директор даркстара что это
Директор даркстара что это
В последний год сразу несколько российских ритейлеров заявили о запуске нового формата — dark store (англ. «тёмный магазин»), или магазина без покупателей. Неплохо известный в Европе, пока формат оказался не самым понятным для россиян. Разбираемся, что такое dark stores и для чего они нужны.
Что такое dark store?
Это магазин без покупателей — похожий на торговый зал обычного супермаркета склад, в котором собирают онлайн-заказы. Вместо клиентов со списками товаров между рядами здесь перемещаются профессиональные комплектовщики. Покупатели просто забирают заказ в пункте выдачи — который может находиться как около самого dark store, так и где-то в окрестностях — или получают товар на дом.
Впервые похожий формат появился в Лондоне в начале 2000-х годов в виде «центра дистрибуции» онлайн-покупок сети Sainsbury’s, но склад быстро закрылся из-за малого числа заказов. Рынок дорос до dark stores только к 2009 году, когда такие магазины неподалёку от Лондона запустила британская Tesco. Эта же компания и придумала термин «тёмный магазин» для магазинов без покупателей.
Сейчас формат развивают несколько крупных сетей — в первую очередь в Великобритании, Франции и странах Евросоюза. Экспериментируют с dark stores и российские ритейлеры.
Подождите: то есть это просто склад для онлайн-торговли?
Не совсем. Dark stores тяготеют к сегменту FMCG — продовольствию и товарам первой необходимости, для которого принципиально важны скорость комплектации и доставки заказа, а также условия хранения товара. Поэтому пространство в них организовано так, чтобы комплектовщики могли максимально быстро собрать заказ — из-за чего dark stores выглядят как супермаркеты без вывесок, покупателей, рекламы и касс. Также в магазинах без покупателей в отличие от складов выдерживаются определённые, более точные температуры хранения для разных категорий товаров, а сами dark stores находятся поближе к жилым и общественным зонам — в общем, местами очень похоже на обычный магазин. К тому же нередко встречаются гибридные dark stores, в которых предусмотрены небольшие пункты оформления и получения заказов для покупателей.
Я покупатель — есть ли разница, получу я товар просто со склада или из dark store?
Нет. Dark store — формат, в первую очередь удобный ритейлерам, которые фактически запускают стандартный супермаркет, работающий в режиме склада, и не несут издержек, связанных с обслуживанием потока клиентов в нём. При этом в любой момент компания может открыть магазин (целиком или только часть) для посетителей.
Ещё одно преимущество dark stores для ритейлеров — такие магазины выгодно запускать в регионах, где неэффективно размещать большие распределительные центры. Кроме того, формат не настолько требователен к помещениям, как крупный склад, что тоже снижает издержки розничных компаний. При этом покупатели вряд ли заметят разницу, откуда им доставили товар.
Какие товары продают в dark stores?
Основная ниша формата — онлайн-продажа продуктов и товаров первой необходимости. За счёт скорости комплектации заказов и размещения магазинов вблизи жилых зон dark stores решают проблему «последней мили» для фуд-ритейла: так, британские аналитики в 2013 году предсказали в ближайшее десятилетие рост онлайн-сегмента FMCG-ритейла в стране вдвое с тогдашних 5,5% — в первую очередь за счёт увеличения числа dark stores.
Ещё одна востребованная ниша для магазинов без покупателей — fashion-ритейл. С помощью этого формата ритейлеры одежды и обуви сокращают издержки и розничные цены. Другой ходовой сегмент — мебельные магазины; при этом чаще они используют гибридный формат (небольшие пункты заказа и выдачи покупок в составе крупных dark stores).
Я мало слышал о таком формате. Он непопулярен в России?
Да, в России dark stores только появляются. Одной из первых такой магазин запустила сеть по продаже электроники и бытовой техники «М.Видео» в 2013 году, однако позже компания отказалась от развития формата. «При росте онлайн-продаж в сегменте бытовой техники и электроники более эффективно иметь склады с промышленными логистическими решениями по учету товаров», — зимой 2018 года цитировал «Ъ» представителя компании. Кроме того, примерно в те же годы похожий формат тестировал онлайн-ритейлер «Утконос».
Вторая волна интереса к dark stores началась в России в 2017 году: тогда такой магазин открыл «Гиперглобус», спустя год начали экспериментировать «Перекрёсток» и «Леруа Мерлен»; об интересе к формату заявляли и другие ритейлеры. По мнению экс-президента АКИТ Алексея Фёдорова, бум dark stores в стране начнётся, когда законодательно разрешат торговлю алкоголем. На сегодняшний день, по его данным, на онлайн-сегмент приходится всего 0,01% продовольственного рынка России.
Говорят, именно за dark stores будущее — это правда?
В сегменте FMCG — во многом да: это эффективный формат для онлайн-торговли повседневными товарами. Это подтверждает опыт Франции, где уже работают больше 2 тысяч dark stores, а онлайн-составляющая FMCG-рынка выросла уже до 5,7%, и прародительницы формата Великобритании, где на онлайн-продажи товаров повседневного спроса приходится 7,5% рынка.
В Восточной Европе дела обстоят хуже: еду и ежедневные товары онлайн здесь покупают только от 0,3% до 1,7% покупателей. В том числе поэтому российские ритейлеры с оптимизмом смотрят на формат dark stores: так, «Перекрёсток» планирует открыть в России несколько магазинов без покупателей уже до конца года, а в перспективе трёх лет компания хочет довести долю онлайн-канала в структуре продаж до 2% — в том числе за счёт dark stores.
Покупатель не пройдет: Как устроен даркстор «Перекрестка» Новый формат склада-супермаркета, который поможет собирать заказы быстрее
Даркстор (от английского «dark store» — «темный магазин») — это помещение, где хранят товары и собирают заказы для онлайн-магазинов. Выглядит даркстор как обычный торговый зал крупного супермаркета, «темным» его делает недоступность для покупателей — войти сюда могут только сотрудники. Такой формат на стыке склада и магазина появился в Англии в начале 2000-х, но сразу не прижился, и первый даркстор вскоре был закрыт. В 2009 году свои «темные магазины» запустила крупная британская сеть Tesco, и с тех пор с ними экспериментируют многие компании, в том числе и российские.
В сети «Перекресток» объединить магазин и склад впервые попытались в 2017 году. Тогда в Москве открылся гибридный даркстор: одну часть помещения отводили под обычный супермаркет, а другую — под склад, где сотрудники собирали интернет-заказы. Если нужного товара на складе не оказывалось, то сборщик искал его в торговом зале. После этого ретейлер построил еще два полноценных «темных магазина» в Москве и Петербурге. При их создании консультировались как раз с британскими коллегами из Tesco. А недавно в подмосковном поселке Вешки открылся самый большой даркстор «Перекрестка» площадью 18 тысяч квадратных метров, где хранится порядка 30 тысяч наименований. Мы побывали в новом «темном магазине» и рассказываем, как он устроен.
18 тысяч квадратных метров
25–30 тысяч наименований
порядка 600 миллионов рублей
18 тысяч квадратных метров
25–30 тысяч наименований
порядка 600 миллионов рублей
Под контролем системы
Главное отличие даркстора от склада — это способ хранения товаров. Здесь нет ящиков и коробок, все разложено и расставлено на полках по секторам, как в супермаркете. Но при этом собирать заказы в «темном магазине» получается намного быстрее и эффективнее, чем если бы сотрудник ретейлера ходил по торговому залу одного из «Перекрестков». Там ему бы мешали обычные покупатели и их поведение: кто-то может случайно повредить упаковку или переставить пакет молока в отдел бытовой химии. Более того, в супермаркете можно отслеживать наличие товара весьма приблизительно. Если человек взял что-то с полки, положил в корзину, но пока не оплатил, в системе будет отображаться, что товар есть в наличии, хотя фактически на месте его может не оказаться.
Систему управления даркстора разработали специально для онлайн-магазина «Перекрестка». Когда покупатель делает заказ, данные о нем автоматически попадают в систему, и она подсказывает сотрудникам, как его собирать. Отправляясь на склад, сборщик ставит на тележку несколько ящиков и сканирует штрихкод на каждом из них, чтобы система понимала, сколько заказов он может сформировать. В портативном терминале сбора данных, который удобно носить на запястье, сотрудник видит задание — система сообщает, к какой ячейке подойти, какой товар взять и в какой ящик положить.
Все ряды и полки здесь пронумерованы, а товары расставлены по принципу «от тяжелых к легким» — сначала сотрудник идет по рядам с пятилитровыми бутылками воды, постепенно доходит до пакетиков со специями и последний товар кладет в тележку уже перед зоной упаковки. Когда сборщик помещает что-то в ящик, он сканирует штрихкод — и информация о наличии обновляется моментально.
Системе известно не только местоположение каждого конкретного наименования, но и то, сколько заказов на него уже поступило. Потому она информирует сотрудников, когда нужно довезти что-то из распределительных центров, а потом также помогает раскладывать это по полкам — на терминале сбора данных отображается номер ряда, полки и ячейки, куда нужно поместить конкретный товар. Когда сотрудник собирает тележку со всем, что нужно разложить, он также сканирует штрихкоды на ящиках и индивидуальных упаковках. Система следит, чтобы в одной тележке оказалось только то, что лежит недалеко друг от друга, и сортировщику не пришлось обходить всю площадь даркстора.
От фруктов до тапочек
Традиционные складские комплексы обычно находятся далеко от города, и заказы оттуда приезжают к покупателям не сразу, а некоторые категории товаров, например мороженое, такую доставку просто не выдерживают. В отличие от склада, даркстор должен быть ближе к заказчикам — либо в черте города, либо рядом с ним. Это позволит работать со сложными категориями продуктов: свежими овощами, фруктами, мясом и рыбой. В дарксторе «Перекрестка» для них выделены две специальные зоны — просто холодная и морозильная, а в интернет-магазине можно заказать и хлеб из пекарни, которая находится здесь же.
В «темном магазине» есть второй этаж — мезонин. Его отвели для товаров, которые заказывают довольно редко, но они все равно востребованы у покупателей. В мезонине можно найти, например, пластиковые контейнеры для хранения, швабры, вешалки, стаканы, свечки для торта и домашние тапочки. Чтобы сборщикам не пришлось постоянно подниматься и спускаться, сотрудники со второго этажа просто отправляют наполненные ящики вниз по ленте конвейера.
Товары зоомагазина «Бетховен» или продукты «Ешь деревенское» не хранятся на складе, но их тоже можно заказать в онлайн-магазине «Перекрестка». В этом случае их привезут в «темный магазин» и соберут заказ на месте. Для этого здесь есть зона быстрой комплектации.
Dark store: вы уже думаете над этим?
Предполагаю, что после окончания карантина, введенного во многих странах в связи с пандемией, формат dark store станет развиваться намного быстрее, чем эксперты прогнозировали еще в начале этого года. Почему? Давайте разберемся.
От теории к практике: dark store и его нужность
Онлайн-заказы лежат в основе данной технологии. Суть dark store заключается в том, что покупатель в интернет-магазине формирует свою потребительскую корзину, а собирают ее работники склада. Затем укомплектованный и оплаченный товар ретейлер отправляет по указанному покупателем адресу.
Еще одна разновидность dark store, когда покупатель в онлайне собрал нужные товары в «корзину», оплатил, а потом просто физически забрал их в магазине. Другими словами, воспользовался функцией «click-and-collect» («нажми и забери»).
Впервые идею «магазина без покупателей» супермаркет Sainsbury’s пробовал внедрить в Великобритании в начале двухтысячных, но тогда количество заказов было довольно небольшим и данный формат пришлось ретейлеру закрыть.
Однако последние несколько лет супермаркеты по всему миру сталкиваются с новой проблемой: торговые площади «живого» магазина не позволяют одновременно обслуживать и реально пришедших покупателей, и онлайн-заказы, поскольку последних становится все больше.
Нюансы: детально о формате dark store
Магазин, который работает в таком варианте, напоминает склад обычного супермаркета. На его территории находятся только сотрудники — они собирают онлайн-заказы.
В 2009 году в торговле снова была сделана попытка запустить dark store: недалеко от Лондона Tesco рискнула не только воплотить такой принцип торговли в жизнь, а и закрепила само название формата.
Сейчас dark stores развивают крупные сети в Европейском Союзе, США и других странах.
«Мы внимательно изучали принцип работы британских коллег, и, если сравнить наши dark stores, они будут очень похожи. Нам в принципе нравится бизнес-модель Tesco, мы много у нее переняли. И тот путь эволюции, который она проходила за 10 лет, мы проходим быстрее», — говорит директор по электронной коммерции торговой сети «Перекресток» Денис Васильев.
Подобные магазины, скорее, можно отнести к сегменту FMCG, где есть продовольственные товары и те, что входят в перечень товаров первой необходимости.
Внутреннее пространство dark store организовано так, чтобы комплектовщики максимально быстро собрали заказ. Здесь выдерживают необходимый товарам температурный режим и соблюдают все нюансы по хранению.
Другие ниши для магазинов без покупателей
В Восточной Европе до недавнего времени еду и ежедневные товары онлайн покупали примерно 0,3—1,7 % потребителей. Однако, учитывая последние события, очень вероятен довольно большой скачек этих показателей, конечно, в сторону увеличения.
Диджитализация — будущее торговли?
Walmart, Albertsons, Stop&Shop, Meijer, Hy-Vee и многие другие в последние годы начали активнее инвестировать в автоматизированные мини-склады внутри своих магазинов и открывать dark stores.
Не отстают от маркетов и бакалейные лавки. По словам Билла Бишопа, соучредителя консалтинговой компании по розничной торговле и торговле продуктами Brick Meets Click, для таких магазинов работники, которые собирают, упаковывают и доставляют вручную товары, обходятся дорого. Поэтому бакалейные лавки обращаются к технологиям, позволяющим сократить расходы и не допустить перегрузки торговых площадей, где присутствуют покупатели.
Walmart в Салеме, штат Нью-Гемпшир (США), запустил пилотный проект с автономными тележками, которые собирают заказы клиентов и доставляют их работникам супермаркета, а те уже готовят содержимое для отправки.
Также ретейлер недавно открыл Walmart Pickup Point площадью 3 700 кв. м за пределами Чикаго, в одном из продуктовых магазинов. Клиенты подъезжают туда и останавливаются на парковке, а работники Walmart загружают их заказ в багажник. Кроме того, Walmart отсюда осуществлять адресную доставку. Внутренняя часть локации выглядит как обычные супермаркеты торговой сети, но покупатели не могут зайти внутрь.
Некоторые эксперты говорят, что подобные модели имеют преимущество перед большими централизованными складами, поскольку расположены ближе к потребителям, нежели классические складские площади.
«Микроформат помогает ритейлерам решить проблему трудовых затрат и затрат на последнюю милю», — пояснил аналитик Jefferies Кристофер Мандевилл.
По его оценкам, стоимость доставки продуктов из центральных складов обычно примерно в два раза выше, чем при использовании dark store в составе крупного магазина.
«Dark stores в продуктовом магазине — это новая тенденция», — уверен Майкл Демко, основатель консалтинговой компании Locai Solutions.
По итогам 2019 года, к примеру, в США лишь около 5 % покупателей приобретали продукты в Интернете, но уже тогда аналитики прогнозировали, что в ближайшие годы это число возрастет. Правда, в тот момент, скорее всего, они и предположить не могли, как ситуация в мире поменяется буквально через несколько месяцев.
e-Commerce в цифрах
В то же время, Сьюзан Мейер обращает внимание, что конкуренция в Интернете жестче, рекламные тарифы немалы, а количество информации очень большое. Соответственно, потребители меняют свои принципы при выборе ретейлера, у которого действительно сделают покупку. И потому диджитализация играет всю большую роль в увеличении конкурентоспособности магазина в e-Commerce, собственно, как мы видим на примере dark stores.
«15 лет назад мы спрашивали друг друга: ˮЧто такое e-Commerce? В чем его польза для малого бизнеса?ˮ. Я надеюсь, что 15 лет спустя люди вообще не будут задумываться о e-Commerce, так же, как мы сегодня не задумываемся об электричестве», — Джек Ма, основатель Alibaba, один из самых богатых бизнесменов мира.
Dark Store: что это такое и зачем нужен, форматы дарксторов в России
Мир все еще не отошел от шока, вызванного пандемией. И он сказывается прямым образом на всех сферах бизнеса. В первую очередь пострадали ритейлеры, а также кластер развлечений. Поэтому развитие новых дистанционных трейдинг-технологий выходит на первый план. Об одной из них и пойдет речь в обзоре. Мы узнаем все про dark store магазин, что это, как работает обозначенный механизм, какими выгодами обладает и как организовать его работу.
Общие сведения
До сих пор новые покупатели, да и предприниматели полагают, что это отрасль как-то коррелирует с теневым интернетом. На самом деле это не так. Общего у них только то, что оба процесса работают удаленно. Фактически эта модель реализации товаров – это типовая онлайн-продажа (не через Даркнет), но имеющая несколько своих исключительных особенностей.
По сути – это крупный склад. На нем расположились полки с ценностями удобным для сортировки и подбора, а не для хранения. Ведь этот склад предназначен как раз для сбора ТМЦ, только обращаться к ним будут не покупатели, а работники. Ведь в первую очередь – это все же маркет, а не склад. Если разбирать, что это такое — дарксторы (dark store), перевод подскажет – темный магазин. То есть, место, где для приобретения продукции не нужны живые граждане. Все покупки заказывают удаленно.
Тогда возникает другой законный вопрос, чем эта система отличается от обычных онлайн ритейлеров. Разница есть:
Темный магазин: особенности
У подобного рода бизнеса есть масса своих нюансов. Пробежимся по основным моментам:
Вы уже заметили, какое значение для описанной модели бизнеса имеет правильное программное обеспечение. Да и стоит отметить, что многие программы не совсем корректно работают в условиях российской законодательной реальности. Поэтому выбирать ПО нужно исходя из множества факторов. Это и эффективность, и скорость, и объемы, и адаптивность.
Если вы хотите, чтобы система отвечала всем указанным выше аспектам, то отличным выбором станет «Клеверенс».
От алгоритма до курьера: как устроена ИТ-инфраструктура dark store
На старте локдауна в США весной 2020 года продажи через интернет взлетели на 58% по сравнению с 2019 годом, свидетельствуют данные BCG. Взрывной рост спроса в интернет-магазинах и службах доставки еды наблюдался по всему миру. Но опыт пошел на пользу не всем сервисам: после введения повторных осенних коронавирусных ограничений в Великобритании слоты доставки продуктов в этой стране забились на три недели вперед. О секрете организации ИТ-инфраструктуры сети dark store рассказывает сооснователь сервиса экспресс-доставки «Самокат» Родион Шишков.
Читайте «Хайтек» в
Dark store (с англ. «темный магазин») — магазины-склады без витрин, предназначенные для работы с курьерами доставки. Принцип работы — покупатель формирует онлайн-корзину на сайте или в приложении, а работники собирают заказ на складе. Работники даркстора могут собрать заказ гораздо быстрее благодаря удобной организации пространства. Если у компании много дарксторов, а дом клиента достаточно близок от одного из них, то время доставки заказа может быть сокращено до получаса или даже 15 минут, что невозможно в обычном формате работы с традиционным складом.
Алгоритмы и микрокоманды
Первый в мире dark store открыла компания Tesco в 2009 году в Великобритании. К тому моменту компания выполняла 475 тыс. интернет-заказов в неделю, используя для сборки товаров существующие офлайновые магазины. Dark store или магазин-склад — это множество стеллажей с продуктами, на которых товаровед собирает заказ, пришедший из мобильного приложения. В «Самокате» склад организован так, чтобы сборка заказа происходила максимально быстро и без ошибок. Например, товары в приложении у сборщика выстраиваются в том порядке, в котором они расположены на складе по пути следования. Таким образом, сборщик проходит склад только один раз от начала и до конца, собирая весь заказ. Для исключения ошибки он использует сканер штрих-кодов товара.
Курьеры также пользуются мобильным приложением. В пиковые часы нагрузки специальный алгоритм через него вызывает больше курьеров. Отреагировав на приглашение выйти на работу, например, в следующие два часа, курьер приходит в dark store и «чекинится», обозначая, что он готов работать.
Каждый небольшой dark store обслуживает собственную зону доставки. Если заказов для конкретного магазина становится слишком много, можно построить рядом второй, а зону первого — уменьшить. Инфраструктура уплотняется, а качество сервиса у клиента — не снижается.
Логистику реального времени мы обеспечиваем в несколько слоев технологий, действуя в рамках собственных ИТ-систем, глубоко интегрированных между собой. События, которые происходят, например, на стороне мобильного приложения клиента, без задержек оказываются во всех наших системах, информация нигде не встает в очередь.
Алгоритмы, обеспечивающие логистику:
Для работы сервиса мы использовали программы и технологии, которые только набирают обороты, а значит, их изучают все больше и больше специалистов. Для сервисов на бэкенде применяется Kotlin, лаконичный и безопасный код, полностью совместимый с Java. Для платформы данных и асинхронного взаимодействия сервисов мы используем Kafka. Этот брокер обеспечивает горизонтальное масштабирование в условиях постоянно возрастающего объема данных, обрабатываемых в режиме реального времени. Для развертывания и управления сервисом — Kubernetes. Для веб-приложений — TypeScript+React; для мобильных приложений — React Native.
Вся наша компания состоит из интегрированных продуктовых команд. В них входят люди, которые проектируют продукт, и люди, его создающие, и те, кто используют его в реальной жизни. Таким образом, каждый департамент — полноценная функциональная продуктовая команда. Вместе они создают порядка 10 продуктов. И ИТ в каждом из них — только часть процесса.
Команда или департамент самостоятельно выбирают приоритеты, создают критерии продукта: заказчик, например, руководители самих dark stores, решает, как должна работать та или иная программа. Каждый член команды постоянно развивается в направлении построения продукта. Товаровед может сам построить аналитический запрос.
Будущее dark store
В эпоху микросервисов преуспеют службы экспресс-доставки с собственными технологиями. Традиционные инструменты ритейла в эпоху dark stores не работают. От их ограничений не избавиться: система все равно будет работать по принципу отложенного времени.
Ритейлеры по всему миру стремятся оптимизировать время совершения покупок. Китайский магазин 7Fresh, известный экспериментами с технологиями, запустил умные тележки, которые сканируют товары. Заказ можно оформить с помощью технологии распознавания лиц, покупки доставят домой через 30 минут. Экспресс-доставку внедряет канадский супермаркет Sobeys: он запустил сервис Voilà («Вуаля»). Управляющая супермаркетами в Бразилии компания Carrefour представила экспресс-доставку за 35 минут в 12 городах страны. Южнокорейская сеть мегамоллов Lotte Mart открывает собственные dark stores на юго-востоке Сеула и в пригороде. Также компания работает над сокращением количества операций с участием людей, планирует привлечь на склады роботов. В Лос-Анджелесе в сентябре 2020 года запущено приложение FastAF, предлагающее брендам доставлять свои товары покупателям в тот же день. В ассортименте Nike, Adidas и Levi’s, которые тоже хранят свои товары в городских dark store.
Гиганты стремятся также сократить объемы ручного труда в магазинах-складах, но технологии пока не могут удовлетворить этот запрос. Крупнейшая в мире розничная сеть Walmart в начале ноября 2020 года отказалась от роботов, которые способны сканировать полки с товарами. Компания разорвала контракт с Bossa Nova Robotics. В Walmart пришли к выводу, что сотрудники-люди эффективнее выявляют просрочку на полках, чем машины. К тому моменту на складах компании работали порядка 500 машин. При этом корпорация отдельно заявила, что не отказывается от изучения технологий для оптимизации выполнения заказов полностью. До этого стало известно, что она обучила более 30 тыс. сотрудников обслуживать онлайн-заказы.
Dark stores будут выигрывать и отвоевывать долю рынка у классических ритейлеров, если станут мобильными, сделают ставку на собственные технологии, будут формировать продуктовые команды и держать баланс отличной идеи и скорости развития.
В течение 15 месяцев, по нашему прогнозу, произойдет массовая роботизация работы больших распределительных центров. Роботы легко смогут сортировать товары в больших пространствах. В течение примерно 30 месяцев возможна роботизация работы dark stores. Пока роботов, готовых к работе в маленьком пространстве на компактном оборудовании, не существует, но они появляются прямо на наших глазах. В перспективе двух лет в пилотном режиме роботы начнут доставлять заказ до двери клиента, а в массовом — в течение пяти лет.