для чего в древнем египте проводилась мумификация
Как египтяне мумифицировали мёртвых: детальное описание процесса и неизвестные подробности
Весь процесс занимал ровно 70 дней. Порядок действий в основном передавали из уст в уста, так что недавно найденный папирус с «памяткой» — настоящее сокровище для египтологов.
Фото © Getty Images / Shawn Baldwin / Discovery Channel
Это фрагмент папируса, которому три с половиной тысячи лет. До недавнего времени он хранился у частного коллекционера. Несколько лет назад его передали музею Копенгагена. Ещё один кусок того же самого документа (тоже из частной коллекции) теперь хранится в Лувре. Другие части утрачены или, по крайней мере, пока не найдены, но и того, что есть, хватило для докторской диссертации датского египтолога Софи Шедт.
Фрагмент древнеегипетского папируса, в котором описан процесс мумификации. Фото © University of Copenhagen
Она рассказала, что по своему содержанию это медицинский трактат. В основном посвящён кожным заболеваниям и лечению травами. Но есть в нём также весьма любопытные данные по мумификации. К примеру, описан процесс, о котором до сих пор ничего не знали: бальзамирование лица. Ранее египтологи уже находили мумий с лицами, покрытыми отдельной тканью и смолой, и вот теперь выяснилось: оказывается, лицо особо берегли от насекомых и бактерий. Для этого его накрывали куском льняного полотна красного цвета, пропитанного особым снадобьем.
Иллюстрация процесса бальзамирования лица будущей мумии. Фото © University of Copenhagen / Ida Christensen
— Мы получили список ингредиентов этого средства, состоящий в основном из ароматических веществ растительного происхождения и связующих веществ. Из них приготавливается жидкость, которой бальзамировщики обрабатывают кусок красного льняного полотна. Затем красное полотно прикладывают к лицу умершего, чтобы заключить его в защитный кокон из ароматных и антибактериальных веществ. Этот процесс повторялся с четырёхдневным интервалом, — рассказывает исследователь.
Папирус оказался на добрую тысячу лет старше всех известных до сих пор письменных свидетельств о мумификации в Древнем Египте. Софи Шедт сопоставила этот текст с другими историческими источниками и уточнила: процесс длился в общей сложности 70 дней (как и писал Геродот), из них первые 35 дней проходило высушивание останков, почти столько же уходило на обёртывание.
— Текст читается как памятка, он, должно быть, написан для специалистов, которым нужно было напоминание о деталях, например, указываются рецепты мазей или способы использования разных типов бинтов, — поясняет исследователь.
Настольная игра со смертью, 50 саркофагов и таинственная жена фараона. Что ещё раскопали в египетском некрополе — видео
Согласно Геродоту, у древних египтян было три способа мумификации, они отличались по уровню сложности, применяли их в зависимости от материального положения семьи усопшего.
Вот самый простой и недорогой способ: «В брюшную полость вливают сок редьки, потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным». Это древнегреческий историк описывает во второй части своей знаменитой «Истории» («Книга вторая. Эвтерпа», она посвящена Египту и Ливии). Там же рассказывается и о двух более сложных и дорогостоящих способах.
Мумия для среднего класса
Покойникам побогаче через трубку вливали в брюшную полость кедровое масло, и, опять же, помещали тело в натровый щёлок. Это раствор едкого натра. Зарубежные исследователи часто упоминают natron (смесь едкого натра, пищевой соды с небольшим добавлением обычной соли и сульфата натрия). Известно, что большие запасы этого минерала образовались в озёрах на севере Египта, возле дельты Нила, там находится впадина под названием Вади-эн-Натрун. С помощью этого вещества «высушивали» тело, чтобы предотвратить дальнейшее разложение, и лишь затем бальзамировали и заворачивали в ткань, пропитанную ароматическими и антибактериальными веществами.
Судя по описаниям Геродота, в обоих названных выше случаях внутренности не удаляли, а просто обрабатывали. Для высокопоставленных особ технология существенно отличалась.
Фото © Getty Images / Chesnot
Первым делом извлекали мозг. Через ноздри в голову вводили металлический крючок и вытягивали какую-то часть. Чтобы вышло остальное, впрыскивали растворяющие вещества, а затем переворачивали тело на живот. Кстати, очень интересно: древние египтяне не ставили мозг ни во что и считали совершенно ненужным для загробной жизни. Судя по всему, его просто выбрасывали.
Далее с помощью каменного ножа делали надрез внизу живота. Вынимали всё, кроме сердца. По древнеегипетским верованиям, именно оно поможет найти путь к новой жизни. Образовавшиеся пустоты в теле заполняли бинтами, опилками и другими материалами. Органы высушивали и помещали в специальные сосуды четырёх видов. Тот, что с крышкой в виде головы шакала, предназначался для желудка, с головой обезьяны — для лёгких, сокола — для кишечника, человека — для печени. Сосуды назывались канопами и символизировали богов, играющих важную роль в древнеегипетском потустороннем мире: Дуамутефа, Хапи, Кебехсенуфа и Амсета. Чаще всего эти ёмкости клали рядом с телом.
Интересно, что о натроне в древнейшем медицинском папирусе не говорится. А между тем, по другим данным, тело им начинали обрабатывать на четвёртый день после изъятия внутренностей, причём обрабатывали как снаружи, так и изнутри. Вообще, весь ритуал был разделён на 17 этапов, каждый из которых длился четыре дня. На 68-й день мумию помещали в саркофаг, а в оставшиеся два дня совершали молитвы. Египтяне верили, что душа после долгого путешествия вернётся к телу.
Во-первых, почему так лежат руки? Они должны лежать перекрещенными на груди, как и положено царской особе. Во-вторых, где сердце? Согласно ритуалу, его должны были оставить. В-третьих, разрез на животе для удаления внутренностей идёт наискосок от пупка, а не параллельно подвздошной кости, как нужно. Кроме того, смолу в череп заливали дважды, но ничего подобного в сохранившихся «рецептах» тоже не описано. Наконец, сам череп повреждён. В Скотленд-Ярде патологоанатомы заявили, что обычно в таком состоянии он бывает у убитых топором или чем-то подобным. Впрочем, знаменитый исследователь египетских гробниц Захи Хавасс полагает, что повреждение случилось во время мумификации. Так вот, именно знания о процессе бальзамирования порождают такое множество вопросов. Не могли Тутанхамона мумифицировать неумехи.
Мумификация в Египте
Мумификация в Египте не является чем-то уникальным с точки зрения истории. Ее использовали и другие народы древности, хотя и с применением другой техники. Способы изменялись и в самом Египте на протяжении веков. Напомним, что в начальный период эпохи, которую мы могли бы назвать «исторической», мумификации подвергались лишь священные останки фараонов и великих жрецов.
Мумификация в древнем Египте
Они были найдены Гором-старшим, Великой Птицей Духа, который, неся их в своих когтях, коснулся крылом плеча девы Исиды, забеременевшей от этого прикосновения Гором-младшим. Фаллос Осириса навсегда скрылся в водах Нила (отождествился с рекой), Гор-старший вернулся в свою космическую обитель, а Исида наделила своего сына, который, как и всякий сын Бога, был рожден от девы, сверхъестественными силами объединять Небо и Землю.
Само имя Исида означает «ступень-ступень», иными словами, лестница. Гор-младший сражается с убийцей своего отца Сетом (который является одновременно и братом Осириса), вынуждая его отступить в болота, где тот скрывается в виде Себека, Бога-Крокодила. В бою Гор теряет один глаз, но этот глаз обретает свою самостоятельную жизнь и с этого времени становится Уджатом, Защищающим Оком, в котором навечно застыла слеза сострадания к живущим. Этот мистический обряд будет впоследствии повторен на Земле.
Процесс мумификации
Тело фараона, принца, принцессы, жреца или другой важной персоны, следуя ритуалам, призванным помочь Душе умершего, которая иногда «помещалась» в статуэтке или кувшине (не отсюда ли арабская сказка о джинне, заключенном в бутылку?), подвергалось длительному и очень сложному процессу обработки, рассказывать о котором подробно здесь нет необходимости.
Четыре сосуда помещались в специальный сундучок, который поддерживал их в вертикальном положении отделенными друг от друга. Умершему, как и Ра, помогали пять Гениев, Духов-Покровителей: четверо находились в канонах, пятый же был связан с мумией в саркофаге.
Шестой Гений, связывавшийся с Осирисом, помогал «Двойнику», Ка, убежать из заточения через ложную дверь гробницы, которой иногда придавали дополнительную силу надписями, а в одном случае, подтвержденном мной лично, сильно намагниченными кусочками аэролита (метеоритного камня). Седьмой, наиболее эзотерический Гений, имя которого никогда не называлось, имел свою особую миссию при Взвешивании Сердца.
Подготовленное таким образом тело тщательно бинтовалось крест-накрест невероятно длинными бинтами из королевского льна. На них, а также на капюшонах и на саванах из керамической нити, размещались магические надписи и амулеты, чтобы не дать телу последовать за Душой. В конце обе ноги связывали вместе, как если бы они были одной, как бы повторяя позу Осириса.
Кожа ступней срезалась, и к ним привязывали сандалии из папируса и королевского льна, иногда с нарисованными глазами, чтобы предостеречь умершего от неверного шага и помешать ему вновь ступить на Землю. Вместо настоящего сердца вставлялось сердце из керамики, камня или другого освященного материала, для того чтобы в теле находился один нетелесный символ воскрешения. Руки скрещивали на груди разными способами, в зависимости от ранга покойного, его пола и эпохи, в которую совершалось бальзамирование, которое, как обозначает само слово, было просто «введением бальзамов».
Только в материалистической форме культуры, подобной той, в которой мы живем, люди пытаются заморозить старых больных в надежде, когда будут найдены средства от их недугов, вернуть их к жизни, одновременно эфемерной и полностью оторванной от их естественного окружения. И не могли египтяне принять веру христиан в воскрешение плоти, ибо глубокое наблюдение Природы открыло им существование законов циклов и возобновлений, или реинкарнаций одной и той же Души, через новые, молодые и здоровые телесные оболочки.
В качестве примера таких советов для этой жизни мы приводим прекрасную Исповедь отрицания, памятник духовного руководства для любого Ученика, ищущего самореализации.
Исповедь отрицания египтян (Папирус Ну)
Вторая оправдательная речь умершего
Следующие отрывки из той же книги, обычно называемой Книгой Мертвых, объединенные с отрывками из Книги Дверей, предназначены для Души.
Выход души на свет дня
Объединение двух субстанций (твердой и жидкой) выражалось символически при помощи цветов, соответствующих цвету Солнца (красный) и цвету Луны (белый)).
Надежда и высшая цель Души состояла, очевидно, в том, чтобы как можно дольше не возвращаться на Землю, хотя было известно, что, за исключением Высших Существ, возвращение было неизбежно для всех, ибо Душа была недостаточно совершенна, чтобы превратиться в Чистый Свет Духа.
Жертвоприношения в древнем Египте
Известно, что в погребальных храмах и комплексах гробниц Долины Мертвых в Других Фивах жрецы Братства Анубиса устраивали шествия с жертвоприношениями в виде цветов, благовоний, пищи и напитков, с песнопениями, посвященными мумифицированным фараонам, используя первые, внешние камеры гробниц в качестве храмов. По завершении церемонии материальные предметы, для которых считалось, что они уже «покинуты» их двойниками, убирались, затем их ритуально уничтожали и захоранивали в близлежащих колодцах (современные археологи нашли некоторые из них), а съедобные дары предназначались для участников процессии и для стражей Долины. Несмотря на тщательность, с которой убирались «подарки» для Души того, чье тело покоилось в конце длинного погребального коридора, первые археологи нашли некоторые их следы. Самыми трогательными находками оказались венки из цветов, похожие на те, которыми до сих пор пользуются мусульмане во время священных празднеств Рамадана.
Что происходило с душой после заклинания
Что же касается литаний и заклинаний, к которым прибегали жрецы во время погребальных празднеств, или их знаний о том, что происходит с Душой после ее дезинкарнации, то почти все это утрачено. Это произошло либо в результате того, что жрецы преднамеренно скрывали все, считавшееся священным и тайным, либо из-за человеческой глупости, как в случае Александрийских терм, для растопки которых были брошены в огонь миллионы папирусов. Но, как можно увидеть, что-то из того, что касается символического прохождения Души-Солнца через Двенадцать Дверей или часов ночи, все же дошло до нас.
Это отражено, если цитировать лишь наиболее доступные источники, в так называемой Книге Мертвых, Книге Скрытого Жилища, или Книге Адуата. В ней содержатся наставления для этой и иной жизни, предупреждения о скрытых путях и так далее. Этот вариант Книги Мертвых известен со времен Тутмоса I. А Книга Дверей, в которой даются указания о том, как пройти через Двенадцать Врат, известна со времен Хоремхеба. Существует также Книга Литаний Солнцу, где Бог-Солнце призывается семьюдесятью пятью разными именами. Книга Открытия Уст описывает магические действия над статуей и телом умершего.
Эти книги, которые являются самыми доступными в настоящее время, ныне известны только в вариантах, дошедших до нас из эпохи Нового царства и даже из более поздних эпох. О более ранних версиях нам ничего не известно, за исключением частей папирусов, которые специалисты обычно даже не связывают с Книгами. Как бы то ни было, тайна остается тайной. Не надо забывать, что основные ключи к пониманию никогда не записывались, но передавались изустно от Посвященных Посвящаемым. Или же, по большей части, они передавались через набор геометрических фигур Универсального Языка, а некоторые из них были включены в иероглифы иератического письма.
Мумификация | 10 интересных фактов
Мумификация — это процесс, при котором тело мертвого человека или животного может сохраняться в течение длительного времени, не разлагаясь. Данный процесс может произойти естественным путем или может быть сделан намеренно. Процесс мумификации обычно ассоциируется с древним Египтом, хотя есть множество культур по всему миру, которые практиковали его. В Египте этот процесс был важен из-за религиозного убеждения, что душа воссоединяется с телом в загробной жизни. Египтяне разработали сложные методы для сохранения тел, которые были настолько эффективны, что их мумии сохранялись даже через тысячи лет. В этой статье мы прежде всего рассмотрим технику мумификации древних египтян. Мы также узнаем, как мумификация происходит естественным образом и какие другие культуры мумифицировали своих умерших. Вот 10 интересных фактов о процессе мумификации с упором на древний Египет.
Мумификация проводилась с целью помочь телу воссоединиться с душой после смерти
Древние египтяне твердо верили в загробную жизнь. Они думали, что после смерти ба (дух) покинет тело; но только временно. Затем ба периодически будет возвращаться к останкам, и для успешного воссоединения тело должно быть целым. Это воссоединение станет началом путешествия в загробную жизнь, которая будет наполнена многочисленными трудностями. Таким образом, мумификация была необходима для сохранения тела, чтобы оно могло воссоединиться с духом и начать загробную жизнь. Не было никаких ограничений на то, кого можно мумифицировать, но, поскольку процедура была дорогостоящей, она была недоступна многим простым людям. Первоначально древние египтяне хоронили своих мертвецов в засушливой пустыне. Это позволяло горячему сухому песку обезвоживать тела, что приводило к естественному мумификации. Намеренная мумификация стала частью египетской культуры еще в 2800 году до нашей эры и со временем были разработаны сложные методы мумификации.
Первым шагом в мумификации было удаление внутренних органов
Благодаря методам изучения в течение многих десятилетий, современные египтологи теперь имеют точное представление о том, как происходил процесс мумификации в древнем Египте. Первым шагом было удаление всех внутренних органов у умерших по мере их быстрого разложения. Это было чрезвычайно важно для остановки процесса разложения. Во-первых, специальные нанизанные инструменты вставлялись через ноздри в мозг. Оттуда мозг разбивался на мелкие кусочки и извлекался наружу через нос. Это была деликатная операция, во время которой лицо могло быть изуродовано и, следовательно, требовало значительных навыков. Затем делали разрез на животе, обычно с левой стороны. Через него удалялись все органы тела, кроме сердца. Сердце оставалось на месте, так как считалось, что оно является центром мыслей и чувств человека. Таким образом, было неразумно отделять его от тела.
мумификация, удаление органов
Удаленные внутренние органы были либо запечатаны в банках, либо заменены в теле
Отверстия для удаления внутренних органов заполнялись бельем. Удаленные внутренние органы хранились отдельно. Желудок, печень, легкие и кишечник помещали в специальные банки, известные сегодня как банки с канопой. Дизайн банок-купе со временем менялся. У некоторых есть простые крышки; некоторые изображают человеческие головы; на некоторых есть изображения головы Анубиса, бога смерти и бальзамирования; а некоторые изображают четырех сыновей бога Гора, которые являются стражами органов в банках. Банки с канопами подлежали захоронению вместе с мумией. В более поздних египетских династиях внутренние органы не помещались в банки, вместо этого они обрабатывались и заменялись в теле покойного. Тем не менее, канопические банки все еще оставались частью ритуала и подлежали захоронению вместе с мертвыми, хотя и пустыми.
Мумификация требовала высушивания мертвого тела с помощью соли, называемой натрон
После удаления внутренних органов следующим шагом было удаление всей влаги из организма. Это делалось путем покрытия тела натроном, типом соли, которая обладает великолепными свойствами сушки. Дополнительные натронные пакеты также размещали внутри тела. Когда тело полностью высыхало, внутренние пакеты удалялись, а натрон слегка смывался с тела. Этот процесс обычно занимал около 40 дней и приводил к очень высохшей, но узнаваемой человеческой форме. Чтобы мумия выглядела более реалистично, участки тела заполнялись льном и другими материалами. Также добавлялись ложные глаза с целью улучшить внешний вид мумии.
высушивание тела с помощью соли
Процесс завершался обертыванием обезвоженного тела полосками белья
Следующим шагом в процессе мумификации было обертывание. Сотни ярдов белья требовалось, чтобы обернуть мумию. Египетские священники тщательно наматывали на тело длинные полоски белья. Они были настолько дотошными, что иногда даже оборачивали каждый палец руки или ноги по отдельности, прежде чем обернуть всю руку или ногу. На нескольких этапах процесса перед возобновлением обертывания тело покрывали теплой смолой. Между полосками белья священники помещали маленькие амулеты, чтобы защитить мертвых от зла. Кроме того, на некоторых льняных полосах белья были написаны молитвы и волшебные слова для достижения той же цели. Маска лица человека часто помещалась между слоями головных повязок. Это делалось, чтобы идентифицировать человека в загробной жизни. Весь процесс мумификации, от удаления внутренних органов до полного обертывания тела, занимал около 70 дней.
обертывание полосками белья при мумификации
Древние египтяне также применяли свою технику мумификации на животных
После того, как мумия была подготовлена, священник проводил церемонию открытия рта, чтобы мумия могла дышать и говорить в загробной жизни. Чтение молитв и сжигание благовоний, а так же проведения еще большего количества ритуалов помогало подготовить тело к его последующему путешествию. Затем мумия запечатывалась в ее могиле вместе с мирскими благами, которые, как считалось, помогали ей в загробной жизни. Большинство гробниц были заполнены повседневными предметами, такими как посуда, украшения, еда и напитки. Любимые питомцы часто мумифицировались и помещались вместе со своими хозяевами. В гробницах мумий были обнаружены все виды животных, от мумифицированных мышей до пятиметрового крокодила. Более миллиона мумий животных были найдены в Египте. Многие из них являются кошками, так как эти животные считались священными в египетской религии.
Первый шаг мумификации имеет важное значение для предотвращения разложения
Египетский процесс мумификации был настолько эффективным, что даже через 5000 лет мы все еще можем понять, как выглядел человек, изучая его/ее мумию. С другой стороны, не мумифицированному телу требуется несколько часов после смерти, чтобы начался процесс разложения, и требуется несколько месяцев, чтобы плоть полностью распалась, оставив только остаточный скелет. Первая стадия разложения после смерти известна как автолиз. Также известный как самовосстановление, автолиз — это процесс разрушения клетки под действием ее собственных ферментов. Этот процесс начинается сразу после смерти, и внутренние органы, такие как кишечник, очень быстро автолизуются, так как они содержат пищеварительные ферменты, которые способствуют пищеварению. Первый шаг мумификации по удалению внутренних органов, таким образом, необходим для прекращения разложения.
Эффективность мумификации заключается в том, что бактерии не размножаются
Вторая стадия разложения называется гниением. В нем бактерии расщепляют оставшееся органическое вещество. Бактерии паразитируют и процветают во влажных условиях разлагающейся плоти. Тем не менее, бактериям требуются вода или влага, чтобы жить и функционировать. При отсутствии влаги бактерии не размножаются. Технология мумификации напоминает сушку продуктов для сохранения их в течение более длительного времени. Таким образом, цель мумификации состоит в том, чтобы вытеснить всю влагу из мертвого тела как изнутри, так и снаружи. Процесс осуществлялся с помощью натрона, как упоминалось выше. Затем тело оборачивали в несколько слоёв белья, чтобы поглотить остаточную влагу. Смола, липкое органическое вещество помещалось между слоями, чтобы они плотно упаковывались, предотвращая попадание влажного воздуха в мумию. Для большей герметичности смолу также наносили на гроб, чтобы запечатать его. Все это обеспечило эффективность процесса мумификации.
мумия Древнего Египта
Непреднамеренная мумификация может быть вызвана естественными условиями
Процесс мумификации также может происходить естественным путем. Это обычно происходит в условиях сильного холода, например, в ледниках; или в чрезвычайно засушливых условиях, как те, что встречаются в пустынях; или анаэробные условия, в которых не хватает кислорода, такие как те, которые встречаются в болотах. Разложение не происходит в этих условиях, потому что они не подходят для процветания бактерий. Естественная мумификация также может происходить из-за случайного воздействия химических веществ, которые высушивают тело и предотвращают образование бактерий. Природные мумии были найдены во всем мире. Среди самых известных природных мумий — Отзи, так же известный как Снежный человек. Он был найден в 1991 году двумя немецкими туристами в горной цепи Отцтальских Альп на севере Италии. Мумия очень хорошо сохранилась, несмотря на то, что этот человек жил около 5000 лет назад, между 3400 и 3100 до н.э. Отзи — самая древняя известная природная человеческая мумия, найденная в Европе.
ледяная мумия Отзи
Первая известная техника мумификации была разработана Чинчорро
Процесс мумификации настолько тесно связан с древнеегипетской культурой, что слово мумия стало синонимом Древнего Египта. Тем не менее, процесс мумификации проводился на каждом континенте на планете различными культурами. Древнейшие известные мумии мира были созданы маленькими рыбацкими общинами, известными как Чинчорро. Обитая в тихоокеанском прибрежном районе современного северного Чили и южного Перу, Чинчорро использовали другую технику мумификации. Они удаляли плоть мертвых тел; высушили кости горячим пеплом; повторно наносили кожу и дополняли, при необходимости, кожей морского льва или пеликана. Мумификация осуществлялась несколькими другими культурами, включая инков и ацтеков из доколумбовой Америки; народ маори Новой Зеландии; гуанчи, населявших Канарские острова в современной Испании; и народ Ибалои на севере Филиппин.