динамометрический ключ измерение в чем
Инструмент в гараже. Динамометрический ключ.
Небольшое лирическое отступление. В нашем блоге я буду выкладывать отзывы и информацию об используемых нами инструментах, полезных фичах при ремонте, а также тестах и экспериментах, которые мы иногда проводим.
Сегодня мы начнем со святого Грааля любого уважающего себя продвинутого автолюбителя — динамометрическом ключе. Собственно — зачем вам динамометрический ключ? Самый стандартный вариант использования — закручивание колесных гаек/болтов. Конечно, вы можете закрутить их вручную, но вряд ли вы сможете руками поймать нужный момент. И уж точно не стоит закручивать гайки пневматическим или электрическим гайковертом.
Поэтому при смене колес вам нужен динамометрический ключ и знание момента силы затяжки для гаек/болтов ваших колес. Сейчас, когда все переходят на зимнюю резину — это особенно актуально. Конечно, если вы меняете колеса на шиномонтаже — подобный ключ вам вряд ли пригодится. Кстати, если на шиномонтаже колесные гайки/болты затягивают гайковертом или просто от руки — это хреновый шиномонтаж. К тому же через 100-150 км пробега затяжку надо проверить, на всякий случай.
Машин у нас в гараже много, поэтому для смены колес нам необходим динамометрический ключ. Выбор пал на компанию Force, ибо их инструментом пользуемся давно. В итоге приобрели Force 6474470 (по классификации — предельный динамометрический ключ). Весьма удобный ключ, диапазон затяжки 42-210 Нм. В целом это основной диапазон для затяжки колес. Если вы хотите выбрать другой ключ — обязательно обратите внимание на то, что он должен быть откалиброван на заводе.
Динамометрический ключ. Назначение, устройство, характеристики и типы
Динамометрический ключ, он же «динамик» или «умный ключ» — это гаечный ключ со встроенным динамометром, предназначенный для затяжки резьбовых соединений с определенным усилием.
Также этот инструмент называют моментный ключ, связано это с тем, что с его помощью можно определить момент силы затяжки винтового крепления и закрутить крепеж с нужным усилием.
Назначение, устройство и характеристики
Динамометрические ключи предназначены для нормированной затяжки винтовых соединений, чаще всего этот инструмент используют в ремонте автомобилей, например, для затягивания свечей зажигания, при закручивании колесных болтов, крепления головки блока цилиндров и для других объектов, где рекомендуется или обязательно требуется учитывать момент силы затяжки.
Также моментные ключи применяют при монтаже холодильного оборудования, кондиционеров, в сборке строительной спецтехники, в строительстве железных дорог, мостов, нефтегазопроводов и на других конструктивных объектах, где необходима контролируемая затяжка винтовых соединений.
Использование моментных ключей, благодаря их устройству, предотвращает возможность слизывания граней болтов и гаек, а также не допускается срывание резьбы или повреждения самого крепежа, потому что затяжка производится в соответствии с установленными нормами.
Таким образом, используя этот точный инструмент, винтовые соединения закручиваются с нужным усилием, которое исключает вероятность перетяжки или недотяжки.
Недопустимо использовать динамометрический ключ в качестве воротка.
Иными словами нельзя этим инструментом откручивать прикипевшие, заржавевшие и просто затянутые и тем более перетянутые резьбовые крепления.
Если использовать «динамик» не по назначению ресурс его работоспособности будет очень краток или даже закончится в один миг.
Корпус этого инструмента изготавливают из специализированных металлических сплавов, устройство в основном имеет цилиндрическую форму, внутри которого расположена регулировочная пружина.
Пружина регулируется путем поворота рукоятки вправо или влево для установки необходимого усилия.
Рукоятка расположена на одном конце устройства, сразу после стопорной гайки, если таковая имеется, в некоторых моделях для фиксации положения рукоятки используется специальный фиксатор.
Рукоятка является подвижной, она предназначена для регулировки силы момента затяжки, путем вращения ее вправо или влево.
На противоположной стороне в сердцевине динамометрического ключа встроен упругий механизм.
Предельная моментная муфта – основной механизм, в котором установлено шарнирное соединение, именно оно срабатывает, в момент достижения установленного момента силы затяжки.
Внутри предельной моментной муфты встроена трещетка или храповый механизм, благодаря которому можно производить вращательные движения в ограниченном пространстве.
Предельная муфта может быть как неотъемлемой частью динамометрического ключа, так и являться отдельной насадкой, устанавливающейся в раструбный конец или в прямоугольную полость основания, в зависимости от модели инструмента.
Почти у всех современных моделей динамометрических ключей имеется флажковый переключатель, так называемый реверс, предназначенный для смены направления затягивания почасовой или против часовой стрелки, таким образом, закручивать можно в любую сторону.
Некоторые модели этого инструмента производят с двойным приводным квадратом, расположенным с двух противоположных сторон.
Такая модификация также предназначена для быстрого затягивания винтовых соединения в двух направлениях.
Определение момента силы затяжки происходит по имеющейся шкале, на жидкокристаллическом дисплее или по характерному щелчку, происходящему в предельной муфте, в зависимости от устройства модели.
По шкале динамометрического ключа можно точно определить, какое усилие было приложено для затягивания болта или гайки, поэтому этот инструмент некоторые мастера называют точный ключ.
Виды привода
Устройство наконечника (привода) динамометрических ключей для насадок бывают двух видов:
Насадки и вставки стыкуются с наконечником динамометрических ключей, и закрепляются в нем (на нем) при помощи фиксирующего механизма, если такой предусмотрен производителем.
Устройство старых моделей отличается от современных, подробнее о нем читайте ниже в описании каждого типа динамометрических ключей.
Размеры
Размеры привода, на который или в который устанавливаются насадки, вставки зависят от вида посадочного места.
Размеры квадратных хвостовиков для насадок в дюймах:
Размеры прямоугольных полостей для вставок:
Прямоугольник: 14х18 мм;
Размерный ряд зева насадок и торцевых головок бывают от 6 до 19мм, далее идут следующие размеры:
Каждый размер рассчитан на определенное усилие, прилагаемое при работе.
Усилие
Единица усилия динамометрических ключей в странах СНГ измеряется в ньютон-метрах и называется момент силы, который обозначают двумя кириллическими буквами Н-м, на международном уровне обозначение идет латинскими буквами N-m.
Один ньютон-метр равен 0.101972 килограмм-силы-метр.
Один килограмм-сила-метр равен 9.80665 ньютон-метров.
Там, где не требуется высокая точность, для упрощения восприятия этих цифр, например, в общеобразовательной школе и в быту, принято считать, что один ньютон-метр равен одному килограмму силы метра.
Диапазон усилия разных моделей этого инструмента может быть от 0,1 до 1000 ньютон метров.
В инструкциях по ремонту автомобилей для наиболее важных креплений, как правило, указано с каким именно усилием необходимо затягивать тот или иной болт, гайку, шпильку.
Общие нормы затяжки резьбовых соединений содержатся в руководящем документе РД 37.001.131-89 от 01.07.1990 года, где описаны классы резьбовых соединений и требования к ним.
Динамометрический ключ принцип действия
Чтобы понять, как работает динамометрический ключ, нужно знать к какому типу он относится, потому что принцип действия у каждого инструмента свой.
В общих чертах устройство «динамика» имеет механизм, благодаря которому происходит определение момента силы затяжки.
Подробности принципа действия каждого типа инструмента смотрите ниже.
Для монтажного инструмента, предназначенного для нормированной затяжки резьбовых соединений, а именно для динамометрических ключей и отверток разработан ГОСТ 33530-2015.
Поверку осуществляют в соответствии с Государственной системой обеспечения единства измерений ГОСТ 8.541-86 п.2.1.2.
Динамометрические ключи производителей WERA, NORGAU, KING TONY, Jonnesway (Джонсвей) и Tohnichi сертифицированы в России, и внесены в госреестр средств измерений, поэтому их можно использовать на объектах, где предъявляются высокие требования к точности крутящего момента и работать с самыми ответственными резьбовыми соединениями, при условии, что срок поверки не истек.
Как правило, брендовые «динамики» более качественные, они имеют высокие характеристики и малую погрешность, которая прописана в паспорте к инструменту.
Также в число документов прилагаемых к измерительному средству должны входить сертификаты.
Сертификаты
Сертификат калибровки, он же сертификат поверки свидетельствует о том, что инструмент был проверен в лабораторных условиях на предмет фиксации точности и погрешности устройства.
Проверку осуществляют на разных усилиях затяжки, в результате устанавливаются реальные значения.
Ключи пригодные для международного использования, включая регион ЕС должны соответствовать процедурам калибровки ISO 6789, тип I, класс B.
Погрешность
На качественные брендовые динамометрические ключи производители заявляют погрешность в пределах 3-4%, что говорит о достаточно высокой точности таких устройств.
Точность некоторых моделей этого инструмента достигает 99%.
Калибровка и поверка
Все измерительные приборы, входящие в росреестр необходимо подвергать поверке в установленные нормами сроки, без поверки использовать их недопустимо.
По средним стандартам поверку динамометрических ключей требуется производить один раз в год или после каждой тысячи рабочих циклов.
Инструмент, требующий прохождения поверок, калибровать самостоятельно, и вмешиваться в его устройство запрещено.
При этом ничто не мешает своими силами производить калибровку устройств, используемых в условиях, где поверка необязательна.
Контроль динамометрических ключей
Контроль над функциональным состоянием и точностью динамометрических ключей должен осуществлять сам пользователь (частное лицо или организация) и проводить поверку в соответствии с установленными стандартами и сроками.
В случае нарушения сроков поверки использовать измерительные устройства запрещено.
При нарушении норм и правил в работе с винтовыми соединениями, где требуется точность силы момента затяжки, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством.
Для недопущения ошибок нормативами предусмотрено проведение специальной процедуры, называемой тарировкой.
Тарировка динамометрических ключей
Тарировку требуется проводить минимум один раз в смену перед началом работ, результаты необходимо записывать в журнал тарировки ключей.
Форма журнала приведена в приложении «Е» к СП 70.13333.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» смотрите пункт 4.6.8.
В качестве образца, шаблонный журнал тарировки ключей можно скачать здесь
Типы и виды динамометрических ключей
Динамометрические ключи различаются по типу механизма, который может быть торсионным, стрелочным, щелчковым или цифровым.
Стрелочный (индикаторный)
Стрелочные динамометрические ключи имеют в своем устройстве стрелочный индикатор динамометр, от которого и происходит название инструмента этого типа, также его называют индикаторным.
Неудобство этой модели заключается в том, что из-за бокового сильно выступающего расположения динамометра при таких компактных размерах порой затруднительно производить повороты инструмента.
Кроме того, для работы с ним требуется использовать какой-нибудь пруток в качестве поворотного рычага.
В других случаях маленький размер устройства может оказаться преимуществом.
У некоторых моделей точных ключей индикаторного типа есть функция сохранения последнего замера, и циферблат может быть защищен противоударной поверхностью пример такого вариант представлен на картинке ниже.
Повороты стрелочным «динамиком» можно производить в обе стороны без каких-либо переключений, это предусмотрено устройством инструмента, а также шкалой размеченной в обе стороны.
Часто стрелочные динамометрические ключи путают со шкальными ошибочно считая, что это один и тот же тип инструмента.
Не смотря на то, что и у того и у другого в устройстве имеется стрелочная индикация — это два разных типа одного по назначению инструмента.
На картинках явно видно, что они отличаются между собой, как по внешнему виду, так и по устройству, при этом принцип действия у них является схожим.
Шкальный (торсионный)
Шкальные динамометрические ключи торсионного типа выглядят в виде цилиндрического стержня, на одном конце которого расположена рукоятка, а рядом с ней поперечная шкала.
На другом конце встроен динамометрический механизм с неподвижной стрелкой и квадратом для насадок и торцевых головок.
Показания на шкале указывает длинная стрелка, расположенная вдоль основного штыря и закрепленная в основании механизма этого инструмента.
Измерение производится в килограммах на метр.
При нагрузке на рукоятку по достижению момента затяжки стрелка остается неподвижной, а сам штырь перемещается дальше и тем самым происходит расхождение между двумя линиями (стрелки и штыря), разница которой отображается на шкале.
Динамометрический ключ также, как и стрелочные модели имеет возможность работать как почасовой стрелке, так и против нее.
Простое устройство отражается большей погрешностью, чем у современных аналогов этого инструмента, которая составляет около 10% и более.
Таким инструментом вполне можно обойтись в частном гараже ремонтируя свой автомобиль, где не обязательная высокая точность затяжки.
Например, использование динамометрического ключа торсионного типа будет очень уместным для затягивания головки клапанной крышки, свечей зажигания, ступичных подшипников, колесных болтов и других винтовых соединений, где желательно учитывать момент затяжки, нормативы которого указаны в инструкции к автомобилю.
Щелчковый (предельный)
Динамометрический ключ щелчкового типа имеет механическое устройство, соединение шарниров которого при достижении установленного момента затяжки размыкается, с сопутствующим однократным специфичным щелчком, который чувствуется руками и хорошо слышится.
После такого щелчка производить дальнейшее затягивание крепежа запрещено, т.к. нужный момент усилия затяжки уже достигнут, а превышение установленного усилия может повредить механизм инструмента.
Щелчки трещетки и щелчок достижения определенного момента усилия затяжки имеют характерные отличия, в смысле, это не одно и то же.
В связи с тем, что контрольный щелчок происходит после достижения заданного момента (предела), данный тип этого инструмента называют динамометрический ключ предельный или предельного типа.
Рожковый
Рожковый динамометрический ключ имеет в своем арсенале рожковые насадки отсюда и название этого инструмента.
Насадки устанавливаются в гнездо для посадки в виде полого прямоугольника.
Принцип действия рожковых динамометрических ключей в полной мере соответствует щелчковым моделям, т.е. они тоже предельного типа.
Электронный (цифровой)
Электронный динамометрический ключ отличается от механических тем, что в момент достижения заданной силы затяжки срабатывает звуковой сигнал и загорается лампочка (светодиод, подсветка).
Настройка и управление производится путем нажатия соответствующих кнопок, с индикацией на жидкокристаллическом дисплее, где все отображается в цифрах, отсюда и название динамометрический ключ цифровой или цифрового типа.
Электропитание цифровых моделей происходит от литиевой батарейки в виде таблетки CR2354 или ее аналогов.
Разводной (универсальный)
Разводной динамометрический ключ называется универсальным в силу того, что его можно настроить практически под любой размер болта или гайки.
Цифровые регулируемые динамометрические ключи позволяют производить работы в местах, где другими моделями не справиться или сделать необходимую работу будет затруднительно.
Разводные «динамики» оснащены уникальным датчиком мощности в рукоятке, который точно определяет и анализирует нагрузку, прилагаемую к рукоятке, независимо от положения руки.
Это разновидность цифровых моделей с более широким диапазоном возможностей, которые сказываются на стоимости инструмента.
Цены на универсальный динамометрический ключ начинаются от 27000 руб.
Электронный класса Премиум
Динамометрические ключи премиум класса оснащены по последнему слову техники, результаты у них отображаются на LED-панели состояния, рядом с которым расположены кнопки настроек, память может быть до 2000 измерений, для передачи данных имеется встроенный mini-USB разъем.
Есть возможность использовать ранее настроенный момент силы затяжки, что очень ускоряет и упрощает работу с устройством.
О достижении установленного значения сигнализируют визуальные, звуковые и сенсорные вибрационные сигналы.
Программное обеспечение демонстрирует графическую оценку на контрастном дисплее с подсветкой.
Стоимость таких устройств исчисляется сотнями тысяч рублей.
Динамометрический переходник
Динамометрический переходник это компактное устройство с широким диапазоном силы момента затяжки от 2 до 200 н-м.
Устроен этот прибор в виде маленькой коробочки с ЖК-дисплеем и кнопками управления, с одного края на нем расположен квадрат для насадок под разные размеры, с другой стороны находится гнездо для установки ключа-трещетки.
Удобство этого гаджета заключается именно в размерах и возможности устанавливать различные насадки, как для болтов, гаек, так и для специфических шлицов, которые имеют биты для шуруповертов.
Таким образом, динамометрический переходник можно использовать и в тех случаях, где требуется отвертка.
Кроме того, есть возможность выбрать в настройках единицы измерения.
Точность этого прибора уступает профессиональным аналогам, но при этом вполне достаточна для бытового использования.
Купить это устройство можно перейдя по этой ссылке, где представлены более подробные характеристики и цена.
Гидравлический динамометрический ключ
Гидравлический динамометрический ключ – это узкоспециализированный профессиональный инструмент, используемый на промышленных предприятиях, в авиастроении, в строительстве крупных конструкционных объектов, где используются винтовые крепления разных размеров.
Эти устройства работают на гидравлическом приводе, а потому отличаются большой мощностью, при этом работают с высокой точностью, и рассчитаны на широкий диапазон размерного ряда резьбовых соединений.
Данный тип инструмента бывает следующих видов: торцевые, кассетные; с квадратным приводом; натяжители болтов, цены на них начинаются примерно от 200 000 рублей.
Как выбрать динамометрический ключ?
При выборе динамометрического ключа в первую очередь следует обращать внимание на диапазон момента затяжки, для которого рассчитан инструмент.
Подбирать его нужно так, чтобы работы производились в пределах возможностей ключа, отмеченных на шкале.
Нельзя использовать «динамик» для затяжки резьбовых соединений, где требуется усилие больше или меньше рабочих пределов инструмента.
При затягивании с меньшим значением (ниже минимально допустимого по шкале «динамика») нет никаких гарантий, что была произведена затяжка до нужного уровня.
В случае превышения максимального значения усилия, отмеченного на шкале динамометрического ключа, механизм инструмента не выдержит нагрузки и сломается.
Как выбрать динамометрический ключ для частного использования?
Выбор динамометрического ключа для себя можно осуществлять, основываясь только на его характеристиках, например, нужно учитывать условия, в которых будет использоваться инструмент, где будут важны его размеры и устройство.
К условиям относится окружающая обстановка, здесь следует задаться вопросами насколько свободное пространство рядом с местом проведения работ, есть ли возможность беспрепятственно производить манипуляции динамометрическим ключом.
Так, в одном случае будет удобно работать с торцевыми моделями, а в другом с рожковыми, разводными или стрелочными.
Кроме этого необходимо учитывать условия работы, например, чтобы выбрать динамометрический ключ для автомобиля или для других аналогичных работ, где руки будут часто испачканы в масле, смазке, грязи и химикатах нужно выбирать экземпляр устойчивый к химическим воздействиям.
К таким моделям относится металлический инструмент без пластиковых, резиновых и подобных им элементов.
И наоборот, если работы, например, планируете производить с холодильным оборудованием, то уместнее выбирать экземпляры с прорезиненными или подобными рукоятками, чтобы хват был удобным и не мерзли руки.
Перед финальным выбором имеем смысл уделить внимание дополнительной функциональности и универсальности инструмента.
Имеет смысл выбирать модели, у которых имеется фиксатор, предотвращающий сбой настроек.
В некоторых случаях желательно приобретать двухсторонние «динамики», либо с наличием реверсивного переключателя (флажка), чтобы была возможность затягивать крепления как вправо, так и влево.
Варианты с шарнирной головкой позволяют работать инструментом в труднодоступных местах под любым углом, что облегчает труд мастера.
При необходимости можно рассмотреть профессиональные модели, отличающиеся большей точностью и варианты премиум класса, где дополнительный функционал в полной мере соответствует последним разработкам.
Для большей универсальности рекомендуется приобретать динамометрический ключ с набором разных насадок, такой комплект расширяет диапазон производимых работ по затяжке крепежей разного размера.
Зная особенности выбора динамометрических ключей и функциональные возможности разных моделей, каждый сможет выбрать для себя наиболее подходящий вариант.
Как выбрать динамометрический ключ для организации?
Предприятиям часто требуется выполнять работы с контролем высокоточного момента затяжки, с которым может справиться только профессиональный инструмент.
Поэтому к организациям существует ряд обязательных требований, в соответствии с которыми необходимо осуществлять выбор динамометрических ключей.
Инструмент должен быть откалиброван, пройти поверку, и входить в Государственный реестр средств измерений (ГРСИ) России, о чем выдается соответствующее свидетельство с приложением, где прописаны характеристики динамометрического ключа.
В остальном выбор осуществляется по вышеописанным параметрам.
Производители динамометрических ключей:
Где купить динамометричевский ключ?
Динамометрический ключ можно купить в любом специализированном магазине, где предоставляют гарантию и все необходимые документы.
Для дистанционного приобретения инструмента можете рассмотреть ассортимент магазинов, представленных на этой странице.
Как настроить динамометрический ключ щелчкового типа
Для обеспечения правильных моментов затяжки болтов и гаек, требуется инструмент, точно дозирующий усилие.
Чтобы не пристраивать внешний динамометр к рукоятке, выпускается достаточно удобное приспособление: динамометрический ключ. Однако многие автолюбители не знают, как им пользоваться: особенно, если инструмент вместо измерительной шкалы оснащен установочным регулятором усилия.
Несмотря на единый принцип применения динамометрического ключа: обеспечение заданного усилия при затягивании крепежа, технология работы в разных моделях отличается принципиально.
Устройство и принцип работы динамометрического ключа
Для начала разберемся с единицами измерения. Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр (Н.м. или Nm). Чтобы пользоваться этой величиной на практике, достаточно запомнить простое определение из школьного курса физики: 10 Н.м. означает усилие в 1 кг, приложенное к рычагу длиной 1 метр.
Любая шкала динамометрического ключа размечена именно по такому принципу.
Рассмотрим различные конструкции инструмента.
Это самый недорогой вариант исполнения, удобен и прост в использовании. На рукоятке расположена шкала с разметкой значения крутящего момента.
К наконечнику с квадратом (для установки торцевых головок) прикреплено две тяги: рычаг и стрелка. При затягивании крепежа, рукоятка изгибается на тарированный угол.
В результате происходит смещение шкалы относительно неподвижной стрелки. Механик фиксирует требуемое значение в ньютонах на метр, и в нужный момент прекращает затяжку.
Преимущество – низкая стоимость и возможность контроля результата «в реальном времени». Недостатки также имеются:
Тем не менее, работать таким инструментом можно, и он достаточно часто встречается в гаражах автолюбителей.
Индикаторного типа
Принцип работы такой же, как у стрелочного, но отображение результата более точное. Головка имеет поворотный механизм со спиральной пружиной. К нему механически присоединен стрелочный прибор со шкалой, размеченной в Н.м.
Поворачивая рычаг, слесарь создает усилие, отклоняющее поворотный механизм. Крутящий момент отображается стрелочным индикатором. Пользоваться таким динамометрическим ключом удобно лишь в открытом пространстве – когда индикатор контролируется визуально.
Если необходимо затянуть крепеж в скрытой полости – лучше выбрать инструмент с фиксацией стрелки. После снятия нагрузки, индикатор сохраняет показания, затем стрелка сбрасывается до нулевой отметки с помощью кнопки.
Затяжка происходит поэтапно: с постепенным наращиванием усилия. Погрешность такого динамометрического ключа обычно не превышает 6%.
Электронный индикатор
На первый взгляд, технология такая же, как у стрелочного инструмента. Пружинный механизм в головке фиксирует крутящий момент, который отображается на электронном табло.
Простейшие экземпляры так и работают. Но если вы хотите пользоваться динамометрическим ключом максимально эффективно – лучше приобрести комплект с дополнительными функциями.
Какие опции могут быть на электронном табло?
На последнем параметре остановимся подробнее: Вы заранее устанавливаете предел срабатывания. При достижении заданного значения крутящего момента, звучит зуммер. Инструментом с такой опцией удобно пользоваться при ограниченном доступе, когда работа выполняется фактически «на ощупь».
Погрешность порядка 5%-6%, при визуальном контроле за результатом, точность затяжки по-прежнему зависит от твердости руки.
Инструмент лишь показывает усилие, прилагаемое к рукоятке. Ограничений по затяжке нет, поэтому при неосторожном обращении, можно повредить обслуживаемый узел. При работе с ответственным крепежом (головки блока цилиндров, впускной и выпускной коллекторы, механизмы ГРМ) надо быть предельно внимательным.
Щелчковый механизм
Такой прибор напоминает обыкновенную трещотку для торцевых головок. Внешнее отличие – более толстая рукоятка с нанесенными делениями шкалы.
Это классика жанра – используется как в мастерских по ремонту автомобилей, так и в личных гаражах. Пользоваться динамометрическим ключом с щелчковым механизмом можно, не опасаясь повредить крепеж или устанавливаемую деталь.
При достижении установленного значения крутящего момента, срабатывает ограничитель. Перетянуть гайку (болт) не получится.
Как работает система? Внутреннее устройство на иллюстрации:
Внутри головки расположено направленное зубчатое колесо (1), как в обыкновенной трещотке. Вместо традиционного храповика, в динамометрическом ключе применяется стопорный механизм (2). Принцип его работы не в остановке проскальзывания, а в ограничении усилия.
Поворотная часть рукоятки (3) имеет установочную штангу (4), которая находится в подпружиненном состоянии. Пружина (5) удерживает стопорный механизм, пока не будет преодолено значение выставленного крутящего момента.
После чего, храповой механизм стопора проскальзывает в обоих направлениях: свыше выбранного усилия приложить невозможно. Рукоятка прокручивается вокруг головки, издавая характерные щелчки.
Чтобы механикам было удобно пользоваться динамометрическим ключом, некоторые модели предусматривают сменные головки, под различный размер квадрата. Однако опытные мастера их не рекомендуют. Дополнительное соединение дает небольшой люфт, снижая точность инструмента.
Главное достоинство щелчкового механизма – относительно низкая погрешность установки крутящего усилия. Даже в самых дешевых моделях, показатель не превышает 4%. Им можно пользоваться практически вслепую, при достижении выставленного значения, вы услышите щелчки.
С индикаторным инструментом следует обращаться аккуратно: держать надо только за рукоять за пределами шкалы, не перекашивать головку. Щелчковые трещотки прощают любые ошибки: можно работать хоть двумя руками, хоть под углом к болту.
Недостатки храповой-щелчковой системы: Измерение (правильнее сказать – ограничение) момента затяжки происходит дискретно. Плавная установка значения невозможна. Характерная особенность – чем шире диапазон шкалы – тем крупнее (грубее) шаг.
То есть, чтобы пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа более точно – необходимо приобретать несколько экземпляров инструмента: для различных диапазонов.
Как затягивать динамометрическим ключом?
Чтобы подготовить ключ к работе, необходимо совершить всего три действия:
Ну а затем следует произвести затяжку, приложив усилие к рукояти ключа. Достижение заданного момента сопровождается отчётливым щелчком.
Данный динамометрический ключ KingTonyсерии 34423-1А обладает рядом преимуществ:
• Таким ключом можно осуществлять как закручивание, так и откручивание гайки, так как он позволяет работать и с правой, и с левой резьбой;
• Насечка на рукоятке позволяет надёжно удерживать ключ во время работы — вы будете уверены, что инструмент не выскользнет из руки при приложении большой нагрузки;
• Самый распространённый посадочный квадрат ключа 1/2″позволяет применять стандартные торцевые головки;
• Особые технологические процессы производства обеспечивают удобное сочетание малого веса инструмента и прочности рабочей части, изготовленной из легированной стали;
• Ключ имеет две шкалы для установки усилия срабатывания — Н*м и кгс*м. Это избавит вас от необходимости перевода величин при работе с механизмами различных производителей;
• Ключ обладает повышенным ресурсом — наработка на отказ составляет 5000 циклов нагружения;
• Ключ поставляется в специально разработанном футляре, который обеспечивает удобные условия транспортировки и хранения и предотвращает инструмент от механических повреждений и воздействия окружающей среды.
Практическое применение: как правильно пользоваться инструментом
Индикаторные приборы не вызывают сложностей. Вы просто читаете показания, и видите крутящий момент. А вот щелчковый механизм требует привыкания и правильного понимания разметки шкалы. Грубые показания нанесены на неподвижный стержень рукоятки. Точные деления на поворотной части.
На иллюстрации изображены метки в 98 Nm и 2 Nm (на поворотной ручке). Значения складываются: итоговый показатель – 100 Nm. Чтобы протянуть таким динамометрическим ключом болты колес автомобиля (например, значение 120 Nm), необходимо выставить 112 Nm на неподвижной рукоятке и 8 Nm на поворотной части.
Если понять общий принцип, пользоваться инструментом будет удобно.
Существуют различные варианты исполнения разметки:
При этом для всех типов рукояток есть общее правило: на торце откручивается стопорное колесико, производится установка значения, после чего крепление механизма снова затягивается. Большинство динамометрических ключей такого типа, устроены еще проще.
Прокручивания трещотки не происходит, вы просто слышите громкий щелчок. Принципиально, это ничего не меняет: просто после характерного звука следует прекратить затяжку.
Моменты затяжки болтов и гаек указываются в инструкциях по ремонту и обслуживанию автомобиля. Таблица не универсальна: крепеж с одинаковой метрической размерностью, на различных узлах может иметь разные показатели.
Даже усилие затяжки колесных болтов на автомобилях одного производителя (собранных на одной платформе) может отличаться. Например, Volkswagen Passat – 120 Nm, а одноплатформенный Volkswagen Sharan – 170 Nm.
Крайне желательно соблюдать заводские установки, иначе можно повредить узлы и детали. Но бывают ситуации, когда информация не доступна. В таких случаях поможет таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.
Как пользоваться щелчковым ключом?
В принципе применение такого инструмента немного отличается от эксплуатации других видов изделий. Но все же есть нюансы, требующие пристального рассмотрения. Интуитивно можно сообразить, что пользоваться таким инструментом необходимо в ситуациях, требующих определенного показателя усилия.
В своем большинстве они позволяют затягивать элементы по часовой стрелке, но есть и обратного направления инструменты. Реверсивные модели объединяют в себе оба качества.
При покупке инструмента в магазине комплектом прикреплена подробная инструкция, как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа. Это нужно не только для точного выполнения поставленных задач, но и для продления срока службы инструмента.
Очень важный момент заключается в том, что плечо рычага нельзя удлинять трубой или другим самодельным устройством. В противном случае точность намного падает.
Подход к работе тем или иным инструментом зависит от вида. Щелчковый предельный ключ в первую очередь требует выставления нужного значения ньютон-метров.
Для этого надо провести следующие манипуляции:
На неподвижную часть рукоятки нанесены грубые значения усилия, на поворотную – точные. Комбинируя их, возможно достичь желаемого результата. После этого можно приступать к работе. При достижении необходимого результата раздастся характерный звук в виде щелчка – резьбовое соединение зажато.
Как пользоваться динамометрическим ключом, видео инструкция
Выводы: • Чтобы пользоваться динамометрическим ключом, не обязательно высшее образование. Достаточно понимать величины, в которых измеряется крутящий момент. • Даже самой недорогой модели достаточно для выполнения большинства работ в условиях собственного гаража.
Время на чтение: 6 минут
Огромное количество авторемонтных мастерских и шиномонтажей в каждом населённом пункте России практически полностью избавили автолюбителей от необходимости самостоятельно ковыряться в собственных автомобилях, устраняя неисправности.
Однако нередко случаются ситуации, когда на пустынной дороге срочно возникает необходимость замены колеса на запаску, и дорожный набор с минимальным количеством инструментов здесь приходится очень кстати. В комплекте вещей первой необходимости у каждого предусмотрительного водителя обязательно должен быть динамометрический ключ.
Устройство ключа
Функции и назначение динамометрического ключа
Это совершенно обычный вид гаечного ключа с небольшим отличием – он имеет встроенный динамометр. Предназначен такой ключ для решения нескольких задач – затяжки резьбовых соединений или использовании его во время проектирования строительных объектов, конструкций, промышленного оборудования или любой другой техники, в которой предполагается сборка или демонтаж. Цена динамометрического ключа зависит от нескольких параметров и характеристик. Но прежде чем сделать покупку, вам в первую очередь необходимо ознакомиться с рекомендациями и правилами выбора динамометрического ключа. Только тогда, вы совершенно точно сделаете правильную покупку.
Принцип работы динамометрического ключа
Многие начинающие автолюбители часто задают вопрос — как пользоваться динамометрическим ключом? Данное устройство представляет собой универсальный инструмент, предназначенный для использования различных накидных насадок на гайки, а также внутренних шестигранников в целях откручивания или затягивания автомобильных крепежей. Ключ имеет очень простую конструкцию, и обучиться его использованию может практическим каждый автолюбитель.
Дальше в изделии идёт высокопрочный элемент, влияющий на всю работу инструмента, — квадратный стержень из закалённой стали, на который устанавливаются все рабочие насадки в наборе.
Все элементы ключа заключены в прочный корпус из стали, и на нём может быть нанесено резиновое покрытие для предотвращения скольжения инструмента в руке. Внутри ключа спрятан пружинный блок, позволяющий автолюбителю регулировать усилие.
На краю насадки стоит специальный пластиковый фиксатор, который позволяет зафиксировать нужное усилие и не сорвать гайку.
Ключ индикаторного типа
Виды динамометрических ключей
Ключи могут быть нескольких видов в зависимости от принципа работы, устройства пружинного механизма, качества, производителя и стоимости изделия. Все ключи можно разделить на следующие основные категории:
Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового и иного типа
Чтобы правильно воспользоваться инструментом, автолюбителю не потребуется каких-либо особых навыков, достаточно лишь 2-3 раза самостоятельно затянуть или открутить гайку. Для каждого изделия надлежащего качества имеется инструкция по использованию прибора, в соответствии с которой необходимо выполнить следующие шаги:
Пошаговая инструкция по эксплуатации для затягивания головки блока цилиндров
Для выполнения этой важной операции, при сборке блока цилиндров и головки, необходимо выбрать вид инструмента и подготовить: специальный динамометрический ключ трещотку, торцевую головку-насадку, а также немного моторного масла (чистого).
Рекомендуется придерживаться следующего порядка:
Предельные усилия для затяжки болтов
Чтобы правильно затянуть автомобильные болты и гайки, не повредив их, мастер должен быть в курсе того, какие усилия являются предельными в зависимости от длины, диаметров элементов, качества стали, из которых они изготовлены. Эти данные по предельному крутящему моменту приведены в таблице.
Резьба/шаг мм | Класс прочности | ||||
4.6 | 5.8 | 8.8 | 10.9 | 12.9 | |
5/0.8 | 2,1 | 3,5 | 5,5 | 7,8 | 9,3 |
6/1.0 | 3,6 | 5,9 | 9,4 | 13,4 | 16,3 |
8/1.25 | 8,5 | 14,4 | 23,0 | 31,7 | 38,4 |
10/1.5 | 16,3 | 27,8 | 45,1 | 62,4 | 75,8 |
12/1.75 | 28,8 | 49,0 | 77,8 | 109,4 | 130,6 |
14/2.0 | 46,1 | 76,8 | 122,9 | 173,8 | 208,3 |
16/2.0 | 71,0 | 118,1 | 189,1 | 265,9 | 319,7 |
18/2.5 | 98,9 | 165,1 | 264,0 | 370,6 | 444,5 |
20/2.5 | 138,2 | 230,4 | 369,6 | 519,4 | 623,0 |
22/2.5 | 186,2 | 311,0 | 497,3 | 698,9 | 839,0 |
24/3.0 | 239,0 | 399,4 | 638,4 | 897,6 | 1075,2 |
27/3.0 | 345,6 | 576,0 | 922,6 | 1296,0 | 1555,2 |
30/3.5 | 472,3 | 786,2 | 1257,6 | 1766,4 | 2121,6 |
33/3.5 | 636,5 | 1056,0 | 1699,2 | 2380,8 | 2860,8 |
36/4.0 | 820,8 | 1363,2 | 2188,8 | 3081,6 | 3696,0 |
39/4.0 | 1056,0 | 1756,8 | . | 3955,2 | 4742,4 |
Резьба/шаг, мм | Класс прочности 4,6 | Класс прочности 5,8 | Класс прочности 8,8 | Класс прочности 10,9 | Класс прочности 12,9 |
5/0,8 | 2,1 | 3,5 | 5,5 | 7,8 | 9,3 |
6/1,0 | 3,6 | 5,9 | 9,4 | 13,4 | 16,3 |
8/1,25 | 8,5 | 14,4 | 23,0 | 31,7 | 38,4 |
10/1,5 | 16,3 | 27,8 | 45,1 | 62,4 | 75,8 |
12/1,75 | 28,8 | 49,0 | 77,8 | 109,4 | 130,6 |
14/2,0 | 46,1 | 76,8 | 122,9 | 173,8 | 208,3 |
16/2,0 | 71,0 | 118,1 | 189,1 | 265,9 | 319,7 |
18/2,5 | 98,9 | 165,1 | 264,0 | 370,6 | 444,5 |
20/2,5 | 138,2 | 230,4 | 369,6 | 519,4 | 623,0 |
22/2,5 | 186,2 | 311,0 | 497,3 | 698,9 | 839,0 |
24/3,0 | 239,0 | 399,4 | 638,4 | 897,6 | 1075,2 |
27/3,0 | 345,6 | 576,0 | 922,6 | 1296,0 | 1555,2 |
30/3,5 | 472,3 | 786,2 | 1257,6 | 1766,4 | 2121,6 |
33/3,5 | 636,5 | 1056,0 | 1699,2 | 2380,8 | 2860,8 |
36/4,0 | 820,8 | 1363,2 | 2188,8 | 3081,6 | 3696,0 |
39/4,0 | 1056,0 | 1756,8 | … | 3955,2 | 4742,4 |
Как правило, шкала инструмента градуирована в Нм, но иногда можно увидеть на ней показатели усилий в килограммах.
Динамометрический ключ в наборе с насадками
Универсальная таблица затяжки болтов
Зависимость указана не только от диаметра и шага резьбы. Одна из важных характеристик – класс прочности. Это ограничение связано с так называемой текучестью металла, когда деформация может привести к срыву как минимум резьбы, а как максимум – головки болта (стержня шпильки).
Использовать этот справочник при монтаже узлов и деталей автомобиля, и тем более колесных дисков – недопустимо! Установленные заводом изготовителем моменты затяжки крепежа, связаны не только с прочностью болтов.
Пострадать может геометрия детали, герметичность прокладки. Изменятся условия работы подшипников, сальников.
Правила корректного использования ключа
Чтобы динамометрический ключ служил долго и не ломался, мастера на СТО дают различные советы своим клиентам. Основные рекомендации по безопасному пользованию данного инструмента приведены ниже:
Первое знакомство
При нынешнем ассортименте купить себе динамометрические ключи не проблема. Хотя в некоторых случаях аренда будет более рациональным решением. Но об этом потом.
Для автомобиля, его ремонта и обслуживания нередко применяют именно динамометрический ключ (ДМК). Это инструмент, предназначенный для закручивания резьбового соединения, когда нужно придерживаться определенного момента затяжки. Говоря простым языком, момент затяжки — это усилие или сила. В качестве единиц измерений используют Нм или кг.
ДМК требуется с целью придерживаться технической рекомендации завода-производителя автомобиля, где некоторые узлы затягивают с определенным усилием. Рожковый ключ не всегда справится со своей задачей.
Если недотянуть или перетянуть элемент, возникает риск поломки, срывания резьбы или слета самих деталей, которые удерживают крепежи. Вам нужно изначально настроить требуемое усилие, с которым будет происходить затяжка. Тут и пригодится динамометрический ключик.
Разновидности
На фото вы можете увидеть, какие существуют ключи. Но сугубо по внешности тяжело понять, кто есть кто и какое между ними отличие.
Выделяют три разновидности ключей.
Какой лучше выбрать, решайте сами. Для редких домашних дел подойдет стрелочный или щелчковый. А вот для СТО и активного профессионального использования лучше потратиться на электронную систему.
Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля
К сожалению, среди автомобилистов до сих пор в ходу метод «лучше перетянуть, чем недотянуть. «Свернутые головы» вырванные вместе с резьбой болты, свечи и прочие «неприятности» оборачиваются дополнительными трудоемкими работами по их устранению. А всего-то нужно было воспользоваться динамометрическим ключом для автомобиля.
Ответ на вопрос «как выбрать нужный ключ?», в случае с трещоточными ключами звучит просто – воспользоваться инструкцией по эксплуатации и спецификацией, затем в работе дождаться характерного звука. В случае со стрелочными ключами надо просто следить за стрелкой на шкале и вовремя остановить затяжку данного соединения при достижении необходимого усилия.
Как работает динамометрический ключ и где его используют
Динамометрические ключи находят применение там, где требуется расчетное усилие резьбового соединения — в металлообработке, строительстве, ремонте автомобилей. Что представляют собой ключи с измерительными и установочными элементами? Обычно они состоят из
Как правильно использовать ключ, обычно указывается в инструкции по эксплуатации изделия. Здесь есть нюансы работы, учитывающие разные конструкции ключей.
При работе со стрелочным ключом нужно прикладывать с одновременным визуальным контролем. Как только рекомендованное значение достигнуто, затяжка прекращается.
Прежде чем затягивать гайки предельными ключами щелчкового типа нужно установить требуемое усилие путем вращения подвижного барабана вокруг стержня с гравированными значениями. На неподвижной шкале значения на порядок превышают разметку точной подвижной шкалы.
Все ключи динамометрические и предельные перед работой тарируют. Это вид калибровки, которая обеспечивает точность срабатывания и показаний инструмента. Тарировка проводится на специальных стендах.
Типы динамометрических ключей
Виды ключей классифицируются в соответствие Межгосударственного стандарта и ГОСТа 33530-2015 (ISO 6789-2003). Он определяет:
Какой лучше ключ взять определяет характер предстоящих работ. Письменная инструкция укажет, нужно ли взять профессиональный инструмент или достаточно воспользоваться более дешевым устройством.
Рассмотрим подробнее каждый вид.
Стрелочные ключи
Конструкция такого ключа подразумевает либо наличие размеченной шкалы, либо подсоединение к нему маленького манометра. Устройство, снимающее давление находится в корпусе, стрелка выводит показания на цифровую шкалу. Недостаток в том, что стрелочный ключ не имеет фиксированного стопора, можно «промахнуться» мимо нужной цифры. В остальном, в вопросе: как пользоваться ключом со стрелкой, трудностей не возникает.
Предельные ключи
В автомобильном ремонте – самый распространенный вид моментного инструмента. Предельное значение, при котором устройство щелчкового типа прекращает подачу усилия на головку, устанавливается крутящейся шкалой на неподвижной градуировке стержня. При достижении нужного усилия раздается характерный звук.
Цифровые ключи
Внешне, такие ключи схожи с другими аналогами. Отличие в том, что внутренний динамометрический механизм, через датчик, электрически связан с цифровым дисплеем. Устройство дороже остальных видов специальных ключей, но цена компенсируется несомненными достоинствами. Здесь самая низкая погрешность измерения (до 1%), калибровка не требует проведения операции тарировки, достаточно обнулить показания, нажав на специальную кнопку.
В последнее время среди автолюбителей завоевали популярность адаптеры – динамометры. Это изделие электронного типа, оно подсоединяется к трещотке через собственный механический привод. В комплекте имеется переходник для насадок и головок. Питание осуществляется от внутренних аккумуляторов. Прибор универсален, удобен в работе.
На что обратить внимание – важные характеристики
Оптимальным вариантом выбора для авто динамометрического инструмента можно считать наличие комплекта из нескольких ключей разной конструкции. Для начала нужно уяснить динамический диапазон, в котором производятся затяжки в вашем автомобиле. Сделать это несложно, нужно взять техописание и посмотреть максимальные и минимальные цифровые значения. В этих пределах и подбирать инструмент.
Особый вопрос: «как проверить в домашних условиях эти ключи?». С цифровыми изделиями все ясно, предыдущие значения обнуляют и все. С предельными, шкальными и стрелочными ключами дело обстоит сложнее. Дома или в гараже устроить нормальный стенд для тарировки непросто. Поэтому придется периодически возить инструмент в лабораторию.
Прежде чем приобрести прецизионные ключи, неплохо бы узнать их основные эксплуатационные характеристики. Вот они:
Смотрите также Каталог >>> Ключи >>> Динамометрические
Выбор инструмента
Все типы имеют свои плюсы и минусы. Да и работа с ними отличается. Потому если вы привыкли затягивать стрелочным, а тут вдруг попался электронный, по аналогичному принципу действовать не получится.
Что касается непосредственно производителя, то стоит присмотреть себе ключ из ассортимента следующих брендов:
Во многих городах, таких как Москва, Спб, Екатеринбург или Волгоград, к примеру, любой из них вы легко найдете. При необходимости заказывайте целый набор.
Выбор зависит от того, какая погрешность допускается в процессе затяжки. Если деталь нужно затянуть максимально точно, стрелочный ДМК способен подвести, к примеру.
Обращайте внимание на качество материалов, из которых изготавливают динамометрический ключ. Особенно, если мы говорим про стрелочный тип. Ограничений нет по усилию, потому когда вы переусердствуете, инструмент из плохого материала просто сломается.
Еще одним важным критерием выбора является необходимый вам диапазон усилий. Среди всех самый распространенный — это 5-25 Нм. Диапазон зависит от размера самой головки торцевого ключа.
Рекомендации по использованию
Отзывы автомобилистов наглядно показывают, что динамометрические ключи действительно полезная вещь в гараже. Если вы не ремонтируете машину сами, в его покупке смысла особого нет.
Помимо того, что нужно уметь правильно работать с ключом, также регулярно должна проводиться поверка и тарировка.
Тарировка подразумевает проверку показаний инструмента, его регулировку и перенастройку при необходимости. А поверкой называют ту же проверку. То есть нужно периодически проверять, действительно ли настроенный на ключе момент соответствует моменту затяжке. Если на шкале стоит 100, то и затягивать он должен с моментом 100 Нм. Со временем и при частой эксплуатации настройка сбивается.
Запомните, что шкальный ключ, то есть наш с вами ДМК, не может использоваться как обычный вороток. Иначе вскоре придется покупать новый инструмент.
Также важно после каждого применения выставлять значения на 0. Оставив ключ в сжатом состоянии, точность момента со временем ухудшится.
Каждый ДМК имеет свои особенности, как затягивать резьбу.
Щелчковые ключи
Хорошее сочетание цены, качества и точности делают их самыми популярными. Чтобы выставить усилие и закрутить соединение с нужным моментом, вам необходимо: