дислексия дисграфия дискалькулия что это

Дислексия, дисграфия, дискалькулия: что такое трудности в обучении и почему об этом важно знать

По статистике, 15–20% людей в мире сталкиваются с различными проявлениями трудностей в обучении — дислексией, дисграфией и дискалькулией. Но большинство детей с такими нарушениями чаще слышат от окружающих обвинения в лени и глупости. Вместе с нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой рассказываем, как вовремя распознать дислексию у ребёнка и почему об этом должны знать не только врачи, но и все, кто работает с детьми.

Что такое дислексия, дисграфия и дискалькулия?

дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть фото дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть картинку дислексия дисграфия дискалькулия что это. Картинка про дислексия дисграфия дискалькулия что это. Фото дислексия дисграфия дискалькулия что это

Это трудности в освоении навыков чтения, письма и счёта соответственно. Такие нарушения считаются изолированными, то есть они не сказываются на общем уровне интеллекта и других навыках. Они включены в Международный классификатор болезней десятого пересмотра (МКБ-10), который действует в России и большинстве развитых стран. Тем не менее многие отечественные врачи ставят эти диагнозы крайне редко.

Вероятнее всего, это связано с тем, что и в СССР, и в России не было практики диагностики и лечения дислексии, дисграфии и дискалькулии. Когда ребёнок не может что-то написать, прочитать, посчитать, зачастую он становится пациентом дефектолога. Ему ставят задержку в развитии или умственную отсталость.

К счастью, сейчас ситуация меняется, и об этих нарушениях говорят всё больше, их активно исследуют. Специалисты разрабатывают различные методики реабилитации. Однако вместе с тем появились две другие крайности. С одной стороны, есть последователи советской школы, которые отрицают существование дислексии, дисграфии и дискалькулии и продолжают списывать всё на задержку психического развития. Это в корне ошибочная позиция.

С другой стороны, сторонники западных подходов используют в работе англоязычные источники. Они фокусируются на сложности кодирования и утверждают, что дислексия не поддаётся полной коррекции, что дислексия — это навсегда. Но это не совсем так, и проблема именно в подходе. Не всё, что написано о трудностях с чтением и письмом на английском, верно для русскоязычной выборки.

В русском языке кодирование существенно проще, чем в английском, поэтому у нас вполне возможна полная реабилитация там, где на Западе о ней не идёт и речи.

Как диагностируют такие нарушения?

дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть фото дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть картинку дислексия дисграфия дискалькулия что это. Картинка про дислексия дисграфия дискалькулия что это. Фото дислексия дисграфия дискалькулия что это

Уже в дошкольном возрасте можно понять, что с ребёнком что-то не так и есть повод для беспокойства, хотя окончательный диагноз ставят в 7–9 лет. То есть тогда, когда эти навыки на базовом уровне уже должны быть сформированы. Очень важно, что за трудностями с освоением чтения и письма часто скрываются разные причины.

Одна из наиболее распространённых — нарушение фонематического слуха. Это значит, что ребёнок слышит громкость, интонацию, но не различает фонемы. То есть «ба-ба», «па-па», «ма-ма», например, звучат для него одинаково, он не может отделить их друг от друга. В такой ситуации стоит обратиться к логопеду, это решаемая проблема — в большинстве случаев фонематический слух можно развить.

А вот на какие ещё симптомы стоит обратить внимание:

Можно ли решить эту проблему?

дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть фото дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть картинку дислексия дисграфия дискалькулия что это. Картинка про дислексия дисграфия дискалькулия что это. Фото дислексия дисграфия дискалькулия что это

В большинстве случаев, если своевременно обратиться к грамотным специалистам — нейропсихологам, логопедам, — проблема может быть решена. Дислексия, дисграфия и дискалькулия редко принимают тотальные формы, когда человек вообще ничего не может прочесть, написать или посчитать. Ситуацию всегда можно скорректировать до того уровня, чтобы справляться с не слишком большими и не слишком сложными заданиями. Это важно, потому что утомляемость у людей с такими диагнозами очень сильная, иногда доходит даже до головной боли.

В первую очередь нейропсихологи выясняют, насколько хорошо работают отдельные функции, которые входят в состав сложных навыков чтения, письма и счёта: сукцессивные функции, зрительное восприятие, зрительно-моторная координация. Затем подбирают специальные упражнения, которые помогают выстроить нейронные связи. Именно они отвечают за работу нарушенных функций.

Например, если проблема в вестибулярном аппарате, нарушены движения глаз и ребёнок не может удерживать взгляд на одной строке во время чтения. В таком случае ему предстоит заниматься физическими упражнениями. В других случаях дети работают с разрезанными, перевёрнутыми буквами, учатся различать их. Иногда они выполняют упражнения с мячиками, отстукивают ритмы.

В реабилитации регулярность занятий куда важнее их продолжительности. Если есть задача создать нейронные связи, пять минут каждый день намного лучше, чем 40 минут раз в неделю. Конечно, у многих нет возможности ходить к нейропсихологу или логопеду каждый день, поэтому специалист может просто давать задание на пару недель вперёд и брать с родителей обещание, что они будут следить за его выполнением.

Источник

Дислексия дисграфия дискалькулия что это

Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.

Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем.

Некоторые специалисты считают, что эти нарушения – это не просто патологии, а дар, которым нужно уметь пользоваться. Они не являются показателем низкого интеллекта – данные затруднения могут возникнуть у детей с нормальным умственным развитием. Во время диагностики важно определить − это дисграфия и дислексия, или физиологические ошибки, которые являются нормой при усвоении письменной речи.

Этиология появления дефектов

Затруднения в освоении навыков чтения и письма обусловлены рядом причин органического или социального характера:

В зависимости от этиологии нарушения составляется план коррекционной работы. Устранив причину расстройства чтения и письма, вы сможете исправить сам дефект. Каждая форма данных нарушений имеет свои специфические причины, на основе которых строится коррекционная работа.

Клиническая симптоматика

Проявления дисграфии и дислексии разнообразны, поэтому очень важно отграничить эти расстройства от физиологических ошибок усвоения письменной речи. Эти нарушения могут являться частью более сложных нервно-психических заболеваний: умственной отсталости, задержки психического развития и др. Клиническая картина представлена неврологической и речевой симптоматикой:

Главные признаки – это ошибки на чтении и письме, отличающиеся специфичностью. Если у ребенка ошибки физиологического характера, которые появляются при освоении грамоты, то при запоминании правила, они проходят. А при дисграфии и дислексии они носят стойкий и повторяющийся характер.

Классификация дисграфии

Существует множество классификаций расстройства письма. Одна из распространенных, в основе которой находятся психофизиологические закономерности формирования навыка письма:

Любая из этих форм может возникнуть как следствие речевого нарушения. Поэтому при построении коррекционной работы важно подобрать упражнения для исправления дефекта.

Какие бывают ошибки при нарушении процесса письма

Дисграфические ошибки обусловлены не только недоразвитием анализаторных систем, но и проблемами, связанными с особенностями структуры речевого дефекта.

В зависимости от вида ошибок подбирают упражнения для исправления расстройства письменной речи.

Классификация дислексии

В современной логопедии имеется большое количество классификаций нарушений чтения. Одной из наиболее часто используемых является предложенная Р. И. Лалаевой. Она ее создала с учетом нарушений процесса чтения:

В чистом виде описанные формы встречаются редко. Обычно это сочетание нескольких видов. И подбирать упражнения нужно для устранения всех ошибок, возникающих во время чтения.

Особенности диагностики

Диагностику школьный логопед проводит в начале учебного года и в конце. Но диагноз дислексия, дисграфия специалист ставит только во втором классе. Потому что на первом году школьного обучения у детей могут быть физиологические ошибки, а цель логопедической помощи в первом классе − максимальная коррекция звукопроизносительной стороны речи.

Чтобы проверить освоение письменной речи, логопед использует обычную и разрезную азбуки. Он проверяет узнавание школьником зрительного образа буквы, умение ее делить на элементы. Логопед оценивает работу фонетико-фонематических процессов – это различение фонем на слух, владение звуко-буквенным анализом.

Обязательно специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи и слоговую структуру. Логопед обращает внимание на состояние моторной сферы, особенно пространственной ориентации и координации движений; сформированы ли у ребенка тонкие дифференцированные движения пальцев. Проверяет как школьник ориентируется на листе бумаги, различает ли похожие фигуры и элементы букв.

Логопед предлагает ребенку прочитать печатные и прописные буквы. Дает диктант на слух, списывание. Также он смотрит на понимание школьником прочитанного. Кроме того, проводят диагностику сформированности высших психических функций. По результатам диагностики составляется план коррекционной работы.

Логопедическая помощь при дисграфии

Ребенок должен составить из букв слово

Упражнения для исправления расстройства письма нужно подбирать в зависимости от формы дефекта. Если имеется речевое нарушение (дизартрия, алалия и др.), необходимо исправить его. Иногда нужно комплексное воздействие с участием невролога и нейропсихолога.

Также при любой форме расстройства письма на занятиях ребенку предлагают выкладывать буквы из подручных материалов, лепить из пластилина или соленого теста. Используют прием «воздушного письма»: рукой в воздухе прописывают буквы, на начальных этапах можно проговаривать написание элементов. Обязательны упражнения на улучшение координации движений и развитие пальчиковой моторики.

Логопедическая помощь при дислексии

Задания подбираются в соответствии с формой нарушения чтения. Коррекция проводится по следующим направлениям:

Предлагают задания на узнавание образа буквы в «зашумленных» изображениях. Логопед вместе с ребенком составляет схемы предложений. Просит определить звук в слове, при этом показывая изображение. Затем произносит звуки с паузой и просит назвать произнесенное слово.

Кроме того, предлагают добавить пропущенный слог или букву. Или выполнить прочитанное действие, показать на подходящую картинку. На уроках школьнику предлагают работать с различными шрифтами, чтобы сформировать зрительный образ буквы.

В современной логопедии дисграфию и дислексию продолжают изучать и подбирают эффективные пути их коррекции. Некоторые специалисты считают, что это дар, людям просто нужно научиться им пользоваться. Но это не означает, что не нужно заниматься коррекцией расстройств письменной речи. Если коррекция была начата вовремя, родители и ребенок выполняют все рекомендации специалистов, школьник сможет без особых затруднений освоить письмо и чтение.

Источник

Трудности в обучении: как понять, что у ребенка дислексия, дисграфия, дискалькулия

дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть фото дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть картинку дислексия дисграфия дискалькулия что это. Картинка про дислексия дисграфия дискалькулия что это. Фото дислексия дисграфия дискалькулия что это

дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть фото дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть картинку дислексия дисграфия дискалькулия что это. Картинка про дислексия дисграфия дискалькулия что это. Фото дислексия дисграфия дискалькулия что это

Дислексия, дисграфия, дискалькулия — это особенности восприятия информации. Так, дислексия — это сложности в овладении чтением. Дисграфия и дизорфография — это трудности в овладении письмом, а дискалькулия и акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетом.

Симптомы этих нарушений начинают проявляться еще в раннем детстве, а следствием могут стать сложности в обучении и низкая успеваемость в школе. По статистике, около 15–20 процентов людей на планете испытывают эти трудности.

Почему возникают такие нарушения, кто помогает детям научиться читать, писать и считать и сможет ли ребенок ходить в обычную школу, рассказала Мария Пиотровская, учредитель и основатель Ассоциации родителей детей с дислексией.

Почему у детей появляются эти состояния

дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть фото дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть картинку дислексия дисграфия дискалькулия что это. Картинка про дислексия дисграфия дискалькулия что это. Фото дислексия дисграфия дискалькулия что это

«Для каждого ребенка будет свой собственный ряд факторов, который определяет трудности в обучении, — рассказывает Мария Пиотровская. — Иногда дислексия наблюдается как наследственный феномен. В другом случае причиной могут послужить внешние неблагоприятные факторы: патология протекания беременности, родовая травма, черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания и прочее».

В результате возникают особенности в развитии высших психических функций: речи, памяти, восприятия, внимания и т.д., которые препятствуют овладению письмом и чтением. Механизмы дислексии могут быть разными: у одного ребенка она является следствием речевых трудностей, у другого регуляторных или зрительно-пространственных.

Кроме того, есть нарушения письма и чтения, которые требуют коррекции, однако не квалифицируются как дислексия. Это, например, трудности овладения навыком вследствие педагогической запущенности, при билингвизме.

Нарушение может быть ярко выражено или относительно. Например, у ребенка недостаточен регуляторный компонент, отвечающий за программирование, регуляцию и контроль деятельности, а также серийную организацию движений. На письме это можно увидеть пропуском букв, слогов, слов, повторением одного и того же слова или слога, слитным написанием нескольких слов.

Коррекция во всех случаях определяется ведущим механизмом нарушения.

Симптомы дислексии, дисграфии, дискалькулии

дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть фото дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть картинку дислексия дисграфия дискалькулия что это. Картинка про дислексия дисграфия дискалькулия что это. Фото дислексия дисграфия дискалькулия что это

Симптомы дислексии: трудности заучивания букв алфавита, медленный темп чтения, потеря строки при чтении текста, ошибки при чтении слов, игнорирование знаков препинания при чтении, чтение без понимания.

Симптомы дисграфии и дизорфографии: большое количество ошибок (более пяти в одной работе), ребенок переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги. Испытывает постоянные трудности с выполнением письменных работ и ориентации на листе бумаги, имеет проблемы с почерком и освоением программы по русскому языку. Часто медленно пишет. Сложности с письменным изложением мыслей.

Симптомы дискалькулии и акалькулии: трудности с освоением прямого и обратного счета, отображение похожих символов (3 и 8, 6 и 9) перевернутыми или зеркальными. неспособность начать счет с определенной цифры, трудности распознавания даты и времени, сложности восприятия графиков, формул, таблиц.

Какие еще проблемы сопровождают детей:

«В таких ситуациях важно терпимое, сочувственное, принимающее и поддерживающее отношение к ребенку со стороны значимых для него людей — семьи, учителей, сверстников», — уточняет эксперт.

дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть фото дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть картинку дислексия дисграфия дискалькулия что это. Картинка про дислексия дисграфия дискалькулия что это. Фото дислексия дисграфия дискалькулия что это

Могут ли дети с дислексией учиться в обычной школе

Дети с дислексией и дисграфией могут обучаться в обычной школе. При этом они имеют право на получение необходимой коррекционной помощи.

Родители детей, испытывающих трудности в обучении, могут обратиться в Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). После прохождения ПМПК ребенок получает рекомендации по созданию специальных условий обучения, например, это занятия со специалистами или обучение по адаптированной общеобразовательной программе (АООП).

Кроме того, школа может рассмотреть возможность предоставить и другие привилегии. Например, ребенок с дислексией может не читать вслух перед всем классом, пользоваться компьютером на уроке при выполнении письменных работ или диктофоном вместо конспектирования, а некоторые письменные работы могут быть заменены на устные. На выполнение письменной работы ребенку могут давать больше времени. Также для него может быть разработана специальная шкала оценок.

По окончании школы ребенок получает обычный аттестат, сведения об особом статусе не сохраняются.

Какие специалисты работают с дислексией

дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть фото дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть картинку дислексия дисграфия дискалькулия что это. Картинка про дислексия дисграфия дискалькулия что это. Фото дислексия дисграфия дискалькулия что это

Помощь детям с трудностями в обучении начинается с грамотной диагностики у специалистов. Необходимо понять причину и характер ошибок, разработать индивидуальную программу обучения. Для этого родители могут обратиться к школьному логопеду, психологу (если они есть в школе), либо на консультацию в ПМПК, ППМС-центр, а также в Ассоциацию родителей детей с дислексией.

В системе психолого-педагогического сопровождения детей с дислексией и дисграфией в школе работают логопед и психолог — ребенку необходимы систематические коррекционные занятия.

Большинству детей с дислексией также необходимы занятия с нейропсихологом с целью развития тех или иных психических процессов, составляющих функциональный базис чтения и письма. Содержание, структуру и частоту таких занятий нейропсихолог определяет после развернутой диагностики.

Помимо систематических занятий со специалистами психолого-педагогического профиля, в ряде случаев ребенку с дислексией могут понадобиться консультации других специалистов. Например, невролога, если есть подозрения на нарушения в работе центральной нервной системы, или психиатра, если ребенок тревожный, неуверенный в себе или, напротив, гиперактивный, чрезмерно подвижный.

дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть фото дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть картинку дислексия дисграфия дискалькулия что это. Картинка про дислексия дисграфия дискалькулия что это. Фото дислексия дисграфия дискалькулия что это

Семейный психолог работает с ребенком, если родителям оказывается трудно организовать выполнение домашних занятий, есть вопросы по взаимодействию родителей и ребенка, ребенка с братьями и сестрами.

Также может понадобиться консультация врачей узких специальностей (эндокринолога, гастроэнтеролога), если специалисты предполагают, что трудности обучения связаны с особенностями соматического здоровья.

Важная задача и у родителей — они должны почувствовать своего ребенка и уделить ему достаточно времени и внимания, чтобы помочь развитию его сильных сторон, а также следовать рекомендациям специалистов.

В любом случае процесс сопровождения ребенка с трудностями в обучении длительный, нужно быть к этому готовым. Он может занимать всю начальную школу, а может длиться в течение всего периода обучения в образовательной организации. Точные сроки обозначить сложно, поскольку все ученики требуют индивидуального подхода.

«По мере взросления ребенок адаптируется в окружающем мире в соответствии со своими особенностями восприятия обработки информации, — подытоживает Мария Пиотровская. — Существует большая разница между ребенком, который каждый день проводит в школе и испытывает трудности в обучении, и взрослым, который уже приспособился к своим особенностям и максимально оградил себя от ситуаций, где может быть неуспешным».

Справка: Ассоциация родителей и детей с дислексией была основана в 2016 году. Специалисты помогают семьям, воспитывающим детей с трудностями в обучении, и консультируют по проблемам дислексии, дисграфии, дизорфографии, дискалькулии, общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, задержки психического развития, дефицита внимания.

Дополнительные источники:

Источник

Дисграфия: причины, симптомы, диагностика и лечение

дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть фото дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть картинку дислексия дисграфия дискалькулия что это. Картинка про дислексия дисграфия дискалькулия что это. Фото дислексия дисграфия дискалькулия что это

Дисграфия – патология, связанная с письмом, при которой характерны однотипные, регулярно повторяющиеся ошибки при развитом интеллекте и слухе. Это заболевание часто сопровождается дислексией (отклонения в процессе чтения).

дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть фото дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть картинку дислексия дисграфия дискалькулия что это. Картинка про дислексия дисграфия дискалькулия что это. Фото дислексия дисграфия дискалькулия что это

Причины заболевания могут быть, как биологическими – тяжелое протекание беременности и родов, наследственные заболевания, травмы, так и психологическими, и социальными. К примеру, если ребенку мало уделялось внимания, существует педагогическая запущенность, ребенок слишком рано обучался письму и так далее.

Причины и симптомы дисграфии

Различается пять форм дисграфии, которые редко встречаются в чистом виде, в основном они смешанные:

Симптомы у дисграфии в большинстве схожи – это ошибки в письме, связанные не с незнанием правил. Ребенок с дисграфией пропускает и путает буквы и слоги, может писать слова слитно, путать окончания и формы. Страдает почерк, а также наблюдается низкая скорость письма.

Есть и общие симптомы – отсутствие внимания, невозможность долго концентрироваться на одном деле, плохая память.

Диагностика дисграфии

Диагноз «дисграфия» логопед ставит после общения с ребенком и серии письменных тестов. Школьнику предлагается написание диктанта, переписать текст, напечатанный и написанный от руки, почитать, сделать письменное описание картинки. Кроме логопеда необходимо показать ребенка и другим специалистам: лору, окулисту, невропатологу.

На основании заключения врачей и письменных тестов делается заключение и определяется вид и тяжесть дисграфии.

Коррекция и исправление дисграфии в логопедическом центре в Москве

С помощью школьной программы исправить дисграфию нельзя, понадобятся специальные занятия с логопедом, лечебная физкультура и выполнение домашних упражнений. Коррекционная работа по дисграфии выстраивается с каждым школьником индивидуально, так как проблемы с письмом могут быть разными, как и реакция ребенка на корректирующие занятия.

Для коррекции дисграфии логопед разрабатывает систему восполнения пробелов, важных для формирования навыка письма. Дополнительно ведется работа над развитием речи, расширением словарного запаса, улучшением внимания и памяти.

Допускается лечебная физкультура, игры с буквами-магнитиками, особенно у дошкольников и младших школьников.

Наши специалисты помогут устранить ошибки в письме у ребенка, расширить словарный запас, развить речевой слух, натренировать слуховое внимание и слухо-речевую память.

Источник

Дислексия, дисграфия, дискалькулия: что такое трудности в обучении и почему об этом важно знать

дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть фото дислексия дисграфия дискалькулия что это. Смотреть картинку дислексия дисграфия дискалькулия что это. Картинка про дислексия дисграфия дискалькулия что это. Фото дислексия дисграфия дискалькулия что это

По статистике, 15–20% людей в мире сталкиваются с различными проявлениями трудностей в обучении — дислексией, дисграфией и дискалькулией. Но большинство детей с такими нарушениями чаще слышат от окружающих обвинения в лени и глупости. Вместе с нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой рассказываем, как вовремя распознать дислексию у ребёнка и почему об этом должны знать не только врачи, но и все, кто работает с детьми.

Что такое дислексия, дисграфия и дискалькулия?

Это трудности в освоении навыков чтения, письма и счёта соответственно. Такие нарушения считаются изолированными, то есть они не сказываются на общем уровне интеллекта и других навыках. Они включены в Международный классификатор болезней десятого пересмотра (МКБ-10), который действует в России и большинстве развитых стран. Тем не менее многие отечественные врачи ставят эти диагнозы крайне редко.

Вероятнее всего, это связано с тем, что и в СССР, и в России не было практики диагностики и лечения дислексии, дисграфии и дискалькулии. Когда ребёнок не может что-то написать, прочитать, посчитать, зачастую он становится пациентом дефектолога. Ему ставят задержку в развитии или умственную отсталость.

К счастью, сейчас ситуация меняется, и об этих нарушениях говорят всё больше, их активно исследуют. Специалисты разрабатывают различные методики реабилитации. Однако вместе с тем появились две другие крайности. С одной стороны, есть последователи советской школы, которые отрицают существование дислексии, дисграфии и дискалькулии и продолжают списывать всё на задержку психического развития. Это в корне ошибочная позиция.

С другой стороны, сторонники западных подходов используют в работе англоязычные источники. Они фокусируются на сложности кодирования и утверждают, что дислексия не поддаётся полной коррекции, что дислексия — это навсегда. Но это не совсем так, и проблема именно в подходе. Не всё, что написано о трудностях с чтением и письмом на английском, верно для русскоязычной выборки.

В русском языке кодирование существенно проще, чем в английском, поэтому у нас вполне возможна полная реабилитация там, где на Западе о ней не идёт и речи.

Как диагностируют такие нарушения?

Уже в дошкольном возрасте можно понять, что с ребёнком что-то не так и есть повод для беспокойства, хотя окончательный диагноз ставят в 7–9 лет. То есть тогда, когда эти навыки на базовом уровне уже должны быть сформированы. Очень важно, что за трудностями с освоением чтения и письма часто скрываются разные причины.

Одна из наиболее распространённых — нарушение фонематического слуха. Это значит, что ребёнок слышит громкость, интонацию, но не различает фонемы. То есть «ба-ба», «па-па», «ма-ма», например, звучат для него одинаково, он не может отделить их друг от друга. В такой ситуации стоит обратиться к логопеду, это решаемая проблема — в большинстве случаев фонематический слух можно развить.

А вот на какие ещё симптомы стоит обратить внимание:

Можно ли решить эту проблему?

В большинстве случаев, если своевременно обратиться к грамотным специалистам — нейропсихологам, логопедам, — проблема может быть решена. Дислексия, дисграфия и дискалькулия редко принимают тотальные формы, когда человек вообще ничего не может прочесть, написать или посчитать. Ситуацию всегда можно скорректировать до того уровня, чтобы справляться с не слишком большими и не слишком сложными заданиями. Это важно, потому что утомляемость у людей с такими диагнозами очень сильная, иногда доходит даже до головной боли.

В первую очередь нейропсихологи выясняют, насколько хорошо работают отдельные функции, которые входят в состав сложных навыков чтения, письма и счёта: сукцессивные функции, зрительное восприятие, зрительно-моторная координация. Затем подбирают специальные упражнения, которые помогают выстроить нейронные связи. Именно они отвечают за работу нарушенных функций.

Например, если проблема в вестибулярном аппарате, нарушены движения глаз и ребёнок не может удерживать взгляд на одной строке во время чтения. В таком случае ему предстоит заниматься физическими упражнениями. В других случаях дети работают с разрезанными, перевёрнутыми буквами, учатся различать их. Иногда они выполняют упражнения с мячиками, отстукивают ритмы.

В реабилитации регулярность занятий куда важнее их продолжительности. Если есть задача создать нейронные связи, пять минут каждый день намного лучше, чем 40 минут раз в неделю. Конечно, у многих нет возможности ходить к нейропсихологу или логопеду каждый день, поэтому специалист может просто давать задание на пару недель вперёд и брать с родителей обещание, что они будут следить за его выполнением.

Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *