестра депонированных сумм (ф. 0504047). Об этом говорится и в инструкциях по ведению бухгалтерского учета, и в Приказе Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, которым установлен порядок формирования названных документов.
Согласно ему в формах расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) предусмотрено проставление кассиром напротив фамилий работников и иных лиц, которые не получили зарплату, стипендию и другие выплаты в предусмотренный срок, отметки «Депонировано».
Таким образом, исключение аналогичных норм из абз. 3 пп. 6.5 п. 6 Указания ЦБ РФ № 3210-У не влияет на порядок заполнения названных ведомостей. В них по-прежнему приводится информация о суммах, которые подлежат депонированию и отнесению на счет 0 304 02 000.
Далее хотелось бы отметить, что учреждение вправе хранить определенные суммы наличных средств в кассе, соблюдая лимит кассы. Согласно п. 2 Указания ЦБ РФ № 3210-У денежные средства сверх установленного лимита должны быть переданы в банк.
Поэтому если сумма депонированных выплат превышает лимит кассы, то наличные деньги сдаются в банк для зачисления на лицевой счет образовательного учреждения. Внесение средств осуществляется на основании расходного кассового ордера (ф. 0310002), квитанции к объявлению на взнос наличными (п. 92 Инструкции № 162н, п. 114 Инструкции № 174н, п. 117 Инструкции № 183н).
Отражение выплат в составе депонентской задолженности
Операции по депонированию сумм заработной платы, стипендий и иных выплат, не полученных работниками (учащимися) в установленный срок, и зачислению их на лицевой счет отразятся в учете следующими записями:
Содержание операции
Казенные учреждения
Бюджетные и автономные учреждения
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Отражено депонирование не полученной в срок выплаты
Внесена депонированная выплата из кассы на лицевой счет учреждения
1 210 03 561
Забалансовый счет 18*
1 201 34 610
Забалансовый счет 18
0 210 03 561
Забалансовый счет 18*
0 201 34 610
Забалансовый счет 18
Зачислена сумма депонированной выплаты на лицевой счет учреждения
1 210 03 661
Забалансовый счет 18
0 201 11 510
Забалансовый счет 18*
0 210 03 661
Забалансовый счет 18
* Запись по указанному забалансовому счету производится со знаком минус (п. 367 Инструкции № 157н).
Аналитический учет депонированных сумм организуется в книге аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий (ф. 0504048) в порядке, предусмотренном в учетной политике для ведения учета обязательств по выплатам на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам». А учет операций по счету 0 304 02 000 ведется в журнале операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям (ф. 0504071) (п. 271 Инструкции № 157н).
Университет, имеющий статус автономного учреждения, выдает стипендию своим студентам через кассу. В установленный срок один из студентов не явился за ее получением по причине болезни. Сумма стипендии в размере 5 000 руб. была депонирована и в дальнейшем перечислена на лицевой счет учреждения.
Выплата стипендий в автономных образовательных учреждениях осуществляется за счет средств целевых субсидий и отражается по КВР 340 «Стипендии» в увязке с подстатьей 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» КОСГУ (п. 48.3.4 Порядка № 85н, п. 10.9.6 Порядка № 209н).
В бухгалтерском учете отражены следующие записи:
Депонирование денежных средств: обозначение, расшифровка термина
Я давно работаю в финансовой сфере, поэтому хорошо разбираюсь в терминологии и расшифровке сложных понятий. Сегодня я расскажу, что такое депонирование средств, как оно осуществляется.
Особенности депонирования средств
В связи с гигантской глобализацией экономики и финансовой сферы, российские предприятия различных форм собственности, большие или малые, вынуждены оперировать терминами, не имеющими границ.
Отсюда понятие «депонирование» уже вошло в обиход не только менеджеров, бухгалтерских работников и всей банковской сферы. Ими овладевают и обычные граждане, получающие заработную плату, имеющие собственные сбережения, которые небезопасно хранить дома.
Термин этот произошёл от латинского depono — «кладу, оставляю». То есть сдаю на хранение в банковские сейфы.
Как хранить надёжно денежные средства и ценности
Для этих целей существует ряд апробированных форматов. Итак, депонирование бывает:
А ещё депонировать финсредства можно нумерованным способом. Другими словами, это шифровка спецномером имени клиента банка, обратившегося в него с активами или ценностями.
Это лишь доступное для понимания несведущим в финансовой сфере лицам объяснение. Хотя процесс депонирования осуществляется с документальным оформлением в соответствии с правилами конкретного финансово-кредитного учреждения.
И основным документом при этом, закрепляющим передачу в банковский сейф наличной валюты или ценностей, которые этот банк берёт на сбережение, является соглашение сторон. Оно доступно и юридическим и физическим лицам.
Депонирование зарплаты
Все больше учреждений, организаций практикуют безналичную заработную плату, перечисляя на банковские карточки сотрудникам причитающиеся им средства.
Однако есть еще немало учреждений, которые продолжают по той или иной причине использование для выплат заработка наличные средства. Они могут столкнуться с рассматриваемой ситуацией и с термином депонирования. Поэтому наши разъяснения помогут разобраться в основных порядках такой процедуры.
Многие финансово-банковские учреждения всяческими средствами лоббируют перевод их под свою депонентную опеку. Но наличные не всегда вовремя получаются в кассе (сотрудник заболел, уехал в командировку и по любым другим причинам). Нахождение остатков средств в кассах строго ограничивается по времени. Речь о нескольких днях. После этого их надо вернуть в финансово-кредитное учреждение, обслуживающее данное предприятие. Эта процедура возврата наличных средств именуется депонированием зарплаты (ДПЗ).
Важные дополнительные разъяснения по процедуре депонирования заработка россиян
Выше рассказано, по какой причине работник может подпасть под депонирование его заработка. Это объективная ситуация, её устранение администрациями должно регулироваться в пользу работника всеми допустимыми методами.
Налоговые начисления и иные обязательные взносы к процедуре ДПЗ не относятся. Они по бухгалтерской процедуре фигурируют лишь на стадии начисления заработка, а не в аванс или получку.
Если же по каким-то, никому не объяснимым причинам, администраторы сами продержали финансы в кассе и отправили их на депонирование, то это нарушение не только трудового законодательства, но и Уголовного кодекса. А то, что дефект 90-х годов прошлого столетия случается часто и сейчас, свидетельствует Росстат: на март 2019 года задолженность по выплате заработанного приближается к четверти всего заработка.
Куда девается задепонированная предприятием и финансово-кредитным учреждением зарплата?
Это регулируется не только локальными положениями на каждом предприятии, в учреждении. Физические лица могут требовать зарплату немедленно, а также на протяжении трёх лет.
Такое предусмотрели законодатели Российской Федерации, внеся поправки в Гражданский кодекс. Если не обратились вы за зарплатой в этот срок, тогда неполученные деньги переходят в разряд прибыли вашей организации по бухгалтерскому и налоговому учёту.
Перевод на депонирование и его последовательность:
И сразу после этого собственно и начинается путь депонирования заработной платы. Отсутствующий получатель причитающуюся ему сумму может получить уже с ДПЗ только в следующий аванс или в очередную выдачу заработной платы. В редких случаях до них лишь по личному заявлению, но такое администрациями не очень практикуется.
«Вы на депоненте». Как можно вернуть себе ДПЗ?
Дата выдачи налички, задепонированной на предприятии в минувших отчетных кассовых периодах в чётких (локальных) нормативных документах — в день очередной выплаты заработка или в дни, регламентированные руководством предприятия, учреждения, как расчёты по депонированным случаям заработной платы.
Собственник предприятия или официальный иной руководитель также обязан вернуть сотруднику его заработок по личному обращению, будь-то устно или письменно – как принято в его учреждении. Во втором случае заявление пишется на имя первого руководителя.
Строго определено для бухгалтерий, что предприятию разрешён лимит на хранение в кассе наличных средств, то есть в ней будет находиться чуть большая к хранению сумма. При превышении лимита средства возвращаются в банковское учреждение на депонирование. Лимит устанавливает каждый руководитель самостоятельно.
Если такие финансовые средства находятся на предприятии, то сотрудник получит свою долю быстро и без проблем. Но деньги нередко расходуются на другие цели. А если предприятие превысило лимитирование кассовой наличности, то сотруднику все же придется ожидать ближайшего аванса или получки.
Важные виды иного депонирования
Они служат для сохранности финресурсов граждан и юридических лиц и получения на них прибыли. Банкиры для своего учреждения использует их во благо вкладчиков, отчего они и прирастают определёнными суммами.
Отличаются способы нахождения в сейфе банка денежных средств лишь по времени: до востребования и с указанием полного срока. И в том, и другом случае вкладчик вносит в банк свои сбережения, а тот выдаёт теперь уже своему клиенту законный документ – депозитный сертификат.
В разряде вклада до востребования банк не может препятствовать снятию вкладчиком всей суммы или по её частям в любое время. В том числе к выдаче плюсуются и начисленные проценты. При этом менеджерам банка он предъявляет выданный ему сертификат.
Вклады на срочное хранение утверждаются банком по заявке вкладчика на определённое время — от одной недели до трех лет. Этот способ лучше от вклада до востребования – на него начисляются большие проценты. Но если вы требуете досрочное снятие вклада, препятствий не будет, но проценты останутся в финансово-кредитном учреждении.
Если по окончанию указанного в депоненте строка вклада клиент забыл его продлить или забрать, банк продлевает действие автоматически.
Депонирование в арендованной банковской ячейке
Деньги могут храниться в банковских ячейках, к которым есть доступ вкладчика. Но в этом случае на проценты не рассчитывайте. Вариант такого депонирования используется для безопасности всевозможных сделок – продажа квартиры, автомобиля. Этот вид депонирования обеспечивает безопасность при совершении различных сделок.
Депонирование условное (эскроу)
Это специальный счет на временное хранение денег до их выплаты с определённой целью. Чаще происходит с реализацией недвижимости. Покупатель кладет на него средства до перехода к нему права собственности этой недвижимости. Банк после этого переводит деньги продавцу. В данном случае это учреждение является третьей стороной между продавцом и покупателем и обеспечивает безопасность сделки.
Такие сделки в России ведутся не очень давно – с 2014 года. И законодательные акты по эксроу еще требуют усовершенствования. Пока ясно одно: средства на этом условном депонировании, как переводится «эксроу», не уйдут в сумму банкротства банка.
Что такое депонированная заработная плата
День выдачи зарплаты работникам устанавливается правилами трудового распорядка, принятыми у конкретного нанимателя. Иногда сотрудник в этот день отсутствует в силу разных причин. Это значит, что он не получит полагающиеся ему денежные средства. При подобном развитии событий бухгалтерии нужно будет произвести депонирование заработной платы, совершив ряд определенных действий.
Что это такое
В настоящее время все большее число учреждений прекращает применять способ наличного расчета и переходит на выплату сотрудникам заработанных ими финансовых средств на карты банков. Выдача денег в форме наличности используется все реже, поэтому и термин «депонирование зарплаты» выходит из широкого употребления. Однако учреждения, использующие для выплат наличные средства, с рассматриваемой ситуацией могут столкнуться.
Для понимания сути определения «депонированная зарплата» (ДПЗ) разберемся в терминах, из которых оно состоит.
При выплате денег наличными учреждению необходимо выделить запирающийся сейф для их хранения. Единственный ключ должен быть у кассира, второй экземпляр — у руководителя учреждения.
Кассир вправе выдать зарплату лишь в присутствии работника, которому она причитается. Посторонние лица присутствовать не могут. Сотрудник, получивший вознаграждение за труд, расписывается в подтверждение этого факта.
Иногда у работника объективно отсутствует возможность присутствовать на рабочем месте из-за болезни, командировки и т. д. и получить причитающиеся деньги. В таком случае кассир в ведомости расчетов напротив фамилии человека пишет слово «депонировано» и оформляет расходный кассовый ордер.
Важно понимать, что финансы депонируются в том случае, когда работник не смог их получить по причинам, связанным с ним. Если причина невыдачи — в действиях работодателя, это является нарушением трудового законодательства и влечет для нанимателя ответственность.
В целом речь о ДПЗ может вестись лишь в случае, когда заработная плата выдается в наличной форме. Налоговые вычеты и другие взносы к процедуре не имеют отношения, так как они осуществляются в момент начисления, а не получения средств.
Как можно получить ДПЗ
Наниматель должен выдать сотруднику, не сумевшему вовремя получить зарплату, по обращению последнего. Такое обращение может быть как письменным, так и устным. В первом случае оформлять бумагу надо на имя руководителя.
В случае когда позволяют лимиты, т. е. наибольшая разрешенная к хранению сумма средств, денежные средства остаются в кассе учреждения. При превышении — возвращаются в кредитную организацию. Размер лимита руководитель организации определяет самостоятельно с учетом рекомендаций Центробанка.
При хранении финансовых средств на предприятии они возвращаются сотруднику по первому требованию. А вот при превышении лимитов средства могут быть получены при выдаче ближайших плановых выплат. Однако при настоятельном требовании работника учреждение направляет в банк запрос о переводе необходимой суммы.
Получив средства, кассир должен оформить РКО на имя работника. Бухгалтер же ведет книгу депонентов, где отражены номера ордеров и даты. Расходный ордер подписывают директор и главный бухгалтер. В дальнейшем документ остается на хранении в учреждении.
Наниматель должен выдать ДПЗ в полном объеме. При удержании части сотрудник вправе обратиться в трудинспекцию по поводу нарушения трудовых прав, а по истечении 3 месяцев — с иском в суд.
Как учитывать
Возникновение ДПЗ следует отражать в реестре депонентов. Утвержденный шаблон отсутствует, поэтому возможна свободная форма. В ней можно учесть такие реквизиты, как:
Срок хранения
Деньги, поступившие из кредитной организации, подлежат хранению в кассе не больше 3 дней. По истечении срока финансовые средства депонируются и возвращаются в банк.
В РФ срок давности по суммам, которые депонированы, не определен, однако по общему правилу он составляет 3 года. По окончании срока ДПЗ будет отнесена к невостребованным суммам и перейдет в доход предприятия с отражением по статье «Прибыль, не связанная с основной деятельностью».
Книга учета ДПЗ хранится 5 лет. Отсчет начинается с 01.01 года, следующего за годом возникновения долга.
Учет ДПЗ осуществляется на счете 76.4.
При депонировании оплаты за работу используют такие бухгалтерские проводки:
По истечении 3 лет сумма депонирования станет невостребованной и должна быть учтена на 91 счете «Внереализационные расходы», отражена проводкой Дт 76.4 Кт 91.
Пример
Сотрудникам учреждения начислена зарплата в сумме 400 000 рублей 27 июля. 31 июля банк направил в кассу финансы на выплату в сумме 348 000 рублей, тогда же — сумму НДФЛ — 52 000 рублей.
Один сотрудник зарплату не получил в срок по причине отъезда в командировку. 10 августа зарплата в размере 23 000 рублей была получена. В конце июля провели инвентаризацию, по итогам обнаружена невыплаченная ДПЗ в сумме 20 000 рублей. Срок давности истекает 3 августа.
Депонированная зарплата – как проводить и выдавать?
Депонированная зарплата – как проводить и выдавать?
Каждая компания обязана выплачивать своим сотрудникам зарплату. Задача организации – предоставить деньги. Но иногда бывает так, что сотрудник за этими деньгами не является. Такую зарплату бухгалтерия возвращает обратно в банк, т.е. производит депонирование. А сама возвращённая зарплата, соответственно, называется депонированной. Депонирование сегодня уже не так актуально, как было раньше. Сейчас практически у каждого есть банковские карточки, на которые перечисляют зарплату, и сотруднику не нужно 2 раза в месяц ходить в бухгалтерию. Но случаи бывают разные. Иногда бывает так, что работник по какой-то причине не может завести карту. Или компания сама решает выдавать сотрудникам деньги наличкой в бухгалтерии. В этих случаях нужно знать, что делать, если кто-то из сотрудников не пришёл за полагающимися ему деньгами.
В каких случаях производится депонирование, и насколько оно обязательно?
Согласно ТК РФ работник должен явиться за зарплатой в течение пяти дней с момента начисления. Если по какой-то причине он этого не сделал, компания возвращает деньги в банк.
Раньше депонирование вменялась фирмам в обязанность. Однако 11 марта 2014 года вышло Указание Банка России № 3210-У, по которому компании теперь не обязаны сдавать депонированные начисления в банк. Однако оставшиеся деньги по прошествии 5 дней включаются в общий лимит кассы (зарплата сотрудников в этот лимит не входит).
У каждого предприятия должен быть определённый кассовый лимит, выше которого в кассе денег быть не должно. Исключения составляют только предприятия малого бизнеса. Согласно пункту 2 Указания № 3210-У и пунктам. 1, 4 письма ФНС от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338 предприятия малого бизнеса могут не устанавливать кассовый лимит.
Таким образом, если ваша компания – предприятие малого бизнеса, и один из ваших сотрудников не явился за зарплатой, эти деньги спокойно могут лежать в кассе до прихода их владельца, и депонирование вам совершенно не нужно.
Если же ваша фирма не имеет отношения к малому бизнесу, прежде чем депонировать невостребованные деньги, проверьте ваш кассовый лимит и количество средств в кассе. Если размер кассы вместе с невыданной зарплатой лимит не превышают, смысла депонировать деньги нет никакого. Но если лимит будет превышен, сдачи депонированной зарплаты в банк вам не избежать.
Перевод депонированной зарплаты в банк
До 2014 года закон требовал составлять множество документов: реестр депонированных сумм, книга учёта депонированных сумм и т.п. С 2014 года все эти документы составлять необязательно. Но чтобы в бухгалтерии не произошло путаницы, учитывать все суммы с помощью них достаточно удобно. Бухгалтерия будет точно знать, сколько денег не было выдано, когда они были переведены и т.п.
В первую очередь заполняем реестр депонированных сумм. Этот документ ведётся в свободной форме. Как правило в нём указывается:
Далее данные вносятся в книгу учёта депонированных сумм. Такая книга тоже составляется в произвольной форме, заводится на год. В ней отдельная строка заводится на каждого депонента (человека, не пришедшего за зарплатой). Указывается Фамилия, имя, отчество работника, его табельный номер, депонированная сумма и период, за который эта сумма должна была быть выплачена.
Далее деньги переводятся в банк. Делается это по проводкам Дт 70 Кт 76-4 (обозначение депонированной зарплаты) и Дт 51 Кт 50 (зачисление депонированной зарплаты на расчётный счёт в банке). Эти проводки сопровождаются заполнениями соответствующих им документов.
Обратите внимание! По каждой выплате зарплаты компания должна делать отчисления по страховым взносам во внебюджетные фонды. В соответствии со статьёй 11 Закона № 212-ФЗ взносы рассчитываются на дату выплаты зарплаты, указанную в документах (а не на дату фактического получения денег). Поэтому даже если зарплата была возвращена в банк, страховые взносы по ней всё равно должны быть уплачены точно в срок.
Как выплачивать депонированную зарплату?
Что делать, если сотрудник по прошествии какого-то времени всё-таки явился в бухгалтерию за деньгами? В этом случае компания должна выдать деньги не дожидаясь дня следующей зарплаты. Операция проводится по проводке Дт 50 Кт 51.
Однако в некоторых случаях, если речь идёт о крупном предприятии, чтобы не загружать бухгалтерию работой, в уставе компании, в коллективном или трудовом договоре может быть указано, что депонированная зарплата выплачивается:
Депонент должен написать заявление на выдачу ему депонированных средств. На основании этого заявления бухгалтерия отправляет запрос в банк и выводит средства.
Так как ведомость по выплатам зарплат к этому моменту должна быть уже закрыта, для выдачи депонированной зарплаты заполняется специальный документ – расходный кассовый ордер. В нём указывается:
Как депонированная зарплата влияет на налоги?
Отчисления по НДФЛ производятся до того, как зарплата зачисляется сотрудникам. Поэтому на вычеты НДФЛ депонирование не влияет никак.
Однако возвращённые на расчётный счёт средства изменяют баланс предприятия. Если налогообложение предприятия ведётся по основной системе или по УСН15, то депонированная зарплата включается в графу «доходы предприятия», и чтобы её оттуда убрать, нужно ждать, пока сотрудник явится за деньгами. Если налогообложение производится по системе ЕНВД, депонирование зарплаты на налоговые вычеты никак не повлияет.
Истечение срока исковой давности
Депонированная зарплата должна храниться нетронутой на счету предприятия в течение 3 лет. Если за это время деньги так никто и не потребовал, в бухгалтерском учёте они включаются в состав прочих доходов, а в налоговом учёте – в статью внереализационных доходов.
Делается это по следующему алгоритму:
Все эти действия должны производиться в последний день отчётного периода, в котором истекает срок исковой давности.