дерево это символ чего
Дерево
| ||
Однажды по прихоти случая дерево выросло в заброшенной лачуге без окон и отправилось на поиски света. Человеку нужен воздух, рыбе — вода, а дереву — свет. Корнями оно уходит в землю, а ветвями к звездам, оно — путь, соединяющий нас с небом | ||
Антуан де Сент-Экзюпери «Цитадель» |
Дерево является одним из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения; Вселенную и ее процессы вечного обновления; сокровенную Мудрость и таинственные законы бытия. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В мифах многих народов мира часто присутствуют два центральных дерева: Древо жизни и Древо познания Добра и Зла.
Если Древо жизни охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса, то Древо познания отражает лишь ту его часть, которая доступна пониманию человека. Если плоды Древа жизни дарят великую единую универсальную мудрость, осознание бессмертия и критериев Неба, то воздействие плодов Древа познания полностью зависит от того, как и ради чего ими пользуется сам человек. Поэтому плоды Древа познания могут принести и пользу, и вред, вести к осознанию как Добра, так и Зла. Если Древо жизни — это Учитель, то Древо познания Добра и Зла — это, скорее, искуситель, ставящий препятствия и испытания на пути к Истине и Мудрости, для того чтобы человек научился отличать фальшивое от подлинного и нести ответственность за свои мысли, намерения и вытекающие из них поступки.
В древнескандинавской космогонии рассказывается о знаменитом ясене Иггдрасиле, Древе Вселенной. Оно имеет три корня, которые опускаются до Хеля, таинственного подземного мира, и расходятся оттуда к Ётунхейму, царству великанов, и Мидгарду — земле, обители людей. Его крона простирается над всем миром, защищая все живущее в нем. Его верхние ветви достигают Неба, а самая высокая из них дает тень Вальгалле — высшей небесной сфере, где живут боги и павшие герои. Иггдрасиль вечно свеж и зелен, так как три сестры-пророчицы, владычицы судьбы, имена которых Прошлое, Настоящее и Будущее, ежедневно поливают его водами жизни из источника Урд. В ветвях священного Древа живет орел, золотая птица, владеющая сокровенной Мудростью. Боги собираются у подножия Иггдрасиля, чтобы решать судьбу миров. Во время великих космических потрясений, когда умирает старая Вселенная, Иггдрасиль выдерживает все испытания и не умирает вместе со всеми, чтобы сохранилось зерно для рождения новой, молодой Вселенной. Он продолжает служить убежищем для тех, кто выжил во всех потрясениях и благодаря кому на земле вновь возродится жизнь, а с ней и новые поколения людей.
Ашваттха, Космическое древо Индии, в одном из своих основных символических значений часто изображалось перевернутым, с корнями на небе. Это смоковница, священное дерево Индии, которое изначально почиталось как жилище невидимых гениев-хранителей природы, а позже — как Мировое древо, отражающее законы Космоса. С возникновением буддизма оно становится священным деревом Бодхи: именно под ним Гаутама Будда достиг высшей Мудрости и Нирваны.
Китайское Древо жизни Киен-Му растет в центре мира. Оно имеет семь корней, которые пронизывают семь источников, сокрытых в недрах земли, и семь ветвей, которые возвышаются до семи небес, населенных богами. Древо жизни в Древнем Китае — это одновременно и лестница, ведущая к бесконечным далям, по которой поднимаются и опускаются не только Солнце и Луна, но также владыки и мудрецы — те, на кого возложена миссия вестников, посредников между Небом и Землей.
Ассирийское Древо жизни Ашера — колонна с семью ветвями на каждой стороне, увенчанная шарообразным цветком с тремя исходящими лучами. «Милосердный, кто мертвых к жизни воскрешает» — эту молитву произносили перед Ашерой на берегах Евфрата.
В исламе корни Древа жизни и счастья достигают самой высокой небесной сферы, а его ветви простираются над землей и под ней.
Космическое древо в традициях Каббалы состоит из 10 сефирот, 10 «лучей», качеств, атрибутов или принципов Высшего, Сокровенного божества, никогда не умирающего и не рождающегося, не имеющего ни начала, ни конца, содержащего внутри себя все сотворенное. В каббалистических традициях его называли Эйн Соф Аур, или Беспредельный Свет. Сефироты — это не только качества и атрибуты божественного Эйн Софа, но также первый плод процесса сотворения. Они исходят из Беспредельного Света, сотворенные им, и, в свою очередь, порождают все остальные космические законы и принципы. Имена десяти сефиротов: Венец, Мудрость, Понимание, Милосердие, Сила, Красота, Победа, Слава, Основание, Царство. В Космическом древе они разделены еще и на три вертикальные колонны. Правая колонна, символизирующая активный, мужской принцип, называется колонной Милосердия, левая, символизирующая пассивный, женский принцип, — колонна Строгости. Центральная колонна, создающая равновесие, называется «Небесный путь».
Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что дерево имеет душу и обладает особой, только ему свойственной, священной мистической силой. Люди древности верили, что деревья владеют великой мудростью и что человек, тонко чувствующий душу дерева, может многому у него научиться.
В древности верили, что человек и дерево подобны сообщающимся сосудам. Все, что происходит с одним, отражается на другом. Поэтому дерево могло стать другом, «братом-близнецом» человека: оно «впитывало» и отражало его душу, все хорошее и плохое, чего и сам человек о себе не знал. Наблюдая за деревом-«близнецом» в важнейшие моменты жизни человека, судили о том, верный ли шаг он сделал и как будет развиваться его судьба на новом этапе.
Дерево считалось зеркалом происходящего не только в человеке, но также в видимой и невидимой природе и в мире богов. Верили, что душа дерева отражает сокровенную жизнь природы и обладает частью силы невидимой Сущности, которая проявляется через нее. Таким образом, дерево играло роль «моста», посредника между богами и людьми, человеком и его предками.
В древности каждое божество имело священное дерево, посредством которого передавало часть своих таинств и силы. Так, лавр был священным деревом Аполлона, олива — Афины, сосна — Кибелы, Пана и Атиса, кипарис — Аида, а кедр и ореховое дерево — Артемиды. Сикомора, священное дерево Древнего Египта, посвящалось богиням Исиде, Хатхор и Нейт. Дуб был священным деревом верховных богов: Зевса у греков, Юпитера у римлян, Перуна у древних славян. Фиговое дерево посвящалось Гермесу, Дионису и индийскому богу Вишну.
Я знаю, наверно,—
я вечности древо
и кровью моею
накормлены звезды,
а птицы в листве-
мои сны и мечты.
И если паду я,
подрубленный смертью,—
обрушится небо.
Дерево
Точность | Выборочно проверено |
Полнота | базовая |
Читаемость | приемлемая |
Многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону. Практически повсеместно распространённый образ со сложной и многоплановой символикой.
Символизм дерева определяется:
Ось мира Во многих традициях служит моделью пространственных и временных связей, выступает одновременно как образ и ось мира (imago et axis mundi).
Мифологии разных народов используют образы мирового дерева (а также мирового яйца; см. Яйцо мировое) как основные вертикальные символы, объединяющие верхний и нижний миры. У многих народов дерево считается дорогой, по которой шаман или его молитва поднимаются к небу (дерево Цзяньму в китайской мифологии).
Соотносится с верхним миром небом — изображения птиц и светил на вершине и ветвях
Маркирует центр мира или отдельного локуса
место гибели умирающего бога плодородия: отдав себя летнему и осеннему изобилию, он воскреснет весной в свежей листве
опадают листья, но само дерево вновь оживает и одевается новой листвой
черпает силу из всех четырех стихий: корни — из земли и воды, крона — от солнечных лучей и из воздуха;
дерево, погруженное корнями в недра земли, соприкасаясь с подземными водами, растет в мире времени (кольца как показатель возраста), ветвями достигают небес
место судов и собраний под величественными деревьями (боги, властители)
прибежище душ умерших
В одной из сказок братьев Гримм Золушка посадила веточку лещины на могиле своей матери, и веточка выросла в дерево, которое исполнило все желания Золушки.
у многих народов имеет связь с огнем, его обретением
(трением двух кусочков дерева друг о друга был получен первый огонь)
практика получения чистого огня
вечнозеленые — бессмертие как «линейный» феномен; прочие — как «циклический»
дерево с расходящимися и сходящимися ветвями — Космическое Древо
дерево с двумя стволами и единым корнем — Космическое Древо
два дерева, одно из которых является отражением другого — Космическое Древо
дерево, растущее на вершине или колонны — Космическое Древо
дерево, обвитое змеей — axis mundi и циклы проявлений материального мира соответственно
змея (дракон), охраняющие дерево — трудность приобщения к мудрости (Древо Познания)
древо и камень (алтарь) вместе символизируют микрокосмос: камень олицетворяет вечное и неизменное, а дерево — преходящее и изменчивое
олицетворение божества, глашатай его воли (дуб Додоны, пылающий куст Моисея, звуки в вершинах шелковиц — 2-е Посл. к самарит., 5)
к символическим действиям относится лазанье по дереву как способ и символ достижения других планов бытия
необычное по форме (изогнутое) дерево считается священным и/или способным оказывать на человека влияние (положительное, отрицательное, магическое)
во многих культурах определенные деревья (или целые рощи) почитаются как место обитания сверхъестественных существ (богов, низших духов)
известна роль табуированных деревьев в библейском раю
