девушка с веслом что означает
Девушка с веслом
Полезное
Смотреть что такое «Девушка с веслом» в других словарях:
Девушка с веслом — … Википедия
Девушка с веслом — Разг. Шутл. ирон. Символ безвкусицы в искусстве. /em> Название декоративно парковой скульптуры И. Шадра (1936 г.). Дядечко 2, 10 … Большой словарь русских поговорок
Иван Дмитриевич Иванов-Шадр — Иван Дмитриевич Шадр Иван Шадр в своей Московской студии (1930) Имя при рождении: Иван Дмитриевич Иванов Дата рождения: 11 февраля (30 января) 1887( … Википедия
Иван Дмитриевич Шадр — Иван Шадр в своей Московской студии (1930) Имя при рождении: Иван Дмитриевич Иванов Дата рождения: 11 февраля (30 января) 1887( … Википедия
Иван Иванов-Шадр — Иван Дмитриевич Шадр Иван Шадр в своей Московской студии (1930) Имя при рождении: Иван Дмитриевич Иванов Дата рождения: 11 февраля (30 января) 1887( … Википедия
Иван Шадр — Иван Дмитриевич Шадр Иван Шадр в своей Московской студии (1930) Имя при рождении: Иван Дмитриевич Иванов Дата рождения: 11 февраля (30 января) 1887( … Википедия
Иван Щадр — Иван Дмитриевич Шадр Иван Шадр в своей Московской студии (1930) Имя при рождении: Иван Дмитриевич Иванов Дата рождения: 11 февраля (30 января) 1887( … Википедия
Иванов-Шадр, Иван Дмитриевич — Иван Дмитриевич Шадр Иван Шадр в своей Московской студии (1930) Имя при рождении: Иван Дмитриевич Иванов Дата рождения: 11 февраля (30 января) 1887( … Википедия
Иванов-Шадр Иван Дмитриевич — Иван Дмитриевич Шадр Иван Шадр в своей Московской студии (1930) Имя при рождении: Иван Дмитриевич Иванов Дата рождения: 11 февраля (30 января) 1887( … Википедия
Девушка с веслом: «Народ посмотрел, слегка припух, некоторые зажмурились, а многие и заохали»
Фонтан «Девушка с веслом» в парке культуры и отдыха им. Горького, 1947 год. Фото: Василий Егоров / ТАСС
Вера Волошина. Источник ru.wikipedia.org.
Что-то, для меня несомненно, у этих двух девушек есть общее. Тут надо подчеркнуть, что настоящее произведение Ивана Дмитриевича – вовсе не то, что стало символом советской садово-парковой пошлости и оказалось растиражированным в неисчислимом количестве гипсового уродства по всей стране.
Ваня Иванов, взявший впоследствии псевдоним в честь своего родного города Шадринска, сын деревенского плотника-богомаза и крестьянки, человек яркой судьбы и более чем неординарных способностей. Начинал фабричным мальчиком на побегушках и грузчиком в Екатеринбурге, двадцатилетним юношей ушел с товарищем странствовать по России и через несколько лет, после множества приключений, оказался в Париже, где стал студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Академии де ла Гранд-Шомьер под руководством Огюста Родена и Эмиля Бурделя. А потом парижские учителя отправили его на стажировку в Рим в Институт изящных искусств.
По возвращению на родину он казался в самой гуще сумятицы Гражданской войны, в Сибири работал над памятником генералу Корнилову, готовил проект коронования адмирала Колчака, попал в плен к победившим красным, чуть было не расстреляли, но поняли его полезность для новой власти и дали возможность реабилитироваться честным трудом на благо трудового народа.
К середине 1930-х Иван Шадр, если ещё не совсем классик, то очень близко к тому, автор основной довоенной монументальной ленинианы и, кроме многого прочего, действительно исключительно талантливого «Булыжника», ставшего позднее «оружием пролетариата», получает заказ на главную скульптуру организующегося ЦПКиО имени Горького. И в 1935-м она была установлена в центре фонтана на главной магистрали парка.
Высотой с постаментом 12 метров, то есть с полноценный четырёхэтажный дом. И при этом полностью бесстыдно обнаженная. Народ посмотрел, слегка припух, некоторые зажмурились, а многие и заохали. Газета «Вечерняя Москва» 11 августа 1935 года писала:
«Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образностью. Весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом».
А дальше произошло не очень вообразимое при советской власти. Во-первых, скульптора не только не посадили, но и не предали остракизму, а скульптуру не снесли и не уничтожили. Всего лишь дали распоряжение переместить её за счет автора в любой другой город страны, если местное руководство выразит согласие. Множество городов отказались принимать ссыльную девушку, но вдруг неожиданное сострадание к ней проявил, ни до, ни после не замеченный в такого рода чувствах Климент Ефремович Ворошилов. С его помощью статую перевезли в Луганск, который как раз практически тогда стал Ворошиловградом.
«Девушка с веслом», ЦПКиО, 1939 г. Автор Автор:Harrison Forman.
Уже через год Шадр «с учетом конструктивной партийной критики» сделал второй вариант «девушки». Он был всего 8 метров и не столь откровенно возбуждающим, и натурщица была другая. Впрочем, он был тоже неплох. И простоял в парке до войны на радость москвичам и гостям столицы.
А про то гипсовое безобразие, которое изуродовало советскую садово-парковую архитектуру, в разных позах и с веслами в разных руках, мне даже и рассказывать не хочется. Оно к Шадру вообще никакого отношения не имеет, это тиражировались поделки Ромуальда Иодко, первая из которых вообще называлась «Женщина с веслом».
К сожалению, подлинников скульптур Шадра я, естественно, не видел. Они обе погибли в войну, как и Вера Волошина. В Третьяковке есть неплохая уменьшенная копия этой статуи. Своего рода «памятник скульптуре» небольшого размера установили в 2011 году рядом с набережной в нынешнем Парке Горького. Но это, конечно, не то. Слабое эхо.
Судить я могу лишь по немногим сохранившимся фотографиям. И та, особенно самая первая девушка, мне безумно нравится.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
История Девушки с веслом и ее прототипа
История Девушки с веслом и ее прототипа
Оригинал знаменитой скульптуры Девушка с веслом за излишнюю сексапильность «сослали» из Москвы в Луганск. Её создал ученик Огюста Родена Иван Шадр, а прототипом послужила героиня Второй мировой войны Вера Волошина.
Скульптура Девушка с веслом — один из классических символов советской эпохи. Без гипсовой копии этого изваяния трудно было представить себе пионерский лагерь или профсоюзную базу отдыха. Производство Девушек поставили на поток ещё в 30-е годы прошлого века, чтобы приобщить к культуре и искусству широкие пролетарские массы.
Впрочем, ни к культуре, ни к искусству подобные статуи отношения не имели. Грузные дамы в трусах и майках или строгих купальниках вряд ли соответствовали понятиям о прекрасном. Зато были идеологически выдержаны — считалось, что эти довольно скромные скульптуры являются наиболее правильным олицетворением советской женщины-спортсменки.
Автором растиражированной, привычной гражданам СССР Девушки с веслом был советский скульптор Ромуальд Иодко. Первая его работа называлась Женщина с веслом — дама в трусах и майке была установлена в 1935 году на московском стадионе Электрик в Черкизове. Девушку с веслом — уже в купальнике — Иодко создал для парка водного стадиона Динамо в 1936 году. Именно эти скульптуры и были массово растиражированы по всей стране.
При этом мало кто помнит, что в том же 1936-м в Москве появилась и другая Девушка с веслом, и уж её-то точно можно было причислить к настоящим произведениям искусства. Правда, судьба статуи оказалась незавидной.
От мужиков до девушки
Автором забытой Девушки с веслом стал известный советский скульптор Иван Шадр. Его настоящая фамилия — Иванов, а псевдоним он выбрал в честь родного города Шадринска.
Родился мастер в 1887 году в семье столяра, кроме него в семье было ещё 13 детей. В 1901-м он успешно сдал экзамен по рисунку в Художественно-промышленную школу Екатеринбурга. Через шесть лет, по её окончании, отправился странствовать по России.
Поступить в Академию художеств Шадру не удалось, пришлось подрабатывать уличным пением в Санкт-Петербурге. В 1910-м он уехал в Париж, где брал уроки у великого Огюста Родена на муниципальных курсах скульптуры и рисования.
Вернувшись в Россию, гражданскую войну мастер пережил в Омске, где готовил памятник белогвардейскому генералу Лавру Корнилову. Но уже в апреле 1920 года он работал над другими монументами — жертвам белого террора и Карлу Марксу.
В историю Шадр вошёл благодаря сразу нескольким творениям. Во-первых, он автор так называемых денежных мужиков. Фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля были созданы по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. Их можно увидеть, к примеру, на купюрах 15 тыс. и 25 тыс. руб. эмиссии 1923 года, а также на «советской конвертируемой валюте» — червонцах.
Натурная скульптура Ленин в гробу сделала Шадра главным мастером довоенной ленинианы. Всего же он создал 16 скульптурных изображений вождя пролетариата.
Девушку с веслом Шадр создал по заказу московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Заказ был государственный: требовалась серия из пяти десятков статуй, олицетворяющих красоту, молодость и спорт. Скульптура высотой порядка 11 м изображала обнажённую девушку в полный рост с веслом в правой руке.
Установили её в 1936 году у главного входа в парк в окружении фонтанов. Она должна была стать символом своего времени, эталоном советской женщины. Шадр, по мнению исследователей его творчества, запечатлел типовой жест эпохи, подведя итог пластическим поискам многих скульпторов, нашёл удачный симбиоз двух кодов — античного и спортивного.
Но московские власти были иного мнения. В высоких кабинетах посчитали, что Шадр переборщил. Ему требовалось создать женщину в привычном для сталинского социализма облике матери и труженицы без выраженных половых признаков. Вместо этого скульптура пугала современников длиной атлетических ног, мышцами плеч, вытянутостью пропорций, а главное — сексапильностью.
Девушка и правда получилась «слишком живой». Её женственность и привлекательность оценили бы в другом месте и в другое время, но не в Советском Союзе 1930-х. Скульптуру раскритиковали, а затем демонтировали.
После выступлений партийных критиков Шадр создал второе изваяние. Новая Девушка была пониже ростом, всего 8 м, и менее эротична. Её установили на прежнем месте в московском парке Горького. Памятник был разрушен в начале великой отечественной войны, во время одной из бомбёжек осенью 1941-го.
Второй вариант Девушки
Что касается оригинальной Девушки — её из Москвы перевезли в Луганск, где в том же 1936-м поставили в местном парке, тоже носившем имя Горького. По воспоминаниям луганских старожилов, скульптура оказалась в их городе при содействии наркома обороны Климента Ворошилова — того самого, в честь которого Луганск дважды переименовывали в Ворошиловград.
Комсорг Зои Космодемьянской
Моделей для своих работ Шадр искал на московских спортивных площадках. Там он и обратил внимание на студентку Веру Волошину, когда та выполняла тренировочные прыжки в воду с вышки. Красивая девушка спортивного телосложения хорошо подходила на роль эталона советской женщины. Именно она и стала прототипом для знаменитой скульптуры.
Биография Волошиной тоже хорошо вписывалась в советскую идеологию. Родилась она в 1919 году в Кемерове. Отец — шахтёр, мать — учительница. С начальных классов школы Волошина увлеклась спортом, занималась гимнастикой и лёгкой атлетикой. В седьмом классе выиграла чемпионат Кемерова по прыжкам в высоту. После школы поступила в московский Центральный институт физкультуры.
На следующий день после начала войны, 23 июня 1941 года, Волошина с подругой пришли в московский райвоенкомат, чтобы написать заявление о добровольном направлении на фронт. Но подругам отказали и предложили повоевать на трудовом фронте.
До осени Волошина копала окопы и противотанковые рвы на подступах к Москве. Осенью добилась зачисления в разведывательно-диверсионный отряд для работы в тылу врага. Совершила семь удачных походов в немецкий тыл.
В ноябре в её часть прибыло пополнение. Среди новичков оказалась ученица московской школы Зоя Космодемьянская. Её зачислили в группу, в которой Волошина была комсоргом. Почти сразу девушки подружились — их сблизило то, что обе были сибирячками.
На своё первое задание Волошина ушла 21 октября — в район станции Завидово. Вернулась целой и невредимой. «Мамочка, пожалуйста, поменьше думайте обо мне, со мной ничего не случится, я же родилась в рубашке, буду жить сто лет», — писала она родным в Кемерово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.
В тот же день, в 10 км от Крюково, в центре деревни Петрищево была повешена и Космодемьянская. Но если у голгофы Зои стояли очевидцы, то Вера погибла одна. Поэтому Космодемьянская ушла в бессмертие, а о Волошиной забыли на долгие годы.
Высота новодела — немногим более 3 м. Его отлили в бетоне — говорят, изначально так задумывал сам Шадр. Скульптор Наталья Муромцева признаёт, что современная статуя вышла академической и спокойной, тогда как оригинал был очень экспрессивным.
«Ещё в процессе изучения шедевра я поняла, что Иван Шадр был очень впечатлён моделью Верой Волошиной, его переполняли чувства, он работал на одном дыхании», — сказала Муромцева.
О судьбе работы одного из самых знаменитых скульпторов XX века горожанам известно немного. По одной из версий, она была разрушена во время боёв в начале великой отечетсвенной войны.
Однако есть и другая версия: скульптура в 1936 году простояла в Луганске всего несколько месяцев, а потом таинственным образом исчезла, и на её месте появилась «стандартная» гипсовая работы Иодко. Говорят, убрали Девушку тоже с ведома Ворошилова. Возможно, оригинал оказался на одной из закрытых дач министерства обороны, которые курировал военный нарком.
«Девушка с веслом»: неизвестный подвиг студентки, казненной фашистами
Знаменитую скульптуру «Девушка с веслом» Ивана Шадра установили в московском Центральном парке культуры и отдыха (ЦПКиО) им. Горького в 1935 году. А в 1941 году во время бомбежки она была разрушена. И мало кто знает, что прототипом «Девушки с веслом» была студентка Института физкультуры Вера Волошина. Она ушла добровольцем на фронт – один отряд с Зоей Космодемьянской, попала в плен и была казнена фашистами в ноябре 1941-го. Звание Героя России ей было присуждено посмертно много лет спустя – только в 1994 году.
Но ни одна из них не стала звездой журналов и кино, как эта скульптура. «Девушка» с веслом быстро «выбилась в люди», оккупировав, кажется, все советские парки и прославив своего создателя.
Иван Шадр создал «Девушку с веслом» по заказу дирекции Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. 4-метровая статуя далась достаточно легко и за год была полностью готова. В 1935-м ее установили на центральной аллее. Через год скульптор создаст увеличенную 8-метровую копию, немного изменив силуэт и прическу. Эта работа была разрушена в 1941-м, во время бомбежки.
Первоначальный вариант скульптуры – с него и ваялась увеличенная версия – хранится сегодня в «Третьяковке». Тогдашние партийные функционеры статую критиковали. Мол, и поза какая-то фривольная, и выражение лица у комсомолки должно быть суровее. Все напоказ – слишком много эротики.
«Первый вариант был более приземленный – тип советской спортивной девушки, но обнаженной. Вполне возможно, что именно это стало претензией – если судить по тому, как развивались события. Дальше тиражировались все статуи в трусах и майке, в купальнике. Этот момент обнаженности был важен для власти, а может быть, и для зрителя», – говорит Ирина Лебедева, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
Скульптуру Ивана Шадра копировали нагло и бессовестно. Без соблюдения авторских прав, как бы сейчас сказали. Весло кочевало из правой руки – в левую. Туловище девушки прикрывали то тканью, то спортивным костюмом. На лицо лепили улыбку, голову украшали пышной прической.
Во всем этом ажиотаже вокруг скульптуры как-то забылась трагическая судьба модели. Шадр лепил девушку со студентки Института физкультуры Веры Волошиной. Позже выяснится, что она с первых дней войны записалась в добровольцы и попала в тот же отряд, что и Зоя Космодемьянская. Немцы взяли Веру Волошину в плен в ноябре 1941-го и после пыток казнили – на глазах целой деревни.
«Целый месяц она провисела на виселице – пока отогнали немцев из этой деревни, которая недалеко от Петрищева. И было это в тот же день, когда казнили Зою Космодемьянскую. Но про Зою узнали сразу, а про эту девушку – нет», – говорит заведующая отделом скульптуры Государственной Третьяковской галереи Людмила Марц.
Звание Героя России Вере Волошиной присвоили посмертно только в 1994-м. Её именем названы улицы и школы в разных городах. В Московской области открыт памятник в ее честь. В граните – уже совсем взрослое лицо, в котором едва ли кто-то узнает «Девушку с веслом».
История «Девушка с веслом»
Скульптура «Девушка с веслом» — один из классических символов советской эпохи. Без гипсовой копии этого изваяния трудно было представить себе пионерский лагерь или профсоюзную базу отдыха. Производство Девушек поставили на поток ещё в 30-е годы прошлого века, чтобы приобщить к культуре и искусству широкие пролетарские массы.
Впрочем, ни к культуре, ни к искусству подобные статуи отношения не имели. Грузные дамы в трусах и майках или строгих купальниках вряд ли соответствовали понятиям о прекрасном. Зато были идеологически выдержаны — считалось, что эти довольно скромные скульптуры являются наиболее правильным олицетворением советской женщины-спортсменки.
Автором растиражированной, привычной гражданам СССР «Девушка с веслом» был советский скульптор Ромуальд Иодко. Первая его работа называлась «Женщина с веслом» — дама в трусах и майке была установлена в 1935 году на московском стадионе «Электрик» в Черкизове. Девушку с веслом — уже в купальнике — Иодко создал для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году. Именно эти скульптуры и были массово растиражированы по всей стране.
Растиражированные статуи «Девушка с веслом» Ромуальда Иодко представляли собой «моральный» образ советской женщины. При этом мало кто помнит, что в том же 1936-м в Москве появилась и другая «Девушка с веслом», и уж её-то точно можно было причислить к настоящим произведениям искусства. Правда, судьба статуи оказалась незавидной.
От мужиков до девушки
Автором забытой «Девушка с веслом» стал известный советский скульптор Иван Шадр. Его настоящая фамилия — Иванов, а псевдоним он выбрал в честь родного города Шадринска.
Родился мастер в 1887 году в семье столяра, кроме него в семье было ещё 13 детей. В 1901-м он успешно сдал экзамен по рисунку в Художественно-промышленную школу Екатеринбурга. Через шесть лет, по её окончании, отправился странствовать по России.
Поступить в Академию художеств Шадру не удалось, пришлось подрабатывать уличным пением в Санкт-Петербурге. В 1910-м он уехал в Париж, где брал уроки у великого Огюста Родена на муниципальных курсах скульптуры и рисования. В 1911 году парижские учителя отправили Ивана на стажировку в Рим в Институт изящных искусств.
Иван Шадр брал уроки у Огюста Родена
Вернувшись в Россию, гражданскую войну мастер пережил в Омске. Здесь выпускники Сибирского кадетского корпуса за 18 тысяч рублей заказали ему памятник генералу Корнилову. Потом сам Колчак приказал скульптору изготовить монумент в честь освобождения Сибири и. разработать эскизы денежных знаков серии «Возрождение России». Однако все проекты остались нереализованными. Красные освободили Омск, а Шард оказался в подвале ВЧК.
Его должны были расстрелять как пособника белогвардейцев, но. Сибревкому внезапно понадобился мемориал жертвам белого террора. Художника быстро приговорили к расстрелу условно и заставили работать.
После того, как Шард изготовил памятник Марксу с рельефами Карла Либкнехта и Розы Люксембург, заблудшего скульптора простили окончательно. В 1922 году поседевший ваятель вернулся в Москву, где получил от ВХУТЕМАСа просторную мастерскую на Масловке.
В историю Шадр вошёл благодаря сразу нескольким творениям. Во-первых, он автор так называемых денежных мужиков. Фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля были созданы по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. Их можно увидеть, к примеру, на купюрах 15 тыс. и 25 тыс. руб. эмиссии 1923 года, а также на «советской конвертируемой валюте» — червонцах.
Натурная скульптура “Ленин в гробу” сделала Шадра главным мастером довоенной ленинианы. Всего же он создал 16 скульптурных изображений вождя пролетариата.
«Девушка с веслом» Шадр создал по заказу московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Директор парка Бетти Глан заказала для главного парка страны пятьдесят скульптур. Работы выполняли известные мастера: Янсон-Манизер («Балерина»), Шварц («Парашютистка»), Фильдс («Юность»), Мотовилов («Физкультурник с веслом»), Шильников («Физкультурница») и другие. Иван Дмитриевич Шадр должен был своей монументальной фигурой замкнуть «смысловой круг пространственной композиции ландшафта».
Установили её в 1936 году у главного входа в парк в окружении фонтанов. Она должна была стать символом своего времени, эталоном советской женщины. Шадр, по мнению исследователей его творчества, запечатлел типовой жест эпохи, подведя итог пластическим поискам многих скульпторов, нашёл удачный симбиоз двух кодов — античного и спортивного.
И. Д. Шадр в своей мастерской в Москве работает над скульптурной композицией «Девушка с веслом»
Но московские власти были иного мнения. В высоких кабинетах посчитали, что Шадр переборщил. Ему требовалось создать женщину в привычном для сталинского социализма облике матери и труженицы без выраженных половых признаков. Вместо этого скульптура пугала современников длиной атлетических ног, мышцами плеч, вытянутостью пропорций, а главное — сексапильностью.
Девушка и правда получилась «слишком живой». Её женственность и привлекательность оценили бы в другом месте и в другое время, но не в Советском Союзе 1930-х. На скульптора сразу обрушились критики. Им не понравилось абсолютно всё. Вот выдержка из «Вечерней Москвы» от 11 августа 1935 года:
«. Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образностью. Весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает нас к уключине, в которую вставляется весло. Наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками стала украшением фонтана, который моделирует водометание как извержение спермы. ». Скульптор прочитал отзывы и впал в депрессию.
Русский искусствовед Михаил Золотоносов в недавней статье ответил на этот вопрос:
«. Шадр запечатлел типовой жест эпохи, подведя итог пластическим поискам многих скульпторов. Он нашел удачный симбиоз античного и спортивного кодов, воплощенный в образе фаллической женщины.
Возможно, художник «переборщил», создав в первом парковом варианте не столько женщину в ее привычном для сталинского социализма облике детородного орудия, сколько модель сексуальной женщины, прежде всего испугавшей длиной ног, объемом мышц плечевого пояса и вытянутостью пропорций.
Волосы ее очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты, форма головы четко обрисована. Скульптура брызгала небесным эротизмом. Античное торжество тела подавляло приземленный массовый спорт. ».
Шадра заставили «устранить» ошибки. Второй парковый вариант удовлетворил эстетику власти. Изменилась не только прическа, которая стала менее сексуальной, у девушки исчезли мускулы рук, появились широкие бедра и большая грудь. Новая Девушка была пониже ростом, всего 8 метров. Её установили на прежнем месте в московском парке Горького. Перед зрителями предстала женщина, утратившая самодостаточность и предназначенная исключительно для продолжения рода.
Депрессия художника продолжалась несколько месяцев. Он излечился только тогда, когда ему разрешили предложить свою Лолу (первый вариант «Девушки с веслом») любому городскому парку, который согласится ее принять. Транспортировку и установку двенадцатиметровой скульптуры должен был оплачивать сам автор.
Одесса, Херсон и Николаев отказались от шедевра. Здесь партийные власти «держали руку на пульсе». В Ворошиловграде же скульптуру приняли. По воспоминаниям луганских старожилов, скульптура оказалась в их городе при содействии наркома обороны Климента Ворошилова — того самого, в честь которого Луганск дважды переименовывали в Ворошиловград.
Секретарь местного горкома КП(б)У Самуил Шац посмотрел на транспортную накладную «стратегического груза» из самой Москвы (!), щелкнул каблуками и приказал установить «памятник» в городском парке. «Девушка с веслом» простояла тут на берегу пруда до самой войны и погибла от артиллерийского снаряда.
Трагические факты об оригинале и натурщице:
Моделей для своих работ Шадр искал на московских спортивных площадках. Там он и обратил внимание на студентку Веру Волошину, когда та выполняла тренировочные прыжки в воду с вышки. Красивая девушка спортивного телосложения хорошо подходила на роль эталона советской женщины. Именно она и стала прототипом для знаменитой скульптуры.
Биография Волошиной тоже хорошо вписывалась в советскую идеологию. Родилась она в 1919 году в Кемерове. Отец — шахтёр, мать — учительница. С начальных классов школы Волошина увлеклась спортом, занималась гимнастикой и лёгкой атлетикой. В седьмом классе выиграла чемпионат Кемерова по прыжкам в высоту. После школы поступила в московский Центральный институт физкультуры.
Моделью для скульптуры Шадра была спортсменка Вера Волошина
На следующий день после начала войны, 23 июня 1941 года, Волошина с подругой пришли в московский райвоенкомат, чтобы написать заявление о добровольном направлении на фронт. Но подругам отказали и предложили повоевать на трудовом фронте.
До осени Волошина копала окопы и противотанковые рвы на подступах к Москве. Осенью добилась зачисления в разведывательно-диверсионный отряд для работы в тылу врага. Совершила семь удачных походов в немецкий тыл.
В ноябре в её часть прибыло пополнение. Среди новичков оказалась ученица московской школы Зоя Космодемьянская. Её зачислили в группу, в которой Волошина была комсоргом. Почти сразу девушки подружились — их сблизило то, что обе были сибирячками.
На своё первое задание Волошина ушла 21 октября — в район станции Завидово. Вернулась целой и невредимой.
«Мамочка, пожалуйста, поменьше думайте обо мне, со мной ничего не случится, я же родилась в рубашке, буду жить сто лет», — писала она родным в Кемерово.
После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.
В тот же день, в 10 км от Крюково, в центре деревни Петрищево была повешена и Зоя Космодемьянская. Но если у голгофы Зои стояли очевидцы, то Вера погибла одна. Поэтому Космодемьянская ушла в бессмертие, а о Волошиной забыли на долгие годы.
Скульптура, стоявшая в Парке культуры, была разрушена в начале Великой Отечественной войны, во время одной из бомбёжек осенью 1941-го.