дисгармоничное поведение отягощенное несоответствием того что совершает субъект
Профессиональная реакция на осложненное поведение
(по Н.Е.Щурковой)
Осложненное поведение – дисгармоничное поведение, отягощенное несоответствием того, что совершает субъект с тем, что должно быть им произведено с точки зрения другого субъекта (общества, группы, партнера, коллектива, самого субъекта), т.е. поведение, выпадающее из контекста культуры. В таком состоянии может оказаться каждый.
1. Педагогу не следует выражать подчеркнуто свои эмоции, удивление по поводу такого поведения.
2. «Присоединиться» к субъекту осложненного поведения: словами «Ты не одинок», «Я тебя понимаю»; невербально.
3. Обрисовать предметный и социальный результат действий, поступков. Воспитанник должен очевидно представить негативные последствия осложненного поведения.
4. Представить иной образец поведения в качестве возможного решения.
5. Этическая защита, попытка оправдать случившееся серьезными причинами.
6. Апелляция к самосознанию субъекта.
7. Рождение неожиданного педагогического решения. («Все! Давай-ка мы…»)
ШОУ-технологии (по С.Д.Полякову)
Можно выделить три отличительных особенности шоу-программы:
— деление участников на выступающих и зрителей («сцену» и «зал»);
— соревновательность на сцене (сценарий, процедура оценивания);
— импровизация и эмоциональное заражение участников шоу.
Этап подготовки шоу
— решение о принципе отбора участников (полная добровольность, добровольность с условием, предварительный отборочный тур, представительский принцип и пр);
— выбор формы проведения шоу, формирование команд, домашние задания, правила поведения на сцене;
— решение о ведущем, составление программы, репетиция ведения шоу.
— решение о способе формирования зала (без ограничения, по билетам, по квотам);
— расположение зрителей; если необходимо – деление «зала» на группы;
— настрой «зала» (обращение к зрителям в объявлении, пригласительном, слово ведущего, специальные правила для «зала», символика и др.);
3. Оценивание команд (что оценивается, кто, когда, по каким критериям, каким образом (техника процесса оценивания)).
4. Оформление (сцена, зал, реклама, плакаты; эмоционально-притягательное оформление основного содержания, ценностей, настроения).
Основная часть – соревновательное взаимодействие
Взаимодействие команд может быть прямым (обращение друг к другу), опосредованным (выступление по очереди) или «смешанным».
Ориентация на законы сценического действия: завязка, развитие, конфликт (кульминация), развязка.
Финал
1. Итоговое оценивание
2. Смягчение соревновательности действием, словами, объединяющими «сцену», и действиями, объединяющими «зал» и «сцену» (общая песня, ритуальное действо и т.п.).
Роль классного руководителя в работе с трудными учащимися
1. Введение.
Дети осложненного поведения доставляют школьному педагогу особенно много хлопот и неприятностей. Вероятно, поэтому их называют трудными, обозначив данным словом и то, что с ними «трудно справиться» и то, что им «трудно» живётся при сложившихся обстоятельствах.
Для того, чтобы протекало нормальное развитие, дети должны чувствовать себя защищенными. Конечно, ни в одном Воспитательном учреждении никто не старается специально обижать ребёнка, никто не ставит перед собой задачи создавать ситуации, в которых он чувствовал бы себя зависимым и униженным, но защита оттого, что вольно или невольно может нанести вред, мешать развитию души и ума, ребёнку необходима.
Цель моей работы: поделиться опытом работы классного руководителя работающего на первой ступени с учащимися «группы риска»
2. Причины проблемы.
Осложнённое поведение порождается рядом причин.
1. В первую очередь назовём неблагоприятное состояние ребёнка, препятствующее разумному и спокойному конструированию поведения.
3. И лишь третья причина осложнённого поведения низкий уровень духовного развития ученика, о котором мало беспокоились взрослые. Эти три коренные причины могут завязываться в тугой узел, что не углядишь ни одной, а видишь только мучительную проблему неблагополучной жизни.
Дети осложненного поведения, как правило, дети тяжёлой личной судьбы. Иногда своим поведением ребёнок прямо об этом заявляет.
В портрете осложненного поведения всегда содержится хотя бы одна из этих характеристик. А рядом располагается. Вторая характеристика, разорванность межличностных отношений, когда ребёнок остаётся один на один в этом сложном мире: родители решают свои бытовые проблемы; дети с ним не дружат, потому, что он неприятен им дикостью и агрессивностью или замкнутостью и неумелостью; учительница исключает трудного ребёнка из круга своего доброго внимания по причине неудовлетворительной деятельности.
3. Пути решения педагогической проблемы.
Вот некоторые пути решения педагогической проблемы ребёнка с осложнённым поведением.
В первую очередь крайне необходимо распознать, когда ребёнок находится в неблагоприятном состоянии, которое даёт ощущение дискомфорта и неблагополучия.
Неблагоприятное состояние характеризуется эмоциональной отстранённостью (разрывом межличностных отношений), усилением эмоций и впечатлений субъективного смысла (возрастает значимость внутренних переживаний).
Поэтому психотерапевтическая деятельность педагога состоит в фиксации и снятии неблагоприятного состояния, достижения равновесия (психического, духовного, эмоционально), через снижение (гиперактивности или безразличия) во имя личностного развития ребёнка.
4. Методы разрешения педагогической проблемы.
Разрешение проблемы снятия неприятного состояния возможно различными методами.
4. Санкционирование (ограниченное временем)- метод, предполагающий разрешение и право на проявление данного неприятного состояния (апатии, грусти. скуки ), несмотря на то что оно не оправдывает ожиданий окружающих и отклоняется от социальных норм и ценностей. Метод используется в целях постепенного исхода переживания и его угасания.
Например: педагог вызывает ученика к доске, а тот ухватился за парту и не идёт. Стараясь определить причину, которая повлияла на возникновение страха и боязни отвечать, учитель задаёт уточняющие вопросы: «Ты не выучил урок?» или «Тебе не хочется отвечать у доски?». Ни в коем случае нельзя травмировать ребёнка и манипулировать его состоянием.
7. Расширение поля объектов через предложение ряда обстоятельств, которые могли бы привести к неблагоприятному состоянию.
Например: «Не волнуйся, я тебе помогу». Присоединяясь к проблемам ученика, мы не отталкиваем его, а завоёвываем доверие и постепенно довести его к изменением в поведении.
Это способствует установлению благоприятных межличностных отношений, ощущения дискомфорта и неблагополучия. Причём присоединение происходит взаимно: «Помоги мне, пожалуйста!».
Например: «Это не сложное задание, обычно ты с такими всегда справлялся. Этим педагог способствует раскрытию внутреннего потенциала.
5. Способы педагогического содействия выхода школьника из кризиса.
Работа с детьми осложнённого поведения не является по существу «коррекционным» воспитанием, ибо не на исправления поведения направлены педагогические усилия, а на формирование в самом ребёнке способности к саморегуляции, свободе выбора и личностной ответственности за ход своей жизни.
Педагога волнует не так называемое девиантное поведение, его волнует отношения а социально-культурным ценностям, т.е. способность ученика войти в контакт общечеловеческой культуры и свободно жить в этом общепринятом ценностном мире.
6. Диагностика уровня воспитанности учащихся.
В течение 2-х лет с Федей проводилась постоянная работа с моей стороны, как классного руководителя.
7. Заключение.
9. Литература.
1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.
3. Козлова Г.В. Диагностика воспитательного процесса./Классный руководитель.2000 № 4
Психолого–педагогические особенности детей с трудностями в поведении.
В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей» неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая. «Трудный» ребенок растет неполноценным. Он живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха. Он становиться жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь наказание со стороны.
Просмотр содержимого документа
«Психолого–педагогические особенности детей с трудностями в поведении.»
детей с трудностями в поведении.
В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей» неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая. «Трудный» ребенок растет неполноценным. Он живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха. Он становиться жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь наказание со стороны.
Отклонения поведения от нормы называют также аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным, деликвентным. Все эти названия говорят об одном: поведение ребенка не соответствует принятой норме, т. е. является аномальным, или отклоняющимся.
Рассмотрим формы проявления сопротивления социальным требованиям:
1. Непослушание — наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка. Проступок — это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаше всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.
2. Детский негативизм (от лат. — отрицаю) проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным. Пассивный — это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия. Активный — когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются. По длительности проявления негативизм бывает устойчивым и эпизодическим. Первый длится долго, а второй проявляется лишь временами.
3. Правонарушения. В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления — хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налеты, грабежи. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы. Перешагнув границы дозволенного, потерявшие контроль над собой, малолетние преступники становятся особенно дерзкими.
4. Аффекты (от лат.— сильные эмоции) — это бурно протекающие эмоциональные переживания. Аффективный ребенок агрессивен, конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Аффективные формы поведения вызывают также:
• конфликты в группе, со всем коллективом,
• внутренний конфликт между уровнем притязаний (основанный на преувеличенной самооценке) и тем уровнем, на котором ученик фактически пребывает в классе,
• склонность к аффективным формам отношений и разрешения конфликтов.
Чаще всего у детей возникают тягостные переживания из-за того, что их якобы не признают, ущемляют, недооценивают, к ним несправедливо относятся, придираются. В подобных случаях у них нередко возникают устойчивые аффективные состояния, на этой основе формируются отрицательные формы поведения.
Причиной аффектного поведения являются психопатологические изменения, которые вызывают либо патологической наследственностью, либо неблагоприятными воздействиями на ребенка внешних факторов во внутриутробном (эмбриональном) периоде или на самых ранних этапах его жизни.
У такого ребенка-психопата, прежде всего, выступает недостаточная способность правильно оценить свои поступки, действия, свою деятельность и преобладание примитивных влечений (повышенное стремление к еде, несколько обнаженная сексуальность). Своеобразно развивается у этих детей эмоциональная сфера. Так, при сохранности элементарных эмоциональных проявлений (чувства радости и страха, привязанность к родным), у них не развиваются сложные эмоциональные образования, т. е. не вырабатывается дифференцированного, глубокого отношения к окружающим; поэтому их эмоции нестойки и поверхностны. Кроме того, у этой группы психопатов не возникает глубоких переживаний; поэтому у них нет проявлений самолюбия, обидчивости, ранимости. Недоразвитие воли у детей-психопатов органического круга сказывается в том, что они не умеют регулировать своего поведения, т. е. оказываются не в состоянии согласовывать свою деятельность с предъявляемыми к ним требованиями.
Организация помощи трудным детям.
I. Организация медицинской помощи
1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами «трудных» школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т. д.
3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
4. Половое просвещение «трудных» подростков. Решение проблем половой идентификации.
II. Организация психологической помощи
1. Изучение психологического своеобразия «трудных» подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
2. Выявление проблем семейного воспитания.
3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
4. Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.
5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
III. Организация педагогической помощи
1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома неудачника».
3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.
5. Оказание педагогической помощи родителям «трудного школьника».
6. Организация свободного времени трудного ребенка.
1). Изучение интересов и способностей детей.
2). Вовлечение «трудных» в кружки, секции, общественно полезную деятельность.
3). Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
4). Изучение участия «трудных» в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
5). Поощрение любых видов художественного и технического творчества «трудных» и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
Методы разрешения педагогической проблемы.
Разрешение проблемы снятия неприятного состояния при общении с трудным ребенком возможно различными методами.
Он используется с целью устранить отрицательные проявления через включение ребёнка в деятельность.
Метод применяется с целью постепенного угасания накала.
4. Санкционирование (ограниченное временем)- метод, предполагающий разрешение и право на проявление данного неприятного состояния (апатии, грусти. скуки ), несмотря на то что оно не оправдывает ожиданий окружающих и отклоняется от социальных норм и ценностей.
Метод используется в целях постепенного исхода переживания и его угасания.
6. Определение и поиск объекта, способствующего возникновению негативных переживаний.
Например: педагог вызывает ученика к доске, а тот ухватился за парту и не идёт. Стараясь определить причину, которая повлияла на возникновение страха и боязни отвечать, учитель задаёт уточняющие вопросы: «Ты не выучил урок?» или «Тебе не хочется отвечать у доски?». Ни в коем случае нельзя травмировать ребёнка и манипулировать его состоянием.
7. Расширение поля деятельности объектов через предложение ряда обстоятельств, которые могли бы привести к неблагоприятному состоянию.
8. Присоединение предполагает принятие трудного состояния как собственного.
Например: «Не волнуйся, я тебе помогу». Присоединяясь к проблемам ученика, мы не отталкиваем его, а завоёвываем доверие и постепенно довести его к изменением в поведении. Это способствует установлению благоприятных межличностных отношений, ощущения дискомфорта и неблагополучия. Причём присоединение происходит взаимно: «Помоги мне, пожалуйста!».
Например: «Это не сложное задание, обычно ты с такими всегда справлялся. Этим педагог способствует раскрытию внутреннего потенциала.
Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначительный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь человеку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность целиком ложится на его родителей и учителей. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека. Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу.
Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
Воспитание трудного ребенка (под ред. Рожкова М.И., М., 2003г.)
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
Социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения подростков
Рассмотрим подходы разных исследователей к определению понятия «
По мнению А.Коэна, отклоняющееся поведение – это такое поведение, которое идет вразрез с ожиданиями, то есть с ожиданиями и признаваемыми законными действиями внутри социальной системы. Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества и тогда определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или др. наказания нарушителя».
М.А. Галагузова рассматривает девиантное поведение как один из видов отклоняющегося поведения, связанного с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.
По определению И.С. Кона, девиантное поведение можно рассматривать как систему поступков, не соответствующих общепринятым или подразумеваемым нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
По мнению А.С. Белкина, девиантное поведение есть результат попыток компенсировать недостатки общения в стихийно возникающих группах, действующих вне педагогического контроля и руководства, или негативная реакция на неудовлетворенность ребенка связями с окружающей средой.
Ю.А. Клейберг объясняет понятие девиантное поведение как специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий; способ, в арсенале которого специфические приемы самовыражения (слэнг, стиль, символика, мода, манера, поступок).
И.А.Невский девиантным поведением называет особенности поведения, которые свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, которые несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований законов, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
Н.Е.Щуркова девиантным поведением называла дисгармоничное поведение, отягощенное несоответствием того, что совершает субъект, с тем, что должно быть им произведено с точки зрения другого субъекта: общества, группы, партнера, либо самого субъекта.
Итак, различные подходы раскрывают:
1. Девиантное поведение определяют как поступок, действия человека (С.А. Беличева, И.А. Невский, Н.Е. Щуркова).
2. Девиантное поведение является следствием попыток подростка самостоятельно компенсировать недостатки общения в стихийно возникающих группах (А.С. Белкин), то есть негативная реакция на неудовлетворенность ребенка связями с окружающей средой.
3. Атрибутами девиантного поведения являются сленг, стиль, символика и т.п. (Ю.А. Клейберг).
4. Отсутствие своевременной педагогической помощи в разрешении сложной жизненной ситуации подростка приводит к дальнейшей десоциализации и закреплению различных форм девиантного поведения (С.А. Беличева, Ю.А. Клейберг, И.А. Невский, Н.Е. Щуркова).
Безусловно, если нет единого подхода к определению содержания понятия «девиантное поведение», то, следовательно, нет единства в выделении типов такого поведения. Рассмотрим только классификации девиантного поведения.
В «Российской педагогической энциклопедии» выделяются следующие типы отклоняющегося поведения:
1. Противоправные отклонения, связанные с нарушением уголовного законодательства в возрасте, обязывающем несовершеннолетних нести ответственность, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, драки, побои, тяжкие преступления).
А.В.Мудрик девиантное поведение подразделяется на две большие категории:
1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Если проступки не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной и психологической адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Отклонения от социальных норм включают отклонения как корыстной, агрессивной ориентации, так и отклонения социально-пассивного типа.