дискография что это в логопедии
Дисграфия: виды, причины, профилактика и лечение
Письменной речью ребенок овладевает к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи.
К ней можно отнести:
1. Правильно сформированную устную речь. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки, и синтез.
2. Развитое восприятия: пространственное, зрительно-пространственныйгнозис, сомато-пространственные ощущения, знание схемы тела.
3. Сформированность двигательной сферы.
4. Способность к саморегуляции.
5. Сформированность абстрактного мышления.
Если данная основа является нарушенной, то могут возникнуть нарушения письменной речи.
Существуют 4 группы нарушений письма,которые обусловлены возрастной спецификой:
1. Трудности в овладении письмом. Встречается в подготовительной группе в 6–7 лет и в первом классе, проявляется в нечетком знании алфавита. Дети испытывают сложности при переводе звука в букву, и при переходе от печатной буквы к письменной, кроме того испытывают трудности звукобуквенного анализа и синтеза.
2. Нарушение формирования процесса письма. Встречается в 1–2 классе в 7–8 лет, когда дети смешивают печатные и письменные буквы, пропускают слоги, слова.
3. Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в многочисленных стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Диагноз ставится логопедом тогда, когда ребенок овладел техникой письма, в 8–8,5 лет.
4. Дизорфография. Наблюдается, когда ребенок не умеет применять орфографические правила, а также в работе встречаются многочисленные орфографические ошибки.
Виды дисграфии (в зависимости от причин возникновения)
Акустическая (возникает при нарушении фонематического восприятия).
Симптоматика: проявляется в заменах букв,соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).
Процесс распознавания фонем включает в себя разные операции:
• слуховой анализ речи;
• перевод акустического образа в артикулемы;
• соотнесение аккустико-артикуляторного образа с фонемой, выбор фонемы.
Недостаточность какой-либо из этих операций влияет на весь процесс в целом.
Артикуляторно-акустическая (возникает при нарушенном звукопроизношении и фонематическом восприятии).
Симптоматика: замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи).
• замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);
• замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш);
• замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’);
• замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда приобозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю);
• пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного;
•замена и смешение гласных: о, у, е, и.
Аграмматическая (механизм нарушения заключается в морфологических и синтаксических обобщениях).
Наблюдаются следующие ошибки:
• искажение морфемного строя слова;
• замены приставок и суффиксов;
• нарушение конструкции предложения;
• изменение падежа, местоимений и числа существительных;
• нарушение согласования.
Оптическая (возникает при нарушенном зрительном восприятии, а также при несовершенстве зрительной и речевой памяти).
Симптоматика проявляется в заменах и искажениях букв на письме:
• графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш);
• включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж);
• зеркальное написание букв;
• отрыв элементов букв;
• лишние элементы (шишки — шишшики).
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (страдает зрительная и речевая память).
Симптоматика:
• пропуски согласных при стечении (диктант — дитант);
• пропуски гласных (собака — сбака);
• перестановка букв (тропа — ртопа);
• добавление букв (таскали — тасакали);
• пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет);
• нарушения деления предложения на слова.
Дисграфия проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (например, раздельное написание слова «по бежали»). Стоит отметить, что не всегда письменные ошибки являются признаком нарушения письменной речи. Они могут появляться из-за особого психофизиологического состояния (болезни, усталости, эмоционального напряжения, вида письменной работы (например, только на контрольной работе из-за сильного волнения).
Несколько советов родителям:
1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех.
Автор статьи: Галимова Елена Анатольевна
Дисграфия
Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.
МКБ-10
Общие сведения
Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.
По степени выраженности расстройств процесса письма в отечественной логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения. Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата. Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).
Причины дисграфии
Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).
Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР. К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.
Патогенез
Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.
В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.
С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.
Классификация
В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:
Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы. Современная классификация выделяет:
I. Специфические нарушения письма:
II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.
Симптомы дисграфии
Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:
Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.
Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).
Акустическая дисграфия
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.
Аграмматическая дисграфия
Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.
Оптическая дисграфия
Диагностика
Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.
Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:
Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.
Коррекция дисграфии
Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.
Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.
По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).
Прогноз и профилактика
Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.
Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.
Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.
Дискография что это в логопедии
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Дети, начинающие изучение письма, иногда сталкиваются с проявлениями дисграфии.
Статья:
Дети, начинающие изучение письма, иногда сталкиваются с проявлениями дисграфии. Она проявляется уже при первых попытках письма в виде грубых ошибок. Сначала родители предполагают, что дело в банальной невнимательности ребенка, но опытные педагоги быстро отличат нарушение, называемое дисграфия.
Это отклонение в формировании некоторых функций психики, при котором наблюдаются также небольшие проблемы с речевым аппаратом. Ребенок пишет слова зеркально, допускает огромное количество грамматических ошибок. Почерк отличается неразборчивостью. Дефект больше проявляется проблемами во время письма, но связан он с нарушением работы некоторых отделов мозга, отвечающих за речь.
Общие сведения
Дисграфией называются нарушение письма в виде систематических фонетических ошибок, неправильным написанием букв. Такие ошибки являются постоянными и не связаны с владением грамматических правил русского языка.
Диктанты или изложения для детей с этим расстройством изобилуют ошибками, что снижает самооценку, мешают учиться, развиваться, общаться с одноклассниками. Такая проблема не может решиться сама собой и требует вмешательства специалистов, в том числе психотерапевтов, неврологов и других.
Согласно проведенным исследованиям дисграфия в различных стадиях выявляется у 53% учеников второго класса, 37% у учеников средних классов. На основании этих данных можно сделать вывод об устойчивости этого нарушения. В зависимости от проблем и симптоматики выделяются различные виды дисграфии, классифицирующиеся также по степени тяжести.
Патогенез и механизм возникновения
Письмо – многоуровневый механизм при реализации которого, задействованы разные системы:
Они последовательно переводят артикулемы в форму фонем, фонема переходит в графему, а те в кинему. Для развития письма ребенок должен обладать хорошим уровнем устной речи. На данный момент известно что, патогенез дисграфии связан с неправильной или несвоевременной латерализайией функций мозга. Эти процессы заканчиваются примерно к 6-7 годам, то есть к началу обучения в школе.
Если наблюдается задержка латерализации и одновременном наличии левшества происходят нарушения в корковом отделе. При дисграфии у ребенка наблюдается неполная сформированность восприятия, мышления, а также памяти. Могут страдать эмоционально-волевая сфера ребенка, зрительный анализ и другие стороны ребенка.
Причины дисграфии у детей
Прежде чем ответь на вопрос «дисграфия — что это», необходимо разобраться с ее причинами. Это может произойти по самым различным причинам:
Часто дисграфия сопровождается рядом сопутствующих заболеваний, которые уже диагностированы у ребенка. Это расстройство в первую очередь проявляется в неправильном написании букв и слогов. Пациенты с таким диагнозом не в состоянии правильно грамотно писать, так как у него есть нарушения слуха, зрительные. Ребенок не может должным образом обрабатывать получаемую информацию, проводить ее синтез, анализ.
Причины дисграфии у взрослых
Причины несовершенства письменной речи у взрослых могут быть спровоцированы внешними и внутренними факторами. Основными причинами дисграфии у взрослых являются:
В качестве социальных факторов могут выступать педагогическая запущенность, неправильная речь людей окружающих ребенка, малое общение ребенка с другими детьми и взрослыми, билингвизм.
Человек с дисграфией делает систематические ошибки при написании. Они имеют устойчивый характер, при этом человек хорошо знает все грамматические правила.
Самыми основными причинами развития являются недостаточная работа речи и слуха (анализаторов). Ребенок не может самостоятельно проводить анализ речи и синтезировать ее.
Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения. Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы.
Виды дисграфии
Существуют разные виды дисграфии:
Все нарушения строя речи характеризуются проблемами с последовательностью написания слов. Письмо является процессом работы самых различных анализаторов и систем, взаимодействие которых между собой и отвечает за навыки и умение ребенка правильно писать.
Акустическая
По-другому данный вид расстройства называется дисграфией фонемного распознавания. При ней ребенок не может правильно различать звуки. Особенно часто подобное явление проявляется при обучении письму. Акустическая дисграфия имеет следующие характерные симптомы:
Самыми частыми ошибками являются слова «мяшик – мячик», «окун – окунь».
Оптическая
В письме чаще допускаются следующие ошибки:
Данный вид развивается на основе зрительно-пространственных нарушений, их неполной сформированности. Ребенок может менять буквы местами.
Аграмматическая
Проявления дисграфии обусловлены общей недоразвитостью грамматического строя. Есть проблемы в морфологической и синтаксической составляющих. Симптомами этого нарушения служат:
Аграмматический тип дисграфии характеризуется неправильным использованием падежей, родов, неправильным построением конструкций, проявляющиеся в пропуске или замене предлогов и других элементов предложений. Появлению такой дисграфии способствуют речевые нарушения (алалия, дизартрия).
Артикуляторно акустическая
Артикуляторно-акустическая разновидность дисграфии у детей проявляется смешиванием букв, их пропуском, заменами, близкими по своему звучании. Симптомами могут стать:
Эти ошибки практически не корректируются, появляясь снова каждый раз. При этом никакого значения замечания преподавателя или родителя не приносят никакого результата. Необходимо направить работу по коррекции на слуховую дифференциацию, в особенности на звонкие-глухие, мягкие-твердые звуки и правильно поставить их произношение.
Дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза
Подобное явление – это результат нарушения анализа и синтеза речи, деления одного предложения на отдельные, составляющие слова. Присутствуют нарушения в фонетическом анализе. В целом данный тип дисграфии имеею такие симптомы:
Специалисты разделяют специфическое и неспецифическое нарушение письма, что связано с воспитательным, социальным, психологическим факторами. Ребенок испытывает трудности с последовательностью написания речи.
Смешанные формы дисграфии
Такой тип является одним из самых распространенных из всех дисграфий. Происходит это при наличии недостаточно сформированы несколько частей письменности у ребенка. Такое явление затрудняет и продлевает коррекционную работу с таким пациентом. Характерными особенностями такого нарушения служат объединение нескольких речевых расстройств. При этом у мальчиков это случается в несколько раз чаще чем у девочек.
Симптомы и проявления дисграфии
Установить точный диагноз дисграфии без специалиста сложно. Обычно, о ее наличии становится известно в школьном возрасте, когда ребенок пишет буквы неправильно. Часто это путают с тем, что ребенок просто не понимает грамматику языка, за что учителя снижают оценки, следовательно, ухудшается успеваемость такого ребенка.
Ошибки из-за дисграфии никак не связаны с освоением правил русского языка. Сами ошибки одинаковые, но многочисленные. Чаще всего ребенок допускает ошибки при написании слитных/раздельных слов, имеют место пропуски слогов или букв. Такие симптомы должны стать причиной для тревоги у родителя и преподавателя в школе. Дисграфия у школьников требует специальной коррекционной работы со стороны специалистов, чем быстрее будет начата такая работа, тем быстрее ребенок от нее избавиться.
Дисграфия у школьников также может стать причиной плохого почерка, непонятного для взрослых. Дети с таким расстройством имеют низкую скорость и сильную неровность письма. Высота, ширина букв постоянно меняется, даже в одном слове.
Способы диагностики
Дисграфия у младших школьников диагностируется исследованиями устной и письменной речи. Только после этого может быть назначена соответствующая коррекция. Также необходимо получить консультации невролога, офтальмолога, ЛОР. Степень сформированности определяется логопед.
Обследование ребенка состоит из нескольких этапов. Вначале проводится оценка зрения и слуха ребенка, состояние ЦНС. Далее проводится анализ моторики, артикуляции. При этом важно учитывать левша или правша. Важно провести анализ фонетического механизма, звукопроизношения, лексикона ребенка, уровень грамотности. После этого проводится исследование письма пациента.
Ребенок с дисграфией переписывает письменные и печатные буквы, слова, проводится написание под диктовку, выполняются упражнения из деформированных предложений и другие задания. После этого, учитывая всю полученную информацию выносится заключение логопеда с рекомендациями по коррекции.
Коррекция дисграфии
Коррекция дисграфии у младших школьников зависит от степени тяжести, запущенности и других индивидуальных особенностей. При правильном подходе, поддержке учителей, преодолеть это нарушение вполне возможно полностью, однако стоит запастись терпением, так как процесс этот небыстрый, сложный, кропотливый. Сложнее всего проводить коррекционную работу с детьми старшего школьного возраста. В данном случае могут быть другие сопутствующие нарушения речь и письма. Реабилитационный период в данном случае может занять длительный период и не исчезнуть в полном объеме. Коррекция зависит от вида нарушения, возраста ребенка, его физиологических особенностей.
Устранить эту проблему своими силами невозможно. Будет обязательно участие в этой работе узких специалистов, таких как нейропсихологии, психологи и другие. Речевая школа будет иметь лучшие результаты в работе с нарушениями письма.
Основную часть работы приходится на логопеда. Он составляет программу реабилитации, определяет упражнения по звукопроизношению, формированию лексико-грамматического строя, фонемного распознавания речи, моторики, психологии и других факторов коррекционной работы.
Самыми эффективными методами коррекции считаются:
Если у ребенка существуют органические причины для развития дисграфии возможно включение медикаментозного лечения. Могут быть назначены массаж, ЛФК, физиопроцедуры. Такие меры влияют на эти причины, нивелируя их значение на способность писать.
Логопедическая коррекция
Ребенок должен иметь четкую правильную слуховую дифференциацию звуков. Если это требование не достигнуто, дальнейшая коррекция не имеет смысла. Срок работы для каждого ребенка индивидуален. Занятия с логопедом могут проводится как в группах, так и с каждым ребенком по отдельности.
На занятиях дети выполняют различные задачи:
В качестве словесных заданий используются рассказы, сказки, общение с ребенком, описание качеств и свойств отдельных предметов. Наглядные методы заключаются в наблюдении и анализе отдельных звуков, букв. На практических занятиях происходит закрепление полученных умений, знаний, навыков. Также существуют комбинированные занятия и методы.
Логопедическое занятие имеет свою структуру, зависящую от этапа. На первой ступени происходит необходимость заинтересовать ребенка, создать определенный уровень мотивации к дальнейшей коррекции. Вторая ступень – это предоставление возможности ученику получить новые знания и информацию и синхронизировать это с уже имеющимися. Третья ступень характеризуется осмыслением полученной информации и ее использованием.
Коррекция у младших школьников зависит от возраста ребенка и подбирается на основе тяжести нарушений, ее степени.
Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение должно назначаться исключительно специалистом. Заниматься самолечением данных расстройств может быть опасным для здоровья и жизни ребенка.
Домашние упражнения с родителями
Решить исключительно в домашних условиях проблему наличия дисграфии невозможно. Упражнения для самостоятельных занятий могут стать дополнительным решением, но не основным. Коррекция у школьников отличается своими занятиями в зависимости от возраста ребенка. Сами упражнения назначаются логопедами, и проводятся они дома под контролем и с помощью самих родителей. Существуют несколько простых, но действенных упражнений, которые можно делать самостоятельно:
Систематическое выполнение упражнений в каждодневном режиме сократит реабилитационный период и быстрее даст первые положительные сдвиги.
Прогноз лечения
Чтобы преодолеть дисграфию необходима слаженная работе ряда специалистов. Прогноз зависит от формы, причин нарушения, своевременности начали коррекции. Лечение должно быть правильно подобрано для конкретного ребенка. При выполнении всех условий в 70-80% эта проблема полностью устранима.
Последствия при отсутствии коррекции
Игнорирование проблем с дисграфией может стать причиной серьезных проблем, таких как:
Необходимость написать что-либо будет вызывать у ребенка дискомфорт, страх. Могут появиться проблемы с математическими терминами и другие.
Профилактика нарушений письма у детей
Специалисты уверены в том, что предупредить дисграфию невозможно, так как полностью не изучены ее точные причины появления. Однако выявлены группы риска, чьи представители страдают от нее чаще других:
Профилактика состоит из определенных навыков – внимательность, восприятие окружающего пространства, память, недостаточный словарный запас. Если родители или учитель заметил, что ребенок допускает одинаковые ошибки, необходимо обращаться за помощью к логопеду или неврологу, чтобы вовремя начать коррекционную работу.