для борьбы с чем используют реагенты ответ

Реагенты на дорогах

для борьбы с чем используют реагенты ответ. Смотреть фото для борьбы с чем используют реагенты ответ. Смотреть картинку для борьбы с чем используют реагенты ответ. Картинка про для борьбы с чем используют реагенты ответ. Фото для борьбы с чем используют реагенты ответ

Приводят ли к заражению почвы нитратами средства, применяемые на дорогах в зимний период?

Самый главный показатель безопасности того или иного вещества определяется его концентрацией, где бы это вещество ни находилось: в воде, в воздухе или на почве. Если говорить об антигололедных реагентах, то необходимо четко определить токсичность каждого из них, установить, где какие средства можно использовать. Вещества, входящие в состав реагентов, практически в той или иной степени могут оказывать негативное воздействие не только на окружающую среду, но и на организм человека. Одна из основных проблем состоит в том, что реагенты используются без соблюдения гигиенических норм и необходимых технических условий.

Антигололедные средства и противолёдные реагенты имеют как плюсы, так и минусы. Реагенты вступают в реакции не только с обледеневшим дорожным покрытием, но и с побочными продуктами, такими, как моторные масла, пары бензина, солярки, выхлопных газов, а также технической солью, в большом количестве присутствующих на дорожном покрытии, компонентами почвы. Антигололедные реагенты бывают жидкими и твердыми и имеют различный состав и химические свойства. При попадании твердого антигололедного реагента на ледяную поверхность снега или льда, эти частички растворяются, образуя рассол, который имеет температуру замерзания ниже температуры замерзания воды. Именно раствор антигололедного реагента, пока его концентрация такова, растапливает лед и предотвращает возникновение гололедных образований. Лучше тот антигололедный реагент, который при наиболее низкой температуре расплавит большее количество снега и льда и окажет наименьшее действие на окружающую среду и материалы. На территории Москвы для борьбы со льдом коммунальные службы используют в основном следующие реагенты:

К наиболее принятым химическим антигололедным реагентам сейчас относят хлористый натрий, хлористый магний, хлористый кальций и песко-соляную смесь. Эти реагенты рассыпаются в местах потенциального скопления ледяного покрова в соответствующих пропорциях и консистенциях, процентное соотношение растворов которых дозируется в соответствии с руководством использования того или иного противоледного реагента.

В некоторых странах (Финляндия, Нидерланды и др.) подобные антигололедные реагентыдавно уже заменяют экологически чистыми продуктами, такими как гранитная или мраморная крошка, которые препятствуют скольжению. Однако и эти средства имеют свои недостатки: стоимость самого материала (гранитный отсев стоит значительно дороже химических противоледных реагентов), механическое воздействие на транспортные средства, испорченное покрытие которых несет ощутимый урон владельцам автотранспортных средств.

Самым дешевым и эффективным средством для борьбы с гололедом является техническая соль. Правильное применение соли наносит минимальный вред. Поэтому на сегодняшний день соль является одним из главных средств в борьбе с обледенением. В случаях неграмотного применения подобного реагента его большое количество на проезжих частях и тротуарах способно оказать негативное воздействие как на резину автомобилей, так и на обувь пешеходов.

Именно поэтому соль техническая так же, как и прочие антигололедные реагенты, должна использоваться в строгом соответствии с существующими нормами.

Наиболее популярными и эффективными среди них являются твердые химические комбинированные реагенты на основе хлористого кальция. Их можно использовать практически при любых погодных условиях и температурных режимах, а также во время снегопадов. Их распределяют с помощью имеющейся у дорожных служб спецтехники, что позволяет обрабатывать большие территории.

Хлористый кальций и его аналоги уже проходили испытания в Италии, Франции, Швейцарии, Германии и США. «Рискнула» его использовать одна только Швейцария, в которой морозов не бывает. А в Норвегии и Швеции вообще не пользуются никакой химией. Просто убирают заносы снегоуборочной техникой. В Финляндии же пользуются рецептом времен царской России: соленой мраморной крошкой.

