для чего даны болезни человеку
БОЛЕЗНИ: что это такое и почему они с нами случаются
Комментарии 1
Мне нравится 1
БОЛЕЗНИ: что это такое и почему они с нами случаются.
Надо прежде всего и преимущественно лечить Душу,
если хочешь, чтобы и голова, и все остальное тело
хорошо себя чувствовали.
У индейцев тукано (бассейн Амазонки) болезнь называют doreri. Это слово имеет два значения: « то, что послано свыше» и « превращение».
В древности считалось, что болезнь посылается человеку как наказание за нарушение каких-либо норм племени. Вместе с тем, второе значение подразумевает, что болезнь всегда приводит человека к некоторому новому состоянию, помогает внутреннему превращению.
Денис Рамос (доктор клинической психологии, юнгианский аналитик) выделяет несколько моделей и концепций болезни и исцеления, которые известны человечеству с древнейших времен.
Примитивная модель. Лечение болезней в древности осуществлялось через взаимодействие с ними на символическом уровне. Болезнь представлялась в виде животного, символа, духа, с которым шаман племени мог взаимодействовать: договариваться, сражаться, приносить жертвы. Для шамана это было частью реальности. Сегодня мы скорее склонны назвать это работой воображения. В этой модели все связано со всем, сознание пронизывает весь мир, и человек является целостной системой. Граница между сном и реальностью, между миром воображаемым и миром материальным очень тонка. То, что происходит в воображении, становится частью материальной реальности и наоборот. Сновидения – это мост между реальностями. В сновидениях происходят все важные события, которые управляют реальным миром.
Современные исследования показывают, что для мозга и сознания нет разницы между теми событиями, которые произошли в реальности и теми, которые произошли в воображении. И это позволяет нам переводить древнюю мудрость на совершенной иной уровень и исцелять те болезни, которые долгое время считались неизлечимыми классической медициной.
Греческая модель. В античности для исцеления часто использовали музыку, слова, камни, части тел животных и растений. Сновидения, как и в древности, считаются вратами для исцеления.
Здесь все еще много «магии». Но эта магия – лишь отголосок представления о том, что все вокруг является живым, целостным и человек – часть этой живой взаимосвязанной системы. «… как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и голову – отдельно от тела, так не следует и лечить тело, не леча душу… Представление об организме как целостном единстве дает возможность лечить не симптомы,…. а саму болезнь…» (Платон, Теэтет).
Картезианская модель. В эпоху средневековья считалось, что разум отделен от материи, а тело представляет собой машину, функционирующую самостоятельно. Такой механистический подход надолго пришел в западную науку, противопоставив духовное – материальному. Принято считать, что именно Декарт привнес противопоставление «душа-тело». «Я рассматриваю тело как не что иное, чем статую или машину, сделанную из глины, которую создал Бог..» (Декарт)
Хотя более глубокие исследования его работ, напротив, показывают, что он писал о тесной связи души и тела, о том, что состояния сознания сменяют друг друга в зависимости от изменений в теле. Таким образом, мысль о взаимовлиянии сознания и тела сохраняется и в этот период, но информационные искажения делают ее бесполезной для медицины.
Психосоматическая модель. Изначально этот термин использовали для заболеваний, по которым органический диагноз не мог быть поставлен. Но дальнейшее развитие медицины и новые исследования существенно расширили это понимание. Долгое время считалось, что телесные реакции и болезни слабо связаны с психическими процессами – с нашими мыслями, чувствами и переживаниями.
Сейчас передовая медицина считает все болезни психосоматическими, т.к. заболевание проявляет себя одновременно на всех уровнях целостного человеческого существа: Душа – тело – мысли – эмоции.
«… мы должны рассматривать все заболевания как психосоматические постольку, поскольку они подразумевают постоянные связи между телом и разумом в их происхождении, развитии и лечении» (Д. Рамос. «Душа и тело»).
Болезнь – это отражение нашей внутренней жизни (мыслей, чувств, переживаний), в которой произошло нечто такое, что требует внимания и не может быть выражено словами или осознано.
«Органическое заболевание может иметь цель и смысл. Иногда значение заболевания следует понимать символически. Понимание и интеграция этого символа в сознание приведет к улучшению общего состояния здоровья пациента» (Д. Рамос. «Душа и тело»)
Можно говорить о том, что каждая болезнь представляет собой некоторое послание из внутреннего мира, которое мы не осознаем. Ребенок соматически, через телесные проявления, реагирует на эмоциональную боль. Но и взрослые ничем в этом отношении не отличаются от младенцев. Если взрослый человек что-то не может выразить через образы и речь, тогда это находит прямое выражение в теле.
Немецкий психиатр, доктор Г.В. Гроддек, которого называют отцом современной психосоматической медицины, считал, что любое лечение должно заключаться в том, чтобы правильно интерпретировать, что пытается выразить через симптомы заболевания человеческая целостность. И – научить ее выражать это менее болезненным способом.
Практикующие психотерапевты могут привести множество примеров, как внутренние переживания и травмы выражают себя через симптомы заболеваний. В каждой ситуации есть как общие закономерности процесса, так и индивидуальные особенности, характерные для конкретного пациента. Приведу несколько примеров клинических случаев, которые описывает Д. Рамос в своей работе «Душа и тело».
Синдром Рейно («ледяные пальцы») – отказ от ощущений, депрессивность, подавленные эмоции и переживание внутреннего одиночества. Образ болезни, который возникал у пациентки – она под коркой льда тонет в ледяном озере. Она сама не может выбраться на поверхность, и никто не может разрубить лед. Однако в этом образе оказалось, что лед можно растопить, а не только разбить. На символическом уровне лед эмоций можно растопить теплом любви. Так была осознана потребность в любви и принятии. Процесс осознания завершил болезненные проявления в теле.
В отношении болезней часто работают несколько распространенных стереотипов. Как в любом убеждении в них есть своя правда. Однако важно разделять те убеждения, которые помогают исцелению и те, которые препятствуют ему.
Болезнь – это наказание. Она «случается» как результат проступка. Этот стереотип пришел к нам из древности, когда в архаических культурах болезнь рассматривалась как следствие нарушений тех или иных племенных запретов и норм. При этом такие запреты и нормы были направлены на выживание всего племени и отдельных людей. И представление о болезни как о наказании выполняло защитную функцию.
В современном мире это представление может приводить к тому, что человек сам себя внутренне может наказать за поступки или мысли, которые противоречат его внутренним установкам или требованиям окружения. Тогда боль и страдание выступают защитным фактором – я уже наказал себя через тело, поэтому ничего более страшного со мной произойти не может.
Но вот вопрос: что на самом деле представляется настолько страшным, что человек бессознательно приносит в жертву свое тело, чтобы откупиться от угрозы?
«Бегство в болезнь». Иногда мы говорим о том, что болезнь избавляет от нежелательных поступков, действий и становится своеобразным «средством спасения». В этом также есть доля истины. Целостная система «человек» послушно выполняет все наши пожелания. Предположим, что человеку критично важно не пойти на работу в конкретный день – например, он испытывает панический страх перед предстоящим публичным выступлением. Вполне возможной реакцией может стать внезапная болезнь именно в этот день. Можно ли говорить о том, что человек «создал» себе болезнь? Строго говоря, нет. Это – бессознательная реакция на не выраженную потребность. Если со страхом публичного выступления работать осознанно, то можно найти менее болезненные способы справляться с ним.
Каждая болезнь несет в себе важную информацию. Если уметь разговаривать с телом на понятном ему «языке», то можно понять как причину болезни, так и существенным образом повлиять на ее развитие. Что же это за язык, который помогает нам разговаривать с телом и понимать, что такое конкретная болезнь, почему она пришла к нам и как с нею проститься?
К. Г. Юнг считал, что универсальным «языком», который связывает наши сознательные области с бессознательными, является язык символов и образов.
Е. Rossi обосновал теорию, в которой показывает, что каждая система организма представляет собой информационную структуру. Гормональная система, иммунная система и т.д. обмениваются друг с другом информацией на разных уровнях.
Символы являются универсальными информационными кодами, которые понимают все системы. Благодаря работе на символическом уровне, разные системы организма могут «договориться» между собой» и устранить те искажения информации, которые приводят к болезни.
Важно понимать, что причина любой болезни или телесного проявления одновременно находится на четырех уровнях: Душа – мысли – чувства – тело. Все уровни тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют собой. Именно поэтому, работая с одним уровнем, мы можем оказать влияние на всю систему в целом.
Специальные техники и методики могут включать бессознательные ресурсы организма. А это как раз работа с символами – анализ сновидений по Юнгу, дримтендинг, техники направленного воображения, имагинативные техники, эриксоновский гипноз, транстерапия и другие.
При помощи этих техник все наши четыре уровня могут «договариваться» друг с другом на понятном языке, а человек может осознать и понять послания тела. Всегда важно осознавать те внутренние причины и переживания, которые привели именно к этому заболеванию.
Что именно хочет сказать человеческая целостность через тело? Какой символ, образ внутренней жизни выражает сейчас эта болезнь?
Именно такой целостный подход к исцелению позволяет не просто сиюминутно избавляться от симптомов, но учит нас быть внимательными к себе, слышать и понимать голос тела и голос Души.
Любую болезнь можно выразить через символы и образы. И с их помощью понять, какую важную информацию несет конкретная болезнь. Как только мы переводим это послание на сознательный уровень, для болезни не остается причин.
Эмоциональная боль, которой человек не может дать выхода, проявляется через тело. Оно становится каналом для невыносимых переживаний, которым нет места в сознании. Телесные проявления ослабляют психологические страдания. С этой точки зрения, можно говорить о том, что тело защищает от того, с чем мы не способны в данный момент справляться.
«Тело не лжет. Через дыхание и мышцы тело рассказывает правду о наших чувствах»
(М. Розен «Работа с телом»)
Болезни проявляют себя в разных формах и бывают разной степени тяжести. Многие болезни до сих пор считаются неизлечимыми официальной медициной. Однако даже в таких случаях есть как минимум 3 предпосылки для того, чтобы не опускать руки.
Наше тело состоит из миллиардов клеток. За год практически 98% клеток тела самообновляются. Это говорит о том, что в нас биологически встроен механизм восстановления повреждений во всех системах организма. Способность к самоисцелению заложена в нашем теле изначально.
Любая болезнь – это процесс, который разворачивается во времени и в пространстве – пространстве нашего тела и одновременно в психическом пространстве. Любой процесс может как начинаться и разворачиваться, так и сворачиваться. Это означает, что болезнь, однажды начавшись, может быть приостановлена или ее проявления могут быть прекращены.
То, как внутреннее наше содержание отражается в теле, и определяет наше здоровье.
Альберто Виллолдо, доктор философии, медицинский антрополог, утверждает, что «… если сознание способно вызывать психосоматические заболевания, то оно может вызывать и психосоматическое здоровье…»
Научившись разговаривать с телом (и с болезнями) на понятном для него языке, мы получаем ключ к собственному исцелению. Прислушиваясь к посланиям тела и к голосу Души, мы можем предотвратить многие заболевания, а необходимые жизненные уроки пройти менее болезненным способом. Все что для этого нужно – уже есть внутри нас.
Услуги
Тренинги
Интересно
СВЕЖИЕ ЗАПИСИ
Сегодня с коллегами разбирали одно интере.
Поскольку проявления болезни в основн.
На эту тему в редакции информационно-новостн.
Статья представляет литературную обработку бе.
Реальность состоит в том, что уровень тревоги.
Часто в процессе терапии у многих моих клиентов.
Тревожные расстройства достаточно распростране.
Что такое психосоматические заболевания.
Мой дядя самых честных правил.
На сайте моего коллеги Генна.
Полезно знать
Видео
Смысл болезни
Поделиться
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полу-живого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
/ А.С.Пушкин
Плохие события случаются с плохими людьми.
Если я буду хорошо себя вести, не нарушать правила, со мной ничего плохого не случится!
И эта установка заложена в каждом из нас с детства.
Как только ребенок становится способным к какой-либо самостоятельной деятельности, родители заботливо объясняют ему, чего не надо делать, чтобы с ним не случились неприятности типа: «Не бегай, а то упадешь».
В случае же неизбежного рано или поздно падения в качестве опоры предлагается неоспоримое «Я же тебе говорила…».
Так происходит формирование первых причинно-следственных связей.
По мере взросления мы пересматриваем правила, продиктованные нам родителями, и заменяем их своими личными, основанными на нашем собственном жизненном опыте, религиозных и философских учениях. Так или иначе, мы пытаемся избежать боли, обезопасить себя путем выполнения заповедей, в которые верим.
Если что-то, чего мы боимся и хотим избежать, случается с кем-то другим, мы стремимся найти объяснение произошедшему в рамках своей картины мира. Установить те самые причинно-следственные связи.
Когда нам понятно, какие нарушения привели к проблемам, мы чувствуем себя защищенными. Просто не нужно повторять эти ошибки — и не будет у нас таких сложностей. Все просто! И уже не так страшно жить.
Если кто-то заболел, или умер, то он точно что-то делал неправильно. Возможно, злоупотреблял алкоголем или вел сидячий образ жизни, возможно, недостаточно усердно молился или просто не реализовывал свое истинное предназначение. Иначе почему все так плохо закончилось?
Мы хотим рожать и растить правильных детей.
Подразумевая, что правильные дети должны быть обязательно здоровы, красивы, умны, веселы и дружелюбны. Если наши дети не плюются едой и не просыпаются по ночам от мокрой постели, значит, мы правильные родители. Если же они не проходят по какому-то из критериев правильности, то мы стремимся выполнить работу над ошибками. Читаем книжки, ходим к специалистам, экспериментируем с различными педагогическими методами в надежде все исправить.
Сложности начинаются тогда, когда законы из нашей картины мира не срабатывают.
• Когда машина сбивает человека, переходящего дорогу по пешеходному переходу на зеленый свет.
• Когда рак сражает молодого и жизнерадостного отца семейства, ведущего исключительно здоровый образ жизни.
• Когда у пары, которая мечтала о ребенке и тщательно готовилась к зачатию, рождается малыш с пороками развития.
• Когда жертвой насилия становится скромная девочка, возвращающаяся домой из музыкальной школы.
• Когда разбивается самолет, полный детей…
Всему этому не находится объяснения. Подобные события не поддаются логике. В такие моменты рушатся привычные опоры, и это всегда больно. Сознание пытается зацепиться хоть за что-то, что казалось незыблемым, но постоянно соскальзывает в холодный колодец бессмысленности. Волны страха, боли, уныния слизывают начертанные на песке правила.
Становится очевидным, что правила работают не всегда, и мы ни от чего не застрахованы.
В древности считалось, что болезнь посылается человеку как наказание за нарушение каких-либо норм племени. Вместе с тем, второе значение подразумевает, что болезнь всегда приводит человека к некоторому новому состоянию, помогает внутреннему превращению.
Болезнь – это отражение нашей внутренней жизни (мыслей, чувств, переживаний), в которой произошло нечто такое, что требует нашего немедленного внимания и не может быть выражено словами на сознательном уровне.
Можно говорить о том, что каждая болезнь представляет собой некоторое послание из внутреннего мира, которое мы не осознаем. Ребенок соматически, через телесные проявления, реагирует на эмоциональную боль. Но и взрослые ничем в этом отношении не отличаются от младенцев. Если взрослый человек что-то не может выразить через образы и речь, тогда это находит прямое выражение в теле.
Безусловно, у каждой болезни ест органическая причина – какое-то нарушение, сбой, повреждение на физическом уровне в одной из систем организма или внутреннем органе. Но вместе с тем у каждой болезни есть психологическая причина.
И наше тело знает ВСЕ ПРИЧИНЫ. Более того, наше тело может «починить» те неисправности и информационные искажения, которые возникают на всех 4 основных уровнях системы нашего организма.
Важно понимать, что причина любой болезни или телесного проявления одновременно находится на нескольких уровнях: Душа – мысли – чувства – тело. Все уровни тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют между собой. Именно поэтому, работая с одним уровнем, мы можем оказать влияние на всю систему в целом.
Если Вы простудились, у Вас болит горло, например, что при этом происходит? Вы реагируете на болезнь телесно, эмоционально и ментально..
Например: тело испытывает физический дискомфорт, боль в горле, появляются телесные проявления в виде покраснения, отека, повышения температуры. Болея человек обычно эмоционально подавлен, настроение снижается, хочется меньше двигаться, эмоции радости приходят реже. Во время болезни мысли так или иначе «крутятся» вокруг нее – лечение, симптомы, возможно, самооценка, разочарование.
Достаточно долгое время считалось, что телесные реакции и болезни слабо связаны с психическими процессами – с нашими мыслями, чувствами и переживаниями. Однако современные исследования неопровержимо доказывают, что очень многие заболевания являются психосоматическими. То есть в их основе одновременно присутствуют как психические факторы, так и органические.
Болезнь часто дается нам для того, чтобы отдохнуть от напряжения, обратить внимание на свои собственные потребности, когда человек слишком увлечен решением чужих задач, игнорируя свою жизнь, или для того, чтобы не решать некий сложный конфликт в отношениях или в жизни. Сама возможность не решать противоречивый конфликт, а устраниться от этого и уйти в болезнь, дает великолепную возможность получить заботу и внимание окружающих, которую другими способами человек может не уметь получать.
Болезнь это — социально приемлемый, разрешимый способ избегания чего-то или кого-то. Существуют два его вида проявления — сознательные и бессознательные.
К сознательным можно отнести нежелание что-то делать, куда-то идти: например, когда ребенок не хочет идти в детский сад, и он сообщает о внезапном недомогании — голова, живот, горло. То же самое происходит и во взрослой жизни, когда человек не хочет идти на работу.
Часто болезнь является способом получения недостатка внимания, заботы и понимания от близких людей и окружающих. Заметьте в очередях к врачу люди говорят о том, что у каждого из них заболевание тяжелее, чем у другого, тем самым подчеркивая значимость.
Болезнь также становится способом манипулирования на чувствах других людей. Например, такая фраза: «У меня всю ночь болело сердце из-за того, что ты поздно пришла домой». В этом случае, болезнь выступает в роли Власти над другими.
Человек так устроен, что он не может жить без смысла жизни, хоть какого-то, и тогда болезнь и становится этим смыслом — вовремя выпить таблетки, сходить на прием к врачу, рассказать родным и знакомым о своем самочувствии, постоянный поиск новых медикаментов и рецептов полечиться. Болезнь иногда является способом получения неких льгот — переход на легкий труд, а то и вовсе от нее освобождение, получение социальных выплат по состоянию здоровья, и прочее. То есть появляется вторичная выгода быть больным
Но… бывает и так, что поставленный тяжелый диагноз дает обратный эффект — человек меняет свои убеждения и представления о себе самом и своей жизни. Происходит полная переоценка ценностей. Такая встряска иной раз приводит и к исцелению, и к полному изменению образа жизни человека.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что болезнь- это иррациональный способ решения различных задач и проблем человека. Рациональный способ решения своих трудностей будет в разностороннем общении, в выстраивании близких отношений на Равных, в значимости собственной жизни и ее ценности, в понимании, что все, чего он хочет получить от других, в первую очередь нужно научиться давать самому себе.
Для этого стоит провести небольшой анализ на определение качества своей жизни — чем она наполнена или чего в ней недостает? Вспомнить свои все былые увлечения, хобби, умения, интересы и постепенно находить способы их реализации в реальной жизни. То есть фокус внимания полностью переключить с внешнего на внутренний, и это уже станет первым шагом к повышению своей собственной значимости и самооценке.
Да, действительно, болезнь хочет нам сообщить о том чувстве, которое когда-то было подавлено (не отреагировано). А подавленная эмоция, как известно, осаждается в теле. Если похожих моментов много, то наступает момент, когда тело не может больше хранить секреты наших переживаний и начинает нам об этом сигналить. Это и есть психосоматические заболевания.
Болезни проявляют себя в разных формах и бывают разной степени тяжести. Многие болезни до сих пор считаются неизлечимыми официальной медициной. Однако даже в таких случаях есть как минимум 3 предпосылки для того, чтобы не опускать руки.
1. Наше тело состоит из миллиардов клеток. За год практически 98% клеток тела самообновляются. Это говорит о том, что в нас биологически встроен механизм восстановления повреждений во всех системах организма. Способность к самоисцелению заложена в нашем теле изначально.
2. Любая болезнь – это процесс, который разворачивается во времени и пространстве – пространстве нашего тела и одновременно в психическом пространстве. Любой процесс может как начинаться и разворачиваться, так и сворачиваться. Это означает, что болезнь, однажды начавшись, может быть приостановлена или ее проявления могут быть прекращены.
3. В человеке тесно взаимосвязана его психическая жизнь и тело. И чувства, мысли. тело всегда присутствуют одновременно и взаимно влияют друг на друга. Есть и четвертое измерение – наша Душа. Мы можем влиять на любое из этих четырех измерений для того, чтобы получить эффект во всей системе.
То, как внутреннее наше содержание отражается в теле, и определяет наше здоровье.
Альберто Виллолдо, доктор философии, медицинский антрополог, утверждает, что
…если сознание способно вызывать психосоматические заболевания, то оно может вызывать и психосоматическое здоровье…»
Есть ли смысл в болезнях?
Время чтения: 9 мин.
Каждому, на кого обрушилась тяжелая, а порой неизлечимая болезнь, это событие кажется чем-то несправедливым и недобрым. Является ли на самом деле болезнь безусловным злом или в ней есть какой-то смысл? Мне кажется, такие пациенты в какой-то степени правы, потому что, если смотреть на жизнь, смерти и болезни не должно было бы быть. Но они есть.
Фредерика де Грааф в ПМХ, 2017 год. Фото: Саша Карелина / Фонд «Вера»
Болезнь можно рассматривать как дар Божий, данный нам для того, чтобы вернуться к общению с Богом и к своей глубине со своим настоящим «я». Когда человек серьезно заболевает, многое в его жизни уходит на второй план, происходит переоценка ценностей — больные часто сами об этом говорят.
Человек выключается из работы и социума, но именно эта новая обстановка может позволить ему, если хватает мужества, углубиться внутрь и, возможно, впервые найти тишину в себе, быть самим собой и встретиться с Богом.
Болезнь — это не несправедливость, это не кара от Бога. Святые отцы говорят, что в жизни человека действуют три воли: воля Божия, воля человека и воля лукавого. И очень много в жизни человека зависит от него самого. Часто больной говорит: «Как же это так? Я всегда был здоровым и вдруг заболел? Ну почему, я же был хорошим человеком!» Мне кажется, за этими словами стоит: «Бог наказывает меня, а я ни в чем не виноват». Что меня всегда поражает, это то, что человек мало, очень мало обращается к Богу, но стоит ему заболеть, как Бог сразу виновен в этом.
В случае болезни часто можно наблюдать, что тело человека просто не выдержало его образа жизни. Например, человек очень много ест сладкого и заболевает диабетом. Это не кара Бога, это наше сластолюбие, и тело его просто не выдержало. То же самое можно сказать про стрессы. Человек, конечно, не виноват, что в жизни много стрессов, это факт жизни. Но как он относится к этому, зависит уже от него самого. Когда человек все время принимает все стрессы близко к себе, «впускает их в себя», в молчании, без молитвы, совсем не расслабляется, не находит способов облегчить то, что происходит с ним, тело в какой-то момент говорит: «Хватит, пожалей меня, не могу больше!» — и заболевает. И это не кара Божия, а просто закон природы. В этом состоит наша ответственность перед своим телом, ответственность за то, как мы живем и обращаемся с ним.
Фредерика де Грааф с пациентом хосписа. Фото: Павел Смертин / Фонд «Вера»
Конечно, для меня есть случаи, когда, например, болеют дети или очень тяжело страдают раковые больные, тогда из души вырывается вопль: «Господи, как же Ты допускаешь все это?» Но часто на этот вопрос нет прямого ответа. Владыка Антоний Сурожский сам до конца жизни задавался этим вопросом и нашел для себя как-то ответ, ссылаясь на Откровение Иоанна Богослова: «В конце времен мученики будут стоять перед Богом и говорить: “Господи, Ты был прав во всем”».
Наверное, единственное, что можно в этом случае сделать, — сказать человеку: «Я сам не знаю, почему ты болеешь или болеет твой близкий, но я верю, что в этом есть какой-то глубокий смысл». И что важнее — научиться пребывать с человеком и молча разделить его горе.
Если найден смысл в страдании, тогда можно намного легче все, что связано с ним, терпеть. Мне вспоминается больной Петр, он был еще молодым, немногим более 40 лет, много месяцев он находился у нас в хосписе. У него была опухоль позвоночника, и он совсем не мог ходить. Однажды он мне объявил: «Фредерика, я хочу покончить с собой». Я ему ответила: «Но, Петр, это тебе не поможет» — и, не стараясь переубедить его, тихо ушла. Через день он мне сказал: «Фредерика, я уже не хочу покончить с собой». Я спросила: «А что случилось?» И он мне объяснил (он не был особо верующим человеком): «Бог мне показал, что у меня есть задача, что я должен быть проводником для моей жены, когда она, в свою очередь, будет переходить к Богу». Замечательно, что эта задача дала ему мужество все спокойно перетерпеть и умереть своей смертью.
Для человека крайне важно понять, что в болезни кроется какой-то смысл и его задача — найти этот смысл. Иначе человек впадает в состояние депрессии и становится жертвой судьбы. И поэтому, когда мы встречаемся с больными или когда сами болеем, важно найти смысл болезни, но каждый должен пройти этот путь сам. Мы не имеем права сказать другому: «Смысл твоей болезни вот такой». Это просто немыслимо и очень, мне кажется, дерзновенно.
Как себя вести, как настраиваться, чтобы переносить болезнь без отчаяния?
Отчаяние, гнев — это часто неприятие факта болезни. Это крик души, который выражает боль: «Я хочу жить, я не готов умереть!» Например, у нас лежали молодые люди с опухолью позвоночника, у них отнимались ноги, и, естественно, единственное, о чем они могли думать, — о том, чтобы вновь ходить. То есть они хотели только одного — вернуться к прошлому, к своей привычной жизни, тем самым отказываясь жить в настоящем, принять свой диагноз и чему-то научиться от своей болезни.
При серьезной болезни почти всегда присутствуют гнев и отчаяние. Эти чувства неизбежны, это один из этапов осмысления болезни, когда человек осознает, что вернуться к прошлому не дано. Это нормальная, здоровая реакция, и надо помогать человеку выражать свои эмоции. Я бы даже сказала, стоит помочь человеку их выплеснуть.
Каковы бы ни были эмоции, все их надо мужественно пережить, встретить лицом к лицу, потому что «сбросить» с себя можно только то, что мы знаем по опыту и пережили до конца. И не надо ободрять человека, когда он находится в горе: он имеет на это право. Если его чувства подавлены, тогда, естественно, его физическое, душевное и духовное состояние только ухудшается. В таких случаях, бывает, никакими средствами не получается снять физическую боль у человека.
Как молиться, когда тяжело?
Когда человек страдает, ему тяжело и телесно, и душевно, и духовно. Часто человеку бывает страшно, не хватает веры и может возникнуть протест. Я думаю, что первое, что нужно, — это быть честным, то есть правдивым перед собой и перед Богом.
Не надо бояться показать Богу все, всего себя, особенно свои отрицательные, темные эмоции. Например, человек может сказать даже так: «Я Тебя ненавижу, я ненавижу, что болею, но помоги мне найти мир!»
Некоторые благочестиво говорят: «Ну да будет воля Твоя». Но не стоит ли за этим поверхностное, то есть ложное, смирение, словно покров, за которым человек прячется: лишь бы не смотреть на то, что происходит на самом деле в глубине души. Я считаю, что надо дать возможность переживать горе во всех своих аспектах: гневаться, бунтовать и отчаиваться — только таким образом больной может найти в себе мир, отпустить всю борьбу. И я уверена, что Бог с радостью принимает такую честность по отношению к Нему, потому что, как говорил владыка Антоний Сурожский, Господь может работать только с настоящим человеком, таким, каков он есть на самом деле, — плохим или хорошим, но без маски, без всякой фальши.
Фредерика с пациентом хосписа. ПМХ 2013. Фото: Павел Смертин / Фонд «Вера»
Правдивость — это первое. Суть молитвы — это открытость Богу для того, чтобы была возможность встречи с Ним. Когда больным тяжело, душевно и телесно, можно лежать не говоря ничего, просто стоять или сидеть перед лицом Христа и раскрыть Ему свою душу, свое сердце. И сказать Ему все, что происходит, и постепенно сбросить с Его помощью обиду, гнев, чтобы освободить место для встречи с Ним. Потому что, когда мы находимся в ненависти, в злобе, встреча не может произойти. Это так явно, когда смотришь со стороны.
Я недавно наблюдала, когда ехала в трамвае, как два человека ссорятся, обличают друг друга. И так стало видно, что настоящая встреча вовсе не состоялась, и я подумала: «Как жаль!» Ведь земная жизнь такая короткая!
Явно, когда человек в аффекте, например в гневе, тогда он ничего не видит и места в его душе нет ни для кого и ни для Бога. А если это происходит, стоит возопить к Богу: «Помоги мне это сбросить!» Ведь избавиться от своих отрицательных, часто сильных эмоций без Его помощи очень трудно. Но не просто бороться с целью избавиться от них, а делать это
ради встречи с Богом, чтобы Он был внутри. В этом для меня цель молитвы.
Владыка Антоний Сурожский советует, когда нет сил, когда тяжело и пусто на душе и тело тяжелеет, тогда можно обратиться к Богу, как ребенок обращается к матери: «Обнимай меня, будь со мной!» И в этом вся его молитва.
Или можно сказать: «Господи, помилуй! Прости и помилуй, будь со мной!» Это каждый может сказать, даже если нет сил. Или «Богородице, Дево, радуйся», особенно когда ночью не спится. Бывает, что я об этом говорю больным. Или просто так: «Господи, помилуй». Если человек знает «Отче наш», можно так молиться, если хватает сил.
Пациент на свежем воздухе в ПМХ. Фото: Саша Карелина / Фонд «Вера»
Важно, чтобы человек не просто бормотал молитву, «молитвословил», но чтобы он действительно стоял перед лицом Божьим, перед лицом Божией Матери и, даже не видя их, верил, что они, невидимые, стоят здесь, и слушают, и принимают. Это крайне важно. Повторять молитвы как попугай — это ничего не даст человеку, и это не доходит ни до его собственного сердца, ни до Бога, это лишь глубокая небрежность по отношению к Богу.
Можно от всей души воскликнуть: «Господи, помилуй!» — и молчать. Например, десять минут молчать перед Его лицом и еще раз сказать: «Господи, помилуй!», но от всей души, от всего сердца. Есть такой пример, который приводил владыка Антоний Сурожский. На юге Франции был священник, который часто ходил в свой храм и все время видел одного старика, сидящего в храме. Старик сидел так каждый день, и не шевелил губами, не читал молитв, и четок не было у него в руках. Священник спросил его: «Почему ты здесь сидишь так каждый день?» И этот старик взглянул на него сияющими глазами и ответил: «О, я смотрю на Него, и Он на меня, и нам так хорошо!» Я думаю, что вот это — суть молитвы.
Когда, например, человек не в силах читать утренние и вечерние молитвы (мало кто их знает, и, когда человек болеет, вряд ли он будет исполнять эти правила), суть молитвы в том, чтобы человек опытом узнал, что Господь есть, узнал это своим сердцем. Этот опыт и осознание того, что Вечность реальна (другими словами, что Христос жив), могут снять страх смерти, и человек будет в состоянии смотреть на то, что происходит с ним, в свете Вечной жизни.
Можете привести примеры людей, которых болезнь сделала лучше?
Я говорю: «Ты не боишься?» — «Нет, не боюсь». — «А почему ты не боишься? Как ты относишься к болезни?» — «Ну, это дает мне возможность жить глубже, потому что мало времени». Это обычный подросток 16 лет.
А через минуту он говорит: «Но я не умру». — «Почему ты не умрешь?» — «Я же не могу оставить свою маму». И это было так удивительно, что он полностью принимал то, что происходило, он видел, что болезнь давала ему глубину жизни, мужественно принимал все, как есть, а вместе с этим, как у многих подростков, на первом месте у него присутствовала забота о своей маме. И когда он второй раз поступил в хоспис, он умирал спокойно, потому что сумел принять реальность, какова она была. И в этом, мне кажется, заключалось величие его духа.
Была женщина, Анна, которая умирала дома, недалеко от хосписа, и родственники попросили меня приехать, чтобы посмотреть ее. Она сама была врачом. Она с трудом глотала. Я приезжаю, мне открывают дверь, и я вижу, что вся семья ходит на цыпочках, включая большую собаку, которая встретила меня. В кровати лежала очень красивая женщина лет 50, которая говорила только шепотом. Я спросила ее: «Почему вы говорите шепотом?» Она ответила: «Я хочу умереть».
Так как у меня есть способ ставить диагноз по пульсу, я ее посмотрела и поняла, что у нее впереди еще достаточно времени, чтобы жить. Я сказала ей: «Анна, вы пока не умрете». Она не очень радостно приняла это, но мы тем не менее очень душевно поговорили. Я пришла к ней во второй раз, и снова мы говорили о том, что пока не время ей умирать, а наоборот — жить. И я сказала родственникам, что не надо ходить на цыпочках, надо относиться к ней, как к живому человеку, какой она была до болезни. Я не знаю, получилось ли это или нет, но месяца через два эта же Анна поступила к нам в хоспис на три недели, чтобы дать родственникам отдых от ухода за тяжелобольной.
Во дворе Первого московского хосписа. Фото: Саша Карелина / Фонд «Вера»
Итак, мы снова встретились. В целом с ней было нелегко: она манипулировала всеми. Она продолжала говорить шепотом, привлекая этим к себе жалость и внимание. Ей было трудно угодить: все ей было не так, что бы ей ни приносили и что бы для нее ни сделали. Родственники приходили в отчаяние, потому что ничего из того, что они делали, не могло ее обрадовать. Встреча для них с ней не состоялась.
В один день я пришла к ней и, так как у нас уже сложились доверительные отношения, стала говорить довольно открыто. Я сказала: «Знаете, Анна, вы очень красивая, вы как белая лебедь. Но у лебедя есть выбор: можно лететь или можно сложить крылья и ничего не делать». Она смотрела на меня и поняла, о чем идет речь. И почти незаметно она начала работать над собой. Ее выписали домой, а через некоторое время она снова поступила к нам. Я посмотрела на нее и увидела, что она явно стоит близко к смерти.
«Помните, о чем мы говорили при первой встрече?» — задала я ей вопрос. Она ответила: «Да». — «Вы знаете, то, к чему вы так стремились при первой встрече, то есть ваше желание умереть, скоро исполнится?» В ответ она тонко улыбнулась, закрыла глаза и через два часа умерла. Она умирала очень достойно, на высоте. Она вышла из состояния жертвы, она приняла состояние ответственности за свою жизнь и внутренне выросла до такой степени, что ее отношения с родственниками изменились. (Она начала улыбаться, голос стал более звонким, и появилась какая-то благодарность по отношению к родным.) Даже наши медсестры, которые были не в курсе происходящего, говорили: «Такого мы еще не видели, как она умирала». Это было очень достойно и очень красиво.
А есть другой пример. Тоже врач, педиатр. Она лежала у нас месяца два, и плакала о том, что заболела. Мы все старались вывести ее из этого состояния, как умели, — и психологи, и врачи, и медсестры, но она ничего не принимала. Это было ее решение, это была позиция жертвы. Она плакала до самого конца. И это было так трагично, но осуждать нельзя, это был ее выбор. Но с этим «примером», к сожалению, должна была жить ее сестра до конца своей жизни. И вполне возможно, что от такого поведения у самой сестры только увеличивался страх умирания.
У человека есть свобода выбора, как болеть и даже как умереть. Мы ответственны за отношение к своей болезни, к своим родственникам, за тот пример, который мы показываем им. И надо помнить, что родственники остаются с этим примером на всю жизнь.
Если есть благородство, то есть благодарность за то, что родственники делают для пациента, ухаживают за ним, пациент может дать им понять, как их любовь важна для него. Ведь часто больные чувствуют себя обузой, но у них есть, по словам владыки Антония Сурожского, божественный дар: они могут своей болезнью дать родственникам возможность научиться жертвенной любви. А со стороны пациента важно научиться именно с благодарностью принимать эту любовь, отбросив всякие мысли о том, что он им в тягость.
Есть еще пример. У нас недавно лежала молодая женщина, Ирина, ей было 30 с лишним лет, у нее осталось двое детей. Она мне сказала: «Я ничего из себя не представляю, я ноль». Я спросила ее: «А почему?» — «Потому что я уже не могу помочь своим детям, кроме того, очень много денег уходит на мое лечение, я уже не мама, мои функции выполняет няня». И мы говорили с ней о том, что она не ноль, что в ней образ Божий, что нельзя так говорить, что на самом деле у нее есть задача.
Это крайне важно — осмыслить, что есть задача, даже когда человек прикован к постели, и он не может делать, а может быть. И каким он будет, тяжелым или благодарным, радостным, — это его выбор.
Часто тяжелобольной чувствует себя обузой, особенно переживают это мужчины. Они чувствуют себя обузой, потому что не умеют оставаться бездеятельными: не могут обеспечивать семью, строить дачу и т.д. Но стоит говорить с ними о том, что выход есть. Кроме благодарности и выражения радости за их любовь, они могут молиться за всех. Ведь мало кто молится за своих близких, потому что на это обычно нет ни времени, ни привычки. Но когда человек болеет, он может впустить своих близких в свое сердце и говорить: «Господи, смотри на них, смотри на детей, смотри на жену, смотри на всех моих друзей и на души всех моих усопших родных».
На Дне памяти. Фото: Наталья Шарапова / Фонд «Вера»
Можно научиться молиться, глубоко молиться, пока есть силы. Владыка Антоний Сурожский говорил, что человек не должен считать себя обузой, потому что то, чего не хватает нашему обществу, — это жертвенная любовь, чему родственники могут научиться благодаря больному. И молитва — это один из способов, в которых она может проявляться. Со стороны больного сама болезнь дает пациенту возможность научиться такой любви, что в этот период жизни несравнимо важнее всякой деятельности в его прежней жизни.
В итоге больной от этого становится сам богаче душой. Ведь любовь, и тем более жертвенная любовь, — это единственное, что имеет ценность в вечности.
Книгу «Рядом с тяжелобольным. Паллиативная помощь на дому» целиком вы можете скачать по ссылке.
Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.