директорный пилотажный прибор что такое
Директорное управление
Смотреть что такое «Директорное управление» в других словарях:
директорное управление — самолётом способ управления, при котором для стабилизации движения самолёта на заданной траектории лётчик выполняет индицируемые ему директорным прибором команды о необходимых воздействиях на органы управления. Индикаторы команд Д. у.… … Энциклопедия «Авиация»
директорное управление — самолётом способ управления, при котором для стабилизации движения самолёта на заданной траектории лётчик выполняет индицируемые ему директорным прибором команды о необходимых воздействиях на органы управления. Индикаторы команд Д. у.… … Энциклопедия «Авиация»
Ручное управление — способ управления полетом летательного аппарата, при котором изменение режима полета путём отклонения органов управления осуществляется лётчиком с помощью рычагов управления. По степени автоматизации Р. у. подразделяют на прямое Р. у., Р. у. с… … Энциклопедия техники
Пилотажно-навигационное оборудование — обеспечивает решение задач навигации и управления летательным аппаратом. Объём задач, решаемых П. н. о. зависит от типа летательного аппарата, его назначения и условий применения. К основным задачам относятся: определение пилотажно навигационных… … Энциклопедия техники
пилотажно-навигационное оборудование — Контур пилотажно навигационного оборудования. пилотажно навигационное оборудование обеспечивает решение задач навигации и управления летательным аппаратом. Объём задач, решаемых П. н. о. зависит от типа летательного аппарата, его… … Энциклопедия «Авиация»
пилотажно-навигационное оборудование — Контур пилотажно навигационного оборудования. пилотажно навигационное оборудование обеспечивает решение задач навигации и управления летательным аппаратом. Объём задач, решаемых П. н. о. зависит от типа летательного аппарата, его… … Энциклопедия «Авиация»
Пилотирование — летательного аппарата целенаправленное выдерживание углового положения и параметров траектории полёта летательн аппарат лётчиком для обеспечения решения целевой задачи. В качестве целевой задачи П. может задаваться приведение летательного… … Энциклопедия техники
пилотирование — летательного аппарата целенаправленное выдерживание углового положения и параметров траектории полёта летательного аппарата лётчиком для обеспечения решения целевой задачи. В качестве целевой задачи П. может задаваться приведение… … Энциклопедия «Авиация»
пилотирование — летательного аппарата целенаправленное выдерживание углового положения и параметров траектории полёта летательного аппарата лётчиком для обеспечения решения целевой задачи. В качестве целевой задачи П. может задаваться приведение… … Энциклопедия «Авиация»
Режим директорного управления
Автоматический и директорный режимы управления при заходе на посадку в отношении работы системы почти не отличаются один от другого, но в первом случае команды, вырабатываемые вычислителем, исполняются автопилотом, а во втором случае – летчиком.
Пилотирование в директорном режиме хотя и проще, чем в позиционном, но имеет некоторые особенности, которые летчику необходимо четко представлять. Летчик, не уяснивший полностью особенностей индикации в директорном режиме, обычно выполняет заход неточно, с «перемахами» по курсу и высоте.
Необходимо помнить, что директорные стрелки командно-пилотажного прибора показывают не отклонение самолета от заданной линии пути, как планки положения, а отклонение от необходимого значения угла крена или тангажа. Так, например, если директорная стрелка отклонилась влево, это означает, что надо увеличить (или создать) крен влево, то есть изменением крена в сторону стрелки возвратить ее в центр. Ясно, что изменить крен значительно проще и быстрее, чем приблизиться к линии пути. Летчик, незнакомый с этим режимом управления, видя большое отклонение стрелки и считая поэтому, что далеко отклонился от заданной линии пути, энергично вводит самолет в разворот – стрелка сразу же отклоняется к противоположному краю прибора (так как крен превышает необходимый); летчик изменяет крен в противоположную сторону – стрелка резко уходит обратно, и так далее. Зачастую неопытному летчику не сразу удастся «утихомирить» стрелку и выполнить нормальный заход. Если же летчик понимает, что стрелка показывает только отклонение фактического крена от заданного, он плавными небольшими движениями подбирает такое положение рулей, при котором стрелка будет находиться в пределах центрального кружка, и в дальнейшем удерживает ее (то есть сохраняет необходимый крен) опять-таки плавными небольшими движениями органов управления.
Подобным образом осуществляется управление и в вертикальной плоскости. Глиссадная директорная стрелка показывает отклонение от нужного угла тангажа, обеспечивающего выход на глиссаду и полет по ней. Для полета по заданной траектории нужно подобрать такой угол тангажа. при котором стрелка будет в центре прибора.
С точки зрения летчика, можно сказать, что директорные стрелки показывают, какое должно быть отклонение рулей, чтобы самолет находился на заданной траектории полета. Большое отклонение директорных стрелок вовсе не означает, что самолет далеко отклонился от линии пути. Оно указывает только на то, что положение рулей в данный момент но соответствует необходимому их положению для полета по заданной траектории. Если самолет находится в стороне от заданной линии пути, но в пределах рабочей области системы, вычислитель вырабатывает и выдает на стрелки управляющие команды для выхода на эту линию по оптимальной траектории без превышения заложенного в систему максимально допустимого крена (обычно 30°). Если стрелки находятся в пределах центрального кружка прибора, самолет будет идти по траектории, выработанной вычислителем. При полете по глиссаде удержание стрелок в пределах кружка обеспечивает полет самолета по необходимой траектории снижения и точный выход на ВПП.
При пилотировании по директорным стрелкам следует избегать поспешных и резких движений ручкой управления в случае отклонения стрелки, так как кратковременный уход ее от нуля не приведет к большой ошибке в траектории полета, тем более что ошибка сразу же учитывается вычислителем и исправляется при последующем совмещении стрелок с кружком.
Однако следует иметь в виду, что при чрезмерно большом отклонении от линии посадки на малом удалении от начала ВПП предельный угол крена, заложенный в системе, может оказаться недостаточным для вписывания самолета в нормальную посадочную глиссаду.
При достаточной натренированности летчика, учитывающего указанные выше принципы и особенности пилотирования, директорный режим управления обеспечивает высокую точность захода, достаточную для уверенной посадки при метеоминимуме I категории (60х800 м).
Следует отметить, что при более благоприятных погодных условиях даже не совсем точное пилотирование, когда стрелки удерживаются в пределах первых от кружка точек прибора, обеспечивает заход на посадку (может быть лишь с небольшим доворотом после выхода под облака).
директорное управление
дире́кторное управле́ние самолётом способ управления, при котором для стабилизации движения самолёта на заданной траектории лётчик выполняет индицируемые ему директорным прибором команды о необходимых воздействиях на органы управления. Индикаторы команд Д. у. совмещаются с указателями положения самолёта относительно горизонта и заданной траектории, а также с указателем скольжения в командно-пилотажных приборах (см. рис. в статье Пилотирование по приборам). Д. у. существенно упрощает процесс пилотирования по приборам и применяется главным образом при взлёте, заходе на посадку и уходе на второй круг.
Команда управления формируется как разность текущего и заданного значений выбранного для Д. у. параметра короткопериодического движения самолёта, например, углов крена и тангажа (или нормальной перегрузки). Выдаваемое значение параметра Д. у. является суммой сигнала отклонения от траектории и сигнала скорости его изменения. Конструктивно принцип Д. у. реализуется в директорных системах траекторного управления, включающих вычислитель команд управления, контрольно-пилотажный и навигационно-плановый приборы. Чаще всего директорная система входит в состав бортовой системы автоматического управления (см. Автоматическое управление).
Литература:
Михалев И. Д., Окоемов Б. Н., Чикулаев М. С., Системы автоматического управления самолётом, 2 изд., М., 1987.
Смотреть что такое «директорное управление» в других словарях:
Директорное управление — самолётом способ управления, при котором для стабилизации движения самолёта на заданной траектории лётчик выполняет индицируемые ему директорным прибором команды о необходимых воздействиях на органы управления. Индикаторы команд Д. у. совмещаются … Энциклопедия техники
директорное управление — самолётом способ управления, при котором для стабилизации движения самолёта на заданной траектории лётчик выполняет индицируемые ему директорным прибором команды о необходимых воздействиях на органы управления. Индикаторы команд Д. у.… … Энциклопедия «Авиация»
Ручное управление — способ управления полетом летательного аппарата, при котором изменение режима полета путём отклонения органов управления осуществляется лётчиком с помощью рычагов управления. По степени автоматизации Р. у. подразделяют на прямое Р. у., Р. у. с… … Энциклопедия техники
Пилотажно-навигационное оборудование — обеспечивает решение задач навигации и управления летательным аппаратом. Объём задач, решаемых П. н. о. зависит от типа летательного аппарата, его назначения и условий применения. К основным задачам относятся: определение пилотажно навигационных… … Энциклопедия техники
пилотажно-навигационное оборудование — Контур пилотажно навигационного оборудования. пилотажно навигационное оборудование обеспечивает решение задач навигации и управления летательным аппаратом. Объём задач, решаемых П. н. о. зависит от типа летательного аппарата, его… … Энциклопедия «Авиация»
пилотажно-навигационное оборудование — Контур пилотажно навигационного оборудования. пилотажно навигационное оборудование обеспечивает решение задач навигации и управления летательным аппаратом. Объём задач, решаемых П. н. о. зависит от типа летательного аппарата, его… … Энциклопедия «Авиация»
Пилотирование — летательного аппарата целенаправленное выдерживание углового положения и параметров траектории полёта летательн аппарат лётчиком для обеспечения решения целевой задачи. В качестве целевой задачи П. может задаваться приведение летательного… … Энциклопедия техники
пилотирование — летательного аппарата целенаправленное выдерживание углового положения и параметров траектории полёта летательного аппарата лётчиком для обеспечения решения целевой задачи. В качестве целевой задачи П. может задаваться приведение… … Энциклопедия «Авиация»
пилотирование — летательного аппарата целенаправленное выдерживание углового положения и параметров траектории полёта летательного аппарата лётчиком для обеспечения решения целевой задачи. В качестве целевой задачи П. может задаваться приведение… … Энциклопедия «Авиация»
Понятие «Директорное (полуавтоматическое) управление».
Решение задачи частичной автоматизации управления для облегчения летчику ручного пилотирования на сложных этапах полета обеспечивается директорным управлением. Принцип директорного управления заключается в следующем. Информация от различных датчиков (измерительных систем), необходимая для траекторного управления, вводится в специальный вычислитель (рис. 4), реализующий выбранный закон управления. Сигнал управления, сформированный вычислителем, поступает не на вход сервопривода, как это делается при автоматическом управлении, а на командную (директорную) стрелку командно-пилотажного прибора (КПП).
Рис.4. Директорное управление
Закон отклонения стрелки в общем виде можно записать так:
δстр=кстр(х-хз) (3.1)
где х — управляемый параметр, кстр — коэффициент усиления прибора.
Важное значение при организации директорного управления имеет выбор управляемого параметра x, который должен обеспечить перевод задачи управления центром масс в задачу управления угловым движением самолета. Обычно в качестве управляемого параметра для продольного движения выбирается угловая скорость тангажа wz или нормальная перегрузка пу. Для управления боковым движением используется угол крена γ. Таким образом, законы отклонения командных стрелок продольного (при х=пу) и бокового каналов управления будут иметь следующий вид:
где параметры пуз и γ3 являются функциями соответствующих координат траекторного движения самолета.
Летчик, заметив отклонения командных стрелок, должен добиться возвращения их в исходное положение соответствующим перемещением рычагов управления (РУ). Устранение отклонения стрелок означает, что летчик создал перегрузку (крен для бокового канала), равную заданному вычислителем значению. Направление перемещения ручки управления при пилотировании по директорному прибору должно совпадать с направлением отклонения командных стрелок, а величина ее перемещения должна быть согласована с величиной отклонения этих стрелок. Необходимое соответствие по величине летчик устанавливает в процессе тренировок. Законы формирования отклонений командных стрелок в принципе требуют от летчика простого управления угловыми движениями самолета для удержания стрелок в нейтральном положении. При этом закон отклонения ручки управления δл для любого из каналов можно представить в виде
где kл — коэффициент передачи летчика.
Выражение (3.3) не учитывает запаздывания, вносимого летчиком. Путем тренировок летчик подбирает оптимальное значение коэффициента kл. Однако постоянным этот коэффициент можно считать лишь приблизительно.
Применение директорного управления позволяет значительно разгрузить летчика, но имеет ряд недостатков. Основными из них являются: механический характер действий летчика; меньшая точность по сравнению с автоматическим управлением, определяемая погрешностями слежения летчиком за командными стрелками и низкой точностью командных приборов; снижение внимания летчика к приборам, непосредственно не связанным с директорным управлением, что при отсутствии встроенного контроля вычислителя может вызвать запаздывание в выявлении его отказа.
Последний недостаток можно в определенной степени ослабить, если научить летчика чаще обращать внимание на пилотажные приборы и следить за поведением планок положения КПП. При нормальной работе вычислителя в процессе директорного управления эти планки должны плавно подходить к своему нейтральному положению и в дальнейшем не покидать его малых окрестностей. При отказе вычислителя появляется либо уход планок от нейтрального положения, либо их расходящиеся колебания.
Между автоматическим и директорным управлением существует сильное сходство, заключающееся прежде всего в одинаковых законах управления органами управления. Это обеспечивает единство структуры и идентичность передаточных чисел.
Рис.5 Функциональная схема связи автоматического и директорного управления
На рис. 5 изображена функциональная схема связи автоматического и директорного управлений для случая использования в качестве управляемых параметров нормальной перегрузки пу и крена γ. Различием контуров автоматического и директорного управлений является то, что управляющие сигналы, сформированные вычислителем, в первом случае подаются на сервоприводы соответствующих каналов управления, а во втором — на командные стрелки директорного прибора. Причем при директорном управлении сигналы улучшения управляемости (демпфирования) подаются непосредственно на сервоприводы, а не на командные стрелки.
В настоящее время режим директорного управления начинает играть вспомогательную роль. Он становится резервным на случай отказа автоматического управления.
Директорный пилотажный прибор что такое
15.5.4. Бортовое оборудование и кабина экипажа
Рис. 15.40. Кабина экипажа пассажирского самолета
   В кабине экипажа (рис. 15.40) размещены рычаги управления рулевыми поверхностями (штурвальная колонка 1 и педали 2 ) на каждом рабочем месте и рычаги управления двигателями 3 на центральном пульте 4.
   На центральном пульте, боковых пультах 5 левого и правого пилотов, основной приборной панели 6, потолочной панели 7 размещены управляющие элементы (рычаги, переключатели, клавиатуры ввода информации в АЦСУ и др.) всех систем самолета, приборы, выдающие экипажу информацию о необходимых управляющих воздействиях (входных сигналах), и приборы, информирующие экипаж о положении самолета в пространстве и работе всех его систем (обратные связи, см. раздел 7.2.4).
|
   Стойки каркаса 8 остекления 9 кабины размещены таким образом, чтобы обеспечить экипажу обзор (визуальная информация) в соответствии с требованиями Авиационных правил к диаграмме обзора.
    В кабине пассажирского самолета, пилотируемого двумя летчиками (рис. 15.41), могут быть установлены кресла 3 и 4 для дополнительных членов экипажа (инспекторов, инструкторов). Кресла командира воздушного судна 1 и второго пилота 2 размещены так, чтобы обеспечить досягаемость и обзор расположенных на центральном пульте управления, потолочной панели и основной приборной панели всех средств управления и контроля, без которых нормальное пилотирование самолета невозможно.
   Основу приборного оборудования современных самолетов составляют приборы «обобщенной индикации», в которых на экранах цветных электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) создается изображение, несущее информацию от многих приборов, что позволяет сосредоточить на одном индикаторе максимальное количество информации различного назначения.
   Традиционные директорно-пилотажные приборы (авиагоризонты, вариометры, высотомеры и т. д.) служат в качестве резервных (дублирующих).
   Пример компоновки приборов на основной приборной панели приведен на рис. 15.42.
   На панели доминируют шесть одинаковых по размерам экранов ЭЛТ. Отметим, что левая и правая части панели относятся к пилотажно-навигационной системе и практически дублируют друг друга.
|