Опасны противогололёдные компоненты на основе ацетата аммония, в который входит азот.В почве живут нитрифицирующие бактерии, безвредные в «спящем» состоянии. Но стоит этим бактериям соприкоснуться с азотом, как они начинают размножаться и модифицировать аммоний во вредные нитриты и нитраты.

Все известные нитрифицирующие бактерии являются облигатными аэробами. Весь процесс превращения аммония в нитраты происходит в несколько этапов с образованием промежуточных соединений, где азот имеет разную степень окисленности.

По свидетельству специалистов, после того как Московские улицы начали поливать новыми реагентами, резко увеличилось количество жалоб от астматиков, людей, страдающих атипическим дерматитом, аллергодерматозами, аллергическими заболеваниями кожи. Практически все реагенты, в которые входят соли и эфиры, в первую очередь уксусной кислоты, способны вызывать неспецифические реакции кожи, слизистых и бронхов.

Когда вместо привычной соли с песком стали использовать новые реагенты, участились жалобы на затрудненное дыхание, удушье, бронхоспазмы, зуд и слезотечение у больных, страдающих аллергией.

Для того чтобы дать объективную оценку всем этим сигналам, необходимы широкомасштабные исследования, которые позволили бы ответить на вопрос: насколько серьезно влияют антигололедные реагенты на здоровье человека. Москва и так перегружена различными выбросами: транспортными, промышленных предприятий, поэтому достаточно даже какого-то небольшого дополнительного фактора, чтобы здоровью людей и экологии был нанесен серьезный непоправимый ущерб.

Материал подготовлен Туркиной В.К., методистом ГМЦ ДОгМ

Источник

Что такое реагенты и с чем их едят?

С приходом зимы и появлением на дорогах и тротуарах белых гранул, плавящих лед, обязательно находятся люди, рассказывающие ужасные «страшилки» про «ядовитые» противогололедные реагенты. Их тезисы сводятся к тому, что эти самые реагенты сделаны из супер-токсичных веществ, прикосновение к которым моментально разъедает кожу и грозит множественными болезнями.

Журналисты «Свободной прессы», не склонные доверять заявлениям без проверки, обратились к экспертам Ассоциации зимнего содержания дорог и вместе изучили, из чего состоят антигололедные средства. Оказалось, что вещества, используемые дворниками и дорожниками, чуть ли не каждый день едим все мы. В прямом смысле слова.

Согласно словарям иностранных слов, вошедших в русский язык, РЕАГЕНТ или РЕАКТИВ — это вещество, служащее для обнаружения присутствия другого вещества; либо вещество, участвующее в химической реакции.

Например, лакмусовая бумага, пропитана реагентом, который изменяет цвет при попадании в различные среды.

Но что такое реагент в дорожной отрасли?

Вообще, правильное название для всего, что используется дорожниками в целях очистки улицы — это «противогололедные материалы» или сокращенно ПГМ.

Согласно отраслевым дорожным нормам и руководству по борьбе с зимней скользкостью, ПГМ делятся на три вида: химические- те, которые плавят лед; фрикционные — нерастворимые вещества, которые не плавят лед, а повышают шероховатость поверхности, тем самым увеличивая коэффициент сцепления, и комбинированные — содержащие плавящую и фрикционную части.

Именно химические противогололедные материалы называют реагентами, так как они при контакте со снегом растворяются, то есть вступают в химическую реакцию.

Почему они плавят лед?

Существует три агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. У любого вещества есть своя температура, при которой оно переходит из твердого состояния в жидкое и наоборот. Она называется температурой плавления вещества. Для льда эта температура 0 °C. При 0 °C и выше лед начинает плавиться, при температуре ниже 0 °C, вода будет снова замерзать.

С точки зрения химии, плавление — это разрушение связей молекул, которые в твердом веществе выстроены в кристаллическую решетку.

Когда на дороге образуется лед, он прочно схватывается с покрытием. Чтобы его убрать, необходимо ослабить такие молекулярные связи.

Чаще всего для этого используют соли различных кислот. Одни из самых распространенных солей в арсенале дорожников — хлориды — соли соляной кислоты (той, что находится у человека в желудке). Такая «любовь» объясняется тем, что эти соли легкие для добычи, распространены в природе, а потому дешевы по сравнению с другими солями — нитратами, формиатами, ацетатами и другими.

Самый древний способ растопить лед — присыпать его пищевой солью — хлоридом натрия.

Считается, что лед плавится, потому что соль его нагревает. Для одних солей это утверждение верно. Например, если всыпать в стакан хлористый кальций, вода может даже закипеть. Такое огромное количество тепла выделяет эта соль при растворении. Но, вот, например, хлористый натрий и карбамид (еще одно вещество, плавящее лед) при растворении наоборот поглощает тепло, то есть по сути еще больше понижает температуру. Эти свойства соли используют для хладореагентов и для охлаждения мороженого.

Так как же хлорид натрия тогда плавит лед?

Кристалл хлористого натрия сначала медленно вбирает в себя влагу из воздуха, поглощая тепло и образуя на поверхности кристалла жидкую пленку. Образовавшийся раствор растворяет оставшуюся соль. Под действием собственного веса и при относительно медленной степени растворимости отдельные частицы хлористого натрия проникают через слой льда на поверхность дорожного покрытия, что, в результате, ослабляет связь между дорожным полотном и слоем льда. Рассол, образующийся вокруг этих частиц, растекаясь по дорожному покрытию, отслаивает лед от него.

Поведение хлористого кальция и хлористого магния похоже на раскаленный уголек. Эти соли мгновенно впитывают влагу, начиная растворяться и выделять тепло, из-за которого лед плавится на глазах. Благодаря выделению тепла, такие соли работают при достаточно низких температурах, но обладают некоторыми «побочными» эффектами, при которых использовать их в одиночку на дорогах опасно. Хлориды магния и кальция очень вязкие. Они образуют на поверхности скользкую «маслянистую» пленку, которая увеличивает тормозной путь. Кроме этого, данные соли обладают высокой коррозионной активностью, а так же не самым лучшим образом воздействуют на обувь, кожу и почвы.

Чтобы обойти недостатки тех или иных солей, их смешивают друг с другом, подбирая состав таким образом, чтобы они усиливали положительные свойства и уменьшали отрицательные.

Например, хлористый натрий с кальцием могут расплавить больше льда, чем по одиночке. А если добавить формиат (еще одна соль, которая плавит лед), то металлические изделия от соли будут меньше ржаветь, а эстакады, мосты и бордюры меньше разрушаться.

Противогололедные материалы, состоящие из нескольких видов солей, называются многокомпонентными и поэтому наиболее перспективны для зимнего содержания дорог.

Реагенты-яд?

Каждый день человек имеет дело с вещами, которые потенциально опасны для него. Например, смертельной дозой кофеина будет 10 грамм, в переводе на литры это 4,5 литра кофе. Можно отравиться обычной водой. Предельный объем для организма 5−7 литров в сутки.

На кухне любой хозяйки рядом с сахаром, приправами и кастрюлями стоят… противогололедные реагенты. Например, пищевая соль. Самое древнее антигололедное средство — тот самый медленный и поглощающий тепло хлорид натрия.

Если хозяйка следит за здоровьем, то у нее можно отыскать еще один химический ПГМ —хлорид калия. Его диетологи подают, как более полезный заменитель традиционной пищевой соли. Калий укрепляет стенки сосудов и сердца, обеспечивает нормальное функционирование мягких тканей (например, клеток мозга, почек, печени, мышц), поддерживает нервную систему, повышает сопротивляемость болезням.

Если вы употребляете творог, йогурты, кефир и обогащенное кальцием молоко, то знайте, что все это сделано в том числе благодаря реагенту — хлористому кальцию. Его используют для ферментирования (сгущения) молочных продуктов.

Как пищевую добавку — Е509 — хлористый кальций так же применяют в консервации джемов, фруктов и овощей. Если добавить его при солении огурцов, то они будут отлично хрустеть.

Некоторые врачи для восполнения кальция в организме рекомендуют давать раствор хлористого кальция даже детям. Так же это соединение используют для лечения аллергии, ангины и кашля. Многим известный «горячий укол» снимающий острый аллергический приступ — это как раз-таки укол хлористого кальция. Почему он «горячий», вы теперь знаете: от растворения хлористого кальция кровь «кипит» в венах.

Хлористый кальций так же используется в косметологии. Например, в домашних условиях с помощью хлористого кальция и мыла делают очищающий пилинг.

Еще один противогололедный химический реагент, которым каждый день пользуются практически все — это мочевина или карбамид. Эта добавка есть в жевательной резинке, в муке и дрожжах, кормах животных. Его используют как увлажнитель в кремах для лица и в средствах для волос.

Формиаты — соли муравьиной кислоты-являются антиоксидантами и широко используются в медицине. Они проявляют противораковые и антибактериальные свойства. Ими подкармливают животных — коров, свиней, кур и кроликов — для улучшения усвоения пищи. Формиаты малотоксичны, так как муравьиная кислота очень слабая. Попадая в желудок, она распадается на углекислый газ и воду. То же самое происходит с ней, в почве. Поэтому реагенты с формиатами не опасны для окружающей среды.

Еще с одним противогололедным материалом, теперь уже фрикционным, играют даже маленькие дети. Это карбонат кальция, мраморная крошка, которой посыпают тротуары и дворы. Его кладут в качестве разрыхлителя, регулятора кислотности, добавляют в зубную пасту, удобряют им почву, а также используют для изготовления посуды, пластмассовых изделий, фильтров и многого другого. В дорожном хозяйстве мраморная крошка показала себя отличным средством для борьбы с гололедом, которое не портит асфальтовое покрытие, не царапает автомобили и не ломает механизмы эскалаторов в отличие от гранитного щебня.

Продолжать тему «противогололедные реагенты вокруг нас» можно еще долго. Например, из уксусной кислоты, которой мы заправляем салаты, и поливаем пельмени, делают антигололедные реагенты — ацетаты (это соли уксусной кислоты). Их вместе с формиатами используют в аэропортах, потому что эти реагенты практически не воздействуют на металл. Но ацетаты при контакте с водой пахнут уксусом, поэтому применять их в городах запрещено. Зато можно использовать как консервант Е262.

Еще одну группу реагентов — нитратов — без труда можно найти в сырах. (Е252).

Вот так, незнакомые и страшные антигололедные реагенты, при ближайшем рассмотрении оказываются веществами, с которыми мы контактируем каждый день. Берем их в руки, кладем в еду, мажем на кожу. При попадании в снег, они не меняют своих свойств. Не становятся токсичней, не образуют опасных соединений с другими веществами. Они просто плавят лед, делая зиму немного комфортней.

Источник

Противогололедные реагенты: состав, преимущества и недостатки

для борьбы с чем используют реагенты ответ. Смотреть фото для борьбы с чем используют реагенты ответ. Смотреть картинку для борьбы с чем используют реагенты ответ. Картинка про для борьбы с чем используют реагенты ответ. Фото для борьбы с чем используют реагенты ответ

Противогололедные реагенты (ПГР) – твердые (сыпучие) или жидкие (растворы) химические искусственные средства, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для борьбы с зимней скользкостью и направленные на поддержание в допустимом состоянии элементов объектов дорожного хозяйства в процессе их эксплуатации в зимний период.

Согласно постановлению правительства Москвы от 10 апреля 2007 года «О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве» на объектах дорожного хозяйства города Москвы допускается применение только тех реагентов, которые прошли предварительную оценку воздействия на жизнь и здоровье граждан, состояние компонентов окружающей среды, включая растения, почву, водные объекты, на состояние объектов дорожного хозяйства и связанных с ними гидротехнических и других коммуникаций.

В 60-х годах прошлого века основным противогололедным реагентом была пескосоляная смесь, состоящая из 92% песка и 8% технической соли. Это один из самых дешевых способов борьбы с гололедом. Однако весной скопившийся на дорогах песок основательно забивал водостоки. Он оставался на дорогах и тротуарах, загрязнял газоны, и весной коммунальным службам приходилось тратить значительные средства, чтобы очистить от него город и вывести песок на свалку.

Начиная с 1995 года было принято решение в качестве противогололедного реагента использовать техническую соль (NaCI). Одним из главных преимуществ технической соли было то, что она моментально растопляла лед, образуя снежную кашу. Кроме того, техническая соль не замерзает от 0 до 16° С и действует постоянно.

В то же время техническая соль имела массу недостатков: соль разъедала кузова, колеса автомобилей, обувь прохожих; пары солей натрия разъедали вставки электропроводов. В результате засоления почв повсеместно стали погибать зеленые насаждения.

Начиная с зимы 2001 2002 годов власти Москвы приняли решение полностью отказаться от соли и перейти к использованию экологически благополучных противогололедных реагентов (ПГР). В качестве основных реагентов стали применяться твердые «Биомаг» и ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), жидкие ХКМ (хлористый кальций модифицированный) и «Нордекс». Эти препараты были признаны экологически безопасными и достаточно эффективными антиобледенителями. Но в то же время данные реагенты обнаружили свойство создавать «масляную» пленку на дороге, в результате чего тормозной путь автомобиля увеличивался в несколько раз.

Начиная с зимы 2005-2006 годов московские власти отказались от применения хлористого магния («Биомаг») из за тенденций к накоплению аниона магния в почвах и природных водах.

В настоящее время в качестве основного противогололедного средства для обработки проезжей части используется жидкий реагент – 28% раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ).

По сравнению с технической солью, ХКМ обладает несколькими существенными преимуществами: нормы расхода хлористого кальция в среднем на 30-40% ниже. При этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35° С). ХКМ не позволяет образовываться гололеду и снежно-ледяным накатам. Кроме того, как показали лабораторные исследования, эти реагенты не только расплавляют лед, но и улучшают состояние почвы. Кальций замещает натрий, который накопился в почве за время использования технической соли, и таким образом даже удобряет ее.

Несмотря на явные преимущества, хлористый кальций модифицированный обладает рядом недостатков. Одним из главных минусов ХКМ является короткий срок действия реагента – 3 часа. Это приводит к тому, что дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз. Ученые Московского автодорожного института (МАДИ) также выяснили, что после обработки дорожной наледи жидким хлористым кальцием модифицированным, коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Когда применяли техническую соль, влага испарялась, и дороги оставались сухими, ХКМ, напротив, притягивает влагу. Если же на дорожном полотне есть пленка из машинного масла, бензина, а поры асфальта забиты резиновой крошкой, то ХКМ еще больше теряет в эффективности.

Кроме того, по мнению экспертов, хлористый кальций вызывает аллергию у людей и разъедает металл автомобилей. По данным НИИ экологии человека и окружающей среды им. Сытина, количество аллергий у москвичей с приходом зимы значительно увеличивается. Как и соль, ХКМ агрессивен по отношению к обуви из натуральных материалов: даже очень хорошо выделанная кожа под воздействием реагентов становится жесткой, а значит, может легко треснуть. К тому же, хлор, известный своими отбеливающими свойствами, изменяет цвет обуви.

Хлористый кальций небезопасен и для животных. По мнению ветеринаров, зимой отмечается увеличение количества жалоб от собаководов, чьи питомцы стали чаще попадать в ветлечебницы с химическими ожогами лап.

В некоторых районах Москвы в настоящее время в качестве эксперимента применяют новые виды отечественных реагентов: жидкий «ЭСБГ» и твердый – «Биодор». Жидкий реагент «ЭСБГ» изготовлен на основе композиции солей кальция и магния с добавлением биофильных элементов, а «Биодор» – это реагент формиатной группы, который после применения разлагается на природные составляющие. Благодаря своему химическому составу эти материалы не оказывают вредного воздействия на зеленые насаждения.

В качестве противогололедного реагента для тротуаров и пешеходных дорожек используется мраморная или гранитная крошка. У нее много достоинств: крошка не несет опасности для окружающей среды и является достаточно эффективным противогололедным средством. В то же время некоторые эксперты отмечают, что крошка, которую дорожники сыплют в течение нескольких лет, никуда не девается. Ее сносит ветром на дороги, и потом она откладывается на дорожном полотне, что приводит к дополнительному истиранию дороги. Сама гранитная крошка истирается в пыль, превращаясь в ту же грязь.

Источник

Борьба с наледью: Как выбрать антигололедный реагент?

для борьбы с чем используют реагенты ответ. Смотреть фото для борьбы с чем используют реагенты ответ. Смотреть картинку для борьбы с чем используют реагенты ответ. Картинка про для борьбы с чем используют реагенты ответ. Фото для борьбы с чем используют реагенты ответ

Содержание

Резкие перепады температуры приводят к образованию наледи на дорогах и тротуарах. От падений и травм в период гололеда спасет своевременная обработка пешеходных зон и лестниц реагентами против льда.

Обратите внимание на состав и температуру плавления средства от гололеда на асфальте и других поверхностях. Чтобы смесь была эффективна и безопасна для конкретного покрытия, внимательно ознакомьтесь с техническими характеристиками противогололедного реагента.

Как работают средства для борьбы с наледью? Сыпучие смеси размягчают толстую корку льда, которую легко счистить лопатой после обработки. Чем выше температура и слой оледенения, тем больше расход реагента. Читайте в этом материале, какой антигололедный реагент лучше выбрать?

Область применения противогололедных реагентов

Средства для борьбы с гололедом применяют для очищения пешеходных зон, тротуаров, дорог, улиц, автостоянок, лестничных сходов и пандусов. Также специальные химические составы могут предотвращать образование наледи. Существуют несколько способов применения реагентов:

Виды антигололедных реагентов

для борьбы с чем используют реагенты ответ. Смотреть фото для борьбы с чем используют реагенты ответ. Смотреть картинку для борьбы с чем используют реагенты ответ. Картинка про для борьбы с чем используют реагенты ответ. Фото для борьбы с чем используют реагенты ответ

Различают комбинированные составы, в которые входят разные минеральные компоненты и фрикционные, где всего одно активное вещество – соль, песок, гранит. Большинство смесей безопасны для металлов, поскольку обогащены ингибиторами коррозии – соединениями, защищающими металлическую поверхность от ржавчины и повреждений.

По воздействию выделяют механические, химические и смешанные реагенты. Первые препятствуют скольжению благодаря своим абразивным свойствам, а вторые – вступают в химическую реакцию со льдом и плавят его.

Другой популярной классификацией антигололедных средств является форма выпуска:

Перед применением любого реагента ознакомьтесь с нормами расходования. На этот показатель влияет площадь территории, температура и слой льда. Воспользуйтесь специальными дозаторами.

Состав антигололедных реагентов

Для разных целей и погоды подойдут антигололедные смеси с разным составом. Можно использовать реагенты как самостоятельные средства или вспомогательные перед механической чисткой льда. Перед приобретением ознакомьтесь, из чего состоит антигололедный реагент для дорог, и при какой температуре он будет эффективен.

Требования к антигололедным реагентам

Чтобы лучше понять, как выбрать противогололедный реагент, ознакомьтесь со списком основных норм, которым должен отвечать состав. Качественная антигололедная смесь:

Современные производители делают акцент на экологичных составах против наледи. Поэтому применяют минералы и природные вещества – кремниевая крошка, гранит, песок и бишофит. Реагенты, представленные в интернет-магазине Офисмаг, соответствуют стандартам качества, принятым в области производства средств для борьбы с гололедом.

Источник

Противогололедные реагенты: состав, преимущества и недостатки

для борьбы с чем используют реагенты ответ. Смотреть фото для борьбы с чем используют реагенты ответ. Смотреть картинку для борьбы с чем используют реагенты ответ. Картинка про для борьбы с чем используют реагенты ответ. Фото для борьбы с чем используют реагенты ответ

Власти Москвы закупят для уборки дорог предстоящей зимой новый реагент.

Ниже приводится информация о противогололедных реагентах.

Противогололедные реагенты (ПГР) – твердые (сыпучие) или жидкие (растворы) химические искусственные средства, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для борьбы с зимней скользкостью и направленные на поддержание в допустимом состоянии элементов объектов дорожного хозяйства в процессе их эксплуатации в зимний период.

Согласно постановлению правительства Москвы от 10 апреля 2007 года «О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве» на объектах дорожного хозяйства города Москвы допускается применение только тех реагентов, которые прошли предварительную оценку воздействия на жизнь и здоровье граждан, состояние компонентов окружающей среды, включая растения, почву, водные объекты, на состояние объектов дорожного хозяйства и связанных с ними гидротехнических и других коммуникаций.

Вещества (соли или растворы), использующиеся в качестве противогололедных реагентов имеют сложный химический состав, зависящий от технологии производства и сырьевой базы. По условиям водоотведения, в городе Москве номенклатура ПГР ограничивается только ее хлоридной группой.

Принцип использования противогололедных реагентов основан на том, что температура замерзания воды, с разведенными в ней хлоридами солей ниже, чем температура замерзания естественных осадков. По этому принципу работает большинство реагентов, в основе которых присутствуют солевые растворы химических элементов, в том или ином процентном соотношении, подобранные таким образом, чтобы воздействие на окружающую среду не причиняло вреда.

Средства против обледенения можно подразделить на естественные природные (обычный строительный песок, мелкий гранитный щебень, или как его еще называют – гранитная крошка) и искусственные (противогололедные реагенты, полученные химическим путем в лабораторных условиях хлорид кальция, хлорид натрия, хлорид магния и др.).

Противогололедные реагенты бывают жидким, твердыми и гранулированными и имеют различный состав и химические свойства, но все они имеют одно общее свойство – понижать точку плавления снега.
http://ogneypor.ru/protivogololednye-reagenty.html
В 1960 х годах основным противогололедным реагентом была пескосоляная смесь, состоящая из 92% песка и 8% технической соли. Это один из самых дешевых способов борьбы с гололедом. Однако весной скопившийся на дорогах песок основательно забивал водостоки. Он оставался на дорогах и тротуарах, загрязнял газоны, и весной коммунальным службам приходилось тратить значительные средства, чтобы очистить от него город и вывезти песок на свалку.
Начиная с 1995 года было принято решение в качестве противогололедного реагента использовать техническую соль (NaCI). Одним из главных преимуществ технической соли было то, что она моментально растапливала лед, образуя снежную кашу. Кроме того, техническая соль не замерзает от 0 до 16° С и действует постоянно.

В то же время техническая соль имела массу недостатков: соль разъедала кузова, колеса автомобилей, обувь прохожих; пары солей натрия разъедали вставки электропроводов. В результате засоления почв повсеместно стали погибать зеленые насаждения.

Начиная с зимы 2001 2002 годов власти Москвы приняли решение полностью отказаться от соли и перейти к использованию экологически благополучных ПГР. В качестве основных реагентов стали применяться твердые «Биомаг» и ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), а также жидкие ХКМ (хлористый кальций модифицированный) и «Нордекс». Эти препараты были признаны экологически безопасными и достаточно эффективными антиобледенителями.

Но в то же время данные реагенты обнаружили свойство создавать «масляную» пленку на дороге, в результате чего тормозной путь автомобиля увеличивался в несколько раз.

Начиная с зимы 2005 2006 годов московские власти отказались от применения хлористого магния («Биомаг») из за тенденций к накоплению аниона магния в почвах и природных водах.

В качестве основного противогололедного средства для обработки проезжей части стали использовать жидкий реагент – 28% раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ).

По сравнению с технической солью, ХКМ обладает несколькими существенными преимуществами: нормы расхода хлористого кальция в среднем на 30 40% ниже. При этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35° С). ХКМ не позволяет образовываться гололеду и снежно ледяным накатам. Кроме того, как показали лабораторные исследования, эти реагенты не только расплавляют лед, но и улучшают состояние почвы. Кальций замещает натрий, который накопился в почве за время использования технической соли, и таким образом даже удобряет ее.

Несмотря на явные преимущества, хлористый кальций модифицированный обладает рядом недостатков. Одним из главных минусов ХКМ является короткий срок действия реагента – 3 часа. Это приводит к тому, что дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз. Ученые Московского автодорожного института (МАДИ) также выяснили, что после обработки дорожной наледи жидким хлористым кальцием модифицированным, коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Когда применяли техническую соль, влага испарялась, и дороги оставались сухими, ХКМ, напротив, притягивает влагу. Если же на дорожном полотне есть пленка из машинного масла, бензина, а поры асфальта забиты резиновой крошкой, то ХКМ еще больше теряет в эффективности.

Также, по мнению экспертов, хлористый кальций вызывает аллергию у людей и разъедает металл автомобилей. По данным НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сытина, количество аллергий у москвичей с приходом зимы значительно увеличивается. Как и соль, ХКМ агрессивен по отношению к обуви из натуральных материалов: даже очень хорошо выделанная кожа под воздействием реагентов становится жесткой, а значит, может легко треснуть. К тому же, хлор, известный своими отбеливающими свойствами, изменяет цвет обуви.
Хлористый кальций небезопасен и для животных. По мнению ветеринаров, зимой отмечается увеличение количества жалоб от собаководов, чьи питомцы стали чаще попадать в ветлечебницы с химическими ожогами лап.

В некоторых районах Москвы в настоящее время в качестве эксперимента применяют новые виды отечественных реагентов: жидкий «ЭСБГ» и твердый – «Биодор». Жидкий реагент «ЭСБГ» изготовлен на основе композиции солей кальция и магния с добавлением биофильных элементов, а «Биодор» – это реагент формиатной группы, который после применения разлагается на природные составляющие. Благодаря своему химическому составу эти материалы не оказывают вредного воздействия на зеленые насаждения.

В качестве противогололедного реагента для тротуаров и пешеходных дорожек используется мраморная или гранитная крошка. У нее много достоинств: крошка не несет опасности для окружающей среды и является достаточно эффективным противогололедным средством. В то же время некоторые эксперты отмечают, что крошка, которую дорожники сыплют в течение нескольких лет, никуда не девается. Ее сносит ветром на дороги, и потом она откладывается на дорожном полотне, что приводит к дополнительному истиранию дороги. Сама гранитная крошка истирается в пыль, превращаясь в ту же грязь.

Согласно «Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов (на зимние периоды 2012 гг. и далее)» в Москве предусмотрено использование разных реагентов.

Жидких реагентов на основе хлористого кальция и натрия, в которых массовая доля растворимых солей должна быть в пределах 27 29%: хлористого кальция – в пределах 22 23%, хлористого натрия в пределах 5 6% (ХКН ж.).

Твердых ПГР:

— твердых многокомпонентных ПГР на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия: массовая доля хлористого кальция – не менее 20%, хлористого натрия — не более 75%; хлористого калия — не более 20%, формиата натрия не менее – 5% (МРК тв.).

— твердых многокомпонентных ПГР на основе композиции хлористого кальция и натрия: массовая доля хлористого кальция – не менее 20%; массовая доля хлористого натрия — не более 80% (ХКН тв.).

— твердого многокомпонентного ПГР на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия: массовая доля хлористого кальция – не менее 15%, хлористого натрия — не более 80%; хлористого калия — не более 10%, формиата натрия – не менее 5% (МРтв.).

— фрикционных материалов (вспомогательных): мелкий гранитный щебень фракций 2 5 миллиметра предусматривается в качестве ПГР для определенных погодных условий на проезжей части Москвы, а на тротуарах, остановках общественного транспорта разрешалось использование только комбинированных ПГР.

Комбинированных ПГР:

— твердый комбинированный ПГР на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень) и формиата натрия (соль муравьиной кислоты) массовая доля карбоната кальция – 50 80%, формиата натрия – 20 50% (КР1тв.).

— твердый комбинированный ПГР на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль): массовая доля карбоната кальция – 20 50%, формиата натрия – 10 30%, массовая доля хлорида натрия не более 60% (КР2тв.).

— твердый комбинированный ПГР на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль) с добавлением хлоридов (кальция и калия) массовая доля карбоната кальция – 20 50%, формиата натрия – 10 30%, массовая доля хлорида натрия – не более 50%, массовая доля хлоридов (кальция и калия) не более 20% (КР3тв.).

В 2012 году добавлен новый реагент — жидкий реагент на основе хлористого магния, где массовая доля хлористого магния в пределах 27 29%, либо на основе хлористого кальция и натрия, где массовая доля растворимых солей в пределах 27 29%, хлористого кальция — в пределах 22 23%, хлористого натри — в пределах 5 6% (ХКМж.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *