деревенская пастораль что это такое
Значение слова «пастораль»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры 6/8, 12/8, плавное спокойное движение мелодии, зачастую удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в творчестве Антонио Вивальди, Доменико Скарлатти, Франсуа Куперена, Иоганна Себастьяна Баха и других композиторов. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена.
Опера, пантомима, балет, показывающие идеализированные картины сельской жизни. Пасторальные оперы писали Кристоф Виллибальд Глюк, Вольфганг Амадей Моцарт, Жан Батист Люлли, Жан Филипп Рамо.
Буколическая (от греч. βουκóλος, «пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. Синонимы — эклога и идиллия.
Вид европейской литературы, копирующий буколическое мировоззрение.
ПАСТОРА’ЛЬ, и, ж. [от латин. pastoralis — пастушеский]. 1. Произведение (преимущ. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (истор. лит.). 2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пастора́ль
1. искусств. жанр в литературе и искусстве, поэтизирующий, идиллически представляющий мирную и простую сельскую, пастушескую жизнь
2. искусств. произведение такого жанра
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: напечатание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пастораль — изящный и беззаботный жанр искусства эпох Барокко и Рококо
Пастораль (от латинского pastorale «пастушеский») — это жанр в искусстве, в идиллической манере описывающий традиционную мирную сельскую жизнь. Пасторалями называют не только картины художников, но и произведения музыки, театра и литературы, посвященные тематике пастушества. Этому жанру характерно противопоставление приукрашенной жизни обычных крестьян бесцельным тяготам существования городских жителей.
Пастораль в искусстве имеет ярко выраженную социальную направленность. Этот жанр возник в период зарождения капитализма и пользовался большой популярностью в среде аристократов, весьма далеких от настоящей сельской жизни. Героями пасторальных картин часто становились не реальные труженики, а идеализированные или мифологические персонажи.
История пасторали
История пасторали берет свое начало в XVI веке. Создателем этого жанра в искусстве считается итальянский поэт Якопо Саннадзаро (Jacopo Sannazaro). В 1504 году вышел в свет его роман «Аркадия», в котором автор мастерски отобразил идиллическую картину жизни деревенских пастухов. Саннадзаро сумел убедить огромное количество читателей в том, что в этом утопическом мире царит гармония и счастье, абсолютно отсутствуют страдания и горести.
Огромная популярность «Аркадии» стала толчком к бурному развитию пасторального жанра в различных видах искусства. В живописи одним из первых к этой тематике обратился знаменитый художник итальянского Ренессанса Джорджоне (Giorgione). В 1510 году он написал картину «Сельский концерт», в которой рядом с обычными мужчинами изображены божественные обнаженные нимфы. Хотя многие искусствоведы оспаривают авторство этой картины и считают ее творением молодого Тициана (Tiziano Vecellio).
Работа великого мастера была восторженно принята публикой и на несколько столетий стала образцом нового жанра в изобразительном искусстве. К этой тематике в своем творчестве обращались многие великие живописцы XVI-XVII веков.
В эпоху Барокко и Рококо пастораль достигла пика популярности. Помимо картин в этот период создавались многочисленные музыкальные и литературные произведения: симфонии, балеты, оперы, романы, стихи и драмы.
Последний всплеск активного интереса к пасторали состоялся в первой половине XIX века, когда в искусстве доминировал романтизм. Произведения этого направления отображали высокую духовную ценность человека и картины очаровательной сельской жизни идеально вписывались в идейные каноны стиля.
В середине XIX века с появлением новых революционных течений в искусстве пасторальный жанр утратил былую популярность. С этого времени идиллические образы в живописи стали неинтересны широкой публике, их вытеснили более актуальные для общества произведения в духе реализма, модерна и авангарда.
Известные художники пасторального жанра
Среди самых знаменитых художников-пасторалистов много великих мастеров живописи. Их картины и сегодня поражают зрителя изящной красотой и гармонией. Отдельного упоминания в нашей статье заслуживают:
Нежными пасторалями мастеров старой школы можно любоваться часами. Они очаровывают зрителя беззаботной легкостью художественных образов и невероятно красивыми пейзажами.
Посетители портала Very Important Lot имеют прекрасную возможность принять участие в аукционах искусства в разных уголках Земли в режиме онлайн. Здесь же можно недорого купить картины, рисунки, скульптуры у современных художников без посредников.
Как понять, что такое пастораль?
Живопись эпохи рококо и неоклассицизма Картина французского художника Франсуа Буше «Осенняя пастораль». Размер картины 260 x 199 см, холст, масло.
Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis – пастушеский), в искусстве и литературе – утвердившееся в 17-18 веках наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).
Осенняя пастораль
Истоки жанра. Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита), но называли ее по-разному – буколика, идиллия, эклога.
В своих истоках (у Феокрита) пастораль – словесная имитация античного мима – «низовой» разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления, включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш, передразнивание.
Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие и состязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»), также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пастуха Дафниса. У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в сентиментально-бытовом плане – как любовные страдания сменивших Дафниса пастухов.
Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра», отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон, тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией.
С другой стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и мифологических «сатиров», главное занятие которых – любовь, пение и игра на пастушеской свирели.
Отсюда – сближенность пасторали, которую античные риторики включали в «область серьезно-смехового», и сатиры, парадоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского, иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного, разрушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности, характерное и для пасторали, и для сатиры условно-игровое, экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности.
Мир пасторали. Пастораль определяется лежащим в ее основе целостным образом пасторального мира, противопоставленного миру антипасторальному.
Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах конкретизируется в ряде таких противопоставлений как: город – сельская местность (роща, загородная вилла, деревенская усадьба), искусственное бытие – естественная жизнь, цивилизация – природа, толпа – уединение, волнение – покой, тяжелый труд – созерцательная праздность, ненависть – любовь, вражда – дружба, отчуждение – сочувствие, сложность – простота, хаос – гармония.
Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное действо, – так называемое «приятное место» (locus amoenus) – окаймленная деревьями и кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние – вместе с пасущимися стадами, нимфами, сильванами, храмами, возведенными в честь языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилами – составляют пасторальный декорум. Пасторальный мир – это и мифологическая страна пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в эклогах Вергилия.
На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку»), или же исторического времени – времени природному (его идеальное воплощение – знойный летний полдень), а также – прекрасному «остановленному мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной «вечности».
Вневременность пасторали генетически связана с ее происхождением от мима, изначальной сориентированностью на лирику и сценический диалог. По мере эволюции пасторали от ее древнейших форм к нововременным в ней усиливается повествовательное начало вплоть до возникновения в литературе эпохи Возрождения так называемого «пасторального романа», а в литературе 17 века – героической идиллии.
Пасторальный метажанр в целом демонстрирует условность деления жанров на драматические, эпические и лирические. Узко-жанровые разновидности пасторали, представленные в каждом из этих родов (рождественское действо, пасторальная комедия и трагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога, пасторальные ода, сонет, элегия и т.д.)., как правило, преодолевают как межродовые, так и межжанровые границы.
Столь же динамичен и протеистичен герой жанра – пастух, который изначально является образом-маской поэта и страдающего влюбленного и который может выступать в разных обличьях: от божества до сатира, от духовно-утонченного участника философского диспута до «мужлана-деревенщины».
В литературе Возрождения и барокко пастухов начинают заменять рыбаки, охотники, «пастыри пчел». Пахари-земледельцы «проникнут» в пастораль лишь в эпоху Просвещения – на этапе опрощения и натурализации пасторального жанра.
У Вергилия пастухи и земледельцы принципиально разведены по разным жанрам – буколикам и «георгикам» – дидактическим поэмам о сельских «трудах и днях», тематически соседствующим с пасторалью, но имеющим принципиально иную, не созерцательно-медитативную, и, тем более, философскую, а жизненно-практическую направленность.
Пастораль в эпоху Возрождения. Обращение писателей-гуманистов к античной традиции в эпоху Возрождения вызвало расцвет пасторали во всех ее разновидностях.
Тому доказательство: эклоги Петрарки (между 1346 – 1348 годами); пасторальная аллегория Джованни Боккаччо «Амето» (около 1341-1342), его же пасторальная поэма в октавах «Фьезоланские нимфы» (1345), «Аркадия» (опубликована в 1504) Я. Саннадзаро.
На пастораль Саннадзаро ориентировались все авторы так называемых «пасторальных романов» (сами они называли свои сочинения «эклогами»): португало-испанский прозаик и поэт Хорхе де Монтемайор, написавший первый пасторальный роман – «Диану» (1559?), его продолжатели Хиль Поло, Сервантес, Лопе де Вега, Ф.
Сидни, О. д’Юрфе. Пасторальный роман – существеннейший этап формирования романа Нового времени: «Дон Кихот» Сервантеса превращается в «роман сознания» во многом благодаря наличию в нем пасторального плана.
Пастораль барокко. Пасторальные мотивы и образы занимают большое место в петраркистской поэтической традиции позднего Возрождения и раннего барокко (эклоги Гарсиласо де ла Вега и Камоэнса, пасторальные романсы и сонеты Гонгоры, К. Маро, А. Барклая, поэмы Т. Тассо («Аминта», 1573), Э.
Спенсера («Календарь пастуха», 1579), Гонгоры («Фабула о Полифеме и Галатее», 1612; «Одиночества», 1613). В границах барочно-классицистического стилевого синтеза 17 века создаются пасторальные поэмы «Спасенный Моисей. Героическая идиллия» (1653) Сент-Амана, стихотворение «Утро Рождества Христова» и элегия «Лисидас» Д. Мильтона.
Особенно уместны были пасторальные мотивы и сюжеты на сцене (с учетом изначально сценичной, мимической природы пасторали. Пасторальные комедии писали Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон и другие испанские драматурги «золотого века». В ряду маньеристических пасторалей выделяются пастральная «трагикомедия» Б.
Гварини «Верный пастух» (1590), «Галатея» (1584) Дж. Лили, пасторальная «маска» Дж. Флетчера «Верная пастушка» (1608-1609).
Пастораль в век Просвещения. Пастораль эпохи Просвещения тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к «георгикам». Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему «золотого века», трактуемого как социальная утопия.
Характерные жанры пасторальной поэзии этого столетия – «поэма о сельской усадьбе» (в Англии), описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа, 1614; «Времена года» Дж. Томпсона, 1726-1730; «Сады» Ж. Делиля, 1782). Существенное место в истории западноевропейской пасторали Просвещения занимает пасторалистика И. В.Гете.
ПАСТОРАЛЬ
ПАСТОРАЛЬ — термин, используемый применительно к разножанровым произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства XIV-XVIII веков, связанным с пастушеской тематикой.
В литературе пасторальная топика (смотреть Топос) восходит к античной буколике; непосредственная предшественница Пастораль — пастурель XII-XIII веков. Изначально заложенная в буколике возможность выражения смысла, превышающего её непосредственное тематич. содержание (уже для Феокрита значимо противопоставление природы и культуры; ещё очевиднее тенденция к иносказательности у Вергилия, эклоги которого оказали решающее воздействие на формирование пасторального канона), становится одной из наиболее характерных примет пасторали.
Исполнена намёков и аллегорий пастораль эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, — писал Ф. Петрарка, объясняя первую эклогу своих «Буколических песен», — невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982 год. С. 109).
Условность пасторального топоса достигает своей кульминации в литературе XVII века с её подчёркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утончёнными пастухами в камзолах и пастушками в кружевах.
Свидетельство кризиса пасторали — полемика о перспективах развития жанра, развернувшаяся во 2-й половине XVII — 1-й половине XVIII веков (среди участников — Р. Рапен, Б. Фонтенель, И. К. Готшед). Проблему решил С. Геснер: дальнейшей судьбой литературы, связанной с пасторальной топикой, и её более распространённым обозначением становится идиллия.
Основные жанровые формы пасторали — эклога, драма, роман, а также элегия и поэма. Одним из первых к наследию античной буколики обратился Данте, затем — Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо, следовавшие в своих латинских эклогах Вергилию, но значительно углубившие иносказательность жанра.
В Испании к пасторальной эклоге обращались Х. дель Энсина и Г. де ла Вега, в Португалии — Л. ди Камоэнс, во Франции — К. Маро, П. де Ронсар и Р. Белло. Англ. пасторальная эклога представлена «Пастушеским календарём» Э. Спенсера (1579), «Пасторалями» А. Филипса (1706), А. Поупа (1709) и другие.
Особое место в истории пасторальной эклоги занимает её христианская разновидность, имеющая свои истоки как в 4-й эклоге Вергилия, где, вопреки пасторальной традиции, золотой век помещён не в прошлое, а в будущее и связан с рождением дивного ребёнка, так и в пасторальных мотивах евангельских повествований о рождении Христа и притче о добром пастыре.
Пасторально-эмблематичен и жертвенный образ Агнца Божия, кровью своей искупающего грехи человечества. Самой распространённой формой христианской пасторали становится рождественская эклога. Намёк на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на латинском языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась латинская эклога «Рождение Христа» Ф. Патрици (1460). Автор 114 латинских эклог на сюжеты Ветхого и Нового Завета — нидерландский поэт Р. Обризиус (около 1540 — около 1584/1594 годов).
В Англии к христианской эклоге обращался Дж. Мильтон; в Германии — Ф. Шпее (1591-1635), автор «Эклоги, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеской песни о Христе и воскресении Христа»; во Франции «Священные эклоги» создал Р. Рапен (1659).
Традиция пасторальной элегии-плача об умершем восходит к 1-й идиллии Феокрита, с её песней о смерти мифич. пастушеского божества Дафниса, а также к «Плачу об Адонисе» Биона (II век до нашей эры), анонимному «Плачу о Бионе» и 5-й эклоге Вергилия. Дань жанру в Италии отдал Б. Кастильоне, во Франции — К. Маро, в Англии — Э. Спенсер, Дж. Мильтон, Дж. Гей, П. Б. Шелли.
Пасторальная драма зародилась в Италии: «Сказание об Орфее» А. Полициано (1480), «Эгле» Дж. Чинтио (1545), «Жертвоприношение» А. де Бекари (1554), «Аминта» Т. Тассо (1573), «Верный пастух» Дж. Б. Гварини (1580-1583). Во Франции к пасторальной драме обращались О. де Ракан («Пастушеские сцены», 1625 год); в Англии — Дж. Лили («Галатея», 1584 год), Дж. Флетчер («Верная пастушка», 1606 год). Значительное место пасторальные мотивы занимают в англ. придворной пьесе (маске), а также в драматургии У. Шекспира («Два веронца», «Бесплодные усилия любви», обе 1594 год; «Как вам это понравится», 1599-1600 годы).
Пасторальный роман, восходящий к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» II-III веков) и предвосхищённый прозиметрической (сочетающей стихи и прозу) пасторали «Амето» (создана в 1341-1342 годы) Боккаччо (автора также пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344-1346 годы), расцветает в творчестве Я.
Саннадзаро («Аркадия», 1504 год). В Испании пасторальный роман создают Х. де Монтемайор («Диана», 1558-1559 годы), М. де Сервантес («Галатея», 1585 год) и Лопе Ф. де Вега Карпьо («Аркадия», 1598 год); во Франции — О.д’Юрфе («Астрея», 1607-1618 годы); пародию на пасторальный роман пишет Ш.
Сорель («Сумасбродный пастух», 1627-1628 годы). Самый значительный англ. пасторальный роман — «Аркадия» («Старая Аркадия», около 1580 года; «Новая Аркадия», 1590) Ф. Сидни.
Немецкий пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632) и «Леориандром и Перелиной» (1642), а также «Адриатической Роземундой» Ф. фон Цезена (1645).
В России пастораль развивалась в форме эклоги и представлена в творчестве А. П. Сумарокова (сборник «Еклоги», 1774 год), а также М.М. Хераскова, А.А. Ржевского, И.Ф. Богдановича, В.В. Капниста.
В музыке пасторальная тематика культивировалась в итальянской и английской мадригале XVI века, в ранней опере (с самых первых образцов). Излюбленные сюжеты пасторальных опер — мифы о Дафне (итальянские композиторы Я. Пери, М. да Гальяно и другие), об Орфее и Эвридике (Пери, Дж. Каччини, К. Монтеверди, К. В. Глюк). Во французском музыкальном театре в конце XVII века сформировался жанр героической пасторали, близкий музыкальной трагедии, но меньших масштабов, в 3 актах (вместо обычных 5) с прологом («Муки и радости любви» Р. Камбера, «Ацис и Галатея» Ж. Б.
Люлли и другие). Определение «героический» в названии жанра указывает не на героику как тип образности, а на драматическую действенность пасторали и на мифологических героев в качестве главных персонажей. Образцы французской пасторали в XVIII веке: «Уловки Амура» А. К.
Детуша (1726), «Диана и Эндимион» Ф. Колена де Бламона (1731), «Заис» (1748) и «Наис» (1749) Ж.Ф. Рамо, «Тифон и Аврора» Ж. Ж. де Мондонвиля (1753). Оперы-пасторали писали также Г.Ф. Гендель («Ацис и Галатея», 1732 год), В.А. Моцарт («Царь-пастух», 1775 год) и другие.
Стилизация пасторали в XIX веке — интермедия «Искренность пастушки» (эклога П.М. Карабанова, первоначальное название «Сердца приобретаются искренностью», 1786 год) в опере «Пиковая дама» П.И. Чайковского.
Пасторальные мотивы возродились в музыкальном искусстве XX века (опера «Дафна» Р. Штрауса, балет «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, и другие).
В инструментальной музыке пасторальность проявилась в цикле концертов «Времена года» А. Вивальди, и другие. Пьесы с названием «Пастораль» для клавесина, органа, скрипки создавали Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Дж. Фрескобальди, И.С. Бах.
Основные черты инструментальной пасторали: плавное движение мелодии, зачастую параллельными терциями, ритм сицилианы, бурдон в сопровождении. В симфонической музыке пасторали встречается как отдельная часть циклических произведения (например, «Сцена в полях» из «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза), а также как целый симфонический цикл (6-я («Пасторальная») симфония Л. ван Бетховена).
В изобразительном искусстве пастораль — разновидность жанровой сцены, изображение мирной сельской жизни на фоне идеального ландшафта. Буколические мотивы присутствуют в эллинистическо-римском искусстве: Витрувий указывал на устоявшийся обычай в определённом месте жилища изображать «рощи, cтада и пастухов».
Встречаются они также в эллинистических рельефах и настенной живописи Древнего Рима. В 1-й трети XVI века под влиянием литературы в венецианском искусстве возрождается интерес к пасторальной тематике. Происходит расширение тематического репертуара пасторали: наряду с традиционными образами пастухов (картины Я.
Пальмы Старшего, Дж. Савольдо и других), пасторальный характер приобретают сцены с нимфами, фавнами и сатирами, мифологические и литературные сюжеты (анонимные гравюры к «Гипнеротомахии Полифила», 1499 год), жанровые сцены («Гроза» Джорджоне, около 1506-1507 годов, Галерея Академии, Венеция; «Астролог» итал.
гравёра Дж. Кампаньолы, 1509 год; «Сельский концерт» Джорджоне или Тициана, Лувр, Париж) и аллегории. Всех их объединяет мотив слияния человека с природой и идеализированный образ этой мирной, приятной природы. Пасторальным духом проникнуты и религиозные сцены венецианских художников этого времени (Я. Бассано и Ф. Бассано Младший и другие).
В дальнейшем пасторальные мотивы объединяются с темой золотого века, элегическими мотивами утраченного рая, молодости, любви, жизни, сближающими пастораль с ванитас (картины «Et in Arcadia ego» Гверчино (1622 год, Национальная галерея старого искусства, Рим) и Н.
Пуссена (1637-1638, Лувр)). Влияние пасторального пейзажа чувствуется в видах Кампании К. Лоррена, сценах народных празднеств у фламанских художников (Д. Тенирса Младшего и П.П. Рубенса). В голландской живописи оно ощутимо в итальянских пейзажах Н. Берхема, в картинах Я.А. Баккера и К. Кастелейнса.
В живописи французского рококо пастораль трансформировалась в жанр «галантных празднеств» («f ̂etes galantes»), представляющий изысканное общество на природе: картины А. Ватто, Ж.Б. Патера, Н. Ланкре, Ф. Буше, Ж.О. Фрагонара и другие; иллюстрации к пасторальной литературе А. и Ш. А. Куапелей; также фарфоровые статуэтки пастушков Майсенской (И.И. Кендлер) и Севрской (Э. М. Фальконе) мануфактур.
Пасторальные мотивы в той или иной форме (иногда в ироническом переосмыслении) присутствуют во многих стилях и направлениях искусства XIX-XX веков, от сентиментализма и романтизма до наших дней.
Пасторальная (буколическая) тема раскрывается и в садово-парковой архитектуре конца XVIII века («Деревня» Марии-Антуанетты в Версальском парке (1783-1786 годы, архитектор Р. Мик, художник Ю. Робер), Берёзовый домик в Гатчине (1780-е годы), «Молочня» императрицы Марии Фёдоровны в Павловском парке (1782 год, по проекту Ч. Камерона)).
Пастораль
Понятие пастораль имеет несколько значений:
История
Пасторалью называли с давних времен жанр в живописи, музыке или театре, который имитировал и показывал жизнь простого сельского народа. Первые пасторали возникли в 14-15 веках и являются предшественниками классической оперы. Пастораль в музыкальном театре существовала вплоть до 18-19 веков. Пасторальные оперы были написаны: К. В. Глюком, В. А. Моцартом, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.
Пастораль, как жанр приводного театра возник в Италии в 16 веке и распространился на всю Западную Европу. Пастораль представляла собой тогда маленькую пьесу, которая часто вводилась в развлекательную программу для придворных празднеств. В таких пьесах изображалась жизнь пастухов и пастушек, которые были наделены манерами и лексикой аристократии.
Пастораль соответствовала гармоничному ренессансному мироощущению и можно сказать разрушала театральное искусство, преобразовывала спектакль в «живые картины». Несмотря на это пасторальный жанр сыграл большую роль в истории и теории мирового театра.
В XVII—XVIII веках широко распространилась мода на пасторальные сюжеты и постановы в театрах, которые были интересны в придворно-аристократических кругах. Большое количество пасторальных сюжетов стало основой для старинных опер.
Пасторальные темы были поводом к созданию программной инструментальной музыке у многих композиторов. Серию пасторальных картин представляет программа цикла из четырёх оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди. Л. Бетховен назвал свою 6-ю симфонию «пасторальной». Каждая часть симфонии имеет своё собственное название: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья»,- «Веселое сборище крестьян», «Гроза. Буря», «Пение пастухов. Радостные, благодарные чувства после грозы».
В начале ХХ века М. Равель с помощью сюжета пасторального романа Лонга создал балет «Дафнис и Хлоя», сюиты из которого звучат в симфонических концертах.
Живопись эпохи рококо и неоклассицизма
Одним из ярких представителей пасторального жанра был французский живописец Франсуа Буше. Творчество его многократно, он писал картины не только в пасторальном, но и в мифологическом, аллегорическом, библейском сюжетах, изображал парижскую жизнь и деревенские ярмарки, пейзажи, портреты создавал декорации для парижских театров и спектаклей, которые так любила устраивать маркиза Жанна Антуанетта де Помпадур — фаворитка французского короля Людовика XV.