детское чтение это что
Что значит чтение для ребенка
Консультация для родителей
«Что значит чтение для ребенка»
«Чтение — это окошко,
через которое дети видят
и познают мир и самих себя»
Знакомство ребенка с книгой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песенок, пестушек. Книга – один из самых близких друзей. В книгах мы находим ответы на вопросы, они дают пищу для размышлений, воспитывают в нас человека. Чтение книг развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. В наше время, когда телевизоры с самого раннего возраста и без всяких затруднений отрывают детей от книг, всё-таки, не стоит медлить с чтением для ребенка. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Для того чтобы у вашего ребенка с ранних лет появилась любовь к чтению, воспользуйтесь следующими рекомендациями.
Читайте сами. Хотя родителям дошкольника достаточно сложно найти момент для тихого чтения,результат стоит затраченных усилий: ребенок более охотно делает то, что делаете вы сами, а не то, что вы ему говорите. Прочитайте несколько страниц из книги, пока он играет, держите книгу на своем ночном столике, чтобы читать ее перед сном ребенку.
Учитесь читать специально для ребенка. Тон и интонация чтения имеют особое значение для ребенка, поэтому читайте медленно, произнося слова нараспев и ставя в нужном месте ударения. Останавливайтесь на каждой странице для того, чтобы подчеркнуть основную мысль.
Держите библиотеку открытой. Держите небольшую, быстро обновляющуюся библиотеку детских книжек на полке, специально отведенной для ребенка, откуда он мог бы их самостоятельно достать в любой момент. Порой ребенок, который не хочет садиться и читать с мамой или папой, будет не прочь «почитать» самостоятельно, переворачивая страницы и рассматривая картинки в удобном для себя темпе.
Во время рассматривания картинок в книге задайте ребенку вопросы:
1. Что изображено на картинке?
2. О чем, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь?
3. Чем развеселила (огорчила или удивила) тебя сказка?
Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?
1. Спросите, понравилось ли произведение. Чем?
2. Что нового, интересного он узнал?
3. Попросите ребенка рассказать вам о главном герое.
4. Какие слова и выражения ему запомнились?
5. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.
Консультация для родителей «Что даёт ребенку чтение» • Уважаемые родители, задумаемся над тем, что дает ребенку чтение? Хорошо развитая речь ребенка – это: один из показателей регулярного чтения;.
Консультация «Что значит быть воспитателем» Когда задаешь себе вопрос, что значит быть воспитателем, можно долго читать должностную инструкцию, стандарт дошкольного образования. Но.
Консультация для родителей «Безмолвный рассказ или что значит поза спящего ребенка» На спине. Эта поза говорит о душевном комфорте. Ребенок принимает окружающий мир во всем его многообразии и чувствует себя в полной безопасности,.
Консультация для родителей «Что значит музыка для ребенка» “Что значит музыка для ребёнка? ” (Консультация для родителей) В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью, на музыкальных.
Консультация для родителей «Весна на пороге, а это значит, что пора задуматься об иммунитете у детей» Консультация для родителей Весна на пороге, а это значит, что пора задуматься об иммунитете у детей. Что же такое иммунитет?.
Консультация для воспитателей «Что значит музыка для ребенка в детском саду в возрасте 5–6 лет» «Что значит музыка для ребенка в детском саду» В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием.
Что значит любить своего ребенка? Что значит любить своего ребенка? «В чем вопрос?», — спросите вы. Как можно не любить детей? Можно! Огромное количество детей страдают,.
Эссе «Что значит в моей жизни музыка» Эссе на тему : «Музыка в моей жизни». Музыка имеет огромную силу воздействия на духовный мир человека. Она имеет удивительную возможность.
Эссе «Что значит быть воспитателем?» Эссе на тему «Что значит быть воспитателем?» Что значит быть воспитателем? Думаю, большинство людей этой профессии не раз задавались данным.
Семь мифов о детском чтении
Миф 1. Дети читают только тогда, когда их заставляют родители.
Миф 2. Ребенку полезно читать научно-познавательные и образовательные книги, чтобы знал больше.
С этим никто не спорит, но у младших школьников, посещающих библиотеки, наиболее популярна развлекательная литература. Познавательные и развивающие книги в этом возрасте менее интересны. А вообще младшие школьники в своих читательских предпочтениях довольно «всеядны»: им нравятся как современные, так и классические произведения, книги из школьной программы и популярная развлекательная литература. Но особенно ценят серии книг, связанных общим сюжетом и персонажами. Бесспорным лидером остается серия про Гарри Поттера. А еще дети любят веселиться и смеяться, поэтому каждый второй отдаст предпочтение книге, которая заставит его улыбнуться.
Миф 3. Читать вслух надо только малышам.
Это одно из главных заблуждений родителей. Или, если быть до конца честными, просто отговорка вечно занятых и уставших взрослых. Дети, даже если они научились читать сами, очень любят, когда им читают вслух. И очень расстраиваются, если взрослые этого не делают. Обратите внимание, чем чаще и больше родители читают своим детям 7-11 лет, тем сильнее интерес к чтению и тем чаще и больше ребята будут читать самостоятельно.
Миф 4. Подростки читают только из-под палки и только то, что задают в школе.
Миф 5. «Золотая» классика устарела и современным школьникам не интересна.
Миф 6. Бумажная книга умирает, поколение Z выбирает электронные и аудиокниги.
Дети и подростки, которые любят читать, по-прежнему выбирают бумажные книги или закачивают себе на планшеты и смартфоны электронные книги. А вот те, кто читать не особо любят, но не хотят отставать от сверстников, все чаще выбирают аудиокниги. Среди подростков, которые читать не любят или не могут однозначно оценить свое отношение к чтению, каждый пятый слушает аудиокниги.
Миф 7. Проверенная временем литература гораздо полезнее для ребенка, чем современные книжки с сомнительным содержанием.
Детское чтение
ИРИНА ТАРАТОРКИНА
Детское чтение
К 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко делала доклад на тему «Детское чтение«. Может кому пригодится.
Сегодня чтение для многих людей не является жизненной необходимостью, а Книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Постепенно исчезают связанные с чтением традиции, в том числе семейные, на которые опирались предшествующие поколения. Известно, что в старину книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души. Что мы видим сегодня? Книга утрачивает свое значение. На смену ей приходят телевидение, интернет… А это, в свою очередь приводит к снижению грамотности населения и его культуры. Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь человека ещё в раннем детстве. О важности детского чтения неоднократно в своих трудах упоминал великий педагог А. С. Макаренко, он считал её особой частью литературы, которой присуще своеобразие.
Важнейшей задачей воспитателя и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Родители часто теряются в потоке информации. Им подчас сложно сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детей.
А. С. Макаренко писал о неограниченности тематики книг для детского чтения:
«Трудно представить себе такую тему, которая не могла бы быть предложена детям. Даже любовь, обыкновенная половая любовь, не может быть исключена из сферы «детской» тематики, во всяком случае, можно представить себе книгу для детей,в которой будет написано: «Он женился на ней, и они любили друг друга».
Если бы кто-нибудь указал такую тему, которая возможна в литературе для взрослых и кажется противопоказанной в литературе для детей, то это значило бы только, что проблема такой детской тематики ещё не разрешена и следует над этой проблемой потрудиться». Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Необходимо развивать литературный вкус ребенка. Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте. Так, выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой,важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтениявслух рекомендуются русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» (для младших дошкольников, «Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк» (для старших дошкольников). Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского.Методика работы следующая: воспитатель или родитель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге. Младшие дошкольники показывают, где на иллюстрации расположены бычок, слон,мишка и т. д. Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Можно предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая «Федорино горе» К. И. Чуковского, дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения. Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия. Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, воспитатели и родители должны владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала.».
Итак, литературный вкус надо формировать у ребенка с ранних лет, это способствует более осознанному выбору произведений для чтения в отроческие и юношеские годы, прививает любовь к чтению. Читать детям должны и родители дома, и воспитатели в детском саду. Ребенок постарше уже самостоятельно делает выбор, и если он не знаком с классикой, его выбор вряд ли падет на настоящую литературу.
Литература: 1. Макаренко А. С. Пед. соч. : В 8 т. / Сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. – М., 1983-1986.- Т. 4.
2. Макаренко А. С. Пед. соч. : В 8 т. / Сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. – М., 1983-1986. – Т. 7
ЧТЕНИЕ ДЕТСКОЕ
Расстановка ударений: ЧТЕ`НИЕ ДЕ`ТСКОЕ
Для правильного руководства Ч. д. существует рекомендательная библиография и спец. науч.-популярная и пед. лит-pa, выходит спец. журн. «Детская литература» (с 1966), в к-ром публикуются обзоры новых произв. для детей, критич. статьи, освещаются сложные проблемы Ч. д.
В круг Ч. д., кроме собственно дет. книг, входят также произв. общей лит-ры. Вопрос об отборе книг «взрослой» лит-ры для Ч. д. имеет исключительно важное значение. Детям присущи образное видение мира, живость воображения, жажда необычного, неиссякаемая любознательность. Удовлетворить все эти потребности одна дет. лит-pa не может. Поэтому следует как можно раньше знакомить ребёнка с произв. мировой классики и нар. творчества. И хотя ребёнок, безусловно, не полностью усваивает всю глубину и сложность их содержания, он начинает постигать на примере великого произведения осн. моральные и эстетич. категории. Только совместным влиянием взрослой и дет. лит-p воспитывается в детях и подростках любовь к книге, понимание подлинного иск-ва.
Н. А. Добролюбов также требовал включения в круг Ч. д. высокохудожественных, жизненно правдивых произведений, имеющих ярко выраженную демократическую направленность. Ставя вопрос о расширении круга Ч. д. за счёт естественнонаучных, историч., географич., биографич. и т. п. произведений, Добролюбов требовал от них реалистичности, простоты и ясности изложения.
В сов. время дело организации Ч. д. поставлено на подлинно научную основу и приняло гос. характер, принципы передовой демократич. педагогики и критики в Ч. д. нашли своё развитие в трудах и выступлениях А. М. Горького, Н. К. Крупской, С. Я. Маршака, А. С. Макаренко, в работах педагогов-методистов М. А. Рыбниковой, Н. В. Чехова, В. В. Голубкова и др.
Большую работу по изучению читательских интересов детей, по пропаганде достижений совр. дет. лит-ры, методике организации Ч. д. ведут Дом детской книги при изд-ве «Детская лит-pa», Н.-и. ин-т художественного воспитания АПН СССР и кафедры дет. лит-ры при нек-рых пед. ин-тах и ин-тах культуры.
К книге малыша приобщают постепенно. Уже в год- полтора, как только ребёнок начинает понимать речь окружающих, ему напевают забавные дет. нар. песенки, прибаутки, декламируют ритмичные дет. стихи, рассказывают короткие и простые нар. («Про курочку Рябу», «Репку») и лит. («Три медведя» Л. Толстого и др.) сказки.
Если чтение будет столь же увлекательно, как интересная игра, ребёнок будет читать охотно, с радостью. Поэтому правильный выбор первых книг для самостоятельного чтения имеет важнейшее значение. Здесь необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные интересы и склонности начинающего читателя. Нужно учиться наблюдать ребят, ибо интересы и вкусы ребёнка часто раскрываются в непроизвольно вырвавшемся замечании, в непосредственной реакции на прослушанную книгу.
Читательские интересы детей неотделимы от интересов всего общества, но у каждого ребёнка имеются и какие-то свои, глубоко личные интересы, к-рые и надо в первую очередь использовать для развития навыков самостоятельного чтения. Один ребёнок любит природу, животных, другой увлекается конструированием, третий мечтает о путешествиях и т. д. Нужно подобрать такую книгу, к-рая всецело захватит ребёнка, затронет самую чувствительную сторону его души. Эту книгу можно начать читать ему и оборвать чтение на самом интересном месте, предложив ребёнку дочитать её самостоятельно. Если книга отвечает интересам и склонностям ребёнка, он охотно продолжит чтение сам. Интерес надо формировать исподволь, опираясь на уже возникший. Напр., если ребёнок обнаружил устойчивую тягу к детективно-приключенческому жанру, надо предлагать ему для чтения такие исторические и научно-художественные книги, в к-рых есть элемент детективности, приключений.
Не оправданы категорические запреты и другие ограничительные меры в руководстве Ч. д. Читательские интересы ребёнка надо формировать и воспитывать, исходя из общих задач коммунистич. воспитания, а также физиологич. и психологич. особенностей воспитанника. И чем раньше и правильнее это делается, тем меньше опасений, что та или иная прочитанная ребёнком пли подростком книга окажет на него нежелательное влияние.
Навыки вдумчивого, серьёзного, критич. чтения вырабатываются постепенно. Этому способствует сложившаяся в детстве привычка перечитывать уже знакомые книги. Подросток охотно возвращается к книге, понравившейся в детстве, стараясь глубже проникнуть в её содержание. Если ему попадётся даже хорошая книга, но предназначенная только для взрослых, она может произвести на него впечатление скучной, и это впечатление может остаться надолго, помешать ему вернуться к ней в своё время и правильно оценить её достоинства.
Желательно, чтобы подросток знал имена художников- иллюстраторов, разбирался в их творческой манере. Отношение к иллюстрациям как к «картинкам» должно смениться пониманием их высокой эстетич. ценности. В подростковом возрасте детей необходимо приучать читать не только художественную лит-ру, но и критич. статьи, рецензии, к-рые помогают понять подлинное богатство книги, соотнести прочитанное с жизнью.
Большую помощь семье в Ч. д. могут оказать детские, школьные и городские б-ки (см. Библиотека детская, Библиотека школьная). Первое знакомство детей с общественной б-кой должно начаться с общего ознакомления с её фондами, объяснения, что такое библиография, как пользоваться каталогами, библиографич. указателями и т. п. Б-ка устраивает встречи детей с писателями, читательские конференции, тематич. лит. вечера, выпускает силами юных книголюбов стенные газеты и бюллетени.
Значительную роль в выработке умения читать и понимать лит-ру, в воспитании любви к книге могут сыграть театр, кино, радио, телевидение, к-рые служат источником наглядно-образной и потому особенно эмоционально-впечатляющей информации о лит-ре. Книга как бы оживает, становится более наглядной и доступной в инсценировке для театра, в экранизации, в радио и телепостановке, наконец, просто в исполнении мастера художественного слова-чтеца. Эмоциональное восприятие и изучение художественной лит-ры повышает эстетич. грамотность школьников. По выражению А. В. Луначарского, «звучащая литература» раскрывает перед слушателями целую бездну художественных наслаждений, психологических глубин, сокровенных красот.
Однако специфика смежных видов иск-ва не допускает абсолютно адекватного перевода произведения с языка художественной лит-ры на их собственный язык. Это расхождение усиливается субъективным элементом, к-рый вносит в интерпретацию художественного произведения режиссёр, автор сценария, исполнитель. Нередко, особенно в оперных либретто, допускаются существенные отклонения в характеристиках героев, акцентах по сравнению с лит. первоисточником (напр., в операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.). Перевод книги на язык других видов искусства может иметь лишь вспомогательное значение, но никогда не заменит чтения самой книги.
И. П. Мотяшов. Москва.
Детская литература и детское чтение.
Детская литература и детское чтение.
Детская литература является искусством слова, а значит, органической частью духовной культуры, следовательно, ей присущи качества, свойственные всей художественной литературе. Она тесно связана с педагогикой, т. к. призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности ребенка.
Детская литература – несомненная часть общей литературы, но все же она представляет собой некий феномен. Недаром В. Г. Белинский утверждал, что детским писателем нельзя сделаться – им надо родиться: «Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гении. Детская книга должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование.
Обобщая исторический и современный опыт развития детской литературы, можно сказать, что детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно- познавательной деятельности. В ней можно увидеть особые черты, направленные на образование и воспитание ребенка,и чем младше ребенок, тем сильнее эти черты выступают. Соответственно, специфика детской литературы обусловлена, в первую очередь, возрастом читателя. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений.
Следующей отличительной особенностью детской литературы является двуадресность детской книги. Особенность детского писателя состоит в том, что он видит мир с двух сторон; с позиции ребенка и с позиции взрослого. И значит детская книга содержит две эти точки зрения, только взрослый подтекст ребенку не виден.
И третьей специфической особенностью детской книги является то, что она (книга) должна обладать особым языком, который должен быть конкретным, точным, одновременно доступным и воспитательно обогащающим ребенка.
Также хочется отметить, что в малышовой книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя – художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Это тоже является особенностью детской литературы.
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются родители к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает
Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий. Л. С. Выгодский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
Н. Ф.Виноградова говорила о том, что «для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».
А читают мало и в школе, и дома. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух, необходимо чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников.