для чего господь дал жизнь
Для чего Бог создал человека?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Вопрос читателя:
Чем дольше живу, тем больше вопросов. Зачем Бог создал человека?Смысл какой? Ну проживёт человек 100 лет. Потом умрёт. Умрут его дети со временем, внуки, правнуки и т.д. Есть ли загробная жизнь, никем не доказано. Человек живет физической жизнью.
Читала Библию, Новый Завет возникло очень много вопросов. Ходила в церковь. Из 20 вопросов священник ответил кое-как на два, и то не прямо, а вокруг да около.
Я пыталась просчитать, откуда такое количество людей на планете. Пусть Адам и Ева прожили 1000 лет. Родили они 1000 детей. Каждый из них родил еще по тысяче. Ну не получается ни арифметическая, ни геометрическая, ни тригонометрическая прогрессия по производству людей. Тем более надо учитывать, что и в то время умирали, погибали в результате воин.
И ещё. Сначала Бог создал твердь, насадил красивыми деревьями, травой, создал животных. Последними создал Адама и Еву.Ева соблазнила Адама (женщина всегда виновата), Бог изгнал их из рая и сделал смертными. Но животные при чем? Они не совершали греха, почему они смертны? Значит, так задумано было изначала. Почему было не поставить херувима с огненным мечом охранять дерево? И дело совсем ни в том, что тем самым Бог дал им свободу и доверие. Уходя из дома, родители говорят своим очень послушным детям: «Спички не берите, газ не включайте». И хотя они знают, что дети не ослушаются, они всё равно перекрывают газ и убирают спички. Сейчас древо охраняет херувим с огненным мечом, от кого?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас Благословение! Дорогая Валентина, вопросов у Вас много, и это правильно. Сразу найти ответы на все не получится, потому что ответы не такие простые, и расширять и углублять их нужно всю жизнь. То, что священник не смог ответить, может быть, говорит о том, что вопросы слишком фундаментальные. Например, попросят Вас два человека объяснить, как взять сложный интеграл. И с одним Вы в два счета договоритесь, потому что он студент-математик и база у него есть, и Вам только уточнить кое-что нужно будет, чтобы он понял, а второй будет или студент-переводчик, или школьник, или человек, который окончил медицинский колледж. И с каждым из них нужно будет сперва и школьную программу по математике вспомнить, и дополнительный объем знаний пройти, чтобы перейти к сложному интегралу. И с кем-то это быстро пойдет, а кто-то долго будет осваивать программу, понимаете? Так что просто спокойно относитесь к поиску ответов.
По поводу половых отношений у нас тоже есть текст. То, как все происходит сейчас, во многом (Вы можете прочитать по ссылке как раз) результат того, что человек отошел от Бога. Обязательности в этих отношениях никакой нет, есть монахи, которые живут без этого. А вот брак, союз любви – это соединение двух личностей, потому что любовь – это союз, соединение, при котором личности создают единое целое, каждая оставаясь при этом сама собой. Могу предположить, что телесное соединение таково именно как часть этого всецелого чуда единства двоих, которые любят друг друга. Как Вы понимаете, цель брака – это единство в любви, бытие на двоих (а не только быт), и половое соитие – это часть, грань и составляющая этого единства, но не 100%.
По поводу последнего вопроса приведу толкования. Вот как объяснял этот момент иерей Даниил Сысоев: «Адам сошел с высот Едема и сидя у затворенных врат сада каялся во грехе своем. Но чтобы потомки его, в противобожной гордыне не захотели силой захватить запретное для них бессмертие, Бог поставил охранять путь к древу жизни одного из высших ангелов-Херувима, и вокруг рая стал обращаться пламень меча (букв.) как некая огненная стена (возможно воспоминание именно о ней сохранилось в сказках рассказывающих о путешествии за тридевять земель за волшебным плодом)».
А вот так пишет преподобный Ефрем Сирин: «По изгнании прародителей из рая Бог, как написано, на восточной стороне рая сладости пристави Херувима и острие меча обращаемаго, хранити путь древа жизни. Оплот рая имел жизнь, потому что мог вращаться сам собой, чтобы охранять путь к древу жизни от того, кто мог пожелать его плода и дерзнул бы его сорвать. Но острие меча поразило бы того смертного, который пришел восхитить бессмертную жизнь.».
Зачем Бог дает жизнь людям, которые умрут?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Вопрос читателя:
Зачем Бог дает жизнь людям, которые умрут?
Вот родились у Евы Каин и Авель. Родился бы только Авель, а Камином она была бы беременна. Ведь если Бог безгранично любит человека, то он мог не создавать Каина, тогда Каин не мучился бы в аду, а сам Бог не страдал бы. Рождались бы только праведники да святые. Бог же может делать бесплодным любого.
Зачем Бог дает жизнь тем людям, которые погибнут?
Ведь от человека ничего не зависит. Пресвятая Богородица с детства была чиста, Ее берегли, водили туда, куда высших священников не водили. Её родители были благочестивы, а Бог избрал Её и сделал Величайшей и возвысил её над всеми сделав Своей Матерью. Ведь, буквально, Ей просто повезло, что Бог Её выбрал. Если бы Мария родилась в семье каких-нибудь грешников, то явно не стала бы Богородицей, и сомневаюсь, что вообще стала бы великой праведницей. Очень многое зависит от воспитания.
У всех великих святых, о которых я читал, родители благочестивые: Мария, Иоанн Креститель, Серафим Саровский, Василий Великий, Иоанн Дамаскин и т.п. Я не сомневаюсь, что можно стать святым, если усердно трудиться. Но эти все труды — лишь жалкие потуги.
От воспитания очень много зависит. И за что тогда грешники страдают? Ведь есть люди, которые ничего не знают о заповедях и родители воспитывают их в язычестве. Почему Бог наказывает нас, грешников, за это? За что вечные страдания? Просто не дал бы жизни грешникам, и никто не страдал бы. Неужели Бог использует жизни грешников, чтобы в Раю было больше людей? Неужели Он может специально дать жизнь человеку, который погибнет, чтобы использовать его в Своих целях?
Раньше я удивлялся, как они стали такими великими, но теперь я им завидую. Мы не выбираем, кем родиться, какими, где и т.п. Бог сует нас в этот проклятый мир и заставляет жить. Мы даже от жизни отказался не можем. Это же несправедливо!
В чем смысл трудиться? Сын свиньи кем будет? Свиньей. Если ребенка учить воровать, он кем вырастит? Вором. Если, конечно, Бог не вмешается. Даже если он исправится в конечном итоге, у него ничтожная чаша, ему никогда не стать великим. И в чем смысл трудиться, если жизнь — это просто лотерея? И это обжигает душу. Я не хочу совсем трудится ради Бога. Честно говоря, я и жить не хочу, но у меня нет выбора, потому что я обязан жить.
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогой читатель! Отчасти Вы правы, отчасти нет, давайте разбираться.
Таким образом, человек создан не столько «зачем», сколько «почему» и с какими потенциальными возможностями. А вот дальше возникает вопрос о том, как эти возможности могут реализовываться.
Конечно, мы не выбираем, в какой семье родиться, но мы, и только мы, в силу дарованной нам Богом свободы, выбираем, кем нам стать. Вы пишете что сын свиньи будет свиньёй. Это несомненно, ибо у животных, в отличие от людей, есть лишь инстинкт, но нет свободной воли. Но у людей, благодаря Богу, есть этот дар. Когда-то давно, после первородного греха, все люди были обречены быть в аду. Но Христос пришел в этот мир и каждому человеку открыл дорогу на Небо, к Отцу Небесному, и теперь только от самого человека зависит, где он дует (подробнее об этом написано в материале «Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?»).
й Каждый человек, когда взрослеет, в какой-то момент отделяется от родительской семьи и выстраивает собственную жизнь, это происходит неизбежно. Если родители были благочестивы, у человека есть хорошее основание для жизни, но он может выбрать совершенно иной путь. Если родители жили ужасно, у любого человека есть возможность жить не так, как они, а по-другому. Вы пишете на сайт священнику, Вы знаете о Церкви, значит, у Вас уже есть какое-то знание для того, чтобы начать выстраивать жизнь на других, правильных основаниях. Я лично знаю огромное количество случаев среди людей,когда дети, например, алкоголиков, в своей жизни вырастают трезвенниками, тем не менее, ежедневно видя перед собой отца и мать в пьяном угаре. Вспомните про благоразумного разбойника, который висел на кресте по правую сторону от Христа. Человек, всю жизнь занимавшийся разбоем, за секунду до своей смерти уверовал в Господа и покаялся. И тут же услышал от Христа весть о том, что он, этот разбойник, ныне же будет с Господом в раю. Прочитайте удивительное житие преподобной Марии Египетской, которое каждый год читают в храме за богослужением во время Великого поста. Это пример жизни человека, который вырос отнюдь не в благочестивом обществе. И Пресвятая Дева, будучи воспитана правильно, могла выбрать, как Ей жизнь, и Ее выбор мы знаем. Без этого выбора, без Ее согласия ничего не было бы возможно.
Бог, дорогой читатель, не «суёт нас в этот проклятый мир» и не «заставляет нас жить». Бог даёт нам краткую жизнь в этом прекрасном, но падшем и несовершенном мире, для того чтобы мы с Вами подготовились к жизни вечной, к жизни с Ним. И это не лотерея. В лотерее от Вас ничего не зависит, всё зависит от случая. В нашей жизни, наоборот, всё зависит от Вас, Вашей свободы выбора. А Бог ей в любом случае поможет, ибо Он — Благ. Бог не создавал Авеля праведным, а Каина злодеем. Бог создал их по Образу Своему, в котором нет зла. Но Авель, по своей свободной воле, выбрал добро и жизнь с Богом; а Каин — злодейство и отрицание Его. Это не выбор Бога, это — выбор каждого из нас, который мы делаем каждый миг в своей земной жизни — быть с Богом или без Него.
Вы правы также в том, что любые усилия человека ничтожны, да, это так. И именно поэтому речь всегда идет о синергии — соработничестве человека и Бога. Устремляясь к Богу, человек всегда просит Его помощи, потому что понимает, что для него одного этот путь труден и только с Богом его можно пройти и достичь того самого таинственного соединения с Богом, обожения, к которому призван каждый человек.
Дерзайте, дорогой читатель! Постепенно, шаг за шагом, в меру своих сил. Для каждого человека есть своя мера. Одному дано больше и спросится за большее, другому дано меньше и спросится за то, как он это использовал и применил.
Нам дана жизнь, чтобы сделать выбор
В издательстве Международного благотворительного центра преподобного Серафима Саровского вышел в свет новый сборник проповедей известного протоиерея, старейшего духовника, настоятеля Покровского храма в селе Акулове отца Валериана Кречетова. В него вошли проповеди, записанные в последние несколько лет, где особое внимание батюшка уделяет духовной борьбе. Как устоять в этой брани, которая непрестанно ведется в сердце человека?
В своих проповедях отец Валериан отвечает на самый главный вопрос: как нам жить по Евангелию здесь и сейчас? В его словах – глубина православной веры, живой святоотеческий опыт. В них – сила, которая побуждает нас к труду над своей душой.
Предлагаем вашему вниманию одну из глав книги.
Нам дана жизнь, чтобы сделать выбор
Слово перед исповедью
В молитвах, которые читаются перед исповедью, говорится: «Человецы суще, плоть носяще, в мiре живуще, от дьявола прельстишася». Вот жизнь наша – это духовная школа. Для чего человеку дается жизнь? Жизнь дается для того, чтобы человек здесь постарался потрудиться усовершенствовать свою душу.
«Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф.,6,48). Вот то,что надо. Назначение человека – наследовать жизнь вечную. А в этом грешном мире он живет потому, чтобы он сделал здесь выбор: или с Богом, или не с Богом. И вот человек практически все время делает этот выбор.
Это все равно, как, например, учеба. Простой такой момент в жизни: вот когда учатся в школе или, там, в каком-то высшем учебном заведении, – или же учится человек, или не учится. Так и в жизни: можно учиться, а можно не учиться, а жить как попало. Вот каждый человек, живя в этом мiре, он находится в каких-то обстоятельствах. Он рождается, у него какой-то характер: ему дается этот характер. Обстоятельства жизни, характер – все это дается для того, чтобы человек над этим трудился. Но дьявол старается увести от этого: придумывает всевозможные теории, предположения типа гороскопов всяких. И человек, увы, охотно соглашается и начинает оправдывать себя.
Придумали, например, бесовскую эту систему: вот родился в таком месяце, – значит, под таким якобы «знаком». Значит, ты должен быть таким-то. Нет! Все мы должны быть подобны Отцу нашему Небесному: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть». Ни на «ослов» каких-то, ни на «козерогов», ни на «скорпионов» мы не должны быть похожи! Все это – бесовское. Это они, бесы, в виде всяких вот этих гадов представляются.
Церковь Святая, она все время заботится о нас. Как она установила? Установила посты.
Вот мы знаем, только что кончился Успенский пост. Посты – это особое время. Вот это небольшая, как говорится, проверка: мы себя проверяем, на что мы способны. И, оказывается, мы ни на что не способны толком-то, – так бывает.
Ведь почему вот эти установления: едят то с маслом, а то без масла? В действительности-то – это ничто, казалось бы: ну, поел так или эдак, – какая разница? А у нас сразу: «Ну, это невозможно!» Это-то невозможно?! Голодные, что ли?! Так если голодный, – то и все съешь тогда. А иначе, значит, не голодный.
Просто это прихоти. И пост показывает, что наши прихоти заставляют нас часто служить им, вопреки заповедям Божиим. Каждый пост есть некая проверка, – не экзамен, конечно.
Экзамен – это высоко будет. Но как бы «зачет» по нашему духовному состоянию. Есть побольше, есть поменьше посты. Успенский – маленький пост, но и тот не могли выдержать как следует, и то воздержания не хватало.
Вот эта школа духовная, она всем нам здесь дана, чтобы мы здесь из этого извлекали пользу. Потому что из всего можно извлечь пользу духовную. Из всего! Поэтому святые отцы, они как раз и обращают внимание наше на то, что Господь говорил притчами. Притчи – это что? Это образное такое, духовное поучение.
Вот дается пример зерна, птиц, там, сорняков, пшеницы. Все эти образы даются для того, чтобы от них восходить к духовному. Вот сейчас окно приоткрыли. Ветер дует, – и моментально сгорают свечки. Вон там, на дальнем подсвечнике, еще горят свечки, а здесь, около самого окна, их почти уже нету. Они – все уже: быстро сгорели.
…Быстро сгорели! Кстати, это вот символ жизни человеческой. Помните первый псалом Давида? «Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, его же возметает ветр от лица земли».
Вот этот ветер, эти «бури». И вот почему «бури душевные», «бури житейские», как они именуются. Вот этот ветер, он сжигает. И быстро.
Видите как?! Быстро все это исчезает.
И действительно: сейчас смерти-то быстрые!
Быстро сгорают – именно сгорают! – люди. Потому что как раз этот «ветер», он дует-дует-дует, разжигает. «Из искры возгорится пламя», – знаете такое выражение? Вот эти «искры» греховные ветер и разжигает. А когда пожар идет быстро, знаете? Именно когда ветер! Если ветра нет, то в одном месте горит, а в другом, может, и не тронет. А ветер все зажигает. Вот эти «ветры житейские», – эти всевозможные «моды»: а вот сейчас все то-то, то-то и то-то, «течения» всевозможные, – эти «ветры» создаются мiром именно для того, чтобы сгорал человек.
И часто он сгорает – несчастная молодежь! – от наркомании, от пьянства, от курения. Именно сгорает прямо, губит себя.
А самое главное, что они ж и не живут. Это – не жизнь. Что ж за жизнь – во временном этом во всем?! В угаре этом, пьяном или наркотическом?! Они ж не живут, они существуют просто.
Они лишь существуют: у них нет и потомства-то нормального, и жизни-то нормальной нету.
Но потом каждый даст отчет о том, как он здесь прожил. Вот как студенты: одни учатся, другие не учатся. Но потом подходят зачеты, экзамены, и оказывается, не готов! А все уже, некогда, время истекло! Так вот с людьми, которые прожигали так жизнь. А потом схватились, но поздно: она уже почти прожита. А что ж теперь делать? Как исправить? Как, с чего начинать?! И вот это состояние, действительно, растерянности, то есть такого вот непонимания, что нужно делать. А нужно делать что?
Нужно идти в храм Божий. Нужно к вере обращаться, потому что здесь сокровищница, – все сокровища духовной жизни.
Но вся беда в том, что к истине-то мало кто особенно стремится, а все вот к этому временному, житейскому. И главное, что мiр ведь все время показывает, обнаруживает, что в нем все непрочно, неустойчиво, фальшивое все такое. Но нет – все же туда именно лезут. А здесь, в храме, – единицы. Что здесь, в церкви, – много ли народу? Из всего количества людей это капля, увы…
И удивительно, что в одном только духовном каждый заново начинает «велосипед изобретать», как говорится. Едва сподобился дверь в храм открыть, и уже: я сам! Безумие!
Ведь во всем остальном мы пользуемся тем, что до нас достигнуто. Мы живем в жилищах, мы пользуемся достижениями техники, одеждой. Все это то, что до нас создано. Никто из нас не собирается математику заново сам основывать, так же, как и физику, химию, там. Никто не собирается другие вещи, которыми мы пользуемся или знаем, заново изобретать. Мы пользуемся везде тем, что до нас достигнуто. В одной только духовной области не хотят этого.
Святитель Феофан говорил, что в конце будет, – что ни голова, то своя вера. И вот что ни голова, то – «свое». Отсюда и понятие «автономная нравственность». Конечно, много не наизобретаешь. Да изобретения тут и нету, просто обезьянничанье одно. Нового ничего не придумаешь, да и не придумываем. А получается очень печально, потому что каждый начинает свои «законы» создавать. Не как Господом заповедано, а «как он считает». Ну, некоторые находят себе еще тех, кто с ними соглашается.
Не соглашаются только, к несчастью, с одними святыми отцами: все тщатся «свое».
…Сейчас беда, что против пятой заповеди, заповеди почитания старших, восстал весь мiр. Весь мiр восстал! Давно это уже: эта «обезьянья» гипотеза, которую до сих пор преподают в школах, она ведь основана-то на отвержении пятой заповеди. По ней ведь что получается? Предки, чем раньше во времени, тем ближе к обезьяне. Тем, значит, глупее.
И вообще «недоразвитые животные». Чего ж тогда их слушать?! Поэтому действительно и такое презрительное иногда выражение среди молодежи: «предки». То есть что уж там от них можно почерпнуть?! И действительно, вот это отношение такое. Почему сейчас ни старших не слушают, ни учителей?
Больше того, сейчас везде так и на работе-то: принято считать, что управлять, принимать ответственные решения должны именно молодые. Что будет со всей жизнью? Это будет крах. Будет крах и придет антихрист. Потому что грех этот, он достигнет такого размера, что уже полностью каждый будет только «свое».
…И то и дело слышишь по отношению к людям, которые уже прожили значительно больше: «Вы не понимаете нас!» Имеется в виду, что «старики» не понимают молодежь. Они-то понимают. Но молодежь, – нет, чтоб воспользоваться опытом родителей, дедов, старших поколений, – нет: каждый хочет «свое». Но это же наивно! Это наивно, потому что когда еще ты до этого дорастешь-то, до того же, до чего доросли твои родители? И дорастешь ли еще?
Уцелеешь ли, точнее? Теперь только мне стала понятна та проблема, которую когда-то Тургенев поставил, – отцы и дети. А еще: «отцы, и дети, и деды». То есть вот тут еще ступенька одна, – и уж тут совсем полный разрыв.
Вот поэтому только Церковь нас и учит. И здесь только у нас, – в Священном Писании, в Евангелии, в творениях святых отцев, – можно почерпнуть то, что истинно необходимо для жизни.
…Прости нас, Господи! Мы часто как раз не исполняем заповедей Божиих и даже не задумываемся над этим. Поэтому-то и не дает нам Господь разумения. И наши муки, и наши все страдания, какие есть, они связаны именно с грехом. То есть или со своими грехами, или чужими. Прости нас, Господи! Гордыней согрешаем, а через гордыню и самомнением, тщеславием.
Все время себя несчастными считаем. А на самом деле просто, как сказано в Писании, «строптивым пути посылаются стропотные» и «пути ленивых постланы тернием» (Притч.,15,19). Так это и есть. Все это так, и это все совершается. А мы еще и ропщем на это, сваливаем вину чуть ли не на Бога!
Это я как-то услышал такую интересную как бы притчу. Вот одни дрались-дрались, а потом: «Бог, что ж Ты допускаешь, что мы деремся?!» А сверху голос: «А вы-то зачем деретесь?!» И это самое печальное, что человек все время ищет вину в ком-то, чем-то, где-то, – только не в себе. Хотя в действительности дело все в нас самих. «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
А около нас-то – только одна суета. Прости, Господи!
Согрешаем, конечно, самооправданием, а поэтому вот и осуждением других. И оклеветанием, и неправдоглаголанием, и ложью. И празднословием. Согрешаем нарушением постов, нехранением постных дней, невоздержанием в пище, питии, лакомством. Винопитием тоже некоторые увлекаются, не говоря уж о табакокурении, всякой такой заразе.
Согрешаем привязанностью к земным благам. Мне как-то пришлось слышать – меня поразило! – от юноши одного. Что-то мы с ним беседовали, и он говорит: «Ну, вы знаете, у меня условия невыносимые!» Я спрашиваю: «А что же это за такие невыносимые условия?» – «У меня даже душа нет!» – отвечает. Я говорю: «Простите, у нас и туалет еще на улице», – тогда так у меня было. То есть теперь это уже «невыносимые» условия, когда просто душа нету. Веками люди жили в простых избах. Раньше «невыносимые условия» – это когда на улице приходилось жить. А если была крыша над головой и стены, – это нормальная была жизнь. И жили в общих квартирах, по нескольку семей. А теперь одна семья в отдельной квартире не может ужиться. И что же это такое? Во что превратились люди?! Стыдно просто!
Прости, Господи, нашу привязанность к земным благам, и недовольство, и зависть!
Согрешаем не только неблагодарностью Богу за Его великие бесчисленные благодеяния и всеблагое Промышление, но еще и ропотом!
Прости нас, Господи! Согрешаем всеми своими чувствами, душевными и телесными.
Читайте также:
Протоиерей Валериан Кречетов
Самое важное — понять, что ты грешен. Самая тяжкая греховность заключается в том, что человек не сознает свою греховность. А уж бездна греха — это когда человек упорствует в своей греховности, говорит: «Что я такого сделал?»
Протоиерей Валериан Кречетов
Только сели, уже пора выходит. Досифей спрашивает: – А есть-то будем? – Так ведь уже поели. – Как поели?! Это же только закуска была! – Я же тебе говорил, не сможешь. Ну ладно, ешь, но не объедайся. Раздели свою привычную порцию на восемь частей, семь съедай, а восьмую оставляй.
О том, как жить верующему христианину в условиях противоречивой изменчивой действительности, мы беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове.
Земная жизнь — тяжесть и наказание?
Изгнание из рая. Наталья Гончарова. Начало XX века
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить ответ. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел очередной непростой вопрос.
Письмо в редакцию
Мы попросили ответить на это письмо постоянного автора «Фомы» Александра Ткаченко.
Наверное, очень многие люди, отвечая на этот вопрос лишь обескураженно покрутят головой. Уж очень непохожи тяготы нашего бытия на райское блаженство. Но почему же тогда Библия говорит о продлении земной жизни человека как о благе, которым Бог награждает праведников? А если земная жизнь действительно — благо, тогда почему об умершем человеке принято говорить «ему теперь лучше, чем нам», «наконец, он вернулся домой» или даже «отмучился»? Ответить на эти вопросы с христианской точки зрения вряд ли возможно без небольшого экскурса в Священную историю.
Как на Земле все стало так мучительно.
Библия говорит о том, что сотворенный человек был помещен в райский сад не просто для блаженного безделья, но — с вполне определенной целью: И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт 2:15). Но что же такое рай и чем райский сад отличался от всей остальной земли?
Говоря совсем просто, рай — это место особого присутствия Божия на земле. В раю человек мог общаться с Богом, слышать Его и отвечать Ему столь же легко и непосредственно, как сейчас мы общаемся друг с другом. Но обусловлена эта возможность богообщения была не только местом, но и самим состоянием человеческой природы, еще не поврежденной грехопадением.
Человек был сотворен как бы неким мостиком между двумя мирами — духовным и материальным. Он был создан духовным существом, но при этом обладал материальным телом. Правда, это тело было совсем не таким, каким мы знаем его сегодня. Вот как описывает его святитель Иоанн Златоуст:
«То тело не было такое смертное и тленное. Но как светло блестит золотая статуя, только что вышедшая из горнила, так и тело то было свободным от всякого тления, его ни труд не тяготил, ни пот не изнурял, ни заботы не мучили, ни скорби не осаждали, и никакое подобное страдание не удручало».
А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о еще более удивительных возможностях тела первозданного человека: «Облеченный в такое тело, с такими органами чувств, человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам. Святое тело человека не служило для сего препятствием, не отделяло человека от мира духов».
Способный к богообщению, человек мог возвещать волю Бога всему материальному миру, над которым он получил от Бога огромную власть. И в то же время только он один мог предстоять от лица этого мира перед его Творцом.
Человек был создан как царь или, точнее говоря, наместник Бога на Земле. Поселив его в прекрасном саду, Бог дал ему заповедь — хранить и возделывать этот сад. В сочетании с благословением плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю это означало, что со временем человеку предстояло сделать райским садом весь мир.
Для этого он получил широчайшие полномочия и возможности. Весь мир с радостью повиновался ему. Дикие звери не могли причинить ему вреда, болезнетворные микроорганизмы не вызывали в нем болезней, огонь не мог обжечь, вода не могла утопить, земля не могла поглотить его в своих пропастях. Лишь одну заповедь, ограничивающую его возможности, получил человек в раю от Бога — не есть плодов с древа познания добра и зла: …И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:16–17). Конечно же, Бог не хотел смерти человеку и не угрожал ему в этой заповеди убийством за ее нарушение. По смыслу она скорее была подобна табличке с надписью «Не влезай — убьет!» на современных высоковольтных линиях электропередач. Бог заботливо предупреждал человека о смертельно опасных последствиях некоего действия.
Нарушив по подсказке сатаны заповедь о невкушении плодов с древа познания добра и зла, человек, по сути, совершил предательство по отношению к Богу, переступил некую грань в отношении к своему Создателю, и для любви за этой гранью места уже не оставалось.
Человек как бы сказал Богу: «Ты говоришь, „не вкушай этих плодов, потому что умрешь“? Я Тебе не верю. Сатана говорит, что, вкусив их, я стану во всем равен Тебе. А значит, смогу жить без Тебя».
Изгонять из Рая такого несчастного, умирающего, отвергшего любовь Божию человека не было особой нужды — ему и самому стало там неуютно. Ведь в сущности, как мы уже говорили, рай — это место особого, максимального присутствия Бога в сотворенном мире. Но что же было делать в таком благодатном месте тому, кто стал тяготиться общением с Богом и пытался спрятаться от Него между райскими деревьями? Бог выслал первых людей из Едемского сада, потому что оставаться там далее стало мучительно для них самих.
…и как на Землю вернулась надежда
Итак, с этим вопросом вроде бы все ясно: после изгнания из рая люди оказались в месте наказания. Которое можно считать раем только по недоразумению. Но отпадение человека от Бога не было полным, иначе человек просто прекратил бы свое существование. Какие-то искорки божественного тепла продолжали сохраняться в его душе. Незримые нити божественных энергий поддерживали его бытие в этом мире, который из-за его предательства так и не стал раем. Поэтому человеку были доступны и любовь, и милосердие, и великодушие. Правда, в падшей человеческой природе они оказались перемешаны с завистью, жадностью, ненавистью. Но там, где люди следовали заповедям Божьим, в их жизни постепенно начинало сиять добро, они любили друг друга, не завидовали, не собирали обиды, не отнимали друг у друга имущество, помогали и поддерживали тех, кому было тяжело, радовались своим и чужим успехам. И такая жизнь на земле, конечно же, была для них благом. Поэтому неудивительно, что Библия многократно говорит о долготе дней праведника как о его награде. Ровно так же можно было бы говорить и о долготе дней грешника как о тягостном наказании. Ведь даже богатство, власть и все другие атрибуты земного могущества не смогут сделать своего обладателя счастливым, если в сердце у него будут гнездиться плоды греха — ненасытная алчность, неутолимая зависть, неугасимая злоба.
Внешне, казалось бы, ничего не изменилось. Люди точно так же продолжали умирать и после воскресения Христова. Однако посмертное их существование приобрело качественно новый характер.
Раньше отпавшие от Бога люди и после разделения души с телом оставались без общения с Богом. Напомню, кстати: вера в то, что со смертью существование человеческой личности не кончается, была практически у всех древних народов и культур. Но посмертное существование там воспринималось как какая-то неполнота, обитание в мире теней (или, как говорит об этом Христос, — во тьме внешней, то есть находящейся вне Бога и света Его благодати). Отныне же всех, кто хотел после своей смерти быть с Богом, там, за гранью земной жизни, встречает Христос.
И отнюдь не случайно первым человеком, вернувшимся в утерянный рай, оказался разбойник, распятый на кресте рядом с Иисусом. Он не был праведником, и потому не уповал на свои добрые дела, которых не имел. Единственной его надеждой была милость Иисуса, о которой он и попросил Его смиренно: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Мф 23:42). Вот это смирение и оказалось главным благом, которое он сумел собрать в этой жизни, вопреки всем своим преступлениям и нарушению законов как божественных, так и человеческих.
Не совокупность добрых дел спасает, а Христос. Как это ни странно прозвучит, но добрые дела сами по себе могут даже погубить человека, если заслонят собою Христа. Ну в самом деле — зачем нужен Спаситель тому, кто и сам достаточно хорош по делам своим?
Вот поэтому и ввел Господь в рай первым не какого-нибудь выдающегося исполнителя ветхозаветного закона, а распятого на кресте разбойника, оценившего финал своей земной жизни трагичной фразой: достойное по делам нашим приняли (Мф 23:40), но при этом не потерявшего надежды на милосердие Божие. Преподобный Исаак Сирин писал: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению, и если не будет такового, то напрасны все труды и все добродетели».
Так прятаться от жизни или жить?
Земля не рай. Но именно здесь изгнанный из рая человек может обрести главное благо как земной, так и загробной жизни — смирение. И тут возникает новый вопрос — как же приобретается это благо? Здесь у верующих людей можно встретить две позиции, очень сильно отличающиеся друг от друга.
Одну из них можно описать примерно так. «Земля — территория изгнания, юдоль скорби. Поэтому будем скорбеть, совершать поменьше телодвижений, чтобы не согрешить ненароком, и терпеливо ждать, когда Господь заберет нас отсюда в лучший мир».
Другая позиция выглядит следующим образом: «Да, земля — территория изгнания. Но Иисус пришел сюда и не прятался от мира, ходил среди людей, помогал им, лечил их, проповедовал им Царство Небесное. Поэтому мы будем делать то же самое в меру своих сил и полученных от Него даров».
Любому, кто хотя бы однажды прочел Евангелие, очевидно, что именно второй вариант соответствует заповедям Христовым. Забившись в самый дальний угол и ожидая, когда же закончится эта тягостная и мучительная земная жизнь, странно было бы рассчитывать на какие-либо бонусы от Того, Кто говорил Своим ученикам: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:13–16).
Христианин — тот, кто живет и действует в мире среди людей, а не тот, кто спрятался от них в виртуальном окопе, надеясь как-нибудь переждать этот ужасный промежуток времени между своим рождением и смертью.
Жизнь по заповедям непременно предполагает взаимодействие с другими людьми: просящему — дай, ругающего тебя — благословляй, жаждущего — напои, голодного — угости, больных и заключенных — проведай, принеси им еду, одежду, лекарства, поддержи добрым словом. Ну а самое главное — говори людям о Христе, о Царстве Небесном, приводи ко Христу все новых и новых людей. Созидай Церковь Божью. Потому что именно ради этого Христос и приходил на землю — собрать рассеянных чад Божьих воедино.
Соль земли — это ведь не просто про вкусовые качества. Во времена Евангелия соль была самым доступным консервантом, позволяющим сохранять продукты на длительное время в жарком климате Средиземноморья. Называя своих учеников солью земли, Иисус имел в виду, что именно они своей проповедью должны пропитывать все народы, сохраняя их от греховной порчи.
В более узком смысле каждый христианин призван свидетельствовать о Христе уже самой своей жизнью. Ведь не каждый из нас получил дар учительства и проповеди. А вот благодать Святого Духа получили через крещение и миропомазание все христиане. Именно благодаря этой полученной силе христиане могут не грешить там, где все остальные люди предпочитают грех. И этого порой бывает достаточно для того, чтобы свидетельствовать об истине Христовой в местах, куда по воле Божьей мы бываем поставлены. Не ругаться матом там, где все остальные матерятся. Не пьянствовать там, где все привыкли к обильным возлияниям. Не красть там, где воровство для других стало нормой. Это может показаться наивным рассуждением, но иногда людям бывает достаточно даже одного примера честной, праведной жизни, чтобы и свою жизнь хотя бы попытаться изменить в сторону добра.
Там, где укоренилась страшная в своей обыденности формула греха «а что такого, все так делают», христианин может уже самим фактом своего существования засвидетельствовать: нет, так делают не все. И стать в общем греховном мраке огоньком жизни, от которого загорится еще один, и еще, и еще… Это и есть — быть светом миру. Это и означает — быть солью земли, хранить себя и тех, кто рядом, от гнили, которую грех вносит в нашу жизнь.
Но как жить, чтобы не потерять смысл перед лицом страдания и смерти?
Человек с самого момента своего рождения начинает расширять свой опыт. Он постоянно осваивает все новые и новые пространства знаний и навыков. Сначала учится узнавать лицо мамы, ее голос. Потом — есть с ложки. Потом — ходить, говорить, строить дом из кубиков, складывать буквы в слова… Список этот можно продолжать очень долго, потому что внимательный к своей жизни человек учится всю жизнь. Но вот вопрос — к чему все эти знания и навыки, если в финале своей личной истории человек умрет? Пригодятся ли они ему там, куда он попадет после своей смерти? Про весь багаж человеческого опыта сказать что-либо трудно. Но вот эти два качества для него безусловно окажутся необходимы — смирение и умение любить. В сущности, это два аспекта любви: смирение как раз и является способностью признавать свою слабость, просить другого о поддержке, доверять свою жизнь тому, кто тебя любит, верить ему даже там, где тебе очень страшно и больно. Принимать любовь и давать любовь самому — вот важнейшие умения, которым учится человек в своей земной жизни. А это можно сделать только в общении с другими людьми. Поэтому среди христианских подвижников еще с древних времен утвердилась мудрость: «Наше спасение — в ближнем».
Это непростой путь. На нем придется часто терпеть неудачи, испытывать боль и разочарование, сталкиваться со своей и чужой слабостью. Но другого пути в жизнь вечную просто нет. Чтобы самолет смог взлететь, ему нужно набрать на взлетной полосе скорость, достаточную для отрыва от земли. Земная жизнь для христианина подобна такой взлетной полосе: по ней обязательно нужно двигаться в сторону любви к Богу и ближним, набирать скорость, учиться просить у Бога помощи там, где не справляешься сам. Чтобы еще здесь, на земле, почувствовать с радостным изумлением как невидимая сила Божья поддерживает тебя, не дает упасть и бережно направляет к небу.
Наверное, этот опыт богообщения и есть главное благо земной жизни человека, если смотреть на эту жизнь с точки зрения вечности. Однако и все прочие добрые радости дает здесь Бог каждому из нас. Вкусная еда и приятная прохлада воды в жаркий полдень, ласковое солнце и шипящий на песке морской прибой, тишина величественного леса в рассветный час и облака над горными вершинами. Прекрасная музыка, литература, живопись, запечатлевшие в себе красоту и мудрость, открывшуюся их авторам. Радость сильного, устремленного к жизни тела, расцветающая в искрометном танце. Восторг супружеской любви и нежность родительских объятий, светлые воспоминания юности и тихие краски заката жизни. Все это Бог щедро дает нам в этой земной жизни. И эти земные блага христиане тоже принимают с благодарностью, чтут их как дар Божий и пользуются ими как подспорьем в своем движении к благам жизни будущего века, по слову преподобного Серафима Саровского: «Не укоряет Господь Бог за пользование благами земными, ибо и Сам говорит, что по положению нашему в жизни земной, мы всех сих требуем, то есть всего, что успокаивает на земле нашу человеческую жизнь и делает удобным и более легким путь наш к отечеству небесному. На это опираясь, св. апостол Павел сказал, что, по его мнению, нет ничего лучше на свете, как благочестие, соединенное с довольством. И Церковь Святая молится о том, чтобы это было нам даровано Господом Богом; и хотя прискорбия, несчастия и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако же Господь Бог не хотел и не хочет, чтобы мы были только в одних скорбях и напастях, почему и заповедует нам через апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнить закон Христов (Гал 6:2). Господь Иисус Христос лично дает нам заповедь, чтобы мы любили друг друга и, соутешаясь этой взаимной любовью, облегчали себе прискорбный и тесный путь нашего шествования к отечеству небесному».
Подведем итоги
В заключение я предложил бы вернуться к письму Ксении и еще раз, но уже максимально кратко, ответить на основные вопросы из него:
Земная жизнь — место наказания?
Земная жизнь — это ситуация, в которой человек оказался после того, как отпал от Бога и не смог больше находиться рядом с Ним в раю. Райский сад — место, куда Бог поселил сотворенного человека и дал ему заповедь — хранить и возделывать этот сад. Преображая мир за пределами райского сада, человек был призван постепенно превратить в рай всю Землю. Максим Исповедник пишет, что человек должен был «соединить рай и прочую землю святостью своей жизни». Но, отпав от Бога, человек эту святость утратил. И оказался в том самом еще не преображенном мире за пределами рая, но уже лишенный возможности изменять его по образу рая и властвовать над ним во благо для себя и для мира.
Теперь главной целью человека стало элементарное выживание в среде, внезапно оказавшейся для него враждебной. Пока человек не утратил святости, весь мир с радостью повиновался ему. После отпадения человека от Бога мир стал для него пространством постоянной опасности и тяжелого труда.
В чем же при этом благо земной жизни?
Главное благо земной жизни человека — возможность возвращения к Богу, восстановления утраченной связи с Создателем. Отблеск этого высшего блага может открыться человеку во всем, что радует его сердце в этом мире, потому что Бог оставил для отпадшего от Него человека такую возможность: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17:26–28).
Для кого-то Бог открывается через красоту и величие сотворенного мира. Для кого-то — через разумность законов природы. Но ярче всего образ Божий проявлен в человеке, который и был сотворен по этому образу. Поэтому высшим благом в земной жизни человека можно также назвать и навык любви к другим людям, не приобретя которого, человек никогда не сможет возлюбить и Бога.
Обретение рая — это возвращение к Богу, восстановление утраченных в грехопадении любви и доверия к Нему. Но любовь к Богу невозможна без любви к ближним, как об этом пишет апостол Иоанн: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин 4:20–21).
Любые материальные блага в сравнении с этой способностью любить и быть любимым меркнут и обесцениваются. В земной жизни можно обладать колоссальным богатством, иметь огромную власть и при этом оставаться несчастным, одиноким, не имеющим опыта любви и близости человеком. Лишь в опыте любви открывается для человека образ утраченного рая.
Впрочем, Бог и материальные блага дает людям ради их утешения и не осуждает людей за пользование этими благами. Но настоящей ценностью и подлинным благом для человека может стать лишь то, что никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть у него отнято. Деньги, недвижимость, власть — все это любой человек неизбежно оставит здесь, на земле, когда придет его черед умирать. Только любовь к Богу и ближнему останется с ним там, за смертной чертой. И только она способна вернуть человеку потерянный рай.
Что мы имеем в виду, когда, утешая человека, потерявшего близкого, говорим: умершему «там сейчас лучше»?
Земная жизнь для человека — период созревания для жизни вечной. Это сложный и непростой путь, на котором каждого из нас ждут испытания, тяготы, труды и болезни. Как искусный ювелир выжигает в огне все примеси из золота, делая его чистым, так и Бог проводит каждого из нас через эту земную жизнь, помогая избавиться от всего, что мешает нам вернуться в рай. И призывает каждого человека в самый благоприятный для его посмертной участи момент. Каждый из нас умирает либо на пике своего духовного развития, либо когда Бог видит, что дальнейшая жизнь будет изменять его душу только в худшую сторону. Любому человеку Бог желает только блага. И когда мы говорим об умерших «им там сейчас лучше, чем было здесь», то имеем в виду, что их период испытаний здесь закончился. И теперь они получают те блага, к принятию которых смогли приготовить себя на пути своей земной жизни.