для чего аллах создал шайтана
Какова цель сотворения шайтанов?
Вопрос: Какова цель сотворения шайтанов?
Ответ: Аллах в Коране сказал:
إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوَّاً
Смысл: «Поистине, сатана ваш враг, так держите же его врагом» (сура «35», аят 6).
В другом аяте сказано:
أَلَمْ أَعْهَدْ إِلَيْكُمْ يَا بَنِي آدَمَ أَن لا تَعْبُدُوا الشَّيْطَانَ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِين
Смысл: «Разве Я (Аллах) не завещал вам, сыны Адама, не поклоняться дьяволу, который является вашим явным врагом» (сура «Ясин», 60 аят).
Сатана является испытанием для человека, то есть сатана вплоть до Судного дня будет стараться ввести людей в заблуждение. В Коране Аллах сказал:
Смысл: «Подобно тому, как Ты (Всевышний) вверг меня в заблуждение, я буду сбивать их (твоих рабов) от истинного пути Твоего» («аль-Араф», аят 16). Как Аллах говорит в Коране об ответе сатаны:
قَالَ فَبِعِزَّتِكَ لأُغْوِيَنَّهُمْ أَجْمَعِين
Смысл: «Сказал (сатана): «Я клянусь Твоим величием, что непременно буду вводить в заблуждение их (рабов Аллаха) всех».
Однако Аллах призывает людей к раю, как сказал Сам Аллах:
واللهُ يَدْعُو إِلَى دَارِ السَّلامِ
Смысл: «и Аллах призывает в «Дар ас-Салям» (одна из степеней Рая)» («Юнус», аят 35).
То есть сатана является тем творением, которое старается сбить человека с истинного пути, наущая ему ослушаться Аллаха, этим самым Аллах испытывает человеческую веру. Если человек преодолеет его наущения и последует истинному пути, то приблизится к Аллаху в степенях.
Однажды шайтан спросил у имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах): «Разве Аллах не притеснил меня тем, что вверг в заблуждение и что я буду вечно в Аду?». Тогда имам ответил: «Если тебя Аллах сотворил для заблуждения, то это не притеснение, а если же сотворил для наставления и вверг в заблуждение, то это другое дело». Сатана сказал: «Я многих ученых ввел в заблуждение, задав данный вопрос, но ты ответил верно».
Всевышний сотворил шайтана, чтобы он был заблудшим и сбивал других, и нет притеснения в этом, потому как сатана находится на том пути, для которого он сотворен.
Ибн Ахмад
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Для чего был создан шайтан? Разве создание зла не является злом?
Могу ли я спросить для чего был создан шайтан? Или лучше будет задать вопрос в другом направлении. У нас по этому поводу дискуссии.
Никто не вправе спрашивать Аллаха Всевышнего о том, что Он делает. В Коране по этому поводу говорится: «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (аль-Анбийа 21/23). Однако мы – люди, в данном вопросе, как и в любых других, хотим получить ответ, который бы успокоил наше сердце и наше любопытство. Поэтому невольно на ум может прийти такой вопрос: «Зачем Аллах создал шайтана? Разве создание зла, не является злом?».
Аллах Всевышний не создает что-либо, чтобы оно стало злом, наоборот, все, что Он создает, создается во благо. Наоборот, это мы обращаем во зло то, что Аллах создал во благо. Например, шайтан создан из огня, и поэтому для нас лучшим примером в данном вопросе является огонь. Создание огня не является злом, однако прикосновение к огню является злом. Если человек возьмет огонь под свой контроль, то сможет извлечь из него большую пользу, в противном же случае огонь может причинить большие убытки.
В качестве другого примера можно привести дождь. Дождь заключает в себе огромное благо, особенно в засушливых местах. Но если кто-то не предпримет необходимых мер предосторожности, вследствие чего дождь нанесет ему вред, то это не будет означать, что создание дождя не является благом.
Аллах Всевышний создал ангелов, которые не способны совершать грех, и животных, которые лишены какой-либо ответственности. Помимо этих двух видов существ, Аллах Всевышний так же сотворил и людей, которые способны превзойти ангелов в совершенстве, а так же способны оказаться ниже, чем самое ничтожное животное. И вот здесь, для того, чтобы человеку был открыт путь к совершенствованию, необходим шайтан, как инструмент испытания.
Мирская жизнь является пашней вечной жизни. Рай и Ад, которые являются местами пребывания людей в ахирате, представляют собой плоды, которые взращивал человек в мирской жизни, посредством своих поступков и своей веры. Те, чья жизнь прошла в вере и совершении благочестивых деяний, окажутся достойными войти в Рай. Те же, кто избрал в мирской жизни противоположный путь, окажутся в Аду.
Если человек не покорится шайтану и своему нафсу, то тем самым он будет совершенствоваться духовно и сможет достичь степени, находящейся выше степени ангелов. В противном же случае человек окажется ниже той степени, которую занимают животные.
Как известно, основой алмаза и угля является углерод. Однако вследствие разницы в строении цепочки атомов, один стал алмазом, а другой стал углеродом. Точно так же и у всех людей одна основа. Все люди наделены одинаковыми физическими и духовными возможностями.
Однако разница заключается в том, что одни люди используют эти возможности в правильном направлении, а другие в неправильном. Вследствие чего души одних людей становятся алмазами, а души других людей подобны углю.
Другой стороной данного вопроса является следующее: так же как человек наносит самому себе вред, следуя за шайтаном, так и шайтан, в соответствии с принципом «ставший причиной совершения греха подобен совершившему этот грех», с каждым разом возлагает на себя все большее бремя ответственности, увеличивая себе тем самым наказание в Аду.
Если бы Аллах Всевышний пожелал, то Он мог бы и не предоставлять шайтану такой возможности. Тогда эта роль была бы возложена на нафс человека. Но результат остался бы неизменным. Возможность сбивать людей с истинного пути, которая была предоставлена шайтану, стала для него причиной самого большого убытка и вреда.
Для чего был создан шайтан? Разве создание зла не является злом?
Для чего был создан шайтан? Разве создание зла не является злом?
Никто не вправе спрашивать Аллаха Всевышнего о том, что Он делает. В Куръане по этому поводу говорится: «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (аль-Анбийа 21/23). Однако мы – люди, в данном вопросе, как и в любых других, хотим получить ответ, который бы успокоил наше сердце и наше любопытство.
Поэтому невольно на ум может прийти такой вопрос: «Зачем Аллах создал шайтана? Разве создание зла, не является злом?». Аллах Всевышний не создает что-либо, чтобы оно стало злом, наоборот, все, что Он создает, создается во благо. Наоборот, это мы обращаем во зло то, что Аллах создал во благо. Например, шайтан создан из огня, и поэтому для нас лучшим примером в данном вопросе является огонь. Создание огня не является злом, однако прикосновение к огню является злом.
Если человек возьмет огонь под свой контроль, то сможет извлечь из него большую пользу, в противном же случае огонь может причинить большие убытки. В качестве другого примера можно привести дождь. Дождь заключает в себе огромное благо, особенно в засушливых местах. Но если кто-то не предпримет необходимых мер предосторожности, вследствие чего дождь нанесет ему вред, то это не будет означать, что создание дождя не является благом. Аллах Всевышний создал ангелов, которые не способны совершать грех, и животных, которые лишены какой-либо ответственности.
Помимо этих двух видов существ, Аллах Всевышний так же сотворил и людей, которые способны превзойти ангелов в совершенстве, а так же способны оказаться ниже, чем самое ничтожное животное. И вот здесь, для того, чтобы человеку был открыт путь к совершенствованию, необходим шайтан, как инструмент испытания. Мирская жизнь является пашней вечной жизни.
Рай и Ад, которые являются местами пребывания людей в ахирате, представляют собой плоды, которые взращивал человек в мирской жизни, посредством своих поступков и своей веры. Те, чья жизнь прошла в вере и совершении благочестивых деяний, окажутся достойными войти в Рай. Те же, кто избрал в мирской жизни противоположный путь, окажутся в Аду. Если человек не покорится шайтану и своему нафсу, то тем самым он будет совершенствоваться духовно и сможет достичь степени, находящейся выше степени ангелов. В противном же случае человек окажется ниже той степени, которую занимают животные. Как известно, основой алмаза и угля является углерод. Однако вследствие разницы в строении цепочки атомов, один стал алмазом, а другой стал углеродом.
Точно так же и у всех людей одна основа. Все люди наделены одинаковыми физическими и духовными возможностями. Однако разница заключается в том, что одни люди используют эти возможности в правильном направлении, а другие в неправильном. Вследствие чего души одних людей становятся алмазами, а души других людей подобны углю.
Другой стороной данного вопроса является следующее: так же как человек наносит самому себе вред, следуя за шайтаном, так и шайтан, в соответствии с принципом «ставший причиной совершения греха подобен совершившему этот грех», с каждым разом возлагает на себя все большее бремя ответственности, увеличивая себе тем самым наказание в Аду.
Если бы Аллах Всевышний пожелал, то Он мог бы и не предоставлять шайтану такой возможности. Тогда эта роль была бы возложена на нафс человека. Но результат остался бы неизменным. Возможность сбивать людей с истинного пути, которая была предоставлена шайтану, стала для него причиной самого большого убытка и вреда.
Для чего аллах создал шайтана
Ни одно создание не сотворено Всевышним Создателем безцельно. И каждому творению свойственно грешить.
Шайтан изначально не был создан сатаной. Он был созданием, жившее среди ангелов. Но он споткнулся уже при первом его испытании Всевышним Аллахом. Вернее сказать не просто споткнулся, а упал в пропасть.
Его испытанием было выражение уважения Адаму (мир ему). Всевышний Аллах приказал сатане: «Поклонись Адаму (мир ему)!» Но шайтан воспротивился приказу Всевышнего и впал в гордыню.
По причине своего неимоверного высокомерия, шайтан лишился милости Всевышнего Аллаха. И причиной всему этому был сам шайтан. Он пошел на такой шаг по своей воле.
Изначально шайтан был среди ангелов и поклонялся Всевышнему. Но то, что он жил среди ангелов не является результатом его труда и усердия. Это было честь, оказанная ему Всевышним Аллахом. К тому же до этого Всевышний не подвергал его какому-либо испытанию. Наверное поэтому, уже при первом испытании раскрылось его истинное лицо.
Из этого вытекает, что пребывание шайтана среди ангелов не является доказательством его особой степени в глазах Всевышнего Аллаха.
Что касается его поклонения, что лежало в его основе? Его подчинение Всевышнему Аллаху или же он совершал его потому, что ему нравилось выглядеть набожным? Этого мы не знаем. Но его провал при первом же испытании кажется указывает на то, что он был рабом не Всевышнего Создателя, а своего вожделения.
Сатана был изгнан из рая и лишен милости Всевышнего по причине своей гордыни. Но согласно своей природе, он думал, что причиной всему этому является Адам (мир ему). Поэтому он превратился в непримиримого врага рода человеческого.
Человек должен всегда остерегаться шайтана, который является его явным врагом, и должен жить в соответствии с природой своего создания. Лишь в этом случае в нем будут усиливаться механизмы, защищающие его от совершения грехов. Это можно сравнить с иммунитетом, который автоматически включается при опасности и в состоянии противостоять вирусу.
В человеке, который чуток в вопросе предохранения от наущений сатаны, преобладают такие качества, как здравомыслие и прозорливость. К томе же в человеке, который всяческий старается противостоять уловкам шайтана, развиваются такие свойства, как спокойствие, стойкость, решительность и воля.
Поэтому следует учитывать, что шайтан является причиной того, что человек бывает осмотрительным. Сатана способствует совершенствованию защитной системы человека, а также развитию других его качеств.
Этот мир является местом испытания человека. И Всевышний Аллах различными путями испытывает человека. И нет сомнения в том, что сатана является одним из самых важных инструментов божественного испытания.
Сатана становится причиной выяснения натуры людей. Какие они? Хорошие или плохие, слабые или же стойкие? Кто достоин из них рая, а кто ада?
Подобно тому, как после химической обработки драгоценный металл превращается в золото, человек, считающий шайтана своим заклятым врагом, противостоящий его наущениям и не поддающийся на его уловки и уговоры, совершенствуется духовно. И в конечном счете, удостаивается степени входа в джаннат.
Если же человек, напротив, поддается шайтану, следует его наущениям и соблазнам, подчиняется его требованиям и не брезгует греховным, в конце концов сам становится его двойником. То есть, принимает облик сатаны в образе человека. Тем самым он удостаивается «чести» попасть в преисподнюю.
Таким образом шайтан может быть инструментом совершенствования человека или же его падения в пропасть. По причине чего мы не можем утверждать, что сатана создан без какой либо цели, или же, что он является бесполезным творением.
Если так, то создание сатаны нельзя воспринимать в качестве зла. Ясно, что Всевышний Создатель не желает зла Своим рабам.
Что же касается упрямства сатаны в грехопадении, непризнания им своего проступка и нежелания раскаяния, то как упоминалось выше, что до сотворения Адама (мир ему) он был творением, удостоенным особой степени и чести. Его имя упоминалось наравне с ангелами.
Всевышний Аллах создал творение, имя которому «Адам», и даровал ему степень уважения ангелами. Но сатану разъедала зависть. Так как он считал себя самым достойным созданием. И вот создано творение, более достойнее его.
Сатана был не в состоянии перенести такое. И ему, сжигаемому изнутри огнем зависти, было трудно преклониться перед Адамом (мир ему).
Сегодня немало тех, кто старается дать подножку каждому, кто в чем-то превосходит его. И это один из качеств сатаны, который можно узреть в человеке.
Иудеи и христиане считали арабов ниже себя. И поэтому они даже в страшном сне не могли представить, что последний посланник Всевышнего будет из числа арабов. И когда последним пророком человечества стал араб, они не могли смириться с этим.
Они стали завидовать арабам, что и подтолкнуло их к фальсификации своих Писаний. Кое-что, касающееся нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), было вычеркнуто. И, не смотря на то, что в их Писаниях было предостаточно упоминаний о нашем Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), они упорствовали: «Нет! Он не тот, кого мы ожидали».
В Коране сказано: «Те, кому Мы даровали Писание, знают Мухаммада, как знают своих сыновей. Однако значительная часть их скрывает истину, хотя и знает ее».[1]
В основе отрицания иудеями и христианами последнего Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лежала черная зависть и высокомерие, так свойственная их природе.
Благодаря подобным событиям мы можем представить природу зависти сатаны по отношению к Адаму (мир ему).
После сотворения Адама (мир ему), Всевышний приказал ангелам и шайтану оказать ему честь, поприветствовав его поклоном.
Следует упомянуть, что в Коране, относительно этого случая, используется слово «саджда», которое в корне имеет смысл: земной поклон, совершение поклонения. Но здесь слово «саджда» применяется в смысле «оказания чести». Так как саджда, в смысле «поклонения», делается лишь Всевышнему Аллаху.
На самом деле саджда, то есть приветствие Адама (мир ему), и оказание ему чести поклоном, прежде всего является подчинением требованию Всевышнего Создателя, а также признание Его безграничного мастерства и могущества в создании такого удивительного творения, как человек.
Подчинившись приказу Всевышнего, ангелы поприветствовали Адама (мир ему) поклоном.
И лишь сатана, возгордившись, воспротивился этому приказу Всевышнего Создателя.
И когда Всевышний спросил его: «Что помешало тебе поклониться ему, раз Я повелел тебе?», то сатана возгордился: «Ты сотворил меня из огня, а его из глины. И я достойнее его. Как я могу кланяться ему. Ведь нет более достойного творения, чем я?»
По причине своего высокомерия и своей зависти, шайтан даже не задумался над тем, от кого исходит требование поклониться Адаму (мир ему). И ответ сатаны Всевышнему Аллаху был выражением бунта против могущества Всевышнего Творца, Который был в состоянии создать более достойное творение, чем он. Он как бы говорил: «Разве Ты в состоянии создать творение, более достойное чем я?»
На самом же деле глина, которую шайтан считал ниже себя, было очень достойным созданием. Ведь она является источником жизни. Все живое происходит из почвы. Именно поэтому в почве можно узреть такие качества Всевышнего, как «Бесподобный Создатель», «Дающий пропитание», «Совершенный Мастер». То есть почва является отражением бесчисленных качеств, присущих Всевышнему Создателю.
Вместо того, чтобы признать свою оплошность и раскаяться в содеянном, сатана продолжал упорствовать в своем высокомерии, что привело к его изгнанию из рая.
Всевышний Аллах сказал ему: «Если так, то низвергнись отсюда! Здесь нет места твоему своеволию и высокомерию. Прочь отсюда! Поистине, ты из числа презренных».
И тогда Иблис, умоляя, чтобы Всевышний Аллах оставил его до Судного дня, взмолился: «Дай мне отсрочку до Дня воскрешения!»
Всевышний Аллах ответил: «Хорошо, ты в числе тех, кто получил отсрочку».
— Если так, то за то, что Ты отвратил и запутал меня, я буду всячески мешать им следовать по Твоему прямому пути. Я буду являться к ним со всех сторон и буду соблазнять их. И Ты увидишь, что большинство из них будут неблагодарными Тебе».[2]
Таким образом шайтан раскрыл свою истиную натуру.
Да, сатана является заклятым врагом человека. Ведь именно по его причине он навеки лишился своей чести и достоинства, а также милости Всевышнего.
Шайтан не мог смириться с тем, что лишился всего, в то время когда человек удостоился степени самого любимого раба Всевышнего Создателя и чести быть самым достойным творением. И теперь он вознамерился, вплоть до Судного дня, враждовать с Адамом (мир ему) и его потомством, по причине чего он будет всячески сбивать людей с пути праведности и лишать их милости Всевышнего Аллаха.
Сатана, разъедаемый завистью, не перестанет возмущаться: «Почему человек удостаивается чести, в то время, когда я лишился всего. Нет и еще раз нет! Я не в состоянии вынести такое». И чем больше будет его недовольство, тем больше он будет зазнаваться.
С тех пор шайтан занят лишь одним – совращением людей.
Он стал срастно желать изгнания Адама (мир ему) и Хавы (Евы) из рая. И ради претворения своих низменных замыслов в жизнь он шел на различные уловки и ухищрения. И в конце концов он добился того, чтобы они вкусили запретный плод, к которому Всевышний Аллах запретил приближаться, по причине чего и они были спущены на землю. То есть лишились своего места в джаннате.
Ликованию шайтана не было границ.
Но Адам (мир ему) и Хава осознали, что совершили проступок. Поэтому они, раскаявшись в содеянном, обратились ко Всевышнему: «О наш Господь! Мы навредили себе. Если Ты не смилуешься над нами и не простишь нас, то, непременно, мы будем в числе потерпевших убыток».[3]
Их обращение ко Всевышнему Создателю и раскаяние было принято.
Это еще более разозлило сатану. Теперь он был занят развращением не только Адама (мир ему), но и его потомства. И чем больше потомки Адама (мир ему) придерживались праведности, тем больше усиливались и наущения шайтана. И он еще более обозлился, когда на свет появился пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), на которого была возложена миссия уничтожения идолопоклонничества.
Таким образом шайтан поддался безграничной злобе. Изнутри его съедала зависть, а его высокомерие не знало границ. Все мосты были сожжены и пути к его раскаянию были перекрыты. И чем больше они покрывались мраком неверия, тем больше он отдалялся от истины.
Подобно тому, как в сердце жестокого убийцы не остается места милосердию, также и в сатане угасли угольки раскаяния. Теперь вся его внутренность была заполнена злобой и страстью отмщения.
Известно, что в ярости человек теряет контроль над собой, не прислушивается к советам, и даже не замечает окружающих, в результате чего он становится виновником нелепых и несуразных поступков.
Таково и состояние сатаны. По причине каждого достижения сына человеческого его душит злоба и в нем горит пламя зависти. Вследствие этого он никогда не задумывается о раскаянии.
Его природе не свойственно совершение блага. В нем недуг зависти и высокомерия.
Каждый раз, когда человек делает шаг в правильную сторону, он злится. Если же человек ошибается, то предается огромному блаженству.
На сердце сатаны наложена печать, а на глазах его – завесы.
Истина ведома одному лишь Всевышнему Аллаху.
И да защитит нас Всевышний от наущений шайтана, и предопределит нам быть в числе рабов, достойных Его лика!
Для чего был создан такой джинн как шайтан?
У этого вопроса есть две составляющие, это цель создания и Божественный смысл его сотворения. В виду того, что, как и сказали мы в предыдущем вопросе, Шайтан является джинном, целью его создания было познание и поклонение Всевышнему Создателю, о чем свидетельствует и Священный Коран:
«Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу» (Сура Аз-Заират, аят 56)
Люди не прошедшие через это испытание, ровно так же, как и джины, относятся к неверным. К коим мы можем отнести и Шайтана.
Из-за отказа поклонится Адаму (а.с.) он был лишен Милости Всевышнего, и по собственной просьбе, по великому Божественному умыслу Творца, до судного дня, став врагом человека, совращает и сбивает с истинного пути.
Священный Коран нам так повествует об этом:
«Сказал (Иблис): «Господь мой! Дай же мне отсрочку до (того) дня [Дня Суда], когда они [Твои рабы] будут воскрешены».
Сказал Он [Аллах] (Иблису): «Поистине же, ты – из (числа) тех, кому дана отсрочка [не умрёшь],до дня, время (наступление) которого известно (Аллаху)!»
Сказал (Иблис): «Господи! За то, что Ты сбил меня, я непременно украшу им [потомству Адама] (грехи), что на земле, и непременно собью их[потомков Адама] всех (с истинного пути),кроме только рабов Твоих из них избранных [тех, которые только Тебя почитают богом]!»
Сказал (Аллах): «Это – прямой путь, (ведущий) ко Мне.Поистине, рабы Мои –нет у тебя над ними власти, кроме тех из заблудших, которые последуют за тобой».(сура Аль-Хиджр, аяты 36-42).
По мнению ученных ахли сунны вал джамаа, Аллах является создателем всего, в том числе заблуждений и грехов. Но при этом нужно четко осознавать, что никого к этому не принуждает. И как сказано в одном из фундаментальных трудов ученных ахли-сунны «Вадуль-амали»: «(Всевышний Аллах) Создал и хорошее, и порицаемо плохое, однако нет Его довольства в порицаемом».
То есть факт создания Аллахом порицаемого, не освобождает человека от ответственности за совершаемые им поступки, ибо у него есть свобода разумного выбора.
Выбор, совершаемый по собственной воле, между поощряемым и порицаемым, между плохим и хорошим.
Несомненно, Всевышний Аллах, если бы пожелал, мог бы возложить обязанности Шайтана на нафса каждого человека. Однако по великому Божественному замыслу, Шайтан, совращая того или иного человека, становится соучастником совершаемого греха, а значит и увеличивает себе количество мучений, ожидающих его в аду.
Люди, испытываемые кознями Шайтана, и не поддающиеся ему, продолжающие следовать по Его прямому пути, так же по великому Божественному замыслу, возвеличиваются выше ангелов. И если бы не было испытаний нафсом, и не было бы Шайтана, совращающего род человеческий с пути истинного, то человек, как и ангелы остался бы на определенном уровне.
Хотелось бы завершить ответ на этот вопрос словами некоторых ученых: «Основную причину сотворения Всевышним Аллахом Шайтана и его войска, знает лишь сам Великий Творец». (Умар Аль-Ашкар, Алямуль-джинни ва шаятин, стр169).
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин