дип перпл что значит
Почему же они Deep Purple?
«Уже во время первых гастролей музыканты решили переименовать группу. Каждый написал на бумажке свой вариант. Наибольшие споры вызвали названия «Fire» и «Deep purple». В итоге остановились на «Deep Purple» – «темный пурпур». Его предложил Ричи Блэкмор, это было название любимой песни его бабушки – романтической баллады Билли Уорда.»
https://24smi.org/celebrity/36497-deep-purple.html
Но для порядка следует проверить и бабушку: здорова ли, кушает ли компот? Да! И бабушка, и песня «Deep Purple» действительно существовали.
Recorded December 23, 1938.
Charted at #1 in 1939.
«When the deep purple falls
Over sleepy garden walls
And the stars begin to twinkle in the night
In the mist of a memory
You wander all back to me
Breathing my name with a sigh»
«Blackmore was born at Allendale Nursing Home in Weston-super-Mare, Somerset, as second son to Lewis J. Blackmore and Violet (née Short). The family moved to Heston, Middlesex, when Blackmore was two. He was 11 when he was given his first guitar by his father on certain conditions, including learning how to play properly, so he took classical guitar lessons for one year.»
[https://en.wikipedia.org/wiki/Ritchie_Blackmore]
Здесь бабушки нет. Зато мы узнали имя матери, что очень важно. Но какой-то герольд раскопал целую родословную Ричи Блэкмора:
«Ritchie’s paternal grandmother was Eleanor Darby (the daughter of Watkin Darby and Catherine Roberts). Eleanor was from Aberdare, Glamorganshire, Wales. Watkin was the son of John Darby.
Ritchie’s maternal grandparents were Edward J. Short and Daisy Kate Moon (the daughter of William George Moon and Mary Farmloe). William was the son of Alfred Moon and Charlotte Beauchamp. Mary was the daughter of George Farmlow.»
Второй фактор диппёрплогенеза, на мой взгляд, гораздо важнее! Потому что он коллективный, общий, а не только Блэкморовский. Молодым музыкантам, сколотившим группу «Roundabout» надо было делать дебютный альбом. А в студии это очень дорого, здесь нужна сыгранность и чёткие идеи. И они нашли помещение в довольно глухом месте.
«Roundabout moved into Deeves Hall, a rented old farmhouse near the village of South Mimms, Hertfordshire in late February 1968.[22] There, while waiting for the arrival of new musical instruments and equipment, they continued the search for a singer through an advertisement in the British music paper Melody Maker.»
[https://en.wikipedia.org/wiki/Shades_of_Deep_Purple]
Условия жизни в Британии 1960-х вообще не отличались комфортом, особенно зимой. Все жаловались на холод, дым, недостаток горячей воды и скудное питание. Глядя на фотографии перекрёстка Дивз Холл барн, можно только догадываться, какое впечатление произвёл этот курятник февральским вечером на молодых богемных лондонцев! Вокруг ледяные поля, грязь, снег, бурьян, свинцовые облака. А деваться некуда! Музыкантам пришлось жить в этом сарае довольно долго, и сначала бездельничать, заниматься теорией. У них не было инструментов, им не хватало вокалиста, которого нужно было активно искать. Значит, пришлось куда-то ездить, возвращаться в темноте, страдать от холода и паршивых условий. Может, там и блохи были. Наверняка парни ругались (поэтому сменился ударник), а сдержанный Блэкмор ходил мрачнее тучи, соответствуя своей фамилии. Кстати, музыканты любят работать по вечерам и просиживать ночами за «стеклянными инструментами», а вставать, когда уже смеркается. От этого возникает ощущение, что дневного света вообще не существует. Да и выглядят все не лучшим образом. А запах!
Deep Purple (Дип Пёрпл) – классическая рок-группа, ставшая легендарной. Полная история до 1976!
Deep Purple — одна из самых популярных британских рок-групп в истории. Сформированная в конце 60-х, она и по сей день остаётся наиболее влиятельной в мире хард-рока… Многие критики подчёркивают, что «Deep Purple не просто играли хард-рок», — они являются «одними из отцов этого жанра»! В целом, альбомы и синглы группы разошлись тиражом более 100 миллионов копий пластинок по всему миру!
За полвека существования состав группы менялся чуть ли не постоянно… Однако именно ударнику Иэну Пэйсу удалось сохранить статус «самого преданного члена команды»!
Первая половина 70-х годов считается одной из прекраснейших эпох в истории мировой музыки. Именно в этот период английская рок-сцена была солидна и совершенна, как никогда. Во многом этому поспособствовали только начинающие расцветать в те годы жанры — арт, хард, глэм и несравненные рок-оперы… Чего только стоит работа Эндрю Ллойда Уэббера, который в 22-летнем возрасте сотворил легендарный оперный шедевр под названием «Jesus Christ Superstar».
Именно в этот период популярность блюзовых музыкантов постепенно сходит на нет и начинается новая эра — мощного рок-н-ролла с элементами, казалось бы, такого недоступного ещё пару лет назад стиля — хард. Каждая из ведущих «тяжёлых» групп имела свой фирменный, уникальный подход к этому жанру. Работавшими на полную мощность лидерами данного направления по праву считаются Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple. Эти молодые, но, безусловно, очень талантливые коллективы достаточно быстро создали себе мировые имена и репутацию. Но сегодня мы поговорим именно о последней команде, вневременные хиты которой продолжают звучать и по сей день.
Под конец 60-х молодая и амбициозная британская группа Deep Purple уловила, что начинается эра нового жанра — хард, и быстро переориентировалась с попсового рок-н-ролла на монументальную тяжёлую классику с элементами барокко. Ещё будучи в своём «золотом» составе — с вокалистом в лице Иэна Гиллана и басистом Роджером Гловером — коллектив издал четыре потрясающих хард-роковые пластинки: «Deep Purple In Rock»; «Fireball»; «Machine Head»; «Who Do We Think We Are». В этот же период группой был выпущен шикарный двойной альбом с концертными записями, под названием «Made In Japan». Именно эта мощная работа во многом и предопределила дальнейшее развитие тяжёлых стилей, которые постепенно — со второй половины 70-х по начало 80-х — стали неотъемлемой частью рок-н-ролла.
Идея создать группу посетила барабанщика Криса Кёртиса в 1966 году, после ухода из The Searchers.
Первоначально группа называлась иначе — не Deep Purple. К тому, что необходимо сменить имя команды, все участники пришли единогласно. Слово Джону Лорду:
«У нас был список наиболее подходящих вариантов. Сначала хотели назвать себя Orpheus. Concrete God! Но вскоре эта идея показалась нам не самой удачной… И вот, одним утром в блокноте появилась новая запись — Deep Purple! Как оказалось, идея принадлежала Ричи. Хотите знать почему? Да просто эту песню обожала его бабушка…»
Что касается ныне легендарного «гитариста-волшебника», то уже тогда, совсем молодой Блэкмор мастерски владел гитарой! До Purple он успел зарекомендовать себя, выступая с: Джин Винсент, Mike Dee And The Jaywalkers, Скримин Лорд Сатч и другие!
Впоследствии Джон Лорд вспоминал:
«Ричи приехал ко мне с акустической гитарой, и это был совершенный вечер! Мы быстро сочинили And The Address и Mandrake Root. Это было так легко, весело… Тогда я сразу понял, что Ричи терпеть не может дураков! Он казался таким мрачным, собственно — таким он и оказался…»
Вряд ли сегодня кто-то сможет себе представить вокал классических групп 80-х, далёкий от той самой высокой тональности Иэна Гиллана… Каждый хэви-метал коллектив пользовался этой фишкой — переходом в высокую тональность. В частности, эта была любимая изюминка Эрика Адамса из «Manowar».
Уход Кёртисса в 1968 году возобновил поиски басиста.
«Ричи приглянулся Ник Симпер. Во многом из-за его участия в The Flowerpot Men. Но, что было не менее важно для Ричи, Ник любил кружевные рубашки… Да, часто Ричи заботили именно такие нюансы!»
Параллельно этому продолжались поиски вокалиста. Если верить Симперу, прослушивание Рода Стюарта «было ужасным…» А Блэкмор в свою очередь рассказывал, как Майк Харрисон из Spooky Tooth заявил, что «не желает ничего об этом знать!»
Много «учеников» нашлось и у Ричи Блэкмора — культового виртуоза хард-роковой гитары. Наиболее прославленным из них является Ингви Мальмстин. Одним словом — Deep Purple начала 70-х стали настоящими основателями классического жанра хард: динамичность и щедро развёрнутые гитарные и клавишные соло, напрочь лишённые вычурности и декоративности.
Группа Deep Purple. 70-е
В это с трудом верится, однако дебютный альбом группы был написан буквально за несколько дней! Как позже рассказывали сами участники, сессия длилась 48 часов, практически без перерывов! Записывали пластинку в старинном особняке Хайли (Англия).
В начале лета 1968 года свет увидел дебютный сингл — «Hush». Песня оказалась известным хитом кантри-исполнителя Джо Саута. Аранжировкой трека занимался Блэкмор. В Штатах хит достиг 4-й строчки, причём особой любовью публики пользовался именно в Калифорнии.
Что же касается легендарного хита «Smoke On The Water», то он стал визитной карточкой бэнда! Существует даже легенда, повествующая о том, как Гиллан быстро набросал лирику на салфетке. За окном виднелось озеро, полностью окутанное туманом…
Огромным успехом для группы обернулся альбом Made in Japan, который, поначалу, никто не хотел выпускать… Слово Джону Лорду:
«Тогда мы были на пике своей популярности! И я помню, как об этом альбоме нас упрашивали японцы… Мы не выпускали концертных альбомов, но, почему-то, решили сделать исключение. На запись ушло порядка трёх тысяч долларов! Понадобилось несколько недель, чтобы пластинка обрела платиновый статус!»
Но всё изменилось в 1973 году. Именно в этот период в группе начались разногласия, и после записи очередного альбома Гиллан и Гловер навсегда покинули коллектив. Конфликт между Гилланом и группой стремительно нарастал…
«Думаю, Иэн был не доволен тем, что мы делали… Он отказался писать что-либо, частенько пропускал репетиции… При этом его всё чаще видели пьяным… Был случай, когда он ввалился в номер Блэкмора в чём мать родила! А однажды он публично оскорбил Пэйна самым непристойным образом… В общем — отношения между ним и нами были из ряда вон выходящими…», — рассказывал в своём интервью Лорд.
Ту замену, которую им нашли, никак нельзя назвать равноценной. С приходом в группу Дэвида Ковердейла (вокал) и Гленна Хьюза (бас/вокал) творчество Deep Purple вновь возвращается к коммерческому стилю, композиции приобретают очертания фанка (к примеру, знаменитая «Hold On»). Всё это, как несложно догадаться, очень раздосадовало бессменного гитарного волшебника Блэкмора, и вслед за своими экс-коллегами он покинул группу в середине 70-х годов. Но, как известно, свято место пусто не бывает. На смену Ричи пришёл Томми Болин, вместе с которым коллектив выпустил «Come Taste The Band» — свой самый провальный альбом. И так шаткое положение команды усугублялось пристрастием нового гитариста к «скорости», и в августе 1976 года легендарные Deep Purple прекратили своё существование.
Deep Purple
Tetragrammaton Records
Purple Records
Harvest Records
Edel Records
Содержание
История группы
Предыстория
На вечеринке у знаменитой «искательницы талантов» Викки Уикхэм Лорд случайно познакомился с Кёртисом, и тот увлёк его проектом новой группы, участники которой приходили бы и уходили «как на карусели»: отсюда и название Roundabout. Вскоре, однако, оказалось, что Кёртис живёт в своём, «кислотном» мире. Прежде чем покинуть проект, третьим участником которого должен был стать Джордж Робинс, в прошлом — бас-гитарист Cryin Shames, Кёртис заявил, что у него есть на примете для Roundabout «…фантастический гитарист — англичанин, который живёт в Гамбурге». [3]
Гитарист Ричи Блэкмор, несмотря на юный возраст, успел к этому времени поиграть с такими музыкантами, как Джин Винсент, Mike Dee And The Jaywalkers, Скримин Лорд Сатч, The Outlaws (студийной группе продюсера Джо Мика) и Neil Christian and the Crusaders — благодаря которым и оказался в Германии (где основал и собственный коллектив, The Three Musketeers). Первая попытка привлечения Блэкмора в Roundabout совпала с исчезновением Кёртиса (который объявился затем в Ливерпуле) и оказалась неудачной, но Эдвардс (со своей чековой книжкой) проявил настойчивость, и вскоре — в декабре 1967 года — гитарист вновь прилетел на прослушивание из Гамбурга.
Ричи приехал ко мне на квартиру с акустической гитарой, и мы тут же написали And The Address и Mandrake Root. Мы провели чудесный вечер. Сразу же стало ясно, что дураков он вокруг себя не потерпит, но это мне и понравилось. Выглядел он мрачно, но — таким ведь был и всегда.
О том, что название нужно менять, все участники группы договорились заранее.
Mark I (1968—1969)
Первое время участники группы не имели чёткого представления о том, какое выберут направление, но постепенно главным примером для подражания стали для них Vanilla Fudge. Джон Лорд был потрясён концертом группы в клубе Speakeasy и целый вечер провёл в беседе с вокалистом и органистом Марком Стайном, расспрашивая о технике и трюках. Тони Эдвардс, по собственному признанию, совершенно не понимал ту музыку, что начинала создавать группа, но верил в чутьё и вкус своих подопечных.
Сценическое шоу группы было разработано в расчёте на Блэкмора-шоумена (Ник Симпер рассказывал позже, что провёл много времени у зеркала рядом с Ричи, повторяя его пируэты). Джон Лорд:
When we first started playing live I was astonished at Ritchie’s antics. He was marvellous, very balletic. Ritchie was very much a showman. He’d come out of the mid-’60s thing, the guitar behind the head, like Joe Brown.
Участники группы оделись в бутике «Mr Fish» Тони Эдвардса, за его же деньги. «Одежда эта выглядела очень красиво, но минут через сорок начинала расползаться по швам… Некоторое время мы себе страшно нравились, но со стороны выглядели ужаснейшими пижонами», — говорил Лорд. [3]
Первый концерт группа провела как Roundabout, но при этом на постерах были упомянуты Flowerpot Men и Artwoods. Deep Purple постарались произвести на публику сильнейшее впечатление и, как вспоминает Симпер, имели «ошеломляющий успех». Пэйс оказался единственным, у кого об этом турне остались мрачные воспоминания: «Из Харвича в Эсберг мы отправились морем. Требовалось разрешение на работу в стране, а бумаги у нас были далеко не в полном порядке. Из порта меня в полицейской машине с решётками отвезли прямиком в участок. Я подумал: хорошенькое начало! По возвращении от меня воняло псиной». [3]
Успех в США
Весь материал дебютного альбома Shades of Deep Purple был создан за два дня, в течение почти непрерывной 48-часовой студийной сессии в древнем особняке Хайли (Балькомб, Англия) под руководством продюсера Дерека Лоуренса, которого Блэкмор знал ещё по совместной работе с Джоном Миком.
Почти всю вторую половину 1968 года Deep Purple провели в Америке: здесь — при посредстве продюсера Дерека Лоуренса — они подписали контракт с лейблом Tetragrammaton Records, финансировавшимся комедийным актёром Биллом Косби. Уже на второй день пребывания группы в США один из приятелей Косби, Хью Хефнер, пригласил Deep Purple к себе в Playboy Club. Выступление группы в программе Playboy After Dark остаётся одним из самых курьезных моментов в её истории, особенно эпизод, где Ричи Блэкмор «учит» хозяина шоу играть на гитаре. [9] Ещё более странным было появление участников группы в программе The Dating Game («Игра в свидание»), где Лорд оказался в числе проигравших и был очень расстроен (потому что девушка, которая его отвергла «… была такая красивая»).
Новое направление
Deep Purple вернулись домой к Новому Году и (после таких залов, как лос-анджелесский Inglewood Forum) неприятно удивились, узнав, что им предлагается выступить, например, в помещении Студенческого союза Голдмит-колледжа на юге Лондона. Изменились — как самооценка участников группы, так их взаимоотношения. Ник Симпер:
Ritchie was particularly incensed because Rod Evans and Jon Lord had got the B-side to Hush and got a few bucks coming in. Ritchie said ‘all Rod Evans does is write bloody words.’ I said, ‘well any idiot can write a guitar riff, you try and write some meaningful lyrics.’ He wasn’t very pleased.
Кроме того, Эванс влюбился в американку и вдруг захотел стать актёром. По словам Симпера, «… рок-н-ролл для него потерял всякую значимость. Его сценические выступления становились все слабее и слабее». Между тем, остальные участники развивались стремительно, и звучание ужесточалось день ото дня. Свой последний концерт американского турне Deep Purple дали в первом отделении Cream. После них хедлайнеров зрители свистом согнали со сцены. [5]
Mark II
Гиллан и Гловер
В июне, по возвращении из Америки, Deep Purple приступили к записи нового сингла «Hallelujah». К этому времени Блэкмор (благодаря барабанщику Мику Андервуду, знакомому по участию в The Outlaws) открыл для себя (практически неизвестную в Британии, но интересовавшую специалистов) группу Episode Six, исполнявшую поп-рок в духе The Beach Boys, но имевшую необычно сильного вокалиста. Блэкмор привёл на их концерт Лорда, и тот также поразился мощи и выразительности голоса Иэна Гиллана.
Последний согласился перейти в Deep Purple, но — чтобы продемонстрировать свои собственные композиции, — привёл с собой в студию и басиста Episode Six Роджера Гловера, c которым уже сформировал прочный авторский дуэт. Гиллан вспоминал, что при встрече с Deep Purple его поразила прежде всего интеллигентность Джона Лорда, от которого он ждал много худшего. Гловер (который всегда одевался и вёл себя очень просто), напротив, был напуган мрачностью участников Deep Purple, которые «… носили чёрное и выглядели очень загадочно». Гловер принял участие в записи Hallelujah, к своему изумлению, тут же получил приглашение войти в состав, и на следующий день его после долгих колебаний принял.
Примечательно, что пока записывался сингл, Эванс и Симпер не знали, что их судьба решена. Остальные трое днём втайне репетировали с новыми вокалистом и басистом в лондонском центре Hanwell Community, а по вечерам давали концерты с Эвансом и Симпером.
Свой последний концерт старый состав Deep Purple дал в Кардиффе 4 июля 1969 года. Эвансу и Симперу выдали трёхмесячное жалование, а кроме того позволили взять с собой усилители и аппаратуру. Симпер через суд отсудил ещё 10 тысяч фунтов, но утратил право на дальнейшие отчисления. Эванс удовлетворился малым и в результате в течение последующих восьми лет получал ежегодно по 15 тысяч фунтов от продажи старых пластинок. [10] Между менеджерами Episode Six и Deep Purple возник конфликт, улаженный без суда, через компенсацию в размере 3 тысяч фунтов.
1969—1972
Оставаясь практически неизвестными в Британии, Deep Purple постепенно и в Америке теряли коммерческий потенциал. Неожиданно для всех Лорд предложил менеджменту группы новую, в высшей степени привлекательную идею.
Издатели Deep Purple привлекли к сотрудничеству композитора Малкольма Арнольда, оскаровского лауреата: он должен был осуществлять общее наблюдение за ходом работы, после чего встать за дирижёрский пульт. Безоговорочная поддержка Арнольдом проекта, который многие считали сомнительным, в конечном итоге и обеспечила успех.
После выхода альбома среди музыкантов группы воцарилось уныние. Внезапная слава, обрушившаяся на Лорда-автора (как отмечает в своей биографии К.Тайлер) бесила Ричи. Гиллан в этом смысле был солидарен с последним. «Промоутеры замучали нас вопросами, вроде: А где оркестр? Один вообще заявил: симфонического вам не гарантирую, но духовой оркестр пригласить могу», — вспоминал вокалист. Более того, и сам Лорд понял, что появление Гиллана и Гловера открывает перед группой возможности в совсем иной области. К этому времени центральной фигурой в ансамбле стал Ричи Блэкмор, разработавший своеобразный метод игры со «случайным шумом» (путем манипуляций с усилителем) и призывавший коллег последовать путем Led Zeppelin и Black Sabbath. [5]
Стало ясно, что сочный, насыщенный звук Гловера становится «якорем» нового звука, и что драматичный, экстравагантный вокал Гиллана идеально соответствует новому радикальному пути развития, который был предложен Блэкмором. Новый стиль группа отрабатывала в ходе непрерывной концертной деятельности: компания Tetragrammaton (финансировавшая кинокартины и переживавшая один провал за другим) к этому времени оказалась на грани банкротства (её долги к февралю 1970 составили более двух миллионов долларов). [10] При полном отсутствии финансовой поддержи из-за океана Deep Purple вынуждены были полагаться лишь на заработки от концертов.
Всемирный успех
В полной мере потенциал нового состава реализовался в конце 1969 года, когда Deep Purple приступили к записи нового альбома. Едва группа собралась в студии, как Блэкмор категорически заявил: в новый альбом войдёт только всё самое волнующее и драматичное. Требование, с которым согласились все, стало лейтмотивом работы. Работа над Deep Purple In Rock продолжалась с сентября 1969 года по апрель 1970-го. Выпуск альбома задержался на несколько месяцев, пока обанкротившийся Tetragrammaton не перекупила компания Warner Brothers, автоматически унаследовавшая и контракт Deep Purple.
Тем временем Warner Bros. выпустили в США Live In Concert — запись с Лондонским Филармоническим Оркестром, — и вызвали группу в Америку выступить в Hollywood Bowl. После ещё нескольких концертов в Калифорнии, Аризоне и Техасе 9 августа Deep Purple оказались вовлечены в очередной конфликт: на этот раз на сцене Национального джазового Фестиваля в Пламптоне. Ричи Блэкмор, не желая уступать своё время в программе опоздавшим Yes, устроил мини-поджог сцены и вызвал пожар, из-за чего группа была оштрафована и практически ничего за своё выступление не получила. [13] Остаток августа и начало сентября группа провела в гастролях по Скандинавии.
В декабре 1970 года вышла рок-опера, написанная Эндрю Ллойд Веббером по либретто Тима Райса — «Иисус Христос — суперзвезда», которая стала мировой классикой. Заглавную партию в оригинальном (студийном) варианте альбома исполнил Иэн Гиллан. В 1973 году на экраны вышел фильм «Иисус Христос — суперзвезда», который от оригинала отличали аранжировки и вокал Теда Нили (англ. Ted Neeley ) в роли Иисуса. Гиллан в то время работал в Deep Purple, и сняться в кино не смог.
В начале 1971 года группа приступила к работе над следующим альбомом, при этом не прекращая концертов, из-за чего запись растянулась на полгода и была закончена в июне. В ходе гастролей ухудшилось здоровье Роджера Гловера. Впоследствии выяснилось, что его проблемы с желудком имеют психологическую подоплеку: это был первый симптом сильнейшего гастрольного стресса, который вскоре поразил всех участников коллектива. [13]
Американские гастроли, начавшиеся в октябре 1971 года были отменены из-за болезни Гиллана (он заразился гепатитом). Два месяца спустя вокалист воссоединился с остальными участниками в Монтрё, Швейцария для работы над новым альбомом. Deep Purple договорились с Rolling Stones об использовании их передвижной студии Mobile, которую предполагалось расположить около концертного зала «Казино». В день приезда группы, во время выступления Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention (куда отправились и участники Deep Purple), произошёл пожар, вызванный ракетой, посланной кем-то из зрителей в потолок. Здание сгорело, и группа арендовала пустовавшую гостиницу Grand Hotel, где и завершила работу над пластинкой. По свежим следам была создана одна из самых знаменитых песен группы, «Smoke On The Water».
Если верить легенде, текст Гиллан набросал на салфетке, глядя из окна на поверхность озера, окутанного дымом, а заголовок предложил Роджер Гловер, которому якобы приснился ночной кошмар и он, проснувшись, повторял «дым над водой, дым над водой». [13]
Альбом Machine Head вышел в марте 1972 года, поднялся до 1-го места в Британии и разошёлся 3-миллионным тиражом в США, где сингл Smoke On The Water вошёл в первую пятёрку «Биллборда». [1]
В июле 1972 года Deep Purple вылетели в Рим для записи следующего студийного альбома (вышедшего впоследствии под заголовком Who Do We Think We Are?). Все участники группы были морально и психологически истощены, работа проходила в нервной обстановке — ещё и из-за обострившихся противоречий между Блэкмором и Гилланом. 9 августа студийная работа была прервана, и Deep Purple отправились в Японию. Записи проведенных здесь концертов вошли в альбом Made in Japan (#16 Великобритания, #6 США): выпущенный в декабре 1972 года, в ретроспетиве он считается одним из лучших концертных альбомов всех времен, наряду с Live At Leeds The Who и Get Yer Ya-Ya’s Out (The Rolling Stones).
Джон Лорд вспоминал:
— Джон Лалейна. «Modern Keyboard». Интервью Джона Лорда.
«Идея живого альбома — добиться как можно более естественного звучания всех инструментов при энергетической подпитке от публики, которая способна вытянуть из группы такое, что она никогда не смогла бы создать в студии», — говорил Блэкмор. [5]
Уход Гиллана и Гловера
В декабре, когда Made in Japan вошёл в хит-парады, менеджеры встретились с Джоном Лордом и Роджером Гловером и попросили их приложить все усилия к тому, чтобы сохранить группу. Те убедили остаться Иэна Пэйса и Ричи Блэкмора, уже задумавших собственный проект, но Блэкмор поставил перед менеджментом условие: непременное увольнение Гловера. Последний, заметив, что коллеги начали его сторониться, потребовал у Тони Эдвардса объяснений, и тот (в июне 1973 года) признался: его ухода требует Блэкмор. Разгневанный Гловер тут же подал заявление об увольнении. После последнего совместного концерта Deep Purple в Осаке, Япония, 29 июня 1973 года, Блэкмор, проходя мимо Гловера на лестнице, лишь бросил через плечо: «Ничего личного: бизнес есть бизнес». [3] Гловер тяжело перенёс эту неприятность и в течение трёх последующих месяцев не выходил из дома, отчасти — из-за обострившихся проблем с желудком. [13]
Иэн Гиллан покинул Deep Purple одновременно с Роджером Гловером и на некоторое время отошёл от музыки, занявшись мотоциклетным бизнесом. На сцену он вернулся три года спустя с Ian Gillan Band. Гловер после выздоровления сконцентрировался на продюсерской деятельности.
Mark III (1973—1974)
В июне 1973 года трое оставшихся участников Deep Purple пригласили вокалиста Дэвида Ковердэйла (который к тому времени работал в фэшн-бутике) и поющего басиста Гленна Хьюза (экс-Trapeze). В феврале 1974 года был выпущен Burn: альбом ознаменовал триумфальное возвращение группы, но вместе с тем и перемену стиля: глубокий, богатый нюансами вокал Ковердейла и высокий вокал Хьюза придали новый, ритм-энд-блюзовый оттенок музыке Deep Purple, лишь в заглавном треке продемонстрировавших верность традициям классического хард-рока. [15]
В ноябре 1974 года вышел Stormbringer (#6 Великобритания, #20 США). Заглавный трек, а также «Lady Double Dealer», «The Gypsy» и «Soldier Of Fortune» стали популярны на радио, но в целом материал оказался слабее — во многом потому, что Блэкмор (как сам он признавал позже), не одобряя увлечение остальных музыкантов «белым соулом», лучшие идеи приберегал для Rainbow, куда и ушёл в 1975 году. [5]
Mark IV (1975—1976)
Болин, игравший в начале карьеры в группах Denny & The Triumphs и American Standard, получил известность в джазовой среде благодаря участию в Zephyr. Знаменитый барабанщик Билли Кобхэм пригласил его в Нью-Йорк, где Болин концертировал и записывался с такими джазовыми легендами, как Иэн Хаммер, Альфонс Моузон, Джереми Стиг. Болин обрел популярность благодаря альбому Кобхема Spectrum (1973), выступал сольно, а позже вошёл в состав группы The James Gang (альбомы Bang (1973) и Miami (1974)).
На тот момент в группе сложилось два лагеря: в первом были Хьюз и Болин, предпочитавшие импровизации в джазовом и танцевальном ключе, в другом — Ковердейл, Лорд и Пэйс, позднее вошедшие в состав группы Whitesnake, музыка которой была больше ориентирована на хит-парады. По версии, представленной историографом группы Саймоном Робинсоном и позднее приводившейся в русскоязычных изданиях, после концерта в Ливерпуле последние решили прекратить существование Deep Purple, однако из следующего интервью Болина видно, что он, наконец, взял паузу для сольной работы в поддержку альбома Teaser:
“Don’t think I’m officially out of Purple. I just said ‘Look I’ll be available at the end of the month, but right now, since you haven’t written me, since you haven’t done anything… The only person who came to see me,” when Bolin debuted his own band at the Roxy in L.A. “was Ian Paice, and we were probably the most distant. I still don’t really know where I stand. Since I left the tour, they haven’t called me, they haven’t written me a letter, and somehow I feel like the management were using me, you know, because if you care about a person you do these things. I mean, what’s it cost to send a telegram? Nothing compared to the money they have and they didn’t even do that. And they knew. They knew what was going on, but people will be people, and they’re the kind of people.”
— SOUNDS MAGAZINE, 3 июля 1976, автор интервью Питер Крезенти (Peter Cresenti).
Официально о распаде Deep Purple было объявлено в июле.
Пауза (1976—1984)
4 декабря 1976 года, вскоре после окончания работы над своим вторым сольным альбомом («Private Eyes») в Майами, гитарист Томми Болин скончался от передозировки алкоголя и наркотиков. Ему было 25 лет; джазовые авторитеты вроде Джереми Стига прочили ему большое будущее. Ричи Блэкмор продолжал выступать с Rainbow. После серии тяжёлых альбомов с мистическими текстами вокалиста Ронни Джеймса Дио он пригласил Роджера Гловера в качестве продюсера и выпустил ряд коммерчески успешных альбомов.
Иэн Гиллан создал собственный коллектив, с которым гастролировал во многих уголках мира. Позже он вошёл в состав Black Sabbath, с которыми выпустил альбом Born Again (1983), заменив в группе бывшего вокалиста Rainbow Ронни Джеймса Дио. (Любопытно то, что Тони Айомми первоначально предложил эту работу Дэвиду Ковердейлу, но тот отказался.) Остальные музыканты активно сотрудничали: первые сольные альбомы David Coverdale’s Whitesnake продюсировал Роджер Гловер (с 1978 по 1984 игравший в Rainbow), а после — уже в полноценный Whitesnake пришли Джон Лорд (пробывший в составе группы до 1984 года) и годом позже Йэн Пэйс (пробывший там до 1982 года), там же оказывался барабанщик Rainbow Кози Пауэлл, находившийся в прекрасных отношениях с Тони Айомми.
В 1980 году Род Эванс попытался «возродить» Deep Purple и дал под этим названием несколько концертов в Мексике, США и Канаде с малоизвестными музыкантами, не имевшими к настоящим Deep Purple никакого отношения. Уровень исполнения был низким, что вызывало гнев публики. Вскоре деятельность фальшивой группы была прекращена по решению суда, а на Эванса был наложен штраф в размере 672 тысяч долларов, который он выплатить не смог, в связи с чем перестал получать отчисления за первые альбомы Deep Purple. После суда Эванс ни разу не появился на публике, и на сегодняший день (2012) достоверных сведений о его дальнейшей жизни нет.
Воссоединение
27 апреля газета «London Evening Standart» первой сообщила сенсационную новость о возрождении Deep Purple.
В начале октября Perfect Strangers был смикширован, а 16 ноября поступил в продажу, поднявшись до 5-го места в Британии и 17-го — в США.
Поскольку начало гастролей выпадало на зиму, то решено было начать тур с Австралии. В Британии группа дала лишь один концерт — на фестивале в Небуорте. В общей сложности возрожденная группа сыграла около 100 концертов.
Но после выхода The House of Blue Light (1987) стало ясно, что союз продлится недолго.
Гиллан, который ещё летом 1988 года вместе с Берни Марсденом выпустил сингл «South Africa», продолжал работать на стороне. Из музыкантов групп The Quest, Rage и Export он набрал коллектив и, назвав его Garth Rockett and the Moonshiners, в начале февраля дал дебютный концерт в «Southport Floral Hall». В начале апреля, закончив турне с Moonshiners Иэн Гиллан возвратился в США.
Slaves and Masters
Конфликт между Гилланом и остальными участниками группы продолжал нарастать. «Думаю, что Иэну не нравилось то, что мы делаем. В то время он ничего не писал, часто не приходил на репетиции», — говорил Джон Лорд. Зато его всё чаще видели пьяным. Однажды он почти голым ввалился в номер Блэкмора и там уснул. В другой раз он прилюдно нецензурно высказался в адрес Брюса Пэйна. Вдобавок он затягивал начало записи нового альбома, выпуск которого намечен на начало 1990 года. [источник не указан 1015 дней]
Наконец 14 мая 1989 года Гиллан опять отправился в поездку по клубам Англии с группой Garth Rockett and the Moonshiners. В его отсутствие остальные участники группы приняли решение уволить своего вокалиста. Даже Гловер, который обычно поддерживал Гиллана выступил за изгнание:
Запись была в основном окончена к августу. 8 октября вышел сингл с песнями «King Of Dreams»/«Fire In The Basement», а 16-го октября в Гамбурге состоялась презентация альбома, названного Slaves and Masters. Название, как пояснял Роджер Гловер, диск получил от двух 24-дорожечных магнитофонов, использовавшихся при записи. Один из них называли «Master» (главный или ведущий), а другой — «Slave» (ведомый). В продажу альбом поступил 5 ноября 1990 года и вызвал противоречивые отклики. Блэкмор был очень доволен пластинкой, но музыкальная критика сочла, что она больше похожа на альбом Rainbow.
The Battle Rages On
Между тем в группе нарастало напряжение между Тёрнером и остальными участниками. По словам Гловера, Тёрнер пытался превратить Deep Purple в обыкновенную американскую хэви-метал-группу [20] :
Джо приходил в студию и говорил: а может мы сделаем что-либо в стиле Mötley Crüe? Или критиковал то, что мы записывали, говоря: «ну-у-у, вы даёте! В Америке так уже давно не играют», — как будто бы он не имел понятия, в каком стиле работают Deep Purple.
Запись альбома затягивалась. Аванс, выплаченный звукозаписывающей компанией, подошёл к концу, а запись альбома доведена лишь до середины. Звукозаписывающая компания потребовала увольнения Тёрнера и возвращения в группу Гиллана, грозясь не выпустить альбом. Ричи Блэкмор, прежде относившийся к Тёрнеру уважительно, понимал, что он не может петь в Deep Purple. Однажды Блэкмор подошёл к Джону Лорду и сказал: «У нас проблема. Скажи честно, ты же недоволен?» Лорд ответил, что он вполне удовлетворён инструментальной частью записанных композиций, но «что-то всё-таки не так». Тогда Блэкмор спросил: «И как называется эта проблема?».
И что я должен был сказать? Я ответил: «Имя у этой проблемы Джо, не так ли?». Я знал, что Ричи имеет в виду именно его. Тем более что это действительно было проблемой. Блэкмор сказал, что он не хотел бы опять стать тем, кто выгоняет из группы очередного музыканта, что не хочет быть «плохим парнем». У Джо роскошный голос, он великий певец, но он — не певец для Deep Purple, он поп-рок-вокалист. Он хотел быть поп-звездой, одним своим появлением на сцене вызывая обморок у девочек.
С начала 1992 года шли переговоры между звукозаписывающей компанией и Гилланом, итогом которых должно было стать возвращение последнего в группу. Однако Блэкмор был против возвращения Гиллана и предложил кандидатуру некоего американца. Однако других участников группы, и в первую очередь Роджера Гловера, такой вариант не устраивал. Гловер вылетел в Англию, где жил Гиллан, рассчитывая, что если Гиллан споёт хорошо, то Блэкмор изменит своё решение. Гловер и Гиллан три дня провели в студии. Были записаны три песни — «Solitaire», «Time To Kill» и ещё одна, позже забракованная. Лорд и Пэйс остались весьма довольны этими записями. Ричи Блэкмор был вынужден согласиться на возвращение в группу Гиллана, поскольку звукозаписывающая компания в случае невыхода альбома потребовала бы возвращения аванса, и музыкантам, чтобы его выплатить, пришлось бы продавать своё имущество. Ричи Блэкмор:
Иэн своими выходками и дурным поведением мне глубоко неприятен. Поэтому на личностном уровне мы с ним не общаемся. Я знаю, со мной тоже очень непросто, но Иэн настоящий псих. С другой стороны, он самый великий вокалист в хард-роке. На сцене он такой, каким и должен быть. Он несёт свежую струю в современный рок. На сцене мы идеально дополняем друг друга, я могу быть самим собой, а не копировать, например, Стиви Вая. Но когда мы вне сцены, мы далеки друг от друга. Так было всегда. Джо всегда был мне другом. Он хороший певец, но нам нужен Иэн. Он — человек совсем другого типа, — «Мистер Рок-н-ролл». Когда Джо появлялся на сцене, я сразу ловил себя на мысли, что Deep Purple превращается в Foreigner. Зачем? Он стал копировать Дэвида Ли Рота и полностью потерялся как индивидуальность. Я попытался его переубедить, но это дохлый номер. [20]
Начало мирового турне в поддержку альбома было намечено на сентябрь. Но первые три концерта тура «The Battle Rages On» (в Стамбуле, Афинах и Салониках) были отменены. После своего прилета в Европу 21 сентября группа провела репетицию в Австрии, а 23-го под Римом отыграла тренировочный концерт (без зрителей). Гастроли открылись выступлением в римском зале «Palaghiaccio». Далее следовали Германия, Франция, Швейцария, Австрия. Концерты проходили с успехом. В Нюрнберге, правда, во время исполнения «Lazy» загорелся усилитель Блэкмора, и концерт пришлось заканчивать без гитарных соло. Два концерта в Испании пришлось отменять: 23 октября в Барселоне по причине крайней усталости членов группы и 24-го в Сан-Себастьяне, из-за болезни Гловера.
12 ноября 1993 года в Копенгагене впервые было официально сообщено об уходе Ричи Блэкмора [
Джо Сатриани и Стив Морс
В 1999 году Джон Лорд восстановил утерянные нотные записи Concerto for Group and Orchestra; произведение было вновь исполнено в Ройал Алберт-Холле в сентябре 1999 года, на этот раз с Лондонским симфоническим оркестром и дирижёром Полом Манном. В 2000 году вышел альбом In Concert with the London Symphony Orchestra. Весной 2001 года два аналогичных концерта были проведены в Токио и выпущены как часть бокс-сета The Soundboard Series.
с 2002 года
В 2002 году Джон Лорд объявил о намерении заняться сольными проектами, и его место занял Дон Эйри, ранее сотрудничавший со множеством исполнителей, а также игравший с Блэкмором и Гловером в Rainbow. Год спустя новый состав выпустил первый за пять лет студийный альбом Bananas (получивший превосходные отзывы прессы и раскритикованный лишь за название) и тут же вышли на гастроли. В июле 2005 года они выступили в Парк-плейс (Барри, Онтарио) в рамках фестиваля Live 8, а в октябре того же года выпустили Rapture of the Deep, за которым последовал Rapture of the Deep tour.
16 июля 2012 года в возрасте 71 года умер Джон Лорд.
В 2011 — 2012 годах группа совершила мировое турне «The Songs That Built Rock Tour», в ходе которого в октябре 2012 посетила Россию, где дала четыре концерта: 24 октября — в КРК «Уралец» (Екатеринбург), 27 октября — в Ледовом Дворце (Санкт-Петербург), 28 октября — в СК «Олимпийский» (Москва), 30 октября — единственный полуторачасовой концерт в СК «Баскет-Холл» (Краснодар).
Состав
За более чем 40 лет истории существования группы её состав неоднократно менялся, в общей сложности в разное время в группе выступали 14 человек. Ударник Иэн Пэйс является единственным музыкантом, участвовавшим во всех составах Deep Purple.
Составы Deep Purple принято нумеровать Mark X (сокращённо MkX), где X — номер состава. Существуют два разных способа нумерации — хронологический и персональный. Первый даёт на два состава больше из-за того, что в 1984 и 1992 годах группа возвращалась к составу Mark 2. Из-за этой неопределённости фанаты группы часто называют составы по имени участников, которые были заменены.
Состав Mark 2 (Гиллан, Блэкмор, Гловер, Лорд, Пэйс) считается «классическим» составом Deep Purple, поскольку именно в этом составе группа приобрела всемирную известность и записала ставшие классикой хард-рока альбомы In Rock, Fireball и Machine Head. Впоследствии этот состав собирался ещё дважды и записал в общей сложности 7 студийных альбомов из 18, выпущенных группой к настоящему моменту.