для чего бросают горсть земли в могилу
Что означает горсть земли, которую бросают в могилу на похоронах
В современном мире похоронный ритуал имеет много традиций и суеверий, например, когда люди бросают землю в могилу на крышку гроба. Для того, чтобы узнать, зачем это нужно делать и какие правила у этого обряда, стоит изучить некоторые особенности ритуала.
Истоки традиции бросать горсти земли в могилу в день похорон
Такой похоронный обряд имеет несколько источников возникновения:
Советский и российский историк Троицкий Николай Алексеевич считает, что традиция бросать горсти земли на крышку гроба в могилу пришла в православие из иудаизма. Евреи верят, что воскреснуть после смерти смогут только те, кому в могилу подкладывали палестинскую землю, если не могли похоронить в Палестине.
Сколько горстей земли нужно кинуть в могилу, и какой рукой это делать
На похоронах православного человека на крышку гроба принято бросать одну или три горсти земли. Но священнослужители не считают, что есть конкретное количество необходимых горстей. Важнее всего попрощаться с усопшим с чистой душой, не тая обид или злобы.
Эзотерики считают, что проведения ритуала по бросанию земли на крышку гроба, поможет семье покойного обезопасить себя и его от темных сил, и не даст возможность умершему возвращаться в виде призрака к живым.
С давних времен считается, что левая рука принимает энергию, а правая отдает. Поэтому делать такой обряд нужно левой рукой, стоя слева возле могилы. Так как правой рукой можно забрать энергию смерти.
Бросают землю обязательно с прочтением молитв или с сердечными словами об усопшем.
Порядок бросания земли на крышку гроба и последующие действия на похоронах
Первым землю в могилу кидает священнослужитель, делая это в виде креста, а затем посыпает пеплом из кадила. Затем ритуал продолжают родные и близкие покойного согласно очереди. Почву надо брать с края вырытой могилы, но лучше это делать не голыми руками, а с помощью носового платка, который обязательно дают на похоронах. После процедуры, следует отвернуться к могиле спиной и уйти с кладбища, не оборачиваясь.
После выхода из кладбища, надо обязательно струсить или счистить кладбищенскую землю с обуви. Следующий этап похорон – это поминки, которые обычно проходят в кафе, дома или в столовой. В давние времена поминки проходили на могиле, но со временем такая традиция забылась.
Что означает горсть, которую бросают в могилу на похоронах
В могилу с опущенным в неё гробом принято бросать горсть земли. Первыми это делают близкие родственники умершего, затем то же действие повторяют все присутствующие при захоронении. Такого обычая придерживаются и в том случае, когда погребение организовано без соблюдения религиозной обрядности. Между тем, символика похоронной горсти земли восходит к ветхозаветному «ибо прах ты и в прах возвратишься». Это соотносится с представлением о том, что первый человек на Земле, Адам был создан из глины (земли, праха).
Сотворение человека из глины как древнейшее предание человечества
Мифы о том, как боги сформировали тела первых людей из земли или глины, распространены от Европы и Ближнего Востока до Австралии и Новой Зеландии. Наиболее древние предания такого рода отмечены в Египте, где отец богов Хнум лепил людей на гончарном круге, и в Междуречье с богом Бэлом, оросившим собственной жертвенной кровью ту землю, из которой следом боги сотворили человечество.
Предки из красной речной глины у маори, глиняные тела и кудрявые волосы из коры эвкалипта у мифических предтеч австралийских аборигенов образуют единый мотив «земляного» генезиса всех людей, на земле живущих. Прародительницей была и Мама Альпа (Мать Земля) инков, и Мать сыра земля русских былин. Она же принимала тела умерших.
Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.
Символика горстей и лопат земли при иудейских, христианских, мусульманских похоронах
Похоронная обрядность всех авраамических религий, то есть, иудаизма, христианства, ислама, уделяет особое внимание бросанию земли в могилу или поверх неё.
Так, на иудейских похоронах принято сыпать не горсти, а три, пять или тринадцать лопат земли. Притом число три символизирует душу, дух и дыхание, пять добавляет к этим трём первоосновам жизнь и индивидуальность, а тринадцать обозначает надежду на посмертное прощение, ибо таково число слов в строке соответствующего псалма.
При погребении христиан до средних веков и позже горсть земли в могилу обязательно бросал священник. В дальнейшем сыпать «прах к праху» стали также миряне, символически отображая конец земной, телесной жизни.
В могилу мусульманина бросают горсть земли, произнося на арабском языке аят из Корана: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (2:156). Затем могилу засыпают, формируя невысокий холмик, поливают водой, бросают на неё семь горстей земли и читают аят из Корана: «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведём вас в другой раз» (20:57).
Обратное действие: горсть земли, взятая с могилы
Вера в сверхъестественную силу земли-матери по-прежнему существует. Ею обосновывались действия белорусских крестьян-переселенцев, которые брали с собой узелок с родной землицей, «каб жыццё ў новых мясцінах лягчэйшае было». То же решение принимали эмигранты, завещавшие, чтобы в могилу при погребении была всыпана хоть горсть земли, привезённой с родины.
С давних времён распространено поверье, что земля, взятая с могил святых подвижников, обладает целительной и чудотворной силой. В средневековой Европе целебной считалась не только могильная земля, но даже пыль с гробниц святых. Её носили при себе в мешочке как амулет, пили разведённой в воде или вине. Подобными же представлениями руководствуются и сейчас, когда собирают горстку «песочка от блаженной Матронушки», который «помогает от всего».
Наконец, могильная земля становится атрибутом разного рода магических действ, сулящих верную погибель тем, против кого они направлены.
Вопрос и ответ
Верование в чудотворность такой «земельки» квалифицируется как находящееся за рамками православного понимания святости и должного почитания святыни.
ООО «Городская Ритуальная Служба» по договорённости доставляет на кладбище чашу с песком. Так обеспечивается комфортное исполнение традиционного символического действия при любых условиях.
Нет. Если заочное отпевание совершено до погребения, полученную в церкви землю крестообразно высыпают в гроб, поверх покрывала, полностью закрывающего тело покойного. Если обряд проведён после похорон, то землю, переданную священнослужителем, крестообразно высыпают поверх могилы.
Горсть земли в могилу: откуда взялась эта традиция?
На похоронах принято бросать горсть земли на крышку гроба, опущенного в могилу. Так символически завершается погребальный обряд. Но с чем связана эта традиция?
У многих народов земля считается Матерью всего сущего. Из земли человек был создан, в нее он и возвращается после смерти.
В авраамистических религиях, таких как христианство, буддизм или ислам сотворение человека описывается примерно одинаково. Как говорится в книге «Бытия»: «И создал Бог человека из праха земного».
Но и в дохристианские времена, у языческих народов были похожие легенды. Древние греки верили, что первого человека слепил из глины Прометей, древние египтяне — Хнув, отец всех богов, и тоже из глины. В Древнем Вавилоне мифология была более жестокой: здесь бог Бэл отрубил свою голову, его кровь смешалась с почвой, и из этой субстанции боги слепили человека.
Подобные верования существуют и у диких племен, живущих в Австралии и Новой Зеландии. Австралийские аборигены считают, что бог Бунджилу вылепил человека из мягкой горной породы и сделал ему волосы из волокон эвкалипта. Новозеландцы, подобно древним вавилонянам, утверждают, что бог Тику смешал кровь с землей и создал людей.
Иными словами, предания у большинства народов, которые никак не пересекались между собой, практически идентичны, и расходятся только в деталях. Но есть ли какое-то научное обоснование у этого феномена?
Как человек связан с землей с научной точки зрения?
Ученые не знают точно, почему люди считают именно землю колыбелью жизни. У одного российского исследователя, В. Вернадского, была теория, согласно которой у глиняной породы и живых организмов существовали общие черты. Как и все живое, глина прекрасно адаптируется к температурным перепадам, изменению давления и даже химического состава самой себя. Вернадский предполагал, что в глину генетически заложены те же программы, что и в живые организмы, что в ней есть некое «ядро».
Однако позже были проведены исследования на высокоточном оборудовании, и эту теорию опровергли. Впрочем, Вернадский говорил, что наличие общих свойств еще не говорит о наличии прямой связи между глиной и живыми существами. Так что объяснить религиозные воззрения людей научно пока не получается.
Откуда пошла традиция бросать землю в могилу?
Считается, что традиция бросать землю в могилу существовала еще в Древнем Египте. Но тогда она выглядела чуть иначе. Люди брали горсть песка и над могилой умершего развеивали его по ветру. Однако смысл этой церемонии современным исследователям непонятен.
Похожая традиция была в Иудее. Она и сейчас есть, но тоже отличается от христианской. На похоронах родственники покойного должны бросить в могилу не горсть земли, а три или пять лопат. Числа «три» и «пять» символичны в иудейской религии и соответствуют уровням, на которых находится душа — три земных и два верхних, нематериальных. А изначально в могилу бросали по тринадцать лопат. Это число соответствует количеству строк псалма, прочтение которого очищает душу покойного от грехов.
«Прах к праху»: христианский феномен
Так что горсть земли бросают в могилу только на христианских похоронах. Скорее всего, это как-то связано со словами, содержащимися в книге «Бытия»:
«… доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
Во времена Средневековья горсть земли опускал в могилу священник. Позже это право получили все присутствующие на церемонии. Этот ритуал соблюдается не только православными, но и католиками, лютеранами, англиканами — всеми, кто причисляет себя к Церкви Христовой. А самое выражение «прах к праху» ушло в народ и употребляется повсеместно как символ смерти.
Зачем бросают горсть земли на могилу
Многие люди, когда ходят на похороны, не задумываются над тем, зачем прощающиеся соблюдают все эти загадочные ритуалы.
Нам сказали, что «так надо», и мы просто повторяем. Зачем загружать свою «оперативную память» информацией не первой необходимости? Быть социально не одобряемым, особенно на похоронах, очень не хочется, поэтому все копируют ритуальные действия друг друга.
Но те, кто столкнулся с трагическим событием и обладает живым, любознательным разумом, задаются в том числе и вопросом о том, зачем на кладбище брать в руки землю и кидать на гроб перед закапыванием.
Откуда пошла традиция бросать землю на гроб
Вообще в мире считается, что первыми так начали делать иудеи. На русской земле так делали древние славяне.
Славяне-язычники сжигали трупы, клали прах в специальную урну. Вокруг урны раскладывали скарб покойного. Потом проводили ритуалы, в том числе бросали горсти земли – это означало, что человек возвращается к истокам, и скоро земля вернёт его. А потом строили укрытие для могилы в виде домовины, если урну не хоронили в холме.
Эта традиция была аналогом жертвоприношения природным божествам для улучшения плодородности местных полей. Если не кинуть в могилу землю на похоронах – урожай погибнет.
В каких ещё религиях кидают горсть земли на гроб
У иудеев есть поверие, что те верующие, которые не похоронены на Священной земле, не смогут воскреснуть после Судного дня. Чтобы спасти такого родственника, во время похорон ему в могилу клали платок с землёй из Иерусалима.
Если иудеи хоронят своего покойного где полагается, то землю на могилу кидают в два захода: в первый раз кидают три гости лопатой, читают специальную молитву Кадиш, и сыплют ещё три горстки руками.
Исламские верующие тоже кидают землю в два захода: присутствующие на кладбище мужчины (только им можно находиться на кладбище в день похорон) подходят по очереди к могиле, каждый читает молитву и кидает землю. Когда земля ложится горкой, её обливают жидкостью и снова сыплют землю семью гостями.
Как относится к традиции РПЦ
Православная церковь вообще активно борется с бытующими в народе суевериями. Попы рассказывают это как на проповедях в церкви, так и приходя на телевизионные каналы по приглашению руководства. Но веру в мистику не так-то просто вытравить, особенно, когда по ТВ транслируют всякие «Битвы экстрасенсов» и прочие передачи о магии.
Наша церковь сошлась во мнении, что традиция бросания земли в могилу имеет для православных только символическое значение, и не является средством предотвращения явления покойника родственникам и близким во сне. То есть: «Из земли родился, в землю и уйдёшь». Это намёк на материал, из которого был создан первый человек.
Чем русские похожи на евреев
Интересно, что традиция кидать землю на могилу в СССР стала похожа на вынужденную традицию еврейских иудеев. Вера и почитание христианского культа в советское время были под запретом, поэтому похороны с отпеванием в церкви не проводили – слишком заметно. Зато можно было пойти к священнику и освятить немного земли, чтобы хоть как-то попытаться «спасти душу» усопшего, так как без отпевания его могут не взять в Царство Небесное. Потом эту землю кидали перед засыпанием могилы.
У православных на похоронах не обязательно брать землю руками – используйте платки, которые принято раздавать в этот день. Правда, уносить с кладбища их нельзя: как из суеверных соображений, так и для предотвращения заражения болезнетворными бактериями. Поэтому лучше «на раздачу» лучше покупать платки из хлопка, чтобы они быстрее разлагались в почве.
Зачем бросают горсть земли в могилу на похоронах
После опускания гроба с телом в могилу и прочтения над ним заупокойной молитвы каждый из присутствующих на похоронах по традиции бросает горсть земли в яму. Иногда это три горсти или лопата, переходящая из рук в руки между скорбящими. Факт остаётся фактом – во многих религиях есть устоявшийся обычай кидать жменю грунта на крышку гроба.
Древний Египет – песок по ветру
Древняя египетская цивилизация с особым почтением относилась к умершим. Фараонов и вельмож хоронили в мастабах или пирамидах. Менее зажиточных жителей побережья Нила ждал погребальный костёр. После прах смешивали с песком и развеивали по пустыне. Точных сведений о проведении данного ритуала не сохранилось до наших дней, имеются лишь упоминания у древнегреческих историков.
Древние иудеи – 3 лопаты земли в могилу
В иудаизме принято совместно хоронить умерших. Если еврею на пути встретится похоронная процессия, то вера предписывает пройти вместе какое-то расстояние со скорбящими, дабы почтить память единоверца. На кладбище не копачи, а родственники и знакомые поочерёдно кидали в яму 3 или 5 лопат земли. Таким образом общее горе делилось между всеми.
Количество лопат земли соответствовало пяти уровням человеческой души. Три были основными и два – дополнительными:
Существует и другая традиция – кидать в могильную яму 13 лопат земли. Соотносят данный обычай с Псалмом 78, в котором описываются страдания израильтян, переживаемые по разрушению Храма. 13 строф, в которые вложены мольбы о восстановлении религиозной обители и прощении грехов, условно обозначают 13 лопат земли.
Человек вылеплен из глины
Вкидывание в могильную яму горсти земли связывают с преданием о том, что сам человек по велению Божьему произошёл из праха. Во многих культурах имеются прямые или косвенные указания на это.
Вавилон
Главенствующий бог Бэл отрезал себе голову, чтобы иные боги смешали полившуюся кровь с землёй и из данного «теста» вылепили людей.
Древний Египет
Среди сонма египетских богов имелся бог-творец Хнум, что вылепил на гончарном круге первого человека.
Древняя Греция
Мать богов Гея олицетворяла Землю. И как боги произошли от Земли, так и люди были вылеплены Прометеем из глины. А затем справедливая Афина, дочь Зевса, вдохнула в них жизнь.
Австралия
Бог Бунджил изготовил тело человеческое из глины, а волосы – из коры эвкалипта.
Новая Зеландия
Верховный бог Тане-махута имел много жён, но все они не могли зачать человека. Тогда он рассердился и вылепил из своей крови и глины новую жену Тики. Она и дала в потомстве человека.
Авраамические религии (христианство, иудаизм, ислам)
В Коране и Библии есть прямое упоминание о том, что человек был создан из глины (земли). Потому после смерти и надлежит всем людям вновь возвращаться в свою прежнюю стихию, из которой были взяты.
Горсть земли – прах к праху
Божье высказывание Каину ныне относят к каждому человеку:
«в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» [Бытие 3:19]
Если в Средние века обряд бросания горсти земли в могилу совершал лишь священник, то сейчас он распространился на всех присутствующих на погребении. Очерёдность устанавливается в зависимости от степени родства: домочадцы кидают жменю песка в яму первыми.
Важно! Иное использование горсти земли с похорон – для наведения порчи или совершения прочих оккультных обрядов – восходит к языческим верованиям.
Научные исследования: жизнь появилась из глины?
Мифы – ложь, да в них намёк. И этот намёк был использован российским и советским учёным Владимиром Вернадским в своих исследованиях. В частности, учёный установил сходство структуры глины и клеток живых организмов. Они даже изменяются по одним и тем же законам – под воздействием времени, температур, давления, избытка/ недостатка влаги и прочих внешних обстоятельств. Была даже выдвинута гипотеза о том, что глина имеет своеобразное «адаптативное» ядро, которым и координируются все изменения. Не смотря на достаточно оригинальную мысль, подтверждения она в ходе дальнейших исследований не нашла. Всё-таки неорганика не имеет настолько явные приспособленческие свойства как живые организмы. В конце концов и сам Вернадский свёл свою теорию к аналогии.