для чего были созданы учебные заведения для отдельных сословий кратко
Образование в России в XVIII в
ГДЗ◄ ГДЗ по истории◄ ГДЗ. История России. Арсентьев 8 кл.◄
Образование в России в XVIII в.
Авторские права на данный материал принадлежат исключительно администрации сайта litemove.ru
1. Что представляла собой российская система образования к концу XVIII в.? Используя материалы данного и предыдущих параграфов, создайте электронную схему, отражающую её устройство. Назовите виды образовательных учреждений, существовавших в России в это время.
Созданные Петром I учебные заведения заложили фундамент российского образования. Наиболее массовыми оказались духовные школы, преобразованные затем в духовные семинарии. Хотя обучение в них вели священники, выпускники семинарий становились не только духовными лицами. Среди их выпускников были профессор Московского университета С. Е. Десницкий, будущий государственный деятель М. М. Сперанский и др.
При Петре и после него в России было создано несколько военных училищ — морское, артиллерийское. В 1731 г. по инициативе Б. К. Миниха был открыт Сухопутный шляхетский корпус. Здесь предполагалось готовить не просто будущих офицеров для армии, но и будущую политическую элиту страны.
Петром I было задумано соединить систему образования с последними открытиями в науке. Для этого при Академии наук были созданы университет и гимназия. В них преподавали выдающиеся учёные своего времени — математик Эйлер, учёный-энциклопедист М. В. Ломоносов (он же был и директором этих заведений с 1758 по 1765 г.).
При Екатерине II было положено начало женскому образованию в России. Одним из самых удачных проектов Екатерины II в сфере образования является её школьная реформа 1780-х гг., для проведения которой был приглашён серб Ф. И. Янкович.
Главным результатом его деятельности стало создание трёх типов общеобразовательных учебных заведений: малых, средних и главных народных училищ.
Для них были переведены на русский язык зарубежные учебники, подготовлены учителя. Эта работа длилась пять лет, после чего училища открылись. Сословных преград для обучения в них не было. Всего за десять лет число таких училищ достигло 316. Численность учащихся в них выросла с 400 человек до 18 тыс.
Основной же формой обучения «низших» слоёв населения продолжали оставаться ведомственные или частные школы элементарного обучения — так называемые школы грамоты.
Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На средства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан, а для девушек из этих сословий — Екатерининский институт.
Появились и первые профессионально-художественные училища: танцевальная школа в Петербурге, балетная школа в Москве. Высшим учреждением в области пластических искусств стала открытая в 1757 г. Академия художеств, являвшаяся центром художественной жизни России.
2. Можно ли утверждать, что в России все сословия имели равный доступ к образованию? Почему?
В России не было равного доступа к образованию. К среднему и высшему образованию имели доступ, как правило, дети дворян (исключение – Коммерческое училище и Екатерининский институт и некоторые другие). Для основной массы населения были доступны только элементарные школы грамоты. Крепостные крестьяне были лишены возможности получить даже начальное образование.
Причина заключалась в том, что само общество было основано на сословной системе, были сословия привилегированные и бесправные.
3. Назовите новшества, которые были использованы при создании Московского университета.
Сам будучи выходцем из простонародья, Ломоносов (один из основателей университета) стремился сделать высшее образование доступным не только для дворянских детей, но и для выходцев из податных сословий.
В отличие от зарубежных, в Московском университете не было богословского факультета. Обучение здесь велось не на трудном латинском, а на понятном русском языке.
На момент основания университет имел всего три факультета — юридический, философский и медицинский. Через назначаемого куратора Московский университет был подчинён непосредственно Сенату. Первым куратором университета стал сам И. И. Шувалов.
Поскольку в стране отсутствовала сеть средних учебных заведений, в качестве подготовительного отделения для будущих студентов при университете была открыта гимназия. Она была разделена по сословному принципу.
В дворянской части особое внимание уделялось языкам, а в разночинской — техническим знаниям. Вскоре университет стал крупнейшим научным и образовательным центром России. При нём были созданы первые российские научные общества, выпускалась газета «Московские ведомости».
4. В чём состояло различие духовного и светского образования?
В духовном образовании акцент делался на изучение Святого писания, богословия, трудов отцов церкви. Светское образование носило мирской характер, изучались языки, история, право и естественные науки.
5. Для чего были созданы учебные заведения для отдельных сословий?
Каждое сословие выполняло свою функцию. Дворяне воевали и служили государю в качестве чиновников. Для купцов сами купцы (например, Демидов) открывали свои коммерческие училища. Податным сословиям, как считалось, образование было не нужно, либо достаточно начального.
6. Можно ли считать выдающимся событием и в истории, и в образовании России открытие «Воспитательного общества благородных девиц»? Объясните свою точку зрения.
Да, можно, это событие положило начало становлению женского высшего образования в России. До этого жили по “Домострою”, женщина была бесправной и могла рассчитывать только на домашнее образование, да и то, если принадлежала к элите общества. Это было начало великой феминистической революции в России.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя Интернет, подготовьте сообщение о женском образовании в России. Как оно влияло на традиционный уклад семьи?
В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине 18 века в России появились частные пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц.
Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г.
В 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года несмотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования.
С 1743 года начинают создаваться епархиальные училища – средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1744 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста.
Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине 19 века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.
Смольный институт – первое в России среднее учебное заведение закрытого типа. Создано по инициативе И. И.Бецкого в 1764 г. в Петербурге при Воскресенском – Смольном Новодевичьем монастыре,. Под названием «Воспитательное общество благородных девиц». В смольном институте учились дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет.
Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, которая установило плохое знание воспитанницами русского языка и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время комиссия общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими.
2. В Московском университете было всего три факультета — юридический, философский и медицинский. Соберите информацию и сделайте презентацию о первых преподавателях и учениках одного из этих факультетов.
Презентацию можно скачать ►здесь.
3. Почему, несмотря на огромнейшую роль религии в жизни России, Московский университет многие десятилетия оставался единственным университетом мира, в котором не было богословского факультета? Изложите своё мнение по данному вопросу в форме короткого эссе.
Сам университет был основан в эпоху Просвещения (достаточно поздно в сравнении с Западной Европой). В это время роль религии в верхах общества была уже крайне мала, особенно после реформ Петра.
В 18 веке богословские факультеты в Европе уже пришли в упадок и не пользовались той популярностью, что была в средние века. Причиной этого послужило резкое падение на европейском рынке труда спроса на попов и, соответственно, рост спроса на услуги юристов.
Вторая причина заключается в отсутствии в России европейской религиозно-философской школы, которая в Европе уже сложилась примерно за тысячу лет до основания Московского университета. Было бы как-то нелогично в православной стране преподавать идеи католических схизматиков и вероотступников. Для преподавания византийского богословия, так же, не то чтобы не хватало кадров, а их вообще не было.
Для чего были созданы учебные заведения для отдельных сословий?
Дворянам и крестьянам были необходимые различные знания. Крестьянам лишь изучить грамоту (элементарное обучение), либо остаться неграмотными. А дворянам необходимо было полностью освоить свою будущую профессию. Например, стать чиновником, военным, духовными лицами, танцором, балериной, медиком, юристом, философом, художником, скульптором, архитектором, изучать иностранные языки или технические науки. Крестьянам же нужен был ручной труд.
Открывались массовые духовные школы, выпускники которых могли стать не только духовными лицами, но и чиновниками, военными и т. д. Впервые появились военные училища – морское и сухопутное. Был издан указ об открытии Академии наук с гимназией и университетом.
В годы правления Великой императрицы были открыты учебные заведения трех типов: малые, средние и главные народные училища. Учиться в них могли дети всех сословий, которым предоставлялись учебники, а уроки вели специально подготовленные учителя. Кроме того, при Екатерине было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан.
В XVIII веке появились и первые художественные учебные заведения: танцевальная школа в Петербурге и балетная школа в Москве. В 1757 году была открыта Академия художеств. Однако доступны они были, в основном выходцам из высших сословий, низшие сословия обучались в так называемых школах грамоты (ведомственных или частных школах элементарного обучения) или же, в большинстве своем, оставались неграмотными.
В Московском университете, в отличие от европейских, не было богословского факультета, студенты обучались юриспруденции, философии и медицине. Обучение велось на русском языке. В качестве подготовительного отделения была создана гимназия, разделенная по сословному принципу. Дворяне более подробно изучали иностранные языки, а разночинцы – технические науки.
Будущие художники, скульпторы и архитекторы обучались в Академии художеств, открытой в 1757 г., по всей стране шел поиск талантливых студентов.
Большой популярностью среди дворян пользовалось также домашнее образование, главным направлением в котором было изучение иностранных языков, литературы, истории. Получив образование, молодые люди нередко уезжали за границу, где знакомились с традициями и обычаями.
ТИПЫ СОСЛОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (XVIII В.)
Определение будущей профессии производилось не в принудительном порядке, как это имело место в государственных школах, открытых при Петре I, а в зависимости от склонностей и желаний самих воспитанников, которые могли специализироваться в области гражданской или военной службы.
Создавая для своих детей закрытые учебные заведения, дворяне использовали достижения современной педагогики. Обращалось большое внимание на физическое и эстетическое воспитание учащихся, применялись гуманные методы обучения. При кадетском корпусе имелись хорошо составленная библиотека, свой театр, среди учащихся было широко развито стихотворное творчество, ими издавался журнал, проводились вечера, различные увеселения, прогулки и т. п.
Для детей духовенства организуются духовные школы. Для низших слоев населения предназначаются особые школы; так, несколько уцелевших к тому времени цифирных училищ преобразуется в гарнизонные школы, где обучаются солдатские дети.
Сложившаяся в России к середине XVIII века сословная система образования отличалась следующими характерными чертами: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия, программы школ для разных сословий были различными. В то время как дворянские школы процветали, школы для других сословий влачили жалкое существование.
Для чего были созданы учебные заведения для отдельных сословий?
Для чего были созданы учебные заведения для отдельных сословий?
Ответ : Предполагалось, что каждое сословие имеет свое предназначения.
Например, дети из княжеских семей могли бы в будущем заниматься государственной деятельностью, дети из дворянских земель обязательно будут нести военную службу, а крестьяне всегда будут заняты на поле.
Поэтому им не нужно получать образование в одних и тех же местах.
Точно также как мальчики получали образование отдельно от девочек, потому что девочки не имели доступа к профессиям и работам, а трудились только над поддержкой домашнего очага.
Объяснение : Например, крестьяне получали начальное образование (и то не всегда), потому что специальное и высшее образование им было не нужно, ведь они все время должны были трудиться на поле.
Почему одна из мер предпринятых для реформирования русской армии стало создание специальных учебных заведений для офицеров?
Почему одна из мер предпринятых для реформирования русской армии стало создание специальных учебных заведений для офицеров?
Первое высшее учебное заведение в Казахстане?
Первое высшее учебное заведение в Казахстане.
Как в народе называли первые в России учебные заведения для девочек, в которых готовили акушерок?
Как в народе называли первые в России учебные заведения для девочек, в которых готовили акушерок?
А)»курсы блогородных девиц» б)»бабичьи школы$ в)»девичьи гимназии».
Для детей крепостных реально доступным образованием являлось :А) в приходских училищахБ) в гимназияхВ) в технических высших учебных заведенияхГ) в уездных училищах?
Для детей крепостных реально доступным образованием являлось :
А) в приходских училищах
В) в технических высших учебных заведениях
Г) в уездных училищах.
Покажите шокан уалиханов Какое учебное заведение закончил?
Покажите шокан уалиханов Какое учебное заведение закончил.
Какое учебное заведение закончил Абай Кұнанбаев?
Какое учебное заведение закончил Абай Кұнанбаев.
Это высшее учебное заведение Санкт Петербурга возглавил потомок королей Канарских островов?
Это высшее учебное заведение Санкт Петербурга возглавил потомок королей Канарских островов.
Это высшее учебное заведение санкт петербурга возглавил потомок королей Канарских островов?
Это высшее учебное заведение санкт петербурга возглавил потомок королей Канарских островов.
Какие сословные ограничения дейвствовали в начале 18 века при поступлении в учебные заведения?
Какие сословные ограничения дейвствовали в начале 18 века при поступлении в учебные заведения.
Найди в энциклопедии или в справочники какое учебное заведение в Москве носит имя Тимирязева помогите пожалуйста срочно надо?
Найди в энциклопедии или в справочники какое учебное заведение в Москве носит имя Тимирязева помогите пожалуйста срочно надо!
Поинтересуйся у взрослых какое учебное заведение в Москве носит имя ученого пирогова помогите пожалуйста?
Поинтересуйся у взрослых какое учебное заведение в Москве носит имя ученого пирогова помогите пожалуйста!
5 (Сенат, так как это время Петра Первого).
1) Нут 2) Тот 3) Бастет 4) Апис 5) Сет 6) Осирис 7) Гор 8) Исида 9) Анубис 10) Маат.
1) Нут 2) Тот 3) Бастет 4) Апис 5) Сет 6) Осирис 7) Гор 8) Исида 9) Анубис 10) Маат.
Система образования в Российской империи: история и типы учебных заведений
Образование в Российской империи кардинальным образом отличалось от системы, существовавшей во времена Советского Союза, тем более от современной ситуации. В дореволюционной России оно было основано на заимствованиях регламентов различных европейских университетов. В первую очередь, немецких. На их базе проводилась педагогическая и научная аттестация. В этой статье речь пойдет об истории отечественного образования и существовавших типах учебных заведений.
Как все начиналось.
Вам будет интересно: Почему твердое тело трудно растянуть, сжать, сломать? Простое объяснение сложных вещей
Образование в Российской империи активно начало развиваться в XVIII веке. Этому способствовали реформы Петра I, многие из которых были направлены на популяризацию наук, обучение соотечественников по западным образцам.
Вам будет интересно: Колледж технического и художественного образования г. Тольятти: жизнь ссуза, специальности, отзывы
С самого начала XVIII столетия стало понятно, что процесс обучения меняется коренным образом. В первую очередь это коснулось богословия. Его преподавание осталось только в епархиальных училищах для детей духовенства.
В 1701 году в Москве была основана школа навигационных и математических наук. В том же году открылась артиллерийская школа, а чуть позже инженерное и медицинское училище. С 1715-го классы навигационной школы перевели в Петербург, реорганизовав их в Морскую академию. Она существует до сих пор.
Всего к году образования Российской империи в губерниях работали 42 цифирные школы. Они были созданы по указу Петра, чтобы давать начальные знания. Обучались в них около двух тысяч учеников.
Вам будет интересно: Свойства углов при основании равнобедренного треугольника: основные теории
Во времена правления Анны Иоанновны дети солдат поступали в гарнизонные школы, а при металлургических заводах правительство основало первые горные школы, которые готовили специалистов для этих предприятий.
В 1730-е годы появилась порочная практика записывать в полки детей практически с рождения, чтобы к совершеннолетию они уже имели офицерский чин по выслуге лет. Елизавета реорганизовала военно-учебные заведения. Выпустила указ о расширении сети начальных школ. Первые гимназии появились в Москве и Казани. В 1755 году по инициативе ее фаворита графа Шувалова был основан Московский университет, а еще через два года академия художеств.
В образовании в Российской империи во второй половине XVIII века просматриваются две основные тенденции. Это усиление принципа сословности и расширение сети учебных заведений.
Реформа Екатерины II
Появилось предметное преподавание, были установлены единые сроки начала и окончания занятий, выработана урочная система. Стали составляться первые учебные планы и методики преподавания.
Важную роль в этой реформе сыграл педагог из Сербии Федор Иванович Янкович. Уже к концу XVIII века до 70 тысяч подростков обучались в 550 училищах.
Изменения при Александре I
В начале XIX века общеобразовательные гимназии существовали только в Москве, Петербурге и Казани. При этом действовало много специализированных учебных заведений различного типа.
В 1802 было основано министерство народного просвещения, издавшее новое положение об устройстве учебных заведений. Новые принципы провозглашали бесплатность получения образование в Российской империи на низших ступенях, бессословность и преемственность учебных программ.
Вам будет интересно: Эволюция млекопитающих: описание, ступени, классы
Еще в начале правления Александра I открылись шесть университетов. Всю территорию империи разделили на шесть учебных округов с попечителями во главе.
В 1804 году появился Университетский устав, дававший высшим учебным заведениям значительную автономию. При вузе существовал собственный суд, высшая администрация не имела права вмешиваться в дела университетов, которые сами выбирали ректора и профессуру.
Стали появляться первые лицеи, которые считались средними университетскими заведениями. Относиться к ним и Царскосельский лицей, где учился Пушкин.
Сословный характер
Специальный указ 1827 года даже запрещал принимать крестьян в университеты и гимназии. Система образования в Российской империи на тот момент строилась на принципах бюрократической централизации и сословности.
Школьный устав 1828 года делил начальное и среднее образование на категории: для детей из низших и средних сословий и для детей чиновников и дворян.
Новый университетский устав 1835 года ограничивает автономию вузов, фактически устанавливая полицейский надзор над студентами.
В то время активно расширяется сеть промышленно-технических учебных заведений. Появляется архитектурное училище, технологический институт.
Реформы, сопутствующие свободе крестьянства
Отмена крепостного права в 1861 году Александром II повлекла за собой важные изменения в истории образования в Российской империи. Этому способствовало утверждение капитализма и успехи в сфере промышленного производства. В этот период наблюдался всеобщий рост грамотности, развитие разных форм обучения.
Новый университетский устав 1863 года возвращает вузам автономию, дает самостоятельность в финансовых, административных и научно-педагогических вопросов. Это играет большую роль в развитии высшего образования в Российской империи.
В 1864 году появляется всесословное доступное образование. Наряду с государственными, появляются воскресные, церковно-приходские и частные школы. Гимназии делятся на реальные и классические. Теперь в них принимают, невзирая на сословие, однако образование является платным.
Последний российский император
Уровень образования в Российской империи к этому моменту достиг относительно высоких показателей. В 1914 году 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет посещали школу. В городах этот показатель приближался к 50 %, а в деревнях был чуть больше 20 %.
Реформа начального образования
При этом в целом уровень грамотности низших слоев населения оставался крайне невысоким, отсутствовал закон о всеобщем обязательном обучении. Согласно переписи 1897 году, грамоту знали только 21 % жителей.
При этом в большинстве стран Европы уже удалось преодолеть всеобщую неграмотность, всеобщее обучение уже существовало. Требовалось всеобщее начальное образование в Российской империи.
Финансирование
При этом финансирование начального образования осуществлялось преимущественно на пожертвования и за счет земств. Растут кредиты на народное образование, к 1904 году они увеличиваются практически в два раза за десятилетие, с 22 до 42 миллионов рублей увеличивается бюджет министерства народного просвещения.
После революции 1905 года в обществе и на уровне властей активно обсуждается необходимость принятия закона о всеобщем начальном образовании. Частично его утверждают к 1908 году. Позже принимают четырехлетнее обучение для всех начальных школ.
При этом окончательное обсуждение законопроекта постоянно откладывается, затянувшись до 1912 году. В результате Государственный совет окончательно отклоняет данный законопроект.
Классификация учебных заведений
Рассказывая кратко об образовании в Российской империи, нужно остановиться на всех типах учебных заведений, которые существовали за этот период. К начальным учебным заведениям относились волостные училища. В них готовили исключительно писарей для сельских управлений и государственных палат.
На начальной ступени находились духовные училища, в которых готовили священнослужителей для Русской православной церкви, и начальные народные училища. Срок обучения в них составлял один-два года. Предназначались для людей с низким заработком, так как обучение в них оставалось бесплатным. Преимущественно открывались в сельской местности, находясь в ведении Земской управы.
Первоначальное образование давали и церковно-приходские школы, находившиеся под духовным ведомством. Промежуточное положение между начальным и средним образованием занимали городские училища, которые изначально назывались уездными. Они должны были обеспечить полным образованием малоимущих, однако занятия организовывались за плату.
Средние учебные заведения
Первая в России светская общеобразовательная гимназия появилась еще в 1726 году. Она заработала при академии наук. На тот момент для поступления следовало состоять в податном сословии. С 1864 года учреждены реальные и классические гимназии. В классических обучались восемь лет, а после их окончания имели право поступать в университет, так как изучали латинский язык.
Отдельно при гимназиях существовали дополнительные подготовительные классы, которые были предназначены только для того, чтобы дать начальное образование. При этом в них могли подготовить и к поступлению в гимназию.
Реальное училище
В отличие от классических гимназий, в реальных основное внимание уделялось изучению прикладных дисциплин, в первую очередь, естественно-математического цикла. Первоначально они были созданы, чтобы распространять техническое образование в массы. С 1864 они стали подготовительной ступенью для желающих поступить в вузы. После принятия устава 1872 года их предназначение кардинально изменилось.
Высшие учебные заведения
Основу высшего образования в Российской империи составляли университеты. К началу XX века они существовали на территории Москвы, Петербурга, Дерпта, Казани, Киева, Харькова, Одессы, Новороссийска, Томска и Варшавы.
В системе РПЦ высшими учебными заведениями были духовные семинарии. Первой стала Московская, появившаяся еще в 1685 году. На протяжении долгого времени называлась Славяно-греко-латинской академией.
Военное образование офицеры получали на базе академий. В школе навигационных и математических наук готовили для службы в артиллерии. Первое исключительно военное учебное заведение открылось в Гатчине в 1795 году.
Частные школы
В данной системе важную роль играли частные школы. Например, воскресные, обучение в которых проводилось один раз в неделю. В Российской империи такие учебные заведения представители интеллигенции устраивали для малограмотных рабочих, ремесленников, крестьян, а также работающих подростков, которые желали получить образование.