диагноз олигофрения что это
Умственная отсталость
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию, содержащую основные правила оказания этой помощи, информацию об эффективности современных методик, а также ответы на все вопросы. Обладая всей информацией по столь щекотливой и важной проблеме, мы гарантируем, что вы не ошибетесь, когда придет время действовать быстро.
Тем более, необходимо звонить, если нужна
экстренная помощь
Проверял Еремин Алексей Валентинович
Олигофрения или умственная отсталость – отклонение врожденного или приобретенного типа. Характеризуется нарушением интеллектуальной сферы, неполноценным развитием психических функций. Одной из особенностей олигофрении является дефект эмоционально-волевого спектра. Это приводит к трудностям в процессе социальной адаптации.
Врачи имеют большой опыт работы с пациентами такого плана. Чтобы результат коррекционных мероприятий носил выраженный эффект, лечебная программа составляется индивидуально для каждого обратившегося к нам человека. В ней учитываются возраст больного, причины и симптомы болезни, история ее проявления, а также другие факторы.
Общие сведения о болезни
По статистике, количество лиц, больных олигофренией, в развитых странах составляет примерно 1% от общего количества населения. Это заболевание не нужно путать с приобретенной деменцией. Данная форма слабоумия характеризуется утратой умственных способностей вследствие травмы или наступления преклонного возраста. У таких пациентов изначально был нормальный коэффициент интеллекта, уровень которого начал снижаться по мере развития патологии.
Степени тяжести олигофрении
Всего различают четыре степени умственной отсталости. Каждый этап этого состояния характеризуется своими симптомами.
Предполагает развитие интеллекта на уровне 50-59 баллов. Особенности психики соответствуют возрасту 9-12 лет. Больные способны обслуживать себя в быту самостоятельно, они обучаемы и контактны.
Хорошие условия воспитания, созданные родителями, позволяют таким людям достигать хороших успехов в разных видах деятельности. Из характерных для этой стадии особенностей выделяют отсутствие инициативности, медлительность в действиях и принятии решений. Такой пациент постоянно подражает взрослым, даже если не имеет с ними родственных связей. Опасность состоит в неспособности подавлять половые влечения. Поступки бывают непредсказуемыми, наносящими вред окружающим.
Такая степень характерна для людей, показатель интеллекта которых находятся в пределах 35-59 баллов. Психологический возраст пациента остается на уровне 6-9 лет. Пациенты испытывают трудности при освоении нового материала, речь у них односложная, иногда совершенно неразборчивая. Базовые навыки самообслуживания присутствуют, однако умственно отсталые требуют ухода со стороны близких. Они могут общаться посредством слов и коротких предложений, способны выражать основные свои мысли.
Показатели умственной деятельности находятся в пределах 20-34 пунктов. Интеллектуальный потенциал соответствует возрасту 3-6 лет. Пациенты понимают некоторые слова, обращенные к ним. Возможно воспроизведение несложных предложений, часто это просьба об удовлетворении базовых потребностей. Эмоции проявляются на уровне радости и грусти, удовольствия и раздражительности. Другие ощущения и чувства им недоступны.
По уровню развития больной не преодолевает планку, присущую ребенку 3 лет. Максимально возможный уровень интеллекта – 20 баллов. Пациент не владеет речью, не может выполнять элементарных бытовых действий, обслуживать себя. Мышление, память, восприятие и другие процессы практически не развиты. Сильная ограниченность в эмоциях делает любое общение с окружающими невозможным. Пациент не способен к продуктивной деятельности.
Среди характерных особенностей этой стадии умственной отсталости выделяют следующие признаки:
Такие больные нуждаются в круглосуточном уходе, поэтому лечение умственной отсталости рекомендуется проводить в условиях стационара.
Симптомы олигофрении
У больных наблюдается не только отставание в развитии интеллекта, но и ухудшение функций высшей психической деятельности. Умеренная, тяжелая и глубокая степени олигофрении видны невооруженным взглядом. Такой ребенок выглядит уставшим и ослабленным. Концентрация внимания снижена, во время учебной деятельности он вялый и пассивный. Если учитель в этот момент обращается к нему, никакой реакции чаще всего не следует.
Некоторые пациенты проявляют безосновательное и длительное беспокойство. Они постоянно пребывают в движении, но его характер хаотичный и множественный. Импульсивность действий часто приводит к плохим поступкам, попыткам нанести вред окружающим. Способность к самоконтролю снижена или отсутствует вовсе.
При легкой степени умственной отсталости больной может овладевать различными профессиональными навыками, если они достаточно простые. Через некоторое время наблюдается снижение работоспособности, человек отвлекается, не может сконцентрировать внимание на одном предмете или процессе.
Это заболевание сопровождается нарушением памяти. Пациент запоминает привлекательные для него яркие детали, со временем может вспомнить и рассказать о них. У большинства больных диагностируется недоразвитие речи. Если эта патология развивается в младенческом возрасте, до пяти лет такие дети не говорят, только издают ряд бессвязных звуков. Слух развивается с большим опозданием.
Отставание в развитии заметно на физическом уровне. У таких больных часто наблюдаются дефекты лица, ушей, необычная форма головы, неполноценное развитие гениталий. При тяжелой и глубокой форме умственной отсталости рот постоянно приоткрыт, обычно присутствует слюнотечение.
Обучение элементарным навыкам при этих формах олигофрении затруднено. Ухаживать за такими пациентами очень сложно. Они вовремя не сигнализируют о своих физиологических потребностях, удовлетворяя их в любом месте. Обучение умственно отсталого человека действиям, помогающим в быту, невозможно. Обращение в психиатрическое отделение позволяет временно переложить круглосуточный уход за пациентом на плечи медперсонала.
Причины заболевания
Существует много факторов, которые могут стать провокаторами в развитии умственной отсталости. Среди наиболее распространенных первоисточников патологии выделяют:
Терапия этого заболевания возможна при помещении пациентов в стационар психиатрической больницы. Часто они сами не могут выразить желание пройти курс лечения, не осознавая, что действительно больны. Требуется разрешение от родственников или опекунов. Муж, жена, дети, родители подписывают с клиникой договор, в котором описаны права и обязанности каждой из сторон.
Диагностика умственной отсталости
Большинство случаев можно распознать в раннем детском возрасте посредством обычного наблюдения за ребенком. Если его поведение выходит за рамки нормы, необходимо срочно обратиться к неврологу или психиатру.
Диагноз «умственная отсталость» выставляют на основе собранного анамнеза. В ходе личной беседы оценивается развитие ребенка. Врач должен знать, какой была беременность матери, перечень перенесенных ею заболеваний. Важно сообщить ему о генетических факторах и случаях развития патологии у близких родственников. Намеренное искажение информации затрудняет постановку правильного диагноза.
В этот момент можно обнаружить нарушение речи, слуха больного, определить, насколько развит словарный запас, способность мыслить абстрактно. Прохождение психологических тестов позволяет установить степень заболевания. Самым распространенным является тест Векслера. Он состоит из определенного количества субтестов, каждый из которых направлен на изучение отдельных сторон психической сферы пациента.
В процессе изучения уровня развития памяти больному предлагают запомнить слова, а затем их воспроизвести. Исследование мышления предусматривает понимание смысла пословиц, метафор и других высказываний. Причины возникновения патологии можно выявить, используя лабораторные методы.
Лечение умственной отсталости в Москве
Терапия этого заболевания преимущественно симптоматическая. Специалист после диагностики подберет подходящий препарат, который может нормализовать состояние больного. Лечение умственной отсталости в Москве проводится психиатрами и психотерапевтами.
Если умственная отсталость развивается на фоне нарушения функционирования щитовидной железы, дополнительными медикаментами являются йодсодержащие препараты и гормоны. При фенилкетонурии важно соблюдать режим питания, избегать опасных для здоровья продуктов.
Назначение ноотропных препаратов, витаминов группы B и аминокислот позволяет улучшить процессы мозговой деятельности. Нарушения в поведении корректируются с помощью нейролептиков и транквилизаторов.
Если у больного наблюдается повышенная активность, нервозность и множественные хаотичные движения, ему показаны седативные препараты. Они помогут успокоиться, нормализуют режим сна и бодрствования. Часто врачи прописывают лекарства на растительной основе, которые не могут нанести вред здоровью или вызвать привыкание.
При заторможенности применяют стимуляторы нервной системы с «мягким» действием. Дозировка всех препаратов зависит от стадии заболевания, индивидуальных особенностей организма.
Важно понимать, что умственная отсталость – это не приговор для родителей. Они со временем научатся понимать потребности своего ребенка, реагировать на них правильно.
Своевременное обращение к психологу поможет ребенку приспособиться к условиям жизни в коллективе. Здоровые дети не понимают и не принимают тех, у кого уровень интеллекта ниже. На этом фоне возникают конфликты, от которых страдают сами дети и их родители.
Психолог работает не только с пациентом, но с близкими ему людьми. Он объясняет, почему нарушения проявляются именно так и что нужно делать в конкретном случае. Коррекционные сеансы позволяют выработать новые и улучшить существующие навыки самообслуживания. При сопутствующих расстройствах речи показаны занятия с логопедом.
Отзывы о клинике
У нас можно пройти курс лечения умственной отсталости, чтобы улучшить адаптационные возможности больного. Часто родственникам пациента недостаточно информации о методах лечения, сроках терапии и стадиях заболевания. На этой странице вы можете ознакомиться с отзывами реальных людей, в которых присутствует интересующая информация.
Мы никак не влияем на их содержание, постоянно улучшаем качество обслуживания и повышаем свою квалификацию. Оставить отзыв может любой наш пациент, желающий выразить свое мнение на страницах нашего ресурса. Не найдя интересующих сведений, позвоните нам на телефон call-центра. Дежурный специалист предоставит достоверную информацию в течение нескольких минут.
Олигофрения: симптомы, признаки, методы лечения
При неправильном развитии плода внутри утробы матери и в первые месяцы жизни у ребенка может развиваться умственная отсталость, называемая олигофрения. Олигофрения у детей – это нарушение развития организма на одном из этапов онтогенеза. Заболевание зарождается в результате органического поражения головного мозга, на фоне чего появляется недоразвитие. Оно может выражаться в дефекте речи, ходьбы, интеллекте, психологическом состоянии и поведении ребенка.
Заболевание может развиваться как до рождения, в утробе матери, так и после в первые месяцы жизни. Рассматривая мировую статистику, нужно отметить, что легкой формой олигофрении страдает 85% людей с умственной отсталостью, средней формой – 10%, тяжелой – 4%, глубокой – 1%. Патология может быть выражена слабо, поэтому такие больные не попадают в поле зрения докторов. В процентном соотношении это примерно 3% населения.
В зоне риска как мужской, так и женский пол, но мальчики страдают в два раза чаще, чем девочки. Тяжелая степень появляется в первые годы жизни, в среднем олигофрению диагностируют в 6-7 лет, а также заболевание может проявиться в 18 лет. Специалисты отмечают, что в раннем возрасте это предпосылки, а обострение заболевания происходит уже в зрелом возрасте.
Причины и классификация олигофрении
Доктора выделяют несколько причин олигофрении у детей. Среди основных:
Как показывает статистика, у 5% причиной развития олигофрении являются генетические нарушения. Если женщина во время беременности принимает спиртные напитки, увлекается наркотиками, курит, не употребляет нужные витамины – все это может привести к развитию олигофрении.
Если ребенок недоношенный, значит, у него не успели полноценно развиться все органы, в результате он не приспособлен к полноценному самостоятельному независимому существованию. Если во время родов диагностировали асфиксию, были замечены родовые травмы, это также может привести к развитию олигофрении. Основная причина – поражение головного мозга. Произойти это может из-за черепно-мозговой травмы, менингита, энцефалита. Еще одна важная причина – социально-педагогическая запущенность. Если ребенок проживает в неблагоприятной среде, если его родители наркоманы, алкоголики, мало уделяют времени его развитию, все это может привести к развитию умственной отсталости.
Выделяют три степени умственной отсталости:
Также специалисты дополняют этот список еще одним пунктом классификации – глубокая степень. Олигофрения может развиваться на фоне других заболеваний, что приведет к очень тяжелой степени, к примеру, вместе с умственной отсталостью у ребенка будут наблюдаться дефекты речи, может происходить нарушение памяти, восприятия.
Симптомы олигофрении у детей
Симптомы олигофрении у детей выражаются комплексно, это может быть не только умственная отсталость, но и другие проявления, например:
На фоне этого у ребенка развиваются неврологические расстройства, проблемы с выражением эмоций, воли. Если у взрослого человека диагностировали умственную отсталость, его мышление, развитие будут напоминать мышление и развитие маленького ребенка.
При легкой, умеренной форме, симптоматика выражена менее ярко. При этом ребенок не сможет выйти за рамки той ситуации, в которой он сейчас пребывает. Также будет понижена возможность концентрировать внимание на конкретных вещах, нарушено абстрактное мышление, инициатива будет выражаться слабо, иметь незрелый, нечеткий характер.
Дети, больные олигофренией, могут проявлять как хорошую, так и плохую память. В большинстве случаев она ослаблена, но есть ситуации, когда больной ребенок проявляет хорошую память на механическое запоминание небольшой информации, к примеру, имен, цифр, названий. У детей наблюдается слабый словарный запас, речь упрощенная, фразы будут короткими, простыми, слова в предложениях могут быть выстроены не в том порядке.
При легкой степени олигофрении дети могут читать, запоминать прочитанное, отображать, повторять фрагменты прочитанного. Если диагностировали тяжелую форму заболевания, ребенок не сможет прочитать предложенный материал или прочитает его, но не сможет запомнить и не отобразить. В большинстве случае, даже если ребенок знает буквы, он не всегда сможет сложить их вместе.
Решение повседневных вопросов – сложная задача для ребенка с умственной отсталостью. Здесь также все зависит от степени заболевания. Такие дети не смогут самостоятельно сделать покупку в магазине, приготовить обед, сделать чай, убрать в доме, подобрать одежду в соответствии с погодными условиями. Дети, больные олигофренией, часто руководствуются мнением других людей, делают то и так, как им говорят другие. Физическое развитие ребенка не всегда нормальное. Есть дети, у которых физический уровень развития можно отнести к выше среднего, но большинство отстают от нормы.
Развитие олигофрении у детей зависит от возраста. Четко выраженные признаки заболевания формируются в 6-7-летнем возрасте. Первый признак – чрезмерно повышенная раздражительность. Такие дети мало идут на контакт с взрослыми, мало общаются со сверстниками. На обучение элементарных действий уходит больше времени, например, умственно отсталого ребенка сложнее научить использовать столовый прибор, чем здорового.
Дети, больные олигофренией проявляют меньше активности и интересов, к примеру, начиная с трехлетнего возраста, здоровые дети начинают проявлять заинтересованность к игрушкам. У больных с умственной отсталостью проявления такого интереса нет. Когда здоровые детки переходят на новый уровень развития – подражание поведения взрослых, пациенты с умственной отсталостью только начинают проявлять интерес к игрушкам.
Такие занятия, как аппликация, работа с пластилином, рисование не привлекают детей с олигофренией. Ребенку сложно распознавать свойства предметов, сопоставлять их с внешним миром. Для того чтобы информация удержалась в голове, нужно множество раз повторять, проходить все действия повторно. Свои эмоции пациенты выражают не так ярко, как здоровые дети. Могут, наоборот, проявляться нестандартные, завышенные эмоции.
Диагностика олигофрении
Как правило, симптоматика ярко выражена, диагностировать умственную отсталость у детей несложно. Если у ребенка наблюдается задержка в физическом и психологическом развитии – это признаки олигофрении у детей. На основании этого и выставляется диагноз.
Также для постановки диагноза доктор общается с ребенком, определяет эмоциональный, умственный фон. Специалист следит за речью малыша, отмечает, как быстро он отвечает на вопрос, как реагирует на общение с доктором, какие эмоции выражает. Значение имеет словарный запас малыша, его абстрактное мышление. Также задача врача определить отношение ребенка к себе и окружающей среде, к примеру, к сверстникам, взрослым.
Диагностика олигофрении включает проверку мышления. Ребенку дается поговорка, метафора, предложение. Врач просит малыша дать им объяснение, объяснить смысл сказанного. Также проводится работа с изображениями. Специалист показывает ребенку картинку и просит рассказать, что он на ней видит. При этом доктор следит не только за речевой активностью, но и за эмоциональным состоянием малыша. Во время диагностики проверяется память ребенка. Доктор перечисляет слова или дает краткую историю, после чего просит малыша отобразить сказанное.
Для того чтобы установить причину, поставить точный диагноз и назначить правильное лечение, нужно всесторонне изучить проблему. Это основная задача специалистов АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга).
Пациентам назначается МРТ, позволяющее обследовать головной мозг, берутся анализы на проверку врожденного сифилиса.
Когда следует обратиться к врачу
При любом проявлении одного из перечисленных симптомов, нужно обратиться к врачу-неврологу или невропатологу.
Обращение к врачу зависит от того, какими дополнительными симптомами сопровождается заболевание, к примеру, при дефектах речи рекомендуется записаться на прием к логопеду. Для проверки развития ребенка нужно записаться и на прием к детскому психологу, который поможет понять, на фоне чего возникают проблемы в общении со сверстниками, другими людьми. Наша клиника находится в центре Москвы.
Лечение и реабилитация при олигофрении
Лечение олигофрении – комплексный процесс. Если ребенок отстает в развитии, откорректировать психическое развитие можно только на ранних стадиях заболевания. Если заболевание было диагностировано на поздних стадиях, назначается симптоматическая терапия. Важно полностью обследовать пациента, что поможет понять, есть у него инфекционные заболевания или нет. Если они будут обнаружены, назначается дополнительное лечение.
Обязательно в комплексном лечении предусмотрен цикл приема витаминов, препараты, которые способствуют улучшению метаболизма в головном мозге. С ребенком занимаются такие специалисты, как психолог, невропатолог, логопед. Также важно подключить педагогов. Перед этими специалистами стоит задача – подготовить ребенка к социуму, адаптировать его, научить самостоятельно себя обслуживать.
Доктора отмечают, что ребенок, страдающий олигофренией, хоть и живет, находится среди людей, но ведет себя отчужденно, редко общается с взрослыми, тяжело идет на контакт со сверстниками. Это связано с тем, что малышу сложно понять людей, которые его окружают, а в результате окружающие в свою очередь плохо понимают его. Такая проблема может быть связана с тем, что ребенок получал мало внимания со стороны близких людей, поэтому у него сформировалась такая модель поведения.
Важный нюанс: после того как доктор огласил диагноз, переживания характерны не только для родителей, но и для самого ребенка. На этом этапе он уходит в себя, перестает общаться со сверстниками, близкими людьми. Нужно понимать, что для него это также является психологическим стрессом.
Чтобы устранить проблему, специалисты рекомендуют заниматься с ребенком, проводить с ним беседы, играть в развивающие игры. Родителям в первую очередь нужно научиться находить контакт, в результате чего ребенок будет отвечать тем же, общаясь с близкими людьми. Постепенно такая модель поведения и общения перейдет на другой уровень, ребенок, у которого диагностировали олигофрению, начнет общаться со сверстниками.
Если у малыша наблюдаются проблемы с развитием речи, его направляют на корректировку к логопеду. Сложнее всего правильно ввести ребенка в коллектив, например, в класс, группу в детском саду, подготовить его к общению с ровесниками. Здесь основная задача, стоящая перед докторами, родителями, педагогами – научить малыша самостоятельно себя обслуживать.
В будущем больного олигофренией отправляют на обучение в специальную школу, группу, где ему помогают выбрать, привить профессиональные навыки. Для каждого пациента врачи АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) подбирают индивидуальный план занятий, лечения, учитывая степень олигофрении, развитие пациента (включая физическое). Также (если есть) во внимание принимаются неврологические расстройства, эмоциональное состояние больного.
Дальнейшая жизнь и лечение зависят от того, когда был поставлен диагноз, какая степень заболевания, какой уровень умственной отсталости диагностирован, когда началось лечение. При легкой форме олигофрении пациенты могут самостоятельно себя обслуживать, осваивать несложные профессии, самостоятельно существовать в социуме, общаться с людьми. Людей, страдающих умеренной и тяжелой формой заболевания, можно научить выполнять легкие домашние обязанности. Если у пациента диагностировали глубокую форму олигофрении, он нуждается в постоянном уходе и помощи.
Как записаться к неврологу
Олигофрения требует комплексного подхода, поэтому нужно записаться ни к одному специалисту, а к нескольким. Первоначально рекомендуется показаться невропатологу, который после проведения обследования определит, в каких докторах еще нуждается пациент. АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) расположена в центре Москвы недалеко от станции метро Маяковская, Новослободская, Чеховская, Белорусская. Записаться к врачу-невропатологу, логопеду, детскому психиатру и другим докторам можно по телефону +7(495)995-00-33. Также воспользуйтесь формой обратной связи, отправив запрос, или закажите обратный звонок.
Умственная отсталость
Сегодня мы поговорим о таком понятии как «умственная отсталость«. В настоящее время этот термин рекомендован Международной классификацией болезни. Наиболее полное определение термина «умственная отсталость» – это совокупность различных наследственных, врожденных или рано приобретенных состояний (в первые три года жизни ребенка), которые проявляются в интеллектуальной недостаточности и могут приводить к нарушению социальной адаптации.
Для умственной отсталости характерны: преобладание в клинической картине интеллектуальной недостаточности и отсутствие ее нарастания с возрастом ребенка.
Болезненный процесс, поразивший нервную систему ребенка, может привести к деструкции (разрушению) не только уже сформированных участков мозга, но и вызвать недоразвитие тех участков, которые еще не закончили свое формирование.
Умственная отсталость: причины
Причины умственной отсталости многочисленны:
Важно знать, что при умственной отсталости страдает не только интеллектуальная деятельность, но и все психические процессы в целом. Признаки недоразвития можно заметить в особенностях речи, моторики, мимики. У детей с умственной отсталостью болезнь наиболее ярко проявляется в особенностях мышления. Как правило, болезнь затрагивает наиболее высшую форму мышления – абстракцию. Это непосредственно устанавливается в процессе педагогической работы с детьми. Дети с умственной отсталостью с трудом усваивают счет и решают задачи, зачастую не понимают их смысл, решают чисто механически, «по штампу», с трудом воспринимают помощь взрослого.
Также затруднен перенос усвоенного в конкретном задании способа действия в аналогичные условия другого задания. Все мыслительные процессы характеризуются выраженной замедленностью. У детей с умственной отсталостью внимание привлекается с трудом, плохо концентрируется и легко рассеивается. При запоминании материала не способны в нем выделить существенное, не могут воспроизвести основную мысль, стараются пересказать услышанное дословно. Речь у детей с умственной отсталостью маловыразительна, фразы упрощенные, имеет место низкий словарный запас.
Умственная отсталость у детей и подростков. Прогноз
Дети и подростки, страдающие умственной отсталости неодинаковы по особенностям своего характера, как в прочем и все мы. Среди них можно встретить ласковых и послушных, конфликтных и агрессивных, ленивых и трудолюбивых. Поэтому только одной интеллектуальной недостаточностью нельзя объяснить особенности поведения детей, страдающих умственной отсталостью. Однако стоит отметить, что большинству из них присущи следующие черты:
Согласно современным представлениям выделяют четыре степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая.
Нарушение любого вида деятельности у пациентов с умственной отсталостью находится в тесной связи с уровнем интеллектуальной недостаточности.
Ребята с легкой умственной отсталостью обнаруживают достаточную работоспособность и старательность. В работе, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрого переключения, проявляют достаточную продуктивность и целенаправленность. Они довольно неплохо разбираются в практических ситуациях, заинтересованы в своем жизнеустройстве, хорошо учитывают особенности данной конкретной обстановки и неплохо приспосабливаются к ней.
Сохранность практической направленности объясняет тот факт, что при наличии благоприятных условий среды и правильной организации коррекционно-воспитательной работы дети с умственной отсталостью могут приобрести трудовые и социальные навыки (в соответствии с уровнем их развития). Повышенная подражательность и внушаемость могут быть с успехом использованы родителями и педагогами в целях воспитания у них правильных форм поведения. И, наоборот, при отсутствии правильного воспитания и контроля ребята, будучи несамостоятельными и внушаемыми, легко могут попасть под отрицательное влияние со стороны.
При условии верно подобранных форм лечебной педагогики происходит коррекция поведения, нивелирование, связанной с отставанием в психическом развитии педагогической и социальной запущенности, а также стимуляция интеллектуальной, эмоциональной и социальной активности, направленной на появление возможности и желания учиться, приобретать профессиональные навыки. Очень важно начать как можно раньше коррекционную деятельность и обучение умственно отсталого ребенка, для его дальнейшего выхода в самостоятельную жизнь.
Трудовое обучение – неотъемлемая часть коррекционно-педагогического процесса. Дети и подростки с легкой умственной отсталостью имеют возможности к интеграции в общественную и социальную жизнь, овладению профессиональными навыками (преимущественно прикладного характера) для работы в различных сферах. Приоритетной задачей системы среднего профессионального образования является создание доступной среды и условии для профессиональной деятельности.
Возможно и успешное трудоустройство, ведь успешность профессиональной деятельности определяется не только уровнем развития интеллекта, но и особенностями мотивации, эмоциональных реакций, возможностями волевого контроля поведения, личностными проявлениями и т.д. Трудовые навыки у данной категории детей формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда, они успешно адаптируются к условиям обычного производства, в особенности при выполнении однообразных (ставших привычными) трудовых операций, не требующих быстрого и частого переключения внимания, самостоятельного планирования (примеры видов труда: ручные, швейные, сапожные, слесарные, столярные, озеленительные, плотничные, подсобные и т.д.).
Семья ребенка с отставанием в интеллектуальном развитии должна сознательно участвовать в его лечении и реабилитации. Невозможно достичь значительного успеха в лечебном и коррекционном процессах, помочь ребенку найти, раскрыть и реализовать свои потенциальные способности, достичь максимума возможного развития без верного и понимающего отношения семьи.
При более тяжелой степени умственной отсталости – пациенты обычно мало работоспособны, не могут длительно чем-либо заниматься, с трудом сосредотачиваются. Часто поступки мало мотивированны и определяются сиюминутными влечениями и желаниями. Пациенты нуждаются в постоянном контроле и уходе со стороны родителей, так как пациенты не способны в дальнейшем к самостоятельной жизни. Как правило, имеются все показания для оформления пособия по инвалидности.
Диагноз умственная отсталость
Диагноз «умственная отсталость» устанавливает врач-психиатр. Диагностика возможна после комплексного медицинского и психолого-педагогического обследования. Незаменимыми помощниками психиатра являются такие специалисты: психолог, логопед, дефектолог, невролог, генетик. По результатам обследования ребенку может быть предложено прохождение центральной медико-психолого-педагогической комиссии (ЦМППК) (при согласии родителей) с целью получения медицинского заключения для определения специальных условий обучения и воспитания.
Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ располагает всеми необходимыми условиями для диагностики и оказания помощи детям с умственной отсталостью.
Индивидуальный подход, учитывающий психические и физические возможности каждого ребенка, а также создание благоприятной эмоциональной атмосферы являются залогом больших возможностей для дальнейшего лечения и реабилитации.
Шиманов Павел, заведующий отделением №7 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