дистанционное кредитование что это
«Мы про кредитование знаем всё и даже больше»
— Чем отличаются услуги кредитных брокеров от общения с банками напрямую?
— Кредитный брокер — это посредник между банками и заемщиками. У честного кредитного брокера заключены официальные агентские договоры с банками, которые позволяют кредитному брокеру подавать заявки в банки на кредит дистанционно и одновременно в несколько банков сразу.
Но на рынке огромное количество недобросовестных кредитных брокеров, которые занимаются откровенным мошенничеством. Чтобы отличить честного кредитного брокера от мошенника, достаточно уточнить, берет ли компания предоплату за свои услуги. Честный брокер никогда не требует оплату вперед, так как не может гарантировать положительный исход событий. Поэтому мы всегда прописываем свою комиссию за работу как процент от суммы одобренного кредита. Как правило, это от 5 до 20% от суммы кредита.
— Как выглядит процедура получения и оформления кредита с вашей помощью?
— Допустим, мы одобрили клиенту кредит в 1 млн руб. В договоре мы указали 10% нашей комиссии. Это означает, что после того как клиент заберет кредит в банке, он будет обязан оплатить нам 100 тыс. руб. за наши услуги. Никаких предоплат мы не берем. Оплата только по факту одобренного кредита. Если нам не удалось одобрить кредит, то вся наша работа будет для клиента абсолютно бесплатной. В связи с этим мы прежде, чем заключить договор с клиентом, очень тщательно изучаем и проверяем клиента на возможность помочь ему получить кредит. Если шансов мало, то мы откажем клиенту и не будем тратить свое время. Но если мы подписали договор, то вероятность получить кредит на выгодных условиях составляет от 90%.
— Зачем обращаться к брокеру, если можно просто прийти в банк?
— Если вы хотите получить кредит в банке напрямую, то готовьтесь к следующим проблемам. Во-первых, вам нужно самостоятельно изучать все программы кредитования различных банков, а это занимает очень много времени и не всегда понятно, что выгодно, а что нет. Во-вторых, ни в одном банке никто не будет вас консультировать и рассказывать про кредитование, учитывая все подводные камни. Банковские сотрудники заинтересованы в том, чтобы вы взяли кредит по высокой ставке, со страховкой в 25% от суммы кредита и на маленький срок. Наконец, если вам откажут в кредите, то вы получите только СМС-сообщение с уведомлением об отказе. И на этом все. Причину отказа вы никогда не узнаете.
— Назовите плюсы для будущего заемщика при получении кредита через вашу компанию.
— Мы оказываем поэтапную помощь в получении кредита. Сначала у нас в офисе мы предоставляем бесплатную консультацию по кредитованию, бесплатный полный анализ кредитной истории из трех основных бюро (ОКБ, НБКИ, «Эквифакс»). У каждого клиента есть запрос на определенную сумму кредита, годовую ставку и на допустимый ежемесячный платеж, который клиент сможет оплачивать банку. После проверки клиента мы делаем вывод, сможем ли помочь ему получить нужный кредит на запрашиваемых условиях. Если нет,то предложим все возможные варианты получения кредита. И клиент может выбрать, что для него приемлемо, а что нет. Кроме того, мы расскажем клиенту, какие документы нужно собрать, как правильно их заполнить и представить в банк. Далее мы дистанционно подадим заявку клиента во все наши банки-партнеры и выберем самый выгодный для него вариант. Важно: мы отменим обязательное страхование по кредиту, что компенсирует все затраты на наши услуги. А если вдруг получим отказы во всех банках, то будем знать причину отказов и подскажем клиенту, как устранить проблему.
Преимущества работы с «Хатон.ру»
— С чем вы связываете востребованность кредитного брокера сегодня?
— C тем, что доходы населения падают, людей увольняют с работы из-за пандемии коронавируса, и в целом закредитованность населения за последние пять-семь лет очень выросла. А расходы и привычки тратить деньги на покупку чего-либо остались. Нужны деньги, а взять их негде. Для решения этих проблем существуем мы — «Хатон.ру».
— Вы говорите, что можете предоставить более выгодные условия кредитования, чем банки, при этом вы берете довольно высокую комиссию за свои услуги. Всегда ли клиент выигрывает?
— Все зависит от сложности ситуации. Как правило, клиент выигрывает, получая кредит с нашей помощью. Но бывают ситуации, когда банки не готовы дать клиенту кредит ни на каких условиях. Например, если вы взяли ранее кредит и перестали его платить. После этого кредитование в банке для вас закрыто. Ни один банк не пойдет на риск. В таких ситуациях мы предложим клиенту кредитование под залог недвижимости через частного инвестора. Инвестору не важна кредитная история клиента. У нас более 50 различных частных инвесторов, которые в связи с высокой конкуренцией дают деньги заемщику на выгодных условиях.
По сути, мы предоставляем клиенту свои знания, опыт и индивидуальные условия кредитования через свои банки-партнеры и частных инвесторов. Сумма нашей комиссии зависит от сложности ситуации, так как наши услуги требует финансовых издержек на пути решения тех или иных проблем клиента. В итоге клиент всегда будет в плюсе.
— Вы обещаете, что можете помочь получить кредит даже тем, кто имеет плохую кредитную историю. Как вам удается убедить банки выдать кредит в таком случае? И кто в этой ситуации берет на себя риски?
— Если у клиента отвратительная кредитная история, то мы не сможем убедить банк выдать ему потребительский кредит. Ведь риски по кредиту всегда берет на себя только займодатель. Поэтому в таких ситуациях мы предлагаем кредитование под залог квартиры. Когда клиент предоставляет залог, банк ничем не рискует и готов закрыть глаза на проблемы по кредитной истории.
— В каких городах вы работаете?
— На данный момент мы работаем только в Москве. Филиалов нет. Но я рассчитываю, что в скором времени мы завоюем весь рынок в России, а наш сайт превратится в агрегатор, который будут знать все заемщики в стране. Мы сейчас активно развиваемся и выходим на рынки других крупных городов, таких как Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, Краснодар. И скоро превратимся из небольшого магазинчика у дома в огромный гипермаркет. И надеюсь, сметем всех конкурентов.
— С чем связан ваш ребрендинг?
— Мы не стоим на месте и постоянно что-то меняем, пробуем новое, улучшаем. Сейчас мы полностью меняем дизайн и функционал сайта Haton.ru. Сайт станет современным, удобным и более насыщенным информацией. В связи с этим было принято решение изменить логотип компании на что-то более простое и запоминающееся. Было Haton credit, стало «Хатон.ру». Звучит проще и ближе.
— Как пандемия повлияла на услуги кредитования?
— Из-за пандемии банки стали реже одобрять потребительские кредиты, которые ничем не обеспечены. Также банки перестали кредитовать сильно загруженных клиентов. Если ежемесячная нагрузка составляет свыше 80 тыс. руб., то получить потребительский кредит самостоятельно практически невозможно. Банки уже не хотят брать на себя такие риски. Очень много сокращений и увольнений из-за пандемии. Если у вас нет официального трудоустройства, то также ни один банк не даст вам кредит. Если у вас много небольших кредитов, то получить новый тоже крайне проблематично. Если из-за пандемии вы не смогли сделать вовремя ежемесячный платеж, то получить новый кредит или сделать рефинансирование практически невозможно. Во всех этих ситуациях вам просто необходим честный высококвалифицированный кредитный брокер. Например, «Хатон.ру». У нас в компании работает более 50 кредитных экспертов с опытом работы в различных топовых банках Москвы. Мы про кредитование знаем всё и даже больше. За два с небольшим года работы мы смогли превратиться в компанию, которая обогнала всех конкурентов по клиентскому потоку, по качеству сервиса, по объему возможностей в реализации запросов клиентов.
— Вы учитываете западный опыт?
— Мы стремимся к тому, чтобы в России стало примерно как в США. Там все пользуются услугами кредитного брокера. Банки вообще не тратят деньги на рекламу. Банки отправляют все свои кредитные программы брокерам, а те уже, в свою очередь, предлагают лучшие условия своим клиентам. Таким образом банки не могут предлагать дорогие кредиты с высокими ставками и страховками: брокер просто не будет отправлять заявки в такой банк. Комиссия брокера в США не превышает 3% от суммы кредита.
В России этот бизнес находится на начальной стадии развития, и большинство потребителей ничего о нас не знают. У нас банки продают кредиты только благодаря масштабной рекламе, которая стоит огромных денег. Поэтому и ставки, и страховки очень высокие. Например, при кредите в 3 млн. руб., страховка может составлять от 500 тыс. до 700 тыс. руб. В США такого нет. Там даже неважно какой у вас доход и где вы работаете. Они отталкиваются только от вашей кредитной истории: если она хорошая, то двери всех банков перед вами открыты. Если кредитная история испорчена, то не важно, где вы работаете и сколько зарабатываете, вам откажут в кредитовании. Кроме того, в США с плохой кредитной историей не берут на хорошую работу.
Взять кредит через интернет
Как взять кредит через интернет: этапы и особенности оформления Банки в конкурентной борьбе за клиента придумывают все новые и новые приемы, которые позволяют получать их услуги быстро и без бумажной волокиты. На помощь пришел интернет. Это в полной мере касается и кредитования. Взять кредит через интернет стало нормальной практикой, которая экономит время заемщика. Но как грамотно это сделать и на что обратить внимание при оформлении? Разберем в этой статье.
Что такое кредит через интернет
Кредит в интернете – это получение клиентом заемных денег по минимуму документов и без посещения офиса кредитной организации.
От вас требуется только:
Главное преимущество – скорость. Одобрение заявки происходит за считанные минуты. Но за комфорт придется заплатить.Банк не тратит время на глубокий анализ документов заемщика. Обычно ограничивается кредитной историей или программой скрининга, которая по внесенным в нее персональным данным формирует рейтинг заемщика.
Банк рискует и хочет компенсировать свои возможные потери. Делает он это за счет небольшого срока и суммы кредитования, а также повышенных процентов.
Особенности оформления
Если вы хотите взять кредит в интернете, то нужно пройти следующие этапы:
1. Выбор кредитной организации.
Удобнее это сделать на сайтах, которые собрали всю актуальную информацию об условиях кредитования и регулярно ее обновляют. Например, на Выберу.ру. В специальном фильтре задаете свои параметры и изучаете возможные предложения. Обязательно обратите внимание на рейтинг банка. Он представлен на том же сайте.
2. Заполнение онлайн-заявки.
С Выберу.ру легко перейти в оформлению заявки. Вас перенаправят на официальный сайт выбранного банка. Все дальнейшие действия вы будете совершать на нем. Заявка имеет простую форму: персональные данные с ФИО, датой рождения и телефоном, паспортные данные. Там же надо указать условия (сумма и срок), на каких вы хотите получить деньги в долг.
3. Одобрение заявки и получение кредита.
Вам может перезвонить сотрудник банка для уточнения информации. Процесс вынесения решения обычно занимает несколько минут. Кредитный договор, как правило, доставляет курьер в удобное вам время и место. После подписания документов деньги переводят на вашу карту или банковский счет, реже выдают наличными.
Требования и документы
Требования банков и МФО к заемщикам могут незначительно отличаться, но в основном они касаются:
Могут затребовать информацию о месте и стаже работы, ежемесячном доходе и др. В любом случае надо уточнять требования у выбранного для кредитования банка. Интернет позволяет сделать это без звонков и посещения офиса.
Онлайн-кредитование отличается от обычного простым пакетом документов:
Вы удивитесь, но всю недостающую о вас информацию кредитные организации сегодня способны узнать самостоятельно. Интернет глубоко проник в нашу жизнь. Достаточно паспортных данных, чтобы вся наша личная и безналичная жизнь предстала, как на ладони.
Плюсы и минусы онлайн-кредитования
Минусы:
Заключение
Выбор способа получения займа всегда остается за вами. Если деньги нужны прямо сейчас, то онлайн-кредитование – хороший вариант. Только отдавайте себе отчет, что за все хорошее надо платить. Если можете подождать от 1 до 7 дней, то целесообразнее обратиться за обычным потребительским кредитом. Сэкономите не время, а деньги.
Цифровая ипотека: как выстроить бесшовный клиентский путь
Сложно представить современный мир без цифровых сервисов. Ипотека — не исключение, банки активно переводят процессы, связанные с получением ипотечного кредита, в онлайн-формат. Чтобы провести сделку быстро и комфортно, нужно оцифровать все этапы — одобрение кредита, оценку имущества, страхование и регистрацию собственности. Для этого банки создают собственные экосистемы или используют уже готовые IT-решения.
«Банки стараются привлекать к себе клиентов, в том числе с помощью развития удобных клиентских сервисов. Если заемщику одобрили кредит, то важно, чтобы он не ушел до сделки из-за неудобного сервиса, сложности подготовки документов и других причин», — отмечает партнер группы компаний SRG Максим Русаков. По его словам, электронные сервисы делают ипотеку удобной для клиентов и выгодной для банков.
Вместе с экспертами рассказываем, как внедрение цифровых сервисов в ипотечный процесс позволяет сократить время на его проведение, упростить процедуру оценки, регистрации и страхования недвижимости и сделать ее максимально безопасной.
Рост спроса на цифровые сервисы
В банке «Открытие» отмечают высокий рост спроса на различные онлайн-сервисы среди заемщиков — этому способствовала и пандемия. За последние два года доля продаж в цифровом канале по ипотеке в банке увеличилась примерно в два раза. И это не предел, поэтому развивать сервисы и оцифровать весь путь клиента — стратегические задачи банков, считает вице-президент банка «Открытие» Нина Крючкова. По ее словам, полный перевод ипотеки в онлайн — это лишь вопрос времени.
В Альфа-Банке отмечают рост спроса на такие онлайн-сервисы, как оценка недвижимости и электронная регистрация. «Цифровые сервисы в последнее время набирают популярность у клиентов банков, в том числе в сфере кредитования. Альфа-Банк активно развивает и разрабатывает новые цифровые услуги и сервисы. Их внедрение, в свою очередь, позволяет сократить бумажный документооборот, дать быстрый и качественный сервис клиентам», — отмечает руководитель департамента развития ипотечного кредитования Альфа-Банка Артем Иванов.
Через год после запуска экосистемы «Свое жилье» доля цифрового канала в заявках на ипотечный кредит в Россельхозбанке (РСХБ) составляет 20% (или каждая пятая заявка). «Думаем, что доля будет выше, так как рынок недвижимости и ипотечного кредитования сильно стремится «в цифру». Скорее всего, через два-три года заявка на бумаге будет редким случаем среди банков — лидеров ипотечного рынка», — прогнозирует директор Центра развития финансовых технологий РСХБ Елена Батурова.
«Цифровые сервисы сегодня — необходимость»
Нина Крючкова, вице-президент банка «Открытие»:
— Путь ипотечного клиента, пожалуй, один из самых сложных среди банковских продуктов. Требуется подобрать квартиру, получить одобрение банка, заказать оценку недвижимости, оформить страховку, зарегистрировать сделку — и все это делается через разные сервисы. Наличие цифровых сервисов делает путь клиента более простым и удобным.
Для банка это уже вопрос не в выгоде, цифровые сервисы сегодня — необходимость. Тот, кто не будет их внедрять, проиграет рынок. И не так важно, своими руками они были разработаны или используется готовый продукт, важно их наличие.
Группа компаний SRG
SRG представляет собой многопрофильную группу компаний, которая работает в разных отраслях экономики (недвижимость, финансы, информационные технологии и т. д.) и является одной из ведущих консалтинговых организаций России. Входит в топ-3 оценочных групп и в топ-15 крупнейших консалтинговых групп страны. SRG работает на рынке свыше 20 лет, имеет более 30 банков-партнеров, 14 партнеров — страховых компаний.
«Рынок ипотеки развивается, но его диспропорции глобально не изменились за последние пять лет. Ресурсы неравномерно распределены между игроками. Цифровизация всегда требует крупных инвестиций в разработку, создание инфраструктуры, и крупнейшие игроки могут соотнести эти затраты на 50% рынка. Доля ипотечного рынка у банка, даже входящего в топ-10 крупнейших в России, будет всего 1–5%. При этом ресурсы такого банка на создание собственной экосистемы сопоставимы. Любая автоматизация окупается на большом количестве транзакций. Ипотека — это не такие частые транзакции, как, например, денежные переводы. Скорее всего, затраты на создание ипотечного ИТ-решения in-house экономически нецелесообразны», — говорит партнер группы компаний SRG Максим Русаков.
«Нет смысла изобретать велосипед, так как уже существуют стандартные инструменты (страхование, экспертиза залога, его оценка и регистрация) и их можно автоматизировать и предоставить банку как облачные технологии. Затраты на автоматизацию таких сервисов разделены между всеми игроками. Таким образом, доступ к цифровой ипотеке получают все банки, и необязательно строить экосистему собственными силами. Банк не тратит ресурсы, экономит время, получая готовое решение, которое сразу можно использовать. При этом в каждый момент все под контролем, менеджеры банка знают, на каком этапе заемщик, и не теряют связи с клиентом. Такой подход позволяет банку увеличивать конверсии в сделки за счет качественного онлайн-обслуживания и прозрачности. Перекладывая на партнера автоматизацию, основные бизнес-ресурсы банка можно сконцентрировать на профильной деятельности, на привлечении клиентов и монетизации», — отмечает Максим Русаков.
Экономия времени и удобство: в чем плюсы цифровых сервисов
Максим Русаков, партнер группы компаний SRG:
— Человек редко сталкивается с покупкой недвижимости. Пройти все шаги для оформления ипотеки — это стресс. Ипотечная платформа упрощает клиенту выбор, предоставляя всю информацию в одном окне. Все — как в обычном маркетплейсе: широкий выбор поставщиков услуг (оценочные, страховые компании), полная информация о каждом из них, оптимальное ценообразование и высокое качество за счет прозрачности, контроля качества и конкуренции. Не нужно никуда звонить, общаться, сравнивать, оставлять свои контакты, за клиента уже все продумали и сделали.
Если говорить глобально, то развитие цифровой ипотеки движется к полностью онлайн-сделке. Все этапы оформления будут проходить в смартфоне. Сделка станет еще безопасней, сроки значительно сократятся. В идеале сделка должна превратиться в ощущение мгновения. Купить квартиру так же просто, как пару обуви. Кто в этом преуспеет, тот будет в большей степени востребован на рынке кредитования.
Онлайн-сервисы дают экономию одного из самых ценных ресурсов человека — времени.
«Мы все больше и больше начинаем ценить время. Зачастую клиент подает заявку в разные банки. И кто быстрее ее одобрит по подходящим ему условиям, с тем и будет заключен договор. К тому же использование цифровых сервисов позволят клиенту заниматься оформлением в любом удобном месте и в любое время, не подстраиваясь под расписание работы и местонахождение банка», — отмечает Нина Крючкова.
В РСХБ в части цифровизации процессов ипотечного кредитования реализованы различные онлайн-сервисы, в том числе оценка и электронная регистрация права собственности на объект. В ближайших планах банка полностью оцифровать путь клиента по оформлению сделки. В РСХБ считают, что главное конкурентное преимущество таких сервисов — в трех плоскостях:
«Помимо сервисов для оформления ипотечных кредитов, в планах — перевести в цифру процессы сопровождения портфеля ипотечного кредитования. Это позволит сократить операционные издержки банка на сопровождение портфеля, повысить доходность ипотечного кредитования за счет последующих продажи и кросс-продаж в действующей клиентской базе. Для клиентов онлайн-процесс сопровождения означает легкость обслуживания ипотечного кредита, сокращение расходов на его обслуживание, возможность быстрой продажи объекта из-под залога и улучшений жилой площади, не дожидаясь полного погашения действующей ипотеки», — говорит директор Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка Елена Батурова.
Онлайн-оценка позволяет сократить время на рассмотрение кредитной заявки. Для заказа отчета об оценке клиент не тратит времени на посещение оценочной компании и банка, оценочная компания направляет отчет об оценке имущества напрямую в банк.
В процессе рассмотрения заявки на ипотечный кредит банк оценивает способность заемщика своевременно и в полном объеме исполнить обязательства по кредитному договору. «При выдаче ипотеки банк уделяет пристальное внимание стоимости залога, чтобы адекватно оценить в том числе сроки экспозиции квартиры в случае необходимости ее продажи, если заемщик не будет способен погашать ипотеку. Цена должна покрыть размер ипотеки и издержки банка. Риски высоки, некорректная оценка приведет к прямым потерям», — говорит Нина Крючкова.
Люди привыкли к новой реальности, услугам в дистанционном формате и ожидают такого же подхода от банка. «При онлайн-оценке объекта недвижимости клиенту не нужно тратить время на посещение оценочной компании, ждать выезда специалиста по оценке — можно провести оценку в любое удобное время и дистанционно. Также сервис снижает расходы клиента на сделку: например, онлайн-оценка недвижимости с самоосмотром в среднем на 15% ниже, чем оценка с выездом специалиста», — приводит примеры Артем Иванов.
«В интересах банка провести экспертизу залога качественно. Например, если завышена стоимость имущества, то в случае неисполнения клиентом обязательств по кредитному договору и продажи залога возникает риск убытков для банка: банк не сможет в полном объеме удовлетворить требования из стоимости заложенного имущества», — говорит Артем Иванов.
Онлайн-страхование позволяет сократить время на оформление полиса: клиент не тратит времени на посещение страховой компании, необходимые документы направляются страховой компанией напрямую в банк.
Электронная регистрация позволяет сократить время на подписание документов: документы подписываются онлайн одновременно всеми участниками сделки. Срок регистрации электронных сделок в Росреестре в два раза короче, чем срок регистрации бумажных сделок. Не требуется личное присутствие заявителей при подаче документов на регистрацию, что экономит время как для клиента, так и для банка. Клиентам и банку не нужно хранить бумажные оригиналы кредитной документации.
«Сервис «Цифровая сделка» предполагает направление клиентом документов на регистрацию в Росреестр без посещения МФЦ. Все это существенно упрощает и ускоряет процесс получения ипотечного кредита», — отмечает Артем Иванов.
Что мешает сделать ипотеку бесшовной
Самым главным ограничителем по оцифровке всего клиентского пути в ипотечном кредитовании является необходимость очной идентификации клиента и организация удаленного подписания документации с помощью электронно-цифровой подписи. Сейчас участник сделки должен хотя бы один раз посетить офис банка для идентификации и выпуска электронных подписей.
При проведении онлайн-сделок проводится обязательная идентификация клиента в рамках требований законодательства (115-ФЗ, 63-ФЗ). «В настоящее время эту функцию выполняет банк. Развитию онлайн-ипотеки поможет рассмотрение возможности передачи функции идентификации клиента третьим лицам (удостоверяющим центрам, страховым компаниям, МФЦ и т. п.), а также возможность удаленной идентификации по заграничному/биометрическому паспорту», — считает Артем Иванов из Альфа-Банка.
Цифровые технологии SRG
C 2012 года SRG собирает и анализирует сотни источников данных по всей территории России — это в том числе очищенные данные по предложениям и стоимости квадратного метра на самых популярных площадках страны. SRG первыми автоматизировали оценку недвижимости, использовав в работе современный инструментарий на основе Big Data и технологий машинного обучения. Точность обеспечивается также за счет постоянного обогащения данных, кросс-проверки и индекса достоверности. Каждый день робот SRG анализирует более 20 млн объявлений, данные надежно хранятся в дата-центрах на 70 серверах в пяти странах. SRG робот следит за каждым объявлением, его историей, определяет ликвидность, стоимость сделки, может предсказывать, как изменится стоимость объекта. Нейронная сеть определяет качество фото, наличие перепланировок и даже вид из окна. SRG индексирует 92% предложений о продаже на вторичном рынке недвижимости. 90% оценочных компаний работают с технологиями SRG.