девятый вал что это значит у моряков
Волны убийцы — блуждающая опасность океана
Волны убийцы… Несколько веков подряд моряки пересказывали друг другу легенды об огромных волнах, которые возникали в абсолютно ясную и безветренную погоду. После встречи с такими гигантами в живых оставались не многие, поскольку водяной вал смывал на своем пути любое судно, будь-то маленькая рыбацкая лодка или большой танкер. Ученые, в свою очередь, отрицали их существование, ссылаясь на бурную фантазию рассказчиков.
Волны убийцы или Девятый вал
Пожалуй, нет человека, который незнаком с великим полотном художника-мариниста Айвазовского «Девятый вал».
… Судно разбито в щепки. Горстка выживших отчаянно цепляется за мачту – единственное, что уцелело от большого красавца-корабля. От них уже ничего не зависит, они могут только надеяться, что мощная, роковая стихия пощадит их. С отчаяньем обреченных ждут они последнего удара неумолимой стихии – Девятого вала, который надвигается, как Суд Господень…
Картина Айвазовского «Девятый вал»
Девятый вал исторически сложившееся у мореплавателей представление о самой сильной волне на море во время шторма. Моряки считают самой большой волной каждую четвёртую, седьмую или одиннадцатую. Однако чаще всего наибольшую высоту и разрушительную силу приписывают девятой волне, которую называют «девятым валом»
Морской биографический словарь
Почему же самой страшной, самой роковой считается именно девятая волна, грозный Девятый вал? Действительно ли она существует?
Еще древние мореходы точно знали, что волны на море разные. И высота, длина, период и скорость распространения набегающих волн периодически меняется. За первой волной идет более высокая вторая, затем третья – еще выше, еще мощней. Короткие волны движутся медленнее, чем длинные. Длинные волны, нагоняя короткие, сливаются в единый вал (физики называют это явления интерференцией), который более крупный и мощный, чем обычные волны. Возникает эффект синергии, когда эффект взаимодействия нескольких факторов (в нашем случае волн) оказывается гораздо мощнее, чем сумма эффектов, вызванная этими факторами (волнами) по отдельности. Как видим, среди сильных валов во время бури могут возникать периоды обманчивого затишья, состоящих и коротких волн. А затем – новая длинная волна или очередной вал…
Ученые не выявили какой-либо системы в порядке возникновения мощных валов. Чисто теоретически роковой может стать любая по счету волна.
Кстати, считать самым грозным именно девятый вал – чисто европейская традиция. В Древней Греции моряки считали фатальным третий вал, в Риме – десятый. Европейцы всегда придавали большое значение нумерологии, а моряки к тому же – самый суеверный народ.
По факту Девятым валом называют самую разрушительную, смертельно опасную волну, причем она будет не обязательно девятой по счету. Девятый вал – это скорее иносказательное выражение, обозначающее волну-убийцу, волну-катастрофу. Это явление действительно существует: волны, достигающие 25-30 метров наиболее опасны для крупных кораблей, чем для небольшого судна. У маленького легкого корабля есть шанс удержаться на вершине волны и соскользнуть с нее. А вот тяжелые мощные суда Девятый вал может разнести в щепки. Или обрушиться всей своей немалой массой на корабль, не оставляя морякам шансов на спасение… Причины появления таких волн до сих пор мало изучены.
Ученые считают, что самые высокие волны образуются там, где сталкиваются разные течения и ветра. Например, очень часто волны-разрушители возникают у мыса Горн и мыса Доброй Надежды, где встречаются течения двух океанов. Изначальное название Мыса Доброй Надежны – Мыс Бурь. Так назвали его в 15 веке моряки, на себе испытавшие все прелести бурного моря. А еще одно место, где теплое течение Гольфстрим сталкивается с холодными северными ветрами, образуя огромные волны, известно каждому. Это место давно приобрело мрачную славу с мистическим оттенком. И называется оно — Бермудский треугольник…
Как возникают волны убийцы?
«Волна взялась ниоткуда. Взметнулась к небу, заслонив солнце. В следующую секунду она готова была обрушиться на корабль, оказавшийся у нее на пути…»
С незапамятных времен моряки травят байки о громадных волнах, «волнах-убийцах». Они настигали суда то близ мыса Доброй Надежды, то у берегов Аляски. Они появлялись из ниоткуда, разбивали в щепы корабль и снова скрывались, словно призраки, вырвавшиеся из ада. По морям-океанам и впрямь рыщут «волны-убийцы», неутомимые, как акулы
Вплоть до недавних пор эти истории считали досужими россказнями. Лишь в 1995 году ученые признали, что подобные волны существуют. Этому способствовали два события.
Во время шторма, разыгравшегося в ночь на 1 января 1995 года, автоматический регистратор волн, установленный на норвежской нефтедобывающей платформе Draupner-E в Северном море, зафиксировал волну высотой 26 метров. Девять месяцев спустя, 11 сентября, британский лайнер «Королева Елизавета II», следовавший из Шербура в Нью-Йорк, в районе Ньюфаундлендской банки столкнулся с гигантской волной.
Так, стало быть, по морям-океанам и впрямь рыщут «волны-убийцы», неутомимые, как акулы. Да и встречаются они гораздо чаще, чем полагали – их никак не внести в «Красную книгу географии». Однако их природа по-прежнему таит немало загадок.
Можно ли предсказать их появление? Как защитить корабль и людей от ударов подобных волн? Что говорит об этом современная наука? Почему спокойная морская гладь может внезапно превратиться в клокочущий ад? Чем можно объяснить появление волн высотой 40 метров? Уж никак не силой ветра, взрывающего равнину моря! Но именно эти волны вселяют страх в души моряков.
Расчеты показывают, что на каждые 10 тысяч волн приходится одна гигантская волна. Возникает она в считанные секунды. Ее следует отличать от цунами. Последние зарождаются при внезапном сотрясении морского дна. «Волна-убийца» образуется на поверхности воды. В открытом море она встает стеной, а достигая суши, спадает. Если корабль встретится с такой волной, он может перевернуться, а то и пойти ко дну.
Заглянем в статистику знаменитой страховой компании «Ллойд». Возьмем для примера такую памятную дату, как 2000 год. Тогда затонули 167 кораблей, из них как минимум 81 корабль пошел ко дну в плохую погоду. По мнению ряда ученых, значительную часть их погубили гигантские волны. Другие более осторожны в своих оценках, но и они полагают, что каждый год не менее десятка кораблей становятся жертвами этих волн.
По-видимому, «волны-убийцы» – причина таинственного исчезновения кораблей во многих районах планеты, в том числе в знаменитом Бермудском треугольнике. Экипажи этих судов были так поражены внезапным появлением волны высотой 20—40 метров, что забывали подать сигнал «SOS».
Возможно, именно так в сентябре 1980 года затонуло грузовое судно «Дербишир». Этот английский корабль длиной 295 метров, с экипажем в 44 человека, исчез у берегов Японии, не подав никакого сигнала об аварии. Может быть, он был потоплен гигантской волной? За всю историю мореплавания это было самое большое судно, затонувшее по неизвестной причине.
Какие волны принято называть «убийцами»?
Критерием служит так называемая «значимая высота волны». Это – средний показатель высоты 33 самых больших из 100 набегающих одна за другой волн. Специалисты называют волну гигантской, если ее высота вдвое превосходит этот показатель.
Однако гигантские волны бывают разными. Так, «толстяки» – это одиночные громадные волны. Они гораздо выше соседних волн. Встречаются они даже в Балтийском море.
«Три сестры» – это три накатившиеся подряд высокие волны. Впадины, разделяющие их, очень узки, а потому корабль не успевает подняться на гребень второй, а тем более третьей волны и оказывается захлестнут ими. Похоже, именно такая череда волн налетела на корабль «Королева Елизавета II» и срезала, словно ножом, большинство палубных построек.
Наконец, «белыми стенами» называют чрезвычайно крутые, почти отвесные одиночные волны; за которыми следует очень глубокая впадина.
Эти три типа волн отличаются друг от друга не только внешне, но и, по-видимому, имеют разное происхождение. Однако это только догадка. Ученые не располагают теорией, которая могла бы объяснить происхождение всех известных нам гигантских волн.
Еще несколько лет назад предполагалось, что гигантские волны возникают лишь в результате наложения нескольких «нормальных» волн. Одни движутся быстрее других и нагоняют медленно катящиеся перед ними волны. Они сливаются, громоздятся друг на друга, вздымаясь на 30—40 метров ввысь.
Вероятно, так порой и бывает. Однако чаще всего действуют дополнительные факторы, которые превращают «нормальные» волны в морских монстров. В некоторых районах океана такие волны встречаются особенно часто, например, в окрестности Флориды, заливе Аляска, близ оконечности Южной Америки, в районе мыса Горн, а также к юго-востоку от Японии и у юго-восточного побережья Южной Африки.
Компьютерные модели показывают, что такие волны зарождаются, прежде всего, близ побережья, где морские течения часто меняют свое направление и где глубина моря так же часто меняется. Так, в районе мыса Доброй Надежды течение Агульяс, стремящееся в южном направлении, сталкивается со штормовыми волнами, нагоняемыми из Атлантического океана или от берегов Антарктиды. По-видимому, эти «маневры» и порождают волны чудовищной высоты. Примерно таков же механизм образования их и в Северной Атлантике. Там к их появлению причастен Гольфстрим.
Почему гигантские волны порой появляются и в спокойную погоду?
Так бывает в шторм. Но почему гигантские волны порой появляются и в спокойную погоду?
Американские исследователи Бенгт Форнберг и Бенджамин Уайт предложили математическую модель, описывающую этот процесс. По их версии, происходит примерно то же, что бывает, когда линза фокусирует свет. Только здесь в качестве линзы выступают обширные участки моря, где возникают завихрения волн. Они и «фокусируют» отдельные волны, превращая их в подобие девятого вала.
Так что ожидает судно при встрече с «волной-убийцей»? У грузовых кораблей самой уязвимой частью являются погрузочные люки. Ведь их сооружают в расчете на максимальную волну высотой 20 метров. Под тяжестью громадной волны, захлестнувшей палубы, они сминаются, словно картон. Трюм моментально наполняется водой, и судно тонет.
Гигантские волны в спокойную погоду
Как отмечают ученые, «в определенных районах океана можно оценить риск появления одиночных гигантских волн и в случае, если морским судам будет грозить опасность, можно передавать сообщения об этом в метеосводках». Например, «23 апреля в Бискайском заливе, 44° северной широты, 5° западной долготы, ожидается появление “толстяка” высотой 35 метров. Во избежание неприятностей следует покинуть указанную зону или принять соответствующие меры безопасности».
Важно! Не следует путать волны-убийцы с цунами, возникающими из-за сейсмической активности.
Физическая природа первых остается загадкой, ответ на которую активно пытаются найти ученые на всей планете. А пока не найдено объяснений данному необычному природному явлению, смотреть вдаль горизонта морским путешественникам приходится с опаской. Предугадать их появление не берется никто.
Чтобы ни говорили исследователи и ученые, как бы ни объясняли это явление, каждый моряк надеется, что страшный, роковой Девятый Вал обойдет стороной его корабль…
Значение словосочетания «девятый вал»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
девятый вал
1. морск. волна необычайно большой величины и силы ◆ На мгновение тамтыга очутилась в водяной котловине, потом сразу взлетела на гребень, грузно осела кормой и вслед за тем зарылась носом в белой пене. Это был девятый вал. В. К. Арсеньев, «В горах Сихотэ-Алиня», 1937 г. ◆ И только сняли последнюю пару, смотрю ― катит девятый вал. Налетел, ухнул ― только щепки полетели от несчастного суднишка. Андрей Некрасов, «Приключения капитана Врунгеля», 1960–1980 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Время от времени, как ни ловчил Шмагин, работая руками, находился-таки «девятый вал», который с лёгкостью исполина подбрасывал лодчонку вверх, заставляя затем падать вниз, и переворачивал, накрывая гребнем. В. К. Орлов, «В штормовую осеннюю ночь», 1994 г. // «Вокруг света» (цитата из НКРЯ)
2. перен. необычайно сильный наплыв чего-либо ◆ Воистину, экономические законы не для нас писаны: вместо банкротства производители электроники переживают девятый вал спроса и прибыли. Леонид Гольдин, «За всё приходится платить…», 1989 г. // «Горизонт» (цитата из НКРЯ) ◆ Крутого сдвига в массовом сознании по этому поводу пока не произошло, но прецедент есть прецедент, и рано или поздно наши маломощные суды захлестнет девятый вал исков справедливо недовольных граждан. Александр Агеев, «Северный ветер», 3 февраля 2003 г. // «Профиль» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова милитарист (существительное):
Девятый вал
(значение фразеологизма) — самая сильная и бурная волна, по старинным представлениям, роковая для мореплавателей.
У моряков есть поверье, что девятый вал самый сильный. Фраза образовалась от этого поверья.
В Большом толково-фразеологическом словаре (1904 г.) Михельсона М. И. указаны пословицы:
Девятая волна добивает.
Знаменитый русский художник Айвазовский Иван Константинович (1817 – 1900) написал картину «Девятый вал» (1850 г.). Картина хранится в Государственном русском музее (Санкт-Петербург).
Девятый вал (Айвазовский И.К.)
В словарях
— о роковом, угрожающем опасностью, о неотразимой силе (намек на силу девятого вала). ( Большой толково-фразеологический словарь (1904 г.) Михельсона М. И. ).
Примеры
А.И. Полежаев
«Песнь погибающего пловца» :
Вот девятый
Вал бежит.
Кн. А.И. Одоевский
И бросил на девятый вал
Мой челн, скользивший без кормила».
Я девять песен написал;
На берег радостный выносит
Мою ладью девятый вал.»
«Она развернула перевод Овидиевой поэмы и стала читать описание бури, погубившей возлюбленного Гальционы:
Вал огромный. Воздвигся страшный, девятый.
Мачта за борт и руль пополам. И, встав на добычу,
Грозен, жаден, смотрит из бездны вал-победитель. «
«Девятый вал» Айвазовского. Почему это шедевр
Шторм. Волна одна за другой. Горстка уцелевших после кораблекрушения. Рассвет, который не принёс облегчения. Лишь осветил людям весь ужас происходящего. Шансов на спасение немного…
Девятый вал – самая известная картина Айвазовского. Она была признана шедевром в первый же день выставки в далёком 1850 году. Люди приходили посмотреть на неё по несколько раз. Почему? Что в этой картине такого особенного?
Попробуем разобраться. А попутно разглядим ее самые интересные детали.
Волны
Легенда о девятом вале была очень популярна в 19 веке. Моряки верили, что во время шторма девятая по счёту волна – самая большая и разрушительная.
С ней и встретились герои картины. 6 несчастных моряков. Они цепляются за жизнь в бушующем море. На куске мачты погибшего корабля.
Волны у Айвазовского потрясающие. Сквозь них просвечивает солнце. Такого эффекта прозрачности художник добивался множественным наложением мазков (лессировки). Такие волны вы редко, у кого встретите.
Посмотрите на картины других европейских маринистов. И вы поймёте весь гений Айвазовского.
Слева: Клод Верне (Франция). Кораблекрушение. 1763 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Справа: Ричард Нибс (Англия). Кораблекрушение. 19 век. Национальный морской музей, Лондон
Неправильные волны
Обратите внимание, что волны идут стороной от потерпевших. И не такие уж они огромные. Настоящие волны смерти достигают в высоту 20-30 м. На “Девятом вале” они высотой не более 3 м.
Возможно, Айвазовский пощадил своих героев. Показывая, что они справятся. Если бы он написал идущую прямо на людей волну в 30 м, это было бы чистой трагедией.
Он же был оптимистом. И почти в каждой картине с кораблекрушениями он смягчает трагизм. Добавляет надежду. В виде восходящего солнца. Выбравшихся людей на берег. Виднеющегося корабля.
Картины Айвазовского. Слева: Кораблекрушение. 1864 г. Музей католикосата “Эчмиадзин”, Армения. Справа: Спасающиеся от кораблекрушения. 1844 г. Государственная картинная галерея Армении, Ереван
Самое интересное, что волны на “Девятом вале” изображены НЕ правильно! Заворачивающиеся гребни волны, так называемые “фартуки” в открытом море никогда не образуются. Только у берега, когда волна уже накатывает на пляж или скалы.
Это не значит, что Айвазовский этого не знал. В 1844 году он сам попал в сильнейший шторм. Потом вспоминал, что многие пассажиры очень сильно испугались. А он, как ненормальный, стоял на палубе. Во все глаза смотрел на бушующее море. Он впитывал впечатления для своих будущих картин.
Почему же он изобразил волны неправильно?
Айвазовский был романтиком. То есть художником, который восторгался стихиями. И подчёркивал силу природы с помощью различных эффектов.
Согласитесь, вспененная, закрученная волна смотрится величественнее. Она более понятна обычному человеку. Чем грозный, пирамидальный вал настоящей волны.
Небо на картине “Девятый вал” обнадеживающее. Восходящее солнце. Тучи развеиваются. Их гонит сильный ветер. Фиолетовый оттенок неба. Ночь отступает.
Айвазовский был отменным мастером. Но особенно ему удавались световые эффекты. Никакой специальной краски он не использовал. Однако его солнце выходило таким ярким, что многие верили в обратное.
Некоторые даже на полном серьезе заглядывали за картину. Они думали, что сзади полотна стоит свечка.
Выжившие
Люди на “Девятом вале” тщательно написаны, несмотря на их небольшие размеры. При этом их позы и жесты очень выразительны. Они в отчаянии. Они борются за жизнь из последних сил.
Двое из них вот-вот соскользнут. Один уже падает в воду. Другой отчаянно цепляется за него. Возможно, мы видим последние минуты их жизни.
Другой моряк протянул руку к небу: “О море, сжалься над нами!” Ещё одного моряка мы видим со спины. Он размахивает красной тряпкой. Корабля не видно. Более того, обзор закрыт волнами. Зачем? Видимо, на удачу.
Обратите внимание, что люди одеты в восточные одежды. Затонул корабль из далекой страны. Зритель не знает этих людей. Они ему не родные. Это не купцы с соседней улицы.
Такую дистанцию Айвазовский добавляет не случайно. Она убирает сильную тревогу. Которая бы мешала наслаждаться бушующем морем. И героизмом людей.
Как “Девятый вал” влияет на людей
С одним известным хореографом Дэвидом Доусоном случилась одна история. Он приехал в Петербург ставить балет в Мариинке. В фойе театра он увидел репродукцию “Девятого вала”. Немного удивился. Репродукция этой же картины висела в его номере отеля.
Однажды ночью он проснулся и взглянул на картину. И ужаснулся. На полотне не было людей. Как будто их смыло! Он увидел в этом недобрый знак. Знак провала его постановки. Что ж поделать, такая репродукция попалась. Не совсем точная копия.
Утром прибежал в театр и успокоился. На репродукции в Мариинке люди были на месте. Значит надежда есть.
Премьера балета прошла успешно.
Почему все знают “Девятый вал”?
Сложно представить себе более популярную картину, чем “Девятый вал”. Да, она монументальна. Грандиозна. Работы такого уровня хорошо знают искусствоведы и любители живописи. Но не люди, далёкие от искусства. О “Девятом вале” же знает решительно все. Почему?
1. Айвазовский был первым художником, который стал организовывать персональные выставки. Причём не только в Петербурге. Но и в провинциальных городах.
2. Айвазовский всегда был за то, чтобы его искусство шло в массы. Отсюда – открытки с его маринами в каждой лавке. Репродукции – в каждой рюмочной.
3. Айвазовский умел добавлять яркие эмоции. Девятый вал – это отчаянная борьба человека со всемогущей стихией. Такие сюжеты всегда бередят кровь.
4. Мало кто из русских людей видел море. Пока не стали выезжать на морские курорты в 30-х годах 20 века. До этого море знали только по картинам Айвазовского.
А конкурентов у него особо не было. Маринистами в 19 веке были ещё Алексей Боголюбов и Сильвестр Щедрин.
Слева: Боголюбов. Морской бой. 1859 г. Радищевский музей в Саратове. Справа: Щедрин. Вид Сорренто близ Неаполя. 1825 г. Тверская картинная галерея
Но эти художники чаще жили за границей. Их картин обычные люди почти не видели.
Так что у Айвазовского с его талантом и трудоголизмом были все шансы прославиться. Он стал всенародным любимым художником. А “Девятый вал” – его главным шедевром.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)
Айвазовский и его «9 вал»: особенное полотно и секреты, сделавшие его шедевром
Картину Ивана Айвазовского «9 вал» сегодня во всём мире признают непревзойдённым шедевром, она является одной из самых известных работ великого российского художника, особенно любившего писать на морскую тематику. Родившийся в Феодосии и большую часть жизни проживший на берегу, живописец настолько полюбил море, что сделал его главным героем своего творчества. И, как оказалось, именно оно принесло ему вековую славу.
Немного предыстории: почему Айвазовский выбрал 9 вал
Как человек, живущий на побережье, художник слишком много общался с моряками, слышал тысячи увлекательных историй, в том числе легенд и поверий. Согласно одному из них, во время шторма, на фоне бушующих волн, есть одна, которая выделяется своей мощью, непреодолимой силой и огромными размерами. Интересно, что древнегреческие моряки называли гибельной третью волну, древнеримские мореплаватели – десятую, а вот у большинства представителей других государств настоящий ужас вызывала именно девятая.
Это старинное суеверие воодушевило художника очередной раз взяться за кисть, в 1850 году Айвазовский пишет «9 вал». На удивление многим, картина получилась слишком реалистичной, но как мог так тонко передать глубину сюжета зрителю человек, который не был моряком? Ведь не на фото же видел Айвазовский 9 вал? Как оказалось, на полотно художник перенёс кое-что из увиденного и испытанного ним самим. В 1844 г. ему суждено было пережить сильнейшую бурю в Бискайском заливе, после которой судно, на котором пребывал живописец, посчитали затонувшим, а в прессе появилось прискорбное сообщение о том, что во время шторма погиб и известный молодой художник. Благодаря этому эпизоду, а не фото, Айвазовский создает картину «9 вал», ставшую мировым живописным шедевром.
«9 вал» Айвазовского: описание сюжета картины
Что же мы видим, взглянув на картину? Раннее утро, первые лучи солнца, пробивающиеся, чтобы осветить воды моря, вздымающиеся почти до небес, и кажущееся совсем низким небо, которое практически слилось с высокими волнами. Воображению даже страшно представить, какая необузданная стихия бушевала ночью, и что пришлось пережить морякам с потерпевшего крушение судна.
Описать «9 вал» Айвазовского не так легко, как кажется, ведь художник смог до восхищения тонко передать всю мощь, силу, величие и непередаваемую красоту морской стихии. На переднем плане этого буйства несколько спасшихся моряков, пытающихся удержаться на обломках мачт разбитого корабля. Они в отчаянии, но пытаются вместе противостоять огромной, вспененной волне, которая вот-вот на них обрушится. Удастся ли? Никто не знает…
Описание картины Айвазовского «9 вал» не будет полным, если не сказать, что весь драматизм и ужас запечатлённого сюжета не подавляет у зрителя надежду на спасение и жизнь. Оптимизм картине придают очень тонко подобранные краски: мягкие лучи восходящего солнца, пробивающиеся сквозь тучи и грозовые всполохи бушующей воды и вселяющие веру, светящаяся и переливающаяся разными цветами радуги светлая дорожка, которая как будто раздвигает грозные могучие волны.
Колорит картины Айвазовского «9 вал» словно радостный гимн воспевает мужество людей, их волю к спасению, веру в свои силы и в смысл борьбы до последнего. Никогда не сдаваться, и тогда даже вопреки безжалостным законам природы можно выжить!
Где находится картина Айвазовского «9 вал» сегодня
На живописный шедевр могут полюбоваться все посетители Государственного Русского музея, где и находится картина Айвазовского «9 вал» сегодня.
Полотно, написанное по легенде, теперь само стало легендарным, и побывало на многих выставках, проводимых в разных странах мира. Особенно полюбилось жителями Японии, созерцавшим это творение на открытии Токийского музея Фудзи, известного теперь собственной уникальной экспозицией и регулярно проводимыми выставками искусства и творчества народов других стран. Когда спустя время, в честь 30-летия этого музея, администрация провела опрос посетителей о том, что за всё время их работы запомнилось людям больше всего – бесспорным лидером стал именно «Девятый вал».