дети зинаиды кириенко чем занимаются
Зинаида Кириенко: муж и дети (сыновья). О личной жизни актрисы
Содержание (быстрый переход)
Сегодняшняя статья рассказывает читателям о личной жизни, семье, муже Зинаиды Кириенко и о ее сыновьях.
Семья Зинаиды Кириенко
Будущая звезда родилась в Махачкале, в середине лета 1933 года. Ее отец происходил из знатного рода, закончил привилегированное военное училище. Он недолго прожил с матерью Зины, пара рассталась, а затем его репрессировали. Судьба отца Кириенко до сих пор неизвестна. Фамилию и отчество девочка получила от отчима, который воспитывал ее с трехлетнего возраста.
Мама Зинаиды была сильной и красивой женщиной, занимала руководящую должность на элеваторе. Детство знаменитости пришлось на тяжелые и голодные послевоенные годы, но еды в доме всегда хватало. Семья Зинаиды Кириенко держала скотину, управляться с которой девочку научили с ранних лет. Позже сельскохозяйственный опыт очень пригодился ей на съемках фильмов о жизни казачества.
Зинаида Кириенко в молодости
После окончания школы девушка собралась было поступать в техникум, однако затем решила попытать счастья на актерском поприще. Первая ее попытка стать студенткой института кинематографии успехом не увенчалась, зато во второй раз талантливую девушку взялась опекать знаменитая Тамара Макарова.
Блестяще сдав вступительные экзамены, Зинаида прошла по конкурсу и поступила на актерский факультет. Затем она получила диплом и устроилась на работу в один из столичных театров. С этого момента и началась творческая биография Зинаиды Михайловны.
Одна из первых ролей в кино
Позже у нее проявилось и певческое дарование, унаследованное от отца-музыканта. Актриса много гастролировала, участвовала в концертах и была членом жюри музыкальных конкурсов.
Личная жизнь Зинаиды Кириенко и ее муж
Первая любовь настигла героиню этой статьи еще в студенческие годы. Это было безответное чувство к преподавателю, именитому режиссеру Сергею Герасимову. Объект ее страсти отнесся к признаниям девушки весьма критично, посоветовав научиться сдерживать эмоции.
Тем не менее, Герасимов всегда выделял Кириенко среди ее однокашников и называл лучшей ученицей на курсе.
Мэтра покупала искренность и эмоциональность юной Зинаиды, что было немаловажно для ее будущей профессии.
Зинаида в одном из спектаклей
Когда к начинающей актрисе пришла первая известность, на нее обратил внимание высокопоставленный партийный функционер, имя которого Кириенко не разглашала. Чиновник настойчиво добивался расположения красавицы, однако девушка ответила отказом.
Некоторое время она была лишена возможности сниматься в кино, что стало для Зинаиды тяжелым испытанием. Режиссеры опасались приглашать на съемки опальную звезду. Прошли годы, прежде чем нашелся смельчак, который не испугался гнева влиятельного ловеласа. Он предложил актрисе роли в своих фильмах “Судьба” и “Любовь земная”. Это был известный режиссер-постановщик Евгений Семенович Матвеев.
Кириенко в одном из фильмов
В 1960 году Кириенко встретила своего первого и единственного мужа, спортсмена Валерия Тарасевского. Это случилось на съемочной площадке одного из фильмов.
Кириенко вспоминает, что чувства между ними вспыхнули мгновенно, уже через два месяца пара решила пожениться.
Избранник Зинаиды был значительно младше актрисы, что, впрочем, не помешало им создать образцовую семью.
Зинаида Кириенко с мужем Валерием
Зинаида и Валерий были красивой парой и прожили вместе много лет, до самой кончины Тарасевского в 2004 году.
Поначалу Кириенко сомневалась в своем выборе из-за разницы в возрасте, однако ее мама посоветовала дочери слушать свое сердце и не обращать внимания на условности.
Дети Зинаиды Кириенко
У супружеской четы родилось двое сыновей. Актриса боялась, что материнские обязанности негативно скажутся на ее карьере, с появлением потомства она может упустить много хороших ролей. Однако муж Зинаиды Кириенко пообещал ей поддержку и помощь.
С мужем и старшим сыном
В результате женщина вырастила прекрасных детей, при этом оставаясь востребованной и популярной актрисой. Пока жена была занята в театре и на съемочной площадке, Валерий занимался домом и детьми, встречал мальчиков из школы, помогал им в учебе.
Кириенко с сыновьями
Оба парня выросли успешными людьми, но выбрали себе профессии, далекие от искусства. У них обоих прекрасные семьи, есть дети и внуки.
Зинаида Кириенко в кругу семьи
Кириенко с благодарностью вспоминает, что именно муж дал ей возможность продолжать заниматься любимым делом.
Старший сын Тимур Тарасевский
Старший сын Зинаиды Кириенко, Тимур, по образованию военный переводчик. Долгое время он работал по специальности, а после окончания службы в армии открыл собственное дело. Тимур женат, вырастил двоих сыновей и дочь.
Младший сын Зинаиды Кириенко Максим Тарасевский
Зинаида Кириенко в настоящее время
Сейчас народной любимице 87 лет. Она до сих пор прекрасно выглядит, старается поддерживать себя в форме, любит красивые наряды.
Зинаида Кириенко с мужем и внуками
Взрослые дети Зинаиды Кириенко, ее внуки и правнуки часто навещают акрису. В семье не принято называть ее бабушкой, только по имени. Несмотря на их любовь и заботу, иногда она жалуется на одиночество.
Зинаида Михайловна с подругами
В силу преклонного возраста в кино Кириенко уже не снимается, но изредка появляется в телевизионных программах, на концертах и фестивалях.
Иногда знаменитость принимает участие в съемках документальных фильмов, а также организует творческие встречи с поклонниками своего таланта.
О своей непростой, но интересной жизни, главных моментах творческой биографии, о детях и внуках Зинаида Михайловна рассказала в одном из популярных телешоу, которое ведет Борис Корчевников.
Актриса Зинаида Кириенко: «Чужих мужей не отбивала, но некоторые женщины на меня косо смотрели»
— Будучи студенткой ВГИКа, вы активно и плодотворно снимались, а потом вдруг как отрезало — вплоть до 1974 года лишь несколько эпизодических ролей.
— Тяжело и горько об этом вспоминать — столько я настрадалась в свое время. Действительно, когда я закончила ВГИК, на моем счету уже было пять главных ролей: Надежда в «Надежде», Наталья в «Тихом Доне», Катерина в «Поэме о море», Анета в «Сороке-воровке», Ирина в «Судьбе человека». И вдруг… как будто поставили преграду, заслон — никуда не приглашали, разговаривали сквозь зубы, даже как-то сторонились. А все потому, что тогда я не захотела идти наперекор самой себе и платить за роли своими чувствами. В итоге много лет не снималась. Так что я — первая жертва харрасмента.
Вытащил меня из забытья Евгений Матвеев, когда пригласил в картину «Любовь земная». Благодаря ему я тогда вышла из депрессии и, можно сказать, воскресла. Считаю его своим спасителем.
Кадр из фильма «Тихий Дон». Петр Глебов и Зинаида Кириенко. Фото: Russian Look
— Вы знаете, кто устроил вам тогда травлю?
— Да, конечно. Фамилию этого чиновника мне назвал Станислав Ростоцкий, когда мы с ним были членами жюри на одном из кинофестивалей. Но я не хочу предавать ее огласке. Бог судья этому человеку. Жажда мести — плебейское чувство. К счастью, я такой потребности не испытываю. Может, поэтому так молодо выгляжу и хорошо себя чувствую.
— Что вам помогало выстоять?
— В первую очередь — характер. Я сильная. К тому же без работы никогда не была. Больше тридцати лет служила в Театре-студии киноактера, который в годы перестройки закрыли. Кроме того, как актриса «с именем», постоянно ездила по стране с концертами. А еще вместе с мужем воспитывала двоих сыновей. На Валерии держался весь дом, хотя у нас и няни были. Самый главный подарок, который мне сделал муж в жизни, — его любовь.
Зинаида Кириенко. Фото: Безбородова Кристина
— Мальчики по вашим стопам не пошли?
— Нет. Тима окончил институт военных переводчиков. Впоследствии ушел из армии и стал предпринимателем. Максим учился в институте менеджменту и аудиту. У обоих свои семьи: у Максима — сын и дочь, у Тимура — два сына и дочка, так что у меня пятеро внуков. Муж, когда началась перестройка, забросил свою инженерную службу и тоже стал бизнесменом.
Зинаида Кириенко и ее внуки Антон и Александра. Фото: «Экспресс газета»
— Вы сразу привыкли к роли бабушки?
— Когда гуляла с первым внуком Лешенькой, знакомые спрашивали: «Ой, Зиночка, вы еще родили?» Я отвечала, да, это мой сын. Долго не могла сказать внуку: «Иди к бабушке!» — язык не поворачивался. Теперь-то уже привыкла.
— Зинаида Михайловна, я знаю, что вас воспитывал отчим. А своего родного отца вы помните?
— Мой отец, Георгий Константинович Широков, окончил в Тбилиси юнкерское училище, был музыкантом. В 1919 году юнкеров отправили на пароходе в Англию. Встретили их не слишком приветливо, так что ребята, в сущности, оказались на улице. Отец мыкался там восемь лет, потом вернулся в Россию и обосновался в Дагестане, где и встретился с мамой. Они поженились. Так что я родилась в Махачкале. Когда мне было года два или три, родители разошлись. Помню, однажды отец зашел к нам, и мы пошли с ним гулять. Он держал меня на руках и купил кулек конфет. Вот и все воспоминания. В 1939 году его арестовали, обвинив в растрате (он работал бухгалтером). Больше я о нем ничего не слышала. Скорее всего, он погиб. Позже мама вышла замуж за Михаила Игнатьевича Кириенко, так что фамилия у меня отчима. А вот имя выбрал родной отец. Когда мама была беременна, зачитывалась книгой «Аида» о судьбе какой-то греческой драматической актрисы. Тогда она и решила, что если родится девочка, то назовет ее этим именем и дочь непременно станет актрисой. Регистрировать меня пошел отец, мама тогда лежала больная. Он подумал, что имя Аида не подходит русской девочке, а лучше зваться Зинаидой. Мама была в истерике. Отец успокаивал, мол, имя состоит сразу из двух: «Зина» и «Ида».
В фильме Евгения Матвеева «Любить по-русски» мою героиню-прокурора зовут Зинаида Георгиевна Широкова, признаюсь, это была моя идея. Очень хотелось, чтобы хотя бы в кино прозвучали мои настоящие отчество и фамилия.
Фото: Борис Кудрявов
— Часто сталкивались с женской завистью?
Мама Зинаида: какой матерью стала актриса Зинаида Кириенко?
9 июня 1933 года в Махачкале родилась девочка, которой в будущем было суждено стать одной из самых красивых, известных и талантливых актрис советского кино. Зинаида Кириенко не только блистала на экранах, но и вырастила двух сыновей.
» Семья Григория и Александры распалась, когда девочке было три года.
Во время войны семья переехала из Махачкалы в небольшую станицу на Ставрополье. Там Зина, как и все деревенские дети, научилась отлично справляться с хозяйством, ухаживать за домашними животными. Впоследствии она говорила, что именно эти навыки, полученные в детстве, помогли ей в работе над ролями простых сельских тружениц.
Несмотря на трудности, о детстве у Зинаиды остались самые светлые воспоминания:
«Какие у нас были елки! В большой комнате ставилась под потолок зеленая стройная красавица. Игрушки! Чудесный, сверкающий разноцветными огнями сказочный мир в огромном светло-коричневом чемодане! Нет, теперь нет таких игрушек. Теремки и избушки, клоуны и волшебницы, сияющие паровозики и кораблики, чайнички и самоварчики с тонюсенькими краниками и носочками! Кто, какие руки создавали тогда это изящество и красоту?! Мама любила наряжать елку, и как мы готовились к празднику! Клеили бесконечные цепочки и фонарики; грецкие орехи превращались в золотые и серебряные орешки и вешались вместе с игрушками и конфетами на елку! А свечи! Настоящие, на специальных крохотных подсвечниках, они крепились на ветках. А подарки! А хоровод! И непременная «В лесу родилась елочка. ». А приезд тети Жени – маминой младшей сестры, цирковой артистки. Она приехала с мужем, тоже цирковым артистом, блистательным коверным эксцентриком, и с белым пушистым щенком по имени Денди. Так и осталась в памяти картина: играющий на концертино дядя Яша, заливисто поющая Денька со сложенными передними лапками – музыкальный дуэт.
Море. Пока брат забрасывал удочки, я располагалась на огромных валунах, будто выросших из моря. Могла часами сидеть или лежать на этих скалах-валунах и смотреть в бесконечную морскую синеву».
Закончив семилетку, девушка поступила в железнодорожный техникум, где в её жизнь вошла художественная самодеятельность. Проучившись на железнодорожника год, Кириенко уходит в сельскохозяйственный техникум, где опять первым делом начинает заниматься в кружках самодеятельного искусства.
» Именно в это время она решает, что нужно попытать счастья, и подаёт документы во ВГИК.
Попытка с первого же раза заканчивается успехом: Зина поступает в институт как слушатель, но ей не дают ни места в общежитии, ни стипендии. Поэтому девушка решает отложить учёбу на год, и через 12 месяцев поступает снова, уже на правах студента, с общежитием и стипендией.
Впервые в кино Зинаида сыграла в 1954 году, в короткометражке. Работу оценили высоко, и вскоре после этого Сергей Герасимов пригласил Кириенко на роль Натальи в экранизации «Тихого Дона». Казалось, что только в этой молодой актрисе и могла ожить героиня Шолохова. Она знала свою героиню от рождения и до смерти так, как если бы это была судьба ее сестры, матери, ее собственная судьба. Имя Кириенко стало известным быстро и широко. Фильм вышел на экраны в 1958 году, и, как говорится, Зинаида проснулась знаменитой. Предложения от режиссёров актрисе начали сыпаться как из рога изобилия, успешно сыгранные роли шли одна за другой.
» А вот личная жизнь складывалась не очень. Красавица, конечно, нравилась многим, но вот её душу никто не мог покорить.
Так продолжалось до тех пор, пока на очередных съёмках она ни познакомилась с Валерием Тарасевским, который участвовал в массовых сценах. Красивый молодой человек со спортивной фигурой был ещё совсем юн, ему было всего 17, Зинаиде же на тот момент уже исполнилось 27. Но разница в возрасте не смутила влюблённых. Зинаида Михайловна вот как рассказывала об их знакомстве:
«…Подошел он ко мне не на съемочной площадке, а на улице. «Я вас знаю», — говорит. Я усмехнулась: «А я вас нет. Но теперь буду знать». Так и познакомились. Потом вместе оказались на концерте, после которого до утра бродили по городу. Дальше общались, узнавали друг друга — гуляли, сидели на скамеечках в сквере. В общем, женихались мы долго, целых два месяца. Свадьбу сыграли в доме Валериных бабушки и дедушки, а наше свадебное путешествие состоялось в поезде Грозный — Москва, в отдельном купе. Откуда мы прибыли в мою комнату, которую я совсем недавно получила».
» Уже через год, в 1961, у пары родится первенец, Тимур.
Кириенко и помыслить не могла жизни без детей, хотя это могло отрицательно сказаться на карьере актрисы:
«Очень жесткое было отношение к беременным женщинам, к кормящим матерям. Конечно же, во все времена есть актрисы, которые боятся потерять форму, выпасть из съемочной обоймы, и ради того, чтобы, как они говорят, служить искусству, готовы на все. Ну и что? Разве это значит, что надо следовать такому примеру? Нет, для меня это не довод».
Ради первого сына Зинаида Кириенко покинула театр, в котором работала после окончания ВГИКа.
Семейная жизнь Зинаиды и Валерия была очень счастливой, дома царили любовь и согласие.
» А вот распределение гендерных ролей было не совсем обычным для тех времён (да и для современных, пожалуй, тоже). Дело в том, что домом занимался Валерий, а финансовое благополучие обеспечивала Зинаида.
В 35 лет Кириенко родила второго сына – Максима. Это был осознанный шаг, ибо Валерий был заботливым и внимательным отцом.
Несмотря на то, что большую часть времени дети проводили с отцом, с матерью у них тоже сложились тёплые и близкие отношения.
» В семье царило взаимоуважение, и Кириенко считала, что своей жизнью сыновья должны распоряжаться сами.
Поэтому её нисколько не огорчило, что ни один из мальчиков не стал актёром, не продолжил её дело:
«Их выбор. По-моему, главное — ничего не навязывать. Это должно идти изнутри, от внутренней потребности. А если нет, зачем обрекать себя на трагедию?»
» Прожив с мужем в любви и согласии 44 года, Зинаида Михайловна овдовела.
И вот уже много лет её опора в жизни – это сыновья и внуки:
Зинаида Кириенко: «Со съемок фильма «Казаки» я вернулась в Москву с мужем»
«Отметили сдачу фильма хорошо — когда вышли с мужем на улицу, была уже ночь. И вдруг на Валеру.
Мама моя, романтичная натура, когда была беременна мною, прочитала роман о судьбе греческой актрисы по имени Аида. Осталась под большим впечатлением и решила, что этим именем и назовет свою дочь, которая непременно станет драматической актрисой! Но регистрировать меня пошел отец, который, не оценив маминой фантазии, записал меня Зинаидой. Когда вернулся и показал маме метрику, она закатила ему истерику — ее мечту развеяли! Папа стал утешать: «Ну что ты, не волнуйся, Зинаида — это же двойное имя: и Зина, и Аида, а сокращенно — Ида». Так я стала Идой — другого имени долго и не знала.
Мне было около четырех-пяти лет, когда я последний раз в жизни увидела своего родного отца, Широкова Георгия Константиновича. Родители к тому времени уже не жили вместе. В тот день я была в квартире одна, играла в коридорчике, и меня было видно через стеклянное окно входной двери. Я услышала голос папы: «Идочка, доченька, открой». Я открыла, он взял меня на руки и понес на улицу. Я отчетливо запомнила каждый миг… Мы шли по нашей улице Буйнакского (я родилась в Махачкале) в сторону перекрестка, потом свернули на огромную городскую площадь. И я увидела деревянный ларек, где продавали конфеты. И вот я уже на руках у папы с кульком конфет…
Отец прожил короткую и тяжелую жизнь. Ровесник века, в революцию ему было 17 лет. Мой дед был очень зажиточным человеком и погиб от рук мятежников. А отца с его однокашниками морем отправили из Новороссийска в столицу Англии Лондон. До революции отец был курсантом юнкерского училища — учился на музыканта по классу трубы. В эмиграции отца не ждало ничего хорошего. Англия переживала кризис, и властям было не до эмигрантов из России. Молодых людей высадили с корабля на берег и оставили на произвол судьбы. Отец с товарищами устроился на кухню какого-то ресторана чистить картошку, ее же очистками и питались. Несколько лет боролись за выживание. А потом вышло постановление Совнаркома, давшее возможность вернуться в Россию людям, которые так или иначе оказались за рубежом.
Отец несколько лет копил деньги на обратную дорогу и в конце 1927-го или начале 1928 года смог вернуться на родину. В СССР ему не разрешили жить в городе, только в сельской местности — в аулах Дагестана. Я так понимаю, что папа окончил бухгалтерские курсы и в Дагестане попал на работу к моему деду по матери Петру Ивановичу Иванову — он занимался строительством. Моя будущая мама Александра тоже с шестнадцати лет работала в конторе у своего отца. Так мои родители встретились, полюбили друг друга и поженились, хотя и были по темпераменту абсолютно разными. Сперва родился мой брат, а потом на свет появилась я. Но семейную жизнь отец наладить так и не смог — сказывалась его сломанная жестокой эпохой юность. С мамой они расстались. А в 39-м отца арестовали, и больше его никто не видел. Когда мне говорят, что у меня печальные глаза, я отвечаю, что это от отца. Мои глаза выражают боль предыдущих поколений.
В Махачкале я прожила до девяти лет. В то время это был многонациональный, но тихий город. Мама работала на рыбоконсервном заводе, а я ходила в детский садик этого завода. Помню наше любимое развлечение: нас катали по двору в вагончиках миниатюрного поезда. Вопреки стереотипам, я любила манную кашу. Даже сейчас представляю, как подходит нянечка с кастрюлькой, накладывает горячую кашу в мою тарелочку и дает кусок холодного черного хлеба… Голода я не помню даже в самые тяжелые послевоенные годы: мы просто ели оладьи из кукурузной муки, жаренные на рыбьем жире. А может быть, в этом и был залог здоровья для нас, детей?
Мама моя из тех революционных душ, которые всегда первыми шли в атаку со знаменем в руках, бились за счастье народа. Перед войной на заводе, где она работала, был кружок — «Ворошиловский всадник». Так вот, мама стала руководителем этого кружка: скакала на коне, рубила на скаку лозу, участвовала в соревнованиях и обучала молодых людей выездке. Во время войны маму направили в Днепропетровск на курсы, где ускоренно готовили специалистов по хранению зерна — нужно было кормить страну. Маму распределили в Дербент на зернозаготовительный пункт. В Дербенте она познакомилась с Михаилом Кириенко, он воевал, был ранен и комиссован. Влюбился в маму, ухаживал за ней. После войны маме предложили несколько мест для работы и жизни на выбор. И моя романтичная мама выбрала станицу Новопавловскую, рядом со станцией Аполлонская — название ей очень понравилось. Станица была под немецкой оккупацией, и маме поручалось восстановление элеватора. Здесь мама с отчимом поженились. Так в 14 лет я стала Зинаидой Михайловной Кириенко. А мама в сорок лет родила еще двоих детей.
Фото: из личного архива Зинаиды Кириенко
Младшая мамина сестра была цирковой артисткой, акробаткой. Ее звали Евгения — очень красивая, женственная, изящная, с огромными светлыми глазами. Мне в детстве попался ее девичий дневник. Она имела склонность к рисованию — изображала себя идущей по проволоке. Еще моя тетка пела и танцевала — прямо как Любовь Орлова в фильме «Цирк»! И вот, прочитав ее дневник, я решила стать актрисой.
А другая тетя — старшая мамина сестра Ольга — была высококлассной машинисткой, жила в Москве и работала в НКВД. Причем ее мужа, полковника, который в годы войны был начальником военного аэродрома, расстреляли за связь с немкой. А тетю не тронули — наверное, ценили как работника, она прослужила в органах 30 лет. Что она там видела, в этих стенах? Ни дочери своей, ни мне она никогда ничего не рассказывала. Лет в 15—16 я ее по наивности спросила: «Тетя Оля, а что будет, когда Сталин умрет?» Она подбежала ко мне с искривленным от ужаса лицом и прошипела: «Замолчи, замолчи! Сталин никогда не умрет!» Именно у тети Оли на Садовой-Черногрязской улице я прожила семь лет с момента поступления во ВГИК.
Я заканчивала институт, когда вышли сразу два фильма со мной в главных ролях: «Тихий Дон» Сергея Герасимова и фильм Юлии Солнцевой по сценарию Александра Довженко «Поэма о море». Работать над фильмом начинал сам Александр Петрович Довженко, и только из уважения к этому легендарному режиссеру мой мастер во ВГИКе Сергей Аполлинариевич Герасимов разрешил мне сниматься параллельно в двух картинах. После премьеры «Поэмы о море» был шикарный банкет, который закончился ночью. До дома меня вызвался проводить Иван Семенович Козловский, великий тенор, сыгравший в фильме Кобзаря. Меня удивило, что в достаточно теплую погоду он укутался в шарф так, что нос и рот были закрыты. Я спросила: «У вас горло болит?» — «Нет, я берегу голос». Только в лифте он опустил шарф. У порога квартиры я сказала: «Иван Семенович, подождите, пожалуйста, не уходите, я сейчас тетю позову». Мне так хотелось показать ей живого Козловского! Тетя Оля была совершенно счастлива. Вот только на чай Иван Семенович, к сожалению, не остался — его ждала машина.
Собственную отдельную комнату в коммунальной квартире я получила лишь в 1960 году, в доме на Балтийской улице, в районе «Сокола». Я уже была известной артисткой, состояла в штате Киностудии имени Горького, а жилья в Москве не имела. И несколько видных деятелей культуры, в том числе Сергей Владимирович Михалков, подписали письмо в Моссовет с просьбой выделить мне жилплощадь. И мне дали комнату. Это было очень кстати, потому что вскоре у меня появилась семья…
Натурные съемки фильма «Казаки» проходили в окрестностях Грозного. В один из дней вечером после съемки я шла на концерт Аркадия Райкина, который приехал в город с гастролями. По пути ко мне подошел молодой человек, стройный, красивый. Поздоровался и сказал: «А я вас знаю». — «Видели картины с моим участием?» — спросила. «Да. Я и сам сейчас в кино снимаюсь. Меня зовут Валерий». Оказалось, он только окончил школу, был спортсменом и играл одного из казаков в групповке нашего фильма. Валера тоже шел на концерт Райкина. Но сидели мы не вместе, поэтому в тот день общение не продолжилось.
Художники нашего фильма нашли очень живописное место для съемок — горное плато, заканчивающееся обрывом, а в низине течет река Аргун. В жару, если снимались сцены, в которых я не была занята, я спускалась в эту низину. Там среди роскошной зелени стояла раскладушка, на которой я отдыхала. В один из таких моментов вижу — от реки поднимается тот самый молодой человек и как будто невзначай замечает меня: «Здравствуйте. А что вы здесь делаете?» — «Отдыхаю, я сейчас в кадре не нужна». Приближался вечер, меня позвали на площадку — пора было снимать сцену, как я гоню стадо коров домой после выпаса. А реквизиторы не подготовили хворостину. Все кричат: «Хворостину, хворостину!» И тут Валерий, как будто только этого и ждал, протягивает мне прут… Много лет спустя в одном издании вышла статья под заголовком: «Выйти замуж Кириенко уговорили хворостиной».
В гостинице я жила в одном номере с замечательной женщиной — звукооператором нашего фильма. Как-то после дневной съемки отдыхаю, и вдруг она подходит, будит меня: «Зиночка, там к вам молодой человек пришел». — «Какой молодой человек?» — «Такой… Божественный!» — «Нет, я хочу спать». И она пошла передавать мой отказ. Мне и в голову не пришло, что это может быть Валерий. Возвращается: «Зиночка, я не могу ему отказать. Пойдите посмотрите, какой он необыкновенный, в белой рубашечке, в черном галстучке…» Я выглянула из номера и увидела, что в гостиничном коридоре на фоне большого окна стоит Валерий… Он и правда был божественный: нежное тонкое лицо, гладкая чистая кожа, а ресницы! Меня потрясло, что у парня такие длинные и пушистые ресницы. Валерий рассказал, что в восьмом классе он их даже подстриг, потому что его за них дразнили.
Дружили мы безо всяких скоропалительных объяснений и необдуманных поступков: гуляли, в кино ходили, даже не целовались. И вот настал момент нашего первого расставания. Уезжаю в Москву играть спектакль. Я тогда работала в Московском драматическом театре на Малой Бронной, играла в спектакле «Сердце девичье затуманилось» (какое подходящее название!) режиссера Бориса Равенских. Валера меня провожает. Ждем поезд, накрапывает мелкий дождик, а фонарь высвечивает его зеленые глаза и пушистые ресницы. С этим образом в душе я и уехала в Москву.
Когда я вернулась в Грозный, меня встретил Валерий. Тот номер в гостинице, где я жила, уже был занят. И меня поселили в другой — маленький, обшарпанный, грязный. Я возмутилась, но мне ответили, что других комнат нет. И тогда Валерий предложил: «Тут недалеко моя тетя живет с дочкой-подростком, у нее шикарная трехкомнатная квартира… Пойдем, она будет только рада». И мы явились к тете. Она действительно обрадовалась — мне предоставили большую комнату. Конечно, все уже видели и «Тихий Дон», и «Судьбу человека» — поэтому Валерина родня ко мне была очень расположена. Как-то сразу стало ясно: у нас с Валерием Тарасевским любовь и расставаться мы не хотим. Поэтому сыграли свадьбу — во дворе дома его бабушки, она жила рядом с городским вокзалом. В Москву, в мою комнату, приехали уже мужем и женой, и там в 1961 году родился наш первенец Тимочка.
Жили мы душа в душу. Валера не противился моей карьере — понимал, что у его жены особенная профессия. Очень помогал с детьми и по дому. Уезжая на гастроли или съемки, я могла полностью положиться на мужа. Мы редко ссорились. Но одна ссора была очень забавной. Был у меня такой фильм — «Живая вода», о том, как влюбленные спасают реликтовый буковый лес. Снимали картину на Киностудии Довженко, а принимали, как всегда, в Москве, в Госкино. Просмотр прошел хорошо — фильму дали первую категорию, что означало широкий прокат и щедрые премиальные. Директор картины, ее режиссер Григорий Кохан и оператор Александр Антипенко, приехавшие из Киева, жили в гостинице «Россия». Они пригласили нас с мужем в ресторан отеля отметить такую удачу. Получилось, что в компании я одна девушка и четверо мужчин. Отметили славно — когда вышли с мужем на улицу, была уже ночь. И вдруг на Валеру накатил приступ ревности. Ему показалось, что я была слишком любезна с коллегами. Я пыталась его вразумить: «Да ты что, Валерий, кто они мне — сам подумай!
Просто все относились ко мне за ужином так, как должно относиться к единственной даме. А я лишь проявляла уважение». Но он и слушать не хотел, я и сама стала заводиться. Мы стояли в двух шагах от Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного, и ругались. А у меня была дамская сумочка через плечо из цельного панциря броненосца, которую я привезла из Мексики, — яйцевидная и жесткая, как будто зверек свернулся клубком. И я как дала Валере с размаху этой сумочкой по голове! И навсегда сумки лишилась, потому что панцирь броненосца раскололся. Слава богу, голова Валеры оказалась крепче. И муж в первый и последний раз в жизни меня ударил. Я плачу, Валерий просит прощения, а тут появляется милиция. Меня узнали, но что с нами делать, им было непонятно. Я пересказала всю нашу историю про кино, и мы с Валерой, осознав всю нелепость ситуации, расхохотались. Милиционеры тоже разулыбались, посадили нас в свою машину и отвезли домой.
Фото: из личного архива Зинаиды Кириенко
А вот другие съемки в Киеве у меня не состоялись. Я тогда ждала появления на свет Максима, младшего сына, и тут получила телеграмму от Евгения Семеновича Матвеева — он приглашал меня на кинопробы фильма «Почтовый роман». Я, конечно, обрадовалась. И не стала никому в группе сообщать про свое положение. Кинопробы прошли замечательно — все были очень довольны, и я уж решила, что никто ничего не заметил. И вот Евгений Семенович поехал провожать меня до гостиницы. Мы вышли на бульваре Шевченко. Ноябрь, накрапывает дождичек, в свете фонарей трепещут платаны, и их золотые листья ложатся нам под ноги. Я счастлива, что хорошо прошли пробы… А Матвеев идет задумчивый и вдруг говорит: «Эх, Зина, что же ты наделала!» Я напряглась: «А что?» — «Ты думаешь, мы слепые? Когда тебе рожать?» Я отвечаю: «Через два месяца. Евгений Семенович, но я рожу и на следующий день выйду на площадку. Я не задержу съемки». И рассказала, как семью годами раньше легко родила первого сына. Но Матвеев не стал меня дожидаться — взял Светлану Коркошко. Обидно было очень. Правда, эмоции быстро улеглись — счастье материнства перекрывает все.
Снимали в Подмосковье, в деревне Афанасьевка, а жили в гостинице Обнинска. Однажды после смены беру ключ у портье, а он мне говорит: «Вас просили зайти в люкс напротив». Спрашиваю: «Кто? Зачем?» — «Не велено говорить, увидите». Стучу, вхожу и вижу: в глубине комнаты стоит диван, а на диване на белых простынях лежат два накупанных розовых пацана — наши сыновья. Две хорошенькие любимые мордашки! Рядом сервирован небольшой стол, а у стола сидит мой Валерий. Вот было счастье! Я сказала: «Валера, такой хороший стол! Давай и Евгения Семеновича пригласим!» Мы позвали на ужин Матвеева, и так хорошо, так душевно провели этот вечер. С той поры со стороны Евгения Семеновича, как мужчины, а не режиссера, я больше не чувствовала излишнего внимания. Хотя до этого получала от него какие-то намеки. Теперь же Матвеев своими глазами увидел, в какой любви и гармонии мы живем с мужем и детьми.
У младшенького сына, Максима, была возможность сняться вместе со мной в кино. Ему было пять лет, он подходил на роль одного из детей Дерюгиных. Гримеры подстригли Максима, как того требовал образ деревенского мальчишки, привели в павильон… Все это время он вел себя послушно, даже когда стригли, не сопротивлялся. А тут в декорации избы увидел кровать, в которой под лоскутным одеялом уже лежали несколько ребятишек. И наотрез отказался ложиться с чужими детьми. Его стали уговаривать, а он как начал плакать. Слава богу, нашелся еще какой-то мальчик на киностудии. Так Максим свою «звездную» роль упустил…
Фото: из личного архива Зинаиды Кириенко
Премьера картины «Любовь земная» была всесоюзной. Огромный успех! Приходили заявки на коллективные просмотры — организации выкупали билеты на сеансы, а наша съемочная группа приезжала представлять фильм. Мы ездили по всей стране, и везде нас очень хорошо принимали! Песни из фильмов «Любовь земная» и «Судьба» стали шлягерами. Жаль, что в своей дилогии Евгений Семенович не дал мне их исполнить, я там пою только «Лучину». На «Эхо любви» Матвеев позвал Анну Герман, на «Даль великую» — Иосифа Кобзона, а «Сладку ягоду» спела Мария Пахоменко. Но на своих творческих вечерах я обязательно исполняю все эти песни — они в моем постоянном репертуаре. Зато, когда в Доме кино праздновалось 80-летие Семеныча (так мы ласково называли Матвеева), он меня попросил: «Зина, спой, пожалуйста, «Эхо любви». Это была его любимая песня. На этот вечер пришли все партнерши Матвеева по кино, и он пригласил их на сцену. Я пела, а Евгений Семенович вальсировал по очереди с каждой своей партнершей и плакал…
Вокалом я занималась со школьных лет. В театральном кружке участвовала в музыкальном спектакле «Сорочинская ярмарка». При поступлении во ВГИК исполняла романс «Не брани меня, родная». Но в институте моя музыкальность мало кого интересовала. Самой музыкальной студенткой на курсе у нас считалась Людмила Гурченко — она и для показов всегда брала отрывки соответствующие, где можно было спеть или станцевать. Я же роли выбирала драматические или даже трагические, например, Катюшу Маслову или героиню со страшной судьбой из романа «Жатва» Галины Николаевой.
Для всех артистов такие выступления становились прекрасной подработкой, потому что за выход платили три ставки, а гастроли шли не один день. Не отказывались от подобных концертов и солисты Большого театра. Например, Павел Лисициан всегда пел «Пред Родиной вечно в долгу». На что Борис Андреев едко шутил: «Три ставки за песню получает, а все в долгу!» Из эстрады чаще всего к нам присоединялись Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. Вспоминаю один забавный случай в Орске. В концерте участвовала Алла Соленкова — солистка Большого театра, а позже Московской филармонии. Известна она была своим исполнением «Соловья» Алябьева. Но на стадионе пела под фонограмму. Раздевалки всегда были общие — одна мужская, другая женская. И вот Соленкова на наших глазах распевается. А Лидия Андреевна Русланова, человек прямой и простой в общении, ей и говорит: «Чего это ты распеваешься? Все равно же под запись выступаешь!» Алла смутилась: «Да что вы, Лидия Андреевна…» И ведь как бес попутал! Выходит Соленкова на сцену, начинает петь «Соловья», и вдруг обрывается фонограмма… Певица молчит, стадион молчит, пианист перестает играть… Что делать? После неловкой паузы Алла обращается к аккомпаниатору: «Романс «Не брани меня, родная», пожалуйста». И на октаву ниже, чем «исполняла» «Соловья», начинает петь этот романс. Зрители, конечно, все поняли — принимали ее сдержанно. Русланова торжествовала, спросила потом Соленкову: «Что же ты «Соловья» не продолжила?» Но Алла нашлась: «А пианист мелодию не знал». Хотя поверить в то, что аккомпаниатор Большого театра Коган мог не знать «Соловья», было нельзя.
Сама же Лидия Андреевна пела всегда живьем под баян. И конечно, «Валенки». Помню, выступаем где-то на огромном стадионе. Вечереет. Сцена подсвечена мощными прожекторами. И в столбах этого света, сходящегося на артистке, видно, как роятся тучи комаров. Русланова пела-пела и вдруг посреди песни на весь стадион в микрофон с надрывом: «Твою мать!» И смачно выплюнула комара. Стадион «лег» от смеха, за кулисами нам показалось, что концерт не продолжится никогда — так долго люди не могли успокоиться. Русланова тоже хохотала вместе со зрителями, потом извинилась и опять затянула «Валенки». Конечно, успех в тот вечер имела триумфальный!
Сегодня я по-прежнему много езжу с творческими вечерами. В отсутствие съемок в кино это единственная возможность общения со зрителями. Недавно, когда я в очередной раз посетовала на современный кинематограф, который меня игнорирует, одна женщина поднялась на сцену с цветами и сказала: «Зиночка, вы, пожалуйста, не переживайте! Вы уже навсегда остались в сердцах ваших зрителей, ваших поклонников. Нашей любви на ваш век хватит! И дети наши вас очень любят и уважают!» И в этих словах я нахожу утешение для себя. Но признаюсь честно: от хорошей роли в кино я бы сегодня не отказалась.
Мне очень повезло в жизни, наша с Валерой мечта о большой и дружной семье сбылась. У меня пятеро внуков и четверо правнуков. Самый последний правнук появился на свет в этом году в красивую дату — 20.02.2020. Он стал полным тезкой своего прадедушки — Тарасевским Валерием Алексеевичем. Так что верно говорят, мы продолжаемся в наших детях.