дихотомия что это в психологии
Дихотомия и дуализм в философии и психологии
Что такое дихотомия?
Принцип действует так:
И так до получения нужного результата. Система очень удобна для создания всевозможных классификаций, но в этом кроется её основной минус. Вторая группа становится слишком размытой. Так «не отличники», это и троечники и двоечники и хорошисты. Чтобы добраться до последнего звена, придётся перебрать огромное количество вариантов.
Дихотомия в психологии
Из всех подразделов психологии самое активное и плодотворное применение нашёл принцип дихотомии в соционике. Это сравнительно молодое направление, возникшее на основе типологии Юнга. Учёный описал четыре основных, качества:
Он ввёл для каждого из них значение интравертного, направленного внутрь себя, применения. Или экстравертного, направленного вовне. В этой системе использование дихотомии отличается от классического. Например то, что интуиция не является мышлением, лишь обозначает этот факт, не давая оценочной характеристики. В большинстве случаев, когда производится деление по принципу «объект» и «не объект», оценка присутствует, пусть и неумышленно.
Дихотомия в философии
Как и в соционике, дихотомия в философии это способ деления общего понятия на противоречащие друг другу определения. Но если в психологических науках дихотомическое мышление используется для описания и оба варианта равноценны, то в философии методом деления на две части выявляются пары антагонистов, из которых необходимо выбрать более значимый вариант. В ХХ веке такой подход к философским рассуждениям подвергся жестокой критике. Некоторые мыслители указывали, что дихотомия мышления и противопоставление понятий «субъект» и «объект» ведёт к излишней категоризации мышления.
Что такое дихотомия добра и зла?
Используя дихотомическое разделение и представляя добро как «не зло» или наоборот, мыслители тем самым заявили, что одно без другого невозможно. Это стало оправданием для морального релятивизма, то есть позиции, согласно которой, если свершение зла неизбежно, пусть оно послужит во благо определённой группе. Подобным принципом руководствовались, совершая кровавые революции и развязывая жестокие войны.
В Азии от решения дихотомии добра и зла отошли сразу два философа. Принц Сиддартха Гаутама (впоследствии Будда) и китаец Лао Цзы. В буддизме идея неделения мира на хорошее и плохое и нейтральное отношение ко всему происходящему является главенствующей. Полное восприятие такого мироощущения ведёт к просветлению и выходу из колеса сансары.
Лао Цзы создал более рационалистический подход. Он считал, что осознанное стремление сотворить как можно больше добрых дел в конечном итоге приведёт к размножению злых, так как без понятия не появится и его антагониста. Мыслитель призывал не бросаться в крайности и руководствоваться в поступках исключительно разумом. Лучше всего восточное отношение к противопоставлению добра и зла характеризует знак инь-янь (кажущаяся дихотомия души, в которой элементы на самом деле проникают друг в друга).
Дихотомия жизни и смерти
Дихотомия и дуализм
Дихотомия и трихотомия
Трихотомия — похожий на метод дихотомии способ деления целого на части. Главное отличие этих систем в том, что тройное деление допускает взаимосвязь этих элементов между собой. Самый известный объект трихотомического деления — понятие Бога в Христианстве, представленное тремя существами из Святой Троицы.
ДИХОТОМИЯ — что это такое
Дихотомия. Современные науки имеют сотни инструментов для изучения и классификации окружающего мира. Существуют методики, уникальные для каждого вопроса и всеобъемлющие, описывающие любое понятие. Дихотомия — один из таких глобальных подходов.
Что такое дихотомия?
Дихотомия — это принцип парного деления, заключающийся в том, что каждый член пары не имеет общих признаков с другим. Термин произошёл от двух греческих слов «надвое» и «деление» и успешно применяется в различных областях знаний. В математике, лингвистике и подобных науках используется для деления крупных единиц на мелкие.
Принцип действует так:
И так до получения нужного результата. Система очень удобна для создания всевозможных классификаций, но в этом кроется её основной минус. Вторая группа становится слишком размытой. Так «не отличники», это и троечники и двоечники и хорошисты. Чтобы добраться до последнего звена, придётся перебрать огромное количество вариантов.
Дихотомия в психологии
Из всех подразделов психологии самое активное и плодотворное применение нашёл принцип дихотомии в соционике. Это сравнительно молодое направление, возникшее на основе типологии Юнга. Учёный описал четыре основных, качества:
Он ввёл для каждого из них значение интравертного, направленного внутрь себя, применения. Или экстравертного, направленного вовне. В этой системе использование дихотомии отличается от классического. Например то, что интуиция не является мышлением, лишь обозначает этот факт, не давая оценочной характеристики. В большинстве случаев, когда производится деление по принципу «объект» и «не объект», оценка присутствует, пусть и неумышленно.
Видео: Джемаль — дихотомия мировых религий
Дихотомия в философии
Как и в соционике, дихотомия в философии это способ деления общего понятия на противоречащие друг другу определения. Но если в психологических науках дихотомическое мышление используется для описания и оба варианта равноценны, то в философии методом деления на две части выявляются пары антагонистов, из которых необходимо выбрать более значимый вариант. В ХХ веке такой подход к философским рассуждениям подвергся жестокой критике. Некоторые мыслители указывали, что дихотомия мышления и противопоставление понятий «субъект» и «объект» ведёт к излишней категоризации мышления.
Что такое дихотомия добра и зла?
Одна из известных пар, в которой проявляется дихотомия в чистом виде — «добро» и «зло». Основные вопросы, возникающие при рассмотрении этой пары:
Используя дихотомическое разделение и представляя добро как «не зло» или наоборот, мыслители тем самым заявили, что одно без другого невозможно. Это стало оправданием для морального релятивизма, то есть позиции, согласно которой, если свершение зла неизбежно, пусть оно послужит во благо определённой группе. Подобным принципом руководствовались, совершая кровавые революции и развязывая жестокие войны.
В Азии от решения дихотомии добра и зла отошли сразу два философа. Принц Сиддартха Гаутама (впоследствии Будда) и китаец Лао Цзы. В буддизме идея неделения мира на хорошее и плохое и нейтральное отношение ко всему происходящему является главенствующей. Полное восприятие такого мироощущения ведёт к просветлению и выходу из колеса сансары.
Лао Цзы создал более рационалистический подход. Он считал, что осознанное стремление сотворить как можно больше добрых дел в конечном итоге приведёт к размножению злых, так как без понятия не появится и его антагониста. Мыслитель призывал не бросаться в крайности и руководствоваться в поступках исключительно разумом. Лучше всего восточное отношение к противопоставлению добра и зла характеризует знак инь-янь (кажущаяся дихотомия души, в которой элементы на самом деле проникают друг в друга).
Дихотомия жизни и смерти
Дихотомия и дуализм
Дуализм — это так же, как и дихотомия, метод деления целого на две части. Но в этом случае элементы получаются взаимосвязанными, не антагонистичными и не влияющими друг на друга. В этом на дуализм похожа соционика дихотомии, чьи психотипы равноценны и равнозначны. К классической дихотомии приближен этический дуализм — система, чётко разделяющая всё на источники добра и зла.
Видео: Дихотомии. Это должен знать каждый соционик. Андрей Божко
Дихотомия и трихотомия
Трихотомия — похожий на метод дихотомии способ деления целого на части. Главное отличие этих систем в том, что тройное деление допускает взаимосвязь этих элементов между собой. Самый известный объект трихотомического деления — понятие Бога в Христианстве, представленное тремя существами из Святой Троицы.
Дихотомия в психологии. Что это такое, определение, примеры
Современная наука характеризуется множеством методов классификации объектов, будь то медицина, антропология, физика или психология. Одним из таких является дихотомия — глобальный подход в изучении определенного понятия путем разделения его на 2 отличающиеся части.
Определение дихотомии в психологии
Дихотомия в психологии – это такое явление, которое характеризуется раздвоением целостного феномена на 2 равные части, связанные больше внутренним характером, нежели между собой.
Дихотомические проявления характерны не только в психологической практике, они также используются в философии, логике, математике и лингвистике. Классическая дихотомия применяется в качестве вспомогательного фактора, которым устанавливается классификация определенных феноменов.
Синонимами явления выступают:
Дихотомическое мышление в психологии, которое также называют черно-белым складом ума — это одно из опасных когнитивных искажений, которое приводит к развитию хронического стресса.
Человек, подверженный дихотомии, не умеет воспринимать ситуацию в качестве усредненного варианта, принимая только крайности. Такой индивид мыслит в контексте «очень плохо» или «очень хорошо».
«Черно-белое» мировоззрение приводит к развитию различных заболеваний, которые тесно связаны с нервной системой:
В некоторых случаях дихотомия способна «запускать» пусковой механизм в развитии психических заболеваний, которые переносятся через плохую наследственность: шизофрения, биполярное аффективное расстройство, болезнь Альцгеймера и Паркинсона.
Дихотомия в психологии – это явление, которое также используется в качестве защитного механизма, при помощи чего индивид оправдывает или обосновывает собственные действия.
Однако в том случае, когда дихотомия является строгой, нежелание осознавать наличие противоречий приводит к плачевным последствиям для психического здоровья.
Пошаговые действия для преодоления дихотомии
Дихотомия в психологии – это такой феномен, который не имеет практически никаких позитивных сторон, что обусловливается полным искажением реальности и отрешении от социального общества.
Последовательность действий в психиатрической практике по преодолению дихотомического мышления включает следующие шаги:
Дихотомическое мышление нашло свое полезное применение при написании книг, где сравниваются два аспекта — хорошее и плохое, а также в качестве математической и философской модели мышления.
Помимо основных правил, описанных в психиатрической практике, при дихотомии, особенно полезно избегать спонтанных решений, уметь разделять действия и личность, никак не соединяя их.
Как распознать склонность к крайностям в повседневной жизни?
В современном мире, дихотомическое мышление проявляется в контексте таких тем, как политика, теории заговора, искаженное восприятие собственного тела и нарциссизм. Поскольку существует историческая необходимость в выживании, дихотомия обусловлена эволюционной моделью социального общества.
События, подверженные дихотомическому искажению, рассматриваются в контексте крайнего оценивания.
Человек мыслит принципом «либо белое, либо черное», где не существует никаких полутонов. Такой индивид склонен говорить о том, что он ничего не умеет, что потраченное время было бессмысленным. Вследствие этого возникают различные депрессивные состояния.
Подверженные такому типу мышления, часто оценивают продукты питания как слишком полезные, так и очень вредные, хотя большинство из них таковыми не могут быть. Второстепенное проявление — частое чередование переедания компульсивного характера и строгих диетических норм, включая крайность в голодании.
Индекс массы тела таких индивидов меняется со стороны в сторону, что подкрепляется подпорченным состоянием здоровья.
Частое дихотомическое разделение людей на «гуманитариев» и «технарей» вредит не только самой успеваемости, но также ухудшает состояние психического здоровья. Такие индивиды не обладают критическим мышлением в жизни, что проявляется в неуспеваемости или маниакальном желании быть лучше всех.
Что такое дихотомия добра и зла?
Многие из авторов, в частности писатели или философы давно рассуждают о дуальной характеристике вселенной. Такие сочетания, как любовь и ненависть, добро и зло, свет и темень являются не только противоположными явлениями, но также не могут существовать друг без друга.
Дихотомия добра и зла в психологии.
Именно «добро и зло» — наиболее известная дихотомическая пара, которая затрагивает следующие вопросы:
Применяя дихотомическое распределение, тем самым представляя добро в качестве понятия «не зло» и наоборот, известные философы как один заявляли о том, что одно без другого попросту не может существовать.
Дихотомия в психологии – это также явление, способное оправдать моральный релятивизм в отношении добра и зла, — позицию, при которой совершение злого поступка неизбежно, хоть оно и может служить во благо социальной группе. Такой дихотомический принцип часто используется в истории.
Отличный пример — развязывание жестоких сражений и совершение кровавых революций.
Философская практика в Азии отошла от дихотомического осмысления добра и зла при помощи двух философов — Лао Цзи и Будды. В практическом смысле, буддизм наделяет вселенную двумя равноправными свойствами, — хорошим и плохим, что определяется нейтральной позицией ко всему происходящему.
По мнению буддистов, такое восприятие ведет к просветлению и освобождению души от колеса перерождений, Сансары. Китайский философ Лао Цзи пошел еще дальше, пытаясь найти наиболее рационалистический подход к дихотомии.
Он полагал, что стремление к сотворению благих целей в конечном итоге обязательно приводит к размножению общего зла, поскольку одно без другого существовать не может.
Исходя из китайской практики, которая соединяет в себе душу и сознание, многие мыслители призывают не кидаться в крайности, совершая любые действия только с точки зрения рационализма и разумности.
Наиболее яркий пример дихотомического отношения — образ Инь-Ян, который определяет 2 элемента как связанные, проникающие одно в другое.
Дихотомия жизни и смерти
Дихотомия жизни и смерти описывается в качестве экзистенциального опыта, который находит свое применение во всех областях психологии. Это объясняет фактическое представление смерти как неизбежного процесса всего живого. Осознание смертности индивида способствует более глубокому и осознанному пониманию жизни.
Дихотомическая особенность смерти объясняется ее антагонистом — цветущей и энергичной жизни, которая полностью чужда и противоположна небытию.
Любые знания о смерти человека никогда не отменят того, что она является составной частью жизненных процессов, где человеку ничего не остается делать, как принять неизбежное.
Многие философы указывают на то, что переживать о смерти — это бессмысленное занятие, поскольку оно в любом случае будет неизбежным. Бенедикт Спиноза, один из известнейших философов-рационалистов, указывает на то, что мудрый человек не думает о смерти, а о том, что он имеет сейчас.
Человеческая смертность также характеризуется иным типом дихотомии. Хоть и каждое индивидуальное существо — это носитель любых социальных возможностей, излишне короткая жизнь не дает прожить их все даже при наличии наиболее благоприятных обстоятельств.
Основная мысль объясняется следующей фразой: «Если жизнь индивида была бы аналогичной жизни человечества, он стал бы участником всего исторического развития».
Различительные черты в исторической и экзистенциальной дихотомии обладают большим значением, поскольку их смешивание приводит к основополагающим последствиям в рамках развития всего общества.
Сохраняя исторические противоречия, многие пытались уверить человечество в том, что «чему уж быть, того не миновать». Смысл фразы состоит в том, что все должны смириться с трагической судьбой. Однако такого мнения не было достаточно для того, чтобы усмирить человеческую природу, которая выявляется в желании жить.
Дихотомия и трихотомия
Человеческая природа является сложнейшей системой, в которой заключаются множественные естества. Вопрос о дихотомии и трихотомии возник вследствие развития христианского богословия, в котором существуют два отдельных лагеря.
Если дихотомисты говорят лишь о двух частях человеческой природы: души и тела, то трихотомисты добавляют к ним еще одну составляющую — дух. Последние полагают, что дух от души отличаются столь сильно, как и сознание от тела.
С целью описания трихотомии, используются понятия о сферических явлениях и их прямой взаимосвязи между собой. Так, в религиозной практике выделяют 2 основных положения. В первом случае, Дух способен общаться с Богом, тем самым черпая у него нужное побуждение для построения жизни по замыслам Священного Писания.
Второй отличает душу в качестве феномена, содержащего эмоции, волю и интеллект. Тело же способно связать человека с внешним миром при помощи всех органов чувств.
Аристотель в своем труде «Этика», разделяет душу на две разные части. Если одна отвечает за разум, то вторая — за инстинктивные и животные помыслы. В церквях часто видели такую характеристику в качестве трихотомии, поскольку полагали, что философ указывал на различие между духом и душой.
Исходя из трудов великих мыслителей, выводились новые антропологические теории, которые описывали явление духа в качестве двух разных частей. На это указывают не только религиозные писания, но и некоторые другие книги по психологии. Юнг также различал два понятия в качестве основных частей подсознательного.
Учитывая авторитетность многих философских, религиозных и психологических трудов, можно точно говорить о том, что мнение о трихотомии хорошо аргументируется.
Физиологическая концепция также объясняет разделение между феноменами в качестве человеческих свойств, которые передаются эволюционно. В этом случае противопоставление не учитывает духовность, однако говорит о наследственной модели поведения.
Дихотомическое деление
Дихотомическое деление характеризуется разделением объема частного понятия на 2 противоречащих друг другу феномена. Является одним из методов классификации множеств, понятий или целых классов на отдельные производные и элементы. Определяется по форме «X или не-X»
Логическим основанием деления дихотомического типа служит объективное отсутствие или наличие признака, который образует целый элемент. Так, понятие «человек» разделяется на 2 класса «мужчина» и «не-мужчина», которые являются взаимоисключающими.
Потому как оба понятия противоречат друг другу, их основной феноменологический объем не пересекается. В то же время понятие «человек» можно поделить на 2 термина «мужчина» и «женщина», которые соотносятся исходя из признака пола.
Однако между данными элементами нет логического противопоставления, потому таковые не могут называться дихотомическим делением.
Примеры дихотомического деления при обозначении делимого буквой А, а выделенные элементы B и не-B:
Дихотомическое деление является всегда правильным, поскольку оно в любом случае исключает возможные ошибочные деления. Противопоставления всегда образуют одно целое, хоть они не связаны друг с другом.
Сравнивая классическое деление, исходя из видоизменения целого, дихотомическая область обладает рядом преимуществ и недостатков:
Достоинства | Недостатки |
Исключение всех типов делимого, потому сначала выделяется вид, а затем образуется понятие, которое ему противоречит. В этом случае не нужно образовывать все формы. | Отрицательная величина может выявляться в качестве неопределенности. К примеру, при процессе деления уголовных преступлений на не-должностные и должностные. |
Члены дихотомии — это 2 равноценные понятия, которые в полной мере исчерпывают объем целого. Из-за этого деление всегда является соразмерным. | В случае дальнейшего деления часто теряется последовательность и четкость, на что указывает наличие противоречащих понятий. Так, разделение уголовных преступлений по недолжностному признаку на нехозяйственные и хозяйственные, не учитывает попадание в первую группу должностных факторов. |
Деление проводится исключительно от целого основания — отсутствия или наличия у объекта признаков. | Относительность классификации из-за невозможности описания всех явлений в качестве определенных групп. |
Дихотомия и дуализм
Несмотря на то, что дуализм, как и дихотомия, — это методологический процесс деления целостного на 2 разные части, в случае него, элементы взаимосвязаны и не влияют на свойства между собой.
Также дуализм делится исходя из методов использования, в частности выделяются следующие типологии:
Дихотомическая соционика схожа с дуализмом, потому как описываемые психотипы являются равнозначными и равноценными. Классическая теория дихотомии похожа на этический дуализм — систематизированный комплекс мнений, которые четко делят все явления на добрые и злые.
Верное понимание, как дихотомии, так и ее деления в любых сферах, дает возможность оценивать любую ситуацию более осознанно и рационально. При этом излишне развитое дихотомическое мышление способно вызвать различные проблемы, которые до сих пор активно изучаются в практике психологии.
Видео о дихотомии в психологии
Дихотомии. Это должен знать каждый соционик:
socionik_practi
Школа практической соционики.
Почему многим так и не удается разгадать «код» соционики? Ошибки начинаются в самих предпосылках к рассмотрению психологических дихотомий.
Представить шкалу, посередине которой находится нулевая точка, и отклонение в одну из сторон считать за проявление выраженности признака.
И если у вас по трем пунктам Х, и лишь по двум Y. Значит вы Х, и никаких противоречий в этом нет.
Когда мы говорим о том, что этот человек относится к тому или иному классу дихотомии, мы говорим не о том, что он является X. Мы говорим о том, что в нем преобладает то или иное свойство признака.
Другая ошибка состоит в том, что человек предполагает, что он в одинаковой мере может вести себя и как Х, и как Y. Т.е. утверждает, что в нем всего пополам.
Такого в природе тоже не существует.
И не смотря на то, что человек существо обучаемое, но один навыки усваиваются нами легко, а с другими возникают сложности.
Одна работа нас выматывает, а другая придает силы.
Да, мы можем развить в себе навыки и умения, которые относятся к другому признаку, но перестроить свою психику в другое положение мы не сможем. Просто в силу того, что один полюс поведения и внимания будет более энергозатратным, чем другой.
Простой пример: наше тело устроено так, что мы передвигаемся на ногах, а не на руках, при этом есть люди, которые могут ходить и даже медленно бежать на руках
Но:
— небольшое расстояние;
— затрачивая огромное количество энергии.
Тоже допустимо и по отношению к дихотомиям. Хотя это и менее выражено.
Другой важный момент связан с тем, что если мы говорим о ТИМе, то мы имеем в виду не одну, а 15 дихотомий.
И нам нужно уточнять для себя, какой рационал:
логический и этический
статичный и динамичный
тактик или стратег
и так далее
И каждый достаточно сильно отличается друг от друга.
Поэтому мы в своей школе выделяем два уровня.
Уровень практик и уровень мастер.
На мастерский курс могут попасть только те, кто прошел курс практика.
И в нем мы рассказываем о признаках уже с учетом того, что человек знает все остальные признаки. Знает их свойства, знает то, как их можно диагностировать в речи, тексте, поведении.
4. Круг обучения.
Если в нашем окружении есть симпатичный нам человек, который успешен, к примеру, в планировании. И он предлагает нам этому научиться, и мы это принимаем, то мы начинаем двигаться по пирамиде логических уровней. На основе поведения у нас вырабатываются способности. А на их основе – убеждения и ценности.
Другой вопрос в том, что рациональные программы все равно не встраиваются в иррационала так, как они работают у рационала.
Признаком того, что у человека встроилась программа, служит то, что у него навык находятся на уровне бессознательной компетенции. Это когда мы действуем на автомате.
И нам не надо напрягаться, что бы составить какой-то план. Нам не надо себе напоминать, что нам нужно его составить.
Для иллюстрации воспользуемся кругом обучения.