для чего богу зубы

Для чего богу зубы

для чего богу зубы. Смотреть фото для чего богу зубы. Смотреть картинку для чего богу зубы. Картинка про для чего богу зубы. Фото для чего богу зубы

для чего богу зубы. Смотреть фото для чего богу зубы. Смотреть картинку для чего богу зубы. Картинка про для чего богу зубы. Фото для чего богу зубы

Нелли Давыдова запись закреплена

ХАКЕР-ЗУБ «Для чего Богу зубы?»

Долгожданная книга про зубы и не только!
Это не просто книга про зубы, это настольное руководство по сотворению реальности. Ты увидишь, как своим мышлением ты создаёшь проблемы в различных сферах жизни, в особенности со здоровьем.

Я расскажу тебе, отчего выпадают зубы, почему возникает кариес, из-за чего разрушаются такие крепкие зубы, какими чувствами мы создаём импланты, для чего нам проблемы с дёснами, в следствии чего возникает неприятный запах во рту и даже по какой причине страдают наши дети.

Также я расскажу тебе о запретах, вследствие чего мы не выражаем свои эмоции.
Как перестать страдать от ошибок и наконец-то принять себя. Как перестать себя сравнивать и стремиться к идеалу.

Почему мы боимся раскрыть рот, высказать своё мнение, отстоять свои границы, а главное, почему проблемы с зубами есть у всех и как их предотвратить.

Тебе не нужна эта книга, если ты итак все знаешь, не хочешь идти в глубь себя и готов бездумно ходить к стоматологам.

И предупреждаю тебя! У моей книги есть большой побочный эффект.
Ты нечаянно решишь много проблем в различных сферах жизни.

Для оплаты переходи по ссылкедля чего богу зубы. Смотреть фото для чего богу зубы. Смотреть картинку для чего богу зубы. Картинка про для чего богу зубы. Фото для чего богу зубы

Источник

Трудные места богослужения: Зачем зубы грешникам?

Разбираем шестопсалмие, псалом 3-ий

«Слава в вышних Богу. » — с этой ангельской песни при рождении Спасителя начинается вторая часть всенощного бдения, утреня. И это понятно: символическое время Ветхого завета (вечерня) закончилось, наступили новозаветные времена, на которые с первых же слов указывает утреня. И разве не естественно начать ее с прославления события, которое произошло ночью и ознаменовало начало нашего спасения.

для чего богу зубы. Смотреть фото для чего богу зубы. Смотреть картинку для чего богу зубы. Картинка про для чего богу зубы. Фото для чего богу зубы

Фото: Евгений Кугатов, photosight.ru

Слава в вышних, т.е. на небе (ц.слав. вышняя – небо и все небесное), Богу и на земли (контраст и сопоставление: небо – земля, вся вселенная) мир (о мире мы уже писали, это покой, примирение), в человецех благоволение. «Человецы» — множественное число от «человек», люди. Слово благоволение имеет в церковнославянском широкий спектр значений: это и любовь, (благо)расположение, и добро, добродетель, и доброжелательство. Здесь мы выберем первое: на земле покой, и в людях любовь, Божие благорасположение.

Потушены свечи, чтец посреди храма читает шестопсалмие, первую часть утрени, «со всяким вниманием и страхом Божиим». Как следует из названия, оно состоит из шести псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Взятые из разных мест Псалтири, псалмы объединены содержанием, а именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую (ср. пс. 3 и 62) от увеличения преследований (ср. пс. 3 и 87) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс. 102). Псалом 3-ий:

Господи, что ся умножиша стужающии ми! – мы видим, что частица –ся (-сь) в церковнославянском менее связана со своим глаголом и может находится как после, так и перед ним: «ся умножиша» – то же, что «умножишася». Кто такие стужающии? Стужати значит «угнетать», «теснить, беспокоить».

Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою – Ты, Господи, мой защитник, букв. «встающий впереди кого-либо» (ц.слав. заступник; глагол заступити значит «прикрывать собой», «защищать»; см. дальше в этом же псалме: аз… восстах, яко Господь заступит мя). Возносяй – причастие мужского рода, «возносящий»; современный русский язык утерял первоначальное значение возносити — «поднимать».

Не убоюся от тем людей, о́крест нападающих на мя – «тем» – множественное число от существительного тма (тьма), что означает «10 тысяч, мириады», фигурально выражаясь «огромное множество». О́крест т.е. вокруг.

Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мойвоскресати в первом значении «вставать, подниматься» (ср. в начале вечерни, «Блажен муж»: сего ради не воскреснут нечестивии на суд). Кроме того, этот глагол означает «предстать, явиться в силе», «посетить» (как в пасхальном песнопении: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его!»). В этом предложении форма «воскресни» может нести оба этих значения: восстань, Господи, явись в силе Твоей и спаси мя от моих врагов!

яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе – ибо Ты поразил всех, враждующих против меня напрасно (тщетно, ц.слав. всуе); зубы грешников сокрушил еси – ты разбил (сокрушил) зубы грешников. Вот с зубами все интересно: зубы, они и по-церковнославянски «зубы»; а почему псалмопевец использовал именно такой образ?

Во-первых, это действительно образ, метафора – Бог в Ветхом завете описывается антропоморфно (человекообразно, anthropos (греч.) – человек), ибо как человек иначе может изобразить действия Божества? донести их до обычного человека? Бог предстает зачастую воином, мстителем, гневающимся на врагов, карающим их.

Источник

ЗУБЫ (TEETH)

Зубы прежде всего символизируют потребление неправедно заработанного богатства, силой отнятого у слабейших. Но зубы также символизируют потребление в хорошем смысле, как в случае, когда возлюбленный поглощает любовь возлюбленной в Песни песней, или когда Господь превращает раскаявшихся израильтян в борону со множеством зубцов, сокрушающую горы.

Зубы – образ могущества, в положительном или отрицательном смысле, и государства, которое кажется непобедимым. От могучего левиафана, зубы которого внушают ужас ( Иов. 41:14 ; см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ) до небольшой, но губительной саранчи из первой казни Откровения ( Откр. 9:8 ), у которой зубы «как у львов», зубы символизируют завоевания и непреодолимую силу. В видении Даниила второму зверю, у которого «три клыка во рту. между зубами его», велено есть символическую плоть ( Дан. 7:5 ). Четвертый зверь из видения Даниила, «страшный и ужасный», обладает железными зубами, которые позволяют ему сокрушать и пожирать нападающих ( Дан. 7:7 ). Губительные зубы – образ, связанный с атакующими врагами Израиля. У Иоиля, когда в Израиль вторгаются враги и опустошают его, разрушение сравнивается с результатом воздействия львиных зубов.

Еще один яркий образ Писания – «скрежет зубов». В Ветхом Завете акцент ставится на образе врагов, которые скрипят зубами в насмешке, издевательски. Нечестивые скрежещут зубами, насмехаясь над оступившимися и беззащитными ( Пс. 34:16 ), включая израильтян во время разрушения Иерусалима ( Плч. 2:16 ), но Господь рано или поздно спасет беззащитных и пострадавших. Скрежет зубов – выражение сильного и яростного гнева, возмущения или злобы, которые в любой момент могут проявиться внешне, обычно в виде физического нападения. Охваченные гневом толпы скрежещут зубами при виде Стефана ( Деян. 7:54 ), а затем вытаскивают его за пределы города и побивают камнями. Однако пример со Стефаном – исключение из общего новозаветного образца, где скрежет зубов – отличительный признак горюющих. В семи случаях он упоминается в фиксированном выражении «плач и скрежет зубов» (напр., Мф. 8:12 ). Следовательно, плач и скрежет зубов становится описанием ада, места осуждения тех, кто не войдет в Царство. Там будет огонь ( Мф. 13:42 ) и тьма ( Мф. 8:12 ), и осужденных будут резать на части ( Мф. 24:51 ). Здесь образы Ветхого и Нового Заветов сливаются: грешники, которые скрежетали зубами от гнева на протяжении жизни, будут продолжать скрежетать зубами в аду, но на этот раз по желанию Бога.

Выбить кому-то зубы значит нанести ему поражение. Зубы грешников выбиты; им не позволено пользоваться зубами для поглощения слабых/праведников, верящих в Бога. Злодеи могут рычать и бродить вокруг, как львы, но Господь выбьет им зубы. Вырвать у льва клыки значит смертельно ранить его. Теперь он «погибает без добычи» ( Иов. 4:11 ). Здесь зубы символизируют власть злодеев поглощать беззащитных и даже их возможность заботиться о себе и себе подобных. Когда справедливость восторжествует, зубы у зла будут вырваны, то есть оно потерпит поражение. Одним из праведных деяний Иова было сокрушение зубов и челюстей грешникам ( Иов. 29:17 ). Бог, защищая автора псалма, сокрушает зубы грешников, «у которых зубы – копья и стрелы» ( Пс. 56:5 ), пытающихся поглотить беззащитных ( Пс. 3:8, 36:12–13, 56:5, 57:7, 111:10, 123:6 ).

Способность только чувствовать вкус пищи, но не переваривать ее – яркое описание наказания Израиля и врагов Израиля. Когда израильтяне, которым надоела манна, стали роптать из-за отсутствия мяса, им были посланы перепела. И когда «мясо еще было в зубах их», Господь поразил израильтян язвой ( Чис. 11:33 ). Подобным образом, Господь обещает забрать запретную пищу изо рта врагов Израиля ( Зах. 9:7 ). Пища, полученная грешным способом, может быть испробована, но никогда не достигает желудка.

Наконец, существует ряд достаточно обычных упоминаний о зубах. Здоровые белые зубы – символ красоты. В Песни песней прославляется красота возлюбленной и говорится, что зубы ее – «как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни» ( Песн. 4:2, 6:6 ), и что у них по паре ягнят (они расположены равномерно, Песн. 4:2, 6:6 ). Красота зубов отчасти связана с их хрупкостью, которая в древние времена усугублялась отсутствием возможностей, существующих в современной стоматологии. Ценность зубов отражена в законе, где говорится о наказании для тех, кто выбьет другому зубы ( Исх. 21:23 ; Лев. 24:20 ). Иов указывает на зубы как первооснову организма, описывая свое состояние так: «Остался только с кожею около зубов моих», – то есть, только это и осталось от его тела ( Иов. 19:20 ).

Источник

Какие у души зубы?

для чего богу зубы. Смотреть фото для чего богу зубы. Смотреть картинку для чего богу зубы. Картинка про для чего богу зубы. Фото для чего богу зубы

— Во времена средневековых богословов и Данте верующие знали, что если будут вести себя правильно, то после кончины попадут в рай, где ангелы и вечное блаженство, а если наоборот – в ад, со сковородками, котлами со смолой и чертями. Изменилось ли что-либо с тех пор?
Современное богословие рассматривает загробную жизнь как нечто объективно существующее, или всё же как некую аллегорию?

— Богословие бывает разное. Либеральные течения протестантизма, могут рассматривать вечную жизнь и как аллегорию, но в традиционных православных взглядах на этот счёт не поменялось ничего.

Только сколько я ни читал святых отцов, нигде там о сковородках речи не идёт. Может, в схоластическом католическом средневековом богословии такие образы и приводились, для упрощения. Но схоластическое богословие специально упрощало всё до примитивизма, чтобы стало понятно даже самому необразованному человеку.

Святоотеческое богословие изначально формировалось для людей определённой культуры, но в средневековье общий уровень образования значительно понизился, и говорить с людьми, опираясь на философские и традиционно богословские термины смысла не было. И может, для того, чтобы донести до простых, невежественных людей, каковых тогда было большинство, основополагающие
религиозные идеи о посмертном воздаянии и справедливости, и использовались такие примитивные термины и образы, которых, конечно, в писаниях Отцов Церкви нет.

Напротив, в них есть очень тонкое понимание человеческой природы. То, о чём больше чем через тысячу лет писал в своих произведениях Достоевский, про тьму человеческой души, или, наоборот, её счастье, можно встретить уже в «Добротолюбии». И посмертные состояния души у них напрямую увязывались с её состоянием во время земной жизни.

Смерть в этом смысле ничего кардинально не меняла. Как человек жил здесь, так он и продолжает жить в Вечности. С той только разницей, что пребывание человека в грехе здесь не так очевидно и не так понятно. А если человек здесь жил с Богом и в счастье, то ему описание каких-то
райских кущ с ангелами было, конечно, смешно. Потому что он без всяких аллегорий и иносказаний понимал, что такое райское блаженство.

Здесь всё зависит от того, как человек сам понимает счастье и страдание. Если для него самое страшное – когда его жарят на сковородке, его этой мукой и пугали. Это для тех, кто не способен понять, что самая страшная мука – не физическая, а духовная.

То же самое касается счастья. Если для примитивного человека оно заключается только в том, чтобы сытно поесть и позагорать под пальмами, то он так понимал и загробное счастье. А когда, для человека по-настоящему верующего, счастье – это близость к Богу и общение с Ним, то и его понимание на соответствующем уровне.

– Но если грешник и в этой жизни сознательно отказывался от состояния пребывания с Богом и бежал от него, то что страшного для него будет в том, что он будет лишён его в другой жизни? Сведенборг писал, что для грешной души нет никаких препятствий для того, чтобы идти к Богу, она просто не хочет этого сама. В чём же здесь воздаяние и воспитательный эффект?

– Дело не в том, что грешная душа этого не хочет, она этого просто органически не может. Так же как человек, который долгое время пребывал в сумраке, не может видеть яркий свет. Некоторые святые отцы даже трактовали существование ада как проявление особого Божьего милосердия. Понимая, что для грешной души близость к Богу мучительна, Он поэтому и создал такое место, куда не простирается Его свет, для пребывания этих душ.

Что же касается воздаяния… Сейчас у нас в моде учение о карме. И оно кажется справедливым, потому что согласно этой доктрине воздаяние приходит неизбежно и чисто механически, просто потому, что так устроен мир. В христианстве же всё сложнее.

Когда мне начинают говорить, что всё просто, исполняешь заповеди – спасёшься, грешишь – будешь осуждён, я отвечаю: всё было бы просто, если бы Господь не сказал притчу о мытаре и фарисее. О человеке, который исполнял заповеди Божьи, всё делал как положено, подавал милостыню, молился, постился, а в итоге Господь ему сказал: всё это пустое, ты будешь осужден, а вот этот мытарь, который грешил напропалую, будет оправдан. Потому возникает некий когнитивный диссонанс, и мы не совсем понимаем, на что ориентироваться.

В исламе пять заповедей, выполняй их – и всё, ты благочестивый правоверный. В иудаизме заповедей больше – 613, но всё равно чётко очерчен круг должного. В индуизме тоже всё более-менее ясно. Христос же не дал ясных и понятных законов.

В Евангелии нет понятия о некоем линейном, юридическом воздаянии. Отношения между Богом как Отцом и человеком как его чадом, основаны не на кодексах, а на Любви. А если более глобально – то и весь мир, и всё бытие основано на Любви, о чём недвусмысленно говорит апостол Иоанн. А любой грех – это проявление нелюбви, будь то к Богу, к ближнему, к этому миру, или даже к самому себе.

И нарушая таким образом этот основной закон Мироздания, грешник тем противопоставляет себя бытию и выпадает из него. Но и в небытие он уже вернуться не может, потому что Бог даёт людям бытие безвозвратно. Таким образом, душа эта зависает, застревает между этими состояниями, и там страдает. Это и есть ад.

– А каким образом происходит это страдание? В одном из романов Пелевина есть такой эпизод: герой купил брошюру о загробной жизни, прочитал, что в аду будет «скрежет зубовный» и чуть не сошёл с ума, размышляя о том, «какие у души зубы». А действительно, какие у души зубы?

– Думаю, это нужно воспринимать как шутку, потому что Пелевин – неглупый человек, и конечно, прекрасно понимает, что такое идиома. Для меня эта идиома имеет однозначную трактовку. Конечно, у души нет зубов, так же как ей нечем сидеть на сковородке. А «скрежет зубовный» – это осознание человеком упущенной возможности. Потому что скрежещут зубами обычно не от боли, а от досады.

Самый простой пример – кому-то на кассе магазина кассир предлагает купить на сдачу лотерейный билет за тридцать рублей. Тот говорит: «пожалуй нет, жалко денег». А стоявший за ним сосед купил этот билет и выиграл миллион рублей. И человек после этого переживает, сжимая зубы – выигрыш был так близок и доступен, так легко было его получить, но он его лишился. Так же и евангельский «скрежет зубовный» – это просто осознание того, что спасение было так легко и просто обрести, а человек его отверг.

– Ещё один вопрос о душе и зубах. Мы знаем, что всё, что мы думаем, чувствуем, переживаем, одним словом наша личность – это движение токов по синапсам между нейронами головного мозга. Чем может мыслить и чувствовать человек после смерти, когда все процессы в мозгу прекращаются и он разрушается?

– Я считаю, что связь личности человека с головным мозгом не столь очевидна. Откуда мы знаем, что все те же процессы, которые протекали в мозгу, не могут продолжаться независимо от него, на каком-то другом, нематериальном уровне? Ещё двести лет назад никто не поверил бы в то, что, сидя в Волгограде можно свободно поговорить с человеком, находящимся в это время в Москве, потому что никто не знал о физических законах, которые могут это позволить. Так почему же мы уверены, что всё знаем об окружающем мире сейчас?

– О неразрывной связи мозга с мышлением говорит тот факт, что повреждения мозга на физическом уровне, например, лоботомия, неизбежно сказывается и на состоянии мыслительных процессов.

– Речь идёт не о том, что сознание независимо от мозга, а о том, что оно может продолжать существование и после его смерти. А то, что лоботомия прервала или законсервировала процессы, происходящие в сознании, это совершенно не значит, что они не могут быть восстановлены после его перехода на другой уровень.

В связи с этим вспоминается учение Оригена о всеобщем апокастасисе, то есть восстановлении. Ориген утверждал, что Бог воссоздаст мир и всё творение в том виде, каком Он его задумывал, исправив все искажения. А стало быть, не вечны и адские муки.

Правда Церковь это учение отвергла, ссылаясь на то, что Библия говорит именно о вечных муках. Хотя, на мой взгляд, слово «вечность» можно трактовать по-разному. В других культурах это слово означало не совсем то, что под ним подразумеваем мы – некую актуальную бесконечность во времени. Я думаю, что вечность в библейском понимании – это нечто другое, и у неё имеется некое духовное измерение, не тождественное измерению научному. Может быть это то, что находится вне времени.

Кроме того, у Церкви могли быть педагогические причины отвергнуть учение Оригена. Чтобы у людей перед глазами было грозное предостережение.

– Какой практический смысл в заупокойных службах по усопшим, которые заказывают в храмах верующие?

– Легче всего это было бы объяснить с «юридической» точки зрения, чем страдало схоластическое средневековое богословие. В конце концов оно пришло к теории о сверхдолжных заслугах святых и распределения этих заслуг Церковью. В двух словах заключаются она в следующем: у святых было очень много заслуг, больше чем надо для спасения, поэтому их излишки собираются в некую «копилку», откуда Церковь перераспределяет их между грешниками методом заупокойных молитв.

Православие придерживается иного взгляда, которое лучше всего выразил отец Александр Шмеман, говоря, что заупокойные молитвы – это не столько наши ходатайства перед Богом за умерших, сколько призвание их участвовать в нашей молитве. То есть не наши молитвы долетают до них в виде благодати или милости, а они сами каким-то духовным образом находятся вместе с нами в храме и молятся рядом.

И вот это приближение к храму и евхаристии приносит им радость, счастье и облегчение. Вот такие два полюса существуют в видении и понимании заупокойных служб.

Если же отталкиваться от учения об апокастасисе, заупокойные молитвы можно рассматривать не как средство изменить обстоятельства пребывания души, а как способ изменить саму душу, вразумить её, привести к другому, более чистому и просветлённому состоянию.

Источник

Лечил ли зубы Государь?

Стоматологическая идентификация считается точной на сто процентов: если да, то да, а если нет, то нет. В этой краткой заметке мы снова коснемся вопроса о состоянии зубов у черепа № 4, что упоминалось в статье «Вопросы к ответам» http://www.pravoslavie.ru/104944.html и не было проигнорировано А.Д. Степановым в его интервью с В.Н. Трезубовым http://www.pravoslavie.ru/105658.html

Из последнего мы узнаем, каким образом американские ученые в 1993 году были привлечены к исследованию «екатеринбургских останков» — оказывается, их пригласил, по собственной инициативе, тогдашний губернатор Екатеринбурга Э.Э. Россель — Владимир Николаевич Трезубов очень выразительно рассказывает о том, как складывались с ними отношения. Но, главное, уважаемый ученый, при соответствующем вопросе А. Степанова, полностью подтверждает мнение американского антрополога (я неверно называл его Чарльзом) Уильяма Мэйплза насчет состояния зубов черепа № 4, и я позволю себе заново привести уже не раз приводившуюся цитату:

«Челюсть и немногие уцелевшие зубы демонстрируют признаки серьезных пародонтальных заболеваний. На этих зубах нет никаких следов лечения или пломбирования; они буквально испещрены кариесными впадинами и съедены почти до самых десен. Подобное состояние челюсти, где налицо все признаки пародонтальных заболеваний, и состояние самих зубов свидетельствуют о том, что в таком виде они находились долгие годы при жизни императора, который не получал никакого лечения».

Не в первый раз позволю себе заключить из данного описания, что череп № 4 не может принадлежать императору, как бы этого ни хотелось многим членам Правительственной Комиссии 1990-х годов или членам комиссии, созданной осенью 2015 года. Желаемость результата просвечивает сквозь все публикации в пользу этого результата, как это было в 1990-е годы, так точно и теперь. Но сейчас не об этом речь.

Приведем объяснение В.Н. Трезубова: «Некоторые пациенты — профессионалам это хорошо известно — испытывают страх перед стоматологами. Он генетически заложен — может быть, потому, что раньше было много болезненных операций. Вообще, человек инстинктивно не любит, когда у него манипулируют в полости рта, равно как и в половых органах. Кстати, американские психологи считают это очень близким, отсюда нелюбовь, отторжение к манипуляциям там. Мне приходилось сталкиваться с людьми культурного слоя и высокого социального статуса, у которых было ужасное состояние зубочелюстной системы из-за сильного страха. Они идут к стоматологу только тогда, когда возникает невыносимая боль. Они измучаются с этой болью, но, только когда снижается уровень страха, идут получать помощь. Я думаю, что, если удастся доказать окончательно, что череп № 4 принадлежит Государю императору, можно будет сказать, что он был таким вот человеком. При медицинском надзоре высококлассных специалистов всех областей медицины подобная неухоженная полость рта парадоксальна. Но мне понятно, что это может быть. Такое и в моей практике встречалось, когда человек высокопоставленный и культурный панически боится сесть в кресло стоматолога. С Государем, видимо, был этот же вариант».

Желаемость принадлежности черепа № 4 императору здесь просто равна уверенности в этой принадлежности. А если будет доказано, что Государь не был таким пациентом, какого описывает профессор, что тогда? К примеру, в этой же беседе упоминается неоднократное посещение арестованным царем дантиста Марии Рэндель в Тобольске, а никаких следов невыносимой зубной боли у Государя ни в его дневниках, ни в дневниках Государыни не зафиксировано. Хорошо, сочтем, что это не доказательство, и что Государь (известный личными мужеством и храбростью) очень боялся пойти к Рэндель, но все же шел. Но на оставшихся зубах нет никаких следов лечения, а любой стоматолог скажет, что след такового обнаруживается очень легко: через прямой характер просверленных отверстий, ибо прямой характер отверстий возникает только искусственно. При этом проф. Трезубов свидетельствует, что у других членов семьи кариес залечивался на высоком профессиональном уровне и своевременно, как только начинался. В случае же черепа № 4 оставшиеся зубы «буквально испещрены кариесными впадинами и съедены почти до самых десен». Что ж, видимо, следы лечения были на тех зубах, которые утрачены.

В рамках обсуждаемого вопроса, интересно привести отрывки из комментария В.Н. Соловьева (комментарий № 104) к упоминаемой беседе А.Д. Степанова с В.Н. Трезубовым: «Как мне объясняли специалисты, пародонтоз — это, прежде всего, болезнь не зубов, а дёсен. Каких-то особенных болевых ощущений при этой болезни не наблюдается. Сейчас пародонтоз с большим трудом излечивается только на ранних стадиях болезни. В XIX и начале ХХ века излечить пародонтоз не могли. Несмотря на все усилия врачей, пациент терял зубы. Скорее всего, Николай II обратился к стоматологам, когда болезнь зашла достаточно далеко. Зубы внешне могут на начальной стадии болезни выглядеть идеально. При лечении в начале ХХ века использовались, как правило, хирургические методы, различные манипуляции и методики, направленные на регенерацию тканей десны. Именно этим и мог заниматься доктор Кострицкий. Как правило, лечение кариеса начиналось уже после укрепления дёсен. «Неказистый» вид зубов при пародонтозе заключен в самой неизлечимой болезни, уничтожающей костные ткани десны и корней зубов, а не в небрежности и дурном отношении к своим зубам со стороны императора. Как я уже говорил, в 90-е годы прошлого века я вместе со специалистами — судебными медиками и архивистами — изучал медицинские документы, связанные с лечением членов царской семьи. Поиски материалов следственными органами были проведены тщательно и всесторонне. Надо отметить, что члены семьи монарха беспокоились о своем здоровье, а не о том, напишет их лейб-медик или не напишет воспоминания для своих потомков. Записи врачи вели для себя. Именно поэтому информация об идентификационных данных царской семьи почти не нашла места в медицинских документах» (выделено мною — А.М.)

По аргументации В.Н. Соловьева, врач мог пренебречь обязанностью вести медицинскую карту, поскольку удовлетворялся собственными записями, достаточными для добросовестного лечения. Но главное не в странностях пассажей В.Н. Соловьева. В выделенной фразе (также странновато, напоминает «бузину в огороде») упоминаются вдруг «воспоминания лейб-медика». Речь идет о воспоминаниях Сергея Сергеевича Кострицкого, личного зубного врача императора, в дневниках которого (императора) не раз можно встретить запись: «Сидел у Кострицкого» (видимо, после мужественного преодоления сильнейшего страха перед лечением). Я говорил об их существовании уже, наверное, раза четыре, это пятый. А.Д. Степанов спрашивает о них В.Н. Трезубова (который отвечает, что ранее не слышал об их существовании). В сущности, ради очередного их упоминания и написана эта заметка.

Итак, воспоминания С.С. Кострицкого существуют. В частной беседе (чему имеется и документальное подтверждение) В.Н. Соловьев утверждал, что воспоминания С.С. Кострицкого находятся в ГАРФ. Это неправда. Известно, что они находятся в личной собственности С.В. Мироненко, так что ни один рядовой человек никогда не получит права познакомиться с этими воспоминаниями. А не рядовой? А следствие разве не имеет права затребовать у С.В. Мироненко материал, необходимый для следствия?

Подведем итог. В сложившейся ситуации представляется насущно необходимой открытая, общедоступная публикация воспоминаний С.С. Кострицкого. Иначе, в свете всего, что мы знаем об этих воспоминаниях (замалчивание их существования, экзотическая трудоемкость их обнаружения и приобретения при дальнейшей абсолютной недоступности для исследований), можно быть твердо уверенным, что из этих воспоминаний следует и отсутствие парадонтоза у Государя, и своевременность зубоврачебной помощи, которая ему оказывалась, и отсутствие какой-либо боязни у царя перед зубоврачебным креслом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *