дистанционное хищение что такое
Прокурор разъясняет
Буйская межрайонная прокуратура разъясняет.
Мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием дистанционным способом совершается, как правило без физического контакта с потерпевшим, находясь на значительном расстоянии, в другом регионе, городе России и даже за рубежом.
Рост прогресса в сфере информационно-телекоммуникационных технологий (далее – ИТТ) дает злоумышленникам изобретать новые и новые способы хищения денежных средств у граждан, что в свою очередь влияют на статистические сведения, в сторону их увеличения.
С учетом, высокой латентности (скрытности) данного вида преступлений, связанной с использованием ИТТ, многообразием их приемов и методов, обусловленных межрегиональным характером, правоохранительные органы ведут не равную борьбу с таким видом мошенничеств.
Довольно распространенным способом мошенничества на сегодняшний день является мошенничество в социальных сетях. В данном случае преступное лицо, с помощью взлома персональной страницы в социальных сетях, обращается от лица потерпевшего с просьбой о помощи, а именно о переводе денежных средств на банковский счет, либо просят реквизиты карт, чтобы перевести деньги.
Мошенничество через «Интернет-магазин», преступники берут с будущей жертвы предоплату или полную сумму за определенный товар, но не исполняют своих обязательств. Благодаря фальшивых интернет-сайтов, мошенники собирают реквизиты банковских карт потерпевших и далее используют для операций по обналичиванию. Или же потерпевший сам переводит на номера банковских карт (номера сотовых телефонов) денежные средства.
Еще один вид интернет-мошенничества «фишинг», целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Мошенники при помощи рассылок через различные мессенджеры от лица банка дают потенциальной жертве ссылку на страницу, на которой предлагается вести определенные конфиденциальные данные.
При телефонном мошенничестве, как правило, от имени сотрудников банков России, мошенники сообщают потенциальной жертве о несанкционированных списаниях денежных средств с банковских карт или сообщают о необходимой блокировки банковской карты. Далее, мошенники, войдя в доверие, просят предоставить определенные данные карты владельца или сообщить смс-код, поступивший на его телефон. После чего, как правило, происходит списание денежных средств с банковского счета.
Если гражданин попал на уловку мошенников, то действовать ему нужно незамедлительно. С помощью звонка в банк или личного посещения ближайшего филиала банка, обратиться к оператору и сообщить о мошеннических действиях, через сотрудника банка заявить о приостановлении транзакции. Банк, в свою очередь должен заблокировать это действие на определенный период времени (на время проверки). Взять в банке письменную распечатку о движении денежных средств по счету, с указанием даты, времени снятия денежных средств и номер счета, на который переведены деньги. Одновременно потерпевшему необходимо обратиться в полицию с заявление о преступлении и предоставить копию распечатки с банка о движении денежных средств по счету.
Прокуратура
Костромской области
Прокуратура Костромской области
27 декабря 2020, 19:37
Дистанционное мошенничество
Буйская межрайонная прокуратура разъясняет.
Мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием дистанционным способом совершается, как правило без физического контакта с потерпевшим, находясь на значительном расстоянии, в другом регионе, городе России и даже за рубежом.
Рост прогресса в сфере информационно-телекоммуникационных технологий (далее – ИТТ) дает злоумышленникам изобретать новые и новые способы хищения денежных средств у граждан, что в свою очередь влияют на статистические сведения, в сторону их увеличения.
С учетом, высокой латентности (скрытности) данного вида преступлений, связанной с использованием ИТТ, многообразием их приемов и методов, обусловленных межрегиональным характером, правоохранительные органы ведут не равную борьбу с таким видом мошенничеств.
Довольно распространенным способом мошенничества на сегодняшний день является мошенничество в социальных сетях. В данном случае преступное лицо, с помощью взлома персональной страницы в социальных сетях, обращается от лица потерпевшего с просьбой о помощи, а именно о переводе денежных средств на банковский счет, либо просят реквизиты карт, чтобы перевести деньги.
Мошенничество через «Интернет-магазин», преступники берут с будущей жертвы предоплату или полную сумму за определенный товар, но не исполняют своих обязательств. Благодаря фальшивых интернет-сайтов, мошенники собирают реквизиты банковских карт потерпевших и далее используют для операций по обналичиванию. Или же потерпевший сам переводит на номера банковских карт (номера сотовых телефонов) денежные средства.
Еще один вид интернет-мошенничества «фишинг», целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Мошенники при помощи рассылок через различные мессенджеры от лица банка дают потенциальной жертве ссылку на страницу, на которой предлагается вести определенные конфиденциальные данные.
При телефонном мошенничестве, как правило, от имени сотрудников банков России, мошенники сообщают потенциальной жертве о несанкционированных списаниях денежных средств с банковских карт или сообщают о необходимой блокировки банковской карты. Далее, мошенники, войдя в доверие, просят предоставить определенные данные карты владельца или сообщить смс-код, поступивший на его телефон. После чего, как правило, происходит списание денежных средств с банковского счета.
Если гражданин попал на уловку мошенников, то действовать ему нужно незамедлительно. С помощью звонка в банк или личного посещения ближайшего филиала банка, обратиться к оператору и сообщить о мошеннических действиях, через сотрудника банка заявить о приостановлении транзакции. Банк, в свою очередь должен заблокировать это действие на определенный период времени (на время проверки). Взять в банке письменную распечатку о движении денежных средств по счету, с указанием даты, времени снятия денежных средств и номер счета, на который переведены деньги. Одновременно потерпевшему необходимо обратиться в полицию с заявление о преступлении и предоставить копию распечатки с банка о движении денежных средств по счету.
Дистанционное мошенничество
Важнейшей проблеме, с которой сталкивались многие граждане – это дистанционное мошенничество, в том числе интернет-мошенничества и получение мошенниками удаленного доступа к банковской карте.
Мы рассмотрим какие нормы регламентируют ответственность за деяния в данной сфере, виды мошеннических действий, признаки мошенников, меры предупреждения таких преступлений.
Ответственность за использование чужого доверия с целью завладения средствами, привязанными к платежной карте, предусматривается в ст. 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 159.6 УК РФ под мошенничеством в сфере компьютерной информации понимается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей.
За данное преступление предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до четырех месяцев.
Мошенничество в сфере компьютерной информации, совершенное посредством неправомерного доступа к компьютерной информации или посредством создания, использования и распространения вредоносных компьютерных программ, требует дополнительной квалификации по ст. ст. 272, 273 или 274.1 УК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 159.3 УК под мошенничеством с использованием платежных карт понимается хищение чужого имущества, совершенное с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации.
Это деяние наказывается штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
Данной статьей предусмотрены также отдельные классифицирующие признаки.
С недавнего времени внесены изменения в Уголовный кодекс, согласно которымлицо, впервые совершившее указанные выше преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в течение 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством РФ, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Далее рассмотрим наиболее распространенные способы незаконного овладения чужими средствами или данными, являющимися собственностью правообладателя.
Одним из самых распространенных видов интернет-мошенничества является так называемый«Фишинг».Мошенники совершают определенные действия, направленные на получение доступа к денежным средствам на банковской карте потенциальной жертвы, при помощи почтовых рассылок от лица банка, содержащих в себе ссылки на страницы, являющиеся точными копиями официальных сайтов, на которых предлагается ввести данные карты для возможности дальнейшего ее использования.
Еще одним крайне распространенным видом интернет-мошенничества являются фальшивые интернет-магазины. Мошенники берут с покупателя предоплату за товар и не выполняют своих обязательств.
Важно отметить, что популярность в поисковике вовсе не гарантия вашей безопасности. На самом деле мошенники активно продвигают свои сайты с использованием вебмаркетинга. И зачастую фальшифкистоят даже выше ссылок на оригинальный сайт и внешне он на первый взгляд ничем не отличается от оригинала. Платежные страницы на таких сайтах только маскируются под оплату товаров и услуг, на самом деле потенциальная жертва переводит деньги на карты мошенников или на номера мобильных телефонов, с которых впоследствии мошенники снимут деньги. Кроме того на поддельных сайтах мошенники собирают реквизиты карт, которые потом используют для несанкционированных операций. После совершения такой оплаты, жертва даже может получить подтверждение по почте, но товаров ни услугдоставлено и оказано не будет.
Как же отличить поддельные сайты от настоящих?
Первое – внимательно изучите адресную строку. Дизайн может полностью копировать оригинальный сайт, но в адресной строке точно будет что-то не так, хотя бы один символ.
Второе – сайт новый и о нем нет никакой информации в интернете.
Третье – тексты на сайте могут содержать ошибки и неработающие ссылки.
Четвертое – дизайн страницы ввода одноразового пароля может отличаться от привычного дизайна вашего банка, а еще название магазина будет написано порски, а не латинскими буквами как обычно в легальных платежных системах.
Пятое – вместо названия магазина на аутентификационной странице символы Р2Р, PEREVODNAKARTU, или CARD2CARD, то есть информация о переводе средств с карты на карту.
Шестое – сумма на аутентификационной странице банка может быть изменена.
Седьмое – после введения корректных данных сайта для одноразового пароля жертве сообщают, что пароль неверный и просят ввести новый пароль на самом деле, чтобы провести новую операцию.
Заметив любой из этих признаков, звоните по телефону, который указан на вашей карте и пользуйтесь только проверенными интернет-площадками.
Крайне распространенным способом мошенничества является мошенничество в социальных сетях. Мошенники взламывают персональную страницу пользователя в социальных сетях или мессенджере и либо всем подряд отправляют сообщения с просьбой помочь и срочно перевести денег, либо анализируют переписку и находят самых близких людей, тех, кто точно не откажет.
После первого перевода мошенники могут связаться с жертвой, сказать, что-то пошло не так, попросить повторить перевод и так пока на карте не закончатся деньги или жертва не догадается об обмане, но выманивать могут не только деньги, но и реквизиты карт якобы для того, чтобы перевести деньги жертве, спросят номер карты, срок действия, трехзначный код безопасности и пароли из смс, однако деньги жертве разумеется не придут, зато с карты средства будут списаны.
Что же делать, если вам пришло сообщение с просьбой о помощи от одного из знакомых или родственников? Необходимо немедленно связаться с ним по телефону, уточнить отправлял ли он это сообщение и не предпринимать ничего, пока он не подтвердит это лично. Тем более ни в коем случае нельзя сообщать реквизиты своей карты (три цифры на оборотной стороне, срок действия, пароль из смс, кроме того нужно позаботиться и о пароле для своего аккаунта в соцсетях и мессенджерах. Он защищает не только вашу безопасность, но и безопасность ваших родных и близких.
Довольно часто мошенники выдают себя за сотрудников банка. Под предлогом «сбоя в базе данных», «начисления бонусов» или «подключения к социальной программе» злоумышленники просят, а иногда даже требуют сообщить им реквизиты карты, код безопасности и одноразовый пароль. Получив необходимые сведения, мошенники списывают деньги со счета.
ПОМНИТЕ! При звонке клиенту сотрудник банка никогда не просит сообщить ему реквизиты карты и совершать какие-либо операции с картой.
Если вам позвонили из банка, и интересуются вашей платежной картой, разумнее всего прекратить разговор и перезвонить в банк по официальному номеру контактного центра банка (номер телефона службы поддержки клиента указывается на оборотной стороне карты).
Более подробно остановимся на данных, которые могут быть запрошены у жертвы мошенниками.
ПИН-код карты – четырехзначная комбинация цифр, выдаваемая в конверте одновременно с изготовленной банковской картой. Его можно изменить, обратившись в отделение банка или позвонив на горячую линию.
Код безопасности (CVV2 или CVC2) – комбинация цифр, указанная на оборотной стороне карты, а именно: три крайние правые цифры, указанные после четырех последних цифр номера карты. Проверочный код необходим только для совершения платежей в интернете. При онлайн-оплате он вводится вместе с номером карты, именем держателя карты и сроком окончания действия карты.
Одноразовый пароль банка для подтверждения оплаты онлайн – комбинация цифр, отправляемых банком в смс-сообщении или push- уведомлении для подтверждения операций с денежными средствами.
Ни в коем случае не сообщайте ПИН-код, код безопасности или одноразовый пароль третьим лицам!
Никто, в том числе сотрудники банка, не вправе требовать от держателя карты сообщить ПИН-код или код безопасности. А одноразовый пароль вводится при совершении онлайн-покупки на странице с защищенным соединением.
Кодовое слово держателя карты – информация, указанная клиентом банка при оформлении карты. Кодовое слово необходимо для идентификации клиента при звонке в контакт-центр банка. Рекомендуется использовать кодовые слова, которые злоумышленникам будет очень сложно узнать. Подумайте о том, что случилось с Вами в детстве или юности, вспомните место действия, объект, человека или событие – пусть оно будет Вашим кодовым словом.
Код клиента банка – комбинация цифр, используемая для сокращения времени на идентификацию клиента при обращении в контакт-центр.
Сообщать кодовое слово или код клиента банка можно только в том случае, если вы обратились в контакт-центр и разговариваете с сотрудником банка.
Подробнее остановимся на том, как безопасно пользоваться интернет-банком.
Как безопасно совершать платежи в интернете?
Если все-таки мошенникам удалось совершить преступление, то жертве необходимо обратиться в полицию с заявлением или по телефону 112, сохранить ссылки на сайты, с которых были совершены мошеннические действия, переписку с мошенниками и другие данные, которые могут быть полезны для идентификации мошенник
Памятка об основных способах дистанционного мошенничества
ПАМЯТКА
об основных способах дистанционного мошенничества
Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, дистанционные хищения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий стремительно набирают силу.
Мошенники умело используют всю доступную информацию и современные технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости (стяжательство, алчность), чувства (сострадание, обеспокоенность за близких, жалость) в своих корыстных интересах.
Основные известные схемы телефонного мошенничества:
1. Случай с родственником.
2. Розыгрыш призов (это могут быть телефон, ноутбук, автомобиль и др.).
На телефон абонента сотовой связи приходит смс-сообщение, из которого следует, что в результате проведенной лотереи он выиграл автомобиль. Для уточнения всех деталей потенциальной жертве предлагается посетить определенный сайт и ознакомиться с условиями акции, либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров. Во время разговора по телефону мошенники сообщают о том, что для выполнения необходимых формальностей (уплаты госпошлины, оформления необходимых документов, оплаты за комиссию перевода) счастливому обладателю новенького автомобиля необходимо перечислить на счет указанную ими сумму, а затем набрать определенную комбинацию цифр и символов, якобы для проверки поступления денег на счет и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции, счет обнуляется, а мошенники исчезают в неизвестном направлении.
Если вы узнали о проведении лотереи только тогда, когда «выиграли» автомобиль, если вы не заполняли заявку на участие в ней либо каким-либо другим способом не подтверждали свое участие в розыгрыше, то, вероятнее всего, вас пытаются обмануть. Будьте осторожны!
3. SMS-просьба.
Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер не доступен, положи на него определенную сумму и перезвони». Человек пополняет счёт и перезванивает, телефон по-прежнему не доступен, а деньги вернуть уже невозможно.
4. Телефонный заказ от руководителей правоохранительных и государственных органов власти.
На телефон абонента (предпринимателя, руководителя объекта общественного питания, торгового центра либо их сотрудникам и др.) поступает звонок от правонарушителя, который представляется одним из руководителей правоохранительных органов (прокуратуры города и др.) и просит пополнить счет его телефона, дополнительно к этому просит, например, забронировать столик в ресторане и сообщает, что по приезду на объект рассчитается. Не дожидаясь приезда якобы должностного лица, руководствуясь принципом уважения и доверия к руководителю названной должности в правоохранительных органах, потерпевший переводит через терминал банка, либо через иные финансовые услуги денежные средства в указанной сумме.
5. Платный код.
Поступает звонок, якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
6. Штрафные санкции оператора.
Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.
7. Ошибочный перевод средств.
Абоненту поступает SMS-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет, при этом просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом». В действительности деньги не поступают на телефон, а человек переводит свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа. Кроме того, существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все средства.
8. Предложение получить доступ к СМС-переписке и звонкам абонента.
Учитывая склонность некоторых граждан «пошпионить» за близкими и знакомыми, злоумышленниками используется следующая схема мошенничества в сети Интернет: пользователю предлагается изучить содержание смс-сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 рублей на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента.
После того, как пользователь отправляет смс, с его счета списывается сумма гораздо больше той, что была указана мошенниками, а интересующая информация впоследствии так и не поступает.
9. Продажа имущества на интернет-сайтах.
При звонке на телефон, размещенный на Интернет-сайтах объявлений (Авито, ФарПост, Дром и др.) правонарушитель просит пополнить счет его телефона, либо сообщить данные и номер карты потерпевшего для перевода денежных средств в качестве задатка за товар. После сообщения данных карты происходит списание денежных средств.
10. Новая схема телефонного мошенничества «Вишинг».
Одной из распространенных схем киберпреступников в последние годы стал «Вишинг» – это вид мошенничества, при котором злоумышленники под любым предлогом вынуждают нас предоставлять конфиденциальные данные в «наших собственных интересах», то есть искусственно создается ситуация, требующая помощи от специалиста.
Цель мошенников под любым предлогом извлечь секретную личную информацию о кредитке. Для получения доступа к конфиденциальным данным владельца мнимые помощники используют телефонную связь как в автоматизированном режиме, так и напрямую от мнимого «операциониста» банковского сектора.
Во многих случаях в течение дня нам постоянно начинают звонить на мобильник с незнакомого московского номера, начинающегося на 495. Звонки с московских номеров обычно настолько настойчивы (иногда до десяти звонков за день), что мы зачастую уступаем и отвечаем на них.
Как только мы отвечаем на звонок, нам сразу сообщают важную информацию о возникших проблемах с нашей картой, например, что она заблокирована, а служба безопасности банка предотвратила попытку несанкционированного списания. Затем звонящий предлагает помощь в сложившейся ситуации, на которую многие из нас соглашаются.
Нас убеждают в срочном решении возникшей ситуации, пока еще не все деньги украдены. Очень последовательно мошенники стараются получить от нас всю личную информацию о кредитке, присылают новые пароли и ПИН коды в СМС-уведомлениях. Успокаивающим голосом «банковские работники» предлагают различные возможные варианты защиты.
Догадаться о том, что любезный помощник на другом конце провода является мошенником не всегда легко, но в любом случае это возможно. Изначально можно поблагодарить за бдительность и узнать должность, инициалы звонившего сотрудника кредитной организации и предпринять попытку дозвониться по горячей линии.
Использовать для выяснения сложившейся ситуации лучше другой свой номер, потому что на сегодняшний день у вымогателей существуют технологии, позволяющие перенаправлять все последующие звонки на телефонное устройство мошенников.
11. Хищения с карт, подключенных к опции бесконтактных платежей.
Для проведения оплаты по такой карте достаточно приложить её к терминалу. Ввод ПИН-кода не требуется если сумма не превышает 1 000 рублей. При этом количество расходных транзакций не ограничено.
Чтобы получить деньги, мошеннику даже не понадобится воровать карту у клиента. Если в общественном транспорте поднести устройство к сумке или карману владельца, то средства спишутся. Для этих целей мошенники изготавливают самодельные переносные считыватели или используют банковские терминалы, оформленные по фиктивным документам.
Также в текущем году злоумышленники продолжают активно использовать фишинг в социальных сетях и онлайн-мессенджерах. Наибольшую выгоду мошенникам приносят махинации через Авито, с помощью которых они получают доступ в онлайн-банк.
12. Взлом аккаунта друга.
Люди могут даже не подозревать, что им пишет посторонний человек под видом родственника, друга, с просьбой перевода денег в связи с произошедшим горем. Таким образом, войдя в доверие, мошенники пытаются украсть ваши деньги.
13. Телефонное мошенничество во время пандемии.
Многие из нас ввиду пандемии находились дома, что активизировало мошенничество с банковскими картами по телефону. Очень оперативно этим моментом воспользовались вымогатели с помощью смартфона.
Вот лишь несколько новых примеров того, как происходит телефонное мошенничество с последующей кражей денег с кредитки, учитывая современную ситуацию:
В обоих случаях подставной человек, будь это сотрудник банка или мед. персонал, предлагает свою онлайн-помощь, чтобы осуществить платеж, а для этого ему нужна информация о счете. После получения необходимых данных мошенники выводят деньги, а мы, доверчивые граждане, остаемся с нулевым балансом.
Приведенный перечень мошеннических схем не ограничивается приведенными примерами. Преступники находят все новые и новые схемы и способы для достижения своих преступных замыслов.
Как уберечься от телефонных мошенничеств?
Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения родных и близких:
— не следует доверять звонкам и сообщениям, о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, особенно, если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Как показывает практика, обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнения и понять, что это мошенники пытаются завладеть вашими средствами или имуществом;
— не следует отвечать на звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счет деньги;
— не следует сообщать по телефону кому бы то ни было сведения личного характера.
Своевременное обращение в правоохранительные органы может помочь другим людям не попасться на незаконные уловки телефонных мошенников.
Противостоять мошенникам возможно лишь повышенной внимательностью, здравомыслием и бдительностью.