для чего грушницкий хочет добиться любви мери

«Княжна Мери»: краткое содержание и анализ

для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Смотреть фото для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Смотреть картинку для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Картинка про для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Фото для чего грушницкий хочет добиться любви мери

Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова: Wikipedia/П. Е. Заболотский

«Княжна Мери» — одна из частей романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Эта глава дает читателю возможность заглянуть в глубины души главного героя Григория Печорина. Каков он на самом деле и способен ли на искреннюю любовь? Узнаете из краткого пересказа повести «Княжна Мери».

«Княжна Мери»: краткое содержание

Одна из последних глав романа о Печорине, написанная в форме личного дневника главного героя, называется «Княжна Мери». «Герой нашего времени» без этой части не раскрыл бы полностью видение автором главной проблемы: она раскрывает читателю истинную сущность главного героя.

Чтобы понять замыслы, которыми руководствовался Лермонтов, «Княжна Мери» обязательна для подробного изучения. Ее краткий пересказ читайте далее.

«Княжна Мери» кратко: завязка истории

Григорий Печорин — молодой образованный офицер, которого отправили служить на Кавказ. После ранения приезжает к лечебным источникам в Пятигорск, где встречает давнего сослуживца Грушницкого — злопамятного и лукавого юнкера.

В Пятигорске отдыхают Лиговские — княгиня и ее дочь Мери. Девушка сразу очаровывает Грушницкого, и тот ищет возможность познакомиться с ней. Но молодая княжна не спешит заводить дружбу с юнкером.

Печорин же, наоборот, открыто избегает встречи с Лиговскими, чем вызывает их интерес. Об этом говорит его новый пятигорский приятель — доктор Вернер.

Печорину скучно. Чтобы добавить немного интриги в свою провинциальную жизнь, он решает покорить сердце княжны. Тот факт, что влюбленный Грушницкий начнет ревновать, лишь добавляет интерес. Печорин узнает от Вернера, что в доме Лиговских гостит больная родственница. В ее описании он узнает свою давнюю любовницу Веру — замужнюю даму, которая искренне его любила.

Встретившись с Верой, Печорин вспоминает давно забытые чувства. Влюбленные хотят видеться чаще, для этого придумывают план. Чтобы не вызывать подозрений, Печорину нужно начать ухаживать за Мери, и тогда он сможет чаще бывать в доме Лиговских.

Краткое содержание: княжна Мери влюбляется в Печорина

Однажды на балу Печорин защищает княжну от ухаживаний подвыпившего офицера. В благодарность Мери приглашает его на прием. Печорин держится с девушкой очень холодно — таков его план по завоеванию ее сердца. И он срабатывает: Мери злится и не может перестать думать о молодом офицере.

для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Смотреть фото для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Смотреть картинку для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Картинка про для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Фото для чего грушницкий хочет добиться любви мери

Печорин и княжна Мери, иллюстрация к «Герою нашего времени»: Wikipedia/В. А. Поляков

Увлечение княжны замечает Грушницкий, от которого Мери отстраняется. В юнкере взыграла ревность, он открыто избегает Печорина. Ревнует и Вера: она берет с возлюбленного обещание не жениться на княжне.

Во время прогулки Мери признается Печорину в любви, но не видит взаимности. Увидев равнодушие офицера, княжна убегает к себе, а Печорин гордится победой.

Тем временем по городу понеслись слухи, что Печорин хочет взять Мери в жены. Офицер их опровергает, продолжает видеться с Верой. Однажды, когда весь город пошел на выступление фокусника, она приглашает возлюбленного к себе. Спускаясь ночью с балкона, Печорин замечает в окне Мери, которая тоже не пошла на представление.

Спустившись, Григорий пересекается с офицерами и Грушницким. Они делают вид, что не узнали Печорина. Однако на следующий день Грушницкий рассказывает всем, что ночью тот побывал в спальне Мери.

«Княжна Мери» в сокращении: дуэль

Оскорбленный Григорий вызывает Грушницкого на дуэль. Зная об уловке с пистолетами, просит Вернера быть его секундантом. Во время дуэли Печорин предлагает стреляться на краю обрыва, чтобы любое ранение было фатальным. Сделать первый выстрел выпало Грушницкому, и он ранит Григория в ногу.

Узнав о дуэли, Вера признается мужу в чувствах к другому, и тот увозит ее из Пятигорска. Григорий получает от нее прощальную записку и понимает, что дорожит только ею, пытается догнать ее, но безуспешно.

Печорина снова переводят на службу на Кавказ, в этот раз в крепость. Перед отъездом он заходит к Лиговским. Княгиня благодарит его за спасенную репутацию дочери. Григорий просит о личном разговоре с Мери и признается, что никогда ее не любил и лишь смеялся над ней. «Я вас ненавижу», — отвечает княжна, после чего Печорин покидает город.

для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Смотреть фото для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Смотреть картинку для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Картинка про для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Фото для чего грушницкий хочет добиться любви мери

«Дуэль Печорина с Грушницким»: Wikipedia/М. А. Врубель

«Княжна Мери»: анализ произведения

«Княжна Мери» могла бы быть типичной светской повестью. В центре внимания автора — аристократия, их жизнь и ценности. Вот только Лермонтов затронул куда более глубокие темы в повести, и понять их поможет детальный анализ. «Княжна Мери» — часть романа «Герой нашего времени», ее разбор невозможен без анализа произведения целиком.

«Герой нашего времени»: история написания, композиция, жанр

Идею для романа Лермонтов вынашивал долго. Известно, что на написание автора вдохновил «Евгений Онегин» Пушкина. После прочтения Лермонтов находился под таким впечатлением, что захотел создать нечто похожее — роман, который поразит современников и утвердит его как писателя:

«Герой нашего времени»: жанр, композиция

Побывав в ссылке на Кавказе и увидев жизнь горцев, Лермонтов определил сюжет и замысел романа. Композиционно «Герой нашего времени» — череда хронологически не связанных повестей. Кроме предисловия, в роман вошли такие главы:

Некоторые повести опубликованы еще до издания романа целиком. Но глава «Княжна Мери» впервые вышла уже во время публикации всего романа — в 1840 году.

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман. Автор глубоко раскрыл внутренний мир главных героев, в особенности Печорина. Лермонтов не зря расставил повести не в хронологическом порядке: повествование следует так, чтобы читатель постепенно открывал разные грани души Печорина.

В то же время каждая глава романа уникальна по своему жанру. В частности, «Княжна Мери» — это повесть в форме дневника.

для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Смотреть фото для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Смотреть картинку для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Картинка про для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Фото для чего грушницкий хочет добиться любви мери

Титульная страница первого издания «Героя нашего времени», 1840: Wikipedia/Типография Ильи Глазунова

Проблематика и герои повести «Княжна Мери»

«Герой нашего времени», как и «Евгений Онегин», относится к эпохе романтизма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что затронутые Лермонтовым и Пушкиным проблемы во многом совпадают:

Любовь и равнодушие, искренность и лицемерие

Сюжет анализируемой повести повествует о любовной драме, а образ княжны Мери помогает почувствовать ее глубже:

Автор нарочно не показывает, как сложилась дальнейшая судьба девушки. Возможно, она, как и Татьяна Ларина, навсегда останется с разбитым сердцем. Или, наоборот, извлечет ценный урок и будет дарить любовь тем, кто действительно этого заслуживает.

Природу любви Лермонтов раскрывает через другого персонажа — Веру. Только она видела все достоинства и недостатки Печорина, принимала его таким, каков он есть. Главный герой поздно понимает это, хотя именно Вера могла изменить его и сделать счастливым.

Проблема «лишнего человека»

Как и Онегин, Печорин — человек умный и дальновидный, выделяющийся из своего общества. Эти черты приводят к тому, что оба героя разочаровываются в окружающих и жизни в целом. Они не видят смысла в стремлениях или живых чувствах, да и попросту не способны на них. Это и делает их «лишними людьми».

Здесь Лермонтов копнул глубже, чем Пушкин, и создал персонажа, который стал олицетворением своего времени. Тогда на смену деятельным декабристам, боровшимся за страну и свои идеалы, пришло апатичное поколение, которое больше не видело смысла в борьбе и своем существовании.

В итоге Печорин, как типичный лишний человек, остается несчастным. Автор намекает читателю: обрести счастье можно, только если найти смысл жизни.

Как видите, в повести «Княжна Мери» Лермонтов раскрывает читателю настоящего Печорина, а с ним и свои основные идеи, важные и в наше время.

для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Смотреть фото для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Смотреть картинку для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Картинка про для чего грушницкий хочет добиться любви мери. Фото для чего грушницкий хочет добиться любви мери

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Почему Печорин затевает интригу с Мери?

Мери — дочь княгини Лиговской и любовный интерес Грушницкого, который является приятелем Григория Печорина, главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Грушницкий — человек достаточно заурядный, ему присуще позерство напыщенность, но несмотря на некую карикатурность его образа, юная девушка влюбляется в него. Но она не понимает, что для привлечения ее внимания Грушницкий использует жалость к себе — достаточно вспомнить сцену у колодца, где юнкер притворно морщится якобы от сильной боли в простреленной ноге и не может сам склониться за упавшим стаканом. Его поднимает прелестная Мери, а Печорин со стороны наблюдает за ситуацией, сразу определяя замысел Грушницкого и внутренне негодуя. Им завладевает желание развлечься и показать Мери настоящую личность ее возлюбленного.

Чувство соперничества и неприязнь Печорина к Грушницкому становится началом основной истории главы и развития отношения Григория с Мери. Он пугает девушку, выскочив на своем скакуне из кустов, привлекает к себе все ее внимание, пусть и в негативном ключе. Это замечает и Грушницкий, указывая на тот факт, что теперь княжна точно не захочет знакомиться с Григорием:

«– Однако признайся, ты раскаиваешься.

– Какой вздор! Если я захочу, то завтра же буду вечером у княгини…

– Даже, чтоб тебе сделать удовольствие, стану волочиться за княжной…

– Да, если она захочет говорить с тобой…

– Я подожду только той минуты, когда твой разговор ей наскучит… Прощай. »

Таким образом, Печорин добивался любви Мери не потому, что сам страдал от влюбленности в княжну, а потому, что не смог устоять перед желанием потешить собственное самолюбие и выиграть у Грушницкого. Сначала он заставил девушку ненавидеть себя, а после сумел стать для нее героем и возлюбленным. Чувства Мери были настолько сильны в силу возраста, наивности и обстоятельств, что заглушили все остальные. Но сам Печорин так и остался холоден, не сумев ответить девушке взаимностью. Как и Бэла, Мери стала для него заветным трофеем, но не смогла растопить его ледяное сердце.

Статьи в тему:

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Источник

Образ и характеристика Грушницкого — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Портрет Грушницкого: имя, возраст, воинское звание, описание внешности

Автор не сообщает, как звали Грушницкого, поскольку этот герой представлен в главе «Княжна Мери», которая является частью дневника Печорина. В ней он называется так, как его называет автор дневника, то есть по фамилии.

Сколько Грушницкому лет тоже неизвестно, Печорин считает, что едва ли 21 год, хотя выглядит он лет на 25. Он черноволос, смугл, хорошо сложен.

«Грушницкий — юнкер», то есть солдат из дворян. На службе он только год, но у него уже есть орден — «георгиевский солдатский крестик». Свою толстую серую солдатскую шинель Грушницкий носит с особым франтовством, носит её гордо, так как хочет предстать перед окружающими существом, обречённым «каким-то тайным страданиям». Поэтому княжна Мери подумала, что он разжалован в солдаты за дуэль и в её глазах он стал романтическим героем.

Характер и поступки

Этот герой самолюбив. Печорин отмечает, что, разговаривая, юнкер не слушает собеседника, не отвечает на его возражения, а говорит, закидывая собеседника словами. Он «занимался целую жизнь одним собою». Цель жизни Грушницкого, по мнению Печорина, «сделаться героем романа». Он старался уверить окружающих в том, что он человек с возвышенными чувствами, герой и страдалец.

Самодовольство Грушницкого проявилось в том, что он не улавливает иронию Печорина, когда тот говорит, что солдатская шинель делает его героем в глазах чувствительных барышень, и уверяет, что княжна Мери влюблена в него. Когда он был произведён в офицеры и явился к Печорину в армейском пехотном мундире, на его лице было написано самодовольство, а походка была гордой. Самодовольство этого героя проявляется и в том, что он, говоря с Печориным, называет Мери «моя княжна». Грушницкий хочет добиться любви княжны Мери тоже, скорее всего, из-за своего самолюбия и самодовольства.

Печорин отмечает, что этот человек не знает и не понимает других людей, не вникает в причины их поступков, так как занят только собой.

Отношения Печорина и Грушницкого

Эти люди познакомились в действующем отряде, затем встретились в Пятигорске, куда юнкер приехал лечить раненую ногу. Наружно они были в дружеских отношениях, но не любили друг друга:

Печорин относится к Грушницкому снисходительно, с иронией. Он характеризует его как романтического фанатика, желающего стать героем романа. Характер Грушницкого был неприятен Печорину из-за того, что юнкеру было присуще такое качество как фразёрство и показная храбрость («он в деле махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза»).

Конфликт между ними начался с того, что Грушницкий обиделся на приятеля, сказавшего при княжне Мери, что он стал в мундире моложавее, хотя знал, что тот хочет казаться немолодым человеком. Ещё больше он обиделся, когда узнал, что Печорин будет танцевать мазурку с Мери. Дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной, когда Грушницкий рассказал своим приятелям, что Печорин ночью посещал княжну Мери.

Таким образом, причина дуэли Печорина и Грушницкого — обострение их конфликта, о котором можно рассказать в нескольких словах:

Вывод

Образ Грушницкого, человека заурядного, всеми силами старавшегося выглядеть романтиком, необычным человеком, помогает понять незаурядность личности главного героя романа.

Характеристика образа Грушницкого, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Зачем Печорин добивался любви Мери? – сочинение на тему

М. Ю. Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» до конца не объясняет, зачем Печорин добивался любви Мери. Есть несколько причин, каждая из которых – явление самостоятельное.

Скука

Главная причина, почему главный герой начинает ухаживать за светской красавицей Мери, заключается в том, что Печорину было скучно находиться в обществе. Он ищет новые и новые приключения, эмоции и ощущения, которые помогли бы ему обрести себя в жизни. Княжна Мери не вызывает у героя искренних чувств, он и сам не понимает, зачем он начал свою игру: «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?»

Спор с Грушницким

Сложные взаимоотношения Печорина с Грушницким делают любовную линию главного героя и княжны Мери еще более трагичной. Желая потешить собственное достоинство и доказать Грушницкому, что он не достоин Мери, Печорин ставит задачу влюбить в себя княжну, тем самым позлить своего знакомого.

Отношения с Верой

С приездом Веры на Кавказ Григорий Печорин ставит перед собой цель: «волочиться» за княжной Мери, чтобы отвести глаз окружающих от его взаимоотношений с замужней Верой, которую он когда-то любил.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Как Печорин добивается любви Мери», раскроет основные причины, по которым главный герой начинает ухаживать за светской красавицей Мери.

Источник

Бэла, Мери и Вера

о женщинах в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Много сказано и написано о главном герое романа Лермонтова – Григории Александровиче Печорине. Некоторые исследователи (как, к примеру, Набоков) не считают женские образы этого произведения интересными. Но на самом деле именно в отношениях с женщинами раскрывается образ Печорина – во всей своей полноте и досказанности, если такое возможно (а он ведь и сам понимает себя не до конца). Самым удачным персонажем «Героя нашего времени» я считаю Грушницкого – это шедевр сатиры Лермонтова, одно высказывание его чего стоит: «Он мне сам говорил, что причина, побудившая его вступить в К. полк, останется вечною тайною между им и небесами». Но статья моя не о нем (его патетические высказывания в духе пародии на Шиллера и так говорят сами за себя), поэтому больше я отвлекаться на его личность не буду.

Что касается разочарованности в жизни, байронизма, скуки, депрессии, потери интереса ко всему – есть люди, которые действительно это ощущают (это даже можно назвать болезнью – нехваткой полезных веществ в организме, как сказали бы современные врачи, можно назвать ПОДЛИННОЙ неприкаянностью, когда люди и, правда, не могут найти смысл в жизни). А есть те, у кого это – «байроническая поза», рисовка, им кажется, что такая мина их очень украшает. И к таким героям относятся, как говорится в романе, многие из светских персон (наподобие Грушницкого).

Разумеется, ставить знак абсолютного равенства между Печориным и Лермонтовым было бы не верно, но и отрицать их сходство, уверять, что они чуть ли не противоположности – это другая крайность. Когда я читаю Пушкина, у меня не возникает ощущения, что он имеет в виду себя, у него это действительно – некие персонажи, а он выступает в лице исключительно объективного автора (от третьего лица он пишет или от первого – в любом случае). Когда читаешь Лермонтова, ощущение, что автор пишет о себе, возникает часто, не только в случае с Печориным. У него произведения в большей мере окрашены своим «я». Возможно, это особенность моего субъективного восприятия этих писателей, я его не навязываю никому.

Бэла – казалось бы, восточная женщина, покорная, покладистая… Это стереотип восприятия. Но все не так просто. В ее характере присутствует определенная кастовость (она называет себя княжеской дочерью, бросая вызов Печорину), она долго сопротивляется ему, как дикарка. Несмотря на то, что Бэла испытывает к нему чувство, она считает нужным его подавить – так ее воспитали. Он – человек не ее народа, не ее религии, не ее уклада. А она любит и родину, и среду обитания. Для Печорина задача завоевания этой «строптивой» становится вопросом принципа, ему важно утвердить свое превосходство, добиться такой власти над ней, чтобы все отступило – религия, привычки, понятия… И, в конце концов, сопротивление ее сломлено – его умелой тактикой. Он находит к ней очень правильный подход – говоря о том, что в любой момент даст ей свободу, уедет навсегда… (И сама Максим Максимыч, рассказчик не знает, хитрость ли это, тактика или искренние порывы.) Бэла становится доверчивой как дитя – и ее бесхитростность сначала обезоруживает Печорина, а потом… надоедает ему.

Преодолевать уже нечего, теперь надо жить день за днем с этим милым, с его точки зрения, полудиким созданием, с которым им и говорить-то не о чем, только обмениваться время от времени ласковыми словами… Первая вспышка страсти может погаснуть достаточно быстро, приесться… а дальше-то что? Нет у него отеческого инстинкта (как у Максима Максимыча) для того, чтобы умиляться любой шалости этой еще совсем девчушки и любоваться ее наивностью. Или выслушивать – утешать… (Если в данной ситуации отделить Печорина от Лермонтова, то объективно надо признать: раз писатель так убедительно изложил точку зрения Максима Максимыча и показал его по-человечески теплую интонацию, значит, эти черты характера были ему самому, в отличие от Печорина, не чужды.)

Я не знаю, перед какой из своих женщин Печорин виноват в большей мере. Но думаю, что разрыв со своим народом и религией в то время мог обернуться несмываемым позором – ее заклеймили бы и, возможно, убили. (И сейчас узнаешь иной раз о таких историях!) Так что, когда Максим Максимыч говорит о том, что Бэле лучше было умереть (иначе что бы ее ждало от своих соплеменников?!), это чистая правда. Конечно, Печорин не отдал бы ее на растерзание, но она сама из гордости могла бы порвать с ним (и уже заводила такие разговоры, почувствовав его охлаждение), сбежать. что-нибудь с собой сделать… А она была отчаянной натурой.

Я думаю, в глубине души Печорин корил себя за исход этой истории (когда Бэлу из мести ранил Казбич, и она два дня умирала на его глазах) и отчасти по этой причине ему тяжело потом стало встречаться как ни в чем не бывало и вести себя по-приятельски с Максимом Максимычем, а тот это принял за высокомерие.

Княжна Мери задела самолюбие Печорина своим равнодушием, явным предпочтением Грушницкого. Печорин стал наводить о ней справки и, чем больше он узнавал о положении в обществе, образованности («читала Байрона по-английски и знает алгебру»), довольно высоком мнении о себе этой девицы, тем интереснее вырисовывалась в его воображении задача – победить ее, подчинить себе целиком и полностью. И он со всем азартом принялся приводить в жизнь свой план. Печорин понимал, что именно равнодушие раззадорит ее как ничто другое, он быстро понял, как найти к ней подход: «Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять его вполне; ты должен тревожить ее тревожить ежеминутно…» Если бы он стал изображать страдания юного Вертера, он ей бы мгновенно наскучил (как ей быстро наскучил Грушницкий). Надо было надеть маску искушенного светского человека, которого не так-то просто очаровать. Этакого пресыщенного Евгения Онегина. Роль «разочарованного в любви» он стал играть более талантливо, чем это получалось у Грушницкого. Тем более когда к желанию завоевать благосклонность княжны (в характере которой он угадал сочетание неискушенности с самоуверенностью) добавилась и иная цель – использовать Мери как ширму для того, чтобы скрыть от окружающих объект своего подлинного интереса – замужнюю женщину Веру.

Мери чувствует, что Печорин ведет себя непоследовательно (как ей кажется – с ее простой логикой) – то старается ей угодить, то пренебрегает ею. Она, то польщенная, то обиженная, не знает, как это понять – мужчин, играющих в такие игры, она никогда не встречала. Когда ей не по себе, она пытается отдалиться от него и обдумать его поведение, снова с готовностью внимая комплиментам Грушницкого, который нужен ей для поднятия самооценки.

Но самая главное для Печорина в этой истории сформулировано предельно четко: «Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?» Как тут не вспомнить властолюбивую бабушку писателя? Не передалось ли ему это качество, а от него – герою.

И вместе с тем его горчайшее ощущение, что рожден он не для мелких дрязг, а для чего-то лучшего, высшего, тоже искренне абсолютно: «Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»

С Мери ему очень скучно – она предсказуемо реагирует на все его выходки – то верит, то чувствует себя задетой, то теряется… Он будто бы нажимает на невидимые кнопки – и она выдает заранее ему известную реакцию. Она – некий как будто сто лет ему знакомый инструмент, на котором играть – проще простого. И он с виртуозной легкостью экспериментирует, рассуждая таким образом: «С тех пор как поэты пишут и женщины их читают (за что им глубочайшая благодарность), их столько раз называли ангелами, что они в самом деле поверили этому комплименту, забывая, что те же поэты за деньги величали Нерона полубогом…» Он изучал их, постиг их «мелкие слабости» и никаких тайн для него в них больше нет.

Он признает, что если и любил искренне – то только для себя, для собственного удовольствия, и никого не сделал счастливым, потому что не способен был на жертвы ради них. Он не мог пожалеть другого больше, чем себя, полюбить больше, чем себя… Все пересиливало его «я, я, я…»

Но я выскажу здесь свое, конечно же, спорное мнение: несмотря на самобичевание и бездну искренности в Печорине чувствуется и самолюбование некой своей «крутизной», как это сказали бы сейчас наши современники (то есть, я предполагаю, что автор и судит героя, и ЛЮБУЕТСЯ им.). Печорин упивается тем, что кажется гордым, холодным, неуязвимым (одни лестные строчки из письма Веры к нему чего стоят – он и гордый, и таинственный, в его голосе «власть непобедимая», а зло в нем привлекательно и т.п.). И умеет предсказывать поведение чуть ли не всех и каждого.

Та же скука распространяется у него и отчасти на Веру – он в начале повествования то и дело подчеркивает, что чувства его к ней уже притупились, и он чуть ли не одолжение делает, выполняя ту или иную ее просьбу. Когда-то взгляды ее вызывали у него блаженство, теперь и это наскучило. Он даже жалуется на ее ревность – хотя она всего лишь просит не морочить княжне Мери голову, зная его модель поведения с женщинами (он и ее саму мучил «притворной холодностью» и сменами настроения).

Но Вера обладала тонкой интуицией, она ЧУВСТВОВАЛА его, понимала без слов. Он хотел добиться интимных свиданий наедине – и еще и с этой целью использовал княжну Мери, чтобы вызвать ревность у Веры и уговорить ее согласиться на отчаянный поступок: принять его у себя в спальне ночью в отсутствие мужа и прислуги.

Когда Мери узнает правду, она сокрушена… И я не представляю, как она дальше будет относиться к мужчинам. Она все искала интересного человека, но после того, как оказалась в роли подопытного кролика, не предпочтет ли такого, который ей будет понятен, и поведение которого она сама сможет просчитать и предсказать? Вариант – возможно, скучней, но надежней. А от людей роковых и «загадочных» будет шарахаться за версту…

Вера была одновременно человеком практически без иллюзий (это наименее наивная героиня Лермонтова) и умеющим смиряться перед тем, что нельзя преодолеть. Она – не борец, не боец, с ней воевать не надо (она называет себя его добровольной – что важно, а не завоеванной, «рабой»).

На самом деле ему не нужна была ни наивность (она могла бы наскучить), ни дерзость (она провоцировала бы на некий поединок, борьбу). А женщина, которая полностью его поняла бы и приняла – со всеми его недостатками. И видела бы насквозь, при этом не пытаясь исправить, а смиряясь с его натурой.

Печорин прав, когда говорит, что Мери никогда не полюбила бы его так, как Вера. И Бэла по-настоящему его не любила. Эти девушки были очарованы каким-то ими выдуманным образом (каждая – своим в силу особенностей своего воображения), не имея представления о НАСТОЯЩЕМ Печорине. Лишь Вера любила ЕГО.

С Верой он мог обретать покой. Ее смирение, ее светлая неземная печаль была сродни лермонтовскому желанию сравняться с небесными светилами – подняться ввысь к звездам (о чем он пишет в стихах), в «Ангеле» выражен образ, который всегда волновал его:
«Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли».

Для Веры все остальные мужчины, кроме Печорина, были «скучные песни земли». И она выразила это в своем прощальном письме к нему, зная, что неизлечимо больна. И это ощущение могло быть взаимным.

Их с Печориным роднит фатализм, как будто связь между ними мистическая.

Они не ангелы – оба. В мире человеческих понятий и слов. Они способны на обман, совершают ошибки, заходят в тупик, не всегда понимают себя… Но если и есть в них обоих то, что можно назвать катарсисом – внутренним просветлением, то это рождается из взаимной тяги (в этом случае – не только физической).

Поскольку Вера – больной человек и не менее чем Печорин, уставший от жизненных разочарований и невзгод, ее сознание находится как бы уже «за чертой» обыкновенной эмоциональной жизни… Отсюда ее философская отрешенность, ощущение отстраненности от повседневной обыденности – как будто она подводит итог прожитому и готовится распрощаться с последней из своих иллюзий – что Печорин оценит ее: «Но ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву, мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей… и убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было! Но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла».

Не зависящую ни от каких условий! Это – самое главное. Вера не требовала от него даже верности, не просила вообще ничего, не задавала вопросов о его жизни…

Но ей не узнать, какое действие произвело на него это письмо: «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей… И между тем я все скакал, погоняя беспощадно».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *