дисфазия и афазия что
Афазия
Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.
МКБ-10
Общие сведения
Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).
У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.
Причины афазии
Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:
Факторы риска
К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся:
Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.
Классификация
В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.
Симптомы афазии
Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.
Моторные афазии
Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).
Сенсорная афазия
В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе. При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес. после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим. Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.
Акустико-мнестическая афазия
При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.
Семантическая афазия
Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.
Динамическая афазия
При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.
Диагностика
Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:
Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.
Коррекция афазии
Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).
Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.
Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.
Прогноз и профилактика
Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.
Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.
Дисфазия и афазия что
Дисфазия у ребенка проявляется главным образом отсутствием речи. Все остальные сопутствующие симптомы подтверждают данный диагноз. Разобраться в причинах заболевания и принципах лечения поможет опытный детский врач. От правильно подобранной терапии зависит прогноз на будущее.
Что такое дисфазия развития?
Под дисфазией понимают стойкое недоразвитие или полное отсутствие речи у ребенка. Связана такая патология с определенными органическими поражениями в коре головного мозга, который отвечает за развитие речевых навыков. Дисфазию нередко путают с афазией, при которой ребенок перестает говорить в связи с утратой навыков речи. Происходит это в результате тяжелых травм, заканчивающихся сотрясением, заболеваний сосудов или операции на коре головного мозга, а также при его опухолях.
Дисфазия всегда начинает проявляться в перинатальном или раннем периоде развития речевых навыков у младенца. Степень тяжести заболевания при обращении к врачу устанавливается исходя от времени поражения систем головного мозга. Самым опасным периодам считается 3 – 4 месяц беременности. Ребенок при таком заболевании не только не может разговаривать, но и зачастую плохо понимает речь окружающих людей.
СПРАВКА! Дисфазию в российской классификации болезней именуют как алалия. Этот термин нельзя путать с распространенным заболеванием дислалией, при котором речь у ребенка имеется, но сильно искажена. Различные источники также дают однотипные названия для дисфазии – это «ранняя детская дисфазия» или «дисфазия развития».
Виды дисфазии
Выделяют несколько видов дисфазии:
Симптомы
Симптоматика детской дисфазии различна и зависит от возраста и индивидуальности конкретной личности. Первыми признаками проявления заболевания служит тот факт, что малышу сложно дается высказать свою мысль, он долго подбирает нужные слова, чтобы выразить эмоцию или желание.
Речь при этом медленная, тягучая и отрывистая одновременно. Ребенок не способен говорить длинный монолог. Чтобы произнести отдельную фразу из 3 – 5 слов, ему требуется чуть ли не полминуты времени. Уловить смысл монолога ребенка удается с трудом.
ВНИМАНИЕ! Характерным признаком моторной дисфазии является пропуск коротких слов и предлогов. В его речи присутствуют лишние звуки и бессмысленные словосочетания. В письменном виде больной ребенок допускает массу грамматических ошибок в элементарных словах, не говоря уже о знаках препинания. При этом может менять хаотично порядок слов.
Со стороны восприятия речи и эмоций других людей у ребенка наблюдаются следующие симптомы:
На раннем этапе проявления у младенца симптомы заболевания проявляются в виде несвязного лепета и отсутствия привычки подражать произносимым извне звукам. Такое поведение наблюдается, как правило, на первом или втором году жизни. После 2,5 лет развитие затормаживается. Словарный запас не пополняется и, в итоге, скуднеет. После трех лет такого ребенка невозможно научить обобщать слова в фразы и различать такие понятия, как синонимы и антонимы.
Причины
Причинами развития моторной дисфлазии являются:
ВАЖНО! Сосудистые поражения головного мозга в результате травм могут возникнуть из-за проблем с полноценным кровоснабжением. Травмирование может иметь открытый или закрытый вид. Все они приводят к нарушению речевых центров. Область поражения головного мозга при моторной дисфазии обширна и поддается только длительному лечению.
Лечение
В качестве терапии больному моторной дисфазией ребенку необходимо наблюдаться у логопеда. Специальные техники помогут малышу сформировать и развить речь, установить правильное произношение отдельных слогов и фраз. Помимо этого, малышу назначаются ноотропные препараты, которые улучшают питание клеток головного мозга.
Обязательным этапом лечения служит проработка речевых и смежных навыков. Специально подобранные алгоритмы помогут скомпенсировать имеющиеся нарушения. В начальных и средних классах с детьми, имеющим диагноз моторная дисфазия, проводят занятия с репетиторами. Такие детки также нуждаются в помощи психолога, психотерапевта и трудотерапевта.
Лечение необходимо проводить на ранней стадии диагностирования заболевания, сразу же после обнаружения соответствующей симптоматики. Родители должны использовать максимально корректный подход для лечения своего ребенка, применяя техники, которые назначит логопед и лечащий врач.
Ожидаемый прогноз на будущее
При разрушительных процессах на мозговую активность ребенка, при моторной дисфазии все же сохраняется интеллект. У некоторых ребятишек он даже имеет очень высокий показатель, но когнитивных нарушений избежать все-равно непросто. Маленькие дети практически всегда отличаются нарушенным абстрактным мышлением и восприятием действительности такого плана. Обобщение информации им дается тяжело, поэтому даже при полноценном лечении они отстают от своих сверстников по скорости усвоения школьного материала.
СПРАВКА! Моторная дисфазия всегда несет в себе последствия нарушения концентрации и внимания. Ребенок практически никогда не может выделяться среди сверстников, так как постоянно отстает от них в развитии и речевом и умственном.
Если моторная дисфазия не будет компенсирована к школьному возрасту, то могут возникнуть такие поведенческие проблемы, как самоизоляция в обществе и семье, отчуждение от сверстников, враждебное отношение к окружению, вспыльчивость и неконтролируемая тревога.
Афазия: симптомы, виды, диагностика и лечение
Афазия – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. Человек с данной патологией испытывает серьезные трудности в общении с другими людьми, у него нарушается восприятие окружающего мира. Пациентов с рецептивной афазией не способны понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. А у пациентов с экспрессивной афазией нарушается способность речеобразования при относительно сохраненном понимании и осмыслении речи. Существуют и другие типы афазии, которые могут в значительной степени перекрываться.
Особенности афазии
Понятие «афазии» в медицинской терминологии означает неврологическое заболевание, которое связано с расстройством когнитивных функций, таких как речь, письмо, память, ориентация во времени и пространстве, рисование, понимание и осознанность, а также внимание и праксис.
Основное проявление афазии – проблемы с пониманием речи и ее произношением. В некоторых случаях страдает восприятие визуальной информации.
Афазия развивается только тогда, когда у человека сформирована речь, т.е. данный диагноз ставится детям старше 3-4 лет.
Причины афазии
Чтобы понять причины возникновения афазии, нужно разобраться с тем, как работает речевой аппарат человека. Головной мозг синтезирует и воспринимает речь при помощи хорошо развитых речевых центров, которые находятся в коре больших полушарий.
Речевые центры называются по именам врачей, которые их открыли:
Чаще всего к развитию афазии приводят следующие факторы:
Основная симптоматика
В зависимости от локализации пораженных участков, симптомы могут быть менее или более интенсивными. Наличие того или иного симптома будет зависеть и от вида афазии, который диагностирован у человека.
К основным симптомам афазии относятся:
Классификация афазии
В современной медицинской практике принято брать за основу классификацию по А.Р. Лурия, т.к. именно она учитывает локализацию очага поражения и возникающей при этом симптоматики. Ниже указаны основные формы афазии в соответствии с этой классификацией.
Динамическая афазия
Появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария, которое отвечает за речевую функцию. Данная патология характеризуется невозможностью построить связное и логичное высказывание. Возникают проблемы при необходимости пересказа содержимого увиденного ролика.
Пациент может забывать названия улиц, городов, даже фамилии близких ему людей. Но если сделать подсказу, назвав начало слова, то человек сможет закончить его. Возникают проблемы с отсчетом в обратном порядке.
Акустико-гностическая афазия
Проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Эта патология еще называется сенсорной афазией, для которой характерно нарушение речи, при котором человек перестает воспринимать слова другого человека на слух. Пациент не может анализировать и синтезировать обращенную к нему речь, т.е. для него это просто набор невнятных звуков.
При сенсорной афазии нарушено слуховое восприятие при нормальном физическом слухе. Сама же речь таких пациентов в первые 2 месяца после начала мозговой катастрофы напоминает «речевую окрошку», представляя собой случайный набор звуков и слов. Затем у человека развивается логорея с выраженными вербальным, литеральными парафазиями и аграмматизмами.
Акустико-мнестическая афазия
Данная форма проявляется тем, что у человека существенно снижается способность запоминать услышанную информацию. При этом отмечается снижение объема запоминания: услышав фразу, он может запомнить не более 2-3 слов.
Таким людям очень тяжело общаться в компании, где больше 2 людей. При общении с ними нужно использовать простые слова и предложения.
Амнестико-семантическая афазия
Возникает при комплексном повреждении височной, теменной и затылочной зоны головного мозга. Данная форма проявляется следующими нарушениями:
Эфферентная моторная афазия
Данная патология связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). У пациента появляются артикуляционные дефекты речи и проблемы с изменением положения органов артикуляционного аппарата. Иными словами, когда он произносит какой-нибудь звук, то ему требуется время для переключения на другой.
Речь присутствует, но без интонационной окраски, эмоций, в ней нет плавности. Центральный речевой дефект – это кинетическая артикуляционная апраксия. При эфферентной моторной афазии также могут наблюдаться нарушения двигательных процессов и заторможенность.
Афферентная моторная афазия
Очаг поражения – нижние отделы постцентральной коры, которые примыкают к роландовой борозде. У пациента есть серьезные проблемы с изменением положения артикуляционного аппарата при произношении звуков (кинестетическая артикуляционная апраксия).
При обширных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают сенсорные и моторные речевые зоны, у пациента диагностируется тотальная афазия – полная невозможность говорить и распознавать речь. Часто встречаются смешанные формы афазии: сенсомоторные, афферентно-эфферентные и т.д.
Основные методы диагностики
Диагностика афазии предполагает привлечение нескольких специалистов, включая невролога, нейропсихолога и логопеда.
Для выявления очага поражения и выяснения непосредственных причин патологии применяется МРТ и КТ, УЗДГ сосудов головы и шеи, а также дуплексное сканирование сосудов головного мозга.
Помимо инструментальной диагностики, проводится обследование речи, которое предполагает диагностику устной и письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание смысла прочитанного).
Тестирование в клинических условиях для выявления конкретных поражений должно включать оценку следующих симптомов:
Формальное нейропсихологическое тестирование, проводимое нейропсихологом или логопедом, может выявить более тонкие уровни дисфункции и помочь в планировании лечения и оценке имеющегося потенциала для восстановления. В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов для выявления афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий»).
Нейропсихолог также проводит диагностику:
В задачу специалистов также входит дифференциальная диагностика, т.е. важно дифференцировать афазию от других патологий, проявления которых могут быть схожими: дизартрия, алалия, мутизм и др.
Дисфазия
Классификация
Алалия является речевым нарушением, развившимся из-за органического поражения мозга, а вот термин дисфазия часто применяется в более общем ключе, включающем в себя нарушения речи, связанные с незавершенным формированием некоторых отделов коры головного мозга, но без наличия поражений органического характера. В подобных случаях к основным причинам недостаточной готовности коры головного мозга к воспроизводству полноценной речи относят двигательную депривацию в ранние годы жизни, явившуюся следствием перенесенного артрита, а также педагогическую запущенность ребенка.
В зависимости от наиболее пострадавшего компонента речи, выставленный диагноз часто дополняется и в дальнейшем записывается как «сенсорная дисфазия» либо «моторная дисфазия». Помимо этого, заключения специалистов могут дополняться такими формулировками как «дисфазия развития» и «особенности формирования речи по типу дисфазии развития».
Следовательно, под дисфазией подразумевается ряд трудностей, возникающих при формировании речи у детей, и связаны они, прежде всего с несформированной корой головного мозга. Преодоление указанного расстройства требует точного выявления причин возникновения патологии и их последующего устранения, при этом работа логопеда должна строиться с учетом имеющихся особенностей в развитии ребенка, с привлечением должного внимания не только к развитию детских речевых навыков, но и к развитию прочих высших функций психики.
Лечение
Терапией дисфазии занимаются речевые неврологи, логопеды и нейропсихологи, их деятельность основывается на комплексном подходе к лечению и применении качественных и проверенных медицинских препаратов.
Основной задачей речевого невролога является оценка органических поражений ЦНС (если таковые имеются), а также назначение при необходимости медикаментозного лечения. Работа неврологов нашего центра основывается на применении экспертных протоколов лечения и подразумевает очень осторожный подход к назначению медикаментов.
Параллельно с приемом медпрепаратов выстраивается и индивидуальный в каждом конкретном случае коррекционный маршрут, данной деятельностью в центре занимается отделение лечебной педагогики. Кроме них с детьми работают нейропсихологи и логопеды—реабилитологи. Для повышения терапевтического эффекта наши специалисты применяют европейские стандарты реабилитации, представляющие собой современные неинвазивные лечебные методики.
Дисфазия
Дисфазия – некое нарушение формирование речи, которая возникает на фоне поражения речевой зоны коры головного мозга. Причем данная проблема возникает в момент внутриутробного развития, либо в достаточно раннем возрасте, когда ребенок еще не начинает разговаривать.
Говоря простыми словами, дисфазия представляет собой отсутствие, либо нарушение речи, которые возникают при целом ряде причин.
Симптомы недуга
К основным симптомам данного заболевания можно отнести следующие моменты:
Какие существуют формы недуга
Дисфазия бывает следующих видов:
В первом случае, пациенту очень сложно произносить, а также подбирать слова правильно. Во втором случае возникают проблемы с понимаем слов, которые слышит чадо. В самых запущенных ситуациях, ребенок вообще не воспринимает речь человека. Реагирует только на шумы и то не так, как следует.
Основные причины возникновения заболевания
Чаще всего дисфазия возникает в том случае, когда происходит какое-либо негативное воздействие на беременную. К примеру, это может происходить из-за чрезмерно частого применения рентгена беременной женщиной. В итоге оказывается серьезное ионизирующее воздействие на плод, из-за чего и проявляется заболевание – дисфазия.
Также причиной дисфазии может стать инфекционное заболевание беременной: сифилис, краснуха, а также токсоплазмоз.
Но и на этом причины не заканчиваются, так как дисфазия может возникнуть в случае недоедания беременной. Если беременная женщина нарушает режим питания, отказывается категорически от употребления мясных продуктов, либо избегает употребление фруктов и овощей, у ребенка также может возникнуть дисфазия.
Также дисфазия может возникнуть у малыша, если у беременной недостаток йода. Именно поэтому очень важно в период вынашивания малыша посещать лечащего врача, придерживаться диеты, а также не забывать об употреблении йода в должном количестве, так как с его помощью формируется правильное развитие нервной системы. Йод также должен в обязательном порядке присутствовать и в рационе питания ребенка до 3 лет, чтобы не возникали разнообразные заболевания.
Дисфазия может возникнуть также из-за травмы головного мозга у ребенка. Дело в том, что в момент рождения акушер может сжать головку специальными акушерскими щипцами, из-за чего произойдет сдавливание, которое и спровоцирует возникновение болезни.
Если недуг будет своевременно обнаружен, и вы сразу же отправитесь за помощью к квалифицированному логопеду, тогда есть шансы на полное избавление от недуга навсегда.
Диагностика заболевания
Для того чтобы справиться с недугом, необходимо воспользоваться услугами нашего реабилитационного центра, где трудятся настоящие профессионалы своего дела. Для того чтобы определить болезнь и грамотно с ней справиться, для начала проводится диагностика больного:
Только после этого может быть назначено квалифицированное лечение, реабилитация. В некоторых ситуациях достаточно лишь длительной работы с опытным логопедом, после чего речь полноценная, грамотна. Но все зависит непосредственно от сложности ситуации. Для того чтобы побороть недуг, следует связаться с сотрудниками нашего реабилитационного центра, обсудить все детали и пройти диагностику. Только после этого врач предложит оптимальные схемы для лечения.