диди или яндекс что лучше для водителя
DiDi или конец монополии Яндекс-такси
Яндекс-такси: рождение первого цивилизованного игрока
Сервис Яндекс-Такси появился в России в далеком 2011 году. Первое время компания воспринималась очень позитивно — симпатичные новые машины в единой цветовой гамме, низкие тарифы, прозрачное ценообразование. Стоит особо отметить — Яндекс-такси сделали цивилизованным рынок такси в Москве, самом крупном городе России.
Я прекрасно помню, как раньше надо было голосовать на улице, чтобы поймать машину. И любая поездка «до ближайшего метро» стоила 300 (а то и 500р). В такси работало очень много выходцев из Закавказья — и вот все эти «дорогу покажешь«. А вызов такси по телефону нередко приводил к ожиданию подачи авто в 40 (!) минут.
Поэтому в момент появления Яндекс-такси принес для рынка такси много чего хорошего.
Для водителя — удобное приложение с Яндекс-Навигатором (в те времена с навигацией в смартфонах было туго, реально надо было помнить мелкие улицы). Исчезли девушки-операторы — и все эти бесконечные перезвоны, «почему пассажир не выходит«, «а собаку я куда посажу?«, «тут трое детей, откуда я столько кресел возьму?»
Для владельца небольшого таксопарка, типа меня — контроль за водителем. Раньше же надо было ехать на поклон к менеджеру местной службы, чтобы узнать еженедельную статистику своих водителей: сколько заказов откатали, в какое время работали, во сколько на смену выходили и так далее. А программа «Мой таксопарк» вообще позволила многим ребятам из регионов стать миллионерами благодаря обучению управлению арендными авто.
Спустя время Яндекс-такси подрос, окреп и порядком обнаглел. И в этом немалая заслуга Тиграна Худавердяна, директора Яндекс-Такси (а теперь и всего Яндекса).
Тигран Худавердян, яндекс-такси
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?fit=195%2C300&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?fit=375%2C576&ssl=1″ src=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?resize=375%2C576&ssl=1″ alt=»Тигран Худавердян, яндекс-такси» srcset=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?w=375&ssl=1 375w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?resize=195%2C300&ssl=1 195w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?resize=41%2C63&ssl=1 41w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?resize=48%2C73&ssl=1 48w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?resize=130%2C200&ssl=1 130w» sizes=»(max-width: 375px) 100vw, 375px» data-recalc-dims=»1″ /> Тигран Худавердян, яндекс-такси
В чем проблема Яндекс-такси.
В самом начале сервис Яндекс-такси работал с небольшой комиссией. Самые первые рекламы обещали чуть не 5% при выполнении определенных планов по количеству заказов.
Так же в самом начале компания была очень заинтересована в привлечении водителей и таксопарков, поэтому техподдержка работала вполне себе адекватно — ты мог дозвониться/дописаться до человека и твой вопрос рассматривали.
Самое главное, Яндекс-такси выступал как помощник для бизнеса, а не тиран, диктующий цены.
Спустя несколько лет, примерно к 2015-2017 году, ситуация поменялась кардинально. Причиной всего, конечно, стали быстрый рост и ненасытная жадность (Яндекс-такси принес около 68 млрд рублей выручки в 2020 году).
Из помощника таксопарков Яндекс-такси превратился в диктатора — пошел ценовой демпинг в Москве (это задолго до 2017), а потом и в других городах. В Яндексе это объясняли улучшенной загрузкой водителей: мол, заказов становится больше, простоев и холостых пробегов меньше, поэтому стоимость заказа снижается, а выручка водителя растет. Скажем прямо, этот метод работы называется «потогонка«. Таксопарки были не в восторге, но еще вчера вежливый Яндекс заявил: не нравятся наши цены — отключим от заказов. Так Яндекс-такси, не имеющий ни одной собственной машины-такси, стал диктовать на этом рынке цены.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?fit=300%2C169&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?fit=700%2C394&ssl=1″ src=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?resize=700%2C394&ssl=1″ alt=»монополия яндекс-такси» srcset=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?w=960&ssl=1 960w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?resize=300%2C169&ssl=1 300w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?resize=768%2C432&ssl=1 768w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?resize=100%2C56&ssl=1 100w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?resize=200%2C113&ssl=1 200w» sizes=»(max-width: 700px) 100vw, 700px» data-recalc-dims=»1″ /> монополия яндекс-такси
Так же Яндекс-такси сильно увеличил комиссии — часто рядовые водители отдают суммарно 23% от стоимости заказа (комиссия таксопарка 5% и Яндекса 18%). При этом водитель сам оплачивает бензин, ТО, моет машину и сидит за рулем. Очевидный вопрос: если Яндекс предоставляет услуги по поиску заказов — почему услуга выставляется как процент от заказа, а не в виде фиксированной платы? Ведь затраты на обработку хоть длинного, хоть короткого заказа одинаковы? А ответ простой — потому что во главе Яндекс-такси стоит (стоял) очень жадный человек, которому цифры важнее людей.
Правда, вот недавно Тигран Худавердян опубликовал обратное, мол, « пользователь для нас на первом месте «. Если учесть, что выручку (комиссию) Яндекс-такси приносит именно водитель, а не пассажир — то как-то не клеятся слова и реальность.
Увы, на первом месте в Яндексе в целом — их собственные задницы и прибыль. Поэтому они не выпускают в топ новости о митингах (Яндекс-новости), запрещают своему менеджменту проявлять политическую позицию (ау, это цензура, запрещенная Конституцией) и раскрывают данные о пользователях по первому требованию силовиков.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?fit=300%2C189&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?fit=700%2C441&ssl=1″ src=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?resize=700%2C441&ssl=1″ alt=»яндекс цензура» srcset=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?resize=1024%2C645&ssl=1 1024w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?resize=300%2C189&ssl=1 300w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?resize=768%2C484&ssl=1 768w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?resize=100%2C63&ssl=1 100w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?resize=200%2C126&ssl=1 200w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?w=1302&ssl=1 1302w» sizes=»(max-width: 700px) 100vw, 700px» data-recalc-dims=»1″ /> яндекс цензура
Нечеловеческое отношение.
В Яндекс-такси так же решили сэкономить на техподдержке. Уже несколько лет автомобили перед выходом на линию нужно фотографировать (цифровое рабство в действии). Но оценивает их не человек, а нейросеть — именно она выдает вердикт: выпускать авто на линию или нет.
Надо ли говорить, что условному Васе из Таганрога тяжеловато доказать что-то нейросети? И вот этот разрыв между «цифровыми мальчиками» 23-27 лет, работающими в офисах Яндекса, и их целевой аудиторией таксистов в регионах, со временем становился только больше. На видео — типичный офисный разработчик Яндекс-Такси, пробующий на своей шкуре выполнить все те правила для водителей, которые он придумал, сидя в прохладном офисе с кондиционером и кофемашиной.
Кстати, хотите узнать как заработать сдавая машины в аренду под такси? — Прочитайте о пошаговом плане
Много раз бывали ситуации, когда запускался какой-то сервис или услуга, совершенно не отвечавшие чаяниям водителей, особенно, в провинции. Те же «стандарты качества обслуживания пассажира» — как информационный сервис может диктовать тем, кого официально (см. суд с Еленой Гращенковой) не признает своими сотрудниками, правила обслуживания пассажиров?
Система рейтингов: не можешь получить заказ по определенному тарифу, если у тебя рейтинг плохой — а влепить «двойку» может любой клиент просто потому, что у него плохое настроение. Рейтинг из системы оценки и мотивации превратился в беспощадный инструмент управления водителем: улыбайся, ставь минералку на заднее сиденье, ожидай клиента 5 минут бесплатно, выслушивай все его разговоры и вози пассажиров по промокодам — все ради того, чтобы твой рейтинг не опускался ниже заветных 4,8
Когда Яндекс-такси уронил цены до минимума, их худые очкастые программисты придумали ввести «еще более экономный тариф» (что-то из серии «по пути«, когда водитель возвращается домой и берет дешевый попутный заказ). Заказы «по пути» были прямо совсем не по пути. Искусственный Интеллект лагал, а жаловаться на него в техподдержку было бесполезно. Зачем это было нужно?!
Из последних спорных нововведений — курьерская доставка силами водителей Яндекс-такси. В период пандемии количество заказов в какой-то момент упало, поэтому выбирать водителям не приходилось. В итоге, за свои копейки, они и выполняли роль водителя, и еще стали выполнять роль грузчика-курьера!
Так же крайне спорным было утверждение Яндекс-такси, что безопасность пассажира для них превыше всего.
Вот страшные кадры с ДТП, в котором погибло двое мужчин и серьезно пострадала одна девушка. За рулем автомобиля Яндекс-Такси оказался уроженец Узбекистана, который вообще не имел водительских прав! После шума в Яндекс-такси отключили от заказов весь таксопарк — но мы же знаем, как это бывает: открывается новое юрлицо, все автомобили переводятся на него, после чего те же самые люди снова получают заказы. И вот вопрос: а как в Яндекс-такси могут на честных щах бить себя пяткой в грудь «мы за безопасность«, когда чуть не каждый день у них то наркоман за рулем, то водитель без водительских прав?
И таких историй с автомобилями Яндекс-такси тысячи! Угадайте, какова позиция монополиста в случае ДТП? «Мы — информационный сервис, а наклейка Яндекс-такси — это просто реклама. Мы не оказываем услуги по перевозке перевозки пассажиров.» Это дословная позиция в суде по иску Елены Гращенковой — пруф по ссылке.
Усталость от монополиста — дорогу DiDi
Скотское отношение к водителю, отсутствие гарантий безопасности для пассажиров, все большее отдаление высоколобых интеллектуалов из просторных офисов Яндекса с капучино и фраппе от их клиентов — обычных водителей-таксистов …все это привело к общей усталости от Яндекса. Достаточно посмотреть ролики на YouTube с отзывами про работу в Яндекс-такси или комментарии под официальным каналом самого Яши
комментарии под роликами на официальном YouTube канале Яндекс-такси
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?fit=300%2C116&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?fit=700%2C271&ssl=1″ src=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?resize=700%2C271&ssl=1″ alt=»комментарии под роликами на официальном YouTube канале Яндекс-такси» srcset=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?resize=1024%2C397&ssl=1 1024w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?resize=300%2C116&ssl=1 300w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?resize=768%2C298&ssl=1 768w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?resize=100%2C39&ssl=1 100w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?resize=200%2C78&ssl=1 200w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?w=1242&ssl=1 1242w» sizes=»(max-width: 700px) 100vw, 700px» data-recalc-dims=»1″ /> комментарии под роликами на официальном YouTube канале Яндекс-такси
Если раньше мы и поисковую систему Яндекс воспринимали как «наш ответ американскому Google«, и Яндекс-такси нахваливали, мол «не только в Америке есть Uber, у нас вон тоже крутые сервисы по такси имеются!»
То теперь мы видим: Яндекс-поиск вовсю сотрудничает с властями, скрывая из поиска новости про митинги, выдавая правоохранителям данные о своих пользователях по первому запросу и превращая Яндекс-Новости в УГ.
Неожиданно оказалось, что тот же американский Google делает для развития гражданских свобод в России больше, чем наш родимый Яндекс. Google не выпиливает «неудобные» новости, не блокирует каналы популярных оппозиционеров на YouTube и вообще ведет себя очень адекватно.
YouTube, принадлежащий Google, отказывается блокировать
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?fit=300%2C86&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?fit=700%2C200&ssl=1″ src=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?resize=700%2C200&ssl=1″ alt=»YouTube, принадлежащий Google, отказывается блокировать» srcset=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?resize=1024%2C292&ssl=1 1024w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?resize=300%2C86&ssl=1 300w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?resize=768%2C219&ssl=1 768w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?resize=100%2C29&ssl=1 100w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?resize=200%2C57&ssl=1 200w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?w=1198&ssl=1 1198w» sizes=»(max-width: 700px) 100vw, 700px» data-recalc-dims=»1″ /> YouTube, принадлежащий Google, отказывается блокировать
Яндекс-такси превратился в эксплуататора, который гонит курьеров и водителей на смену при любой погоде. И каждому водителю хотелось бы публично плюнуть в лицо менеджменту из Яндекс-такси, да только куда ты пойдешь? Вариантов на рынке немного: Яша, СитиМобил, Максим/Везет и Gett для тех, у кого машинки получше. Казалось бы, можно уйти в другие сервисы, но Яндекс-такси самый крупный из них. Такая ситуация называется «монопсия» — ограниченность выбора для карьеры у человека с узким профилем деятельности.
Поэтому реакция на появление DiDi была очень радостной — наконец-то появится мощный игрок, который надает по зубам обнаглевшему Яндексу. И пусть он китайский. И пусть все эти маркетинговые акции, скидки на поездку, низкие комиссии — это временно, на первые 3-6 мес работы на рынке. При это никто не ждет от DiDi отмены рейтингов, отмены пессимизации за отказ от поездки, низких комиссионных, официального трудоустройства, сказочных тарифов или еще чего-то несбыточного.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/YiWjUc4aBFqjmvMvvIW-LgYpikw-fpmtqvSwvLD8THM_KBM38_EKy330uO7pjheVvw.png?fit=300%2C146&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/YiWjUc4aBFqjmvMvvIW-LgYpikw-fpmtqvSwvLD8THM_KBM38_EKy330uO7pjheVvw.png?fit=512%2C250&ssl=1″ src=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/YiWjUc4aBFqjmvMvvIW-LgYpikw-fpmtqvSwvLD8THM_KBM38_EKy330uO7pjheVvw.png?resize=512%2C250&ssl=1″ alt=»DiDi в России» srcset=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/YiWjUc4aBFqjmvMvvIW-LgYpikw-fpmtqvSwvLD8THM_KBM38_EKy330uO7pjheVvw.png?w=512&ssl=1 512w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/YiWjUc4aBFqjmvMvvIW-LgYpikw-fpmtqvSwvLD8THM_KBM38_EKy330uO7pjheVvw.png?resize=300%2C146&ssl=1 300w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/YiWjUc4aBFqjmvMvvIW-LgYpikw-fpmtqvSwvLD8THM_KBM38_EKy330uO7pjheVvw.png?resize=100%2C49&ssl=1 100w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/YiWjUc4aBFqjmvMvvIW-LgYpikw-fpmtqvSwvLD8THM_KBM38_EKy330uO7pjheVvw.png?resize=200%2C98&ssl=1 200w» sizes=»(max-width: 512px) 100vw, 512px» data-recalc-dims=»1″ /> DiDi в России
Самое главное — за DiDi стоят огромные деньги (оценка компании в 60млрд долларов, это 4,5 мрлн рублей) и 550 млн пассажиров. Этот игрок минимум в 10 раз больше нашего Яши, поэтому даже если DiDi будет развивать бизнес в России «одной левой пяткой» — высока вероятность, что Яша подожмет хвост и снова повернется лицом к его клиентам. А клиенты Яндекс-такси, которые приносят ему прибыль — это водители.
И именно этого ждет рынок от китайского гиганта — настоящей конкуренции с Яндекс-такси. Наконец-то появится инструмент, который обуздает монопольное положение черно-желтого наглеца в сфере таксомоторных перевозок. Если в предыдущие раунды битва велась за пассажира, то теперь мы ожидаем, что агрегаторы будут бороться и за просты водителей.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернета! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
«Война двух миллиардеров смещается в Челны»: одолеет ли DiDi «Яндекс» в автограде?
«Чем меньше город, тем сложнее делить аудиторию, а в Челнах она консервативная», — предупреждают эксперты, оценивая шансы DiDi на лидерство в автограде. Неудачная попытка взять Казань привела агрегатора в города с населением до 500 тыс. человек, но условия там будут хуже — комиссия подскочила в 2 раза, а гаранты вновь упали. Но и ради этих «плюшек» разбегутся по родным городам приехавшие на заработки в Казань таксисты Чувашии и Марий Эл — для столицы РТ это чревато дефицитом машин и ростом цен.
Сегодня DiDi Chuxing объявил о запуске своей платформы еще в 15 городах России
DIDI ДОКАТИЛСЯ ДО ПОВОЛЖЬЯ: ГАРАНТЫ СНИЖЕНЫ, КОМИССИЯ ПОДСКОЧИЛА ВДВОЕ
DiDi Chuxing объявил о запуске своей платформы еще в 15 городах России. 6 из них расположены в Поволжье: Чебоксары (включая Новочебоксарск), Оренбург, Ижевск, Йошкар-Ола, Пенза и второй по численности город Татарстана — Набережные Челны. Еще 9 — в Центральной России: Белгород, Курск, Липецк, Тверь, Брянск, Владимир, Рязань, Тула, Тамбов.
Таким образом, китайский агрегатор продолжает ползучую интеграцию в небольшие города с населением до 500 тыс. человек, не решаясь заходить в столицы и сторонясь даже миллионников. DiDi также заявляет о том, что откроет для водителей точку «Б» — конечную остановку. Многих водителей отпугивало, что до прибытия на место выполнения заказа они не видели, куда и как далеко им везти пассажира, и теперь данный гештальт будет закрыт.
На этом хорошие новости заканчиваются, потому что комиссия агрегатора взлетает с 5 до 9,5% «в течение периода запуска», уточняет пресс-служба DiDi. Другими словами, по истечении указанного периода она может еще увеличиться.
Запуск DiDi в Казани резко повысил привлекательность столицы Татарстана для таксистов, и они потянулись сюда на заработки даже из соседних регионов
Вторая плохая новость — водители в других регионах не увидят «космических» гарантов Казани. Об этом на презентации, посвященной выходу в регионы, рассказал представитель команды DiDi по имени Юрий (фамилию он не назвал). По его словам, гарантированный суточный заработок для водителей во всех объявленных городах, включая Челны, составит 9 тыс. рублей для брендированных автомобилей за 40 поездок. «В зависимости от города они могут немного варьироваться», — добавил Юрий и в качестве утешения пообещал «особые условия» и «много интересных промоакций». А первые 200 зарегистрировавшихся в ПФО (300 в ЦФО) водителей получат нулевую комиссию до конца года.
Зато жителей перечисленных городов помимо скидок на такси от DiDi ожидают бесплатные поездки по пятницам — именно таким соусом китайский агрегатор умасливал пассажиров в Казани.
Напомним, запуск DiDi в Казани резко повысил привлекательность столицы Татарстана для таксистов, и они потянулись сюда на заработки даже из соседних регионов. Причина в увеличении размера гарантированных выплат за смену почти в 2 раза — с 5–6 тыс. рублей до 11 тыс. для брендированных автомобилей DiDi (для обычных водителей — до 10 тыс.), а размер пятничного вознаграждения составил небывалые 13 тысяч. В ответ на этот ход «Яндекс.Такси» поднял гаранты для водителей до 10 тыс. рублей для брендированных автомобилей и 9 тыс. для обычных. Это превратило Казань в настоящую мекку для таксистов, и число водителей из других регионов значительно увеличилось. Не отпугнуло их и первое понижение гаранта — сейчас водители DiDi за выполнение 40 заявок могут получить максимум 8,5 тыс. рублей для небрендированных автомобилей и 10,5 тыс. для брендированных.
Сейчас разница в гарантах «Яндекса» между Челнами и Казанью существенная. В автограде за 45 поездок водители брендированных автомобилей получают 6 300, обычных — 5 700
«НАБОР СОТРУДНИКОВ УЖЕ НЕДЕЛЮ ИДЕТ, ВОДИТЕЛИ ГОВОРЯТ — ДАВАЙ, ПОДКЛЮЧАЙ»
Как рассказал корреспонденту владелец одного из таксопарков в Челнах Рафаэль Абелян, из других регионов в Казани водителей работало очень много. «Я с местными общаюсь, говорят, что приехали из Самары, Чувашии, Марий Эл, — рассказывает Абелян. — Теперь они разбегутся обратно по своим городам, и резко сократится число водителей на линии. Заказов уже сейчас не так много, если водителей меньше станет, то в „Яндексе“ поднимутся цены на поездки для пассажиров».
Водители из автограда в период повышения гарантов также выезжали на заработки в Казань. Правда, на работу они устраивались не в DiDi. «Я со многими водителями общаюсь, они переезжали ради гарантов „Яндекс.Такси“ — им проще выполнить 40 коротких по длине поездки заказов и получить гарант в 10 тысяч рублей, — говорит Абелян. — А в DiDi подачи дальние, а сами поездки длинные, за смену 40 заказов с таким подходом не сделать. Кроме того — сырая программа, навигатор не очень удобный, да и клиенты непонятные».
Но все это не снизило интерес челнинских водителей к запуску агрегатора. «Набор сотрудников уже неделю идет, водители говорят: давай, подключай (к DiDi — прим. ред.), — говорит собеседник издания. — Раньше два миллиардера (основатель DiDi Чэн Вэй и основатель „Яндекса“ Аркадий Волож — прим. ред.) воевали между собой в Казани, теперь война смещается в Челны». Напомним, заходя в Казань, DiDi декларировал главную цель — победить крупнейшего конкурента — «Яндекс». Впрочем, пока китайский агрегатор не спешит праздновать победу, да и водители признают, что пальма первенства все еще у отечественной компании.
Сейчас разница в гарантах «Яндекса» между Челнами и Казанью существенная. В автограде за 45 поездок водители на брендированном автомобиле получают 6 300, на обычном — 5 700. Судя по опыту Казани, повышение гарантированных выплат в «Яндекс.Такси» для автограда — вопрос времени, на это уповают и водители.
В разговоре с нашим корреспондентом Абелян вспомнил, что, когда «Яндекс.Такси» заходил в Челны в 2016 году, ситуация развивалась по схожему сценарию. «Многие водители туда (в „Яндекс.Такси“ — прим. ред.) побежали, „раскатывали“, хорошие деньги получали, а потом обратно вернулись в свои такси, когда „Яндекс“ перестал доплачивать. Так же будет и в DiDi», — полагает владелец таксопарка.
«Разница в том, что в большом городе компании проще найти аудиторию, которой будет хватать для рентабельной деятельности»
«НА МАЛЕНЬКИХ РЫНКАХ МЕСТА ХВАТАЕТ НЕ ВСЕМ»
Пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников признал, что в Казани появилось больше водителей на заказах с номерами других регионов. Но повышение комиссии и снижение гарантированного заработка оттолкнут иногородних водителей от китайской компании, а местные таксисты будут чаще включать приложения российских агрегаторов. «Так уже и происходит, — заверил собеседник „БИЗНЕС Online“. — В сервисе „Максим“ увеличивается количество заказов и число активных водителей. Пассажиры и водители попробовали новый сервис и какие-то выводы для себя сделали. Это нормально. Демпинг всегда заканчивается».
По словам Стенникова, теперь, когда размер комиссии и доплат постепенно перестает быть решающим фактором, водители ориентируются на другие условия. «Им важно сразу видеть всю информацию о заказе: начальный и конечный адреса, стоимость поездки, — говорит пресс-секретарь „Максима“. — Важно, когда программные алгоритмы предлагают заказы с минимальным пробегом до адреса подачи и адекватно рассчитывают цену, формируют цепочки заказов по пути. Все то, что делает работу водителя эффективной и удобной».
По мнению собеседника издания, с выходом DiDi в Челнах обострится конкуренция между агрегаторами. «Разница в том, что в большом городе компании проще найти аудиторию, которой будет хватать для рентабельной деятельности, — говорит Стенников. — Чем меньше города, тем сложнее делить активную аудиторию, она еще и консервативнее. На маленьких рынках места хватает не всем».
«Лично нашей компании DiDi почти никак не помешал, общий отток водителей в Казани составил порядка 2 процентов, почти все вернулись, как только свернули супердоплаты, — сообщил нашему корреспонденту на условиях анонимности представитель крупного федерального агрегатора. — Наши водители лояльные, они уже вернулись после выхода DiDi, а вот после карантина — нет. Кто-то уехал домой (в республику — прим. ред.), другие заболели, не могут оплачивать кредиты, и им пришлось продать машину — у всех разные причины. Поэтому по числу водителей мы до сих пор не можем выйти на докарантинный период».
Выход DiDi в другие регионы означает, что у агрегаторов в этих городах будет такой же временный отток водителей, как было в Казани. «Они правильно сделали, что пошли в небольшие города, миллионники им пока не под силу, — одобрил направление экспансии собеседник издания. — В Казань влили огромные деньги, а после снижения доплат все водители вернулись. Маленькие города „купить“ дешевле».
Снижение «гарантов», безусловно, отпугнет водителей от DiDi, уверен заместитель председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков. «Надо вообще посмотреть, кого там привлекают водителями. До нас дошли слухи, что они подключают вообще всех подряд, не прочитав законодательство», — опасается Попков. По его словам, с агрегатором еще «будет разговор», когда в Москве закончится Международный евразийский форум «Такси». «Методы они используют, скажем культурно, нечестные, — говорит зампредседателя, имея в виду демпинг. — Я не знаю, куда антимонопольная служба смотрит вообще, ее саму надо проверять на коррупцию и профпригодность».