диалог регионы что это
Для внедрения центров управления регионами в РФ создано АНО «Диалог регионы»
Во вторник зарегистрирована автономная некоммерческая организация по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог регионы», цель которой состоит в координации работ по созданию региональных центров управления (центры управления регионами – ЦУР), обобщении и распространении передового опыта работы ЦУР, стало известно D-Russia.ru.
Учредитель новой организации – АНО «Диалог», которая была создана департаментом информационных технологий Москвы в ноябре прошлого года в качестве центра мониторинга и анализа эффективности обратной связи с москвичами. Возглавляет АНО «Диалог» и АНО «Диалог регионы» Алексей Гореславский, бывший заместитель начальника управления президента по общественным проектам.
Алексей Гореславский рассказал D-Russia.ru о целях создания новой организации и стоящими перед ней задачами: «Если коротко, то ЦУР выявляет проблемы, помогает в их оперативном и качественном решении, а также способствует предотвращению появления аналогичных проблем в будущем.
Наша задача в том, чтобы объединить лучшие практики обратной связи, которые были в самых разных формах и видах применены как региональными властями, так и федеральными, включая администрацию президента. Мы – это центр компетенций, который призван помочь регионам с внедрением системы, позволяющей слышать, в широком смысле, чего хотят жители. Есть единое понимание, есть большой комплекс программно-аппаратных средств, в которых сейчас работают многие регионы, и с нашей помощью научатся работать остальные. Это очень полезные инструменты! Например, система собирает обратную связь от жителей во всех социальных сетях по ключевым словам, у каждого главы региона, у каждого мэра установлен доступ, все стали это видеть, и как результат – сейчас за год уже два миллиона реально отработанных кейсов. Это от каких-то мелочей, типа ремонта тротуара, до вполне масштабных и инфраструктурных проектов, типа постройки школы или больницы, это много чрезвычайно нужных людям достижений», – пояснил Гореславский.
«Поскольку требовалось какое-то федеральное решение, договорились о том, что накопленный нами передовой опыт будет распространён на все остальные регионы с учётом, естественно, индивидуальных особенностей. Эти особенности касаются тех регионов, у которых уже есть свои собственные варианты решения. Мы в АНО «Диалог регионы» продолжим помогать региональным специалистам, консультировать и координировать создание ЦУРов, осуществлять поддержку и экспертизу того, как идёт работа в системе, что в ней можно улучшить исходя из текущей практики и мирового опыта. Нужно обязательно синхронизировать процессы и задачи создания и функционирования ЦУРов с мероприятиями федеральных проектов программы «Цифровая экономика Российской Федерации до 2024 года.
Так что будем, собственно, следовать нашей миссии: способствовать наилучшей коммуникации между властью и обществом, делать так, чтобы любой чиновник в стране чувствовал связь с гражданами», — заключил руководитель АНО «Диалог регионы».
В марте президент поручил правительству ежегодно, начиная с 2020 года, обеспечивать необходимое финансирование АНО «Диалог» для создания ЦУР в субъектах РФ. Финансирование должно быть обеспечено за счёт денег, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации до 2024 года».
Правительству совместно с главами регионов при участии АНО «Диалог» поручено до 1 декабря 2020 года обеспечить создание и функционирование в субъектах РФ центров управления регионами и представить предложения по созданию и функционированию аналогичных центров в муниципальных образованиях, предусмотрев в том числе разработку и использование единой цифровой платформы, располагающей механизмом обратной связи, с учётом положительного опыта Москвы и Московской области.
Главам регионов и руководителям органов местного самоуправления рекомендовано изучить лучшие практики использования цифровых платформ, в том числе опыт Московской области (включая опыт Красногорска) по реализации проекта «Центр управления регионом», а также опыт использования цифровой платформы «Умный Саров» (Нижегородская область), в целях внедрения технологии «Умный город» в субъектах Российской Федерации.
В статье для D-Russia.ru министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максима Рымара рассказал подробности о работе подобного центра в МО.
Работа по созданию ЦУР уже началась в Татарстане, Калининградской области, Башкортостане Ульяновской области, Красноярском крае и ряде других регионов.
Слайды из совместной презентации Минкомсвязи и АНО «Диалог»
Чем на самом деле будет заниматься Центр управления регионом, созданный Путиным. Интервью
В ноябре в Екатеринбурге открылся офис Центра управления регионом — это проект президента Владимира Путина, придуманный им год назад после визита в подобный центр в Подмосковье. Официальная задача ЦУРов — «собирать и обрабатывать обращения жителей региона в органы власти», но как это будет происходить и чем центр отличается от традиционных отделов по обращениям граждан в правительствах и мэриях? При этом на создание подобных центров в большинстве регионов России из бюджета обещали выделить 26,4 млрд рублей (сколько выделили на самом деле — пока неизвестно). Мы поговорили с главой свердловского центра Ильей Захаровым о том, где его сотрудники будут брать обращения, чем их ответы будут отличаться от «отписок» чиновников и почему некоторые губернаторы начинают воевать с ЦУРами.
— Можете вкратце описать саму идею ЦУРов? Когда вас пригласили занять должность, какие задачи перед вами поставили, как вам объяснили вашу работу?
— Но в большинстве органов власти уже есть отделы по работе с обращениями граждан?
— Это ни в коем случае не пересечение с властью, полномочия не дублируются. У них хватает своих дел по рассмотрению обращений, которые к ним приходят. Я сам с этим сталкивался, будучи руководителем аппарата администрации Екатеринбурга. Эти обращения рассматриваются по федеральному закону «Об обращениях граждан».
А в ЦУРы в регионах мониторят подобные обращения в соцсетях, у нас работают специалисты: социологи, аналитики, SMM-менеджеры, кураторы «Инцидента», координаторы. У нас специфические полномочия и функционал.
Суть в том, чтобы обращение жителя в соцсетях было рассмотрено как можно быстрее и проблема была решена максимально быстро. Никакими нормативными актами это не закреплено.
Когда у меня состоялся разговор с губернатором по этой должности, он сразу понимал, что у него с ЦУРом будут партнерские отношения, что мы его помощники или советники. Не во всех регионах губернаторы это понимают. Кое-где власть ревностно относится к ЦУРам, вплоть до того, что задают вопросы: «А разве не я управляю регионом?». Но название дал президент, оно есть в постановлении правительства.
— Какая у вас форма организации?
— Наш учредитель — АНО «Диалог», зарегистрированное в Москве. А мы являемся проектным офисом, структурным подразделением этого АНО. Мы не юридическое лицо, у нас нет своего счета. Наши трудовые книжки — моя и сотрудников — в Москве.
— Внутри региона вы подчиняетесь московскому АНО или губернатору?
— Здесь интересная ситуация. Я был два дня на обучении в Москве и нам это объясняли. Формально мы подчиняемся именно московскому АНО «Диалог». Неформально у нас с руководством, по их словам, партнерские отношения. Это действительно так и есть.
Губернатору мы не подчиняемся. С ним мы тоже просто сотрудничаем.
Конечно, я буду губернатору предоставлять отчеты, где-то лично, где-то — через [вице-губернатора Свердловской области по внутренней политике] Сергея Бидонько, потому что АНО «Диалог» считает, что центры должны курировать замы по внутренней политике. Отношения мы сейчас выстраиваем. Но про подчинение я бы не говорил.
— У вас нет никаких сроков по ответу гражданам на обращения. А есть ли какие-то регламентированные сроки у министерств, к которым вы обращаетесь, на ответ?
— Мы с министрами регионального правительства неоднократно встречались, в том числе в присутствии Бидонько. Мы объясняем, что есть такая организация, которая взаимодействует с органами власти, есть указ президента о создании ЦУРов. Формально никаких сроков не установлено, но есть неформальные критерии, которых мы должны придерживаться: есть скорость выявления рисков, есть скорость реагирования на эти риски.
Есть риски неглобальные, где можно реагировать до 8 часов. Есть риски, которые серьезные, например крушение самолета, на них надо реагировать до одного часа. Но мы сами не решаем вопросы, мы именно взаимодействуем и контролируем, чтобы вопросы были решены в максимально короткие сроки. Министерства нас понимают и препятствий нам не строят.
— Вы взаимодействуете с силовиками? Например, ведь могут быть вопросы к ГИБДД по дорожному движению, светофорам, либо к полиции — по административным делам.
— Пока мы только с министерствами работаем.
— Получается, в каждом свердловском министерстве есть ответственный человек за общение с вами?
— Да, есть ответственный человек.
— Можете рассказать про механизм отбора обращений: как их находят, как выбирают, на какие ответить, на какие нет?
— У нас в области есть система «Инцидент», куда тоже сообщения приходят. Сейчас на федеральном уровне ведется работа, чтобы группы обращений были во всех субъектах одинаковыми. Пока все по-своему их классифицируют, но их хотят привести к единому знаменателю. Для этого есть специальные сотрудники, которые их отбирают. Потому что есть и обращения от «граждан СССР», которые хотят льгот, а есть и обращения, что где-то яма, лампочка не горит или сломался ИВЛ.
— Есть список групп в социальных сетях, которые смотрят ваши специалисты? Или какая-то система автоматически собирает сообщения по интернету?
— Есть и система, и специалисты просматривают социальные сети. Они разбираются в этом лучше, чем я, я лично этого не делаю.
— К нам в редакцию звонил человек, который хотел пожаловаться на какую-то проблему именно в ЦУР. Как ему это сделать?
— Мы жалобы не принимаем. У нас нет такого, что есть телефон — звоните, обращайтесь. Многие недопонимают. Даже мой брат недавно позвонил и говорит: «Мне не дали справку в Росреестре, мне тебе писать обращение?». Я ответил, что нет, что мы обращения собираем по соцсетям. Но сами мы решениями не занимаемся.
— Грубо говоря: чтобы житель региона получил ответ от ЦУРа, ему надо в соцсетях рассказать о своей проблеме?
— По первым неделям уже можно понять, какие темы больше всего волнуют жителей Свердловской области?
— Здравоохранение, особенно коронавирус, ЖКХ, благоустройство, дороги, общественный транспорт.
— Больше обращений из Екатеринбурга или из отдаленных мест области?
— Есть разные, по всему субъекту поступают.
— А как житель может узнать, что его обращение принял в работу ЦУР? Ему сообщение напишут?
— Если, например, жителя не удовлетворит ответ ЦУРа?
— В том и дело. ЦУР для этого и создан, чтобы граждане были удовлетворены. В чем отличие от обращений, которые в органы власти поступают и ответы на которые называют «отписками». Например, житель просит построить что-то во дворе. Администрация отвечает: нет денег. Вроде бы и правильно отвечает, если их нет, но жителя это не устраивает. Или, например, человек обращается в начале января, чтобы убрали снег, а через месяц, когда снег растаял, обращение принимают в работу. ЦУР контролирует, чтобы у администрации нашлась возможность решить такую проблему.
В Свердловской области появится новая путинская структура. Цена вопроса — ₽329 млн
— Есть вопрос по финансированию ЦУРов. В Минкомсвязи РФ сообщали, что планируют направить на создание ЦУРов 26,4 млрд рублей. Если разделить их на 79 регионов, где началась разработка центров, то субъектам будет выделено по 329 млн рублей. Сколько получил центр в Свердловской области?
— Я пока про деньги не готов говорить, потому что пока мы не знаем размер субсидии. Это будет зависеть от разных обстоятельств. Об этом стоит в начале следующего года говорить. Таких огромных сумм не будет, будут субсидии из федерального бюджета, от АНО «Диалог». Все средства будут аккумулироваться там, потому что мы не юрлицо.