священные деревья такого рода — частично реально, частично идеализированно и с возвышением до уровня космического символа — имеются почти у всех древних народов
в символике, связанной с деревом, и в почитании его закреплены остатки древней первобытной религии, в которой деревья являются одушевленными существами
время культа деревьев закончился, но отзвуки его сказались во многих обычаях времени язычества и позже
на древнее почитание указывают
самые жизнеспособные и долговечные растения во множестве культов рассматриваются как место (символ) пребывания божества, окружены почитанием, и поклонением
Плиний утверждает, что деревья были первыми храмами
древние соотносили священные деревья (имеется в виду целый массив однородных деревьев) с божествами
приношения богам преподносились в лесу (роще священных для этого бога деревьев)
своеобразные общественные памятники, охраняемые обычаем или законом
под их сенью подписывались важные документы и произносились гражданские клятвы
символ братства, согласия между двумя государствами на французской границе Женевского кантона
источник жизни, пищи (плоды)
дерево может рассматриваться и как мужской и как женский символ
ствол (пень) обычно имеет фаллическое значение
дерево с тенистой кроной (особенно плодовое) воспринимается материнский символ
долгожительство ряда деревьев (калифорнийская секвойя, например, живет до пяти тысяч лет; австралийский эвкалипт, африканский баобаб, старые дубы в лесах Европы доживают до тысячи
в особенности початались деревья (священные), приносящие «плоды жизни», — виноградная лоза, тутовое дерево, персик, финик, миндаль, кунжут…
часто изображаются в сопровождении змеи, птицы, звезд, плодов, различных животных (лунных)
Е. Кагаpов полагал, что древнегреческий культ pастений pазвился на почве анимизма (обитель души умеpшего, убежище оплодотвоpяющей демонической силы, седалище благодетельных духов). С пеpеходом духов и демонов в богов, pастения пpевpащались в атpибуты того или иного божества.
Основные фоpмы культа деpевьев в античной Гpеции по мнению Е. Кагаpова следующие:
— Возлияния. Гpеческие девушки поливают сакpальные деpевья водой. — Укpашение деpева венками, повязками, священными изобpажениями. — Воздвижение алтаpей и совеpшение жеpтвопpиношений пеpед священными деpевьями. — Окpужение священного деpева стеной или хpамом и установление института табу. Часто бывало так, что священное деpево сообщало табу всей окpестности. Иногда даже запpещалось садиться в тени священного деpева. — Пляска вокpуг священного деpева. — Ритуальная pубка деpева, вкушение плодов. — Оpакулы деpевьев. Hекотоpым деpевьям пpиписывалась способность возвещать людям волю богов, откpывать будущее такими способами: шелестом листьев; галлюцинациями и сновидениями спящих под священным деpевом; человеческой pечью, якобы pаздающейся из деpева; жуpчанием источника, пpотекающего у коpней деpева. — Сакpальное значение отдельных частей деpевьев; ветки, плоды деpевьев, возложение венка. — К числу культа деpевьев нужно отнести сказания о пpевpащениях геpоев и геpоинь в деpевья, тpавы, а также обычай давать людям, пpеимущественно женщинам, имена деpевьев и тpавянистых pастений (Кагаpов, 1913). Деpевья были связаны не только с судьбой отдельных гоpодов, но и людей. Деpево могло стать двойником человека, охpанять его, пеpедавать ему часть своих сил. Полагали, что у них общая судьба. Во многих стpанах в день pождения pебенка сажали деpево, котоpое считалось как бы его близнецом. Для многих наpодов характерна связь деpева с огнем. Деpевья часто задействуются в свадебных обpядах. Священные деревья отличаются своими размерами, долговечность … часто священные деpевья охраняются У подножия величественных деpевьев наши пpедки веpшили суд. Иногда священное деpево являлось хpанителем гоpода. Евpопейский путешественник Тилистpен описывал вечнозеленый дуб в Палестине столь огpомный, что тpудно повеpить, что это одно деpево. Близ гоpода Суpат в Индии в XVII веке pосло священное баньяновое деpево в возpасте 3 тысяч лет, и его запpещено было касаться железом. Геpодот pассказывает, как Ксеpкс во вpемя похода на Гpецию любовался священным платаном в Либии и велел его покpыть золотыми укpашениями и пpиставить стpажу на вечные вpемена из отpяда бессмеpтных. В Цейлоне pосло деpево в возpасте тысячи лет и посаженное, по легенде, самим Буддой.
У нижегоpодских татаp и по сей день имеется несколько священных деpевьев. Между селами Кочко-Пожаpками и Шубино есть 200-летний вяз — «Куpгон-Сат», ему посвящена поэма Ахмеда Саттаpа. Луговина вокpуг него сохpанена, клубнику там не собиpают. Табу запpещает пpиближаться к деpеву и что-либо бpать с него. В Спасском pайоне есть «Деpево ведьм» — стаpый дуб. Считается, что на него на шабаш собиpаются ведьмы. Говоpят, в него вселился злой дух.
Анализиpуя маpийские легенды и былички по отношению к pазличным «священным» деpевьям Hижегоpодской области, H. Моpохин pазpаботал интеpесную классификацию «священных» деpевьев, котоpая, в пpинципе, может иметь унифициpованное значение и пpименяться пpи изучении «священных» деpевьев дpугих наpодов: 1) Деpевья-целители, к ним пpиходят и посpедством пpинесения подаpка пытаются вылечить человека или скотину. 2) Мемоpиальные деpевья — служат памятником тем или иным событиям, людям. Подаpки этим деpевьям не подносятся. 3) Мемоpиально-магические деpевья — пеpеходная фоpма между двумя пеpвыми. 4) Родительские деpевья — связанные с пpедставлениями о пеpеселении душ умеpших в pастения. Эти деpевья, считается, обеpегают детей в тяжелых ситуациях. 5) Деpевья пpедков. «Кто знает, с каким словом сажали их стаpые люди», — говоpят маpийцы и никогда не пилят, ибо спиливший такое деpево может «умеpеть на бегу». 6) Деpевья вблизи воды (pек, озеp, pодников), на песчаных возвышенных местах никогда не уничтожались. 7) Деpевья магические, к котоpым не следует пpиближаться. Считалось, что эти деpевья особо любимы богиней воды Вюд-Авой и pазнообpазными лесными духами, котоpые будут наказывать виновных (Hижегоpодские…, 1994). Дpугими словами, чаще всего «священными» становились те деpевья, котоpым было суждено долголетие или же мемоpиальные. Деpевья игpали немаловажную pоль в языческих календаpях. По мнению pусского этногpафа Е. Вейденбаума, у pазличных наpодов существовало несколько степеней культа деpевьев. Пеpвая — деpево обладало всеми качествами pазумного существа. Втоpая — дух вселился в деpево. Тpетья — деpево лишь одно из мест обитания духа (Вейденбаум, 1878).
Дерево как символ жизненной силы,
гармонии и совершенства
Согласно легенде, около пяти тысяч лет назад где-то на севере Европы, образовалось и проживало небольшое языческое племя, члены которого поклонялись Дереву как символу жизни.
Однако из-за вражды с другими местными племенами, они вынуждены были покинуть родные леса в поисках нового места обитания.
Кочуя, иногда, на долгие годы задерживаясь в понравившихся им новых лесах и местах, племя постепенно продвигалось на восток.
Достигнув Индии, часть членов племени образовали в различных районах страны постоянные поселения, жители которых стали именовать себя «Ветви дерева».
Другая часть племени двинулась дальше на восток, и, в конце концов, добралась до Китая, где и осела на века.
Из многочисленных членов племени постепенно сформировался особый клан Шоу-Дао, что в переводе с китайского языка означает «Путь Спокойствия». Представители клана стали именовать себя – «Спокойные».
В те далекие, трудные времена сохранение спокойствия, следование принципу здравого смысла, помогали членам клана в принятии оптимальных решений в сложных жизненных ситуациях, обеспечивали возможность выживание.
Очевидно, что эта великая китайская мудрость не утратила своей актуальности для наших современников. Следование этому жизненному принципу и его практическое применение дает возможность выживания человеку в еще более сложных условия современного мира.
Несмотря на различную племенную, национальную и расовую принадлежность, члены клана продолжали поклоняться Дереву как символу жизни и сохранили общность ритуалов.
Как считали представители клана Шоу-Дао, все в природе складывается из движения, взаимодействия этих пяти элементов и их энергий.
При этом каждый тип энергии привязывался к определенным органам и частям человеческого организма. В частности, энергию Дерева древние китайцы связывали с функциями печени, работой мышц и органами зрения.
Задолго до возникновения буддизма и Бодхидхармы в Китае сформировалась целостная философская концепция о «человеке-дереве», где дерево — это символ жизни, гармонии и совершенства.
Деревья считались обиталищем богов и духов, вратами, сквозь которые божества входят в мир людей.
«Человеком-деревом» представители этого философского направления считали мудрую, добрую, гармонично развитую личность, лишенную внутренних противоречий, необоснованных страхов и сомнений, способную наслаждаться жизнью и нести другим людям радость общения и сопереживания.
«Человеком-деревом» признавался и мог быть в одном лице:
• крестьянин;
• воин;
• врач;
• поэт;
• художник;
• философ;
• правитель;
• хранитель знаний;
• носитель доб¬ра и др.
Интересно отметить, что в китайском языке, при построении иероглифов-идеограмм, прослеживается определенная графическая, визуальная и субстантивная связь между иероглифами, обозначающими человека и дерево.
Человек в китайском языке обозначается иероглифом ren.
Дерево в китайском языке обозначается иероглифом mu (shu).
В графическом изображении китайского иероглифа, обозначающего древо, ясно угадывается две составляющие.
Первая – это похожее графическое изображение иероглифа человека, хотя при написании он имеет другой языковый ключ, чем при написании иероглифа дерева.
И вторая составляющая – начертание креста, которое накладывается на начертание иероглифа, похожего на иероглиф человека.
Символы Древа и Креста во многих восточных и западных религиозных и философских концепциях это – жизненный идеал, к которому стремится человек, дабы обрести единство, гармонию и чувство вечности.
В китайском языке два одинаковых иероглифа mu (shu) обозначают деревья, а три аналогичных иероглифов – лес.
Благодаря накопленным уникальным знаниям клану «Спокойных» удалось пройти через пять тысячелетий человеческой истории и донести до современников сокровенное учение Шоу-Дао.
В более поздние времена представители клана «Спокойные» стали именовать себя «Бессмертными», а членов своего сообщества — «Воинами Жизни».
Жизнь «Бессмертные» считают бесценным подарком судьбы. Поэтому, одной из основных целей учения Шоу Дао стало достижение бессмертия, или, по крайней мере, предельного долголетия и крепкого здоровья для каждого члена клана.
Путь Шоу-Дао — это формирование многогранного ощущения жизни, отличного от ощущений обычного человека, это формирование принципиально другой психологии, другой жизненной позиции, другой шкалы ценностей, другого образа мышления.
Основа этой философской доктрины — понятие жизненности. Если твоя жизнеспособность и жизненная энергия постоянно увеличивается, если ты способен каждый день наращивать свой внутренний жизненный потенциал, то ты на правильном пути к достижению этой важной цели.
Данное учение не является религиозным и представляет собой систему философских мировоззренческих взглядов, где Жизнь и Счастье являются главными ценностями для человека.
В отличие от других учений школа Шоу-Дао распространяется практически на все стороны жизни человека, стимулируя его к развитию и совершенству.
Красивые деревья невольно притягивают к себе взгляд своей гармонией, величавой мощью, жизненной энергетикой и таинственной волшебной силой. Такие прекрасные деревья – предмет поклонения и созерцания.
Другие деревья бывают невзрачные, чахлые, хилые, убогие, вызывают чувства жалости и сострадание. Аналогичные эпитеты и характеристики можно применять для некоторых людей.
Деревья, как и люди, каждое имеет свою судьбу. Одни всходят на плодородных почвах, растут на открытых пространствах, под обильными лучами солнца. Вырастают красавцами-великанами с мощной ветвистой изумрудной кроной и радуют глаз, созерцающих их людей.
Деревья, как и люди, оставляют потомства, размножаясь корнями, семенами, побегами и др. Среди деревьев так же, как и среди людей есть свои долгожители и уникальные долгожители планеты, возраст которых более тысячи лет.
Каждое дерево, как и человек, имеет свою энергетическую ауру. Чем дерево мощнее, тем сильнее его биоэнергетика.
Деревья, как и люди умирают, но в отличие от людей умирают стоя, постепенно засыхая.
В философском вопросе о бесконечности жизни, и возможности жизни в других формах после смерти, дерево может быть наиболее реальным материальным объектом процесса реинкарнации.
Именно в дереве, которое вырастает на могиле усопшего, реально могут сохраняться органические вещества человека после разложения останков его физического тела.
Никогда не поздно посадить новое дерево, даже если ты не увидишь, как оно вырастит, как станет большим, мощным и красивым.
Тем не менее каждый год весной ты можешь испытывать особое, неописуемое наслаждение, созерцая начало новой жизни деревьев, набухание и раскрытия почек, появление первых ярких сочных листьев, новых побегов, а иногда цветов и плодов.
Nav view search
Навигация
Искать
Разделы сайта
Это интересно
Вход на сайт
Реклама на сайте
Интересный журнал
Интересное
Символика дерева
С самой далекой древности дерево является одним из самых любимых, самых таинственных и самых универсальных символов духовной культуры человечества. Символика дерева глубока, богата и многогранна; одна только библиография на эту тему составила бы весьма внушительную по объему книгу. Практически невозможно найти традицию, народ или эпоху, которые не строили бы свои основные учения на символике Древа жизни и Древа познания. Дерево как символ заключало в себе глубокие и самые разнообразные знания и истины. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения; Вселенную и ее процессы вечного обновления; сокровенную Мудрость и таинственные законы бытия. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что дерево имеет душу и обладает особой, только ему свойственной священной мистической силой. Этими животворными флюидами пропитано все вокруг дерева, их удивительное воздействие распространяется на всех, кто находится рядом с ним. Люди древности верили, что деревья владеют великой мудростью и что человек, тонко чувствующий душу дерева, может многому у него научиться.
Древо жизни — центр мира
Мифы и легенды о Древе жизни в традициях всех народов мира прекрасны по своему содержанию и глубоки по своей символике. В древнескандинавской космогонии рассказывается о знаменитом Иггдрасиле, ясене, Древе Вселенной, времени и жизни. Оно имеет три корня, которые опускаются до Хела, таинственного подземного мира, и расходятся оттуда к Етунхейму, царству великанов, и Мидгарду — земле, обители людей. Иггдрасиль — самое красивое и самое большое дерево на свете. Его крона простирается над всем миром, защищая все живущее в нем. Его верхние ветви достигают Неба, а самая высокая из них дает тень Валгалле — высшей небесной сфере, где живут боги и павшие герои. Иггдрасиль вечно свеж и зелен, так как Норны, три сестры-пророчицы, Владычицы Судьбы, имена которых Прошлое, Настоящее и Будущее, ежедневно поливают его водами жизни из источника Урд, находящегося на нашей земле. В ветвях священного Древа живет орел, золотая птица, владеющая сокровенной Мудростью и всеведением.
Боги собираются у подножия Иггдрасиля, чтобы решать судьбу миров. Во время великих космических потрясений, когда умирает старая Вселенная, Иггдрасиль выдерживает все испытания и не умирает вместе со всеми, чтобы сохранилось зерно для рождения новой, молодой Вселенной. Он остается неподвижным, прямым и непобедимым. Ни огонь, ни лед, ни Тьма не могут его уничтожить. Он продолжает служить убежищем для тех, кто выжил во всех потрясениях и благодаря кому на земле вновь возродится жизнь, а с ней и новые поколения людей. Легенды говорят, что Иггдрасиль засохнет и исчезнет только в тот день, когда окончится последняя битва между Добром и Злом, когда с победой Добра исчезнут границы пространства и времени, жизни и смерти и станет возможным существование за их пределами, познание Вечности и бессмертия.
Китайское Древо жизни Киен-Му растет в центре мира. Оно не создает тени; вокруг него царит полная тишина. Оно имеет семь корней, которые пронизывают семь источников, сокрытых в недрах земли, и семь ветвей, которые возвышаются до семи небес, населенных богами. Древо жизни в Древнем Китае — это одновременно и лестница, ведущая к бесконечным далям, по которой поднимаются и опускаются не только Солнце и Луна, но также короли, владыки, мудрецы — герои и Учителя людей, те, на кого возложена миссия вестников, посредников между Небом и Землей.
Ассирийское Древо жизни Ашера — колонна с семью ветвями на каждой стороне, увенчанная шарообразным цветком с тремя исходящими лучами. «Милосердный, кто мертвых к жизни воскрешает» — эту молитву произносили перед Ашерой на берегах Евфрата.
Ашваттха, фиговое дерево, священное дерево Индии, которое изначально почиталось как жилище невидимых гениев-хранителей природы, а позже — как Мировое древо, отражающее законы Космоса, с возникновением буддизма становится священным деревом Бо, именно под ним Гаутама Будда достиг высшей Мудрости и Нирваны.
В ветвях Древа жизни, согласно многим традициям, обитают 12 небесных птиц; оно дает 12 плодов — символ 12 высших состояний сознания и мудрости. «Плод и сок Древа жизни даруют бессмертие». Достаточно вспомнить золотые яблоки сада Гесперид или божественный напиток, созданный из «сока Древа жизни», — сому у брахманов, хаому у парсов. Вкушающий плоды Древа жизни и утоляющий жажду его животворящим соком участвует в жизни богов и сам становится божественным.
Часто Древо жизни изображается как Arbor Inversa — перевернутое дерево, корни которого находятся на небе, а ветви опускаются вниз, простираясь над землей. Перевернутое дерево — символ Макрокосма, руководящих в нем законов, бесконечного числа параллельных измерений, миров и процессов эволюции, содержащихся в нем. Оно символизирует также вечные принципы сотворения и рождения жизни. Любое сотворение начинается на Небе, с сокровенных Законов существования, с архетипальных Идей, «опускающихся вниз» и воплощающихся, принимающих форму в мире материи. Поэтому корни Космического древа находятся на Небе; его ветви, обращенные к Земле, символизируют проявленный Космос со всем бесконечным разнообразием форм жизни.
В одном из своих основных символических значений так часто изображалось Ашваттха, Космическое древо Индии. В исламе корни Древа жизни и счастья достигают самой высокой небесной сферы, а его ветви простираются над землей и под нею. Самое известное перевернутое дерево — Оц-хим, Космическое древо в традициях Каббалы. Оно состоит из 10 сефирот, 10 «лучей», качеств, атрибутов или принципов Высшего, Сокровенного божества, никогда не умирающего и не рождающегося, не имеющего ни начала, ни конца, альфы и омеги бытия, содержащего внутри себя все сотворенное. В каббалистических традициях его называли Эйн Соф Аур, или Беспредельный Свет. Сефироты — это не только качества и атрибуты божественного Эйн Софа, но также и первый плод процесса сотворения. Они исходят из Беспредельного Света, сотворенные им, и, в свою очередь, порождают все остальные космические законы и принципы. Имена десяти сефиротов: Венец, Мудрость, Понимание, Милосердие, Сила, Красота, Победа, Слава, Основание, Царство. В Космическом древе они разделены еще и на три вертикальные колонны. Правая колонна, символизирующая активный, мужской принцип, называется колонной Милосердия, левая, символизирующая пассивный, женский принцип, — колонной Строгости. Центральная колонна, создающая равновесие, называется «Небесный путь». Взаимоотношения между сефиротами и их именами комплексные и многогранные. Они связаны с символикой чисел и отражают глубокие и возвышенные учения о таинствах человека, природы и Вселенной.
Древо познания добра и зла
Древо жизни часто отождествляется с Древом познания Добра и Зла, однако специалисты по символизму более склонны предполагать, что это два разных понятия; точнее, Древо познания — лишь один из аспектов Космического древа, или Древа жизни. Если Древо жизни охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса, то Древо познания отражает лишь ту его часть, которая доступна пониманию человека и, соответственно, подвержена искажениям и злоупотреблениям. Если плоды Древа жизни дарят великую единую универсальную мудрость, осознание бессмертия и критериев Неба, то воздействие плодов Древа познания полностью зависит от того, как и ради чего ими пользуется сам человек. Поэтому плоды Древа познания могут принести и пользу, и вред, вести к осознанию как Добра, так и Зла. Как и все, что зависит от критериев и поступков человека, плоды Древа познания могут ввести в заблуждение, создать иллюзию, которая будет восприниматься как истина. Злоупотребление ими никогда не проходит бесследно. Страдание и боль — самые естественные последствия такого злоупотребления, а если вовремя не остановиться и не извлечь нужных уроков, то оно может привести к духовному и моральному падению. Если Древо жизни — это Учитель, то Древо познания Добра и Зла — это, скорее всего, искуситель, ставящий препятствия и испытания на пути к Истине и Мудрости, для того чтобы человек научился отличать фальшивое от подлинного и нести ответственность за свои мысли, намерения и вытекающие из них поступки. В мифах многих народов мира о райском саде, в котором нет разрушения и смерти, в котором останавливается время и царит вечная весна, часто присутствуют два центральных дерева: Древо жизни и Древо познания Добра и Зла, дополняющие друг друга. Но вокруг ствола Древа познания всегда сворачивается Змей-искуситель. Е. П. Блаватская писала, что разница между Древом познания и Древом жизни такова же, как между самим познанием и Мудростью. Древо познания и Древо жизни она сравнивала с двумя зеркалами в каббалистической традиции. «Нелучистое зеркало» дает лишь смутное отражение образов и, соответственно, лишь смутные представления о том, что существует на самом деле, — это плоды Древа познания. «Лучистое зеркало», пишет Е. П. Блаватская, обозначает способности предвидения, ясновидения, прорицания, прозорливость, проникновение в глубину, в сокровенную суть вещей, — это плоды Древа жизни.
Дерево — человек — боги
Древние народы верили, что существует таинственная связь между деревом и человеком, деревом и богами, деревом и невидимыми мистическими силами природы. Они считали, что душа дерева впитывает и, словно зеркало, отражает все, что происходит на Небе и на Земле, на видимых и невидимых планах природы, в мире людей и мире богов. Согласно традициям и легендам, душа дерева — это очень древняя и очень мудрая сущность. В древности полагали, что она может рассказать историю всех существ, видимых и невидимых, которые когда-либо прикасались к дереву, что она обладает прекрасными целительными свойствами и может излечить любую болезнь. Люди верили, что душа дерева, общающаяся с ветрами, звездами, лучами солнца, может подсказать множество символических примет, составляющих язык природы.
Во многих мифах, сказках, легендах говорится о том, что дерево не только может стать мудрым учителем, но также способно преподать человеку прекраснейший урок любви, преданности и дружбы. Оно ничего не просит и не требует, но открывается только в ответ на чистоту души, доброту, бескорыстие и любовь того, кто находится рядом с ним.
В древности верили, что человек и дерево подобны сообщающимся сосудам. Все, что происходит с одним, отражается на другом. Поэтому дерево могло стать другом, «братом-близнецом» человека: оно «впитывало» и отражало его душу, все хорошее и плохое, чего и сам человек о себе не знал, все его сокровенные мечты и способности, всю его дальнейшую судьбу. Недаром во многих традициях, когда рождался ребенок, сажали дерево. Где бы ни находился потом этот человек, о том, что с ним происходит, судили по тому, как росло дерево. Если дерево-«близнец» засыхало, это было знаком того, что с человеком происходит что-то неладное. Наблюдая за деревом-«близнецом» в важнейшие моменты жизни человека, судили, сделал ли он верный шаг и как будет развиваться его судьба на новом этапе.
В Южной Индии до сих пор существует красивый обряд «венчания деревом». Перед свадьбой молодая пара (или часто муж и жена, у которых нет детей) сажала на берегу священного озера два дерева — одно «мужского» пола, другое «женского», — представлявшие жениха и невесту. В процессе обряда венчания ветвь дерева-«жениха» переплеталась с ветвью дерева-«невесты». Деревья-«супруги» становились гениями-хранителями, «близнецами» супружеской пары людей, отражая и охраняя их дальнейшую судьбу. Когда обряд проводился для супругов, которые не могли иметь детей, через десять лет жена возвращалась туда, где росла пара деревьев-«близнецов», и клала под ними в качестве подарка камень, долго и тщательно омывавшийся в водах священной реки или священного озера, на котором была высечена пара сплетенных змей. Считалось, что в этот момент происходит второе, мистическое объединение душ священных деревьев и что благодаря ему женщина станет матерью. В некоторых племенах перед обрядом венчания жениха и невесту сначала, каждого по отдельности, «женили» или «выдавали замуж» за священное дерево. Считалось, что таким образом им передается новая сила обновления и возрождения самой природы, необходимая, чтобы благополучно начать этот новый важный этап жизни.
Дерево считалось зеркалом происходящего не только в человеке, но также и в видимой и невидимой природе и в мире богов. Верили, что душа дерева отражает сокровенную жизнь природы и обладает частью силы, заряда и магнетизма невидимой Сущности, которая проявляется через нее. Таким образом, дерево играло роль «моста», посредника между богами и людьми, человеком и его предками. Именно поэтому в древности каждое божество имело священное дерево, через которое передавало часть своих таинств и силы. Так, лавр был священным деревом Аполлона, олива — Афины, сосна — Кибелы, Пана и Атиса, кипарис — Аида, а кедр и ореховое дерево — Артемиды. Сикомора, священное дерево Древнего Египта, посвящалось богиням Исиде Хатхор и Нейт. Дуб был священным деревом верховных богов: Зевса у греков, Юпитера у римлян, Перуна у древних славян. Фиговое дерево посвящалось Гермесу, Дионису и индийскому богу Вишну.
У каждого народа было свое священное дерево, которое имело особые достоинства, флюиды, свойства, отражающие различные аспекты сокровенной жизни природы. В качестве примера приведем символику лишь некоторых из них.
Олива. Символика этого дерева очень красива, глубока и многогранна. Во многих традициях оно является символом мира, плодородия, очищения, силы, победы и благословения. В Греции оно было священным деревом Афины, богини мудрости. По легенде, первая олива появилась из земли от удара копья великой богини во время ее состязания с Посейдоном за право покровительства над вновь основанным городом — городом, который впоследствии получил имя Афины и стал центром древнегреческого мира.
Согласно древнекитайским традициям, функция оливы — хранительство и покровительство; ее кора нейтрализует некоторые яды. В Японии олива была символом победы, преодоления трудностей — на войне, в начинаниях мирских и духовных. В еврейских и христианских традициях оливковая ветвь была знаком мира и благой вести.
Сосна. Во все времена вечнозеленая сосна была символом бессмертия. Особенно красива символика сосны в традициях Дальнего Востока. Последователи даосизма питались только семенами, иголками и смолой сосны. Они считали, что такая пища делает тело легким, а душу — способной улететь к новым далям. Одна из даосских притч рассказывает, что если смола сосны, стекая по стволу, попадает на землю и ее впитывает плодородная почва, то через тысячу лет на этом месте вырастет гриб, который приносит бессмертие.
В Японии из сосны строили храмы и изготавливали обрядовые сосуды и инструменты. Сосна считалась символом удачи, а также обретенной внутренней силы, которую никто и никогда не сможет уничтожить, ибо она является результатом долгих сражений и преодоления самого себя. В период празднования Нового года японцы кладут по обе стороны входной двери своего дома две сосны. Считалось, что в ветвях этого дерева живут маленькие невидимые существа — гении-хранители, приносящие благословение и удачу в начале любого важного цикла жизни. В древнегреческих и древнеримских традициях сосна была посвящена Пану, Кибеле и Атису и играла важную роль в их Мистериях.
Лавр. Лавр — священное дерево Аполлона, символизирующее особый вид бессмертия, которое достигается через сражение и победу как на физическом плане, так и на плане духа. Поэтому венок из листьев лавра украшал головы героев, гениев и мудрецов. Считалось, что листья лавра помогают пробуждению ясновидения и пророческих способностей. Очень распространенной в древности была особая форма прорицания при помощи лавра. В Дельфийском оракуле перед началом прорицаний пифии и жрецы посвящали Аполлону листья лавра, которые потом сжигали или разжевывали. Тот, кто получал от пифий благоприятный ответ, уходил из оракула с лавровым венком на голове. Считалось, что лавр передает все сокровенные качества Аполлона: божественное вдохновение, гармонию и свет, — а также является носителем света для всех живущих в темноте.
Береза. Береза — священное дерево в славянских традициях. Считалось, что она передает силу обновления весны, помогает возродиться, почувствовать «второе дыхание», победить инерцию, уныние и болезнь, почувствовать молодость души и тела. Береза считалась хранителем и проводником всех импульсов и состояний, приходящих с Неба, и потому всегда была символом вдохновения и пробуждения тонких струн души.