для чего в москве каждый год отключают горячую воду
Шесть вопросов об отключении горячей воды в Москве
В Москве в разгаре сезон отключения горячей воды. Временные ограничения (в Москве воду отключают на 10 дней) необходимы для проведения гидравлических испытаний на сетях. Пока трубы выведены из эксплуатации, специалисты проверяют их на прочность, что позволяет избежать аварий в будущем отопительном сезоне. Почему необходимо отключать горячую воду летом и какие испытания проводят специалисты МОЭК — отвечаем на самые главные вопросы.
Как устроена система теплоснабжения в Москве?
В Москве централизованная система теплоснабжения. Тепло генерируют 13 крупных ТЭЦ и полторы сотни небольших тепловых станций. Общая длина теплосетей в столице — порядка 17 тысяч километров. Это в два раза больше, чем дорога от Хабаровска до Москвы. А протяженность магистралей от ТЭЦ до конкретного дома может составлять от одного до 15 километров.
Сама труба состоит из участков разных диаметров. Трубы прокладывали в разные годы и по разным технологиям. Трубопроводы, по которым течет теплоноситель (специально подготовленная техническая вода, очищенная от солей и других примесей, чтобы на стенках труб не скапливались отложения), неизбежно подвергаются деформации. Чтобы сети работали исправно круглый год, их испытывают под давлением и ремонтируют.
Что такое гидравлические испытания и для чего они нужны?
Так как в столице централизованная система теплоснабжения, провести гидравлические испытания без поэтапного отключения потребителей невозможно. Поэтому именно летом (после завершения отопительного сезона) отключают горячую воду, и специалисты МОЭК проводят гидравлические испытания. Они необходимы для того, чтобы предотвратить крупные инциденты и обеспечить бесперебойную подачу горячей воды и тепла в квартиры москвичей. Сегодня гидравлические испытания — самый надежный метод подготовки к зимним максимумам нагрузки.
Какие работы проводят во время гидравлических испытаний?
Все работы на теплосетях ведутся по графику, поэтому горячую воду не отключают одновременно по всей Москве: все происходит поэтапно.
Сначала магистральные сети разбивают на участки, затем их по очереди выводят из эксплуатации, из-за чего на тепловые пункты прекращается подача теплоносителя, который нагревает воду. В это время в трубе повышают давление, а температуру носителя снижают. В таких условиях проверяют прочность трубопроводов, мест соединений, запорной арматуры и прочих элементов.
Состояние коммуникаций оценивают по контрольным точкам. Если на одной из них давление падает, значит, участок сети поврежден: точно найти его помогает диагностическое оборудование. Затем этот участок раскапывают, ремонтируют или полностью меняют.
После ремонта гидравлические испытания проводят вновь. Если все в порядке, участок закапывают, а подачу горячей воды возобновляют. Все это занимает не более 10 дней с момента отключения.
Почему в XXI веке до сих пор отключают горячую воду летом?
Роботизация, освоение космоса, уникальные технологии в медицине и технике, моментальный обмен данными на любые расстояния — всё это легко совместимо с тем фактом, что в России каждый год миллионы людей вынуждены ходить друг к другу в гости, чтобы помыться. Для чего отключают горячую воду и есть ли какие-либо альтернативные методы решения этого вопроса? Почему в Европе воду не отключают? Разобрались в нашей рубрике «Окей, Гугл».
Профилактика и проверка труб
Как сообщают в «РосТепле» (да-да, есть и такая организация), основная причина отключения горячей воды летом — это проверка труб и тепломагистралей на предмет повреждений. На участки подают воду под повышенным давлением, фиксируя состояние труб. При обнаружении повреждений участок ремонтируется. А лето выбрали затем, чтобы предотвратить аварии в отопительный сезон (когда сети эксплуатируются максимально). Логика в том, что лучше посидеть пару недель без горячей воды летом, чем замерзнуть зимой.
Холодную же воду не отключают потому, что износ магистралей холодного водоснабжения гораздо ниже, поэтому смысла в длительном отключении нет. Холодную воду обычно только тогда, когда какая-либо авария уже происходит. Кстати, допустимое время отсутствия холодной воды — семь часов за время одного месяца или четыре часа единовременно, а при серьезных поломках или авариях на тупиковых магистралях — одни сутки.
Почему в Европе горячую воду не отключают? Потому что там совсем другая система обеспечения горячей водой. Центральное горячее водоснабжение характерно только для постсоветских городов. Практически во всем остальном мире есть только холодное водоснабжение, и для него зачастую имеются резервные трубопроводы, которые используют во время профилактики или ремонта. Котельные делаются либо на каждый дом, либо используются бойлеры.
Тарифы без счетчика
Есть еще одна версия отключения воды, «неформальная». Отключают от горячей воды не только старый фонд, но и новостройки, в которых только-только установили все трубы. Проблема может заключаться в тарифах. Две недели не включены в тариф кубы горячей воды, поэтому и происходит отключение.
В 2011 году директор омского филиала ТГК-11 Виктор Гаак проговорился: «. а вообще, есть сети, которые мы не каждый год ремонтируем. Мы можем их отключать на неделю или на два дня. А можем вообще не отключать. Но тариф без счетчика предусматривает, что на две недели вода должна отключаться. А если бы повсеместно были установлены индивидуальные приборы учета, то представители какого-нибудь или могли обратиться к нам с просьбой без необходимости не отключать горячую воду».
Водный дисбаланс: зачем в Москве каждый год отключают горячую воду
Самыми большими счастливчиками среди жителей Москвы в мае и июне можно считать владельцев водонагревателей. Профилактические работы по традиции вынуждают жителей столицы терпеливо кипятить воду в чайниках, идти в баню или фитнес-клуб только для того, чтобы помыться. И хотя плановые отключения длятся не более десяти дней, этот короткий период всегда сопровождается очевидным бытовым неудобством. «МИР 24» объясняет, зачем в Москве отключают горячую воду и когда это прекратится.
В этом году «Московская объединенная энергетическая компания» изменила график отключения горячей воды в связи с предстоящим Чемпионатом мира по футболу. Профилактические работы не завершатся раньше, чем начнется мундиаль, но и не помешают проводить мировое первенство. В МОЭК заявили, что учли при составлении графика отключений все спортивные объекты, а также места размещения болельщиков.
Зачем отключать горячую воду?
Отключение горячей воды необходимо, чтобы подготовить город к отопительному сезону. Профилактические и капитальные ремонтные работы во время отключений проводятся на районных тепловых станциях и центральных тепловых пунктах.
Проверить и отремонтировать коммуникационные системы без полного прекращения подачи горячей воды, к сожалению, невозможно.
В коммунальных системах, как и в любых других, для качественного функционирования время от времени нужно проводить диагностику и ремонт.
Эти работы также предполагают диагностику магистральных и разводящих сетей общей протяженностью свыше 15 тысяч километров, перекладку трубопроводов на более экономичные и современные аналоги.
Десять дней! Почему так долго?
В МОЭК полагают, что этот период времени вполне обоснован и позволяет заменить изношенные трубы, которые неизбежно портятся зимой от холода, а также проверить все краны, задвижки и измерительные приборы. Ранее профилактические работы требовали гораздо больше времени. В 2011 году, к примеру, воду отключали не меньше, чем на две недели, а восемь-десять лет назад – на 21 день. Развитие технологий позволило сократить срок отключения до десяти дней. Более того, в этом году столичные власти обрадовали жителей города тем, что продолжат сокращать срок отключения горячей воды.
Если робототехнику научат проверять состояние труб, то профилактика будет занимать всего лишь два-три дня.
Ремонтно-профилактические работы в этом году коснутся свыше 70 тысяч зданий, в их числе примерно 33 тысячи жилых домов. Подготовка к следующему отопительному периоду завершится до 25 августа.
Вообще программа развития теплоснабжения Москвы рассчитана до 2020 года. В 2021 году массовых летних отключений горячей воды в российской столице, как уверяют власти, уже не будет. Горячую воду будут отключать максимум на три дня, да и то не во всех районах.
Новостройкам повезло больше?
Не совсем. Отключения не коснутся домов, которые построят по программе реновации жилого фонда. Об этом в августе прошлого года рассказал мэр Москвы Сергей Собянин. «Но новые дома когда-нибудь станут старыми, и потребность в отключении горячей воды, хотя бы ненадолго, появится», – добавил глава столицы.
Однако это вовсе не означает, что только жители новостроек смогут избежать отключений.
Необходимость профилактики зависит от возраста не домов, а труб, которые пролегают под землей.
Так, если вы живете в доме, построенном в позапрошлом веке, и знаете, что в нем недавно проводили капитальный ремонт подземных коммуникаций, скорее всего, необходимости отключать вам горячую воду у коммунальщиков не возникнет.
Узнать сроки отключения по конкретным адресам можно в специальном разделе на сайте столичной мэрии или на информационном портале МОЭК. Имейте в виду, что не позднее, чем за десять дней до отключения энергетики могут внести изменения в график, в том числе перенести отключение с текущего месяца на следующий. Поэтому рекомендуем ознакомиться с графиком повторно ближе к предполагаемому дню «икс».
Ну ладно. Хоть сэкономить на этом можно?
Можно, хотя коммунальщики вам вряд ли об этом скажут. Если в вашей квартире установлены счетчики, перекройте стояк горячей воды на весь период отключения. Иначе холодная вода, которая течет из «красного» крана, будет тарифицироваться как горячая.
Это только у нас так?
Конечно, нет. В некоторых странах Евросоюза в домах с центральным горячим водоснабжением горячую воду отключают каждый год, но на небольшой срок. Так, в Риге отключение может длиться от нескольких часов до двух-четырех дней, в Таллине – один или два дня. В Праге горячую воду могут отключить на две недели, а в Хельсинки горячую воду перестают подавать лишь при аварии на тепломагистралях.
Среди стран СНГ самое продолжительное плановое отключение горячей воды у Молдавии. Там ее отключают на месяц – с июля по август.
Однако жители страны не особо переживают по этому поводу, так как из-за высокой стоимости централизованного горячего водоснабжения им проще отказаться от него в пользу индивидуальных приборов нагрева воды и отопления.
На Украине плановые отключения происходят с апреля по август ежегодно, длятся в среднем две недели и касаются не только жилых домов, но и детских садов, школ, медицинских учреждений. Подобная ситуация и в Беларуси. Хотя в некоторых районах Минска срок отключения сократили, и он составляет 10-12 дней.
Однако в большинстве стран мира не существует практики профилактического отключения горячей воды, поскольку у них нет систем централизованного горячего водоснабжения. Холодную воду просто подогревают личными бойлерами в квартирах или при помощи общего домового отопления.
Почему каждый год в России отключают горячую воду на 2 недели?
Как узнать почему отключили горячую воду? Как горячая вода поступает в квартиры? Действительно ли необходим ежегодный ремонт труб в городе? Почему нельзя сделать это без отключения? Как другие страны решают эту проблему? Что должен знать потребитель?
Ответы на эти и многие другие вопросы, прочитайте дальше.
Как устроена система горячего водоснабжения?
Чтобы понять, почему летом отключают горячую воду, рассмотрим основные особенности системы водоснабжения в российских городах.
Поскольку зимой почти во всех регионах страны температура опускается ниже нуля, необходимо обеспечить комфортные условия проживания для людей в городах, использование печного отопления в каждом доме затруднительно. Для этого используется центральная система отопления, в которой большое количество воды нагревается в одном месте, откуда она подается одновременно в несколько квартир.
Организация центрального отопления во всех городах страны прошла в советское время, и с тех пор существенных изменений в строящуюся систему не вносилось. Методы нагревания воды немного изменились, эффективность значительно возросла, но сами трубы никак не улучшились.
В прошлом веке не все условия работы были учтены, поэтому сегодня многие технические решения устарели и не могут обеспечить стабильную работу.
Для подачи холодной и горячей воды используются одни и те же трубы, но разрушение труб горячего водоснабжения происходит гораздо быстрее. Это происходит из-за воздействия высоких температур, ускоренных процессов коррозии и других факторов.
Система горячего водоснабжения
Если учесть возраст всей системы водоснабжения, то становится очевидным, что значительная часть объектов (особенно трубопроводов) находится в неудовлетворительном состоянии, из-за чего происходят различные коммунальные сбои.
Для того чтобы жители города не были лишены отопления и горячей воды зимой, систему горячего водоснабжения отключают каждое лето на две недели, для профилактики и ремонта
Централизованное снабжение горячей водой в основном характерно для городов бывшего Советского Союза. В большинстве стран мира используется только холодная вода. Поэтому необходимость в регулярном техническом обслуживании при отключенных домах, от воды, меньше. Кроме того, существенное влияние оказывают климатические условия и географическая протяженность всей страны.
Как происходит ремонт труб с горячей водой
Горячую воду отключают для планового ремонта из-за постоянного износа теплосетей. Если этого не сделать, рано или поздно дефекты станут настолько серьезными, что двух недель будет недостаточно для их устранения.
Все работы в этой области называются подготовкой к будущему отопительному сезону и направлены на обеспечение бесперебойной работы системы в зимний период. Для каждой энергетической компании в стране эта задача всегда ставится на первое место.
Это самый ответственный момент — трубы находятся под давлением с помощью специальных насосов в среднем 10 минут. В это время специалисты ищут неисправности и приступают к их устранению. Около недели уходит на заключительный этап — устранение всех обнаруженных дефектов. Иногда это может занять и больше времени.
Холодная вода не отключается, поскольку износ магистралей холодной воды гораздо меньше, поэтому нет смысла в длительном отключении. Холодную воду обычно отключают только в случае аварии.
Кстати, допустимое время отсутствия холодной воды составляет семь часов в течение месяца или четыре часа за один раз, а в случае серьезных сбоев или аварий на тупиковых участках сети — одни сутки.
Основные причины отключения горячего водоснабжения
Причины отключения горячей воды, могут быть самыми разными.
От плановых работ до аварии на трубопроводе.
Плановые ремонтные работы
Плановые ремонтные работы на коммуникациях чаще всего проводятся летом, а воду отключают перед наступлением холодов. В то же время сроки устанавливаются местными властями.
Перед планируемыми техническими манипуляциями компетентные органы информируют всех жильцов посредством объявления на доске объявлений у входной двери или иным способом, прося их держать краны плотно закрытыми и не оставлять их открытыми.
Аварийные работы
В связи с проведением аварийных ремонтных работ возможны перебои в подаче холодной и горячей воды:
— снижение уровня качества воды;
— пожары, вызванные другими причинами.
Чтобы ограничить негативные последствия и как можно быстрее устранить проблему, немедленно перекрывается подача воды. Такие действия понятны, ведь речь идет о жизни и здоровье большого количества людей.
Общее время устранения регламентируется СНиП 2.04.02-84.Чаще всего на технические работы по устранению аварий уходит 2 часа, при условии, что все силы брошены на это.
Если сбой на сети охватывает большую площадь внеплановых технических работ или время устранения затягивается более чем на сутки, в этом случае администрация обеспечивает подачу качественной питьевой воды.
При прорыве водопровода люди обычно не успевают получить своевременное уведомление, подобно пожару, когда подача воды может быть прекращена.
Обнаружено несанкционированное подключение
Подключение жилых, административных или других организаций к системе водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями, описанными в Постановлении Правительства № 354 от 06.05.11 «Правила предоставления коммунальных услуг».
Подключение к коммуникациям является незаконным, если между собственником помещения и муниципальной компанией по водоснабжению не заключен соответствующий договор. Такие самовольные действия считаются нарушением государственного законодательства и влекут наложение административного штрафа, размер которого зависит от категории помещения (квартира, организация и т.д.) и степени повреждения коммунальной сети.
По закону административное наказание за самовольное подключение установлено в статье 7.20 КоАП РФ «Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и канализации».
Часто это нарушение может привести к негативным последствиям, одним из которых является повреждение водопровода. Если абонент произвел подключение к водопроводу, которое привело к серьезной аварии на инженерных сетях, он несет уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы.
В связи с неуплатой
Водоснабжение может быть отключено в случае просрочки оплаты услуг водоснабжения более чем на 2 месяца. Отключение происходит локально, то есть коммунальные услуги в квартире или доме должника отключаются до погашения долга. В этом случае владелец жилого помещения получает предварительное уведомление о дате и времени отключения.
Неплательщик должен быть уведомлен о проведении работ за 20 дней. Получив уведомление, арендодатель должен его подписать. Поскольку не каждый жилец согласится на такое действие, местные власти поступают иначе, а именно начисляют штрафы и пени.
На какое время могут отключить?
Согласно нормативам, ежегодный плановый перерыв подачи горячей воды не должен длиться более 14 дней (раздел 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Это время предназначено для корректирующих и профилактических действий по поддержанию системы теплоснабжения в состоянии готовности к зиме.
Периоды отсутствия водоснабжения во время обычных ремонтных работ или из-за аварий в системах центрального водоснабжения строго регламентированы.
Допускается прерывание подачи горячей воды не более чем на 4 часа за один раз и в общей сложности на 8 часов в месяц. Также возможно отключение подачи горячей воды на срок не более одного дня в случае аварии на теплотрассе (ПП 354 от 06.05.2011, Приложение 1, п. 2).
Кроме того, возможно отключение водоснабжения в случае неоплаты счетов за потребление горячей воды. Согласно статье 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, организация, предоставляющая услугу, вправе ограничить подачу воды абоненту.
Если причина отсутствия горячей воды неизвестна, можно узнать об отключении горячей воды, обратившись в следующие службы
В аварийную службу. Номера телефонов можно найти на счете за коммунальные услуги. В этом случае потребитель должен быть проинформирован о причине и запланированной дате возобновления подачи воды.
— Заявления также принимаются в городском центре мониторинга, жилищном комитете и ГКУ ЖА района.
— Горячая линия по вопросам теплоснабжения располагает информацией о сроках восстановления водоснабжения в случае крупной аварии.
Если диспетчер не смог назвать причину отключения горячей воды, оставьте заявку на проведение проверки.
Оно должно быть проведено в течение 2 часов с момента получения жалобы. После проверки составляется акт, подтверждающий или опровергающий факт нарушения водоснабжения. Копия акта выдается заявителю.
Если проверка не была проведена в установленный срок, потребитель может самостоятельно зафиксировать нарушение. При этом составленный акт об отсутствии горячего водоснабжения подписывают не менее двух жильцов, а также представитель организации, управляющей данным жилым домом.
Если вы живете в Москве, узнать почему отключили горячую воду можно:
в управляющей компании, которая обслуживает ваш дом. Узнать ее контакты можно на сайте «Дома Москвы»;
в водоснабжающей организации ПАО «МОЭК» или по телефону: 8 495 539-59-59.
Отсутствие горячей воды после ремонта
Горячая вода была отключена для ремонта, но не была снова включена в оговоренное время. Куда обращаться? Проинформируйте представителя своего домового комитета о сложившейся ситуации, и вместе сходите подайте жалобу в ЖЭК или организацию, которая поставляет, контролирует и предоставляет коммунальные услуги в вашем доме.
Если время ремонта значительно превышено, прекращена подача воды или температура значительно понижена иди повышена, свяжитесь с коммунальной компанией по телефону или письменно. Запрос должен четко описывать проблему и требовать решения.
После получения вашей жалобы (телефонного сообщения) менеджер компании направит к вам специалиста, который проведет необходимые замеры и составит акт. Эта процедура должна быть проведена в течение двух часов с момента официального получения жалобы. Обнаруженные нарушения должны быть устранены в течение 10 дней.
Это важно! Жильцы имеют право потребовать перерасчета своих коммунальных платежей. Каждые 3°C отклонения от нормальной температуры (мы говорим о горячей воде) или каждый час задержки включения воды снижает стоимость на 0,1%.
Как и кому подать жалобу?
Существует определенный порядок подачи жалоб в различные органы:
Первое, что необходимо сделать, — обратиться в ответственные структуры. Сведения об организации, обслуживающей адрес, можно найти на сайте ГИС ЖКХ. Часто представители этих компаний общаются с клиентами по телефону. Но если на телефонные звонки и письма нет ответа, можно обратиться в другие инстанции.
Второй шаг — обратиться в надзорные органы. А именно в Жилищную инспекцию или Роспотребнадзор. Жилищная инспекция контролирует предоставление полного перечня услуг всем жильцам по установленному законом тарифу. А Роспотребнадзор отвечает за качество предоставляемых услуг. Жалоба подается лично в организации, по доверенности или по почте.
Третий шаг — обращение в прокуратуру. Жаловаться в надзорные органы на отсутствие горячей воды имеет смысл только в том случае, если решение, принятое надзорными органами, было проигнорировано управляющей компанией или жилищно-коммунальными службами. Затем прокуратура рассмотрит вопрос о нарушении гражданских прав заявителя. К жалобе должны быть приложены жалобы и отказы предыдущих агентств, а также список прилагаемых доказательств.
если проблема все еще не решена, вы можете обратиться в суд. Однако перед этим вам следует собрать результаты ваших обращений во все предыдущие организации и тщательно подготовиться к слушанию.
Как собственник, так и арендатор могут подать жалобу в соответствующие органы. Хорошей идеей будет подать жалобу сразу несколькими жильцами, так как коллективные заявления рассматриваются в первую очередь
В каких странах отключают горячую воду для планового ремонта?
Почему в Европе нельзя отключить горячую воду? Потому что система горячего водоснабжения там совершенно другая. Центральное горячее водоснабжение характерно только для городов постсоветского пространства. Практически во всем остальном мире есть только холодная вода, и для нее часто существуют резервные трубопроводы, которые используются во время профилактического обслуживания или ремонта. Котлы либо изготавливаются для каждого дома, либо используются бойлеры.
Жители Европы больше привыкли к горячей воде из бойлера и не любят гидромассажные ванны по практическим причинам. Коммунальные услуги стоят больших денег, а европейцы предпочитают экономить.
Большинство стран мира фактически не сталкивались с вопросом «Почему отключают воду летом?», и это потому, что в большинстве из них нет централизованной системы горячего водоснабжения. Как правило, вода подается в дома холодной и уже на месте нагревается водонагревателем. Такие водонагреватели устанавливаются в каждом доме (так называемое коммунальное отопление) или в каждой квартире (индивидуальное отопление).
Централизованные системы бытового горячего водоснабжения широко распространены в странах СНГ, некоторых странах Европы и Канаде. Однако здесь горячую воду отключают на более короткий срок, профилактические ремонты и диагностические работы проводятся в течение одного-двух дней, и вопрос «Почему летом горячую воду отключают на две недели?» уже не так актуален.
Среди стран бывшего СССР самым длительным периодом отключения горячей воды может «похвастаться» Молдова, где воду отключают на целый месяц — с июля по август.
Что касается Украины и Беларуси, то эти страны, как и в России «радуют» своих граждан двухнедельными перерывами в подаче горячей воды.
Отключения в Европе
В Европе отключение горячей воды — уникальное явление. Дело в том, что большинство стран решили отказаться от централизованного горячего водоснабжения из-за его нерентабельности. Европейцы считают, что распределение горячей воды на большие расстояния крайне неэффективно.
Европе-это не понять
Сетевое тепло можно использовать только в крупных городах Швеции, Норвегии, Дании и странах Восточной Европы. Если здания находятся рядом с ТЭЦ, они также могут получать горячую воду из общей сети. Но большинство частных домов и квартир получают холодную воду.
В Великобритании нет централизованной сети горячего водоснабжения или отопления. Котел в квартире — наиболее распространенное решение, если только котел не установлен в подвале здания.
В Германии воду могут нагревать мини-котельные, обслуживающие один или несколько домов, целый квартал. Централизованные коммунальные службы также работают. Во время профилактического обслуживания или ремонтных работ вода по-прежнему подается, но при несколько более низкой температуре. На это время тариф снижается.
Без ремонта и контроля коммуникаций, конечно, ничего нельзя сделать. В Праге жители домов вблизи старых участков теплосети будут лишены горячей воды максимум на 5 дней, а вблизи новых — на несколько часов. В Финляндии при централизованном теплоснабжении система горячего водоснабжения отключается только в случае аварии.
Исландцы могут остаться без горячей воды раз в два года, если планируются работы на магистрали. Кстати, исландцы — единственные европейцы, которые могут обходиться без оборудования для нагревания воды. Централизованные системы отопления и горячего водоснабжения горячая вода поступает из подземных — геотермальных источников.
Французы не жалуются по той же причине. К домам подведена только холодная вода. Если здание не подключено к газовой сети, жильцы чаще включают отопление ночью, когда тариф на электроэнергию ниже.
Однако в некоторых европейских странах есть запланированные отключения. В то же время сроки отключения, сильно отличается от российского. В Риге водоснабжение прекращается на несколько часов, а в худших случаях на три-четыре дня. В Праге водоснабжение ограничено на 4-5 дней в связи с ремонтными работами. В Хельсинки плановые работы не проводятся — воду отключают только в случае аварии системы отопления.
В целом, коммунальные услуги в Европе стоят дороже. Поэтому они предпочитают не ждать, пока трубопровод выйдет из строя или будет близок к выходу, а регулярно обновлять его. Качественное обслуживание и относительно частая замена труб требуют денег. Поэтому даже при централизованном водоснабжении европейцы не испытывают таких трудностей, как отсутствие горячей воды.