для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки

Фольклорные жанры в классической музыке

для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть картинку для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Картинка про для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыкиДля профессиональных композиторов народная музыка всегда была источником творческого вдохновения. Фольклорные жанры обильно цитируются в академической музыке всех времён и народов, стилизация народных песен, наигрышей, танцев – излюбленный художественный приём композиторов-классиков.

Алмаз, огранённый в бриллиант

Фольклорные жанры в музыке русских композиторов-классиков воспринимаются, как естественная и неотъемлемая её часть, как её достояние. Русские композиторы огранили алмаз фольклорных жанров в бриллиант, бережно прикоснувшись к музыке разных народов, расслышав богатство её интонаций и ритмов и воплотив её живой облик в своих произведениях.

Трудно назвать русскую оперу или симфоническое произведение, где бы ни прослушивался русский народный мелос. Н.А. Римский-Корсаков сотворил для оперы «Царская невеста» проникновенную лирическую песню в народном стиле, в ней изливается горе девушки, выдаваемой замуж за нелюбимого. Песня Любаши содержит характерные черты русского лирического песенного фольклора: звучит без инструментального сопровождения, то есть a capella (редчайший пример в опере), широкая, протяжная мелодия песни диатонична, оснащена богатейшими распевами.

Песня Любаши из оперы “Царская невеста”

C легкой руки М.И Глинки, увлеклись ориентальным (восточным) фольклором многие русские композиторы: А.П. Бородин и М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков и С.В. Рахманинов. В романсе Рахманинова «Не пой, красавица при мне» вокальная мелодия и аккомпанемент демонстрируют виртуозные хроматические интонации, характерные для музыки Востока.

Романс “Не пой, красавица, при мне”

Знаменитая фантазия для фортепиано «Исламей» Балакирева написана на основе одноимённого кабардинского народного танца. Буйный ритм неистовой мужской пляски сочетается в этом произведении с певучей, томной темой – она татарского происхождения.

Восточная фантазия для фортепиано “Исламей”

Жанровый калейдоскоп

Фольклорные жанры в музыке западноевропейских композиторов – весьма распространённое художественное явление. Старинные танцы – ригодон, гавот, сарабанда, чакона, бурре, гальярда и другие народные песни – от колыбельных до застольных, частые гости на страницах музыкальных сочинений выдающихся композиторов. Вышедший из народной среды грациозный французский танец менуэт, стал одним из любимых у европейской знати, а, спустя некоторое время, его включают профессиональные композиторы в качестве одной из частей инструментальной сюиты (XVII век). У венских классиков этот танец занял почетное место третьей части сонатно-симфонического цикла (XVIII век).

Хороводный народный танец фарандола родился на юге Франции. Держась за руки, двигаясь цепочкой, исполнители фарандолы образуют различные фигуры под аккомпанемент весёлого тамбурина и нежной флейты. Зажигательная фарандола звучит в симфонической сюите Ж. Бизе «Арлезианка» сразу после маршевого вступления, которое основано также на подлинном древнем напеве – рождественской песне «Марш трёх королей».

Фарандола из музыки к “Арлезианке”

Ритуальный танец огня из балета «Любовь – волшебница»

Блюз, зародившийся в конце XIX века на Юго-востоке США, стал одним из выдающихся явлений афроамериканской культуры. Он сложился, как сплав негритянских трудовых песен и спиричуэлс. Блюзовые песни американских негров выражали тоску об утраченном счастье. Классическому блюзу свойственны: импровизационность, полиритмия, синкопированные ритмы, понижение ступеней мажора (III, V, VII). Создавая «Рапсодию в стиле блюз», американский композитор Джордж Гершвин стремился к созданию музыкального стиля, который бы объединил классическую музыку и джаз. Этот своеобразный художественный эксперимент блестяще удался композитору.

Рапсодия в блюзовых тонах

Отрадно заметить, что любовь к фольклорному жанру не иссякла в музыкальной классике и сегодня. «Перезвоны» В. Гаврилина – ярчайшее этому подтверждение. Это потрясающее произведение, в котором – вся Россия – не нуждается в комментариях!

Симфония-действо “Перезвоны”

Источник

Презентация по музыке «Народная музыка в творчестве русских композиторов»

для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть картинку для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Картинка про для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Народная музыка в творчестве русских композиторов» Из опыта работы учителя музыки

Д.Б. Кабалевский сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».

Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.

В финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола».

История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.

К лучшим произведениям М.И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская».

Фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).

Бородин Александр Порфирьевич

В опере «Золотой петушок» звучит тема царя и шествие войска на войну Композитор так же использовал русские мотивы

Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью)

Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.

С. С. Прокофьев: хор из кантаты- «Вставайте, люди русские…»

Народные мелодии лежат в основе многих произведений композиторов-классиков. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что люди, любящие народную музыку – любят и классическую, и наоборот.

источники: http://go.mail.ru/search_images Статья «Народная музыка в творчестве русских композиторов» Из опыта работы учителя музыки http://uchportfolio.ru/articles/read/319 http://uchportfolio.ru/articles/read/319

для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть картинку для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Картинка про для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть картинку для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Картинка про для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть картинку для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Картинка про для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть картинку для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Картинка про для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки

Номер материала: ДБ-943235

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть картинку для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Картинка про для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть картинку для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Картинка про для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть картинку для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Картинка про для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки

В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов

Время чтения: 1 минута

для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть картинку для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Картинка про для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки

До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ

Время чтения: 1 минута

для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть картинку для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Картинка про для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть картинку для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Картинка про для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки

Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Смотреть картинку для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Картинка про для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки. Фото для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыкиЖанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.

Об этих видах мы и поведём сегодня разговор, но сначала внесём некоторую ясность по отношению к понятиям «фольклор» и «жанр», чтобы никто не путался.

Что такое фольклор и что такое жанр?

Вообще, слово «фольклор» относится не только к сфере именно музыкального творчества. Это слово – английское, и в переводится как означает «народная мудрость». К фольклору мы относим многие явления духовной культуры. Это и легенды, предания и сказки, поговорки и пословицы, заклинания и заговоры, приметы и гадания, танцы, религиозные и праздничные обряды, различные игры и даже считалки, стишки и анекдоты!

Жанры – это исторически сложившиеся виды произведений с присущими им особенностями содержания и формы, а также конкретным жизненным предназначением и особенностями их бытования и исполнения. Примеры музыкальных жанров – опера, балет, симфония, песня, романс и так далее.

Какие бывают жанры музыкального фольклора?

Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).

Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).

Жанры русского песенного фольклора

Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.

Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.

А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах). Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду. Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.

Итак, русские песни бывают такие:

Вот, таким образом, обращаясь к содержанию песен и их жизненному назначению, можно условно распределить жанры музыкального фольклора в такие группы.

В качестве живого музыкального примера из старинной русской народной музыки послушайте кант «Буря море раздымает» о суровой доле моряков в исполнении слаженного мужского хора.

Старинный русский кант «Боре море раздымает»

Источник

Конспект урока музыки на тему «Такие разные песни» (7 класс)

Урок 14. Такие разные песни

Планируемые результаты учебной деятельности:

— осознание роли фольклора в культуре, искусстве и его влияния на творчество профессиональных композиторов.

— формирование уважительного, заинтересованного, ценностного отношения к русскому музыкальному фольклору.

— умение определить, объяснить, оценить использование русских народных песен в произведениях русских композиторов (на примере Симфонии № 4 П. Чайковского);

— знание примеров использования жанра песни в симфонии.

Форма проведения занятия: Аналитический урок, посвящённый музыкальному жанру песни.

Живопись: М. Боскин. «Хоровод».

Музыка: русская народная песня «Во поле берёза стояла» (№ 14 аудиоприложения ); П. Чайковский. Симфония № 4, IV часть, фрагмент (№ 15 аудиоприложения ).

Песенный материал: В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. «Под музыку Вивальди».

Виды деятельности учащихся: Беседа о русской народной песне, её жанровых разновидностях. Разучивание и пение песни (1-й, 3-й и 5-й куплеты — хором, 2-й и 4-й куплеты — сольное пение). Обсуждение содержания и выразительных средств песни. Определение и обсуждение выразительных средств жанра «песня». Прослушивание и анализ музыкальных произведений в жанре песни. Сравнительный анализ русской народной песни и её использования в Симфонии П. Чайковского. Анализ нотных примеров (2 примера). Изучение репродукции картины; сравнительный анализ иллюстрации и соответствующих музыкальных фрагментов.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о музыкальных жанрах. Проверка качества исполнения песни. Контроль понимания отличительных особенностей жанра песни. Контроль эмоционально-ценностного, личностного, заинтересованного отношения к музыке. Контроль наличия аргументированной точки зрения по отношению к изучаемым музыкальным произведениям. Контроль общения, взаимодействия учеников в совместной учебно-творческой деятельности. Проверка выполнения заданий и ответов на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучит мелодия русской народной песни «Ты, река ль моя, реченька». Учитель предлагает спеть эту песню всем классом.

Исполнение песни «Ты, река ль моя, реченька».

Какой образ заключён в этой песне?

Назовите жанровые разновидности русской народной песни, их характерные особенности.

Как вы понимаете выражение «память жанра»? Объясните на примере музыки русской народной песни «Ты, река ль моя, реченька» и «Полонеза» Ф. Шопена.

2. Сообщение темы урока. Целеполагание

Всем известно, как часто используются в музыкальных произведениях подлинные народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так что, вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства.

Например, польский акт в «Иване Сусанине» М. Глинки благодаря использованию жанров мазурки и полонеза становится тонкой характеристикой польской шляхты, участвуя и в дальнейшем развитии оперы – в сцене гибели поляков и Сусанина.

А вот народные былины в «Садко» Н. Римского-Корсакова придают опере эпический смысл, характеризуя героев в возвышенно-поэтическом ключе.

Или другой пример: хорал в кантате «Александр Невский» С. Прокофьева становится ярким средством характеристики рыцарей-крестоносцев.

Опора на народный жанр или жанр древнего искусства нередко становится средством постижения общечеловеческих культурных ценностей. Как много сумел сказать француз М. Равель в своём испанском танце «Болеро», М. Глинка в испанских увертюрах «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», М. Мусоргский в «Старом замке», погружающем нас в атмосферу средневековой Европы с её трубадурами и величественно-печальными рыцарями, П. Чайковский в «Итальянском каприччио»! Подобными примерами полна многовековая история музыки.

Так, введение народной песни придаёт произведению и ярко выраженный национальный колорит, и своеобразный характер.

Тема урока – «Такие разные песни».

3. Введение в тему урока

Русский музыкальный фольклор

Вообще жанр песни играет основную роль в русском музыкальном фольклоре. Песни с древних времён сопровождали разнообразные обряды календарно-земледельческого и семейно-обрядового цикла: весной крестьяне пели весенние заклички, призывающие тепло; летом исполнялись специальные жнивные песни. Целый ряд песен сопровождал свадебный обряд; детям пелись колыбельные песни. На похоронах звучали плачи. Долгими вечерами исполнялись прекрасные лирические протяжные песни — с одной из них начался наш сегодняшний урок.

2) Русская народная песня «Во поле берёза стояла»

Всем известна русская народная песня «Во поле берёза стояла».

Эта — одна из самых популярных хороводных песен. Первые упоминания о ней относятся к концу XVIII в., хотя, возможно, она существовала и ранее.

Это женская песня, поётся от первого лица. В ней рассказывается о героине, выданной замуж за старого и нелюбимого, которая собирается пойти в рощу, срезать с берёзы пруты и сделать музыкальные инструменты, чтобы будить старого мужа.

Давайте споём песню «Во поле берёза стояла».

Что вы можете сказать о мелодии этой песни, о её характере? Перечислите выразительные средства песни «Во поле берёза стояла».

— По жанру народной песни она относится к хороводным песням. Мелодия простая и непритязательная – быстро и легко запоминается, и так же легко поётся.

— Ритм – ровный. Лад – минорный. Форма – простая, куплетная.

— Однако именно эту песню избрал Пётр Ильич Чайковский как основную тему финала своей Четвёртой симфонии. Чайковский использует песню «Во поле берёза стояла» в финале своей Симфонии № 4 и волей великого композитора она стала источником музыкального развития целой части, изменяя свой характер и облик в зависимости от течения музыкальной мысли.

4. Работа по теме урока

1) П. Чайковский. Четвёртая симфония

Произведение написано композитором в 1877 г. (19-й век) и состоит из четырёх частей.

Последняя часть Симфонии (Финал) — картина народного праздника, в котором герой произведения находит отдохновение и очищение, то есть музыке этой части симфонии характерна двуплановость действия: массовое шествие (объективное в мире) и лирический герой (субъективное). Человек попадает на карнавал жизни, он хочет заглушить какую-то собственную боль, смотря на веселье других. Но судьба вновь настигает его… ему никто не может помочь… Если не можешь изменить ситуацию, необходимо изменить отношение к ней, что и происходит с героем. Он осознал, что жить всё-таки можно, даже тогда, когда до тебя никому нет дела. Только сам человек может помочь себе и спасти себя.

Чайковский определил главную мысль финала: «Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам».

На протяжении последней части Симфонии мелодия песни изменяется, становится грустной, даже тревожной, суровой, мрачной.

Изменение характера темы достигается, прежде всего, изменением её тембровой окраски. Она передаётся разным группам инструментов, проходит то у гобоя и фагота, то в хрупкой печальной звучности флейт.

Тема проводится то в ритмическом увеличении, то в уменьшении.

► Прослушайте финал Четвёртой симфонии Чайковского и при слушании проследите за «превращениями» темы русской песенной «берёзки».

2) Слушание фрагмента 4-й части Симфонии №4 П. Чайковского

3) Музыкальный анализ

Проведём сравнительный анализ русской народной песни и её использования в Симфонии П. Чайковского.

— Тема русской народной песни «Во поле берёза стояла» звучит в симфонии 6 раз, её исполняют разные инструменты оркестра.

— Форма – рондо с чертами вариационной (состоящей из темы и её нескольких вариаций). Лад – постоянно чередующиеся, переплетающиеся друг с другом мажор и минор.

— Мелодия разрабатывается, приобретает разный характер, меняет свой облик и как будто живёт новой жизнью.

— Мелодия русской народной «Берёзки» сумела придать звучанию музыки Симфонии то неистово ликующий, танцевальный, то лирически грустный песенный характер, настроение и мечтательное, и торжественное – словом, стала в этой симфонии бесконечно разнообразной, какой умеет быть только подлинная музыка.

И всё же в одном – главном своём качестве – мелодия сохранилась в неприкосновенности: в глубоко национальном русском звучании, словно запечатлевшем природу и облик России, столь милой сердцу самого композитора.

4) Работа с учебником (над нотными примерами)

Откройте учебник на стр. 52-54. Сравните одноголосный нотный пример песни «Во поле берёза стояла» (нотный пример 13 ) с воплощением этой темы в многозвучной фактуре симфонического оркестра ( нотный пример 14 ).

Под руководством учителя ученики отмечают, что композитор отделил фразы темы друг от друга паузами, в которых звучат аккорды арпеджиато.

5. Бардовская песня В. Берковского и С. Никитина на стихи А. Величанского. «Под музыку Вивальди»

1) Об авторе слов – непризнанном, неизвестном

Наш сегодняшний урок посвящён жанру песни, и потому сегодня мы познакомимся ещё с одной песней – «Под музыку Вивальди». Песня эта по жанру – бардовская (авторская).

Под музыку Вивальди, Вивальди! Вивальди!

Под музыку Вивальди, под вьюгу за окном

Печалиться давайте, давайте! Давайте!

Печалиться давайте об этом и о том. (Александр Величанский)

Величанский любил музыку. Когда-то его товарищ подарил ему несколько пластинок: там были Бах, Гендель, Моцарт и. Вивальди. Из поэзии Александр Величанский любил стихи Мандельштама, Окуджавы, любил читать «Житие» Протопопа Аввакума.

Свои стихи он пел, причём на собственные же мелодии. Была у него и своя мелодия «По музыку Вивальди». О чём это стихотворение? И как он – современный автор – это написал?

И всем нам стало ясно, так ясно! Так ясно,

Что на дворе ненастно, как на сердце у нас,

Что жизнь была напрасна, что жизнь была прекрасна,

Что все мы будем счастливы когда-нибудь. Бог даст. (Александр Величанский)

Скорее всего, здесь можно провести параллель именно с жизнью итальянского гения Антонио Вивальди, музыку которого так любил поэт: Вивальди также при жизни не был признан, более того, его имя не упоминалось в списке итальянских композиторов даже спустя 30 лет после его смерти. Лишь в первой четверти XX века, когда была обнаружена большая часть его произведений, его музыка стала естественной для всех, как звуки ветра или моря. Она словно ждала подходящего момента, чтобы выплеснуться, как вода в запруде.

Я бы жил совсем иначе.

не бежал бы, сжав в комочек

Не толкался бы в вагоне,

На меня б двумя ногами

гражданин не встал.

Я бы жил в лесу усатом,

этак в тыща восьмисотом

с хвостиком году. ( Александр Величанский )

Об этой пресловутой «современности» Величанский сказал совершенно определённо:

«…нет на свете тебя: человек современен лишь Богу:

Богу предвечному вмиг все современны века».

Музыку к стихам «Под музыку Вивальди» напишет Виктор Берковский. Сергей Никитин при записи внесёт свои коррективы, станет соавтором. И далее молодые Никитины разнесут эту песню, как ветер, по клубам, дворцам культуры и студиям. И даже оркестр Поля Мориа не удержится и подхватит мелодию: единственная отечественная песня, запавшая в душу Поля Мориа в течение его московского визита…

«В один из дней Поля Мориа привезли поужинать в Центральный Дом работников искусств. А мы с Татьяной только что отработали там концерт и уже собирались уходить, но нас попросили остаться и что-нибудь исполнить для французских гостей. Мы спели несколько песен, первой из которых была «Под музыку Вивальди». И я увидел, что Мориа буквально «сделал стойку» на эту песню. У Поля Мориа загорелись глаза и он попросил нас подарить эту мелодию. И добавил: «Я без этой музыки не уеду».
Записей у меня не оказалось. Ноты сумели разыскать, и то только потому, что эта песня использовалась в телефильме «Почти смешная история», для чего была сделана оркестровка. С плёнок Серёжи Весёлого было отобрано несколько исполнений — дуэтом, соло, ансамблем — на выбор, переписано на бобину. На следующий день мы пришли к Полю Мориа в «Метрополь», принесли ноты, записи.
А через два месяца во Франции вышла пластинка «Dans les yeux d’Emilie». Оркестр Поля Мориа записал нашу песню, французы перечислили всех авторов: Величанский, Берковский, Никитин. Через некоторое время вышла ещё одна пластинка Поля Мориа, уже на фирме «Мелодия».

Музыка Никитина звучит в театре, кино, на радио и телевидении. Например, его песни мы слышим и в фильме «Москва слезам не верит».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *